ВЛИЯНИЕ РОССИЙСКО-УКРАИНСКОГО КОНФЛИКТА НА АРАБСКИЙ ВОСТОК
15.01.2023
Махмутова М.И.
Военный университет Министерства обороны
Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва
ВЛИЯНИЕ РОССИЙСКО-УКРАИНСКОГО КОНФЛИКТА
НА АРАБСКИЙ ВОСТОК
Аннотация. В данной статье автор рассматривает реакцию арабских стран на конфликт между Россией и Украиной и изучает экономические последствия этих событий. В ходе своей работы автор разделяет политику и экономику, а также делит арабские страны на несколько групп. В политическом аспекте арабские страны делятся на лояльных России союзников, на те государства, которые хотят пытаются балансировать между глобальными державами, и на страны, желающие максимально дистанцироваться от российско-украинского конфликта. Исследование показало, что у России мало верных союзников на Арабском Востоке и большинство стран стараются соблюдать нейтралитет, чтобы сохранить связи со всеми участниками международной системы. В экономической сфере автор также видит три группы, но разделяет их по-другому принципу. В статье выделены богатые страны, государства со слабой экономикой, а также арабские страны, кризис которых усугубляется с момента начала российской специальной операции. В научной статье отражено, что последствия эмбарго на вывоз зерна из Москвы и Киева создали крайне негативную ситуацию в Северной Африке и на Ближнем Востоке, от чего многие государства фактически столкнулись с угрозой продовольственной безопасности и увеличением количества голодающих людей. В заключении автор приходит к выводу, что данный конфликт крайне неблагоприятен для Арабского Востока. На самом деле, в интересах стран Арабского Востока мирное сосуществование России и европейского континента, это не заставляло бы отдельные страны становиться на чью-то сторону или портить отношения с одним из участников международной системы.
Ключевые слова: Россия, Украина, арабский мир, продовольственный кризис, проблема безопасности, нейтралитет.
Локальные конфликты на европейском континенте имели ограниченное влияние на арабские страны, которые не всегда понимали суть возникающих проблем и старались дистанцироваться от них. Однако Арабский Восток иногда вынужден реагировать на международные вызовы и потрясения в мировой политике, когда речь идет о конфликте с участием глобальных держав. После окончания Холодной войны государствам Ближнего Востока и Северной Африки удалось диверсифицировать свои контакты и отойти от ориентации на социалистический или капиталистический лагеря. В современной международной системе арабским странам выгодно заключать политические и экономические соглашения с каждым участником международных отношений. В связи с этим им невыгодны глобальные конфликты, так как они не хотят терять наработанные связи и становиться врагом для одной из сильнейших держав.
Несомненно, обострение военного конфликта на Украине с вводом российских войск стало восприниматься в европейских странах как угроза национальной безопасности, так как они считают поведение Москвы непредсказуемым. Более того, с точки зрения европейской мысли, Россия нарушила суверенитет Украины, но Кремль утверждает, что проводит специальную военную операцию по защите русскоязычного населения и избавлению Украины от фашистского режима. Что касается внутреннего дискурса, Москва утверждает, что война неизбежна, и в этом случае «она должна нанести удар первой, иначе в дальнейшем будет только хуже». В этом контексте мир начал раскалываться по подобию биполярного противостояния времен Холодной войны [1]. В связи с введенными санкциями против России и фактическим разрушением украинской экономики ожидается резкое падение мирового ВВП.
Принимая во внимание существующие вызовы, арабские страны не выражали открытой поддержки ни одной из сторон конфликта. Они старались максимально поддерживать благоприятные отношения как со странами Запада, так и с Россией. Конечно, это положение нельзя назвать устойчивым, если нынешний конфликт в Европе перерастет в более масштабную войну.
В ходе написания научной работы автор попытался использовать ряд научных методов, позволивших проанализировать текущую ситуацию в международной системе. Для изучения экономической составляющей требовались статистические данные о товарообороте, а также данные об инфляции и ВВП ряда стран. Для изучения политической ситуации использовались такие методы, как нормативно-ценностный, диалектический и системно-исторический.
Политическое влияние
Конфликты, имеющие глобальный эффект, обычно делят мир на две стороны, либо ряд государств стремится к нейтралитету. В том случае, если страны, не участвующие в глобальном противостоянии, сами втянуты в региональный конфликт [2], они пытаются найти союзника, который окажет им помощь (военную, финансовую и дипломатическую) и будет негативно относиться к их врагу. В период после «Холодной войны» многие государства средней силы могут влиять на конфликтующие страны, предлагая свое посредничество для разрешения конфликта [3]. С самого начала конфликта между Россией и Украиной в 2014 г. многие арабские страны пытались дистанцироваться от данной проблемы, желая сохранить сложившиеся торгово-экономические и политические отношения со всеми участниками мировой системы.
Однако события февраля 2022 г. поставили их перед выбором: быть на стороне Москвы или против нее. Ярким примером их позиций можно считать голосование в ООН по украинским резолюциям. Россия, фактически, смогла заручиться поддержкой Сирии, проголосовавшей против данных документов, Алжира, Судана и Ирака, воздержавшихся при голосовании, и Марокко, представитель которого покинул зал во время голосования. Ни одна из арабских стран не стала поддерживать санкции против России [4].
Опираясь исключительно на голосование ООН, сложно разделить противников российской военной кампании и лагерь ее поддерживающих. В данном случае важно изучить более тщательно поведение арабских стран в этот непростой для международной системы период. Принимая во внимание, что на Арабском Востоке нет стран, открыто критиковавших бы Москву, можно разделить их на три группы: «верные друзья», желающие «усидеть на двух стульях», и страны, максимально дистанцировавшиеся от российско-украинского конфликта.
«Верные друзья»
В первую группу входят такие страны как Сирия, Палестина и Алжир. Важным фактом является то, что способ принятия ключевых политических решений в Алжире, Сирии и Палестине схож с российским. Концентрация власти находится в руках небольшой группы лиц, в первую очередь выходцев из военной элиты и спецслужб.
Поведение Дамаска наиболее понятно на международной площадке. Несомненно, режим Башара Асада благодарен Москве за значительную дипломатическую и военную помощь в борьбе с оппозицией и ИГИЛ, существующие договоренности в нефтегазовой отрасли, поставках продовольствия. Сирийские улицы, контролируемые правящим режимом, рисуют картину настоящей дружбы между Дамаском и Москвой. На улицах развешаны изображения В. Путина и Б. Асада, в последние годы изучение русского языка стало престижным и даже необходимым. Сирийцы, получившие образование в СССР и России, гордятся своими дипломами о высшем образовании. Поведение Сирии больше напоминает позицию выплаты долга и готовность «не бросить друга в беде». В условиях экономических санкций против России Дамаск даже заинтересовался подключением платежной системы МИР, что облегчило бы финансовые операции между гражданскими лицами.
Важно отметить, что у Алжира свой взгляд на происходящие события. Нынешнее руководство этой страны крайне подозрительно относится к странам Запада. Основная причина в том, что во время гражданской войны в Алжире США и ЕС призывали включить исламистов в политический дискурс и провести выборы с их участием. В свою очередь Россия поддержала военно-политическую элиту этой североафриканской страны. Более того, в Алжире не было революции во время «арабской весны» 2011 г. и после демонстраций 2019 г., когда европейские страны подчеркивали право граждан на протесты. Ряд представителей политической элиты восприняли это как «западный заговор» против суверенитета Алжира. Местные власти считают, что Запад замышляет совершить государственный переворот в этой стране с целью эксплуатации его ресурсов. Подозрительное поведение формирует недоверие алжирцев к открытому диалогу со странами ЕС и США. В то же время эта североафриканская страна является одним из лидеров по закупке российского оружия на мировом рынке. Даже в условиях санкций и турбулентности на международной арене Алжир приобрел у Москвы военную технику на 7 млрд долл.
Одним из давних союзников России на Ближнем Востоке являются палестинцы; СССР долгое время помогал повстанческому движению, а Россия воспринималась как наследница социалистической империи. Кроме того, Москва пыталась участвовать в примирении ХАМАСа и ФАТХа и, более того, никогда не признавала ХАМАС террористической организацией (поскольку он не оказывал поддержку клану Дудаева в Чеченской войне, и, тем самым, не угрожал национальной безопасности России). Однако внутрипалестинское восприятие войны на Украине было неоднозначным. Некоторые жители сектора Газа склонны отождествлять себя с украинцами, а действия России – с израильтянами. Спустя несколько недель после войны Муса Абу Марзук, член Политбюро ХАМАСа, выразил выработанную внутри движения позицию, и отметил, что урок текущих событий состоит в том, что «эпоха однополярного доминирования США закончилась», поскольку «США не смогли объявить войну России, а те, кто не может объявить войну, не заставят действовать в рамках своей повестки дня». Глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас и его окружение в первую очередь мотивируются тем, что не хотят подрывать диалог с Москвой. Они еще надеются, что Кремль реализует инициативу мирной конференции с привлечением посредников в лице ООН и ЕС, то есть фактически возродит классический ближневосточный квартет [5].
«Усидеть на двух стульях»
В данную группу входят арабские страны, которые установили дипломатические и экономические контакты с западными странами и Россией, а также не желающие провоцировать «мстительное поведение» Москвы в условиях продолжающихся региональных конфликтов. Для таких государств главным приоритетом является обеспечение собственных интересов.
