Задать вопрос
Статьи

ВЛИЯНИЕ СМИ НА РЕЧЕВУЮ КУЛЬТУРУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

15.01.2023
Кильдиярова А.Г.
Башкирский государственный университет, г. Уфа

ВЛИЯНИЕ СМИ НА РЕЧЕВУЮ КУЛЬТУРУ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье анализируется негативное влияние средств массовой информации на культуру речи населения, в целом, и государственных служащих, в частности. В рамках исследования установлено, что СМИ являются объектом и субъектом развития современной речевой культуры. Были выявлены масштабы влияния СМИ на речевую культуру носителей языка и проблемы с этим связанные. Отмечается, что государственные служащие, которые должны быть эталоном речевой культуры часто допускают нарушения, как в устной, так и письменной речи.
Ключевые слова: СМИ, речевая культура, государственные служащие, лексические ошибки, «канцеляризмы», «уличная» лексика.
На сегодняшний день в связи с возросшей значимостью средств массовой информации (СМИ)необходимо особо отметить важность речевой культуры. СМИ являются одним из основных инструментов массовой коммуникации должны быть эталоном речевой культуры и этики [4]. Однако анализ публикаций в средствах массовой информации показывает, что под их воздействием происходит снижение качества культуры речи. Ухудшение качества контента, засорение его «уличной» лексикой, «канцеляризмами», иностранными словами приводит к изменению речевой культуры. Нельзя не отметить, что происходит общее снижение качества речевой культуры и этики государственных служащих, от которых зависит формирование общественного мнения, положительного восприятия решений органов власти.  
В рамках данного научного исследования было изучено влияние СМИ на культуру речи населения и определены их особенности на примере анализа контента выступлений государственных служащих.
Проблеме и особенностям влияния СМИ на культуру речи посвящено множество научных публикаций. В частности, Т.Г. Добросклонская считает, что «уровень массовой коммуникации придает понятию «текст» новые смысловые оттенки, обусловленные медийными свойствами того или иного СМИ» и выделяет наиболее эффективные и распространенные методы изучения речи СМИ:
1.    Лингвистический анализ.
2.    Анализ содержания.
3.    Дискурсивный анализ.
4.    Критическая лингвистика.
5.    Когнитивный анализ.
6.    Лингво-культурологический анализ.
7.    Медиа-лингвистический анализ [1].
Подробный анализ медиа-текстов представлен в монографии С.И. Сметаниной [3], в которой она утверждает, что «средства массовой информации стремясь расширить репертуар тем, транслируют информацию разного типа – фактуальную, концептуальную, развлекательную, рекламную, сенсационную и др. Обращение прессы к новым для нее темам, к новым жанрам, доступ к новым источникам информации творчески подстегнул журналистов к созданию принципиально иных текстов, к поискам речевых эквивалентов, адекватно передающих новое содержание».
Как известно, СМИ состоит не только из текстов, но и из вербальных рядов, видео и звукового сопровождения, графики и оформления, что создает единое целое и приобретает многослойные черты. Массовые коммуникации, дополняя язык, позволяют нам быть в курсе всех новостей, происходящих не только в республике и стране, но и в целом в мире.
По мнению В.В. Колмаковой, «под воздействием СМИ, происходит изменение норм речевой культуры, ведущих к снижению качества культуры речи» [2].
Многие годы считалось, что средства массовой информации являются образцом речевой культуры, т.к. способствуют расширению речи. Но современные СМИ чаще используют шаблоны, делающие речь «механической», излишне формальной и неестественной. К таким можно отнести использование фраз из двух-трех слов, смысл которых можно передать одним словом, например, «в настоящий момент», «на сегодняшний день» – сейчас, «одержать победу» – победить и т.д. Культуру речи в СМИ засоряют так же наличие «уличной» лексики, например, «тусовка», «банить», «поехала крыша» и др. Ухудшают качество речи частое употребление иностранных слов, где не всякое значение употребляемых слов понятно для массы, к примеру: прайм-тайм, буллинг, локдаун и пр.
Самыми популярными инструментами средств массовой информации считаются пресса, телевидение, радио и всемирная сеть «Интернет». В нынешних реалиях личные страницы государственных деятелей в сети Интернет тоже становятся источником актуальной информации. Речь госслужащих влияет на речевую культуру современных носителей языка, а высказывания политиков день ото дня становятся все резче и дальше от дипломатической риторики. Высказываясь, о применении ядерного оружия, Д. Медведев в своем телеграмм-канале пишет, «Наши враги любят делать высокопарные заявления. Оперировать терминами «свобода», «демократия», «миссия». На самом деле это всего лишь ритуальный словесный понос. Фонтаны диарейной демагогии вкупе со злобной каркающей риторикой стали давно проверенным оружием англосаксонского мира, которым они заливают все остальное человечество в попытках отстоять свою исключительность и право рулить миром» [8]. В этой речи государственного деятеля воплощаются все три функции языка – общение, сообщение и воздействие.  Дмитрий Анатольевич часто употребляет в речи и в текстах метафору. Она как языковая единица несет свою языковую нагрузку: «поначалу наши врагу отчаянно колотили себя в грудь», «политики беспомощно разводят руками», «и при том, что предельная цена на наше голубое топливо так пока и не введена» [7].
