Задать вопрос
Статьи

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЁЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ПОТРЕБНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

28.12.2024
УДК 376.42
Васина Э. Ю.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЁЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ
ПОТРЕБНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Аннотация. В статье освещается вопрос формирования культуры здоровья у воспитанников с задержкой психического развития при помощи различных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, в том числе регламентируемых ФГОС ДО. Не-посредственно рассматриваются традиционные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию мотивационной потребности в здоровом образе жизни. Такими формами являются: коллективные – родительские собрания и групповые консультации или конференции; индивидуальные – беседы, индивидуальные консультации; наглядно-информационные – папки-передвижки, информационные стенды и ширмы, выставочные комплексы; информационно-аналитические – памятки, буклеты, методические пособия; досуговые – дни открытых дверей и иные мероприятия. Статья рассматривает работы отечественных авторов и их отношение к вопросу взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей по формированию мотивационной потребности самих воспитанников с задержкой психического развития в здоровом образе жизни.
Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, задержка психического развития, здоровый образ жизни, семья, мотивация, дошкольное образование, формы взаимодействия.
INTERACTION OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
WITH A FAMILY TO FORM THE MOTIVATIONAL NEEDS
OFPUPILS WITH MENTAL RETARDATION IN A HEALTHY
LIFESTYLE
Abstract. The article highlights the issue of the formation of a health culture among pupils with mental retardation through various forms of interaction between a preschool institution and a family, including those regulated by the Federal State Educational Standard UP to. The traditional forms of interaction between an educational institution and a family on the formation of a motivational need for a healthy lifestyle are directly considered. Such forms are the following types: collective – parent meetings and group consultations or conferences; individual – conversations, individual consultations; visual-information – folders movements, information stands and screens, exhibition complexes; information-analytical – memos, booklets, manuals; leisure – open days and other events.
The article examines the works of Russian authors and their attitude to the issue of interaction of preschool educational institutions with the family to form the motivational needs of the pupils themselves with mental retardation in a healthy lifestyle.
Keywords: preschool educational institution, mental retardation, healthy lifestyle, family, motivation, preschool education, forms of interaction.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время всё большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Как правило, дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Отношение ребенка к своему здоровью является основой, на которой можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в про-цессе осознания ребёнком себя как человека и личности. Отношение ребёнка к здоровью напрямую зависит от сформированности у детей основ культуры здорового образа жизни. В таком случае сохранение и укрепление здоровья детей – это одна из главных при-оритетных задач нашего дошкольного учреждения.
Реализация данного приоритета в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) отражена Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В контексте ограниченных возможностей здоровья более подробно он описан в работе Н. В. Микляевой «Специальное и инклюзивное образование для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» [5, с. 55–57], в виде решения следующих задач:
1) воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия чело-века;
2) формирование у ребенка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
3) становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам;
4) воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств;
5) приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития;
6) формирование у ребенка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.
Основным тезисом, характеризующим тематику нашей статьи, мы можем выделить изречение из методических рекомендаций О. Л. Зверевой «Общение педагога с родите-лями в ДОО»: «Общепризнанно, что семья является важным звеном социализации личности ребенка, а процесс формирования представлений о здоровом образе жизни зависит не только от материального благосостояния семьи, социального статуса и образования родителей, но и от их ценностных ориентаций, глубины отцовских и материнских чувств, понимания родительского долга, желания и стремления заниматься с детьми, воспитывать и обучать их» [4, с. 25].
Из чего мы можем сделать вывод, что ДОУ привлекая к сотрудничеству членов се-мьи, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья, вовлекает их в единое образовательное пространство в качестве равноправных участников.
В практикуме для педагогов по общению с родителями О. Л. Зверева выражает мнение о том, что в процессе взаимодействия педагогов и родителей формируется пони-мание и принятие особенностей и возможностей своего ребёнка, повышается уровень информационной компетентности по вопросам обучения и развития детей в домашних условиях, в том числе по вопросам здорового образа жизни. Формы взаимодействия с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
В соответствии с позицией О. Л. Зверевой – «основная цель всех форм взаимодействия с семьёй – это установление доверительных отношений с детьми, родителями и пе-дагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с дру-гом своими проблемами и совместно их решать. Работая непосредственно в группе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) необходимо знать, что за-держка психического развития (ЗПР) – это замедление нормального темпа психического развития. О. Л. Зверева считает, что ЗПР выражается в недостаточности общего запаса знаний ребенка, снижении объема внимания и памяти, незрелости мышления, недостаточности автоматизации движений и действий, низкой целенаправленности и слабости саморегуляции, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности, задержке раз-вития эмоциональной сферы» [4, с. 72-73].