Принимая во внимание поведение Марокко, многие западные политики ожидали, что Рабат поддержит Украину, так как королевство активно сотрудничало с администрацией США при Д. Трампе, которая способствовала установлению дипломатических отношений между Марокко и Израилем, а Вашингтон признал Западную Сахару неотъемлемой частью королевства, что является вопросом национальной безопасности и стратегической важности. Учитывая ориентацию Марокко на взаимодействие с Испанией и Францией, а тем более стремление к демократии, стоило рассчитывать на осуждение российской военной кампании из Рабата. Однако марокканская дипломатия учитывала поддержку Фронта ПОЛИСАРИО и Алжира со стороны Москвы. Марокко тщательно избегало заявлений о конфликте в Украине и предпочло не участвовать в голосовании на площадке ООН. При этом даже в условии резкого обострения международной обстановки Рабат рассчитывает на сотрудничество с Россией с целью строительства АЭС.
Египет оказался в довольно сложном положении перед голосованием в ООН. В начале марта 2022 г. Киев потребовал от Каира поддержки и солидарности в оказании медицинской и гуманитарной помощи, а также признания нарушения Россией международного права. Послы G7 и посол Представительства ЕС в Каире призвали режим
А.Ф. Ас-Сиси «встать на сторону Украины в борьбе с российской вооруженной агрессией». Ряд источников, близких к египетскому правительству, сообщал, что США оказывали прямое давление на Египет, требуя от него поддержки Украины. Возможно, именно поэтому Каир голосовал за проукраинские резолюции, в то время как Москва ожидала от него нейтральной позиции [6]. Самому Египту конфликт между Россией и Украиной крайне невыгоден, так как он наладил контакты с Москвой и Киевом в экономической сфере. Более того, после прихода к власти А. Ф. Ас-Сиси в 2014 г. США отказались оказывать военную помощь Каиру и продавать оружие (до прихода администрации
Д. Трампа). Тогда Египет начал закупать военную технику у Москвы, а затем договорился о строительстве АЭС «Эль-Дааба» с российским «Росатомом» и его дочерними компаниями. При этом пока Египет заявляет о продолжении сотрудничества с Россией, а с сентября 2022 г. ведет переговоры о подключении платежных карт МИР. При этом Каир до сих пор не выдал «Росатому» полного разрешения на строительство АЭС, опасаясь негативной реакции со стороны европейских стран и США, а также введения вторичных санкций. Пока власти Египта пытаются выработать нейтральную линию, чтобы сохранить налаженные связи со всеми участниками мировой системы и не подвергнуться «наказанию и осуждению» [7].
Максимальное расстояние
Большинство арабских стран стараются дистанцироваться от конфликта между Россией и Украиной, который также иногда рассматривается как противостояние России и НАТО. У каждой страны свой взгляд на происходящие события, связанные с их внутренними проблемами.
Запутанная внутриполитическая обстановка в Ираке стала одной из ключевых причин отсутствия четкой позиции Багдада по украинской проблеме. Ирак проголосовал за заявление Лиги арабских государств по Украине, которое не привлекало Кремль к ответственности. Ирак воздержался при голосовании на Генеральной Ассамблее ООН по проукраинским резолюциям и выразил «сожаление» по поводу «эскалации напряженности между Российской Федерацией и Украиной». Введение санкций против Москвы усложнило ее инвестиции в энергетику Ирака и реализацию предполагаемых закупок оружия, что может иметь долгосрочные негативные последствия для иракской экономики. Несмотря на эти официальные заявления, политическое мнение в Ираке о действиях России разделилось по партийному и фракционному признаку [8]. «Хашд аш-Шааби» и «Силы народной мобилизации» являются блоком, наиболее симпатизирующим российской политике в Украине, поскольку он регулярно взаимодействует с Москвой по Сирии и борьбе с терроризмом. В свою очередь Абу Хусейн аль-Хамидави, генеральный секретарь «Катаиб Хезболла», имеющий контакты с Ираном, заявил, что США вынудили Россию вступить в войну, но также отметил, что Россия ведет «не менее кровавые войны», чем Европа и США. Муктада ас-Садр, лидер движения ас-Садр, получившее наибольшее количество мест на парламентских выборах в Ираке в октябре 2021 г., изначально более критически относился к войне. Ас-Садр заявил, что война между Москвой и Киевом «абсолютно бесполезна», и добавил, что он «все еще ждет диалога между двумя христианскими странами». Однако к 4 марта позиция ас-Садра совпала с позицией аль-Хамидави, заявившего, что война на Украине разразилась «из-за проводимой там американской политики». Президент Иракского Курдистана Нечирван Барзани решительно поддерживает усилия Турции по посредничеству между Россией и Украиной. Иракская общественность также расколота по данному сложному геополитическому вопросу. Плакат с надписью «Мы поддерживаем Россию», окруженный большими портретами президента Владимира Путина, появился у базы проиранских ополченцев «Асаиб Ахль аль-Хак» в Багдаде. Удаление плаката иракскими силами безопасности обострило разногласия по поводу Украины среди граждан, особенно в социальных сетях. Сторонники связанного с Тегераном бывшего премьер-министра Ирака Нури аль-Малики в целом симпатизировали России из-за их продолжающегося антагонизма по отношению к США из-за войны в Ираке 2003 г., в то время как сторонники ас-Садра, как правило, сохраняли строгий нейтралитет.
Посольство России в Ливане было удивлено заявлением МИД Ливана, в котором власти страны осудили российскую военную операцию на Украине. «Хизбалла» выразила свое несогласие с этой позицией. Если изучать суть вопроса, то такая реакция ливанских властей вызвана, в первую очередь, вызовами в экономической сфере. Точнее, экономической катастрофой. Бейрут не видит выхода из разрушительного кризиса с 2019 г., когда финансовая система рухнула под тяжестью государственной коррупции, расточительства и бесхозяйственности, парализовавшей банковскую систему за десятилетия. Несмотря на растущую бедность, Бейруту еще предстоит разработать план финансового восстановления для покрытия убытков и предпринять шаги, которые позволят достичь соглашения с Международным валютным фондом. Сделка с МВФ рассматривается как единственный способ для Ливана оправиться от финансового шока, который вверг страну в самый дестабилизирующий кризис еще со времен гражданской войны 1975-1990 гг. Отсюда и позиция Бейрута относительно событий на Украине. Власти страны ориентированы на союз с западными странами, чтобы обеспечить финансовую поддержку своей стране.
Официальные власти Туниса старались воздерживаться от комментариев по поводу российско-украинского конфликта. В условиях одного из глубочайших экономических кризисов в современной истории этой страны президент Кайс Саид, монополизировав власть, ждет одобрения кредита от МВФ. Видя критику его политической шагов со стороны ЕС, он старается не переходить красную черту, чтобы не попасть в список авторитарных лидеров. Однако даже после голосования в ООН Тунис заверил Москву в готовности продолжать сотрудничество. В тоже время оппозиция в лице исламистского движения «Ан-Нахда» осудила военное вторжение России в Украину. Партия назвала это «вопиющим нарушением международного права и права народа на самоопределение в рамках свободы, демократии и безопасности».
Для Иордании нейтралитет уже давно является основой ее внешней политики. Королевство присоединилось к большинству арабских стран в осуждении действий России через резолюцию ООН, но, как и региональные партнеры, придерживалось нейтральных формулировок, исключив даже упоминание России в своем заявлении по поводу украинского вопроса. Как и другие страны региона, Иордания вынуждена балансировать между глобальными игроками. Амман чувствует себя в ловушке из-за российско-украинского конфликта. Королевство не может отдалиться от США, своего стратегического союзника. Кроме того, королевство является одним из крупнейших получателей иностранной помощи от Вашингтона, и в тоже время Иордания не может рисковать отношениями с Россией. В ходе опроса общественного мнения, проведенного в октябре 2021 г., 80% респондентов заявили, что предпочли бы сохранять нейтралитет в случае конфликта между США и Россией. Около 65% респондентов заявили, что хотят, чтобы Россия играла «гораздо большую роль» или «несколько большую роль» в регионе. На просьбу назвать страну, «наиболее ответственную за нестабильность и насилие в регионе», США заняли второе место после Израиля. Лишь 1% опрошенных назвал Россию источником нестабильности на Ближнем Востоке. В Иордании 83% респондентов крайне негативно относятся к политике США на палестино-израильском треке. По мнению гражданского населения, сейчас перетасовывается мировой порядок, и страны Ближнего Востока «больше не захотят класть все яйца в американскую корзину».
Военно-политическая ситуация в Ливии еще далека от разрешения, и Москва ранее сделала ставку на фельдмаршала Ливийской национальной армии Халифу Хафтара, а с 2022 г. еще и на его нового политического союзника Фатхи Башагу, который пытался совершить переворот в Триполи. В свете обострения украинского вопроса Башага призвал США противостоять России, создать базу в Ливии, а также обвинил ЧВК «Вагнер» в применении химического оружия в Ливии. Непростые отношения Москвы с данным политическим деятелем обострились в 2019 г. Российские СМИ обвиняли Башагу в «похищении» политработников Максима Шугалея и Самера Сейфана, освобожденных в декабре 2020 г., а Федеральное агентство новостей, подконтрольное предпринимателю Евгению Пригожину, называло Башагу «лидером ливийских террористов». В настоящее время Триполи подконтрольно Правительству национального единства, которое возглавляет выходец из Мисураты и крупный бизнесмен Абдель Хамид Дбейба. Из-за крайне нестабильной ситуации в столице для него важнее остаться у власти и сохранить лояльность западных стран и ООН, а также заручится поддержкой Миссии ООН помощи Ливии, благодаря которой он получил свой пост. В этой ситуации политическая позиция по российско-украинской проблеме вырабатывалась, исходя из этого соображения.
Йемен, который с 2014 г. находится в состоянии гражданской войны, далек от конфликтов в Европе. Важно отметить, что многие йеменцы считали, что Россия, будучи союзником Ирана, поддерживала хуситов. С ними встречались ряд российских академиков и представители МИД России. Важно отметить, что посол, представляющий Йемен в ООН, работал на правительство Абдель Мансура Хади. Долгое время он также стремился найти инструменты для решения йеменского конфликта в свою пользу. В этом контексте российско-украинская война была для него одной из игральных карт в рукаве, чтобы заручится поддержкой внешних акторов для борьбы с хуситами.
