Учебно-воспитательный процесс в школах Южного Урала в годы Великой Отечественной войны: трансформация и реализация реформ школьного образования
25.03.2022
Малышева Н. А.
Дети войны рано взрослели. Это поколение детей без отцов, детей без дома. Они росли и воспитывались в неполных семьях или вообще вне семьи, которую им заменила школа, детский дом или двор.
В годы Великой Отечественной войны роль общеобразовательных учреждений возросла за счет снижения воспитательной функции семьи. Массовый уход родителей на фронт, масштабная мобилизация взрослых на производство привели к тому, что большая часть детей была предоставлена сама себе. Главную роль в вопросе социализации ребенка в годы войны правительство возложило на школу. Кроме того, общеобразовательное учреждение, как главный социальный институт в вопросах воспитания, должно было прививать и развивать в учениках чувство патриотизма, так как подрастающее поколение готовили к борьбе с врагом.
Советская педагогика и в годы Великой Отечественной войны была нацелена на коммунистическое развитие социума, поэтому к воспитанию детей относились как к средству достижения этой цели. Как и в предвоенное время, в первой половине 40-х годов термин «марксистско-ленинская педагогика» являлся мировоззренческой и методологической основой советской школы. На основе марксизма формировались идеалы воспитания, пути и средства его достижения. Главным в этой теории было всестороннее развитие личности, политехническое образование, соединяющее обучение с производительным трудом.
С наступлением войны произошли коррективы в организации учебно-воспитательного процесса. Перед школой встали такие задачи, как усиление идейно-политического и патриотического воспитания учащихся, укрепление учебной дисциплины, улучшение военно-физической подготовки. Ученики должны были оказывать помощь фронту и промышленности, аграрному сектору и семьям фронтовиков. Общеобразовательная и практическая подготовка школьников должна была совпадать с интересами обороны страны. Для достижения этих целей стали меняться учебные планы, программы, расписание занятий: из учебного плана исключили черчение, рисование и пение, за счет чего увеличилось количество часов на военно-физическую и общетрудовую подготовку.
В 1942 г. Наркомпрос РСФСР издал новый учебный план на 1942 / 1943 учебный год. Преподавание школьных предметов должно было ориентироваться на практическую значимость изучаемого материала, на усиление элементов оборонного значения, идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся. Установка правительства и дефицит учебно-методической литературы привели к тому, что учителя стали использовать на каждом уроке материалы современности. Это придавало обучению и воспитанию школьников патриотический, боевой характер. Главным методическим материалом для подготовки урока стали выступления по радио, газетные статьи, повествующие о событиях, происходящих на фронте, произведения писателей, а также кино, изобразительное искусство.
В военный период неоднократно происходило реформирование деятельности общеобразовательных учреждений. 16 июля 1943 г. было принято постановление № 789, вводившее раздельное обучение мальчиков и девочек. При организации раздельного обучения органы народного образования столкнулись с рядом трудностей в вопросах планирования сети школ, комплектования учителями и учащимися, реорганизации школьной программы и внешкольной работы по половому признаку. В первые месяцы занятий в мужских школах имели место факты грубого нарушения дисциплины со стороны учеников. Они выражались в порче школьного имущества, срыве учебных занятий, избиении товарищей, краже учебников. Со второй четверти 1943-1944 учебного года был проведен ряд мероприятий, направленный на укрепление дисциплины. Развернулась кружковая работа с мужской спецификой воспитания, стали проводиться военные игры. В результате дисциплина и успеваемость в мужских школах улучшились.
В годовых отчетах об успеваемости наблюдалось ранжирование учебных предметов, которым отдавали предпочтение мальчики и девочки. Лучшие показатели учебы среди девочек были по таким предметам, как: история, литература и ботаника; мальчикам была интересна военная история, вооружение, стратегия и тактика известных полководцев. Урокам физического воспитания в мужских школах уделялось больше внимания, чем в женских.
Система раздельного обучения должна была улучшить качество военно-физической подготовки учеников. Еще в ноябре 1941 г. Наркомпрос РСФСР издал приказ «Об организации военно-допризывной подготовки учащихся 8-10 классов средних школ». Военно-физическая подготовка проводилась по усиленной 110-часовой программе.
