Задать вопрос
Статьи

ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КУЛЬТУРНОЙ ТРАНСМИССИИ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ЦЕННОСТЕЙ

01.01.2023
Малеко Е.В., Малеко В.Е.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ КУЛЬТУРНОЙ ТРАНСМИССИИ
СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрен смысл культурной трансмиссии, определено значение данного процесса в передаче и сохранении семейных традиций и ценностей. Одновременно подчеркнуто значение РПЦ в сохранении устоев русской семьи, без которых невозможна идентификация нации. Авторами сделан вывод о том, что русская православная церковь в процессе трансмиссии, основанном на проповеди и духовном авторитете, определяет главные принципы существования семьи, поддерживая тем самым устои государственности.
Ключевые слова: культура, культурная трансмиссия, русская православная церковь, семья, традиции, ценности

Современная культурологическая наука проявляет глубокий интерес к изучению механизма передачи традиций и ценностей. Связь между поколениями устанавливается на самых разных уровнях: как восприятие наследия через памятники искусства, через изобретения, основанные на уже существующих открытиях, через решение общих межпоколенных проблем, которые волнуют предшественников и их потомков. Однако главной связующей нитью в этих процессах является научение, передача накопленных знаний и опыта от поколения к поколению. В этом и заключается глубинный смысл культурной трансмиссии, поддерживающей непрерывную линию в накоплении и постоянном пополнении человеческого наследия.
Русская культура немыслима без тех ценностей и традиций, которые возникли в рамках православной веры, и передавались из поколения в поколение поддержанные церковью. Это наследие, пережившее века, укоренено в глубинах русского сознания и русского духа, определяя русский менталитет, русский характер, весь образ жизни русского человека. В наши дни, когда в различных странах и на разных континентах с пугающей методичностью насаждается влияние Запада, стоит задуматься о тех стержневых основах, которые не дают возможности разрушить уникальность всего русского, подчинив его существование пресловутой вестернизации. Нарастающие угрозы Запада должны получить мощный физический и идеологический отпор, на который способны только патриоты России. В такой ответственный момент русская православная церковь вновь заявляет о своей готовности поддержать крепость духа каждого россиянина, помочь в укреплении национальной культуры, сохраняя ее незыблимые основы и уникальные черты, о чем не раз говорил в своих проповедях патриарх Кирилл, говорят и другие отцы церкви. С этих позиций предпринятое нами исследование вполне актуально, поскольку именно русская православная церковь во все времена выступает за единство и самобытность русского народа на основах веры. В настоящий момент истории нам важно сохранить государственную целостность, остаться единым народом, несмотря на сложность политической ситуации, которая для России остается достаточно непростой.
В этой связи стоит отметить, что основой государственности во все времена был и остается институт семьи. Существует прямая взаимосвязь между крепкой семьей и сильным государством, о чем рассуждал еще древний китайский мудрец Конфуций. Будучи проекцией государства, его уменьшенной копией, именно семья становится хранительницей национальной ментальности, наличие и существование которой не позволяет народу утратить свое единство и культурную самобытность. Семейные традиции, существующие на Руси, во многом определены православной верой. Венчание, крещение детей, забота о родителях, верность супругов и многое другое из поколения в поколение поддерживает церковь, оставаясь мудрым учителем и наставником для всех православных христиан. Целью данной статьи стало рассмотрение значения русской православной церкви в рамках процесса обеспечения культурной трансмиссии семейных традиций и ценностей.
Цель работы определила и круг задач, решение которых было необходимо для всестороннего рассмотрения интересующего нас вопроса. Во-первых, нам нужно было определить семейные традиции и ценности, которые исторически сложились на Руси под влиянием православия. Во-вторых, охарактеризовать те семейные традиции и ценности, которые просуществовали века, будучи хранимыми РПЦ. В-третьих, объяснить механизм культурной трансмиссии, который церковь использовала для сохранения и передачи ценностей и традиций русской семьи, понятных многим поколениям, скрепляющих общую линию существования нации.
Для всестороннего изучения заявленной темы мы обратились к историко-хронологическому методу, который помог нам создать исторический экскурс, касающийся семейных традиций прошлого, пришедших на Русь с утверждением православной веры. Аксиологический метод позволил определить значимые семейные ценности, существование которых было важно в прошлом и не менее важным оказывается и для современного института семьи. Метод анализа дал нам возможность выявить каналы и механизм передачи православных семейных ценностей и традиций от поколения к поколению при непосредственном участии в этом процессе РПЦ, что в целом позволило нам наглядно представить сущность культурной трансмиссии.
