Возможности системы образования в противодействии кризису института семьи
29.03.2022
Копцева О.В.
Возможности системы образования в противодействии кризису института семьи
Кризис института семьи – обыденность, практически, всех промышленно развитых стран. Его проявления разнообразны: непрочность семьи и разводы, множество повторных браков, сожительство вне брака, брошенные дети и социальное сиротство, одинокие старики на «дожитии» и т.д. Что главное в этом процессе? По своей сути происходит деинституционализация семьи, то есть постепенное замещение отдельных функций семьи другими институтами и социальными субъектами. Например, родительство замещается суррогатным материнством и генной инженерией, социальная поддержка внутри семьи замещается работой различных социальных служб, помогающих старикам и инвалидам, знакомства с целью создания семьи сейчас обеспечивают не родственные связи, а различные агентства, вопросы легализации проституции с завидной регулярностью всплывают в дискуссиях на высоком законодательном уровне. Образно этот процесс можно представить так: стоит добротное красивое здание, с течением времени в нём постепенно меняют различные детали интерьера, фасада, одни элементы заменяются другими, не всегда должного качества и соответствующего стиля, где-то стены укрепили подпорками.. В конце концов получается уродливое строение. У жильцов и окружающих возникает вопрос: зачем вообще нужно такое сооружение?
Вот подобное происходит и с базовым институтом семьи, глубина кризиса которого просто чрезвычайна. Кризис перерос в деинституционализацию. На индивидуальном уровне это проявляется в отказе людей от создания семьи, в признании семейной формы организации жизни людей бессмысленной, ненужной. На общественном уровне ценность института семьи подвергается переосмыслению и семья отвергается как «пережиток». В ХIХ-ХХ вв. промышленное производство, став ведущей экономической силой, отодвинуло на второй план аграрный сектор экономики и коренным образом изменило образ жизни людей, повлияло на их жизненные ценности и семейные ценности в том числе. Индустриализация и урбанизация вызвали к жизни многочисленные миграционные потоки, отток людей из деревень в города. Фабричное и заводское производство требовало иного уровня и качества образования, требовало иного ритма жизни людей. Все тадиционные связи людей, обеспечивавшие социальную поддержку и адаптацию, ослабли или были разорваны. Например, родственные отношения, поселенческие отношения, отношения внутри церковного прихода и т.п. Традиционная многопоколенная семья сменилась нуклеарной, и значение родственных отношений девальвировалось. Многотетная семья уступила место малодетной. Затем к середине ХХ века патриархальный тип семейной культуры уступил эгалитарному. В ХХI веке на повестке дня стоит вопрос о персоналистской семье и, более того, о ненужности семьи в жизни человека.
Не вдаваясь глубоко в дискуссию о нужности/ненужности семьи, стоит заметить, что семья – базовый социальный институт, являющийся мостиком между животным состоянием и социальной формой существования жизни. На базе семьи формировались все основные социальные институты. Семья как форма организации жизни людей является первичной группой, то есть группой, где необходима и востребована индивидуальность человека. Только в семье как в первичной группе человек ощущает, осознаёт уникальность своего бытия, собственную незаменимость, целостность своей личности. В семье человек рождается, получает свой социокультурный код, социализируется. Если все функции семьи «растаскиваются» другими институтами и организациями, то и личность человека не может быть целостной, она «растворяется» в отдельных функциях индивида, который не может адекватно самоидентифицироваться. Отсюда берут своё начало утрата смысла жизни и социальные девиации – алкоголизм, наркомания, суицид, отсюда и многие психические и соматические заболевания.
В этой ситуации системе образования необходимо выбрать свою позицию и встать на защиту института семьи. Прежде всего это большая духовно-идеологическая работа, поскольку связана со взаимодействиями в ментальном пространстве. Встаёт вопрос: какие цели ставить перед собой, какой идеологии противостоять и какие ценности воспитывать в действующей системе образования?
