Главная Статьи

Защита материнства и детства в годы великой отечественной войны


Савичева Ю.О.
Защита материнства и детства в годы великой отечественной войны (на примере г. Магнитогорска)

В современном обществе проблема защиты материнства и детства актуальна и носит  социально-экономический характер. Рождение и воспитание  детей – это не частный вопрос, он имеет огромное общественное значение и требует поддержки государства. На сегодня, существует немало проблем, требующих разрешения: низкая рождаемость, неполные семьи,  детское здравоохранение, обеспечение всего контингента детей дошкольными учреждениями и многое другое.  Государственное регулирование данных вопросов находит отражение в различных законодательных актах РФ.
Интересно проследить масштабы государственного вмешательства в вопросы материнства и детства в экстремальной обстановке войны. С началом войны жизнь в г. Магнитогорске кардинально изменилась и все стало подчинено одной цели – сделать все возможное для скорейшей победы над фашизмом.
Сложная демографическая ситуация, которая сложилась в городе Магнитогорске в начале войны, была отражением кризиса всего Советского Союза. Во-первых, это было вызвано началом военных действий и массовым уничтожением населения. Во-вторых, массовым уходом мужчин на фронт. Например, с началом войны на фронт с Магнитогорского комбината ушли 5 тыс. человек. В-третьих, произошло общее снижение уровня жизни населения: снижение объемов и качества медицинского обслуживания, экстремальные условия труда, резкое ухудшение питания и голод. Это вызвало увеличение смертности населения. В-четвертых, кардинальные изменения привычной жизни женщин, которые массово прибывали на производство, осваивали «мужские профессии». Материнство в годы Великой Отечественной войны претерпевает значительные изменения. Данная демографическая ситуация характеризовалась резким падением рождаемости и невозможностью воспроизводства населения. Государству необходиом было предпринять меры по выводу страны из демографического кризиса.
Деятельность советского руководства можно разделить на 2 этапа. Первый этап включал быстрые, мобилизационные меры, которые были продиктованы оборонными целями. Второй этап включал в себя стратегические решения относительно материнства и детства, так как к концу войны была предсказуема  Победа Советского Союза, а также ощутимы маштабы демографической трагедии. Требовалось всеми усилиями поддержать женщин-матерей и повысить рождаемость в стране.  На фоне обоих этапов проводилась мощная пропагандисткая компания по вопросам материнства в экстремальных условиях войны.
Уже в первые годы войны  наблюдалось относительное совершенствования системы женского здравоохранения, что было крайне важно в условиях демографического кризиса. Советским государством был принят ряд специальных постановлений по вопросам охраны здоровья работающих женщин. Государство в период войны «требовало» от женщин совмещать материнство и трудовую деятельность, поэтому наряду с нормативно-правовыми актами, касающихся мобилизации трудоспособного женского населения, принимались меры по поддержке женского здравоохранения,  охране материнства и детства.
Важное значение имел приказ Наркомата здравоохранения РСФСР от 10 ноября 1942 года о медико-санитарном обслуживании женщин, работающих на оборонных предприятиях страны. В соответствии с приказом при закрытых медико-санитарных учреждениях оборонных предприятий организовывались врачебные акушерско-гинекологические кабинеты. Основными задами врачебного персонала кабинетов было оказание лечебно-профилактической помощи женщинам-работникам, участие в разработке и осуществлении плана мероприятий по охране здоровья женщин на производстве и в быту, изучение санитарной обстановки и условий труда женщин, проведение соответствующих профилактических мероприятий. Для создания акушерско-гинекологических кабинетов выделялись врачебные кадры, необходимые помещения и медицинское обслуживание. Их деятельность сыграла роль в повышении уровня медико-санитарного обслуживания женщин, работавших на оборонных предприятиях [1]. В частности, в Магнитогорске в июле 1941 года были созданы акушерско-гинекологические больницы с родильным отделением и гинекологическим отделением [2]. К 1945 году количество родильных коек доходило до 145 [3]. Женские консультации повышали качество своей работы. Явка беременных женщин составляла: до 3-х месяцев беременности – 32%, до 7 месяцев – 51%, и свыше – 15%.Это давало возможность медикам  подготовить женщину к родам и предупредить нежелательные последствия [4].
Из-за участившихся случаев криминальных абортов, власти приводили некоторые меры по борьбе с абортами: пересматривали состав членов абортных комиссий, строили работу женских консультаций и гинекологических стационаров в соответствии с выполнением инструкции о проведении борьбы с преступными абортами, обязывали женские консультации, акушерско-гинекологические кабинеты проводить правильное и своевременное лечение женщин, имеющих наклонность к самопроизвольным абортам, правильное проведение патронажа получивших отказ во врачебной комиссии на операцию аборта, выявлять случаи несанкционированного аборта и своевременно извещать о них в судебно-следственные органы [5].
Следующей мерой по поддержке материнства, особенно работающих женщин, стало увеличение сети детских учреждений. Расширение сети детских учреждений стало частью государственной политики по охране материнства и детства. В городе Магнитогорске за время войны сеть детских садов в системе комбината удвоилась – на 1 ноября 1941 года было 2000 детей, а на 1 ноября 1942 года – 3860, на 13 сентября 1944 года – 4326 детей. Свободных мест в детских садах не было, в каждой группе было по 30-40 человек. В исключительных случаях в садах находились дети, у которых не работают матери. Стране необходимы были «рабочие руки» и государство было ориентировано, прежде всего, на работающих женщин и поэтому они пользовались «льготами» при приеме детей в детские учреждения. Питание в детских садах было плохое: крайне недоставало молока, мяса, жиров. В декабре 1941 года суточная норма питания на одного ребенка составляла: 5 грамм масла, 20 грамм мяса, 8 грамм сахара [6,7]. При яслях создавались отдельные боксы, где ребенок мог находиться во время болезни [8], и круглосуточные контактные группы [9,10], работали дежурные группы для работающих матерей [11], карантинные группы при детских яслях, которые не допускали отправки детей при вспышке кори или коклюша в ясли [12]. В городе работала молочная кухня, которая обеспечивала молоком и лечебными смесями детей ясельного возраста. Но она не всегда удовлетворяла потребности, как по качеству, так и по количеству [13].
Данные мероприятия были продиктованы военной необходимостью, женщины массово включенные в производственную деятельность нуждались в поддержке государства. Кардинальное изменение жизни женского населения не могло не отразится на материнстве. Советская женщина вынуждена была совмещать исторически-сложившуюся роль матери и новую для себя роль производственницы.  
На втором этапе, в конце войны, мероприятия советского руководства были направлены на коренное изменение в положении матерей Советского Союза. Государству важно было постепенно вернуть женщин «в семью» и улучшить демографичекую ситуацию. Улучшению охраны материнства и детства способствовал Указ ПВС СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»» [14]. Принятая директива сыграла положительную роль в охране здоровья женщин. В частности, предусматривались различные пособия беременным и матерям, полное государственное обеспечение детей в детских учреждениях, оплачиваемые отпуска по беременности  и родам, дополнительное питание беременных и кормящих матерей, облегченный график работы на производстве, расширение сети по обслуживанию женщин.
На протяжении всей войны советское руководство проводило мощную пропагандисткую компанию, призывая женщин-матерей к производственной деятельности. Требуя высоких производственных показателей у женщин, государство не снимает с них обязанность материнства. И обе эти роли женщины вынуждены были совмещать, что отразилось на рождаемости.  
Нельзя сказать, что государственная политика по охране материнства и детства была достаточной, но стоит учитывать экстремальные условия войны, когда первоочередной задачей страны было обеспечение фронта всем необходимым. В этих тяжелых условиях государственная власть нашла ресурсы для подддержания женщин-матерей, которые оказались в сложной обстановке: мужчины были призваны на фронт, женщины оставлись без сносного обеспечения и вынуждены были включаться в производственную деятельность. Произошло изменение социального статуса женщин, а значит и изменение привычного набора женских обязанностей, включающих рождение и воспитание детей.

