Задать вопрос
Статьи

ВЛИЯНИЕ МУЗЕЙНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

14.01.2024
Симонова Т.А., Харина Л.А.
МОУ СОШ № 47, г. Магнитогорск

ВЛИЯНИЕ МУЗЕЙНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. Статья обобщает опыт работы историко-этнографического музея «Память» МОУ «СОШ №47» г. Магнитогорска по теме формирования духовно-нравственного и патриотического потенциала школьников, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково- собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно- воспитательными задачами школы.На примере исследовательской и проектной работы активистов музея представлены инновационные формы экскурсионной деятельности, раскрыты возможности музейной среды и ее влияние на подрастающее поколение. Создание музейной образовательной среды сегодня весьма актуально. Музейная образовательная среда нашего музея- это пространство, созданное нами, все то, что хранит наша история, примеры и опыт наших предков, дающий возможность переосмыслить и понять прошлое, совершать обдуманные поступки здесь и сейчас и воплотить свои мечты в будущем.
Ключевые слова: музейная среда, духовно-нравственный потенциал, патриотический потенциал, музей, подрастающее поколение, школьники, подростки, исследовательская деятельность, проектная деятельность.

В стратегии развития воспитания в Российской Федерации определён один из приоритетов государственной политики в области воспитания – формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития,чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. В этом документе воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится, что воспитание личности «должно быть построено на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России».
Историко-этнографический музей «Память» был создан в 1991 году. В нем представлена история быта русского народа конца XIX – начала XX века, история школы и история города.Музей организован с целью воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся в разных сферах деятельности:вовлечение обучающихся в общественно-полезные дела, развитие их инициативы; поддержание и развитие традиционной школьной жизни;сохранение преемственности поколений обучающихся, педагогов;уважения и любви к традициям своего народа и других народов России;создание поликультурного образовательного пространства;использование культурных ценностей города для развития детей и подростков.
Средствами музейной педагогики историко-этнографический музей реализует регионально-национальный компонент воспитания и развития обучающихся. Деятельность музея основывается на принципах научности, системности, патриотизма и воспитывающего обучения. Всей краеведческой и музейной работой занимается актив школьного музея«Горящие сердца». В своей деятельности мы используем поисковую, экскурсионную, культурно-массовую работу и следующие формы: экскурсии, уроки мужества, уроки воинской славы, традиционные музейные мероприятия и учебные уроки, встречи с ветеранами и интересными людьми, мастер-классы, квесты.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования: работа в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, интервью, анкетирование участников и очевидцев событий.
За годы существования музея накопилось много исследовательских проектов:
1.«История школы в истории города». Составлена обширная экспозиция воспоминаниями, личными вещами, фото, статьями из СМИ. Отдельные стенды посвящены нашим выпускникам – Героям Советского Союза И. П. Кузенову и П. Ф. Надеждину и Заслуженным учителям России Колобову С. А., Глушковой Г. Д., отличникам и почетным работникам народного образования. История школы продолжается в наших выпускниках. 2 года ведется с ними переписка, собраны материалы для публикации сборника «Судьба выпускников в судьбе страны».
2.«Сквозь колючий терновник прорастали ребячьи сердца» о малолетних узниках фашистских концлагерей. В нашем районе их было 35 человек. Почти со всеми встретились, записали их воспоминания, собрали фото и фотоархив их документов. Встречи были и продолжаются, ежегодно 11 апреля в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей мы встречаемся с Колотилиной Марией Тимофеевной и Синкевич Галиной Ивановной.
3.«Вклад семьи в Победу над фашизмом». На протяжении уже почти 15 лет учащиеся школы в семье с родителями заполняют анкеты и дополняют их фотографиями. По данному проекту создана Книга Памяти.
9 мая проводится урок «Свеча памяти» в форме Бессмертного полка. В современных условиях как никогда важной стала память и о новых героях. В память о выпускнике – участнике СВО одна из парт акции «Парта Героя» посвящена Чепенко Данилу.
