ВЛИЯНИЕ НЕЙРОКОРРЕКЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
09.01.2024
Мужилевская Д.В., Карлова Ю.В.
МГТУ им. Г.И Носова, г. Магнитогорск
ВЛИЯНИЕ НЕЙРОКОРРЕКЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию влияния нейрокоррекции на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. На сегодняшний день самым распространенным нервно-психическим расстройством среди детей дошкольного возраста является СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). При несвоевременной диагностике и отсутствии коррекции данное состояние может привести к внутрисемейным проблемам, формированию асоциального и оппозиционного поведения, что во многом определяет актуальность изучения СДВГ. Одной из важных задач современного дошкольного образования является формирование учебного поведения, усидчивости. Современная педагогика сталкивается с множеством проблем при формировании данного направления, особенно с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Исходя из этого была разработана специальная программа – нейрокоррекция. Нейрокоррекция – это комплекс включающий в себя психологические методики, направленные на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребенок смог контролировать и регулировать свое поведение и самостоятельно обучаться.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, нейрокоррекция, игровая нейрокоррекция, учебное поведение, произвольность, саморегуляция.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является частым нейропсихологическим расстройством. Дети, имеющие данное расстройство, создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации [1, с. 9].
К основным клиническим проявлениям СДВГ относят невнимательность, гиперактивность и импульсивность, а также симптомы статико-локомоторной недостаточности. К невнимательности можно отнести такие факты, как отсутствие удержания внимания на мелких деталях, медленная реакция на обращенную к нему речь. К гиперактивности относят факты, связанные с тем, что ребенок постоянно находится в движении, суетливости. К импульсивности относятся такие факты, как перебивание взрослых, отсутствие терпения, повышенная эмоциональность. Понимание особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольника позволяет оптимизировать педагогические процессы, повысить результативность занятий, игр и досуговой деятельности детей [2, с. 137].
Иногда ребенку приходится прилагать усилия, чтобы выполнить то, или иное задание. Для этого необходима воля. Поэтому у детей должна быть сформирована произвольность. Если уровень самоконтроля низкий, то ребенку будет трудно планировать и контролировать свои действия, тяжело соблюдать какие-либо требования и инструкции [3, с. 5]. Именно это так тяжело дается детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Дети с СДВГ гиперактивны, невнимательны, неусидчивы и импульсивны. Для решения данных проблем эффективно применять нейропсихологическую коррекцию. Во время осуществления психической деятельности взаимодействуют три основные блока мозга человека.
Первый блок – энергетический. Он отвечает за поддержание активности жизнедеятельности.
Второй блок – отвечает за прием, хранение и переработку информации.
Третий блок – отвечает за программирование, регуляцию и контроль деятельности [4, с. 10-12].
Первый можно охарактеризовать как фундамент дома. От того, насколько он прочный и хорошо построен будет зависеть как дальше будет стоять дом, как будет работать мозг в сложной деятельности. Первый блок – это осанка, соматическое здоровье, тоническая регуляция.
Второй – это стены, окна и двери. Сюда входят такие доли, как височная (слух), затылочная (зрение) и теменная (кожно-кинестетическая чувствительность).
Третий – это крыша дома. Здесь формируется произвольность ребенка (целенаправленное выполнение действий).
Чтобы ребенок хорошо учился, был успешен, важно чтобы все три блока мозга хорошо работали. Недоразвитие или повреждение зон, областей любого из перечисленных блоков приводит к различным нарушениям.
Система образования коррекционных дошкольных образовательных учреждений все чаще включает в образовательную программу инновационные технологии как экспериментальный элемент современного воспитания и обучения [5, с.234]. В коррекционной работе с детьми с СДВГ необходимо обязательно использовать такую технологию как нейрокоррекция. Нейрокоррекция это комплекс специальных методик, направленных на переструктуризацию нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств, для того, чтобы в дальнейшем ребенок смог самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение.
В нейрокоррекцию входит большое количество различных упражнений, рассчитанных на разный возрастной период.
В структуру занятий должны входить следующие упражнения:
дыхательные упражнения;
глазодвигательные упражнения;
упражнения на тонус;
растяжки;
упражнения на координацию (развитие вестибулярного аппарата);
межполушарные упражнения;
игры по правилам;
общая, мелкая и артикуляционная моторика;
ритм;
логоритмика и т.д.
Эти упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить концентрацию и распределение внимания. Они рекомендованы детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный способ. По мере освоения каждое упражнение усложняется. Дети осваивают программу в разном темпе, если у ребенка не получается качественного выполнения, усложнение не даем.
Требованиями к комплексу нейрокоррекционных упражнений являются следующие:
1. Занятия должны иметь строго определенную, повторяющуюся из раза в раз структуру. Содержание задания должно воспроизводиться на каждом занятии до тех пор, пока необходимый навык не будет автоматизирован.