Отметим, что вопрос о сохранности семейных ценностей и традиций в России при непосредственном участии в нем РПЦ не раз поднимался в научной литературе. Нам особенно хотелось бы обратить внимание на работы таких авторов как И.А. Журавлева [1], И.Н. Гутара, Л.Б. Абакумова [2], которые непосредственно связывают формирование семейных ценностей на Руси с православной культурой. Мы разделяем точку зрения С.В. Скупанович [3], А.К. Савчишкиной [4], Е.В. Грязновой,
А.Г. Гончарук, В.А. Плаксина, О.С. Белова [5] о том, что самые глубокие морально-нравственные устои формируются в семье. Семья, существующая на православных основах, никогда не воспитает в подрастающем поколении зло и ненависть к другим людям. Православное семейное воспитание – это возможность привить добро, послушание, терпимость, твердость духа и глубокую любовь ко всему человеческому, что и отмечают авторы научных исследований.
По мнению Е.Г. Гаврилюк, традиционные семейные ценности на современном этапе нуждаются в защите [6], так как они подвержены переосмыслению, которое зачастую приводит к их полной утрате. Эту обеспокоенность выражают также Д.В. Кузнецов, Е.Ю. Положенкова [7], которые приходят к общему выводу о том, что традиционные семейные ценности до сих пор остаются стержнем национальной культуры и их хранимость особенно важна для российского социума.
В данной статье, основанной на достаточной теоретической базе, созданной в существующих исследованиях, нам хотелось бы подчеркнуть значение РПЦ в важнейшем процессе культурной трансмиссии, связанном с сохранением устоев русской семьи, без которых невозможна идентификация нации.
Вспоминая о значимости принятия православной веры на Руси, мы не должны забывать о том, что в основе новых религиозных убеждений русский народ получил десять христианских заповедей, навсегда определивших незыблемые морально-нравственные устои. Заповедные поведенческие нормы касались не только личностного бытия, но и взаимоотношений в семье: почитай родителей своих, не прелюбодействуй, – так гласят две из них. За скупыми и строгими словами скрывается очень глубокое, высоконравственное понимание семьи. Родители – ее основа, вся мудрость жизни уже усвоена ими, а потому почтение к ним есть уважение к знаниям и опыту, который накапливался в предшествующих поколениях. Родители – основа семьи, связующее звено между прошлым и будущим. Родители – рождающее, животворящее начало, а потому без родителей нет будущего. Удивительная по силе мудрость заключена в одном только призыве почитать мать и отца, начало начал.
И еще одна семейная мудрость – не прелюбодействуй, храни веру супруге, супругу, ведь семья начинается с таинства брака, где главным свидетелем выступает сам Бог. Клятва в верности, данная перед ликом Его – символ нерушимости семьи, где все проживается совместно: и горе, и радость. Семья, основанная на верности, – надежная семья, где есть поддержка и справедливость, это тот оплот, где каждый член семьи найдет решение всех проблем, спокойствие и защиту.
Этим семейным принципам веками россиян учила русская православная церковь. Отцы церкви передавали народу знание о том, что дает человеку уверенность в завтрашнем дне, о том, с чем надо связывать будущее, в чем находить самую прочную опору. Этой ценностью признавалась семья, и именно эта ценность никогда не подвергалась сомнениям. Счастьем для человека церковь считала создание семьи, видя в нем путь для продолжения рода человеческого. Отсутствие семьи приравнивалось православием к отверженности Богом, часто рассматривалось как наказание за грехи и проступки.
Созданная русской православной церковью доктрина семьи была неоспоримой вплоть до революционных событий начала XX века. В русских семьях воспитание детей происходило традиционно с учетом гендерных ролей, раз и навсегда определенных христианской моралью. Девочку готовили к роли жены и матери, мальчик постигал принципы отцовства, понимание значимых функций главы семьи. Такие устоявшиеся в православии традиционные ценности делали саму жизнь понятной и предсказуемой. Понимание законов семьи определяло общественный порядок, отклонение от нормы сразу становилось явным и имело порицание не только со стороны общественности, но и со стороны самой церкви.
