Задать вопрос
Новости

ПЕТРОВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ В ВЕРХНЕУРАЛЬСКЕ 2025

17.10.2025
ПЕТРОВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ В ВЕРХНЕУРАЛЬСКЕ 2025
17 октября 2025 года в городе Верхнеуральске состоялась XIII Международная научно-практическая конференция «Петровские образовательные чтения. Духовно-нравственные ценности в современном российском обществе в свете 80-летия Великой Победы». Верхнеуральск уже в пятый раз принимает историческое направление Петровских образовательных чтений. Мероприятие прошло в Верхнеуральской школе №2 и собрало представителей церкви, государственных органов и широкой общественности для обсуждения важнейших вопросов духовного развития современного российского общества.

Пленарная часть началась с торжественного открытия, в ходе которого состоялся показ документального фильма о местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Петре Крутицком. Затем прозвучали приветственные речи от высоких гостей: епископа Магнитогорского и Верхнеуральского Зосимы, главы Верхнеуральского муниципального района Сергея Георгиевича Айбулатова, Митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла (приветствие прочитал иерей Иоанн Малков).

В ходе пленарного заседания выступили известные деятели науки и религии. Так, епископ Орский и Гайский Ириной выступил с докладом на тему «Разум и воля побеждают греховные желания», а доктор исторических наук Сергей Григорьевич Сизов осветил роль специальной военной операции и ее духовные смыслы для будущего России. Протоиерей Петр Панов рассказал о преподобном Зосиме Оренбургском как новом молитвеннике земли Уральской.
Особенным трогательным моментом стала музыкальная композиция «Память», исполненная детской вокальной студией Дворца творчества детей и молодежи города Магнитогорска «Счастливые голоса» (рук. А.О. Кушко).

Затем состоялась презентация книги протоиерея Андрея Гупало «Нагайбакская миссия в XIX - нач. XX вв.», после чего участники мероприятия дискуссировали на тему происхождения нагайбакского народа и кряшенов. В своей работе автор воссоздаёт цельную картину церковной жизни нагайбаков, прослеживает духовную эволюцию народа, становление его как особой этноконфессиональной общности, заостряет внимание на зависимости этих процессов от деятельности Нагайбакской миссии Русской Православной Церкви.

Далее работа продолжилась в специализированных секциях – «История и краеведение», «История казачества» и «Актуальные вопросы истории: Церковь и Государство (исторический контекст)», где состоялись глубокие профессиональные дискуссии и обмен опытом.

Так, на секции «История и краеведение» собрались специалисты и педагоги, чьи выступления охватывали широкий спектр направлений, объединенных идеей укрепления духовно-исторических корней и внедрения инновационных методов в образование.

Первым выступила Светлана Юрьевна Алентьева, методист Областного центра дополнительного образования детей г. Челябинска. Она представила доклад на тему «Краеведение в образовательных учреждениях и цифровые технологии». Автор подчеркнула необходимость активного вовлечения цифровых инструментов в изучении родного края, подчеркнув, что современные дети лучше воспринимают материал, визуализируемый с помощью интерактивных технологий и мультимедийных ресурсов.

Далее выступил Андрей Викторович Безруков, доцент кафедры всеобщей истории МГТУ имени Г.И. Носова совместно со студенткой Елизаветой Кучеренко. Их доклад «Боспоро-Римская война 44/45–49 годов н. э.: материалы артезианской археологической экспедиции студентов МГТУ им. Г.И. Носова» познакомил аудиторию с результатами недавних раскопок, проливающих новый свет на историю древнего противостояния Римской империи и Боспорского царства.

Продолжила обсуждение Анна Олеговна Кушко, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи г. Магнитогорска. Ее доклад «Эффективность интеграции патриотического песенного репертуара в учебный процесс для развития духовно-нравственных качеств ребенка» продемонстрировал успешный опыт включения песен патриотической тематики в уроки музыки и внеклассные занятия, подчеркивая эмоциональную связь детей с историей Родины через творчество.

Старший методист Дворца творчества детей и молодежи г. Магнитогорска Анастасия Борисовна Венецкая поделилась методикой воспитания любви к малой родине через организацию исследовательской деятельности учеников. Доклад «Воспитание любви к родному краю через изучение историко-культурного наследия» показал конкретные шаги и приемы, позволяющие школьникам самостоятельно изучать культурное наследие родного региона.

Интересный взгляд на семейные традиции предложила Людмила Леонидовна Никитина, библиотекарь из магнитогорской средней школы №54 им. Н.Д. Сергиенко. Ее выступление «Жизнь соткана узором предков» было посвящено важности изучения семейного опыта и культурных практик предыдущих поколений, формирующих нравственность и уважение к наследию.

Елена Юрьевна Докучаева, известный краевед и ветеран педагогического труда, поделилась глубокими наблюдениями о традициях празднования Нового года у первых строителей Магнитогорска и местных станичников периода предвоенных десятилетий XX века. Доклад вызвал живой отклик слушателей, заинтересованных в сохранении уникальных локальных обычаев.

Завершило дискуссию совместное выступление Иванны Николаевны Кравцовой и Инессы Александровны Извековой, методистов Дворца творчества детей и молодежи Магнитогорска. Они представили подробный разбор темы Великой Отечественной войны в мероприятиях патриотической направленности, предложив эффективные сценарии и формы реализации военно-патриотических акций, направленных на глубокое осмысление детьми героизма и жертвенности старшего поколения.