Арабские страны Персидского залива – Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Кувейт и Оман – старались избегать четких позиций в отношении украинской проблемы. ОАЭ воздержались при голосовании по проекту резолюции Совета Безопасности ООН, осуждающей вторжение Москвы в Украину. Саудовская Аравия не дала никаких комментариев по началу российской специальной военной операции, также как Бахрейн и Оман. Кувейт и Катар лишь осудили насилие со стороны Москвы. Важно отметить, что на протяжении более чем семи десятилетий США играли ключевую роль на Ближнем Востоке, выступая, в частности, в качестве защитника богатых нефтью монархий Персидского залива, однако в последние годы Вашингтон начал ограничивать свою военную помощь региону. Государства Персидского залива понимают, что им необходимо диверсифицировать свои внешнеполитические контакты, чтобы компенсировать предполагаемый уход США из региона. Саудовская Аравия и ОАЭ, два стратегически важных союзников США, осознают, что их отношения с Вашингтоном изменились из-за сделок с оружием и обострением вопроса прав человека на международной арене. Убийство саудовского журналиста Джамаля Хашагджи в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле в 2018 г. ухудшило отношения между Эр-Риядом и Вашингтоном. Россия уже чаще рассматривается как идеологический союзник, а проблема прав человека, связанная с продвижением этой повестки в США, становятся все более серьезной проблемой для Саудовской Аравии и других стран Персидского залива, считающих демократизацию политического процесса угрозой выживанию правящих монархий. Не последним аргументом в пользу такой позиции стал тот факт, что Белый дом назначил своим основным главным союзником вне НАТО Катар, а не Саудовскую Аравию или ОАЭ, аргументируя этот выбор уникальной ролью Дохи в регионе. Важно отметить, что арабские страны в ОПЕК находятся в сложном дипломатическом положении, поскольку сохранение сделки ОПЕК+, которая контролирует добычу углеводородов остается в центре их внимания. Государства Персидского залива не заинтересованы в обвале нефтяного рынка. Молчание о действиях России в Украине, вероятно, лучший способ на данный момент не провоцировать как Москву, так и Вашингтон. Но эта прагматичная позиция может стать несостоятельной, если западные лидеры будут продвигать свою повестку дня.
Экономическое влияние
Последствиям войн, как локальных, так и мировых, посвящено много научной литературы. Ряд авторов акцентирует внимание на негативном экономическом влиянии, отмечая рост ВВП в годы войны для отдельных стран и рассматривая военные расходы как угрозу социальной сфере [10]. Другие экономисты пытаются подсчитать военные расходы [9], включая раненых и погибших, возможный всплеск терроризма, разрушение инфраструктуры, оказание медицинской помощи и др. Отмечается, что в случае военного конфликта перенаправление средств в социальную сферу позволило бы снизить налоговую нагрузку на граждан и сделать страну более благополучной.
После начала активной фазы военных действий между Москвой и Киевом отмечается значительное ухудшение состояния мировой экономики. А именно, рост мировой инфляции на 6%, сбой цепочек поставок, рост цен на энергоносители, промышленные и сельскохозяйственные товары. При рассмотрении текущей ситуации важно отметить, что академические исследования экономики войны изменятся. Современная картина мира резко изменилась по сравнению с мировыми войнами XX в., конфликтами во Вьетнаме и Афганистане, а также Холодной войной между СССР и США. Резкое отличие состоит в том, что полномасштабная война между Россией и Украиной обернулась не только поляризацией мира, но и введением экономических санкций против одного из важных участников мировой экономической системы (Россия – член G20). Имея империалистические амбиции, Москва по-прежнему является важным поставщиком углеводородов, промышленных и сельскохозяйственных товаров на мировой рынок.
Значительное влияние испытал арабский мир, который является участником международной торговли и имеет имел ряд коммерческих контрактов с Россией и Украиной. По итогам 2021 г. товарооборот между Россией и арабскими странами достиг 18 млрд долл. Несомненно, эта цифра намного меньше по сравнению с торговлей Китая и США с арабскими странами. Однако последствия войны были значительными [11].
Обострение отношений между Россией и Украиной сильно повлияло на продовольственную безопасность ряда арабских стран. Москва является основным мировым производителем зерна и вместе с Киевом стала ключевым поставщиком этого продукта на Ближний Восток и в Северную Африку. Для детального изучения ситуации предлагается разделить арабский мир на три категории. В первую категорию войдут богатые арабские страны со стабильной политической обстановкой и экономикой. Во вторую категорию войдут государства с неустойчивой экономикой, но со средними или ниже среднего доходами граждан. В третью категорию войдут государства, находящиеся в затяжном политическом и экономическом кризисе или в состоянии гражданской войны.
Без влияния
Арабские страны Персидского залива отличаются высокими доходами за счет экспорта углеводородов на мировой рынок. В результате они имеют экономический доступ к продовольственной безопасности, а во время кризиса могут диверсифицировать поставки товаров.
ОАЭ оказались в рискованном положении в свете активной фазы российско-украинской войны. Эта страна импортировала около 50% зерна из Черноморского региона. В целях предотвращения дефицита власти страны приняли решение приостановить реэкспорт твердой пшеницы. Имея достаточные финансовые ресурсы, Абу-Даби решил диверсифицировать своих поставщиков зерна и во второй половине 2022 г. договорился с индийскими поставщиками, чтобы заполнить пробелы.
Султанат Оман столкнулся с потенциальным риском нехватки зерна, закупая ранее до 70% зерна в России и на Украине. Страна оказалась в сложном положении после начала военного конфликта и стала искать новых поставщиков. Маскат хотел заключить договор с Индией на поставку зерна, но Нью-Дели на тот момент объявил эмбарго на экспорт данного товара. Австралия, Канада и США рассматривались султанатом как перспективные партнеры, но у них были высокие закупочные цены. В сентябре 2022 г. при посредничестве ООН и Турции Оман смог получить контракт на закупку пшеницы на полгода из Украины.
Катар почувствовал турбулентность на мировом рынке с марта 2022 г., так как ранее он на 50% зависел от импорта зерна из Черноморского региона. Однако после блокады 2017 г. Доха старательно диверсифицировала поставки продовольствия для гражданского населения. Катар стал рассматривать в качестве альтернативных поставщиков Индию, Канаду и США. После заключения соглашения между Москвой и Киевом об экспорте зерна Доха объявила о перспективах закупок данного товара у каждой из сторон конфликта.
Саудовская Аравия в основном импортирует зерно из Польши, а от России и Украины он зависел на 10%, что в свете обострения отношений между ними не оказало влияния на внутренний рынок королевства. Конфликт между Москвой и Киевом не затронул продовольственную безопасность Бахрейна, закупающего зерно преимущественно из Австралии. Аналогичная ситуация характерна и для Кувейта, поскольку его основными партнерами по импорту пшеницы являются Австралия и Канада.
Угроза экономической турбулентности
Москва и Киев ввели эмбарго на экспорт зерна (Россия до 30 июня), поэтому Египет ощутил сильный удар по внутреннему рынку, ведь Каир является крупнейшим нетто-импортером зерна в мире и закупает 80% данного товара из Москвы и Киева. В первые недели после начала войны египетский фунт упал на 11%, а цена на пшеницу выросла на 44%. Нехватка долларов привела к блокаде египетских портов после того, как импортеры не смогли получить иностранную валюту, необходимую им для обработки аккредитивов. В марте 2022 г. запасов зерна в Египте могло хватить только на 4 месяца, к тому же на государство легли большие обязательства, поскольку власти субсидируют хлеб балади. Каир, пытаясь справиться с нехваткой зерна, решил заключить сделки на поставку этого продукта из Германии, Франции, Бразилии, Литвы и Болгарии. В то же время частные предприниматели резко увеличили закупки муки и на 60% обогнали Генеральное управление по поставкам товаров.
Рост стоимости продуктов питания стал главным вызовом для экономической ситуации в Алжире. Цены на основные продукты питания выросли как минимум на четверть с начала российской кампании. Власти приняли решение ввести полный запрет на вывоз из Алжира всех основных потребительских товаров, включая сахар, макаронные изделия, оливковое масло, а также пшеницу и все изделия из нее. В то же время, согласно распоряжению президента страны, производители и операторы не имеют права вывозить переработанную продукцию, изготовленную на основе импортного сырья. Весь комплекс социально-экономических последствий после COVID-19 и российско-украинской войны сказывается и на продовольственной ситуации в Алжире. Заметно выросли цены на крупы, годовой прирост которых составил 27%. В 2021 г. Алжир импортировал более 30% зерновых культур из Черноморского региона и в 2022 г. был вынужден закупать дорогую французскую пшеницу, чтобы снизить риски продовольственной безопасности.
Украина до войны была ключевым экспортером зерновых культур в Тунис (47%). Эскалация напряженности между Киевом и Москвой застала Тунис в эпоху многолетних нерешенных экономических проблем и перехода к авторитарному режиму. Ситуацию осложняет постковидный период, а климатические катаклизмы – затянувшаяся засуха, охватившая регион, и отсутствие дождей – подрывают способность местной экономики наращивать внутреннее сельхозпроизводство, чтобы хоть как-то компенсировать угрозу внешнего дефицита товаров. В конце марта 2022 г. в Тунисе вышел новый закон, который предусматривает уголовное наказание от 10 до 30 лет лишения свободы за любые «спекуляции в отношении продуктов питания», в том числе картельный сговор и произвольное спекулятивное повышение цен производителями и крупными игроками на рынке продуктов питания. Настоящая «охота» на мелкие и средние хозяйства началась в стране с милицейских рейдов по выявлению и изъятию запасов продовольствия, особенно пшеничной муки, растительного масла и сахара.
