Задать вопрос
Статьи

УСЛОВИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМИ В ДОО

10.01.2023
Санникова Л.Н., Асфандиярова Г.Р.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

УСЛОВИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
С РАЗНЫМИ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМИ В ДОО

Аннотация. Статья посвящена проблеме адаптации детей разных национальностей, которые получают организованное дошкольное образование. Авторами предпринята попытка выделить ряд организационно-педагогических условий, необходимых для благополучной адаптации и социализации детей с разными национальностями в детском саду. Раскрыта необходимость поликультурного просвещения участников образовательных отношений, особенно родителей воспитанников, формирования межкультурной коммуникации у педагогических работников посредством различных информационно-методических ресурсов и насыщения предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации элементами поликультурной направленности.
Ключевые слова: поликультурное образование, социокультурная адаптация, дети дошкольного возраста с разными национальностями.
Дошкольный возраст ‒ период активного освоения мира и человеческих отношений, и чем больше ребенок будет знать о своей стране, ее истории и культуре, тем больше возможностей будет для формирования нового гражданина с активной позицией.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, а также изучения проблемы в существующей образовательной практике мы установили, что современная реальность диктует необходимость развития у детей, воспитывающихся в поликультурной среде, уважение и терпимость к людям вне зависимости от их расовой, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. Для решения этой задачи, на наш взгляд, в дошкольных образовательных организациях необходимо создавать определённые условия, в частности организационно-педагогические.
В нашем исследовании мы остановились на следующем понимании организационно-педагогических условий – это совокупность методов, средств и способов взаимодействия, с характерными чертами положительного психологического микроклимата, обеспечивающая возможность целенаправленного педагогического воздействия на воспитанников для формирования определенного качества [1].
Обозначим организационно-педагогические условия, которые, по нашему мнению, будут способствовать эффективному процессу социокультурной адаптации детей с разными национальностями в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Первое организационно-педагогическое условие: необходимо поликультурное просвещение всех участников образовательного процесса ДОО.
Так, поликультурное просвещение участников образовательного процесса ДОО заключается в формировании у личности такой мировоззренческой установки, которая будет способствовать конструктивному сотрудничеству на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам [2].
Необходимость поликультурного образования обозначена как ключевая задача современного Российского образования. Кроме того, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов [3].
Формы просвещения участников образовательного процесса ДОО могут быть самыми разными: лекторий, беседы, выставки, подборку литературы, информирование через сайт детского сада, через социальные сети и пр. Важно, чтобы социально-информационные ресурсы имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного образовательного учреждения в области социокультурного воспитания дошкольников.
Так же немаловажными является психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский лекторий, семейная гостиная, консультации, и др.). Например, в работе с семьёй акцент необходимо делать на совместную деятельность всех субъектов образовательной деятельности с целью решения ряда задач социокультурной направленности: развитие сотрудничества, установление дружеских отношений, формирование опыта творческой деятельности [3].
Вторым условием, необходимым для повышения эффективности процесса социокультурной адаптации детей в детском саду выступает подготовка педагогов ДОО к работе в процессе межнационального взаимодействия с детьми и их семьями.
Работа с детьми различных национальностей предусматривает наличие у педагога межкультурной компетентности, заключающейся в знании норм, правил, ценностей и особенностей поведения, принятых в соответствующей национальной культуре. Педагог, знающий особенности национального характера детей, при формировании у детей позитивного образа единой гражданской нации, должен прежде всего помочь воспитанникам увидеть сходство различных культур. Задача педагога в социокультурной адаптации детей с разными национальностями – психологически поддержать ребёнка в этот непростой для него период, создать для него комфортную и безопасную образовательную среду. Для успешного решения этой задачи педагогу поможет прочтение дополнительной литературы, просмотр документальных фильмов, посвящённой национальным особенностям других народов, их самобытной культуре и религии. Также существует достаточно большой выбор различных курсов повышений квалификации по данной тематике, что позволит педагогу развивать межкультурную коммуникацию.
Третье условие для повышения эффективности процесса социокультурной адаптации детей в детском саду ‒ приспособление предметно-пространственной среды в ДОО для обеспечения обучения и воспитания детей с разными национальностями.
Предметно-пространственную развивающую среду для социокультурной адаптации стоит дополнить подборкой книг и открыток, играми и игрушками, знакомящими с историей, культурой, трудом и бытом разных народов. Необходимо наличие элементов краеведческой направленности: «изба», комната быта и прочее, наличие образца народного быта, национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых) разных народов мира, наличие художественной литературы (сказки и легенды разных народов). С одной стороны, ребенок будет понимать, что существуют «иные» культуры и особенности народов России, с другой стороны, ощущая себя в своей национальной среде, дошкольник быстрее адаптируется.
Так же стоит знакомить детей с народными музыкальными инструментами, в соответствии с возрастными особенностями детей и их национальной принадлежностью. На наш взгляд, стоит внести в предметную среду национальные музыкальные инструменты и проводить с ними различные игры.
Таким образом, для обеспечения успешной социокультурной адаптации дошкольников в условиях ДОО необходим комплексный подход, заключающийся в создании определенных условий: необходимо максимально информировать всех участников образовательных отношений, особенно родителей о национальных и культурных особенностях друг друга; важно развивать межкультурную коммуникацию педагогических работников и создавать в детском саду соответствующую предметную среду с элементами поликультурной направленности.
Библиографический список
1.    Горностай Т.Л., Санникова Л.Н. Технологизация воспитания и личность дошкольника // Мир детства и образование: сборник материалов Х очно-заочной международной научно-практической конференции. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2016. С. 24-26.
2.    Хухлаева О.В., Кривцова А.С. Этнопедагогика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2019. 333 с. URL: https://urait.ru/bcode/425891
3.    Юревич С.Н., Санникова Л.Н., Левшина Н.И. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: учебное пособие для академического бакалавриата / под ред. С.Н. Юревич. М.: Юрайт, 2019. 181 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.