ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ЕДИНСТВЕ СЕМЕЙНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
06.01.2024
Ильина Г.В.
МГТУ им. Г.И. Носова,г. Магнитогорск
Горбунова Ж. В., Спасибухова Д.П.,Полякова Ю. А.
Центр развития ребенка – детский сад № 97, г. Магнитогорск
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ЕДИНСТВЕ СЕМЕЙНОГО
И ДОШКОЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрен ряд документов касающихся прав детей на образование, защиту ребенка, указывающих на права и обязанности родителей и других лиц, несущих ответственность за ребенка. Уточнены понятия: здоровьесберегающая среда;здоровьесберегающие технологии, технологии физкультурно-оздоровительной направленности.Обозначены здоровьесберегающие технологии, реализуемые с детьми раннего возраста в единстве семейного и дошкольного общественного образования.Выделен ряд условий для обучения и воспитания ребенка в здоровьесберегающей среде. Представлен опыт работы по формированию готовности законных представителей семей воспитанников к реализации здоровьесберегающих технологий с детьми в условиях семейного воспитания на примере консультационного центра, созданного на базе МДОУ ЦРР «Детский сад № 97» г. Магнитогорска Челябинской области. Выделены этапы работы с родителями с учетом формирования 3 компонентов: ценностно-мотивационный; теоретический и практический.
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, здоровьесберегающие технологии, семейное и дошкольное общественное образование, консультативный центр, ранний возраст
В Концепции дошкольного образования отводится ведущее место решению проблем, которые связаны с защитой и укреплением здоровья детей. Концепция подчеркивает единство семейного и дошкольного общественного образования, обеспечивающие психическое, физическое, социальное, эмоциональное благополучие ребенка.
Ряд документов:
– Декларация прав ребенка;
– Конвенция ООН о правах ребёнка;
– Конституция РФ;
– Семейный кодекс;
– ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
– Федеральный Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и др., провозглашают права детей на образование, защиту ребенка, указывают права и обязанности родителей и других лиц, несущих ответственность за ребенка.
В документах подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботы и помощь, для чего в семье как естественной среде для обитания и для благополучия всех членов и особенно детей. Документы предупреждают родителей об авторитаризме в семейном воспитании. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Также в документах прописано, что воспитание и обучение ребенка (начиная с раннего возраста) необходимо осуществлять в здоровьесберегающей среде.
Реализация важных положений Концепции, связанных с защитой и укреплением здоровья детей, нацелила нас на поиск оптимальных здоровьесберегающих технологий (в том числе технологий физкультурно-оздоровительной направленности) с детьми раннего возраста, которые найдут широкое применение в условиях дошкольной организации и семье.
Здоровьесберегающие технологии мы определяем как как «…система мер, обеспечивающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на поддержание здоровья участников педагогического процесса (дети, законные представители семей воспитанников, педагоги)» [4, с.134].
Здоровьесберегающая среда – это система, которая создает максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личного и физического здоровья всех субъектов образования[1].
В исследованиях Сонькина В.Д., Зарецкой С.К. выделен ряд условий для обучения и воспитания ребенка в здоровьесберегающей среде:
– (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методов обучения и воспитания);
– рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастом, полом, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
– учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный моторный режим [2].
Анализируя заболеваемость детей раннего возраста в группах, мы отметили, что, несмотря на усилия, предпринимаемые преподавательским составом, количество случаев заболеваемости с годами не уменьшается. Изучены представления детей о здоровье и заболевании и характере их эмоционального отношения к проблемам со здоровьем с использованием метода О.С. Васильева, Ф.Р. Филатова. Опасение заключается в том, что более половины заболеваний – это грипп и острые инфекции верхних дыхательных путей, основная часть которых возникает в период массовых вспышек гриппа и ОРВИ.
Кроме этого, период адаптации ребенка к образовательному учреждению связан с нестабильным психоэмоциональным состоянием, способствующим разного рода заболеваниям. Опасения по поводу выявленной картины состояния здоровья детей побудили педагогов нашего учреждения применять не только традиционные здоровьесберегающие технологии, но и искать современные технологии, наиболее эффективные методы и приемы для улучшения здоровья детей раннего возраста в ДОУ и семье.