На фоне тревожной ситуации в Алжире и Тунисе в более выгодном положении оказалось королевство Марокко, так как импорт зерна из Причерноморья составлял ранее 36%. Долгое время основным партнером Рабата в этой сфере был Париж. Сразу же с началом кризиса правительство Марокко выступило с заявлением о том, что ему удалось закупить «значительные партии» пшеницы в январе и феврале 2022 г., и поэтому национальному зерновому рынку ничего не угрожает. Граждане почувствовали облегчение, в том числе в связи с ростом отечественного производства зерновых культур, которые предназначены для внутреннего рынка. В свете роста мировых цен на крупы власти страны решили субсидировать хлеб, чтобы попытаться исключить возможность роста цен. При этом стоимость муки и мучных изделий в ближайшее время будет только расти, в том числе за счет роста стоимости углеводородов и топлива на мировом рынке, что повышает логистические издержки.
В Ливане экономисты забили тревогу в связи с угрозой прекращения поставок пшеницы в свете российско-украинского конфликта и беспрецедентного роста закупочных цен. До февраля 2022 г. Ливан закупал 96% пшеницы на зерновых рынках России и Украины. Проблема также заключается в слабом потенциале ливанской экономики и ее ограниченной способности оплачивать эти поставки из-за нехватки средств в бюджете. На практике это означает, что в условиях разворачивающегося мирового продовольственного кризиса международные поставщики не очень заинтересованы в поставках дефицитной и дорогой пшеницы в Ливан, его платежеспособность в конкурентной среде оставляет желать лучшего. В условиях кризиса вокруг Украины западные производители требуют предоплату в размере 25-30% от общей стоимости, она должна пройти в течении 1-2 дней. Такие условия для ливанских импортеров невыполнимы. Кроме того, закупочные цены у этой группы поставщиков, в том числе с учетом растущего спроса и увеличения транспортных расходов, значительно выше. Так, стоимость пшеницы достигает 550-600 долл. за тонну, тогда как в феврале ливанские поставщики закупали пшеницу из России и Украины только по цене 350 долл. за тонну.
Среди всех крупных нетто-импортеров продовольствия на Ближнем Востоке Иордания оказалась одной из наиболее подготовленных к угрозе глобального продовольственного кризиса. К моменту начала российско-украинской войны в активной фазе Амман имел запасы зерна на год, а импорт из Причерноморья составлял 20%. Это обстоятельство подкрепляется еще одним важным фактором. Иордании удалось оградить свою экономику от нынешнего скачка цен на топливо, заранее заключив долгосрочные контракты на покупку топлива по уже фиксированным ценам. Таким образом, первые прямые последствия украинского кризиса для местной экономики удалось нейтрализовать благодаря превентивным, упреждающим мерам правительства Иордании.
Обострение кризиса
Активные боевые действия на Украине сильно затронули Северный Судан, который импортирует 50% зерна из Черноморского региона. Сбои в логических цепочках стали приводить к нехватке продовольствия, повышению цен на топливо и логистику. В результате продовольственная инфляция удвоилась с 2021 г. Основным очагом бедности и голода стали два региона – Дарфур и Голубой Нил.
В условиях затянувшегося политического кризиса Ирак ощутил рост мировых цен на продовольствие после начала российской военной кампании. Багдад импортирует 50% продовольствия, а Украина и Российская Федерация являются основными поставщиками кукурузы, подсолнечного масла, ячменя и зерна. Это основа продовольственной безопасности Ирака. Рост цен и блокада поставок из Украины и РФ заставили иракские власти искать альтернативных поставщиков. В ход пошли такие меры, как снятие всех ограничений на ввоз продовольствия на 3 месяца, выдача кредитов местным фермерам, закупка их продукции с 30-процентной наценкой. Иракский парламент разрешил правительству перенаправить около 17 млрд долл., выделенных другим секторам, на оплату импорта продовольствия.
Ливия, ранее импортировавшая около 75% зерна из Причерноморья, оказалась в крайне сложной ситуации. Несмотря на высокие доходы от продажи нефти на мировой рынок, Триполи не может рассчитывать на продовольственную безопасность из-за продолжающейся гражданской войны и обострения борьбы за столицу. Несмотря на то, что Ливия имела запасы муки на полгода, граждане по-прежнему сталкиваются с острой проблемой продовольственной безопасности из-за нерешенных вызовов с логистикой по суше. Продовольственная инфляция в сочетании с отсутствием единого органа управления поставила под угрозу жизнь даже жителей прибрежных городов [12].
Более сложная ситуация сложилась в Йемене, где населению угрожал масштабный голод. Эта страна импортировала 45% зерна из России и Украины. Проблема усугублялась продолжающимся военным конфликтом и вызванным им массовым потоком внутренне перемещенных лиц и беженцев, а также ухудшающимся финансово-экономическим положением в стране на фоне роста цен на энергоресурсы и топливо. Учитывая сильную зависимость Йемена от внешних поставок продовольствия, у страны нет реальных рычагов противодействия складывающейся неблагоприятной ситуации. Рост цен на топливо и удобрения постепенно отражается на местном рынке и, учитывая неуклонно снижающуюся покупательную способность населения, увеличивает риски. Доля населения Йемена, страдающего от нехватки продовольствия, выросла до 50%, что является самым высоким показателем с февраля 2018 г. Ситуация сложная во всех регионах страны, но в некоторых провинциях близка к гуманитарной катастрофе. В частности, основные районы массового голода в Йемене сегодня находятся в провинциях Джауф, Амран и Хаджа. По оценкам ООН, во второй половине 2022 г. риски голода значительно возросли в провинции Хаджа, а также в провинциях Абс и Хайран. Районы вокруг порта Ходейда находятся в более благополучном положении, однако и там нельзя исключать угрозу голода в случае общего ухудшения экономической и военно-политической ситуации в Йемене.
Сирийская проблема стала не менее сложной после «арабской весны» 2011 г. Несомненно, ее отличие заключалось в том, что глава государства никогда не смещался в результате революционных движений и наступления ИГИЛ. Дамаск стал союзником Москвы и продолжает поддерживать ее по многим направлениям. Продовольствие было переправлено в Сирию после захвата зерновых регионов Украины, но Россия отрицает, что товар был украден. В то же время руководство Донецкой и Луганской областей заявило о готовности отправить зерно в Сирию. В данном случае сработала формула «друг моего друга – мой друг».
Заключение
Принимая во внимание сложность восприятия арабскими странами конфликта между Россией и Украиной, важно отметить, что только единицы из них определили четкую линию. С политической точки зрения очевидно, что есть страны, которые больше тяготеют к Кремлю, потому что имеют налаженные с ними отношения по вопросам безопасности и поставок вооружений. Часть арабских стран формально осудила действия Москвы, но сделано это было главным образом из-за стремления поддерживать контакты с западными странами, особенно в условиях гражданских войн и ожидания кредитов.
Конфликт между Россией и Украиной нанес довольно большой урон слабым экономикам арабских стран, которые с трудом справляются с продовольственным кризисом. Блокирование экспорта зерна из Причерноморья оказало преимущественно влияние на государства, не способные компенсировать высокие цены на хлеб. В этой ситуации только богатые страны-производители нефти смогли справиться с этой задачей, покупая более дорогую пшеницу в других странах.
В обозримом будущем Арабский Восток будет и дальше стараться дистанцироваться от европейских и российских конфликтов, желая поддерживать контакты со всеми и обеспечивать стабильность своих экономик. Важно отметить, что они ориентированы на собственные интересы и будут принимать решения по российско-украинскому конфликту, исходя исключительно из своих национальных интересов.
Библиографический список
1. Kalb M. Imperial Gamble: Putin, Ukraine, and the New Cold War. Brookings, 2015. 287 p.
2. Ashton N.J. The Cold War in the Middle East Regional Conflict and the Superpowers 1967-73. Taylor & Francis, 2007. 224 p.
3. Henrikson A.K. Middle Powers as Managers: International Mediation within, across and outside Institutions // In the Niche Diplomacy Middle Powers after the Cold War. Macmillan Press LTD, 1997. pp. 46-73.
4. Middle East and North Africa: Implications of 2022 Russia-Ukraine War. Congressional Research Service. URL: https://sgp.fas.org/ crs/mideast/R47160.pdf
5. Ben Menachem Y. The Palestinian stance on the invasion of Ukraine. JCPA. 2022. URL: jcpa.org/the-palestinian-stance-on-the-invasion-of-ukraine
6. Eruygur B. Russia’s Invasion of Ukraine: Egypt’s Stance and Policy Dilemma. ORSAM. 2022. URL: https://orsam.org.tr/en/russias-invasion-of-ukraine-egypts-stance-and-policy-dilemma/
7. Amr Salah. Why Does Some of the Arab Public Support Putin’s War in Ukraine? Carnegie. 2022. URL: https://carnegieendowment.org/sada/ 87353
8. Etsehiwot Kebret, Hannah Ryder. Why African Countries Had Different Views on the UNGA Ukraine Resolution, and Why This Matters. CSIS. 2022. URL: https://www.csis.org/analysis/why-african-countries-had-different-views-unga-ukraine-resolution-and-why-matters
9. Stiglitz Joseph, Linda J. Bilmes. The Three Trillion Dollar War. The True Cost of the Iraq Conflict. London: Penguins Books, 2008. 336 p.
10. Michael E. War and the American Economy in the Twentieth Century // In The Cambridge Economic History of the United States, edited by Stanley L. Engerman, and Robert E. Gallman, vol. III. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. pp. 329-406.
