Задать вопрос
Статьи

ВЛИЯНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ И УРБАНИЗАЦИИ НА ТРАДИЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ БАШКИР НА ПРИМЕРЕ АБЗЕЛИЛОВСКОГО РАЙОНА (2002–2020 гг.)

29.12.2024
УДК 308
Безруков А. В., Елесин М. В.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

ВЛИЯНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ И УРБАНИЗАЦИИ
НА ТРАДИЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
БАШКИР НА ПРИМЕРЕ АБЗЕЛИЛОВСКОГО РАЙОНА (2002–2020 гг.)

Аннотация. XXI век ознаменовался для Республики Башкортостана как новый этап развития в культуре, экономике и в этносе. Это связано с тем, что в наше время проис-ходит синтез с традиционной аграрной культурой с современными постиндустриаль-ными явлениями. В Башкирии также продолжается процесс урбанизации, который способствует переформатированию ментальности национальной общности в гражданскую. Можно ещё сказать, что через связь с интеграциями и межнациональными отношениями, происходит синтез культур. Стоит заметить, это касается в основном городских жителей, если рассматривать сельскую местность, то там главная тенденция это сохранение собственной традиционной культуры и адаптация к новым экономическим реалиям. Из-за чего башкиры трансформируют свою национальную традиционную культуру. В данной статье мы рассмотрим на примере Абзелиловского района РБ, влияние промышленных центров на традиционную культуру Башкирского народа.
Ключевые слова: традиционная культура, урбанизация, модернизация, нация.
THE IMPACT OF MODERNIZATION AND URBANIZATION
ON THE TRADITIONAL CULTURE OF THE BASHKIR ETHNIC
GROUP ON THE EXAMPLE OF THE ABZELILOVSKY DISTRICT
Abstract: The XXI century was marked for the Republic of Bashkortostan as a new stage of development in culture, economy and ethnic groups. This is because nowadays there is a synthesis with traditional agricultural culture and modern post-industrial phenomena. Also, the process of urbanization continues in Bashkiria, which is rebuilding the national society into a civil one. It can also be said that due to integration and interethnic relations, a syn-thesis of cultures is taking place. It is worth noting that this applies mainly to urban residents, if we consider rural areas, then the main trend there is the preservation of their own traditional culture and adaptation to new economic realities. This is why Bashkir’s are transforming their national traditional culture. In this article, we will look at the example of the Abzelilovsky district of the Republic of Belarus, the influence of industrial centers on the traditional culture of the Bashkir people.
Keyword: traditional culture, urbanization, modernization, nation.

Абзелиловский район расположен в центральной части Башкирского Зауралья и на восточных склонах Южного Урала. Площадь его территории составляет 4,3 тыс. км². Половина территории района покрыта лесом, граничит с несколькими районами Республики Башкортостан (Белорецким, Бурзянским, Баймакским) и Челябинской областью (Магнитогорск). Ключевыми отраслями района являются: агропромышленный комплекс, лесное хозяйство, туризм [5, с. 20]. Основу экономики Абзелиловского района составляет сельское хозяйство. Сегодня аграрный сектор представлен 16 сельскохозяйственными предприятиями, располагающими 54 тысячами га пашни и 130 крестьянско-фермерскими хозяйствами, за которыми закреплено 22,5 тыс. Га пашни. В районе более 15 тыс. личных подсобных хозяйств, на долю которых приходится 78 % всей производимой продукции. В силу отсутствия крупных промышленных центров и городов в данном районе Абзелиловский район представляет собой исключительно аграрный формат инфраструктуры.
Численность населения, по данным Г. Р. Баймухаметовой, за период 2002–2020 гг. района не снижается [1, с. 47], что во многом объясняется выгодным распо-ложением района рядом с крупным промышленным гигантом ММК, экономическим и социальным статусом района. За пределами района работает значительное количество трудоспособного населения, которое в основной массе является квалифицированными специалистами. Близкое расположение к г. Магнитогорску, г. Сибаю позволяет молоде-жи активно продолжать обучение в учебных заведениях в этих городах, что дает возможность иметь высококвалифицированные кадры в районе.
В связи с непосредственной близостью и хорошей транспортной связью района с г. Магнитогорском наблюдается трудовая маятниковая миграция за пределы района, благодаря чему и происходит интеграция между населением Магнитогорска и Абзелиловского района.
Например, в 2022 году было подписано «Соглашение о сотрудничестве» между двумя муниципалитетами. О. И. Балабонова описывает комментарий этого события ли-дером Абзелиловского района Ильдара Нафикова: «наши территории очень интегрированы, это настоящие соседские и даже братские отношения» [2, с. 1].
Абзелиловский район благодаря своему положению и историческим традициям, является многонациональным. Согласно данным ВПН за период 2002–2020 гг., на территории района проживают представители таких национальностей как башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, украинцы, мордва, удмурты, белорусы и др. [9, с. 34]. И. Б. Утяшев отмечает, что самыми крупными по численному составу являются башкиры, русские и татары [6, с. 50]

