ЖЕНСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ В ДЕТСКИХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ СМИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
15.01.2023
Соловьева Н.С.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ЖЕНСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ В ДЕТСКИХ
ПЕРИОДИЧЕСКИХ СМИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Аннотация. В статье рассматривается развитие женских гендерных ролей, представленных в отечественных детских периодических журналах. Автор указывает на то, как эталонные женские образы менялись в детской периодике зависимости от изменений, происходящих в обществе. Став образцовой в 30-гг ХХ в. роль работающей женщины потеснила традиционную роль «женщины-матери». В 50-х гг. ХХ в. в связи с демографическим кризисом, гендерная роль «матери» снова становится эталонной для женщины. В 80-х гг. в советской детской периодике женские роли «матери» и «труженицы» слились воедино, создав образцовый образ женщины-труженицы, матери и хорошей хозяйки. По мнению автора, представления об эталонных гендерных ролях в детской периодике начала ХХI в. напрямую связаны с трансформациями, которые затронули детские отечественные СМИ в конце ХХ начале ХХI вв. Переход на негосударственные источники финансирования детских печатных СМИ привел к увеличению развлекательного контента, содержание которого стало определяться политикой учредителей. Прекращение контроля со стороны государства, в свою очередь, ослабило воспитательную и познавательную функции детской периодики, полностью нивелируя социально-патриотический контент. Увеличение количества и разнообразие детских журналов привело к появлению гендерно маркированных изданий для девочек. Как показал анализ, эти издания, в своей массе представляющие собой развлекательно-рекламные гиды, формируют женские образы, которые не имеют ничего общего с эталонными гендерными ролями современных российских женщин.
Ключевые слова: детские СМИ, детские периодические журналы, женские гендерные роли, журналы для девочек, функции СМИ, развлекательный контент.
В современном обществе основным источником информации являются СМИ: периодические издания, радио- и телепередачи, социальные сети и Интернет в целом. СМИ проникают во все сферы жизни, в том числе активно задействованы и в процессе социализации подрастающего поколения. Современные отечественные СМИ для детей и подростков представлены всеми видами, начиная с телевизионных каналов и заканчивая разнообразными печатными изданиями для детей и подростков. Однако так было не всегда. Долгое время единственным доступным и популярным источником информации для детей были газеты и журналы, игравшие важную роль в процессе социализации советских детей. Сегодня печатные периодические издания для детей вынуждены конкурировать с другими видами детских СМИ, однако роль детских периодических журналов в воспитательном процессе по-прежнему значительна.
Как известно, детские СМИ выполняют несколько функций: воспитательную, социализирующую, познавательную и развлекательную [1], при этом приоритет функций во все времена определялся не только возрастом читателей, но и запросами общества. В советский период, начиная с 30-х годов до конца 80-х детские СМИ, находясь под жестким контролем государства, активно участвовали в процессе воспитания подрастающих советских граждан, поэтому в детских СМИ преобладала познавательная и воспитательная информация. Развлекательный материал в детской периодике советского периода присутствовал в основном в изданиях для младших школьников («Чиж», «Мурзилка»), заметно снижаясь в объеме в изданиях для подростков [2].
Основной задачей детских СМИ советской эпохи в числе прочих было выполнение заказа на формирование социальных ролей, в том числе гендерных, что затрагивало в первую очередь женские гендерные роли, которые подверглись значительной трансформации на протяжении ХХ в. Исследования детских отечественных СМИ 30-х годов показывают, что в этот период в общественное сознание активно внедряется образ «женщины-работницы». Проводимая в СССР индустриализация остро нуждалась в рабочей силе, поэтому в сознании подрастающего поколения необходимо было сформировать образ «женщины-труженицы». Традиционный образ «женщины-матери» также присутствует в детской периодике 30-х годов [2], но ему отводилось второстепенное место.
Образ «женщины-матери» начинает занимать главенствующую позицию в детской периодике начиная с середины 50-х годов. Акцентирование внимания на образе матери как эталонной женской роли объясняется не только традиционностью образа, но и развитием демографического кризиса, обусловленного как глобальными изменениями (растущей урбанизацией), так и последствиями Великой Отечественной Войны [3].
В 70-х годах до середины 80-х годов, образы «женщины-матери» и «женщины-труженицы» сливаются в единое целое. В качестве идеального образа для подражания в детской периодике предлагается образ волевой, активно участвующей в социальной и политической жизни страны женщины, при этом любящей матери и хорошей хозяйки [4, c. 23].