11. Kenneth Rogoff. The Long-Lasting Economic Shock of War. IMF. 2022. URL: https://www.imf.org/en/Publications/fandd/issues/2022/03/the-long-lasting-economic-shock-of-war
12. Global economic impacts of the Russia-Ukraine war. EIU. 2022. URL: https://www.eiu.com/n/global-economic-implications-of-the-russia-ukraine-war/
Военный университет Министерства обороны
Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва
ВЛИЯНИЕ РОССИЙСКО-УКРАИНСКОГО КОНФЛИКТА
НА АРАБСКИЙ ВОСТОК
Аннотация. В данной статье автор рассматривает реакцию арабских стран на конфликт между Россией и Украиной и изучает экономические последствия этих событий. В ходе своей работы автор разделяет политику и экономику, а также делит арабские страны на несколько групп. В политическом аспекте арабские страны делятся на лояльных России союзников, на те государства, которые хотят пытаются балансировать между глобальными державами, и на страны, желающие максимально дистанцироваться от российско-украинского конфликта. Исследование показало, что у России мало верных союзников на Арабском Востоке и большинство стран стараются соблюдать нейтралитет, чтобы сохранить связи со всеми участниками международной системы. В экономической сфере автор также видит три группы, но разделяет их по-другому принципу. В статье выделены богатые страны, государства со слабой экономикой, а также арабские страны, кризис которых усугубляется с момента начала российской специальной операции. В научной статье отражено, что последствия эмбарго на вывоз зерна из Москвы и Киева создали крайне негативную ситуацию в Северной Африке и на Ближнем Востоке, от чего многие государства фактически столкнулись с угрозой продовольственной безопасности и увеличением количества голодающих людей. В заключении автор приходит к выводу, что данный конфликт крайне неблагоприятен для Арабского Востока. На самом деле, в интересах стран Арабского Востока мирное сосуществование России и европейского континента, это не заставляло бы отдельные страны становиться на чью-то сторону или портить отношения с одним из участников международной системы.
Ключевые слова: Россия, Украина, арабский мир, продовольственный кризис, проблема безопасности, нейтралитет.
Локальные конфликты на европейском континенте имели ограниченное влияние на арабские страны, которые не всегда понимали суть возникающих проблем и старались дистанцироваться от них. Однако Арабский Восток иногда вынужден реагировать на международные вызовы и потрясения в мировой политике, когда речь идет о конфликте с участием глобальных держав. После окончания Холодной войны государствам Ближнего Востока и Северной Африки удалось диверсифицировать свои контакты и отойти от ориентации на социалистический или капиталистический лагеря. В современной международной системе арабским странам выгодно заключать политические и экономические соглашения с каждым участником международных отношений. В связи с этим им невыгодны глобальные конфликты, так как они не хотят терять наработанные связи и становиться врагом для одной из сильнейших держав.
Несомненно, обострение военного конфликта на Украине с вводом российских войск стало восприниматься в европейских странах как угроза национальной безопасности, так как они считают поведение Москвы непредсказуемым. Более того, с точки зрения европейской мысли, Россия нарушила суверенитет Украины, но Кремль утверждает, что проводит специальную военную операцию по защите русскоязычного населения и избавлению Украины от фашистского режима. Что касается внутреннего дискурса, Москва утверждает, что война неизбежна, и в этом случае «она должна нанести удар первой, иначе в дальнейшем будет только хуже». В этом контексте мир начал раскалываться по подобию биполярного противостояния времен Холодной войны [1]. В связи с введенными санкциями против России и фактическим разрушением украинской экономики ожидается резкое падение мирового ВВП.
Принимая во внимание существующие вызовы, арабские страны не выражали открытой поддержки ни одной из сторон конфликта. Они старались максимально поддерживать благоприятные отношения как со странами Запада, так и с Россией. Конечно, это положение нельзя назвать устойчивым, если нынешний конфликт в Европе перерастет в более масштабную войну.
В ходе написания научной работы автор попытался использовать ряд научных методов, позволивших проанализировать текущую ситуацию в международной системе. Для изучения экономической составляющей требовались статистические данные о товарообороте, а также данные об инфляции и ВВП ряда стран. Для изучения политической ситуации использовались такие методы, как нормативно-ценностный, диалектический и системно-исторический.
Политическое влияние
Конфликты, имеющие глобальный эффект, обычно делят мир на две стороны, либо ряд государств стремится к нейтралитету. В том случае, если страны, не участвующие в глобальном противостоянии, сами втянуты в региональный конфликт [2], они пытаются найти союзника, который окажет им помощь (военную, финансовую и дипломатическую) и будет негативно относиться к их врагу. В период после «Холодной войны» многие государства средней силы могут влиять на конфликтующие страны, предлагая свое посредничество для разрешения конфликта [3]. С самого начала конфликта между Россией и Украиной в 2014 г. многие арабские страны пытались дистанцироваться от данной проблемы, желая сохранить сложившиеся торгово-экономические и политические отношения со всеми участниками мировой системы.
Однако события февраля 2022 г. поставили их перед выбором: быть на стороне Москвы или против нее. Ярким примером их позиций можно считать голосование в ООН по украинским резолюциям. Россия, фактически, смогла заручиться поддержкой Сирии, проголосовавшей против данных документов, Алжира, Судана и Ирака, воздержавшихся при голосовании, и Марокко, представитель которого покинул зал во время голосования. Ни одна из арабских стран не стала поддерживать санкции против России [4].
Опираясь исключительно на голосование ООН, сложно разделить противников российской военной кампании и лагерь ее поддерживающих. В данном случае важно изучить более тщательно поведение арабских стран в этот непростой для международной системы период. Принимая во внимание, что на Арабском Востоке нет стран, открыто критиковавших бы Москву, можно разделить их на три группы: «верные друзья», желающие «усидеть на двух стульях», и страны, максимально дистанцировавшиеся от российско-украинского конфликта.
«Верные друзья»
В первую группу входят такие страны как Сирия, Палестина и Алжир. Важным фактом является то, что способ принятия ключевых политических решений в Алжире, Сирии и Палестине схож с российским. Концентрация власти находится в руках небольшой группы лиц, в первую очередь выходцев из военной элиты и спецслужб.
Поведение Дамаска наиболее понятно на международной площадке. Несомненно, режим Башара Асада благодарен Москве за значительную дипломатическую и военную помощь в борьбе с оппозицией и ИГИЛ, существующие договоренности в нефтегазовой отрасли, поставках продовольствия. Сирийские улицы, контролируемые правящим режимом, рисуют картину настоящей дружбы между Дамаском и Москвой. На улицах развешаны изображения В. Путина и Б. Асада, в последние годы изучение русского языка стало престижным и даже необходимым. Сирийцы, получившие образование в СССР и России, гордятся своими дипломами о высшем образовании. Поведение Сирии больше напоминает позицию выплаты долга и готовность «не бросить друга в беде». В условиях экономических санкций против России Дамаск даже заинтересовался подключением платежной системы МИР, что облегчило бы финансовые операции между гражданскими лицами.
Важно отметить, что у Алжира свой взгляд на происходящие события. Нынешнее руководство этой страны крайне подозрительно относится к странам Запада. Основная причина в том, что во время гражданской войны в Алжире США и ЕС призывали включить исламистов в политический дискурс и провести выборы с их участием. В свою очередь Россия поддержала военно-политическую элиту этой североафриканской страны. Более того, в Алжире не было революции во время «арабской весны» 2011 г. и после демонстраций 2019 г., когда европейские страны подчеркивали право граждан на протесты. Ряд представителей политической элиты восприняли это как «западный заговор» против суверенитета Алжира. Местные власти считают, что Запад замышляет совершить государственный переворот в этой стране с целью эксплуатации его ресурсов. Подозрительное поведение формирует недоверие алжирцев к открытому диалогу со странами ЕС и США. В то же время эта североафриканская страна является одним из лидеров по закупке российского оружия на мировом рынке. Даже в условиях санкций и турбулентности на международной арене Алжир приобрел у Москвы военную технику на 7 млрд долл.
Одним из давних союзников России на Ближнем Востоке являются палестинцы; СССР долгое время помогал повстанческому движению, а Россия воспринималась как наследница социалистической империи. Кроме того, Москва пыталась участвовать в примирении ХАМАСа и ФАТХа и, более того, никогда не признавала ХАМАС террористической организацией (поскольку он не оказывал поддержку клану Дудаева в Чеченской войне, и, тем самым, не угрожал национальной безопасности России). Однако внутрипалестинское восприятие войны на Украине было неоднозначным. Некоторые жители сектора Газа склонны отождествлять себя с украинцами, а действия России – с израильтянами. Спустя несколько недель после войны Муса Абу Марзук, член Политбюро ХАМАСа, выразил выработанную внутри движения позицию, и отметил, что урок текущих событий состоит в том, что «эпоха однополярного доминирования США закончилась», поскольку «США не смогли объявить войну России, а те, кто не может объявить войну, не заставят действовать в рамках своей повестки дня». Глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас и его окружение в первую очередь мотивируются тем, что не хотят подрывать диалог с Москвой. Они еще надеются, что Кремль реализует инициативу мирной конференции с привлечением посредников в лице ООН и ЕС, то есть фактически возродит классический ближневосточный квартет [5].
«Усидеть на двух стульях»
В данную группу входят арабские страны, которые установили дипломатические и экономические контакты с западными странами и Россией, а также не желающие провоцировать «мстительное поведение» Москвы в условиях продолжающихся региональных конфликтов. Для таких государств главным приоритетом является обеспечение собственных интересов.
Принимая во внимание поведение Марокко, многие западные политики ожидали, что Рабат поддержит Украину, так как королевство активно сотрудничало с администрацией США при Д. Трампе, которая способствовала установлению дипломатических отношений между Марокко и Израилем, а Вашингтон признал Западную Сахару неотъемлемой частью королевства, что является вопросом национальной безопасности и стратегической важности. Учитывая ориентацию Марокко на взаимодействие с Испанией и Францией, а тем более стремление к демократии, стоило рассчитывать на осуждение российской военной кампании из Рабата. Однако марокканская дипломатия учитывала поддержку Фронта ПОЛИСАРИО и Алжира со стороны Москвы. Марокко тщательно избегало заявлений о конфликте в Украине и предпочло не участвовать в голосовании на площадке ООН. При этом даже в условии резкого обострения международной обстановки Рабат рассчитывает на сотрудничество с Россией с целью строительства АЭС.
