Задать вопрос
Статьи

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ПРОЕКТ СОЦИАЛЬНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА «ПОДСНЕЖНИК

02.11.2021

 

Страмбовская Юлия Сергеевна,

кандидат филологических наук, заместитель директора
МУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
г. Магнитогорска»

г. Магнитогорск

kulik-j@yandex.ru

Прошло более четверти века с начала формирования в Российской Феде-рации современной системы социальной защиты населения. Потребность в фор-мировании этой системы была обусловлена жесткими промежуточными результатами радиального социально-экономического реформирования в нашей стране с начала 90-х годов 20 века. За этот, по сути, короткий период, по мнению Е. И. Холостовой, сложилась система концептуальных представлений о том, что входит в понятие «социальная защита»; выстроена система федеральных и региональных нормативно-правовых актов, органов и учреждений, реализующих меры социальной защиты [1].

Система социальной защиты в современных условиях базируется на следующих принципах:

– всеобщей доступности социальных гарантий;
– дифференцированного подхода при определении размеров и видов со-циальной защиты в зависимости от различных факторов, в том числе с учетом оценки нуждаемости;
– комплексности (возможности получения сразу нескольких видов помощи);
– инновационного характера применяемых форм и методов работы.
Остановимся подробнее на последнем принципе.

В МУСО «СРЦ для несовершеннолетних г. Магнитогорска» идет постоянный поиск наиболее эффективных форм и методов профилактики семейного неблагополучия. Основными целями деятельности МУСО «СРЦ для несовершеннолетних г. Магнитогорска» являются: 1) профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; 2) социальная реабилитация несовершенно-летних, оставшихся без попечения родителей и оказавшихся в трудной жизнен-ной ситуации. Однако для эффективной реализации своих целей, а значит и для решения вновь возникающих противоречивых проблем, с которыми сталкивает-ся институт семьи, специалистам оказалось недостаточно иметь в своем арсена-ле традиционные методы работы.
Так, в 2017 году педагогами-психологами Центра было проведено исследование, целью которого стало выявление уровня основных показателей социализации воспитанников учреждения: самооценки, самоконтроля, агрессивности, склонности к аддиктивному и рискованному поведению. В опросе приняли участие 200 несовершеннолетних среднего и старшего школьного возраста. Со-гласно полученным результатам, к аддиктивному поведению склонны 37 % опрошенных; к рискованному – 20 %; низкий уровень самооценки и само-контроля имеют 9 % и 44 % принявших участие в опросе соответственно; уро-вень вербальной агрессии показали 82 % респондентов, физической – 38 %, что позволило сделать выводы о низком уровне социализации детей, вновь посту-пивших в Центр для прохождения курса социальной реабилитации. Главная их особенность – отсутствие здорового социального опыта и наличие дефективных отношений между личностью и обществом. Дефективные отношения проявляются в мотивации, основными видами которой являются: мотивация свободы личности, эгоизма, неорганизованности и нужды. Для изменения мотивации подросткам необходим положительный пример применения собственной энергии в легитимном русле. Отметим, что пример должен исходить от ровесников, а не от взрослых. Иными словами возникла идея поменять не только педагогическую среду ребенка, но и его ближайшее окружение.

Выбор пал на представителей Общественной молодежной палаты при Магнитогорском городском собрании депутатов, которые воплощают в жизнь смелые значимые для города программы и проекты. Возникла идея создания проекта, который бы позволил укрепить веры подростка в свои силы и возможности, сформировать социально-одобряемые формы поведения, а также создать (пусть и искусственно) новое окружение для «трудных» подростков. Суть проекта заключалась в закреплении воспитанников Центра за наставниками, которые бы содействовали культурному и интеллектуальному развитию их личности через совместное времяпровождение/посещение различных молодежных мероприятий не только и не столько развлекательного, сколько развивающего характера.

Проект социального наставничества «Подснежник» реализовывался в не-сколько этапов:
 подготовительный: выявление проблем и потребностей подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, определение сферы интересов и потребности в наставниках; привлечение специалистов из разных сфер, отбор наставников, обучение и формирование пар «наставник-подросток»
 деятельностный: организация сопровождения подростка наставником по индивидуальному плану в процессе вовлечения его в участие в мероприятиях Центра и цикла встреч с привлеченными специалистами, направленных на формирование позитивной ролевой модели для подростков, расширение кругозора и их представлений о мире, развитие коммуникативных навыков, профи-лактику рискованного поведения.
 рефлексивный: оценка хода реализации проекта и анализ результатов.
На этапах реализации не устанавливались определённые временные рамки, так как в каждом отдельном случае они определялись индивидуальными особенностями и потребностями подростка.
При этом в задачи наставников входило:
 сопровождение подростка по индивидуальному плану;
 формирование у несовершеннолетнего позитивной ролевой модели;
 эмоциональная поддержка подростков – участников проекта;
 формирование положительной мотивации и установок, направленных на противостояние нежелательному влиянию среды;
 расширение кругозора подростка, повышение его культурного уровня, развитие коммуникативных навыков, профилактика рискованного поведения;
 содействие в повышении школьной успеваемости и профориентация подростка.

