ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙ
29.12.2024
УДК 377
Леушканова О. Ю.,
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙ
Аннотация. В статье представлены некоторые результаты создания виртуальной образовательной среды в условиях Магнитогорского педагогического колледжа. Реализация программы инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения обучающихся во взаимодействии с семьей» позволили разработать модель виртуальной образовательной среды, в которой применяется набор инструментов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех участников образовательных отношений. К их числу относится родительский портал - платформа с разнообразным интерактивным сервисом, возможностями и услугами. Представлены результаты анкетирования родителей, проведенного с использованием платформы, по теме профессионального самоопределения их детей.
Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, модель виртуальной образова-тельной среды, цифровая платформа, портал, профессиональное самоопределение.
THE POSSIBILITIES OF A VIRTUAL EDUCATIONAL
ENVIRONMENT IN INTERACTION WITH THE FAMILY
Abstract. The article presents some results of creating a virtual educational environment in the conditions of Magnitogorsk Pedagogical College. The implementation of the program of the innovative project "Psychological and pedagogical support of students' self-determination in interaction with the family" allowed us to develop a model of a virtual ed-ucational environment in which a set of tools is used to ensure effective interaction of all participants in educational relations. These include the parent portal, a platform with a variety of interactive services, features and services. The results of a survey of parents con-ducted using the platform on the topic of professional self-determination of their children are presented.
Keyword: virtual educational environment, virtual educational environment model, digital platform, portal, professional self-determination.
Сотрудничество между профессиональной образовательной организацией и родителями является в настоящий момент одним из ключевых направлений воспитательной работы. Работа в партнерстве позволяет создать благоприятную среду для развития студента, его профессионального самоопределения и развития. Родители, участвующие в жизни колледжа, имеют возможность лучше понять образовательные цели своих детей и поддерживать их в достижении этих целей. Постоянное общение с родителями позволяет своевременно выявлять проблемы, с которыми студент может столкнуться в процессе обучения. Родители могут помочь разрешить эти проблемы, предложить нужные ресурсы или направить на специалистов для получения дополни-тельной поддержки. Однако часто профессиональные образовательные организации сталкиваются с различными вызовами в работе с родителями обучающихся. Быстрый темп жизни, занятость и нехватка времени - это лишь некоторые из факторов, которые могут затруднять активное взаимодействие с родителями. В связи с чем есть необходимость находить новые формы, механизмы взаимодействия с родителями.
В 2021 году в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Феде-рации были определены стратегического направления в области цифровой трансформации образования. Данные направления развития утверждены до 2030 года и предусматривают достижение целевых показателей национальной цели «Цифровая трансформация» Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3]. Одним из ключевых аспектов является интеграция различных платформ и сервисов, которые позволяют осуществлять взаимодействие между всеми участниками образо-вательных отношений. Это могут быть системы управления обучением (LMS), видеоконференцсвязь, мессенджеры и другие инструменты, которые способствуют четкой организации образовательной деятельности.
В настоящее время все больше внимания уделяется возможностям виртуальной среды – комплекса технологий, платформ и ресурсов, предназначенных для организации и поддержки образовательного процесса в цифровом формате, обеспечивающих эффек-тивное взаимодействие всех участников образовательных отношений: обучающихся, преподавателей, родителей (законных представителей). Сформирован набор инструмен-тов, позволяющий получить результат данного взаимодействия: онлайн-курсы, системы управления обучением, виртуальные классы, интерактивные инструменты, сообщество и взаимодействие, электронные библиотеки и базы данных [1].
В связи с тем, что использование виртуальной образовательной среды имеет мно-жество положительных аспектов таких, как доступность, гибкость, индивидуализация, разнообразие ресурсов, быстрая коммуникация, снижение затрат, рассмотрели внедрение виртуальной образовательной среды в процессы взаимодействия с родителями (законны-ми представителями) обучающихся. В процессе реализации программы регионального инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения обучающихся во взаимодействии с семьей» в Магнитогорском педагогическом колледже была разработана модель виртуальной образовательной среды (Рисунок 1) [2].