Потрясения 90-х годов не могли не сказаться на представлениях о гендерных женских ролях. Однако трансформациям подверглись не только социальные роли, но и сами СМИ. К примеру, появилось много новых печатных периодических изданий для детей и подростков. Наряду с хорошо известными изданиями, такими как «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Костёр», «Юный техник» и др., издаются новые многожанровые журналы, некоторые из которых имеют ярко выраженную гендерную направленность, причем журналов для девочек представлено на рынке гораздо больше, чем журналов для мальчиков.
Второй особенностью современных детских СМИ является то, что они больше не контролируются государством в полной мере. Детские печатные СМИ больше не являются средством продвижения государственной идеологии. Чаще всего в качестве учредителей как печатных, так и сетевых детско-юношеских изданий выступают общественные организации, государственные учреждения или любительские объединения по интересам, на средства и гранты которых детские издания и существуют [5]. Следствием этого является то, что издания вынуждены отражать политику фонда или организации, которые их финансируют. Правда, в некоторых региональных изданиях («Сибирячок», «Тюменские непоседы») можно обнаружить продвижение региональных интересов [6].
Еще одной отличительной характеристикой современных детских периодических журналов является их развлекательный характер. Исследователи нередко объясняют отсутствие воспитательного и познавательного контента в детской журналистике влиянием западного принципа подачи информации, который основывается на развлекательной составляющей [Жукова]. Более того, влияние зарубежных тенденций иногда настолько ощутимо, что можно встретить журналы, в которых присутствуют стереотипные модели поведения, заимствованные из англо-американской культуры и предъявляемые российским читателям как эталонные («Играем с Барби», «Волшебницы Винкс») [1; 7].
Не оспаривая факт влияния западных СМИ, нельзя не отметить, что тенденция к увеличению развлекательного контента в детских СМИ начала прослеживаться еще в 70-х годах ХХ в. [8]. Кроме этого, ориентир на развлекательный контент в современных детских СМИ нередко является необходимостью, т. к. современные периодические издания, как правило, находятся на самоокупаемости, а яркий и легкий контент привлекает читателей и обеспечивает продажу изданий.
Перечисленные особенности современных печатных детских СМИ оказывают значительное влияние на формирование женских гендерных ролей, и особый интерес в этой связи представляют журналы для девочек, которые формируют вкусы и интересы будущих женщин.
Идеальные для советского времени образы «женщины-труженицы» и «женщины-матери» детализировались и видоизменились. Отечественные СМИ активно развивают новые женские образы. Современная женщина – это не только мать, но и политик, бизнесвумен, спутница мужчины, хороший исполнительный работник и творческая личность [9]. Как видно из перечисленного образы современных женщин разнообразны и интересны. Однако если обратиться к журналам для девочек («Elle Girl», «Маруся», «Стрекоза», «Штучка», «Волшебницы Винкс», «Классная девчонка», «Играем с Барби», «Мир принцесс»), то можно увидеть, что их содержание мало способствует развитию социальных ролей современной российской женщины.
Журналы для девочек дошкольного и младшего школьного возраста («Играем с Барби», «Мир принцесс») содержат много иллюстраций и развлекательного контента, что в целом характерно для детских периодических изданий этой возрастной группы. Представляется, что акцент на формирование гендерных женских ролей должен делаться в журналах для девочек-подростков. Однако анализ пяти журналов для девочек-подростков показал, что три из них («Elle Girl», «Стрекоза», «Штучка») преследуют цели исключительно рекламного характера, информируя о новых товарах и услугах.
Положительной стороной подростковой периодики являются статьи, дающие психологические советы по выходу из сложных ситуаций. В журнале «Классная девчонка» даже встречаются советы по развитию лидерских качеств. Однако все психологические проблемы, разбираемые на страницах журналов, как правило, связаны с личностными проблемами девочек-подростков и редко выходят за приделы привычно социального окружения «одноклассники-подруги». Проблемы, которые могут возникнуть в процессе взросления, например конфликты с родственниками старшего поколения, как правило не рассматриваются.
Во всех подростковых журналах для девочек приводятся кулинарные рецепты, советы по ведению хозяйства и сохранению здоровья, тем самым поддерживая стереотипное представление о том, что девочка – это будущая хозяйка. Много внимания в журналах уделено событиям из жизни знаменитостей. Однако развлекательный и рекламный контент в целом превалирует над остальной информацией.