Египет оказался в довольно сложном положении перед голосованием в ООН. В начале марта 2022 г. Киев потребовал от Каира поддержки и солидарности в оказании медицинской и гуманитарной помощи, а также признания нарушения Россией международного права. Послы G7 и посол Представительства ЕС в Каире призвали режим
А.Ф. Ас-Сиси «встать на сторону Украины в борьбе с российской вооруженной агрессией». Ряд источников, близких к египетскому правительству, сообщал, что США оказывали прямое давление на Египет, требуя от него поддержки Украины. Возможно, именно поэтому Каир голосовал за проукраинские резолюции, в то время как Москва ожидала от него нейтральной позиции [6]. Самому Египту конфликт между Россией и Украиной крайне невыгоден, так как он наладил контакты с Москвой и Киевом в экономической сфере. Более того, после прихода к власти А. Ф. Ас-Сиси в 2014 г. США отказались оказывать военную помощь Каиру и продавать оружие (до прихода администрации
Д. Трампа). Тогда Египет начал закупать военную технику у Москвы, а затем договорился о строительстве АЭС «Эль-Дааба» с российским «Росатомом» и его дочерними компаниями. При этом пока Египет заявляет о продолжении сотрудничества с Россией, а с сентября 2022 г. ведет переговоры о подключении платежных карт МИР. При этом Каир до сих пор не выдал «Росатому» полного разрешения на строительство АЭС, опасаясь негативной реакции со стороны европейских стран и США, а также введения вторичных санкций. Пока власти Египта пытаются выработать нейтральную линию, чтобы сохранить налаженные связи со всеми участниками мировой системы и не подвергнуться «наказанию и осуждению» [7].
Максимальное расстояние
Большинство арабских стран стараются дистанцироваться от конфликта между Россией и Украиной, который также иногда рассматривается как противостояние России и НАТО. У каждой страны свой взгляд на происходящие события, связанные с их внутренними проблемами.
Запутанная внутриполитическая обстановка в Ираке стала одной из ключевых причин отсутствия четкой позиции Багдада по украинской проблеме. Ирак проголосовал за заявление Лиги арабских государств по Украине, которое не привлекало Кремль к ответственности. Ирак воздержался при голосовании на Генеральной Ассамблее ООН по проукраинским резолюциям и выразил «сожаление» по поводу «эскалации напряженности между Российской Федерацией и Украиной». Введение санкций против Москвы усложнило ее инвестиции в энергетику Ирака и реализацию предполагаемых закупок оружия, что может иметь долгосрочные негативные последствия для иракской экономики. Несмотря на эти официальные заявления, политическое мнение в Ираке о действиях России разделилось по партийному и фракционному признаку [8]. «Хашд аш-Шааби» и «Силы народной мобилизации» являются блоком, наиболее симпатизирующим российской политике в Украине, поскольку он регулярно взаимодействует с Москвой по Сирии и борьбе с терроризмом. В свою очередь Абу Хусейн аль-Хамидави, генеральный секретарь «Катаиб Хезболла», имеющий контакты с Ираном, заявил, что США вынудили Россию вступить в войну, но также отметил, что Россия ведет «не менее кровавые войны», чем Европа и США. Муктада ас-Садр, лидер движения ас-Садр, получившее наибольшее количество мест на парламентских выборах в Ираке в октябре 2021 г., изначально более критически относился к войне. Ас-Садр заявил, что война между Москвой и Киевом «абсолютно бесполезна», и добавил, что он «все еще ждет диалога между двумя христианскими странами». Однако к 4 марта позиция ас-Садра совпала с позицией аль-Хамидави, заявившего, что война на Украине разразилась «из-за проводимой там американской политики». Президент Иракского Курдистана Нечирван Барзани решительно поддерживает усилия Турции по посредничеству между Россией и Украиной. Иракская общественность также расколота по данному сложному геополитическому вопросу. Плакат с надписью «Мы поддерживаем Россию», окруженный большими портретами президента Владимира Путина, появился у базы проиранских ополченцев «Асаиб Ахль аль-Хак» в Багдаде. Удаление плаката иракскими силами безопасности обострило разногласия по поводу Украины среди граждан, особенно в социальных сетях. Сторонники связанного с Тегераном бывшего премьер-министра Ирака Нури аль-Малики в целом симпатизировали России из-за их продолжающегося антагонизма по отношению к США из-за войны в Ираке 2003 г., в то время как сторонники ас-Садра, как правило, сохраняли строгий нейтралитет.
Посольство России в Ливане было удивлено заявлением МИД Ливана, в котором власти страны осудили российскую военную операцию на Украине. «Хизбалла» выразила свое несогласие с этой позицией. Если изучать суть вопроса, то такая реакция ливанских властей вызвана, в первую очередь, вызовами в экономической сфере. Точнее, экономической катастрофой. Бейрут не видит выхода из разрушительного кризиса с 2019 г., когда финансовая система рухнула под тяжестью государственной коррупции, расточительства и бесхозяйственности, парализовавшей банковскую систему за десятилетия. Несмотря на растущую бедность, Бейруту еще предстоит разработать план финансового восстановления для покрытия убытков и предпринять шаги, которые позволят достичь соглашения с Международным валютным фондом. Сделка с МВФ рассматривается как единственный способ для Ливана оправиться от финансового шока, который вверг страну в самый дестабилизирующий кризис еще со времен гражданской войны 1975-1990 гг. Отсюда и позиция Бейрута относительно событий на Украине. Власти страны ориентированы на союз с западными странами, чтобы обеспечить финансовую поддержку своей стране.
Официальные власти Туниса старались воздерживаться от комментариев по поводу российско-украинского конфликта. В условиях одного из глубочайших экономических кризисов в современной истории этой страны президент Кайс Саид, монополизировав власть, ждет одобрения кредита от МВФ. Видя критику его политической шагов со стороны ЕС, он старается не переходить красную черту, чтобы не попасть в список авторитарных лидеров. Однако даже после голосования в ООН Тунис заверил Москву в готовности продолжать сотрудничество. В тоже время оппозиция в лице исламистского движения «Ан-Нахда» осудила военное вторжение России в Украину. Партия назвала это «вопиющим нарушением международного права и права народа на самоопределение в рамках свободы, демократии и безопасности».
Для Иордании нейтралитет уже давно является основой ее внешней политики. Королевство присоединилось к большинству арабских стран в осуждении действий России через резолюцию ООН, но, как и региональные партнеры, придерживалось нейтральных формулировок, исключив даже упоминание России в своем заявлении по поводу украинского вопроса. Как и другие страны региона, Иордания вынуждена балансировать между глобальными игроками. Амман чувствует себя в ловушке из-за российско-украинского конфликта. Королевство не может отдалиться от США, своего стратегического союзника. Кроме того, королевство является одним из крупнейших получателей иностранной помощи от Вашингтона, и в тоже время Иордания не может рисковать отношениями с Россией. В ходе опроса общественного мнения, проведенного в октябре 2021 г., 80% респондентов заявили, что предпочли бы сохранять нейтралитет в случае конфликта между США и Россией. Около 65% респондентов заявили, что хотят, чтобы Россия играла «гораздо большую роль» или «несколько большую роль» в регионе. На просьбу назвать страну, «наиболее ответственную за нестабильность и насилие в регионе», США заняли второе место после Израиля. Лишь 1% опрошенных назвал Россию источником нестабильности на Ближнем Востоке. В Иордании 83% респондентов крайне негативно относятся к политике США на палестино-израильском треке. По мнению гражданского населения, сейчас перетасовывается мировой порядок, и страны Ближнего Востока «больше не захотят класть все яйца в американскую корзину».
Военно-политическая ситуация в Ливии еще далека от разрешения, и Москва ранее сделала ставку на фельдмаршала Ливийской национальной армии Халифу Хафтара, а с 2022 г. еще и на его нового политического союзника Фатхи Башагу, который пытался совершить переворот в Триполи. В свете обострения украинского вопроса Башага призвал США противостоять России, создать базу в Ливии, а также обвинил ЧВК «Вагнер» в применении химического оружия в Ливии. Непростые отношения Москвы с данным политическим деятелем обострились в 2019 г. Российские СМИ обвиняли Башагу в «похищении» политработников Максима Шугалея и Самера Сейфана, освобожденных в декабре 2020 г., а Федеральное агентство новостей, подконтрольное предпринимателю Евгению Пригожину, называло Башагу «лидером ливийских террористов». В настоящее время Триполи подконтрольно Правительству национального единства, которое возглавляет выходец из Мисураты и крупный бизнесмен Абдель Хамид Дбейба. Из-за крайне нестабильной ситуации в столице для него важнее остаться у власти и сохранить лояльность западных стран и ООН, а также заручится поддержкой Миссии ООН помощи Ливии, благодаря которой он получил свой пост. В этой ситуации политическая позиция по российско-украинской проблеме вырабатывалась, исходя из этого соображения.
Йемен, который с 2014 г. находится в состоянии гражданской войны, далек от конфликтов в Европе. Важно отметить, что многие йеменцы считали, что Россия, будучи союзником Ирана, поддерживала хуситов. С ними встречались ряд российских академиков и представители МИД России. Важно отметить, что посол, представляющий Йемен в ООН, работал на правительство Абдель Мансура Хади. Долгое время он также стремился найти инструменты для решения йеменского конфликта в свою пользу. В этом контексте российско-украинская война была для него одной из игральных карт в рукаве, чтобы заручится поддержкой внешних акторов для борьбы с хуситами.