Библиографический список:
1.    Кожурин В.С. Неизвестная война. Деятельность Советского государства по обеспечению условий жизни и труда рабочих в годы Великой Отечественной войны / В.С. Кожурин. – М., 1990. – 261-262 с.
2.    МУ МГА. Ф. 10 Оп. 1. Д. 359. Л. 76.
3.    МУ МГА. Ф. 10 Оп. 1. Д. 387. Л. 75.
4.    МУ МГА. Ф. 10 Оп. 1. Д. 387. Л. 85.
5.    МУ МГА. Ф. 121. Оп. 1а. Д. 13. Л. 17
6.    МУ МГА. Ф. 118. Оп. 1. Д. 158. Л. 154
7.    МУ МГА. Ф. 118. Оп. 1. Д. 160. Л. 106-107, 314.
8.    Магнитогорский рабочий. 1941. 26 июня. С. 3
9.    МУ МГА. Ф. 10 Оп. 1. Д. 350. Л. 64.
10.     МУ МГА. Ф. 121. Оп. 1а. Д. 7. Л. 20
11.    МУ МГА. Ф. 121. Оп. 1а. Д. 7. Л. 22
12.     МУ МГА. Ф. 10 Оп. 1. Д. 348. Л. 78, 82.
13.    МУ МГА. Ф. 10 Оп. 1. Д. 348. Л. 81.
14.    Важнейшие законы и постановления Советского государства за время Великой Отечественной войны. – М. : Военное издательство народного комиссариата обороны СССР, 1946. – 75-101 с.