Задать вопрос
Статьи

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

05.01.2023
Юревич С.Н., Левшина Н.И.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме эффективного формирования у будущих педагогов духовно-нравственной позиции, как мотивационной готовности к реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Решение проблемы авторы связывают с созданием в гуманитарном вузе особых педагогических условий, связанных с насыщением содержания образования учебных дисциплин и педагогической практики ценностной составляющей, с применением современных образовательных технологий, включая технологию исследовательской деятельности, способствующих формированию ценностных ориентаций студентов, с обогащением развивающей среды вуза. Комплекс названных условий способен, как показывает наш опыт, осуществить педагогическое стимулирование и развитие у будущих воспитателей детских садов, учителей начальных классов, педагогов-организаторов дополнительного образования потребности и интереса к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственная позиция, студенты, гуманитарный вуз, среда, условия.

Педагогическое образование ‒ это не только социальный институт, способствующий становлению профессионала, но и важнейшая социально-культурная система, обеспечивающая личности возможность всестороннего развития своих способностей. В связи с этим педагогический вуз должна отличать особая нравственная атмосфера, позволяющая объединить задачи образования и воспитания в формировании у будущих педагогов духовно-нравственной позиции, подготовить будущего педагога к оптимальному участию в жизни общества. Решение тих задач возможно через реализацию ряда педагогических условий.
Прежде всего, педагогическое стимулирование развития у будущих воспитателей детских садов, учителей начальных классов, педагогов-организаторов дополнительного образования потребности и интереса к духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников. Названный процесс осуществляется через усиление ценностной составляющей в содержании образования и внедрение современных технологий в образовательный процесс [2].
Усиление ценностной составляющей в содержании образования отражает реализацию принципа гуманизации в образовании. Педагогический опыт свидетельствует, что данные принципы должны затрагивать все учебные дисциплины. Важным направлением этого этапа стало проектирование содержания учебных программ педагогических дисциплин, включая программы педагогической практики, на основе принципа гуманизации.
В ходе преподавания психолого-педагогических дисциплин большое внимание уделяется формированию представлений студентов о базовых общечеловеческих и национальных ценностях, личностных качествах, о содержании понятий «личность», «духовность», «мораль», «нравственность», «духовная и нравственная культура». Для этого используются не только традиционные, но и дискуссионные формы занятий: диспуты, «круглые столы», игровые формы [1].
Развитию интереса к проблеме способствуют различные формы самостоятельной деятельности. Теме духовно-нравственного воспитания была посвящена олимпиада по педагогике, в ходе которой студенты первого курса представили свои творческие работы – эссе: «Долг – это уважение к общим правилам нравственности»; «Человек для человека – высшая ценность»; «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Важно, что у студентов-первокурсников вызвали интерес темы о смысле жизни и о семье: «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание»; «Семейное воспитание начинается с воспитанной семьи»; «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» и др. Ценно, что, размышляя на глубокие философские темы, студенты опираются на свой еще небольшой жизненный опыт и связывают их со своей профессией.
Знакомясь с методиками развития и воспитания дошкольников, студенты убеждаются, что литература всегда выступает носителем нравственно идеала, всегда была гордостью, совестью народа. Любая тема в литературе побуждает к анализу своих и чужих поступков, рассуждению, сопереживанию [4]. О роли музыки в духовном развитии человека можно судить по многочисленным высказываниям философов, писателей, педагогов на протяжении всей истории человечества.
Усиление ценностной составляющей содержания образования вызвало необходимость использования современных образовательных технологий, способствующих формированию ценностных ориентаций студентов, а также их готовности к духовно-нравственному воспитанию детей. Это, в первую очередь, технологии проектного обучения, кейс-технологии, технологии командной работы, рефлексивного обучения, технология «Портфолио» и др. Важно, что все эти технологии предполагают ценностное осмысление действительности, осуществляют интеграцию учебной и профессиональной деятельности.
Технология исследовательской деятельности предполагает выполнение исследовательских заданий в курсе учебных дисциплин, а также выполнение выпускной квалификационной работы. Значительно расширилась тематика курсовых и выпускных квалификационных работ студентов: «Семья как основа духовно-нравственного становления личности ребенка дошкольного возраста», «Природа как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников», «Пространство музея как среда духовно-нравственного воспитания младшего школьника», «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания».
Высокий духовный уровень социокультурной среды вуза обеспечивается путем организации во внеурочной работе «полей жизнедеятельности» [3], предложения студентам широкого спектра различных видов социокультурной деятельности: познавательной, исследовательской, художественной, спортивной. Мероприятия, организуемые для студентов института гуманитарного образования, призваны создать духовный импульс российского патриотизма, толерантности, стимулировать стремление к целостному познанию всех субкультур, сливающихся в единую общечеловеческую культуру.
Библиографический список
1.    Левшина Н.И. Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов // Начальная школа. 2010.
№ 7. С. 122-124.
2.    Юревич С.Н. Методологические основания духовно-нравственного воспитания дошкольников //В кн.: Психолого-педагогические аспекты исследования проблем дошкольного и общего образования / под ред. О.В. Гневэк. Уфа, 2015. С. 46-70.
3.    Юревич С.Н. Ценностное отношение как критерий духовно-нравственного воспитания личности // В сб.: Мир детства и образование. сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Магнитогорск, 2014. С. 53-56.
4.    Levshina N.I., Sannikova L.N., Abramzon T.E., Stepanova N.A., Velikanova S.S. Investigating control and scientific performance of educators in universities // Revista on line de politica e gestao educacional. 2021. Т. 25. № S2. С. 842-852.

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.