Арабские страны Персидского залива – Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Кувейт и Оман – старались избегать четких позиций в отношении украинской проблемы. ОАЭ воздержались при голосовании по проекту резолюции Совета Безопасности ООН, осуждающей вторжение Москвы в Украину. Саудовская Аравия не дала никаких комментариев по началу российской специальной военной операции, также как Бахрейн и Оман. Кувейт и Катар лишь осудили насилие со стороны Москвы. Важно отметить, что на протяжении более чем семи десятилетий США играли ключевую роль на Ближнем Востоке, выступая, в частности, в качестве защитника богатых нефтью монархий Персидского залива, однако в последние годы Вашингтон начал ограничивать свою военную помощь региону. Государства Персидского залива понимают, что им необходимо диверсифицировать свои внешнеполитические контакты, чтобы компенсировать предполагаемый уход США из региона. Саудовская Аравия и ОАЭ, два стратегически важных союзников США, осознают, что их отношения с Вашингтоном изменились из-за сделок с оружием и обострением вопроса прав человека на международной арене. Убийство саудовского журналиста Джамаля Хашагджи в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле в 2018 г. ухудшило отношения между Эр-Риядом и Вашингтоном. Россия уже чаще рассматривается как идеологический союзник, а проблема прав человека, связанная с продвижением этой повестки в США, становятся все более серьезной проблемой для Саудовской Аравии и других стран Персидского залива, считающих демократизацию политического процесса угрозой выживанию правящих монархий. Не последним аргументом в пользу такой позиции стал тот факт, что Белый дом назначил своим основным главным союзником вне НАТО Катар, а не Саудовскую Аравию или ОАЭ, аргументируя этот выбор уникальной ролью Дохи в регионе. Важно отметить, что арабские страны в ОПЕК находятся в сложном дипломатическом положении, поскольку сохранение сделки ОПЕК+, которая контролирует добычу углеводородов остается в центре их внимания. Государства Персидского залива не заинтересованы в обвале нефтяного рынка. Молчание о действиях России в Украине, вероятно, лучший способ на данный момент не провоцировать как Москву, так и Вашингтон. Но эта прагматичная позиция может стать несостоятельной, если западные лидеры будут продвигать свою повестку дня.
Экономическое влияние
Последствиям войн, как локальных, так и мировых, посвящено много научной литературы. Ряд авторов акцентирует внимание на негативном экономическом влиянии, отмечая рост ВВП в годы войны для отдельных стран и рассматривая военные расходы как угрозу социальной сфере [10]. Другие экономисты пытаются подсчитать военные расходы [9], включая раненых и погибших, возможный всплеск терроризма, разрушение инфраструктуры, оказание медицинской помощи и др. Отмечается, что в случае военного конфликта перенаправление средств в социальную сферу позволило бы снизить налоговую нагрузку на граждан и сделать страну более благополучной.
После начала активной фазы военных действий между Москвой и Киевом отмечается значительное ухудшение состояния мировой экономики. А именно, рост мировой инфляции на 6%, сбой цепочек поставок, рост цен на энергоносители, промышленные и сельскохозяйственные товары. При рассмотрении текущей ситуации важно отметить, что академические исследования экономики войны изменятся. Современная картина мира резко изменилась по сравнению с мировыми войнами XX в., конфликтами во Вьетнаме и Афганистане, а также Холодной войной между СССР и США. Резкое отличие состоит в том, что полномасштабная война между Россией и Украиной обернулась не только поляризацией мира, но и введением экономических санкций против одного из важных участников мировой экономической системы (Россия – член G20). Имея империалистические амбиции, Москва по-прежнему является важным поставщиком углеводородов, промышленных и сельскохозяйственных товаров на мировой рынок.
Значительное влияние испытал арабский мир, который является участником международной торговли и имеет имел ряд коммерческих контрактов с Россией и Украиной. По итогам 2021 г. товарооборот между Россией и арабскими странами достиг 18 млрд долл. Несомненно, эта цифра намного меньше по сравнению с торговлей Китая и США с арабскими странами. Однако последствия войны были значительными [11].
Обострение отношений между Россией и Украиной сильно повлияло на продовольственную безопасность ряда арабских стран. Москва является основным мировым производителем зерна и вместе с Киевом стала ключевым поставщиком этого продукта на Ближний Восток и в Северную Африку. Для детального изучения ситуации предлагается разделить арабский мир на три категории. В первую категорию войдут богатые арабские страны со стабильной политической обстановкой и экономикой. Во вторую категорию войдут государства с неустойчивой экономикой, но со средними или ниже среднего доходами граждан. В третью категорию войдут государства, находящиеся в затяжном политическом и экономическом кризисе или в состоянии гражданской войны.
Без влияния
Арабские страны Персидского залива отличаются высокими доходами за счет экспорта углеводородов на мировой рынок. В результате они имеют экономический доступ к продовольственной безопасности, а во время кризиса могут диверсифицировать поставки товаров.
ОАЭ оказались в рискованном положении в свете активной фазы российско-украинской войны. Эта страна импортировала около 50% зерна из Черноморского региона. В целях предотвращения дефицита власти страны приняли решение приостановить реэкспорт твердой пшеницы. Имея достаточные финансовые ресурсы, Абу-Даби решил диверсифицировать своих поставщиков зерна и во второй половине 2022 г. договорился с индийскими поставщиками, чтобы заполнить пробелы.
Султанат Оман столкнулся с потенциальным риском нехватки зерна, закупая ранее до 70% зерна в России и на Украине. Страна оказалась в сложном положении после начала военного конфликта и стала искать новых поставщиков. Маскат хотел заключить договор с Индией на поставку зерна, но Нью-Дели на тот момент объявил эмбарго на экспорт данного товара. Австралия, Канада и США рассматривались султанатом как перспективные партнеры, но у них были высокие закупочные цены. В сентябре 2022 г. при посредничестве ООН и Турции Оман смог получить контракт на закупку пшеницы на полгода из Украины.
Катар почувствовал турбулентность на мировом рынке с марта 2022 г., так как ранее он на 50% зависел от импорта зерна из Черноморского региона. Однако после блокады 2017 г. Доха старательно диверсифицировала поставки продовольствия для гражданского населения. Катар стал рассматривать в качестве альтернативных поставщиков Индию, Канаду и США. После заключения соглашения между Москвой и Киевом об экспорте зерна Доха объявила о перспективах закупок данного товара у каждой из сторон конфликта.
Саудовская Аравия в основном импортирует зерно из Польши, а от России и Украины он зависел на 10%, что в свете обострения отношений между ними не оказало влияния на внутренний рынок королевства. Конфликт между Москвой и Киевом не затронул продовольственную безопасность Бахрейна, закупающего зерно преимущественно из Австралии. Аналогичная ситуация характерна и для Кувейта, поскольку его основными партнерами по импорту пшеницы являются Австралия и Канада.
Угроза экономической турбулентности
Москва и Киев ввели эмбарго на экспорт зерна (Россия до 30 июня), поэтому Египет ощутил сильный удар по внутреннему рынку, ведь Каир является крупнейшим нетто-импортером зерна в мире и закупает 80% данного товара из Москвы и Киева. В первые недели после начала войны египетский фунт упал на 11%, а цена на пшеницу выросла на 44%. Нехватка долларов привела к блокаде египетских портов после того, как импортеры не смогли получить иностранную валюту, необходимую им для обработки аккредитивов. В марте 2022 г. запасов зерна в Египте могло хватить только на 4 месяца, к тому же на государство легли большие обязательства, поскольку власти субсидируют хлеб балади. Каир, пытаясь справиться с нехваткой зерна, решил заключить сделки на поставку этого продукта из Германии, Франции, Бразилии, Литвы и Болгарии. В то же время частные предприниматели резко увеличили закупки муки и на 60% обогнали Генеральное управление по поставкам товаров.
Рост стоимости продуктов питания стал главным вызовом для экономической ситуации в Алжире. Цены на основные продукты питания выросли как минимум на четверть с начала российской кампании. Власти приняли решение ввести полный запрет на вывоз из Алжира всех основных потребительских товаров, включая сахар, макаронные изделия, оливковое масло, а также пшеницу и все изделия из нее. В то же время, согласно распоряжению президента страны, производители и операторы не имеют права вывозить переработанную продукцию, изготовленную на основе импортного сырья. Весь комплекс социально-экономических последствий после COVID-19 и российско-украинской войны сказывается и на продовольственной ситуации в Алжире. Заметно выросли цены на крупы, годовой прирост которых составил 27%. В 2021 г. Алжир импортировал более 30% зерновых культур из Черноморского региона и в 2022 г. был вынужден закупать дорогую французскую пшеницу, чтобы снизить риски продовольственной безопасности.
Украина до войны была ключевым экспортером зерновых культур в Тунис (47%). Эскалация напряженности между Киевом и Москвой застала Тунис в эпоху многолетних нерешенных экономических проблем и перехода к авторитарному режиму. Ситуацию осложняет постковидный период, а климатические катаклизмы – затянувшаяся засуха, охватившая регион, и отсутствие дождей – подрывают способность местной экономики наращивать внутреннее сельхозпроизводство, чтобы хоть как-то компенсировать угрозу внешнего дефицита товаров. В конце марта 2022 г. в Тунисе вышел новый закон, который предусматривает уголовное наказание от 10 до 30 лет лишения свободы за любые «спекуляции в отношении продуктов питания», в том числе картельный сговор и произвольное спекулятивное повышение цен производителями и крупными игроками на рынке продуктов питания. Настоящая «охота» на мелкие и средние хозяйства началась в стране с милицейских рейдов по выявлению и изъятию запасов продовольствия, особенно пшеничной муки, растительного масла и сахара.