Единственный журнал, в котором прослеживается воспитательная функция, журнал «Маруся», позиционирующий себя как первый журнал для девочек. К примеру, журнал организовал два патриотических проекта, один из них был посвящен 75-летию Победы, второй носит названные «Россия-моё будущее». Однако этот журнал скорее исключение и рассчитан на девочек в возрастной группе от 11 до 14 лет.
В целом можно отметить, что большинство современных периодических изданий для девочек предоставляют собой в основном рекламно-развлекательные гиды по миру красоты, моды и жизни знаменитостей. Конечно, в статьях о последних модных тенденциях и новинках из мира красоты нет ничего плохого, но этого явно недостаточно, чтобы в будущем успешно выполнять предписанные современным обществом женские гендерные роли. Материалы, размещённые в журналах, скорее направлены на воспитание грамотных потребителей товаров и услуг, сконцентрированных на личностном успехе.
В заключении можно сказать, сто современные журналы для девочек имеют те же недостатки, что журналы для подростков вообще. Гедонистический и развлекательный подход к материалам в детских периодических изданиях в особенности для подростков приводит к тому, что многие проблемы, волнующие современных подростков, остаются вне поля зрения изданий. К примеру, в детской периодике не поднимаются проблемы, связанные с вопросами экономики и права, общественного устройства, взаимоотношения людей разных поколений, проблемы выбора будущей профессии. Несмотря на разнообразие и количество, печатные издания для детей и подростков пока не отвечают ни запросам современных подростков, ни общества в целом [5; 10]. Уход государства из сферы детских СМИ привело к тому, что в современной России нет изданий общественно-политической и патриотической тематики, формирующей государственную идеологию и общероссийскую идентичность [10; 11]. Отсутствуют в детской периодике, как показало наше наблюдение, и четко выраженные эталонные образцы гендерных женских ролей.
Хочется надеяться, что изменения, происходящие, в современной России в текущий период, окажут позитивное воздействие в том числе и на детскую периодику, которая, при пересмотре содержания контента и способа его подачи, сможет стать для детей не только источником развлечений, но и вернет свои прежние воспитательные функции.
Библиографический список
1. Жукова Д.А. Методы воздействия на общественное сознание в детских СМИ // Историческая социально-образовательная мысль. 2010. №4. С. 17-22.
2. Сазоненко М.А. Гендерный аспект в детской игровой культуре советской эпохи на примере детских журналов (1920-1980 годы) // Художественная культура. 2020. №1. С. 392-412.
3. Переведенцев В.И. Послевоенная динамика населения СССР и России. URL: http://scbist.com/blogs/admin/504-poslevoennaya-dinamika-naseleniya-sssr-i-rossii-v-i-perevedencev.html
4. Дубровская Т.В. Репрезентации женщины в советских детских журналах (на материале журнала «Пионер») // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения. Материалы 61-го международного научного форума (21-22 апреля, 2022 г.). СПб: СПбГУ, 2022. Т. 2. С. 22-23.
5. Орехова Н.А. Печатные и сетевые СМИ для детей и подростков на постсоветском пространстве // Век информации (сетевое издание). 2019. Т. 3. №1(6). С. 71-75.
6. Князева М. Что может предложить журналистика детям, воспитанным гаджетами // Журналист. 2019. 7 июня. URL: https://jrnlst.ru/childrens-mag
7. Гайдук Т.В. Проблемы формирования в СМИ картины мира у детских целевых аудиторий (на примере материалов журнала «Тридевятое царство») // Филология. 2016. № 5(5). С. 45-48.
8. Sazonenko M.A. Visual representation of gender images in children magazines on the late soviet period (1960–1980S) // Communications. Media. Design. 2021. Vol. 6. №1. pp. 98-111.
9. Балалуева И.А. Образ женщины в современной российской прессе: ключевые характеристики и масштабы трансформации // Вестник Московского университета. Серия. 10. Журналистика. 2013. №6. С. 134-152.
10. Кулакова Н.Л. Тематическая направленность детских и подростковых СМИ, включенных в холдинговые структуры // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №5(360). С. 388-394.
