Задать вопрос
Статьи

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКА

01.01.2024
Иванова Е. Н.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск


ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ
ПОДРОСТКА

Аннотация. В данной статье была проанализирована роль семьи в развитии личности подростка, а именно ее влияние на формирование ценностно-смысловой сферы в подростковом возрасте.
Ключевые слова: семья, подростки, ценности, ценностно-смысловая сфера, общество, Россия.

Подростковый возраст изучается учеными, педагогами, психологами, социологами на протяжении многих лет. В отечественной и зарубежной практике многие исследователи занимались проблемами подросткового возраста, в частности, вопросами влияния семьи на ценностно-смысловую сферу подростков – Л.И.Божович, Л.С. Выготский, И.С.Кон, Н.Л.Белопольская, А.Н.Леонтьев, Э.Эриксон, К.Юнг, М.Мид, А.Адлер, А.Маслоу и др.
Несмотря на множество теоретических и практических работ, касающихся данной темы, на наш взгляд, проблема остается открытой, не до конца изученной.
Семья всегда была и будет важнейшей средой формирования личности человека и главнейшим институтом воспитания. В российском семейном праве «семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления». Семья определяется как обладающая исторически определенной организацией малой социальной группой, члены которой связаны различными отношениями. Жизнь семьи характеризуется процессами: 1) материальными: биологическими и хозяйственными; 2) духовными: нравственными, законодательными актами, которые требует соответственного оформления (регистрации)» [2, с. 121].«Семья – явление историческое. Ее формы и функции обусловлены характером существующих производственных отношений в целом, а также уровнем культурного развития общества. Семья – это такая область человеческих отношений, где реализуются самые разные потребности. Для удовлетворения своих потребностей человек вступает в определенные отношения с обществом, с природой, с другими членами семьи» [2, с. 122].В семье формируется личность человека, морально-нравственные ценности и определяющие ориентиры. Свитич Л.Г. считает, что «каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Роль семьи в обществе определяется ее важнейшими функциями» [5, с. 1].Основными функциями семьи являются: воспитательная, эмоциональная, духовная, социальная.
Проблема становления ценностно-смысловой сферы подростков рассматривается в контексте особенностей семейного воспитания. По мнению Н.И. Чернецкой: «Стиль семейного воспитания является значительным фактором становления личности в подростковом возрасте –в сущности, стиль семейного воспитания является транслятором ценностей, которые в подростковом возрасте усваиваются особенно глубоко и прочно» [8, с. 100].
Теоретическую основу исследования ценностных ориентаций составили работы М.Рокича, Ш.Шварца, В.Г.Алексеевой и др. За методологическую основу исследования взяли деятельностный подход к изучению личности, структуры личности, которые представлены в работах «отечественных ученых и позволяющий трактовать ценностно-смысловую сферу личности подростка, как результат его вовлечения в социальные отношения разного уровня, включая семейные» [8, с. 101].
Ценности личности являются основой структурированного субъективного опыта личности по его значимости. По мнению Гаврилюк В.В.: «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного» [1].
Семейное воспитание является «интегративной характеристикой воспитательной системы» (О.А.Карабанова), «системы родительства» (Р.В.Овчарова, И.В. Ярославцева). Важным аспектом формирования ценностно-смысловой сферы подростка является процесс социализации в семье, который предполагает «усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания» [7, с. 158]. Ценностно-смысловая сфера подростков формируется на прочном фундаменте, который лежит в усвоении родительских норм, образцов и моделей поведения и, несомненно, является примером для подрастающего поколения. Вот почему, важно изучать данную проблему со всех сторон.
Государственная политика также не остается в стороне, и, параллельно с семьей, так же делает упор на воспитание в рамках духовно-нравственных ценностей. Указом Президента РФ В. В. Путиным от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [6] обозначены «угрозы традиционным ценностям, связанные с деструктивным идеологическим воздействием на граждан России» [4, с. 66].
Несмотря на то, что к подростковому возрасту меняется система детско-родительских отношений, подростки стремятся к сепарации, к самостоятельности при недостаточной эмоциональной и личностной зрелости, роль семьи играет на этом этапе важную роль, «чтобы становление личности было нормативным» [3].
Будущее ребенка зависит от воспитания в семье, от того, какие качества будут развиты у него, на что ориентирована ценностно-смысловая ориентация подростка. Личность самого родителя играет огромную роль в формировании ценностей подростка: религиозность, образованность, национально-культурная принадлежность, темперамент, особенности характера, социальное положение, ценности. Семейное воспитание несет в себе ценности родителей, которые они реализуют через воспитание детей. Для подростков характерна принадлежность к группе, где формируется и реализуется потребность в дружбе, совместной деятельности, а так же через потребность принадлежать к семье, принятия ее ценностей.
Изучая различные источники, касающиеся данной проблемы, мы приходим к выводу, что ценностно-смысловая сфера личности подростков зависит от воспитания в семье, ее социальной, экономической, религиозной принадлежности, политических, педагогических взглядов.

Библиографический список
1. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В. В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. – 2002. - №1. – С. 96-105.
2. Камалеева, А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических заведений : учебное пособие / А. Камалеева, Н.В. Гризодуб. – Казань : Отечество, 2023. – 246 с. – ISBN 978-5-9222-1707-1. – EDNENXOSB.
3. Рабченок, В. О. Роль детско-родительских отношений в формировании эмпатии подростков / В. О. Рабченок // Векторы психологии– 2020 : Психолого-педагогическое сопровождение личности в современной образовательной среде : международная научно-практическая конференция, Гомель, 25 июня 2020 года. – Гомель : Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2020. – С. 200-202. – EDNLPTDIW.
4. Радионова, О.Р. Педагогическое сопровождение воспитания обучающихся на основе ценностно-смысловой модели построения образа будущего подрастающего поколения современной России / О. Р. Радионова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2022. - № 4(67). – С. 65-83. – DOI 10.51944/20722516_2022_4_65. – EDNTBRGVB.
5. Свитич, Л. Г. Освещение семейных ценностей в журналах для подростков / Л. Г. Свитич, Е. С. Тюрина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2018. – Т. 1, № 4. – С. 208-223. – EDNYQNRWX.
6. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: // www/garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061
7. Фомина, О.В. Дисфункциональность семьи – причина отклоняющегося поведения несовершеннолетних / О. В. Фомина // Профилактика зависимостей. – 2018. - № 2(14). – С. 158-162. – EDNUTMABN.
8. Чернецкая, Н. И. Особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей с разным стилем воспитания / Н. И. Чернецкая // Известия Иркутского государственного университета. Серия : Психология. – 2016. – Т. 17. – С. 100-111. – EDNWTIOZV.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.