Индустриальная эпоха породила идеологию потребительства. Капиталы могут расти на безудержном росте производства, а производство в своём росте упирается в возможности рынка, то есть ограничено объёмами потребления продуктов производства, поэтому для роста капиталов, прибавочной стоимости необходимо стимулировать потребление. Экономически развитые страны – это общество потребления. На уровне личности воспитывается крайний эгоизм, ориентация на индивидуальные потребности, интересы, удовольствия, удобства. На этой основе формируется «одномерный» человек, целостность личности разрушается, личность отчуждается от своей сущности, что ведёт к утрате смысла жизни. Происходит деинтеллектуализация человека, так для потребителя высокий уровень интеллекта ни к чему. Потребительство ориентирует человека на успех любой ценой («цель оправдывает средства»), на нетрудовые доходы, поэтому так популярны различные развлекательные шоу и лотереи. Все эти жизненные ориентиры в совокупности губительны для человека, для семьи: семья не нужна эгоисту, она ему мешает развлекаться, получать удовольствие.
Нашей системе образования необходимо пересмотреть главные нормативные акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений и всей системы образования, на предмет того, какая идеология в них заложена. Начать необходимо с закона «Об образовании». Нужна новая дискуссия по поводу ценностных ориентиров образования в целом, причём в эту дискуссию необходимо вовлечь не только профессионалов-педагогов, но и родительскую общественность.
Идея ценности семьи не может быть прямо внедрена в сознание детей и молодёжи. Декларативные заявления и воззвания не формируют мировоззрение. Ценность семьи как мировоззренческая установка, конечно, прежде всего закладывается жизненным опытом в родительской семье, но в образовательном процессе эта идея должна косвенно присутствовать на протяжении всех лет обучения и воспитания ребёнка в школе и в других образовательных учреждениях.
В этих целях должна быть пересмотрена система воспитательных мероприятий в учебных заведениях. Какую духовную, ментальную задачу решает празднование Хеллоуина? Почему День Святого Валентина отмечается даже в некоторых детских садах? Какие воспитательные задачи решает это празднование? При этом забыта традиция отмечать 8 февраля – День юного героя-антифашиста. И это в нашей стране – стране, победившей фашизм в жестокой войне, потерявшей в этой войне 26 млн. человек. Историческая память – это основа патриотизма, уважения и любви к своему роду.
Современной системе образования необходимо находить новые формы работы с родителями – и в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Высшая школа тоже должна развернуться в сторону поддержания института семьи, а не «зацикливаться» только на профессиональной подготовке студентов.
Начало ХХI века ознаменовалось тем, что в нашу жизнь буквально ворвались новые коммуникационные технологии. Их стремительное распространение оказало огромное влияние на межличностные коммуникации во всех сферах жизни человека, в том числе и в семье. Внедрение в образовательный процесс цифровой техники проходило под давлением её производителей и производителей программного обеспечения. Не секрет, что главным монополистом в этой сфере является американская Мicrosoft. Никаких исследований по вопросам влияния использования компьютерной техники и сотовой связи на психическое и физическое здоровье детей разного возраста не проводилось.
Молодёжь привыкает очень быстро к опосредованному общению с помощью «мобильников» и компьютеров. Учителя и преподаватели в своей практике постоянно сталкиваются с проблемами детей и молодёжи в части их личностных затруднений в выстраивании отношений с людьми в реальной жизни, с проблемами гаджетозависимости, Интернет-зависимости, игромании. Современной системе образования необходимо как можно быстрее выстраивать эффективную работу по формированию информационной культуры молодёжи, культуры безопасного использования в своей жизни информационно-коммуникационных технологий. Это благотворно скажется и на межпоколенных и межличностных отношениях внутри семьи.
Система образования сама по себе очень инерционна. Быстрой реакции и быстрой отдачи от принятых внутри неё мер ждать нельзя, но и никаких действий сейчас не предпринимать – тоже неразумно. Необходимо всеми силами содействовать укреплению, сохранению института семьи уже сегодня. Семья – базовый социальный институт, сохранить институт семьи – значит сохранить человечность как таковую.