Страна в годы войны нуждалась не только в наличии достойной смены на поле боя, но и в рабочих руках. Особенно они нужны были в сельском хозяйстве. В связи с чем с 1941 г. в школах была введена агротехническая подготовка учащихся 5-7 классов и изучение сельхозмашин в 8-10 классах. Старшим ребятам предлагалось изучение сельскохозяйственной техники, чтобы при необходимости они могли заменить взрослых, которые уходили на фронт.
Несмотря на строгий контроль со стороны учителей, руководства школ, пионеров и комсомольцев дисциплина в учебных заведениях была не всегда удовлетворительной. В результате в августе 1943 г. СНК РСФСР утвердило «Правила для учащихся». «Правила для учащихся» и ученический билет выражали государственные требования к нормам поведения. Главное было воспитать в ребенке патриотические чувства, социалистический гуманизм и коллективизм.
Идейно-политическое воздействие на детей в годы войны осуществлялось всей совокупностью средств учебного процесса. Сильнейшим фактором его являлась патриотическое воспитание школьников, формы и методы которого были разнообразны. Помимо увязки поурочного плана школьных предметов с событиями военного времени, на классных часах и переменах проводились политинформации, на которых учащихся знакомили с обстановкой на фронтах, с самоотверженным трудом в тылу.
Классными руководителями, комсомольскими и пионерскими организациями организовывались митинги школьников по поводу конкретных знаменательных событий, встречи с героями войны и передовиками производства. Ученики создавали агитбригады, лекторские группы и лектории, участники которых для школьников читали лекции об истории СССР, героизме фронтовиков, трудовом подвиге тыла. Исключительно эффективным средством патриотического воспитания была переписка школьников с фронтовиками.
В годы Великой Отечественной войны существовала целая система агитации, направленной на вовлечение детей в общественные мероприятия. Важное место в патриотическом воспитании младших школьников занимало тимуровское движение. В организации данного движения не последнюю роль сыграли правительственные органы. Так, 22 июля 1941 года было принято постановление обкома ВКП(б) «Об организации и работе тимуровских команд в военное время», которое распространялось в областные и районные отделы народного образования. В постановлении были выделены основные задачи тимуровских команд: помощь семьям красноармейцев, работа на полях, сбор металлолома и лекарственных трав. В результате данным движением была охвачена вся страна. Возглавляли тимуровские команды в основном классные руководители и комсомольцы.
Большой вклад в патриотическое и идейно-политическое воспитание подрастающего поколения внесли пионерская и комсомольская организации. Ориентиром для пионеров были решения и деятельность ВЛКСМ. Именно комсомольцам принадлежала инициатива в организации тимуровского движения, они призывали ребят оказывать помощь раненым бойцам, собирать теплые вещи и материальные средства в фонд Красной Армии, участвовать в воскресниках. Пионеры проводили организационные работы по привлечению детей в тематические кружки. Они помогали семьям красноармейцев, собирали подарки для Красной Армии, металлолом и лекарственные травы, выступали в госпиталях.
Еще в предвоенное время партийная пропаганда провозгласила, что без уничтожения религии невозможно построение нового общества. Марксистко-ленинская педагогика отрицала религиозное воспитание в школах. В годы войны учебно-воспитательный процесс, внешкольная деятельность были нацелены на выполнение главной задачи – формирование человека «нового» формата. Наравне с политинформациями проходили классные часы антирелигиозной направленности. Более того, усилились гонения на верующих школьников. Порой доходило до абсурда – некоторых верующих учеников называли преступниками, выгоняли из школ, потому что они вели среди сверстников беседы на религиозные темы.
Таким образом, Великая Отечественная война внесла коррективы во все сферы жизни страны, в том числе и в деятельность общеобразовательных учреждений. Все было подчинено военному времени. Но, несмотря на трудности, вызванные войной, школа продолжала выполнять свои социальные функции: образование и воспитание молодого поколения. Одной из главных её задач было идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся.
Библиографический список
1. ГАКО. Ф. Р-800. Оп. 1. Д.18. Л.51.
2. ГАКО. Ф. Р-800. Оп.1 Д.34. Л.38.