2. Каждое занятие должно включать упражнения, направленные на стимуляцию всех трех блоков.
3. Занятие не должно длиться более 40–45 минут
4. Занятия должны проходить в игровой форме.
5. Во время занятий необходимо постоянное переключение с одного вида деятельности на другой.
Наиболее важным для детей с СДВГ в плане выявления и коррекции нарушений является период 5–6 лет, когда развитие высших мозговых функций идет наиболее интенсивно. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмизировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нейропсихологическая коррекция – один из методов эффективной помощи детям для преодоления:
– снижения работоспособности, быстрой утомляемости;
– трудностей мышления;
– рассеянного внимания;
– ухудшения памяти;
– несформированности пространственных представлений;
– проблемы самоконтроля.
В ходе нейропсихологической коррекции происходит интеграция всех психических процессов, развитие целостной и последовательной стратегии обработки информации, формирование произвольности, целенаправленности и самоконтроля деятельности, исчезают проявления дезадаптации. Для сохранения положительной динамики необходимо, чтобы коррекция носила не единичный, а системный, комплексный характер, предусматривающий индивидуальный подход и проработку каждой личностно-психологической особенности ребёнка [6, с. 321].
При решении задач развития усидчивости и формирования учебного поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, целесообразно на каждом занятии использовать упражнения из блока «Нейрокоррекция». Что в свою очередь, при верно отобранных упражнений, приведет к развитию всех составляющих психофизического развития ребенка. Данное исследование было проведено с целью актуализации и обращения внимания научного и педагогического сообщества на проблему взаимодействия с гиперактивными детьми, для создания специальных условий и программ по работе с детьми с повышенной активностью, что в современном обществе необходимо.
Библиографический список:
1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
2. Использование сказочного материала в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста /Чернобровкин В.А., Тупикина Д.В., Карлова Ю.В., Повайба С.А. // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 1. С. 137-141.
3. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения.М.: АЙРИС- пресс,2017.
4. Малафеева Ю.В. Организация нейропсихологического сопровождения развития детей младшего дошкольного возраста : учебное пособие / под общ.ред. И. А. Ершовой.– Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2021. 120 с.
5. Использование цифровых образовательных технологий в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Сунагатуллина И.И., Пушкарева А.А., Кувшинова И.А., Чернобровкин В.А., Долгушина Н.А., Мицан Е.Л. // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 231-246.
6. Пустовойтова О.В., Шепилова Н.А., Чернобровкин В.А. Сказкотерапия как средство профилактики агрессии у детей старшего дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 4-2. С. 317-321.
МГТУ им. Г.И Носова, г. Магнитогорск
ВЛИЯНИЕ НЕЙРОКОРРЕКЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию влияния нейрокоррекции на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. На сегодняшний день самым распространенным нервно-психическим расстройством среди детей дошкольного возраста является СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). При несвоевременной диагностике и отсутствии коррекции данное состояние может привести к внутрисемейным проблемам, формированию асоциального и оппозиционного поведения, что во многом определяет актуальность изучения СДВГ. Одной из важных задач современного дошкольного образования является формирование учебного поведения, усидчивости. Современная педагогика сталкивается с множеством проблем при формировании данного направления, особенно с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Исходя из этого была разработана специальная программа – нейрокоррекция. Нейрокоррекция – это комплекс включающий в себя психологические методики, направленные на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребенок смог контролировать и регулировать свое поведение и самостоятельно обучаться.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, нейрокоррекция, игровая нейрокоррекция, учебное поведение, произвольность, саморегуляция.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является частым нейропсихологическим расстройством. Дети, имеющие данное расстройство, создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации [1, с. 9].
К основным клиническим проявлениям СДВГ относят невнимательность, гиперактивность и импульсивность, а также симптомы статико-локомоторной недостаточности. К невнимательности можно отнести такие факты, как отсутствие удержания внимания на мелких деталях, медленная реакция на обращенную к нему речь. К гиперактивности относят факты, связанные с тем, что ребенок постоянно находится в движении, суетливости. К импульсивности относятся такие факты, как перебивание взрослых, отсутствие терпения, повышенная эмоциональность. Понимание особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольника позволяет оптимизировать педагогические процессы, повысить результативность занятий, игр и досуговой деятельности детей [2, с. 137].
Иногда ребенку приходится прилагать усилия, чтобы выполнить то, или иное задание. Для этого необходима воля. Поэтому у детей должна быть сформирована произвольность. Если уровень самоконтроля низкий, то ребенку будет трудно планировать и контролировать свои действия, тяжело соблюдать какие-либо требования и инструкции [3, с. 5]. Именно это так тяжело дается детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Дети с СДВГ гиперактивны, невнимательны, неусидчивы и импульсивны. Для решения данных проблем эффективно применять нейропсихологическую коррекцию. Во время осуществления психической деятельности взаимодействуют три основные блока мозга человека.
