Задать вопрос
Статьи

ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА

20.10.2021

Деменина Людмила Вениаминовна,

педагог-организатор МОУ «С(К)ШИ № 5»,

г. Магнитогорск,

mahaon-5@yandex.ru



Для современного российского сообщества педагогов и представителей общественности характерным признаком является переосмысление сущности подростковой свободы в соотношении с таким качеством, как ответственность. В подростковом возрасте, который представляет собой переходный период от детства к взрослости, происходит не только серьезная перестройка всего организма, но и становление личности с ее индивидуальными особенностями.

Это период зарождения собственной жизненной позиции подростка, формирования отношения к нормам поведения и общения, когда ведущей основой их деятельности становится самостоятельность, закономерно связанная с ответственностью. Подросток начинает активнее участвовать в жизни взрослых, стремится реализовать свои способности, занять определенное место в социуме. В своей учебной и общественной деятельности он начинает руководствоваться мотивами общественного порядка – чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддерживать честь школы и класса.

Сложность данного возраста заключается в том, что даже самые благополучные подростки могут начать проявлять негативизм, упрямство, грубость; прогуливать занятия в школе; вступать в негативные неформальные сообщества в сети Интернет или в дворовых компаниях; а в стремлении подражать взрослым начать копировать внешние формы, например, манеру ходить, одеваться, разговаривать.

Недостаточная критичность, недальновидность, желание принимать решения и действовать самостоятельно, отвержение любых суждений взрослых и контроля с их стороны может привести к негативным и даже губительным последствиям, которые подростки ошибочно принимают за «свободу»: курение, употребление спиртных напитков, развязное поведение и т. п. Однако как бы ни стремились подростки к самостоятельности и независимости, преодолевать жизненные трудности самостоятельно, без помощи взрослых, они не еще в этом возрасте не могут. От того, как будет протекать этот сложный возрастной период, зависит дальнейший путь их развития как личности.

В нашей школе-интернате в настоящее время проживает 35 подростков, что составляет 68 % от общего числа воспитанников. В таблице 1 показано в динамике по годам количество воспитывающихся в нашей школе подростков.

Таблица 1 – Количество подростков в МОУ «С(К) ШИ № 5» г. Магнитогорска»

 Года      2014     2015     2016     2017     2018
 Количество воспитанников в возрасте 11-16 лет в МОУ «С(К)ШИ № 5»      4      4      13      33      35

Наши подростки – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющие в силу этого разный уровень интеллекта, социального опыта, разные дефекты психического и физического развития. Они проживают на полном государственном обеспечении, но в отличие от домашних детей уже в 15-16 лет им предстоит выходить во взрослую жизнь.

Подростки и сами стремятся получить эту свободу. Однако на практике выясняется, что у них недостаточно сформированы навыки, необходимые для самостоятельной жизни, низкий уровень самосознания, самостоятельности и ответственности; они испытывают трудности в решении мелких бытовых задач таких, как: приготовление пищи, оформление документов, планирование бюджета и распоряжение деньгами, уход за собой и за квартирой, организация своего досуга.

В решении проблемы социализации подростков детских домов заинтересованы сами социальные учреждения, министерства и ведомства, фонды и общественные организации. Сегодня разрабатываются программы, проводятся социальные эксперименты, реализуются социальные проекты.

Наши подростки уже в течение нескольких лет совместно с педагогами принимают активное участие в некоторых социальных инициативах. Это:

– проект «Воскресный папа»;

– проект «Реальная жизнь»;

– проект «Больничные клоуны»;

– акция «Лес Победы»;

– концерты в Доме престарелых и инвалидов;

– изготовление открыток, мягких игрушек, медалей для победителей городских чемпионатов и турниров (детей и взрослых) и т. п.

Социальные проекты содействуют формированию у детей коллективизма, взаимной ответственности и взаимовыручки, милосердия, доверия и доброты, патриотизма и любви к Родине, содействуют воспитанию у них гражданского сознания и пониманию своего общественного долга.

Особую роль в организации свободного времени подростков занимает деятельность секций и кружков (см. таблицу 2). Это социально-значимая деятельность, которая объединяет учение, общение и общественно-полезный труд.

Таблица 2 – Количество подростков – воспитанников МОУ «С(К)»ШИ № 5», посещающих секции и кружки

Название учебных объединений      Количество участников
 Студия ИЗО, ДПИ, технического творчества «Мы живём на Урале»       35
 Секция «Восточные единоборства»      14
 Вокальный ансамбль «Уралочка»      12
 Танцевальный коллектив «Смайлики»      9
 Секция «Велоспорта»      2
 Секция «Борьбы»       1

Наши подростки посещают не только школьные кружки и секции, но и принимают участие в городских, областных и всероссийских соревнованиях, фестивалях и конкурсах, организуемых Управлениями и Министерствами образования, культуры и спорта. Они являются участниками и призёрами городских фестивалей «Серебряный дождь», областного фестиваля «Искорки надежды», международного фестиваля «Вместе» и др.; являются участниками и призерами соревнований, конкурсов и фестивалей различного уровня.