Индивидуальное взаимодействия пар «наставник-подросток» организовывалось три раза в неделю. Отметим, что основная миссия наставников в рамках проекта заключалась в превращении наставника в значимого для ребенка чело-века, к которому он будет прислушиваться, с которым будет советоваться и с которого будет брать пример. Для этого проводилась интенсивная индивиду-альная работа в различных форматах. Так, после знакомства наставника с наставляемым их контакт устанавливался во время совместных прогулок, выходов в ЦПИ «Библиотека Крашенинникова» для оказания помощи в выполнении домашнего задания и развития познавательных способностей, расширения кру-гозора; совместных занятий спортом в фитнес центре, а также совместного посещения творческих кружков и объединений. Наряду с этим при обнаружении недопонимания между родителями и детьми проводились индивидуальные бе-седы с родителями наставляемых посредством использования технологии медиаторства. Кроме того, наставники просматривали контент подростка в социальных сетях.

Групповые встречи с привлеченными в проект специалистами на мастер-классах и информационных часах проводятся не реже двух раз в месяц. Групповые мероприятия включают в себя несколько направлений: спортивные мероприятия (наставники и дети принимали участие как в городских соревнованиях, так и в соревнованиях, организованных сотрудниками СРЦ. К примеру, в рам-ках проекта был учрежден спортивный марафон «Кубок СРЦ», который решено проводить ежегодно с целью привлечения внимания к феномену наставничества, а также с целью приобщения молодого поколения к ЗОЖ).

В рамках экологического направления было налажено сотрудничество со Станцией юных натуралистов и фотостудией «Свет»; организуется профориентирование и мастер-классы специалистов различных профессий для ребят, до-стигших возраста, когда необходимо определяться с профессией. Наряду с этим были организованы мастер-классы с представителями фитнес-индустрии, парикмахерского искусства, кулинарии и рабочих профессий, которые рассказы-вали о своем опыте развития профессиональных навыков и достижений. Кроме того, ребята принимали активное участие в организации дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях, что способствовало более осознан-ному выбору ими будущей профессии. Ярким моментом стало их участие в форуме молодых политиков и в интеллектуальных играх «Риск». В рамках проекта наставляемые принимали участие в гражданско-патриотических мероприятиях: участвовали в патриотическом городском фестивале «Весна Победы», в шествии Вечного полка, а также записывались в патриотическую организацию «Волонтеры Победы».
Однако как бы хорошо ни были подготовлены наставники, им требовалось сопровождение. В рамках проекта это сопровождение осуществляла команда профессиональных психологов, которые:
 проводили экспресс-диагностику кандидатов в наставники и их обучение на этапе подготовки к работе с подростком;
 подбирали пары «наставник-подросток» по интересам досуговой, про-фессиональной деятельности и характерологическим особенностям;
 проводили групповые интерактивные и проблемные семинары, органи-зационные собрания и индивидуальные консультации для наставников и детей.
Основными задачами, которые решались в процессе психологического со-провождения наставников, были:
 помощь наставникам в разрешении возникающих проблем коммуникативного, эмоционального или организационного плана;
 профилактика эмоционального выгорания;
 поддержка мотивации участников проекта;
 исключение случаев нарушения прав несовершеннолетнего или иных злоупотреблений со стороны наставников.
Анализ результатов реализации Проекта позволяет обнаружить получен-ные в ходе его реализации эффекты:
 создана эмоционально-позитивная общественно-полезная модель по-ведения подростков;
 проведен мониторинг склонностей и 200 подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, к формам девиантного поведения;
 на 35 % снизился уровень склонности к аддиктивному поведению у подростков, принимавших участие в проекте;
 на 77 % у подростков повысилась уверенность в собственных силах;
 проведено 36 групповых встреч и мастер-классов с участием привлеченных наставниками специалистов из различных сфер;
 за время реализации проекта в течение 2017 года 200 подростков по-лучили от наставников услуги по сопровождению;
 15 подростков определились со своим профессиональным выбором с помощью наставника и поступили в средние учебные заведения;
 сформирована команда постоянных наставников из числа сотрудников учреждения и членов Общественной Молодежной палаты при Магнитогорском собрании депутатов;
 в МУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Магнитогорска» апробирована новая социально-психологическая услуга: социальное наставничество.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что подобные инновационные методы работы позволяют получить мультиплицированный положительный эффект при решении социальных проблем. Опыт показал, что интеллекту-альные и физические ресурсы учреждения позволяют внедрять новые методы работы, реализовывать амбициозные проекты и программы, которые позволят добиться положительной динамики в работе формата «человек-человек».

Список литературы

1. Холостова, Е. И. Социальная защита населения Российской Федерации: актуальные проблемы и пути развития / Е. И. Холостова // Социальное об-служивание. – 2018. – № 5. – С. 20.

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.