Первый блок – энергетический. Он отвечает за поддержание активности жизнедеятельности.
Второй блок – отвечает за прием, хранение и переработку информации.
Третий блок – отвечает за программирование, регуляцию и контроль деятельности [4, с. 10-12].
Первый можно охарактеризовать как фундамент дома. От того, насколько он прочный и хорошо построен будет зависеть как дальше будет стоять дом, как будет работать мозг в сложной деятельности. Первый блок – это осанка, соматическое здоровье, тоническая регуляция.
Второй – это стены, окна и двери. Сюда входят такие доли, как височная (слух), затылочная (зрение) и теменная (кожно-кинестетическая чувствительность).
Третий – это крыша дома. Здесь формируется произвольность ребенка (целенаправленное выполнение действий).
Чтобы ребенок хорошо учился, был успешен, важно чтобы все три блока мозга хорошо работали. Недоразвитие или повреждение зон, областей любого из перечисленных блоков приводит к различным нарушениям.
Система образования коррекционных дошкольных образовательных учреждений все чаще включает в образовательную программу инновационные технологии как экспериментальный элемент современного воспитания и обучения [5, с.234]. В коррекционной работе с детьми с СДВГ необходимо обязательно использовать такую технологию как нейрокоррекция. Нейрокоррекция это комплекс специальных методик, направленных на переструктуризацию нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств, для того, чтобы в дальнейшем ребенок смог самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение.
В нейрокоррекцию входит большое количество различных упражнений, рассчитанных на разный возрастной период.
В структуру занятий должны входить следующие упражнения:
дыхательные упражнения;
глазодвигательные упражнения;
упражнения на тонус;
растяжки;
упражнения на координацию (развитие вестибулярного аппарата);
межполушарные упражнения;
игры по правилам;
общая, мелкая и артикуляционная моторика;
ритм;
логоритмика и т.д.
Эти упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить концентрацию и распределение внимания. Они рекомендованы детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный способ. По мере освоения каждое упражнение усложняется. Дети осваивают программу в разном темпе, если у ребенка не получается качественного выполнения, усложнение не даем.
Требованиями к комплексу нейрокоррекционных упражнений являются следующие:
1. Занятия должны иметь строго определенную, повторяющуюся из раза в раз структуру. Содержание задания должно воспроизводиться на каждом занятии до тех пор, пока необходимый навык не будет автоматизирован.
2. Каждое занятие должно включать упражнения, направленные на стимуляцию всех трех блоков.
3. Занятие не должно длиться более 40–45 минут
4. Занятия должны проходить в игровой форме.
5. Во время занятий необходимо постоянное переключение с одного вида деятельности на другой.
Наиболее важным для детей с СДВГ в плане выявления и коррекции нарушений является период 5–6 лет, когда развитие высших мозговых функций идет наиболее интенсивно. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмизировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нейропсихологическая коррекция – один из методов эффективной помощи детям для преодоления:
– снижения работоспособности, быстрой утомляемости;
– трудностей мышления;
– рассеянного внимания;
– ухудшения памяти;
– несформированности пространственных представлений;
– проблемы самоконтроля.
В ходе нейропсихологической коррекции происходит интеграция всех психических процессов, развитие целостной и последовательной стратегии обработки информации, формирование произвольности, целенаправленности и самоконтроля деятельности, исчезают проявления дезадаптации. Для сохранения положительной динамики необходимо, чтобы коррекция носила не единичный, а системный, комплексный характер, предусматривающий индивидуальный подход и проработку каждой личностно-психологической особенности ребёнка [6, с. 321].
При решении задач развития усидчивости и формирования учебного поведения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, целесообразно на каждом занятии использовать упражнения из блока «Нейрокоррекция». Что в свою очередь, при верно отобранных упражнений, приведет к развитию всех составляющих психофизического развития ребенка. Данное исследование было проведено с целью актуализации и обращения внимания научного и педагогического сообщества на проблему взаимодействия с гиперактивными детьми, для создания специальных условий и программ по работе с детьми с повышенной активностью, что в современном обществе необходимо.
Библиографический список:
1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
2. Использование сказочного материала в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста /Чернобровкин В.А., Тупикина Д.В., Карлова Ю.В., Повайба С.А. // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 1. С. 137-141.
3. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения.М.: АЙРИС- пресс,2017.
4. Малафеева Ю.В. Организация нейропсихологического сопровождения развития детей младшего дошкольного возраста : учебное пособие / под общ.ред. И. А. Ершовой.– Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2021. 120 с.
5. Использование цифровых образовательных технологий в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Сунагатуллина И.И., Пушкарева А.А., Кувшинова И.А., Чернобровкин В.А., Долгушина Н.А., Мицан Е.Л. // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 231-246.
6. Пустовойтова О.В., Шепилова Н.А., Чернобровкин В.А. Сказкотерапия как средство профилактики агрессии у детей старшего дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 4-2. С. 317-321.