Рисунок 1 – Модель виртуальной образовательной среды
Целью внедрения модели виртуальной образовательной среды стало создание усло-вий для развития личности, формирования социальных навыков и повышения образова-тельной мотивации у обучающихся, повышение доступности и качества психолого-педагогического сопровождения во взаимодействии с семьей.
Основные задачи:
1. Создание комфортной виртуальной рабочей среды для работников психологиче-ской службы и воспитательного отдела.
2. Оптимизация оказания психолого-педагогической поддержки участникам образовательного процесса.
3. Содействие педагогическому коллективу в поддержании социально-психологического климата в колледже, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса.
4. Формирование условий для сопровождения самоопределения обучающихся кол-леджа удаленных территорий.
В число основных компонентов виртуальной образовательной среды входит роди-тельский портал. Портал представляет собой многофункциональную площадку с разно-образным интерактивным сервисом, включающий в себя обширные возможности и услу-ги, в том числе путём предоставления пользователям ссылок на другие сайты.
Основными функциональными направлениями цифровой платформы является:
1) оказание психологической помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), включающая онлайн- и чат-консультирование, психологическое просвещение и профилактику, психологическую коррекцию;
2) создание цифровой инфраструктуры психолого-педагогической службы: сетевое взаимодействие специалистов психолого-педагогической службы; автоматизация про-цессов по ключевым направлениям деятельности педагога-психолога; выработка единых стандартов оказания психологической помощи; фиксация результатов психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений; мониторинг качества и доступности психологической помощи;
3) мобильное приложение участников образовательного процесса;
4) администрирование.
На платформе используются нижеперечисленные инструменты виртуальной среды.
1. Психологическое обследование обучающихся колледжа в онлайн-формате. Он-лайн-диагностика для обучающихся колледжа имеет важное значение с точки зрения ежегодного обследования студентов 1 курсов на предмет адаптации к новым условиям, а также определение суицидального риска; ежегодная диагностика студентов 2 курсов на предмет определение суицидального риска. Так как количество студентов 1 и 2 курсов около 2000 человек, это позволит сэкономить время на обработку результатов диагно-стики педагогами-психологами.
2. Онлайн-анкетирование и опросник родителей (законных представителей).
3. Онлайн-консультирование родителей. Используется специализированное про-граммное обеспечение для веб-конференций (Zoom, Microsoft Teams, Google Meet). Обу-чающиеся и их родители записываются на консультации через онлайн-платформу, выби-рая удобное время и консультанта. Консультации проводятся в назначенное время через видеоконференцию, чат или электронную почту, в зависимости от возможностей обеих сторон. Четкая организация и использование этого ресурса помогает создать более ком-фортную и эффективную воспитательную среду.
4. Чат с психологом для обучающихся и родителей. Важный инструмент, который улучшает доступ к психологической поддержке. Ключевыми аспектами чата с психоло-гом является доступность психологической помощи; анонимность и конфиденциаль-ность; снижение стресса; гибкость; информирование и образование; упрощение процесса обращения за помощью; мониторинг и анализ потребностей. Вариантом чата с психоло-гом является чат-бот.
Архитектура цифровой платформы представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Архитектура цифровой платформы
Инструмент анкетирование родителей в онлайн-формате на платформе был апроби-рован нами в сентябре 2024 г. Анкета состояла из семи вопросов, имеющих закрытую форму ответов. Целью анкетирования стало определение мнения родителей первокурс-ников о степени их участия в вопросах профессионального самоопределения их детей. Выборка обследованных: 564 человека. Полученные результаты представлены на рисун-ках 3–9.
Рисунок 3 – Результаты ответов на вопрос № 1
Результат свидетельствует о высокой степени вовлеченности и заинтересованности родителей в процесс профессионального самоопределения своих детей.
Рисунок 4 – Результаты ответов на вопрос № 2
Родители глубоко заинтересованы в профессиональном самоопределении своих де-тей и стремятся оказать им поддержку в этом важном вопросе.
Рисунок 5 – Результаты ответов на вопрос № 3
Родители активно участвуют в процессе определения профессионального пути сво-их детей и проявляют к нему большой интерес.
