Задать вопрос
Статьи

ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

10.01.2023
Мицан Е.Л., Александрова Е.А.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрено влияние сказкотерапии на эмоциональное состояние детей с задержкой психического развития (ЗПР). Сказкотерапия необходима для правильного формирования личности ребенка, коррекции его психоэмоционального состояния, через сказку ребенок лучше воспринимает эмоциональные переживания и лучше справляется со стрессами, сказка лучше всего адаптирована под психологические особенности детей с задержкой психического развития. Через разные виды сказок ребенок учится решать свои проблемы, развивает воображение и речь, что способствует получению навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, ребенок, сказка, развитие, коррекция, технология, психология, адаптация.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – это особая категория детей, которые нуждаются в специальном подходе. Проведя диагностическое обследование [1], мы выявили, что у данной категории детей сильно страдает произвольное внимания, а также эмоциональное состояние. Такие дети плохо приспосабливаются к изменяющимся социальным условиям и тяжело адаптируются в обществе. Для того, чтобы правильно формировать личность ребенка, необходимо использование современных образовательных технологий. Они способствуют упрощению процесса усвоения социальных норм детьми для жизни в обществе. Сказкотерапия является именно такой технологией.
Сказка – метод воспитания, имеющий за собой огромный опыт использования. Через нее дети познают нравственные и социальные нормы. При этом этот метод построен на художественных образах и поэтому лучше усваивается ребенком.
Сказкотерапия лучше всего адаптирована к психологии детей с задержкой психического развития. Известно, что она оказывает сильное психологическое воздействие на внутренний мир ребенка, является сильным инструментом развития. Через сказки ребенок с ЗПР учится находить решения своих проблем и преодолевать их, прорабатывает страхи, примеряет на себя разные, новые для него социальные роли. Это стимулирует развитие эмоционального фона ребенка, готовит его к трудностям, которые могут возникнуть на его жизненном пути.
Сказка воздействует на эмоции ребенка. Понимая свои чувства, дети могут научиться понимать и других людей.
Цель сказкотерапии – это решение коррекционных, развивающих, дидактических, терапевтических задач путем снятия эмоционального напряжения, установления положительных контактов со сверстниками, формирования адекватной самооценки, развития чувства уверенности в себе и своих действиях.
В работе с детьми с ЗПР используются следующие виды сказок:
1.    Художественная сказка. Эти сказки не учитывают индивидуальные особенности ребенка. Они построены на прошлом опыте народа. Таким образом, художественные сказки помогают детям понять какие-то простые истины.
2.    Психокоррекционная сказка. Мягко корректируют поведение и некоторые черты характера ребенка.
3.    Психотерапевтическая сказка. Часто этот вид сказок направлен на решение таких проблем, как страхи и фобии у ребенка. Применяется в работе с детьми от трех до восьми лет.
4.    Медитативная сказка. Сказка предназначена для расслабления после эмоциональной загруженности, часто проводится в формате диалога, что способствует изменению сюжета. В ней нет никаких антагонистов и конфликтов между героями.
5.    Дидактическая сказка. Этот вид сказки носит образовательную функцию. Они помогают ребенку узнать что-то новое.
Сказкотерапия является эффективным методом работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). Приведем примеры сказок и их влияние на ребенка:
«Колобок» – эта сказка учит детей не верить лести, что найдется обязательно кто-то хитрее и сильнее.
«Волк и семеро козлят» – учит детей слышаться родителей, находить выход из трудной ситуации.
«Красная Шапочка» – сказка показывает, что не все люди добрые, а также учит быть осторожным при общении с незнакомцами.
«Петушок золотой гребешок» – сказка учит детей дорожить дружбой.
«Репка» – учит не отказываться от помощи, ведь общими силами любое дело по плечу.
Существуют разные направления развития личности и речи у ребенка в ходе сказкотерапии:
1.    Активность. В активном действии ребенок удовлетворяет свою потребность в самовыражении. В ходе этого он получает эмоциональную разрядку и активизирует образную лексику.
2.    Самостоятельность. Ребенок в ходе занятия учится находить и отстаивать свою позицию. Чтобы её доказать он находится в поиске лучших способов самовыражения в речи и движении, а для этого он должен научится воспринимать ситуацию сказки, тон музыки, её ритм. Все это развивает самостоятельность ребенка.
3.    Творчество. В сказкотерапии задействованы многие средства для развития креативности ребенка. К примеру, составление собственных ситуаций, восприятие ритма музыки и его повторению. Дети не только анализируют готовое, но и пробуют сделать что-то сами.
4.    Эмоциональность. В ходе занятия ребенок может усвоить следующий опыт: понимание своих эмоций, замещение негативного реагирования на позитивное, понимания эмоций других людей
5.    Произвольность. Дети совершают переход от переживания эмоций персонажей сказки, понимания проблемной ситуации до составления своих устных суждений и их оценки, а также выполнению движений.
6.    Связная речь. Ребенок учится строить свое мнение и высказывать его в устной форме. Помимо этого, в такого рода терапиях часто используются импровизации по сюжету. Все это способствует развитию связной речи.
Сказкотерапия – метод, который использует многие психологические и педагогические средства. С большей долей вероятности можно утверждать, что этот метод будет влиять на эмоциональное развитие ребенка с задержкой психического развития, будет способствовать эффективному личностному развитию ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). Помимо этого, сказкотерапия поможет детям в их социально-коммуникативном развитии и адаптации ребенка к изменяющимся социальным условиям.
Библиографический список
1.    Мицан Е.Л., Румянцева Е.В. Использование диагностических методик для оценки произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // В сб.: Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. Сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию высшего педагогического образования Магнитогорска. Магнитогорск, 2022. С. 97-100.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.