На фоне тревожной ситуации в Алжире и Тунисе в более выгодном положении оказалось королевство Марокко, так как импорт зерна из Причерноморья составлял ранее 36%. Долгое время основным партнером Рабата в этой сфере был Париж. Сразу же с началом кризиса правительство Марокко выступило с заявлением о том, что ему удалось закупить «значительные партии» пшеницы в январе и феврале 2022 г., и поэтому национальному зерновому рынку ничего не угрожает. Граждане почувствовали облегчение, в том числе в связи с ростом отечественного производства зерновых культур, которые предназначены для внутреннего рынка. В свете роста мировых цен на крупы власти страны решили субсидировать хлеб, чтобы попытаться исключить возможность роста цен. При этом стоимость муки и мучных изделий в ближайшее время будет только расти, в том числе за счет роста стоимости углеводородов и топлива на мировом рынке, что повышает логистические издержки.
В Ливане экономисты забили тревогу в связи с угрозой прекращения поставок пшеницы в свете российско-украинского конфликта и беспрецедентного роста закупочных цен. До февраля 2022 г. Ливан закупал 96% пшеницы на зерновых рынках России и Украины. Проблема также заключается в слабом потенциале ливанской экономики и ее ограниченной способности оплачивать эти поставки из-за нехватки средств в бюджете. На практике это означает, что в условиях разворачивающегося мирового продовольственного кризиса международные поставщики не очень заинтересованы в поставках дефицитной и дорогой пшеницы в Ливан, его платежеспособность в конкурентной среде оставляет желать лучшего. В условиях кризиса вокруг Украины западные производители требуют предоплату в размере 25-30% от общей стоимости, она должна пройти в течении 1-2 дней. Такие условия для ливанских импортеров невыполнимы. Кроме того, закупочные цены у этой группы поставщиков, в том числе с учетом растущего спроса и увеличения транспортных расходов, значительно выше. Так, стоимость пшеницы достигает 550-600 долл. за тонну, тогда как в феврале ливанские поставщики закупали пшеницу из России и Украины только по цене 350 долл. за тонну.
Среди всех крупных нетто-импортеров продовольствия на Ближнем Востоке Иордания оказалась одной из наиболее подготовленных к угрозе глобального продовольственного кризиса. К моменту начала российско-украинской войны в активной фазе Амман имел запасы зерна на год, а импорт из Причерноморья составлял 20%. Это обстоятельство подкрепляется еще одним важным фактором. Иордании удалось оградить свою экономику от нынешнего скачка цен на топливо, заранее заключив долгосрочные контракты на покупку топлива по уже фиксированным ценам. Таким образом, первые прямые последствия украинского кризиса для местной экономики удалось нейтрализовать благодаря превентивным, упреждающим мерам правительства Иордании.
Обострение кризиса
Активные боевые действия на Украине сильно затронули Северный Судан, который импортирует 50% зерна из Черноморского региона. Сбои в логических цепочках стали приводить к нехватке продовольствия, повышению цен на топливо и логистику. В результате продовольственная инфляция удвоилась с 2021 г. Основным очагом бедности и голода стали два региона – Дарфур и Голубой Нил.
В условиях затянувшегося политического кризиса Ирак ощутил рост мировых цен на продовольствие после начала российской военной кампании. Багдад импортирует 50% продовольствия, а Украина и Российская Федерация являются основными поставщиками кукурузы, подсолнечного масла, ячменя и зерна. Это основа продовольственной безопасности Ирака. Рост цен и блокада поставок из Украины и РФ заставили иракские власти искать альтернативных поставщиков. В ход пошли такие меры, как снятие всех ограничений на ввоз продовольствия на 3 месяца, выдача кредитов местным фермерам, закупка их продукции с 30-процентной наценкой. Иракский парламент разрешил правительству перенаправить около 17 млрд долл., выделенных другим секторам, на оплату импорта продовольствия.
Ливия, ранее импортировавшая около 75% зерна из Причерноморья, оказалась в крайне сложной ситуации. Несмотря на высокие доходы от продажи нефти на мировой рынок, Триполи не может рассчитывать на продовольственную безопасность из-за продолжающейся гражданской войны и обострения борьбы за столицу. Несмотря на то, что Ливия имела запасы муки на полгода, граждане по-прежнему сталкиваются с острой проблемой продовольственной безопасности из-за нерешенных вызовов с логистикой по суше. Продовольственная инфляция в сочетании с отсутствием единого органа управления поставила под угрозу жизнь даже жителей прибрежных городов [12].
Более сложная ситуация сложилась в Йемене, где населению угрожал масштабный голод. Эта страна импортировала 45% зерна из России и Украины. Проблема усугублялась продолжающимся военным конфликтом и вызванным им массовым потоком внутренне перемещенных лиц и беженцев, а также ухудшающимся финансово-экономическим положением в стране на фоне роста цен на энергоресурсы и топливо. Учитывая сильную зависимость Йемена от внешних поставок продовольствия, у страны нет реальных рычагов противодействия складывающейся неблагоприятной ситуации. Рост цен на топливо и удобрения постепенно отражается на местном рынке и, учитывая неуклонно снижающуюся покупательную способность населения, увеличивает риски. Доля населения Йемена, страдающего от нехватки продовольствия, выросла до 50%, что является самым высоким показателем с февраля 2018 г. Ситуация сложная во всех регионах страны, но в некоторых провинциях близка к гуманитарной катастрофе. В частности, основные районы массового голода в Йемене сегодня находятся в провинциях Джауф, Амран и Хаджа. По оценкам ООН, во второй половине 2022 г. риски голода значительно возросли в провинции Хаджа, а также в провинциях Абс и Хайран. Районы вокруг порта Ходейда находятся в более благополучном положении, однако и там нельзя исключать угрозу голода в случае общего ухудшения экономической и военно-политической ситуации в Йемене.
Сирийская проблема стала не менее сложной после «арабской весны» 2011 г. Несомненно, ее отличие заключалось в том, что глава государства никогда не смещался в результате революционных движений и наступления ИГИЛ. Дамаск стал союзником Москвы и продолжает поддерживать ее по многим направлениям. Продовольствие было переправлено в Сирию после захвата зерновых регионов Украины, но Россия отрицает, что товар был украден. В то же время руководство Донецкой и Луганской областей заявило о готовности отправить зерно в Сирию. В данном случае сработала формула «друг моего друга – мой друг».
Заключение
Принимая во внимание сложность восприятия арабскими странами конфликта между Россией и Украиной, важно отметить, что только единицы из них определили четкую линию. С политической точки зрения очевидно, что есть страны, которые больше тяготеют к Кремлю, потому что имеют налаженные с ними отношения по вопросам безопасности и поставок вооружений. Часть арабских стран формально осудила действия Москвы, но сделано это было главным образом из-за стремления поддерживать контакты с западными странами, особенно в условиях гражданских войн и ожидания кредитов.
Конфликт между Россией и Украиной нанес довольно большой урон слабым экономикам арабских стран, которые с трудом справляются с продовольственным кризисом. Блокирование экспорта зерна из Причерноморья оказало преимущественно влияние на государства, не способные компенсировать высокие цены на хлеб. В этой ситуации только богатые страны-производители нефти смогли справиться с этой задачей, покупая более дорогую пшеницу в других странах.
В обозримом будущем Арабский Восток будет и дальше стараться дистанцироваться от европейских и российских конфликтов, желая поддерживать контакты со всеми и обеспечивать стабильность своих экономик. Важно отметить, что они ориентированы на собственные интересы и будут принимать решения по российско-украинскому конфликту, исходя исключительно из своих национальных интересов.
Библиографический список
1. Kalb M. Imperial Gamble: Putin, Ukraine, and the New Cold War. Brookings, 2015. 287 p.
2. Ashton N.J. The Cold War in the Middle East Regional Conflict and the Superpowers 1967-73. Taylor & Francis, 2007. 224 p.
3. Henrikson A.K. Middle Powers as Managers: International Mediation within, across and outside Institutions // In the Niche Diplomacy Middle Powers after the Cold War. Macmillan Press LTD, 1997. pp. 46-73.
4. Middle East and North Africa: Implications of 2022 Russia-Ukraine War. Congressional Research Service. URL: https://sgp.fas.org/ crs/mideast/R47160.pdf
5. Ben Menachem Y. The Palestinian stance on the invasion of Ukraine. JCPA. 2022. URL: jcpa.org/the-palestinian-stance-on-the-invasion-of-ukraine
6. Eruygur B. Russia’s Invasion of Ukraine: Egypt’s Stance and Policy Dilemma. ORSAM. 2022. URL: https://orsam.org.tr/en/russias-invasion-of-ukraine-egypts-stance-and-policy-dilemma/
7. Amr Salah. Why Does Some of the Arab Public Support Putin’s War in Ukraine? Carnegie. 2022. URL: https://carnegieendowment.org/sada/ 87353
8. Etsehiwot Kebret, Hannah Ryder. Why African Countries Had Different Views on the UNGA Ukraine Resolution, and Why This Matters. CSIS. 2022. URL: https://www.csis.org/analysis/why-african-countries-had-different-views-unga-ukraine-resolution-and-why-matters
9. Stiglitz Joseph, Linda J. Bilmes. The Three Trillion Dollar War. The True Cost of the Iraq Conflict. London: Penguins Books, 2008. 336 p.
10. Michael E. War and the American Economy in the Twentieth Century // In The Cambridge Economic History of the United States, edited by Stanley L. Engerman, and Robert E. Gallman, vol. III. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. pp. 329-406.
11. Kenneth Rogoff. The Long-Lasting Economic Shock of War. IMF. 2022. URL: https://www.imf.org/en/Publications/fandd/issues/2022/03/the-long-lasting-economic-shock-of-war
12. Global economic impacts of the Russia-Ukraine war. EIU. 2022. URL: https://www.eiu.com/n/global-economic-implications-of-the-russia-ukraine-war/