Рисунок 6 – Результаты ответов на вопроса № 4
Родители стремятся поддержать своих детей в их профессиональном развитии, пре-доставляя им необходимые знания и ресурсы для успешного освоения выбранной сферы деятельности.
Рисунок 7 – Результаты ответов на вопрос № 5
Родители поддерживают профессиональные стремления своих детей и верят в их успех в выбранной сфере деятельности.
Рисунок 8 – Результаты ответов на вопрос № 6
Родители стремятся обеспечить своим детям качественное высшее образование, ко-торое откроет новые возможности и перспективы для развития карьеры и личностного роста.
Навыки являются важными составляющими soft skills, которые ценятся работодате-лями и способствуют успешной адаптации в коллективе. Коммуникативные навыки по-зволяют эффективно общаться, слушать и понимать других, а умение работать в команде способствует совместному решению задач и достижению общих целей.
Рисунок 9 – Результаты ответов на вопрос № 7
Таким образом, проведенное онлайн-анкетирование родителей (законных предста-вителей) показало высокую заинтересованность в вопросах профессионального самооп-ределения их детей, дальнейшего профессионального развития. Выбранный инструмент виртуальной воспитательной среды позволил охватить большое количество респонден-тов, быстро обработать информацию, спланировать дальнейшую работу по профессио-нальному самоопределению обучающихся во взаимодействии с семьей.
Список литературы
1. Леушканова О. Ю., Уварина Н. В. Теоретико-методологические основы стратегии моделирования виртуальной среды непрерывного педагогического образования : моно-графия. Москва : Первое экономическое издательство, 2023. – 124 с.
2. Программа реализации инновационного проекта «Психолого-педагогическое со-провождение самоопределения обучающихся во взаимодействии с семьей». URL: https://xn--80agvfr.xn--p1ai/life/%d0%98%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d0%b0%d1%8f%20%d0%b4%d0%b5%d1%8f%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c/.
3. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об утвер-ждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403075723/?ysclid=lqnkmhcytr770659899 (дата обращения: 20.09.2024).
Леушканова О. Ю.,
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙ
Аннотация. В статье представлены некоторые результаты создания виртуальной образовательной среды в условиях Магнитогорского педагогического колледжа. Реализация программы инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения обучающихся во взаимодействии с семьей» позволили разработать модель виртуальной образовательной среды, в которой применяется набор инструментов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех участников образовательных отношений. К их числу относится родительский портал - платформа с разнообразным интерактивным сервисом, возможностями и услугами. Представлены результаты анкетирования родителей, проведенного с использованием платформы, по теме профессионального самоопределения их детей.
Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, модель виртуальной образова-тельной среды, цифровая платформа, портал, профессиональное самоопределение.
THE POSSIBILITIES OF A VIRTUAL EDUCATIONAL
ENVIRONMENT IN INTERACTION WITH THE FAMILY
Abstract. The article presents some results of creating a virtual educational environment in the conditions of Magnitogorsk Pedagogical College. The implementation of the program of the innovative project "Psychological and pedagogical support of students' self-determination in interaction with the family" allowed us to develop a model of a virtual ed-ucational environment in which a set of tools is used to ensure effective interaction of all participants in educational relations. These include the parent portal, a platform with a variety of interactive services, features and services. The results of a survey of parents con-ducted using the platform on the topic of professional self-determination of their children are presented.
Keyword: virtual educational environment, virtual educational environment model, digital platform, portal, professional self-determination.
Сотрудничество между профессиональной образовательной организацией и родителями является в настоящий момент одним из ключевых направлений воспитательной работы. Работа в партнерстве позволяет создать благоприятную среду для развития студента, его профессионального самоопределения и развития. Родители, участвующие в жизни колледжа, имеют возможность лучше понять образовательные цели своих детей и поддерживать их в достижении этих целей. Постоянное общение с родителями позволяет своевременно выявлять проблемы, с которыми студент может столкнуться в процессе обучения. Родители могут помочь разрешить эти проблемы, предложить нужные ресурсы или направить на специалистов для получения дополни-тельной поддержки. Однако часто профессиональные образовательные организации сталкиваются с различными вызовами в работе с родителями обучающихся. Быстрый темп жизни, занятость и нехватка времени - это лишь некоторые из факторов, которые могут затруднять активное взаимодействие с родителями. В связи с чем есть необходимость находить новые формы, механизмы взаимодействия с родителями.