Возможности системы образования в противодействии кризису института семьи
Кризис института семьи – обыденность, практически, всех промышленно развитых стран. Его проявления разнообразны: непрочность семьи и разводы, множество повторных браков, сожительство вне брака, брошенные дети и социальное сиротство, одинокие старики на «дожитии» и т.д. Что главное в этом процессе? По своей сути происходит деинституционализация семьи, то есть постепенное замещение отдельных функций семьи другими институтами и социальными субъектами. Например, родительство замещается суррогатным материнством и генной инженерией, социальная поддержка внутри семьи замещается работой различных социальных служб, помогающих старикам и инвалидам, знакомства с целью создания семьи сейчас обеспечивают не родственные связи, а различные агентства, вопросы легализации проституции с завидной регулярностью всплывают в дискуссиях на высоком законодательном уровне. Образно этот процесс можно представить так: стоит добротное красивое здание, с течением времени в нём постепенно меняют различные детали интерьера, фасада, одни элементы заменяются другими, не всегда должного качества и соответствующего стиля, где-то стены укрепили подпорками.. В конце концов получается уродливое строение. У жильцов и окружающих возникает вопрос: зачем вообще нужно такое сооружение?
Вот подобное происходит и с базовым институтом семьи, глубина кризиса которого просто чрезвычайна. Кризис перерос в деинституционализацию. На индивидуальном уровне это проявляется в отказе людей от создания семьи, в признании семейной формы организации жизни людей бессмысленной, ненужной. На общественном уровне ценность института семьи подвергается переосмыслению и семья отвергается как «пережиток». В ХIХ-ХХ вв. промышленное производство, став ведущей экономической силой, отодвинуло на второй план аграрный сектор экономики и коренным образом изменило образ жизни людей, повлияло на их жизненные ценности и семейные ценности в том числе. Индустриализация и урбанизация вызвали к жизни многочисленные миграционные потоки, отток людей из деревень в города. Фабричное и заводское производство требовало иного уровня и качества образования, требовало иного ритма жизни людей. Все тадиционные связи людей, обеспечивавшие социальную поддержку и адаптацию, ослабли или были разорваны. Например, родственные отношения, поселенческие отношения, отношения внутри церковного прихода и т.п. Традиционная многопоколенная семья сменилась нуклеарной, и значение родственных отношений девальвировалось. Многотетная семья уступила место малодетной. Затем к середине ХХ века патриархальный тип семейной культуры уступил эгалитарному. В ХХI веке на повестке дня стоит вопрос о персоналистской семье и, более того, о ненужности семьи в жизни человека.
Не вдаваясь глубоко в дискуссию о нужности/ненужности семьи, стоит заметить, что семья – базовый социальный институт, являющийся мостиком между животным состоянием и социальной формой существования жизни. На базе семьи формировались все основные социальные институты. Семья как форма организации жизни людей является первичной группой, то есть группой, где необходима и востребована индивидуальность человека. Только в семье как в первичной группе человек ощущает, осознаёт уникальность своего бытия, собственную незаменимость, целостность своей личности. В семье человек рождается, получает свой социокультурный код, социализируется. Если все функции семьи «растаскиваются» другими институтами и организациями, то и личность человека не может быть целостной, она «растворяется» в отдельных функциях индивида, который не может адекватно самоидентифицироваться. Отсюда берут своё начало утрата смысла жизни и социальные девиации – алкоголизм, наркомания, суицид, отсюда и многие психические и соматические заболевания.
В этой ситуации системе образования необходимо выбрать свою позицию и встать на защиту института семьи. Прежде всего это большая духовно-идеологическая работа, поскольку связана со взаимодействиями в ментальном пространстве. Встаёт вопрос: какие цели ставить перед собой, какой идеологии противостоять и какие ценности воспитывать в действующей системе образования?