Так, согласно ВПН с 2002 по 2020 г. численность башкир увеличилась с 38061 до 41209, то есть с 87,98 % до 91,20 %. [11, с. 75]. Тем временем уменьшилось численность русских с 3634 до 3115 с (9,55 % до 6,90 %) и татар – с 1025 до 479 (соответственно с 2,69 % до 1,10 %) человек [8, с. 89]. Это связано с высокой рождаемостью среди башкирского населения. Так, согласно данным, естественный прирост населения составляет примерно 0,70 % (рисунок 3). Убыль русского и татарского население, по мнению Р. Р. Галлямова, связана с тем, что большинство проживает в городах, а поскольку Абзелиловский район – аграрный муниципалитет, то их численность не высока [3, с. 87].

Объективно, в связи со смешением культур идёт активный процесс трансформации отдельных элементов традиционной башкирской культуры.

Во-первых, это находит своё отражение в традиционных видах декоративно-прикладного искусства и ремесла, а именно, в изготовлении чепрак, представляющий собой элемент седельного набора, а во-вторых, в производстве паласов как образцов ручного ткачества ковров.

Полевые этнографические материалы, собранные в 2023 г. в юго-восточной части Республики Башкортостан, показали, что мастерицы до сих пор изготавливают чепраки из ткани с использованием архаичных приемов. В связи с тем, что в настоящее время практически на всех башкирских свадьбах гости перемещаются на автомобилях, чепраки начали шить и для этого транспорта. После торжества многие из них применяются и в ежедневной практике (З. Ф. Хасанова [9, с. 6]).

Во время свадебного обряда чепраки клали на лошадь, а с середины XX в. стелили на телеги и сани (рисунок 4). В настоящее время в дань уважения традиции их кладут на сиденья автомобиля. Подмечено, что орнаментально-декоративное решение современных чепраков, как и технология их исполнения, всё еще сохраняет традиционный характер. Во многих работах наблюдается прямая связь с сергетыш, созданных в прошлом столетии.

З. Ф. Хасанова отмечает, что главной национальной и региональной особенностью является изготовления паласа [10, с. 7]. В Абзелиловском районе до середины XX в. прочно держалась традиция изготовления паласов из коричневой овечьей и козьей шерсти, иногда покрашенной в черный цвет. В фондах Аскаровского историко-краеведческого музея хранятся несколько таких экспонатов: здесь, для фона использовали более естественные тона – черный, коричневый цвета, где полоски из натуральных цветов – белые, серые встречаются сотканные паласы, где на черном фоне расположены разной толщины (от одного до трех сантиметров) розовые, желтые полоски. В фондах музея также хранятся экспонаты, где в качестве фона использованы оранжевый и розовый цвета, а полоски – из натурального черного, белого, коричневого (рисунок 5). Во всех музейных тканых паласах присутствуют линии из зубцов разной ширины. В этнографических фондах Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН хранятся несколько паласов из Абзелиловского района. В экспонате (Оф 258-1), состоящем из 11 полотен, на черном фоне расположены линии оранжевого, зеленого, красного цветов, каждая шириной 5 см. В другом паласе (Оф 258-3) на черном фоне имеются фиолетовые, зеленые широкие линии; желтые, красные – узкие.