Важно подчеркнуть, что разрушение института семьи в России началось в революционное и послереволюционное время, когда для РПЦ настали очень сложные времена. Под угрозой оказалось само существование церкви, а, значит, она перестала быть цензором, контролирующим морально-нравственные основы семейных отношений. Россияне перестали вступать в брак, живя «во грехе», на законодательном уровне были разрешены разводы, в отсутствие родителей, занятых на производстве, роль воспитателя и учителя будущего поколения взяли на себя дошкольные учреждения и школа. В этот момент духовно-нравственное воспитание и научение были подменены насаждением определенной государством идеологии, в результате чего устоявшиеся традиции и ценности оказались подвергнутыми сомнению. Сейчас мы можем говорить о том, что процесс культурной трансмиссии, касающийся передачи семейных традиций и ценностей был прерван и в таком состоянии существовал вплоть до 90-х годов XX века, то есть до тех пор, пока не началось возрождение утраченного наследия.
В наши дни РПЦ вновь обрела значение духовного наставника, объясняя человеку возможные пути его существования и значимость духовно-нравственных основ, которые достались нам от наших предков. В этом процессе нам видится непрерывность единой линии существования нации, определяется ее устойчивая позиция, в основе которой сила православной веры и духовного единения всех россиян. Механизм культурной трансмиссии, исторически используемый РПЦ для передачи семейных традиций и ценностей, – это проповедь. В традициях русской семьи посещение храма, обращение к священнику как к духовному наставнику, обучение детей в воскресных школах при церквях. Именно в церкви в единой молитве устанавливается духовное единство семьи, что вполне объясняет увеличение количества молодых прихожан в современных храмах. Призывая к смирению греха гордыни в каждом из нас, церковь помогает разрешить конфликты между супругами, найти в себе силы принять позицию близкого человека, не противоречить ему, встав на путь разума. Именно церковь разъясняет своим прихожанам роль женщины и мужчины в семье, определяя их историческое предназначение. Одной из основных тем церковных проповедей является воспитание детей, забота о новом поколении, которое приходит на смену всем ушедшим. Русская православная церковь определяет главные принципы существования семьи: мир, добро, взаимное уважение и забота. Это вечные ценности, культурная значимость которых никогда не может и не должна подвергаться сомнению.
Подводя итог исследованию, нам хотелось бы подчеркнуть, что РПЦ играет важнейшую роль в обеспечении беспрерывного протекания процесса культурной трансмиссии. В этом процессе передача семейных традиций и ценностей, характерных для всех православных, становится одной из главных линий существования нации. Крепкая семья, основанная на законах взаимного уважения, любви и верности является мощным оплотом государственности, что особенно важно на современном этапе, когда Россия находится в сложнейшей геополитической ситуации. Патриотизм и любовь к своему народу может воспитать семья, а русская православная церковь во все времена способствовала этому процессу, давая мощную духовную основу для сохранения единства и независимости государства.
Библиографический список
1.    Журавлева И.А. Традиции православной культуры как основа формирования семейных ценностей // Наука и культура России. 2013. Т.1. С. 118-120.
2.    Гутара И.Н. Роль православных ценностей в формировании семейных традиций // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сб. науч. труд. по мат. Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 53-54.
3.    Скупанович С.В. Личность, семья, религия – грани взаимодействия // Религия и общество: 12 сб. науч. статей под общ ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. Могилев: Могилевский гос. ун-тет им. А.А. Кулешова, 2018. С. 326-328.
4.    Савчишкина А.К. Православная семья как основа духовно-нравственного становления ребенка // Православие. Наука. Образование. 2019. № 1 (7). С. 102-106.
5.    Грязнова Е.В., А.Г. Гончарук, В.А. Плаксин, О.С. Белов Духовно-нравственное воспитание в православной семье: история и современность // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т.9. № 2 (31). С. 64-67.
6.    Гаврилюк Е.Г. Защита семейных традиционных ценностей в современном российском обществе // Нравственные ценности и будущее человечества: мат. ежегодн. Митрофановских церковно-исторических чтений в рамках регионального этапа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений – 2017. Воронеж: Воронежский гос. ун-тет, 2017. С. 237-241.
7.    Кузнецов Д.В., Положенкова Е.Ю. Традиционные семейные ценности в современной российской культуре // Colloquium-Journal. 2019. № 11-3 (35). С. 115-117.
8.    Малеко Е.В. Особенности формирования молодой семьи в контексте истории русской культуры: традиции, проблемы и перспективы / Е.В. Малеко // Молодежь: свобода и ответственность: сб. науч. труд. по мат. VI Петровских образовательных чтений. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. С. 54-58.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.