Индустриальная эпоха породила идеологию потребительства. Капиталы могут расти на безудержном росте производства, а производство в своём росте упирается в возможности рынка, то есть ограничено объёмами потребления продуктов производства, поэтому для роста капиталов, прибавочной стоимости необходимо стимулировать потребление. Экономически развитые страны – это общество потребления. На уровне личности воспитывается крайний эгоизм, ориентация на индивидуальные потребности, интересы, удовольствия, удобства. На этой основе формируется «одномерный» человек, целостность личности разрушается, личность отчуждается от своей сущности, что ведёт к утрате смысла жизни. Происходит деинтеллектуализация человека, так для потребителя высокий уровень интеллекта ни к чему. Потребительство ориентирует человека на успех любой ценой («цель оправдывает средства»), на нетрудовые доходы, поэтому так популярны различные развлекательные шоу и лотереи. Все эти жизненные ориентиры в совокупности губительны для человека, для семьи: семья не нужна эгоисту, она ему мешает развлекаться, получать удовольствие.
Нашей системе образования необходимо пересмотреть главные нормативные акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений и всей системы образования, на предмет того, какая идеология в них заложена. Начать необходимо с закона «Об образовании». Нужна новая дискуссия по поводу ценностных ориентиров образования в целом, причём в эту дискуссию необходимо вовлечь не только профессионалов-педагогов, но и родительскую общественность.
Идея ценности семьи не может быть прямо внедрена в сознание детей и молодёжи. Декларативные заявления и воззвания не формируют мировоззрение. Ценность семьи как мировоззренческая установка, конечно, прежде всего закладывается жизненным опытом в родительской семье, но в образовательном процессе эта идея должна косвенно присутствовать на протяжении всех лет обучения и воспитания ребёнка в школе и в других образовательных учреждениях.
В этих целях должна быть пересмотрена система воспитательных мероприятий в учебных заведениях. Какую духовную, ментальную задачу решает празднование Хеллоуина? Почему День Святого Валентина отмечается даже в некоторых детских садах? Какие воспитательные задачи решает это празднование? При этом забыта традиция отмечать 8 февраля – День юного героя-антифашиста. И это в нашей стране – стране, победившей фашизм в жестокой войне, потерявшей в этой войне 26 млн. человек. Историческая память – это основа патриотизма, уважения и любви к своему роду.
Современной системе образования необходимо находить новые формы работы с родителями – и в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Высшая школа тоже должна развернуться в сторону поддержания института семьи, а не «зацикливаться» только на профессиональной подготовке студентов.
Начало ХХI века ознаменовалось тем, что в нашу жизнь буквально ворвались новые коммуникационные технологии. Их стремительное распространение оказало огромное влияние на межличностные коммуникации во всех сферах жизни человека, в том числе и в семье. Внедрение в образовательный процесс цифровой техники проходило под давлением её производителей и производителей программного обеспечения. Не секрет, что главным монополистом в этой сфере является американская Мicrosoft. Никаких исследований по вопросам влияния использования компьютерной техники и сотовой связи на психическое и физическое здоровье детей разного возраста не проводилось.
Молодёжь привыкает очень быстро к опосредованному общению с помощью «мобильников» и компьютеров. Учителя и преподаватели в своей практике постоянно сталкиваются с проблемами детей и молодёжи в части их личностных затруднений в выстраивании отношений с людьми в реальной жизни, с проблемами гаджетозависимости, Интернет-зависимости, игромании. Современной системе образования необходимо как можно быстрее выстраивать эффективную работу по формированию информационной культуры молодёжи, культуры безопасного использования в своей жизни информационно-коммуникационных технологий. Это благотворно скажется и на межпоколенных и межличностных отношениях внутри семьи.
Система образования сама по себе очень инерционна. Быстрой реакции и быстрой отдачи от принятых внутри неё мер ждать нельзя, но и никаких действий сейчас не предпринимать – тоже неразумно. Необходимо всеми силами содействовать укреплению, сохранению института семьи уже сегодня. Семья – базовый социальный институт, сохранить институт семьи – значит сохранить человечность как таковую.