11. Горбатова Н.В., Рябова Т.Г. Место детской прессы в государственной информационной политике Российской Федерации: проблемы и перспективы // Управленческое консультирование. 2018. №4 (112). С. 130-141.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ЖЕНСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ В ДЕТСКИХ
ПЕРИОДИЧЕСКИХ СМИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Аннотация. В статье рассматривается развитие женских гендерных ролей, представленных в отечественных детских периодических журналах. Автор указывает на то, как эталонные женские образы менялись в детской периодике зависимости от изменений, происходящих в обществе. Став образцовой в 30-гг ХХ в. роль работающей женщины потеснила традиционную роль «женщины-матери». В 50-х гг. ХХ в. в связи с демографическим кризисом, гендерная роль «матери» снова становится эталонной для женщины. В 80-х гг. в советской детской периодике женские роли «матери» и «труженицы» слились воедино, создав образцовый образ женщины-труженицы, матери и хорошей хозяйки. По мнению автора, представления об эталонных гендерных ролях в детской периодике начала ХХI в. напрямую связаны с трансформациями, которые затронули детские отечественные СМИ в конце ХХ начале ХХI вв. Переход на негосударственные источники финансирования детских печатных СМИ привел к увеличению развлекательного контента, содержание которого стало определяться политикой учредителей. Прекращение контроля со стороны государства, в свою очередь, ослабило воспитательную и познавательную функции детской периодики, полностью нивелируя социально-патриотический контент. Увеличение количества и разнообразие детских журналов привело к появлению гендерно маркированных изданий для девочек. Как показал анализ, эти издания, в своей массе представляющие собой развлекательно-рекламные гиды, формируют женские образы, которые не имеют ничего общего с эталонными гендерными ролями современных российских женщин.
Ключевые слова: детские СМИ, детские периодические журналы, женские гендерные роли, журналы для девочек, функции СМИ, развлекательный контент.
В современном обществе основным источником информации являются СМИ: периодические издания, радио- и телепередачи, социальные сети и Интернет в целом. СМИ проникают во все сферы жизни, в том числе активно задействованы и в процессе социализации подрастающего поколения. Современные отечественные СМИ для детей и подростков представлены всеми видами, начиная с телевизионных каналов и заканчивая разнообразными печатными изданиями для детей и подростков. Однако так было не всегда. Долгое время единственным доступным и популярным источником информации для детей были газеты и журналы, игравшие важную роль в процессе социализации советских детей. Сегодня печатные периодические издания для детей вынуждены конкурировать с другими видами детских СМИ, однако роль детских периодических журналов в воспитательном процессе по-прежнему значительна.
Как известно, детские СМИ выполняют несколько функций: воспитательную, социализирующую, познавательную и развлекательную [1], при этом приоритет функций во все времена определялся не только возрастом читателей, но и запросами общества. В советский период, начиная с 30-х годов до конца 80-х детские СМИ, находясь под жестким контролем государства, активно участвовали в процессе воспитания подрастающих советских граждан, поэтому в детских СМИ преобладала познавательная и воспитательная информация. Развлекательный материал в детской периодике советского периода присутствовал в основном в изданиях для младших школьников («Чиж», «Мурзилка»), заметно снижаясь в объеме в изданиях для подростков [2].
Основной задачей детских СМИ советской эпохи в числе прочих было выполнение заказа на формирование социальных ролей, в том числе гендерных, что затрагивало в первую очередь женские гендерные роли, которые подверглись значительной трансформации на протяжении ХХ в. Исследования детских отечественных СМИ 30-х годов показывают, что в этот период в общественное сознание активно внедряется образ «женщины-работницы». Проводимая в СССР индустриализация остро нуждалась в рабочей силе, поэтому в сознании подрастающего поколения необходимо было сформировать образ «женщины-труженицы». Традиционный образ «женщины-матери» также присутствует в детской периодике 30-х годов [2], но ему отводилось второстепенное место.
Образ «женщины-матери» начинает занимать главенствующую позицию в детской периодике начиная с середины 50-х годов. Акцентирование внимания на образе матери как эталонной женской роли объясняется не только традиционностью образа, но и развитием демографического кризиса, обусловленного как глобальными изменениями (растущей урбанизацией), так и последствиями Великой Отечественной Войны [3].
В 70-х годах до середины 80-х годов, образы «женщины-матери» и «женщины-труженицы» сливаются в единое целое. В качестве идеального образа для подражания в детской периодике предлагается образ волевой, активно участвующей в социальной и политической жизни страны женщины, при этом любящей матери и хорошей хозяйки [4, c. 23].