В 2021 году в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Феде-рации были определены стратегического направления в области цифровой трансформации образования. Данные направления развития утверждены до 2030 года и предусматривают достижение целевых показателей национальной цели «Цифровая трансформация» Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3]. Одним из ключевых аспектов является интеграция различных платформ и сервисов, которые позволяют осуществлять взаимодействие между всеми участниками образо-вательных отношений. Это могут быть системы управления обучением (LMS), видеоконференцсвязь, мессенджеры и другие инструменты, которые способствуют четкой организации образовательной деятельности.
В настоящее время все больше внимания уделяется возможностям виртуальной среды – комплекса технологий, платформ и ресурсов, предназначенных для организации и поддержки образовательного процесса в цифровом формате, обеспечивающих эффек-тивное взаимодействие всех участников образовательных отношений: обучающихся, преподавателей, родителей (законных представителей). Сформирован набор инструмен-тов, позволяющий получить результат данного взаимодействия: онлайн-курсы, системы управления обучением, виртуальные классы, интерактивные инструменты, сообщество и взаимодействие, электронные библиотеки и базы данных [1].
В связи с тем, что использование виртуальной образовательной среды имеет мно-жество положительных аспектов таких, как доступность, гибкость, индивидуализация, разнообразие ресурсов, быстрая коммуникация, снижение затрат, рассмотрели внедрение виртуальной образовательной среды в процессы взаимодействия с родителями (законны-ми представителями) обучающихся. В процессе реализации программы регионального инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения обучающихся во взаимодействии с семьей» в Магнитогорском педагогическом колледже была разработана модель виртуальной образовательной среды (Рисунок 1) [2].
Рисунок 1 – Модель виртуальной образовательной среды
Целью внедрения модели виртуальной образовательной среды стало создание усло-вий для развития личности, формирования социальных навыков и повышения образова-тельной мотивации у обучающихся, повышение доступности и качества психолого-педагогического сопровождения во взаимодействии с семьей.
Основные задачи:
1. Создание комфортной виртуальной рабочей среды для работников психологиче-ской службы и воспитательного отдела.
2. Оптимизация оказания психолого-педагогической поддержки участникам образовательного процесса.
3. Содействие педагогическому коллективу в поддержании социально-психологического климата в колледже, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса.
4. Формирование условий для сопровождения самоопределения обучающихся кол-леджа удаленных территорий.
В число основных компонентов виртуальной образовательной среды входит роди-тельский портал. Портал представляет собой многофункциональную площадку с разно-образным интерактивным сервисом, включающий в себя обширные возможности и услу-ги, в том числе путём предоставления пользователям ссылок на другие сайты.
Основными функциональными направлениями цифровой платформы является:
1) оказание психологической помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), включающая онлайн- и чат-консультирование, психологическое просвещение и профилактику, психологическую коррекцию;
2) создание цифровой инфраструктуры психолого-педагогической службы: сетевое взаимодействие специалистов психолого-педагогической службы; автоматизация про-цессов по ключевым направлениям деятельности педагога-психолога; выработка единых стандартов оказания психологической помощи; фиксация результатов психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений; мониторинг качества и доступности психологической помощи;
3) мобильное приложение участников образовательного процесса;
4) администрирование.
На платформе используются нижеперечисленные инструменты виртуальной среды.
1. Психологическое обследование обучающихся колледжа в онлайн-формате. Он-лайн-диагностика для обучающихся колледжа имеет важное значение с точки зрения ежегодного обследования студентов 1 курсов на предмет адаптации к новым условиям, а также определение суицидального риска; ежегодная диагностика студентов 2 курсов на предмет определение суицидального риска. Так как количество студентов 1 и 2 курсов около 2000 человек, это позволит сэкономить время на обработку результатов диагно-стики педагогами-психологами.