Нами изучена здоровьесберегающая ситуация в семьях детей по шкале, предложенной М. Мусановой. Учтена пилотная работа по взаимодействию детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей 2-3 лет МБДОУ д / с № 31 «Золотая рыбка» г. Белорецк и др.
На базе нашего учреждения создан консультативный центр по формированию готовности законных представителей семей воспитанников к реализации здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста. Обозначим оптимальные формы работы, применяемые в центре: консультация; игротренинг; круглый стол; совместные занятия-тренировки с детьми и др. [3].
В таблице 1 выделены оптимальные здоровьесберегающие технологии физкультурно-оздоровительной направленности, применяемые с детьми раннего возраста в условиях образовательного учреждения и семье.
Выделим этапы работы с семьями.
Первый этап – определение уровня готовности родителей к реализации здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста в семье.Нашей командой разработан опросник на определение актуального уровня готовности родителей к реализации ЗСТ с детьми раннего и дошкольного возраста в ДОУ и семье, который выявил проблемные зоны и нацелил на поиск путей решения данной проблемы.
Второй этап – формирование у родителей знаний о видах здоровьесберегающих технологий,значимость двигательной активности(теоретический, ценностно-мотивационный компонент):
– технологии сохранения и стимулирования здоровья; обучения здоровому образу жизни; коррекционные (психогимнастика, закаливание,самомассаж,физкультурные минутки и паузы, глазодвигательная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, подвижные игры, технологии музыкального воздействия и др.)[4].
Для эффективного применения здоровьесберегающих технологий с детьми в условиях семейного воспитания родителям необходимы знания о психофизических особенностях детей 2-3 лет. Отметим, что активные движения детей двух лет составляют 70% времени бодрствования, трехлетних – не менее 60%. Процессы облучения в коре головного мозга преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей неточны, не скоординированы. Внимание в этом возрасте все еще нестабильно, и дети не могут долго концентрироваться на чем-то одном и быстро устают. С рождения до трехлетнего возраста возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата заметно возрастают, но мышечная сила все еще очень мала. Все суставы ребенка из-за слабого развития связочного аппарата и мышц очень подвижны.
Родителям предложены совместные занятия-тренировки с детьми (зверойога,фитбол-гимнастика и др.), в ходе которых у взрослых формируется здоровьесберегающая позиция, желание применить данные технологии в семье(практический компонент).
Выделим ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать для формирования здоровьесберегающей среды в семье:
– соблюдение режимных моментов;
– четкая организация теплового и воздушного режима;
– рационально подобранная одежда для детей (в зависимости от сезона, местонахождения ребенка; соблюдение режимов ходьбы при температуре 15-20 градусов;
– в проветриваемом помещении;
– ходьба босиком при температуре пола 18 градусов;
– ходьба по мокрым дорожкам не более 1 мин;
– обтирание мокрым полотенцем (особенно летом);
–воздушные ванны;
– гигиенические процедуры; обширное мытье (руки до локтя, области воротника и лица);
– уход за полостью рта и зубами является основным компонентом профилактики стоматологических заболеваний (обучение уходу за зубами и полостью рта начинается с 2-3 лет).
Подведены итоги работы консультативного центра за 2022-2023 гг., которые подтверждают эффективность применения обозначенных здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста в единстве семейного и дошкольного общественного образования.
Надеемся, что представленный опыт работы с законными представителями семей воспитанников найдет широкое применение, позволит педагогам-практикам последовательно формировать готовность законных представителей семей воспитанников к сохранению, укреплению и обогащению здоровья детей в условиях семейного воспитания.
Библиографический список
1. Гайдадина И.И. Повышение уровня физической культуры детей 2-3 лег на основе интенсификации совместной с родителями физкультурно-спортивной деятельности / И.И. Гайдадина. Краснодар, 2017. 23 с.
2. Зарецкая С.К. Теоретико-методологические основы здоровьесберегающего подхода к учебному процессу / С.К. Зарецкая // Профильная школа. 2018. №4. С. 33.
3. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И. Крылова. Волгоград: Учитель, 2019. 218 с.
4. Ильина Г.В. Теории и технологии физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск.гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. 191 с.
5. Особенности планирования физкультурной деятельности детей раннего возраста» [Текст] : учебное пособие / Н. С. Пыталева, Н. А. Ведешкина, Г. В. Ильина, В. С. Строгонова. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск.гос. Техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2016. 179 с.