Потрясения 90-х годов не могли не сказаться на представлениях о гендерных женских ролях. Однако трансформациям подверглись не только социальные роли, но и сами СМИ. К примеру, появилось много новых печатных периодических изданий для детей и подростков. Наряду с хорошо известными изданиями, такими как «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Костёр», «Юный техник» и др., издаются новые многожанровые журналы, некоторые из которых имеют ярко выраженную гендерную направленность, причем журналов для девочек представлено на рынке гораздо больше, чем журналов для мальчиков.
Второй особенностью современных детских СМИ является то, что они больше не контролируются государством в полной мере. Детские печатные СМИ больше не являются средством продвижения государственной идеологии. Чаще всего в качестве учредителей как печатных, так и сетевых детско-юношеских изданий выступают общественные организации, государственные учреждения или любительские объединения по интересам, на средства и гранты которых детские издания и существуют [5]. Следствием этого является то, что издания вынуждены отражать политику фонда или организации, которые их финансируют. Правда, в некоторых региональных изданиях («Сибирячок», «Тюменские непоседы») можно обнаружить продвижение региональных интересов [6].
Еще одной отличительной характеристикой современных детских периодических журналов является их развлекательный характер. Исследователи нередко объясняют отсутствие воспитательного и познавательного контента в детской журналистике влиянием западного принципа подачи информации, который основывается на развлекательной составляющей [Жукова]. Более того, влияние зарубежных тенденций иногда настолько ощутимо, что можно встретить журналы, в которых присутствуют стереотипные модели поведения, заимствованные из англо-американской культуры и предъявляемые российским читателям как эталонные («Играем с Барби», «Волшебницы Винкс») [1; 7].
Не оспаривая факт влияния западных СМИ, нельзя не отметить, что тенденция к увеличению развлекательного контента в детских СМИ начала прослеживаться еще в 70-х годах ХХ в. [8]. Кроме этого, ориентир на развлекательный контент в современных детских СМИ нередко является необходимостью, т. к. современные периодические издания, как правило, находятся на самоокупаемости, а яркий и легкий контент привлекает читателей и обеспечивает продажу изданий.
Перечисленные особенности современных печатных детских СМИ оказывают значительное влияние на формирование женских гендерных ролей, и особый интерес в этой связи представляют журналы для девочек, которые формируют вкусы и интересы будущих женщин.
Идеальные для советского времени образы «женщины-труженицы» и «женщины-матери» детализировались и видоизменились. Отечественные СМИ активно развивают новые женские образы. Современная женщина – это не только мать, но и политик, бизнесвумен, спутница мужчины, хороший исполнительный работник и творческая личность [9]. Как видно из перечисленного образы современных женщин разнообразны и интересны. Однако если обратиться к журналам для девочек («Elle Girl», «Маруся», «Стрекоза», «Штучка», «Волшебницы Винкс», «Классная девчонка», «Играем с Барби», «Мир принцесс»), то можно увидеть, что их содержание мало способствует развитию социальных ролей современной российской женщины.
Журналы для девочек дошкольного и младшего школьного возраста («Играем с Барби», «Мир принцесс») содержат много иллюстраций и развлекательного контента, что в целом характерно для детских периодических изданий этой возрастной группы. Представляется, что акцент на формирование гендерных женских ролей должен делаться в журналах для девочек-подростков. Однако анализ пяти журналов для девочек-подростков показал, что три из них («Elle Girl», «Стрекоза», «Штучка») преследуют цели исключительно рекламного характера, информируя о новых товарах и услугах.
Положительной стороной подростковой периодики являются статьи, дающие психологические советы по выходу из сложных ситуаций. В журнале «Классная девчонка» даже встречаются советы по развитию лидерских качеств. Однако все психологические проблемы, разбираемые на страницах журналов, как правило, связаны с личностными проблемами девочек-подростков и редко выходят за приделы привычно социального окружения «одноклассники-подруги». Проблемы, которые могут возникнуть в процессе взросления, например конфликты с родственниками старшего поколения, как правило не рассматриваются.
Во всех подростковых журналах для девочек приводятся кулинарные рецепты, советы по ведению хозяйства и сохранению здоровья, тем самым поддерживая стереотипное представление о том, что девочка – это будущая хозяйка. Много внимания в журналах уделено событиям из жизни знаменитостей. Однако развлекательный и рекламный контент в целом превалирует над остальной информацией.