4.Проект «История создания города Магнитогорска в фотографиях». Астахин Александр, 9б класс, поднял видеоархивы города, нашел старые фото. Создал короткий и яркий видеофильм. В городской научно-практической конференции «Твори, участвуй, побеждай» проект занял 1 место. Всероссийский конкурс исследовательских работ «Изучаем и исследуем» – 1 место.
5.«Моя родословная». Осипова Василиса, 7а класс, рассказала о своих прадедах и дедах, начиная с конца 19 века. Все переломные моменты истории – 1 мировая война, гражданская война, вторая мировая разворачивается на фоне истории семьи. Диплом 2 степени во Всероссийском конкурсе исследовательских работ.
6. Интернет-проект «В нашей школе учился Герой» получил 2 место в областном конкурсе «Герои Отечества-наши земляки». Активисты музея создали интернет-проект, посвященный Кузенову И. П
7. «Мы казачью удаль не забудем». Эта работа проведена к 270-летию крепости Магнитной. Материалы, начиная с основания крепости, Пугачевского бунта, о первом станичном совете и другие собраны в альбом. Дополнена работа современными материалами: об атаманах, встречались с бывшим атаманом хутора Могутов, продолжаем собирать информацию СМИ о станице и ее округах. С этими знаниями участвовали в конкурсе «Мы казачью удаль не забудем», посвященном 280-летию станицы Магнитной. Получили Гран-при.
8.«Роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны». В год 1035-летия крещения Руси в музее прошел квест «За други своя». Его особенностью являлась работа с разного рода материалами. Обучающиеся анализировали открытые архивные данные о материальной помощи, об участии священников в партизанском движении, участии в боевых действиях, молитвенной помощи. Для ребят многие сведения стали открытиями и теперь начата работа по сбору информации об участии в этих мероприятиях священников Магнитогорской епархии.
В этом году мы довольно успешно приняли участие в городском мероприятии в рамках реализации проекта «Прошагай город», заняли 1 место. В Международной молодежной научно-практической конференции исследовательских работ «Росток» одержали победу – 1 место. В городской научно-практической конференции «Твори, участвуй, побеждай» мы стали победителями, заняв 1 место. В этих конкурсах мы представляли виртуальную экскурсию «Вашей немеркнущей славе память потомков верна», рассказывающую об улицах, названных именами магнитогорцев – Героев Великой Отечественной войны. Эта экскурсия дополнена аудиогидом, которым можно воспользоваться и самостоятельно.
Во Всероссийском творческом конкурсе краеведческих видеороликов «Люди неба» рассказали о Герое Советского Союза, летчике-истребителе генерал-майоре авиации в отставке, нашем выпускнике Кузенове И.П., заняли 3 место.
Традиционная экскурсия является основой научно-просветительской работы. Чтобы на экскурсии вовлечь обучающихся в процесс знания, мы используем игровые технологии, квест-игры, мастер-классы, театрализацию.
Второй год мы участвуем во Всероссийском образовательном проекте «Музейный час. Прослушивание познавательных эфиров и выполнение заданий. Наши экскурсоводы знакомятся с лучшими примерами проведения экскурсий.
В работу школьного музея мы внедряем информационно-коммуникационные технологии. Кроме мультимедийных презентаций мы переводим фотографии в электронный формат, создаем электронные экспозиции и виртуальные экскурсии. Используем куар-коды во время постоянных выставок и временных экспозиций.
Таким образом, разнообразные творческие задания, инновационные формы и методы, применяемые в музейной педагогике не только развивают музейную среду, но и способствуют формированию духовно-нравственного и патриотического потенциала обучающихся. Второй год активисты музея участвуют в городской краеведческой игре-викторине «Моя Магнитка» на Кубок городского собрания депутатов – 1 и 2 места ( 2022, 2023г.).
Безусловно, кроме отличных идей, кропотливого труда педагогов и обучающихся требуется финансовая поддержка. Наш музей обновил материально — техническую базу за счет участия школы в региональных инновационных площадках. В музее произведен ремонт в соответствии с Сан-Пинами и требованиями пожарной и антитеррористической безопасности. Музей обогатился автоматизированным рабочим местом руководителя музея, витринами, шкафами с подсветкой, современными столами — рабочей зоной активистов музея. Наш школьный музей зарегистрирован на Всероссийском портале (реестр 13359), имеет свой сайт – единственный в Магнитогорске из «школьников», участвует в ежегодном общероссийском рейтинге школьных сайтов( Победитель 2020, 2021, 2022 гг.)

Библиографический список
1.    Стратегияразвития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
2.    Тарасов С.В., Образовательная среда: понятие, структура, типология [Электронный ресурс – СайтРазвитие творческого потенциала личности … ] – Режим доступа: Cyberleninka.ru > article…sreda-ponyatie-struktura.
3.    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.