Занятия в кружках и секциях содействуют их нравственному воспитанию и личностному развитию, профессиональному самоопределению, стимулируют формирование гражданственности, привитие уважения к правам и свободам. Так, в 2019 году деятельность студии «Мы живем на Урале» была отмечена на областном уровне: программа студии заняла второе место в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи» на XIII Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя».

И все же основное внимание в нашем учреждении при формировании самосознания и духовно-нравственных качеств подростков отводится трудовому воспитанию. Труд формирует ответственность, бережное отношение к общественной собственности, учит конструктивному взаимодействию со взрослыми, дисциплинированности, учит принимать правила школы, семьи, общества, проявлять творческую активность и самостоятельность, внимание и уважение к товарищам, к их труду.

Это, прежде всего, ежедневный бытовой труд – самообслуживание:

– уборка и организация быта в жилых и учебных помещениях;

– подготовка к еде и уборка после неё, проведение кулинарных мастер-классов;

– выращивание рассады, посадка, уход за растениями (на клумбах и огороде).

Во-вторых, это общественно-полезный труд – для нужд учреждения и забота об окружающих (младших ребятах, пожилых людях, инвалидах):

– приведение в порядок и ремонт одежды, обуви, инвентаря;

– работы по совершенствованию быта в местах отдыха и проживания;

– уборка в группах;

– выполнение поручений, связанных с хозяйственными нуждами.

И, в-третьих, это производительный труд подростков, который способствует их взрослению и развитию сознательности. Подростки стремятся зарабатывать, хотя и не имеют достаточных профессиональных знаний и навыков, а мы всячески приветствуем эту их деятельность. Поощряя стремление подростков к самостоятельности, мы через Центр занятости трудоустраиваем их в летнее время дворниками и уборщиками в различные учреждения города, приучая их тем самым к ответственному исполнению возложенных на них обязанностей (см. таблицу 3).

Таблица 3 – Количество трудоустроенных в летнее время подростков – воспитанников МОУ «С(К)»ШИ № 5» г. Магнитогорска

 Года     2015     2016 2017    2018   
 Количество работающих в летний период подростков
 в возрасте от 14 лет при отсутствии медицинских противопоказаний
    0     0     1     5

При этом подчеркнем, что из пяти трудоустроенных в 2018 году подростков двое – дети группы риска.

С целью формирования у подростков трудовой потребности мы проводим просветительско-разъяснительную работу: разъясняем их обязанности, права, социальные нормы и требования, которые предъявляет к ним государство, общество и образовательное учреждение, говорим об уровне ответственности за их невыполнение. Такие мероприятия проходят в форме индивидуальных и групповых бесед, линеек, тематических профилактических мероприятий, встреч со специалистами КДН, ГИБДД, ГПН, участковыми инспекторами, представителями общественных организаций. Основной акцент на этих встречах делается на профилактике правонарушений, бродяжничества и вредных привычек.

Наше учреждение – это учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако большинство родителей этих воспитанников живы и здоровы, но по разным причинам не исполняют своих родительских обязанностей, не работают, ведут аморальный образ жизни. Из 51 воспитанника только 7 являются полными сиротами, поэтому мы ведем активную работу с родственниками и потенциальными опекунами наших подростков: убеждаем их трудоустраиваться, посещать своих детей, приглашаем участвовать в подготовке и проведении школьных мероприятий, в том числе в выполнении трудовых дел по ремонту помещений, уборке территории. Плоды этой деятельности педагогического коллектива учреждения представлены в таблице 4.

Для нас важно не просто воспитать человека, который будет рационально использовать права и свободы, предоставленные ему государством и обществом, но научить его управлять собой, соблюдая предъявляемые ему государством и обществом требования.

Таблица 4 – Результаты работы с родителями и потенциальными опекунами воспитанников учреждения

 Года      2015 2016    2017    2018   
 Количество подростков, возвращённых:                        
    – в кровные семьи      1      2      0    1  
     – в приёмную семью      0     8       1    3 
     – под опеку и попечительство      0      3      1      1
     – усыновленных (удочерённых)      0      1      0      0

Список литературы

1. Деменина Л. В. Организация работы по духовно-нравственному раз-витию и воспитанию детей в интернатных учреждениях // Петровские образовательные чтения : сборник материалов / под. ред. Н. Р. Балынской. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2018. – 326 с.

2. Деменина Л. В. Мы живём на Урале. – Магнитогорск : МаГУ, 2013. – 60 с

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.