Единственный журнал, в котором прослеживается воспитательная функция, журнал «Маруся», позиционирующий себя как первый журнал для девочек. К примеру, журнал организовал два патриотических проекта, один из них был посвящен 75-летию Победы, второй носит названные «Россия-моё будущее». Однако этот журнал скорее исключение и рассчитан на девочек в возрастной группе от 11 до 14 лет.
В целом можно отметить, что большинство современных периодических изданий для девочек предоставляют собой в основном рекламно-развлекательные гиды по миру красоты, моды и жизни знаменитостей. Конечно, в статьях о последних модных тенденциях и новинках из мира красоты нет ничего плохого, но этого явно недостаточно, чтобы в будущем успешно выполнять предписанные современным обществом женские гендерные роли. Материалы, размещённые в журналах, скорее направлены на воспитание грамотных потребителей товаров и услуг, сконцентрированных на личностном успехе.
В заключении можно сказать, сто современные журналы для девочек имеют те же недостатки, что журналы для подростков вообще. Гедонистический и развлекательный подход к материалам в детских периодических изданиях в особенности для подростков приводит к тому, что многие проблемы, волнующие современных подростков, остаются вне поля зрения изданий. К примеру, в детской периодике не поднимаются проблемы, связанные с вопросами экономики и права, общественного устройства, взаимоотношения людей разных поколений, проблемы выбора будущей профессии. Несмотря на разнообразие и количество, печатные издания для детей и подростков пока не отвечают ни запросам современных подростков, ни общества в целом [5; 10]. Уход государства из сферы детских СМИ привело к тому, что в современной России нет изданий общественно-политической и патриотической тематики, формирующей государственную идеологию и общероссийскую идентичность [10; 11]. Отсутствуют в детской периодике, как показало наше наблюдение, и четко выраженные эталонные образцы гендерных женских ролей.
Хочется надеяться, что изменения, происходящие, в современной России в текущий период, окажут позитивное воздействие в том числе и на детскую периодику, которая, при пересмотре содержания контента и способа его подачи, сможет стать для детей не только источником развлечений, но и вернет свои прежние воспитательные функции.
Библиографический список
1. Жукова Д.А. Методы воздействия на общественное сознание в детских СМИ // Историческая социально-образовательная мысль. 2010. №4. С. 17-22.
2. Сазоненко М.А. Гендерный аспект в детской игровой культуре советской эпохи на примере детских журналов (1920-1980 годы) // Художественная культура. 2020. №1. С. 392-412.
3. Переведенцев В.И. Послевоенная динамика населения СССР и России. URL: http://scbist.com/blogs/admin/504-poslevoennaya-dinamika-naseleniya-sssr-i-rossii-v-i-perevedencev.html
4. Дубровская Т.В. Репрезентации женщины в советских детских журналах (на материале журнала «Пионер») // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения. Материалы 61-го международного научного форума (21-22 апреля, 2022 г.). СПб: СПбГУ, 2022. Т. 2. С. 22-23.
5. Орехова Н.А. Печатные и сетевые СМИ для детей и подростков на постсоветском пространстве // Век информации (сетевое издание). 2019. Т. 3. №1(6). С. 71-75.
6. Князева М. Что может предложить журналистика детям, воспитанным гаджетами // Журналист. 2019. 7 июня. URL: https://jrnlst.ru/childrens-mag
7. Гайдук Т.В. Проблемы формирования в СМИ картины мира у детских целевых аудиторий (на примере материалов журнала «Тридевятое царство») // Филология. 2016. № 5(5). С. 45-48.
8. Sazonenko M.A. Visual representation of gender images in children magazines on the late soviet period (1960–1980S) // Communications. Media. Design. 2021. Vol. 6. №1. pp. 98-111.
9. Балалуева И.А. Образ женщины в современной российской прессе: ключевые характеристики и масштабы трансформации // Вестник Московского университета. Серия. 10. Журналистика. 2013. №6. С. 134-152.
10. Кулакова Н.Л. Тематическая направленность детских и подростковых СМИ, включенных в холдинговые структуры // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №5(360). С. 388-394.
11. Горбатова Н.В., Рябова Т.Г. Место детской прессы в государственной информационной политике Российской Федерации: проблемы и перспективы // Управленческое консультирование. 2018. №4 (112). С. 130-141.