МГТУ им. Г.И. Носова,г. Магнитогорск
Горбунова Ж. В., Спасибухова Д.П.,Полякова Ю. А.
Центр развития ребенка – детский сад № 97, г. Магнитогорск
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ЕДИНСТВЕ СЕМЕЙНОГО
И ДОШКОЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрен ряд документов касающихся прав детей на образование, защиту ребенка, указывающих на права и обязанности родителей и других лиц, несущих ответственность за ребенка. Уточнены понятия: здоровьесберегающая среда;здоровьесберегающие технологии, технологии физкультурно-оздоровительной направленности.Обозначены здоровьесберегающие технологии, реализуемые с детьми раннего возраста в единстве семейного и дошкольного общественного образования.Выделен ряд условий для обучения и воспитания ребенка в здоровьесберегающей среде. Представлен опыт работы по формированию готовности законных представителей семей воспитанников к реализации здоровьесберегающих технологий с детьми в условиях семейного воспитания на примере консультационного центра, созданного на базе МДОУ ЦРР «Детский сад № 97» г. Магнитогорска Челябинской области. Выделены этапы работы с родителями с учетом формирования 3 компонентов: ценностно-мотивационный; теоретический и практический.
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, здоровьесберегающие технологии, семейное и дошкольное общественное образование, консультативный центр, ранний возраст
В Концепции дошкольного образования отводится ведущее место решению проблем, которые связаны с защитой и укреплением здоровья детей. Концепция подчеркивает единство семейного и дошкольного общественного образования, обеспечивающие психическое, физическое, социальное, эмоциональное благополучие ребенка.
Ряд документов:
– Декларация прав ребенка;
– Конвенция ООН о правах ребёнка;
– Конституция РФ;
– Семейный кодекс;
– ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
– Федеральный Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и др., провозглашают права детей на образование, защиту ребенка, указывают права и обязанности родителей и других лиц, несущих ответственность за ребенка.
В документах подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботы и помощь, для чего в семье как естественной среде для обитания и для благополучия всех членов и особенно детей. Документы предупреждают родителей об авторитаризме в семейном воспитании. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Также в документах прописано, что воспитание и обучение ребенка (начиная с раннего возраста) необходимо осуществлять в здоровьесберегающей среде.
Реализация важных положений Концепции, связанных с защитой и укреплением здоровья детей, нацелила нас на поиск оптимальных здоровьесберегающих технологий (в том числе технологий физкультурно-оздоровительной направленности) с детьми раннего возраста, которые найдут широкое применение в условиях дошкольной организации и семье.
Здоровьесберегающие технологии мы определяем как как «…система мер, обеспечивающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на поддержание здоровья участников педагогического процесса (дети, законные представители семей воспитанников, педагоги)» [4, с.134].
Здоровьесберегающая среда – это система, которая создает максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личного и физического здоровья всех субъектов образования[1].
В исследованиях Сонькина В.Д., Зарецкой С.К. выделен ряд условий для обучения и воспитания ребенка в здоровьесберегающей среде:
– (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методов обучения и воспитания);
– рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастом, полом, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
– учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный моторный режим [2].
Анализируя заболеваемость детей раннего возраста в группах, мы отметили, что, несмотря на усилия, предпринимаемые преподавательским составом, количество случаев заболеваемости с годами не уменьшается. Изучены представления детей о здоровье и заболевании и характере их эмоционального отношения к проблемам со здоровьем с использованием метода О.С. Васильева, Ф.Р. Филатова. Опасение заключается в том, что более половины заболеваний – это грипп и острые инфекции верхних дыхательных путей, основная часть которых возникает в период массовых вспышек гриппа и ОРВИ.
Кроме этого, период адаптации ребенка к образовательному учреждению связан с нестабильным психоэмоциональным состоянием, способствующим разного рода заболеваниям. Опасения по поводу выявленной картины состояния здоровья детей побудили педагогов нашего учреждения применять не только традиционные здоровьесберегающие технологии, но и искать современные технологии, наиболее эффективные методы и приемы для улучшения здоровья детей раннего возраста в ДОУ и семье.
Нами изучена здоровьесберегающая ситуация в семьях детей по шкале, предложенной М. Мусановой. Учтена пилотная работа по взаимодействию детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей 2-3 лет МБДОУ д / с № 31 «Золотая рыбка» г. Белорецк и др.