3. ГАКО. Ф.Р-800. Оп.1. Д. 17. Л.207
4. ГАКО. Ф. Р-800. Оп. 1. Д. 19. Л.104
5. ОГАЧО. Ф. П-288-к. Оп. 1. Д. 44. Л. 2-3
6. ОГАЧО, Ф. П-485. Оп. 1. Д. 909. Л. 64-65.
7. Красный Курган. 1941. 14 августа.
8. Магнитогорский рабочий. 1942. 18 января.
9. Магнитогорский рабочий. 1943. 4 сентября.
10. Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции [Текст]. М. 1948. С. 131-132.
11. Потемкин, В. П. Об улучшении качества обучения и воспитания в школе. Доклад на Всероссийском совещании по народному образованию (15-19 августа 1944 г.) [Текст] / В. П. Потемкин // Советская педагогика. 1944. № 11-12. С. 2.
12. Геллер, М. «Машина и винтики. История формирования советского человека» [Текст] / М. Геллер. М.: Изд-во «МИК». 1994. С. 170.
13. Потемкин, В. П. Статьи и речи по вопросам народного образования [Текст] / В. П. Потемкин. М. 1965. С. 164-165.
14. Черник, С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны [Текст] / С. А. Черник. М. 1984. С. 168-169, 172.
Дети войны рано взрослели. Это поколение детей без отцов, детей без дома. Они росли и воспитывались в неполных семьях или вообще вне семьи, которую им заменила школа, детский дом или двор.
В годы Великой Отечественной войны роль общеобразовательных учреждений возросла за счет снижения воспитательной функции семьи. Массовый уход родителей на фронт, масштабная мобилизация взрослых на производство привели к тому, что большая часть детей была предоставлена сама себе. Главную роль в вопросе социализации ребенка в годы войны правительство возложило на школу. Кроме того, общеобразовательное учреждение, как главный социальный институт в вопросах воспитания, должно было прививать и развивать в учениках чувство патриотизма, так как подрастающее поколение готовили к борьбе с врагом.
Советская педагогика и в годы Великой Отечественной войны была нацелена на коммунистическое развитие социума, поэтому к воспитанию детей относились как к средству достижения этой цели. Как и в предвоенное время, в первой половине 40-х годов термин «марксистско-ленинская педагогика» являлся мировоззренческой и методологической основой советской школы. На основе марксизма формировались идеалы воспитания, пути и средства его достижения. Главным в этой теории было всестороннее развитие личности, политехническое образование, соединяющее обучение с производительным трудом.
С наступлением войны произошли коррективы в организации учебно-воспитательного процесса. Перед школой встали такие задачи, как усиление идейно-политического и патриотического воспитания учащихся, укрепление учебной дисциплины, улучшение военно-физической подготовки. Ученики должны были оказывать помощь фронту и промышленности, аграрному сектору и семьям фронтовиков. Общеобразовательная и практическая подготовка школьников должна была совпадать с интересами обороны страны. Для достижения этих целей стали меняться учебные планы, программы, расписание занятий: из учебного плана исключили черчение, рисование и пение, за счет чего увеличилось количество часов на военно-физическую и общетрудовую подготовку.
В 1942 г. Наркомпрос РСФСР издал новый учебный план на 1942 / 1943 учебный год. Преподавание школьных предметов должно было ориентироваться на практическую значимость изучаемого материала, на усиление элементов оборонного значения, идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся. Установка правительства и дефицит учебно-методической литературы привели к тому, что учителя стали использовать на каждом уроке материалы современности. Это придавало обучению и воспитанию школьников патриотический, боевой характер. Главным методическим материалом для подготовки урока стали выступления по радио, газетные статьи, повествующие о событиях, происходящих на фронте, произведения писателей, а также кино, изобразительное искусство.
В военный период неоднократно происходило реформирование деятельности общеобразовательных учреждений. 16 июля 1943 г. было принято постановление № 789, вводившее раздельное обучение мальчиков и девочек. При организации раздельного обучения органы народного образования столкнулись с рядом трудностей в вопросах планирования сети школ, комплектования учителями и учащимися, реорганизации школьной программы и внешкольной работы по половому признаку. В первые месяцы занятий в мужских школах имели место факты грубого нарушения дисциплины со стороны учеников. Они выражались в порче школьного имущества, срыве учебных занятий, избиении товарищей, краже учебников. Со второй четверти 1943-1944 учебного года был проведен ряд мероприятий, направленный на укрепление дисциплины. Развернулась кружковая работа с мужской спецификой воспитания, стали проводиться военные игры. В результате дисциплина и успеваемость в мужских школах улучшились.