Выступления вызвали оживленную полемику и показали единство взглядов педагогов и исследователей на важность бережного отношения к историческому прошлому и преемственности поколений.

На секции «История казачества» собрались эксперты и практики, объединившие усилия для глубокого погружения в исторические корни и современное состояние казачества, а также раскрытия его культурно-духовного потенциала.

Открыло работу секции выступление Ирины Владимировны Андреевой, известного краеведа, члена Союза журналистов России. Ее доклад «Храм и некрополь: историко-культурный контекст» позволил взглянуть на взаимосвязь религиозных и погребальных памятников как важнейшую составляющую культурной среды, отражающую мировоззрение и быт народов, проживающих на территории Урала.

Затем слово взяла Ирина Геннадьевна Крылова, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи из Магнитогорска. Ее выступление «Визуализация истории: использование материалов истории станицы Магнитной для развития творческих способностей обучающихся в изостудии «Зеркало» показало, насколько эффективно применение художественных техник и наглядных образов помогает детям глубже проникнуться духом прошлого и развить творческое мышление.

Светлана Александровна Кожевникова, заведующая сельским клубом деревни Ложкина и помощник Атамана по сохранению казачьих традиций, посвятила свое выступление роли казачества в Великой Отечественной войне. Доклад ярко подчеркнул вклад казаков в Победу над фашизмом, раскрывая неизвестные страницы мужества и самоотверженности казаков.

Наталья Александровна Завьялова, руководитель музея «Казачья изба» села Травники, представила увлекательное повествование «История казачества станицы Травники». Благодаря живым фактам и личным воспоминаниям докладчицы зрители смогли ощутить дыхание настоящей казачьей жизни и быта.

Владимир Михайлович Чернев, директор кадетских классов «Станица Магнитная», поделился успешным опытом воспитания будущих защитников Отечества в выступлении «Наследники Великой Победы: кадеты о подвиге предков». Его доклад убедительно доказывал эффективность сочетания военных дисциплин и глубоких духовно-нравственных уроков истории.
Андрей Павлович Замятин, помощник атамана Оренбургского войскового казачьего общества по молодежной работе, детально описал структуру и методы функционирования молодежных казачьих организаций региона в докладе «Молодежные казачьи организации Оренбургского войскового казачьего общества». Он отметил особую роль казачества в формировании гражданской ответственности и патриотизма среди подростков.

Заключительным стал доклад священнослужителя отца Алексея Комбарова, клирика Свято-Никольского собора г. Верхнеуральска, посвященный теме «Деятельность духовника кадетского корпуса». Отец Алексей подчеркнул ключевую роль духовенства в воспитательном процессе, отметив, что именно православная вера придает смысл служению Отечеству и укрепляет моральный дух юношей-кадетов.

Совокупность представленных докладов позволила всесторонне раскрыть богатейшее историческое и культурное наследие казачества, подчеркнуть его уникальную роль в становлении российской государственности и продемонстрировать пути эффективной трансляции этих ценностей молодому поколению.
В этом году в работе Чтений была открыта новая секция «Актуальные вопросы истории. Церковь и Государство (исторический контекст)», в ходе заседания которой прозвучали яркие и глубоко проработанные доклады, затрагивающие важные стороны взаимодействия светской власти, образовательного сообщества и Русской православной церкви.

Первой выступила Файруза Ямалетдиновна Латыпова, преподаватель и руководитель музея Магнитогорского педагогического колледжа вместе со студентами Полиной Маняхиной и Нурсулу Найзабаевой. Их совместный доклад «Педагоги, прошедшие войну» основывался на архивных документах и воспоминаниях ветеранов-педагогов, переживших Великую Отечественную войну. Авторы рассказали о судьбах учителей-фронтовиков, ставших впоследствии наставниками послевоенного поколения, передававших молодым людям не только знания, но и жизненные уроки стойкости, мужества и веры в будущее.

Еще одним ярким выступлением стал доклад Серафима Олихова, студента той же Омской духовной семинарии, на тему «Нормативная база, регулирующая взаимодействие светской образовательной системы и Русской православной церкви (на примере Омской епархии)». Докладчик обстоятельно проанализировал законодательную базу, регламентирующую сотрудничество церковных и светских учреждений в образовании, выявляя позитивные тенденции и возможные перспективы расширения сотрудничества.

Эти выступления позволили участникам конференции увидеть разные грани сложного процесса взаимодействия государства, общества и Церкви, осознать глубину взаимопроникновения светских и духовных начал в воспитании нового поколения россиян.

Впервые в рамках конференции состоялся уникальный выставочный конкурс «Моя семейная реликвия», участие в котором приняли учащиеся школ Магнитогорска, Верхнеуральска и Форштадта. Конкурс подчеркнул важность передачи семейных традиций и ценностей следующим поколениям.

В завершение цикла мероприятий для гостей конференции была организована экскурсия в гостиную купца В.Е. Гогина и мастер-класс по изготовлению памятного сувенира.

Таким образом, Петровские образовательные чтения вновь подтвердили свою значимость как уникальной площадки для объединения сил Церкви, государства и общества в укреплении духовно-нравственных основ российского народа.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.