Можно отметить у Д. Медведева уровень грамотного владения литературным языком. Политик достигает прагматических целей, воздействуя на потенциальных читателей, рассматривает текст – как инструмент воздействия на массы.
Ярким образцом речевой культуры и этики является глава Чеченской республики Рамзан Кадыров. Один из самых обсуждаемых политиков, публичная речь которого пестрит смелыми утверждениями. На своих страницах в социальных сетях он пишет: «Наш опыт может пригодиться представителям американского госдепартамента. Руководство Чечни продемонстрировало всему миру, как можно бороться и побеждать террористов», «Чтобы не подвести, Кадыров сто раз умрет», «Я – это Россия, Россия – это я» [6]. В речи Рамзана Кадырова наблюдается преданность политическому курсу и служение интересам страны, но часто использует очень эмоциональные способы выражения своих мыслей и чувств. В последнее время Р. Кадыров выступает в роли мобильного репортера ЧГТРК «Грозный», присылая эксклюзивные репортажи специальной военной операции, которые ждет множество его подписчиков [9].Известно, что личные страницы в социальных сетях очень популярны, поэтому, их авторы должны нести ответственность не только за достоверность размещаемой информации, но и за ее правильную подачу.
Благодаря своим публикациям часто оказывался героем инфоповодов различных СМИ и социальных сетей бывший глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Государственный служащий известен не только рекордами и технологическими разработками, именно при нем было проведено Роскосмосом 86 безаварийных пусков подряд, но и популярен как мастер ярких высказываний и активный пользователь социальных сетей. На просторах Интернета появлялись его цитаты, ответы западным политикам и предпринимателям: «мы разворошили осиное гнездо», «жадность победит», «родился идиотом и умрет им», «язык болтается, как галстук». Экс-руководитель главной космической корпорации России регулярно вступал в словесную перепалку генеральным директором компании SpaceX. На своей странице в Твиттере Д. Рогозин писал, что американцам придется запускать своих космонавтов к Международной космической станции «с помощью батута» [5]. Впрочем, это было не последнее столкновение в социальных сетях лидеров космической отрасли двух стран. После публикации Илона Маска о вызове на дуэль Владимира Путина, Рогозин же ответил цитатой из басни А. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»: «Ты, бесенок, еще молоденек. Со мною тягаться слабенек. Это было б лишь времени трата. Обгони-ка сперва моего брата» [10]. Использование книжных фраз повышает занимательность речи, развлекает читателя и подчеркивает эрудированность автора поста.
Размещая информацию на своей странице в интернете часто, не соблюдаются правила русского языка, используются картинки («эмодзи») для передачи эмоциональной окраски текста, слова пишут без знаков препинания, с большим количеством опечаток и сокращений, что может привести к искажению смысла. Так же различный сленг, используемый раньше только на кухне в кругу близких, теперь встречается в речи отечественных политических деятелей. Ведь самое главное, чтобы слова не расходились с делом. А формирование правильной культуры речи в целом процесс сложный и трудоемкий.
Таким образом, СМИ сильно влияют на культуру речи человека, в частности на государственных деятелей. Чтобы речь была полна культурности, необходимо не только говорить правильно, но и развивать лексические знания. Что во многом зависит от практики говорения, чтения вслух, пересказ событий, а еще необходимо как можно чаще читать произведения классики и пополнять словарный запас.
Библиографический список
1.    Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. М., 2020. 180 с.
2.    Колмакова В.В. Влияние СМИ на речевую культуру // Молодой ученый. 2016. № 7.4 (111.4). С. 14-17.
3.    Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века) СПб, 2002. 382 с.
4.    Юлдашева О.Н. Высшее образование для молодёжи: проблемы и перспективы // Международная научно-практическая конференция «Жизненные ресурсы региона: социально-демографические проблемы современного общества» (Аитовские чтения). Уфа, 2015. С. 409-411.
5.    Вести.RU Роскосмос ответил санкциям США. URL: https://www.vesti.ru/article/2684539
6.    Кадыров Р.А. Глава Чеченской Республики URL: https://aphorism.ru/authors/ramzan-kadyrov.html
7.    Медведев Д.А. «Адские санкции» пошли на восьмой круг URL: https://t.me/medvedev_telegram
8.    Медведев Д.А. Ещё раз о применении ядерного оружия URL: https://t.me/medvedev_telegram
9.    Официальная страница Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова URL: https://t.me/RKadyrov_95
10.    РОГОZИН Личный телеграм-канал Дмитрия Олеговича Рогозина. URL:https://t.me/rogozin_do
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.