В сотрудничестве с родителями работа коллектива ДОУ выстраивается с позиции поддержки, соучастия, и сопереживания им в сложном процессе осознания отцовских и материнских функций. Этот факт подробно отражен в работе С. А. Беличевой «Социально-психологический и диагностико-коррекционный инструментарий». Автор рассматривает не только формы работы с детьми с ОВЗ, но и приводит классификацию форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, которые мы привели ниже [1].
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы (по С. А. Беличевой):
1) наглядно-информационные – это папки-передвижки с вложениями (отзывы и предложения, характеристика и успехи воспитанника, правила для детей и родителей и так далее), оформление выставок к праздникам и на различные тематики (День здоровья, Новый год, 23 февраля, 8 марта и так далее), что позволяет родителям общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания и активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей, памятки и буклеты;
2) информационно-аналитические – это проведение анкетирования и опросов с ро-дителями, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, на наличие у них необходимых педагогических знаний, отношения в семье к ребенку, запросах, ин-тересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации: «Как прошла адаптация ребенка в детском саду», «Игры и игрушки», «Вопросы ментального и физического здоровья», «Развитие ребенка с ЗПР» и так далее;
3) досуговые – наиболее привлекательная, востребованная, полезная, и самой труд-ная форма организации. Совместные физкультурные досуги такие как «Веселые старты», «Папа, мама, я – здоровая семья» позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Досуговые формы организации позволяют родителям:
а) увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы;
б) посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию [1, с. 101].
Активно в работе с родителями применяются памятки в виде буклетов. При разработке буклетов руководствуются темами, которые предусмотрены в перспективном плане работы с родителями и предлагаются всем родителям. «Развиваем речь, играя», «Развитие моторики», «Моя гигиена», «В здоровом теле – здоровый дух» и другие. Данная форма взаимодействия с родителями является интересной, доступной, адаптированной для конкретного возраста, иногда семьи и даже ребенка. Эта форма взаимодействия очень удобна, тем, что родители в силу своей занятости не всегда могут найти время, чтобы продолжительно общаться с педагогом, консультироваться. А получив буклет, они могут выбрать удобное для себя время, чтобы изучить информацию и воспользоваться ей.
Одна из форм которую проводится в настоящее время – это дистанционное об-щение с родителями. Из существующих форм дистанционного общения были выбраны такие: общение с помощью мессенджера и социальных сетей. Наиболее активно дистанционное общение проявляется в VK мессенджере «Сферум», так как он наиболее доступен, известен всем участникам, направлен на решение задач образовательного процесса, правила использования сети Интернет в ДОУ разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ»; Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об ин формации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Доктриной информационной безопасности РФ, утвержденной Указом президента РФ от 05.12.2016 № 646, а также другими нормативными правовыми актами, действующими на территории РФ. Еженедельно в соответствии с тематическим планированием подбираются полезные статьи, ссылки, необходимые для родительского ознакомления. Так же, благодаря интернет-информированию есть возможность делиться интересной и полезной информацией не только для родителей, а также их детей: рисунки, поделки, мастер-классы.
Данный вид взаимодействия позволяет без визуального контакта проконсультировать родителей, ответить на интересующие их вопросы, прислать задания для самостоятельной работы с ребенком, а также познакомить их с играми, упражнениями на физическое или умственное развитие. Результатом дистанционного взаимодействия стало повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей. Таким образом, дистанционное общение можно рассматривать как многофункциональный инструмент взаимодействия «педагог-ребенок», «педагог-родитель», «педагог-педагог».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что, использование раз-нообразных форм работы с семьями воспитанников с ОВЗ дает положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагога с родителями, многие становятся активными участниками в делах ДОУ, приобретают информационную подкованность в вопросах здоровья и развития.
Список литературы
1. Беличева С. А. Социально-психологический и диагностико-коррекционный инст-рументарий / С. А. Беличева. Москва : Издат. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. 256 с.
2. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. Москва : Просвещение, 1973. 316 с.
3. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и до-школьного возраста : учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. Москва, 2024. 291 с.
4. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОО : методический аспект. Мо-сква : ТЦ Сфера, 2019. 155 с.
5. Микляева Н. В. Специальное и инклюзивное образование для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Москва : АРКТИ, 2019. 176 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.