На базе нашего учреждения создан консультативный центр по формированию готовности законных представителей семей воспитанников к реализации здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста. Обозначим оптимальные формы работы, применяемые в центре: консультация; игротренинг; круглый стол; совместные занятия-тренировки с детьми и др. [3].
В таблице 1 выделены оптимальные здоровьесберегающие технологии физкультурно-оздоровительной направленности, применяемые с детьми раннего возраста в условиях образовательного учреждения и семье.
Выделим этапы работы с семьями.
Первый этап – определение уровня готовности родителей к реализации здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста в семье.Нашей командой разработан опросник на определение актуального уровня готовности родителей к реализации ЗСТ с детьми раннего и дошкольного возраста в ДОУ и семье, который выявил проблемные зоны и нацелил на поиск путей решения данной проблемы.
Второй этап – формирование у родителей знаний о видах здоровьесберегающих технологий,значимость двигательной активности(теоретический, ценностно-мотивационный компонент):
– технологии сохранения и стимулирования здоровья; обучения здоровому образу жизни; коррекционные (психогимнастика, закаливание,самомассаж,физкультурные минутки и паузы, глазодвигательная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, подвижные игры, технологии музыкального воздействия и др.)[4].
Для эффективного применения здоровьесберегающих технологий с детьми в условиях семейного воспитания родителям необходимы знания о психофизических особенностях детей 2-3 лет. Отметим, что активные движения детей двух лет составляют 70% времени бодрствования, трехлетних – не менее 60%. Процессы облучения в коре головного мозга преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей неточны, не скоординированы. Внимание в этом возрасте все еще нестабильно, и дети не могут долго концентрироваться на чем-то одном и быстро устают. С рождения до трехлетнего возраста возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата заметно возрастают, но мышечная сила все еще очень мала. Все суставы ребенка из-за слабого развития связочного аппарата и мышц очень подвижны.
Родителям предложены совместные занятия-тренировки с детьми (зверойога,фитбол-гимнастика и др.), в ходе которых у взрослых формируется здоровьесберегающая позиция, желание применить данные технологии в семье(практический компонент).
Выделим ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать для формирования здоровьесберегающей среды в семье:
– соблюдение режимных моментов;
– четкая организация теплового и воздушного режима;
– рационально подобранная одежда для детей (в зависимости от сезона, местонахождения ребенка; соблюдение режимов ходьбы при температуре 15-20 градусов;
– в проветриваемом помещении;
– ходьба босиком при температуре пола 18 градусов;
– ходьба по мокрым дорожкам не более 1 мин;
– обтирание мокрым полотенцем (особенно летом);
–воздушные ванны;
– гигиенические процедуры; обширное мытье (руки до локтя, области воротника и лица);
– уход за полостью рта и зубами является основным компонентом профилактики стоматологических заболеваний (обучение уходу за зубами и полостью рта начинается с 2-3 лет).
Подведены итоги работы консультативного центра за 2022-2023 гг., которые подтверждают эффективность применения обозначенных здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста в единстве семейного и дошкольного общественного образования.
Надеемся, что представленный опыт работы с законными представителями семей воспитанников найдет широкое применение, позволит педагогам-практикам последовательно формировать готовность законных представителей семей воспитанников к сохранению, укреплению и обогащению здоровья детей в условиях семейного воспитания.
Библиографический список
1. Гайдадина И.И. Повышение уровня физической культуры детей 2-3 лег на основе интенсификации совместной с родителями физкультурно-спортивной деятельности / И.И. Гайдадина. Краснодар, 2017. 23 с.
2. Зарецкая С.К. Теоретико-методологические основы здоровьесберегающего подхода к учебному процессу / С.К. Зарецкая // Профильная школа. 2018. №4. С. 33.
3. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И. Крылова. Волгоград: Учитель, 2019. 218 с.
4. Ильина Г.В. Теории и технологии физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск.гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. 191 с.
5. Особенности планирования физкультурной деятельности детей раннего возраста» [Текст] : учебное пособие / Н. С. Пыталева, Н. А. Ведешкина, Г. В. Ильина, В. С. Строгонова. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск.гос. Техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2016. 179 с.