В начале XXI в., в связи с сокращением количества овец в хозяйстве, некоторые ткачихи для изготовления паласов и дорожек традиционный материал заменяют на покупную пряжу, в составе которой имеется шерсть. С целью сохранения традиций ткачества в последние годы в юго-восточной части РБ местные Дворцы культуры, сельские клубы и библиотеки организовывают мастер-классы с местными ткачихами. З. Ф. Хасанова пишет, что устанавливают ткацкие станки (рамные, редко безрамные) и местные мастера обучают односельчан народному ремеслу [10, с. 6]. Примечательно, ткать учатся не только пожилые, но и многие молодые женщины, девушки. Повышенному интересу к башкирским паласам способствует также интернет. В социальных сетях существуют группы, где рукодельницы выкладывают свои работы и делятся информацией друг с другом. Рассматривая процесс восстановления традиций бытования и изготовления паласов, нужно сказать, что важную роль в этом играют СМИ – местное телевидение, республиканские газеты и журналы, где часто публикуются работы башкирских мастериц. Также на национальном празднике сабантуй выставляются башкирские паласы. Тенденция сохранения, распространения традиций ткачества наблюдается по всему Башкортостану (З. Ф. Хасанова) [10, с. 7].

В 2013 году администрацией муниципального района Абзелиловский район выделены целевые средства учреждения культуры для капитального ремонта сумме 3 млн 704 тыс. рублей. Также стоит отметить, что проводят работу по возрождению, сохранению и дальнейшему развитию национальных культур, праздников и обрядов, реализации мероприятий. В республиканском конкурсе «Я люблю тебя, жизнь!» районный оркестр народных инструментов получил I место, мужской вокальный ансамбль ветеранов д. Баимово – III место. В январе-феврале 2013 г. на местах прошел районный отборочный тур детских и взрослых исполнителей башкирского танца «Баик» [4, с. 49]. 27 февраля в районном Доме культуры состоялся гала-концерт на приз Заслуженного артиста РБ – хореографа Ф. Асадуллина. В нем участвовало более 300 участников. Победители районного детского конкурса – Р. Хафизова, детский ансамбль танца «Салават» участвовали в республиканском детском телевизионном конкурсе исполнителей башкирского танца «Баик» удостоены 1 места, Р. Саитгалин и малый детский ансамбль танца Рахметовского сельского клуба – II места. III тур 30 телевизионного конкурса прошел в декабре 2013 года, гран-при получили исполнители дуэтного танца Г. Шаяхметова и В. Камалов, а I место присуждено дуэту Радика и Лилии Халиловых (по данным Р. С. Сынгизина) [4, с. 52].

В 2013 году делегация района принимала участие в Федеральном Сабантуе в столице России – г. Москва. Делегация района представила гостям башкирский двор с выставками: национальная кухня; белая войлочная юрта с убранствами, уголок бортничества, шорничества, ткацкий станок с ткаными коврами и шалями, войлочные ковры и изделия из войлока. Несомненным украшением Федерального сабантуя стало участие в нем фольклорного коллектива районного Дома культуры «Эхирэттэр» (рук. Р. Г. Юлдашева). При сельских клубах каждого населенного пункта стало обязательной традицией ежегодное проведение народного праздника – Шежере байрам.

Всего за 2013 год проведено «Шежерэ байрам» в 53 населенных пунктах среди 74 родовых подразделений. Районный конкурс исполнителей мунажат, посвященный Году охраны окружающей среды прошел в районе впервые. Участники в возрасте от 10 до 75 лет (всего 30 участников) исполняли мунажат, представляющий собой особый лирический жанр музыкально-поэтического творчества, в основном на основе произведений М. Акмуллы и собственного сочинения. 1 места районного конкурса удостоилась З. Билалова (д. Казмашево). Ольга Шунина (с. Гусево) приняла участие в Международном конкурсе «Урал собирает друзей» в г. Оренбурге и стала дипломантом I и II степени в двух номинациях, во II-м Международном детском и юношеском конкурсе-фестивале «На крыльях таланта» в г. Уфа, где получила Диплом 1 степени (по данным Р. С. Сынгизина) [4, с. 56]. Народный фольклорный коллектив «Сэсмэур» Амангильдинского ЦСДК на Всероссийском фестивале народного творчества «Вместе мы Россия» в г. Чебоксары завоевал диплом 1 степени. Народный хор РДК на Республиканском конкурсе хоров и ансамблей «Звезды Белоречья», проходившем в г. Белорецк завоевал Гран-при конкурса.