2. Онлайн-анкетирование и опросник родителей (законных представителей).
3. Онлайн-консультирование родителей. Используется специализированное про-граммное обеспечение для веб-конференций (Zoom, Microsoft Teams, Google Meet). Обу-чающиеся и их родители записываются на консультации через онлайн-платформу, выби-рая удобное время и консультанта. Консультации проводятся в назначенное время через видеоконференцию, чат или электронную почту, в зависимости от возможностей обеих сторон. Четкая организация и использование этого ресурса помогает создать более ком-фортную и эффективную воспитательную среду.
4. Чат с психологом для обучающихся и родителей. Важный инструмент, который улучшает доступ к психологической поддержке. Ключевыми аспектами чата с психоло-гом является доступность психологической помощи; анонимность и конфиденциаль-ность; снижение стресса; гибкость; информирование и образование; упрощение процесса обращения за помощью; мониторинг и анализ потребностей. Вариантом чата с психоло-гом является чат-бот.
Архитектура цифровой платформы представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Архитектура цифровой платформы
Инструмент анкетирование родителей в онлайн-формате на платформе был апроби-рован нами в сентябре 2024 г. Анкета состояла из семи вопросов, имеющих закрытую форму ответов. Целью анкетирования стало определение мнения родителей первокурс-ников о степени их участия в вопросах профессионального самоопределения их детей. Выборка обследованных: 564 человека. Полученные результаты представлены на рисун-ках 3–9.
Рисунок 3 – Результаты ответов на вопрос № 1
Результат свидетельствует о высокой степени вовлеченности и заинтересованности родителей в процесс профессионального самоопределения своих детей.
Рисунок 4 – Результаты ответов на вопрос № 2
Родители глубоко заинтересованы в профессиональном самоопределении своих де-тей и стремятся оказать им поддержку в этом важном вопросе.
Рисунок 5 – Результаты ответов на вопрос № 3
Родители активно участвуют в процессе определения профессионального пути сво-их детей и проявляют к нему большой интерес.
Рисунок 6 – Результаты ответов на вопроса № 4
Родители стремятся поддержать своих детей в их профессиональном развитии, пре-доставляя им необходимые знания и ресурсы для успешного освоения выбранной сферы деятельности.
Рисунок 7 – Результаты ответов на вопрос № 5
Родители поддерживают профессиональные стремления своих детей и верят в их успех в выбранной сфере деятельности.
Рисунок 8 – Результаты ответов на вопрос № 6
Родители стремятся обеспечить своим детям качественное высшее образование, ко-торое откроет новые возможности и перспективы для развития карьеры и личностного роста.
Навыки являются важными составляющими soft skills, которые ценятся работодате-лями и способствуют успешной адаптации в коллективе. Коммуникативные навыки по-зволяют эффективно общаться, слушать и понимать других, а умение работать в команде способствует совместному решению задач и достижению общих целей.
Рисунок 9 – Результаты ответов на вопрос № 7
Таким образом, проведенное онлайн-анкетирование родителей (законных предста-вителей) показало высокую заинтересованность в вопросах профессионального самооп-ределения их детей, дальнейшего профессионального развития. Выбранный инструмент виртуальной воспитательной среды позволил охватить большое количество респонден-тов, быстро обработать информацию, спланировать дальнейшую работу по профессио-нальному самоопределению обучающихся во взаимодействии с семьей.
Список литературы
1. Леушканова О. Ю., Уварина Н. В. Теоретико-методологические основы стратегии моделирования виртуальной среды непрерывного педагогического образования : моно-графия. Москва : Первое экономическое издательство, 2023. – 124 с.
2. Программа реализации инновационного проекта «Психолого-педагогическое со-провождение самоопределения обучающихся во взаимодействии с семьей». URL: https://xn--80agvfr.xn--p1ai/life/%d0%98%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d0%b0%d1%8f%20%d0%b4%d0%b5%d1%8f%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c/.
3. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об утвер-ждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403075723/?ysclid=lqnkmhcytr770659899 (дата обращения: 20.09.2024).