Также можно добавить, что среди башкир Абзелиловского района развито эко активистские движения, целью которых является сохранение природы родного края, из-за чего процесс модернизации региона идёт очень медленными темпами. В 2020 году состоялся митинг против разработки медного месторождения. Сход состоялся на стадионе села Аскарово, на котором собралось около тысячи человек. Жители выказали озабоченность состоянием окружающей среды в случае добычи руды Русской медной кампании из Салаватского медного месторождения, свои опасения по поводу возможного экологического ущерба, загрязнения воды, рек, а также гибели животных и растений. Как сообщил замглавы Абзелиловского района, в настоящее время на территории района Русская медная компания не работает.

Таким образом, можно сказать, что, несмотря на активную модернизацию и урбанизацию в Республике Башкортостан, Абзелиловский район является одним из тех муниципалитетов, где в большей части сохраняется и развивается в формате семейных традиций и народных календарных праздников традиционная культура башкир.

Данный факт во многом объясняется тем, что основным источником ресурсов для промышленного сектора экономики являются аграрный и лесной сектора, благодаря чему население района по количественному составу демонстрирует низкий уровень динамики, связанный с переездом в города.

Основной массой населения в этническом плане остаются башкиры и по настоящий день, поскольку представители русской и татарской этнических диаспор в основном мигрируют в города. Ведущими элементами традиционной башкирской культуры, которых коснулись трансформация и модернизация, это такие виды декоративно-прикладного искусства, как изготовление чепраков и паласов.

Стоит отметить, что администрация района и посёлков проводят различные мероприятия по сохранению и развитию традиционной культуры, что демонстрирует вышеприведённый пример.

Список литературы

1. Баймухаметова Г. Р. Урбанизационные процессы башкирского населения в Российской Федерации // Городские башкиры: урбанизация и этничность. Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН, 2016. 260 с.

2. Балабонова О. И. Сила в единстве. // Магнитогорский металл, 2022. № 41.

3. Галлямов Р. Р. Урбанизация башкир Башкортостана: основные исторические этапы и их специфика // Городские башкиры: урбанизация и этничность. Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН, 2016. 260 с.

4. Сынгизин Р. С. Инвестиционный паспорт муниципального района Абзелиловский район РБ. Аскарово, 2014. 79 с.

5. Утяшев И. Б. Краткие итоги Всероссийской переписи населения 2020 года по муниципальным районам и городским округам Республики Башкортостан: статистический бюллетень. Часть 1. Уфа : Башкортостанстат, 2023. 130 с.

6. Утяшев И. Б. Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года // Статистический сборник. В 2 ч. Ч. 2. Уфа : Башкортостанстат, 2013. 189 с.

7. Утяшев И. Б. Оперативные итоги естественного и миграционного движения населения Республики Башкортостан: статистический обзор, январь-март 2013 г. Уфа : Башкортостанстат, 2013. 19 с.

8. Утяшев И. Б. Численность населения муниципальных образований Республики Башкортостан по итогам Всероссийской переписи населения 2020 года. Уфа : Башкортостанстат, 2022. 36 с.

9. Хасанова З. Ф. Чепраки и потники для верховой лошади у башкир.: традиции и новации. Уф а: ИЭИ УФИЦ РАН, 2023. 8 с.

10. Хасанова З. Ф. Паласное производство у юго-восточных башкир... в конце XX–начале XXI в.: к проблеме сохранения традиций. Уфа : ИЭИ УФИЦ РАН, 2023. – 8 с.

11. Янгузин Р. З. Этнический состав населения Башкортостана (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.). Уфа : Китап, 2007. 124 с.

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.