В годовых отчетах об успеваемости наблюдалось ранжирование учебных предметов, которым отдавали предпочтение мальчики и девочки. Лучшие показатели учебы среди девочек были по таким предметам, как: история, литература и ботаника; мальчикам была интересна военная история, вооружение, стратегия и тактика известных полководцев. Урокам физического воспитания в мужских школах уделялось больше внимания, чем в женских.
Система раздельного обучения должна была улучшить качество военно-физической подготовки учеников. Еще в ноябре 1941 г. Наркомпрос РСФСР издал приказ «Об организации военно-допризывной подготовки учащихся 8-10 классов средних школ». Военно-физическая подготовка проводилась по усиленной 110-часовой программе.
Страна в годы войны нуждалась не только в наличии достойной смены на поле боя, но и в рабочих руках. Особенно они нужны были в сельском хозяйстве. В связи с чем с 1941 г. в школах была введена агротехническая подготовка учащихся 5-7 классов и изучение сельхозмашин в 8-10 классах. Старшим ребятам предлагалось изучение сельскохозяйственной техники, чтобы при необходимости они могли заменить взрослых, которые уходили на фронт.
Несмотря на строгий контроль со стороны учителей, руководства школ, пионеров и комсомольцев дисциплина в учебных заведениях была не всегда удовлетворительной. В результате в августе 1943 г. СНК РСФСР утвердило «Правила для учащихся». «Правила для учащихся» и ученический билет выражали государственные требования к нормам поведения. Главное было воспитать в ребенке патриотические чувства, социалистический гуманизм и коллективизм.
Идейно-политическое воздействие на детей в годы войны осуществлялось всей совокупностью средств учебного процесса. Сильнейшим фактором его являлась патриотическое воспитание школьников, формы и методы которого были разнообразны. Помимо увязки поурочного плана школьных предметов с событиями военного времени, на классных часах и переменах проводились политинформации, на которых учащихся знакомили с обстановкой на фронтах, с самоотверженным трудом в тылу.
Классными руководителями, комсомольскими и пионерскими организациями организовывались митинги школьников по поводу конкретных знаменательных событий, встречи с героями войны и передовиками производства. Ученики создавали агитбригады, лекторские группы и лектории, участники которых для школьников читали лекции об истории СССР, героизме фронтовиков, трудовом подвиге тыла. Исключительно эффективным средством патриотического воспитания была переписка школьников с фронтовиками.
В годы Великой Отечественной войны существовала целая система агитации, направленной на вовлечение детей в общественные мероприятия. Важное место в патриотическом воспитании младших школьников занимало тимуровское движение. В организации данного движения не последнюю роль сыграли правительственные органы. Так, 22 июля 1941 года было принято постановление обкома ВКП(б) «Об организации и работе тимуровских команд в военное время», которое распространялось в областные и районные отделы народного образования. В постановлении были выделены основные задачи тимуровских команд: помощь семьям красноармейцев, работа на полях, сбор металлолома и лекарственных трав. В результате данным движением была охвачена вся страна. Возглавляли тимуровские команды в основном классные руководители и комсомольцы.
Большой вклад в патриотическое и идейно-политическое воспитание подрастающего поколения внесли пионерская и комсомольская организации. Ориентиром для пионеров были решения и деятельность ВЛКСМ. Именно комсомольцам принадлежала инициатива в организации тимуровского движения, они призывали ребят оказывать помощь раненым бойцам, собирать теплые вещи и материальные средства в фонд Красной Армии, участвовать в воскресниках. Пионеры проводили организационные работы по привлечению детей в тематические кружки. Они помогали семьям красноармейцев, собирали подарки для Красной Армии, металлолом и лекарственные травы, выступали в госпиталях.
Еще в предвоенное время партийная пропаганда провозгласила, что без уничтожения религии невозможно построение нового общества. Марксистко-ленинская педагогика отрицала религиозное воспитание в школах. В годы войны учебно-воспитательный процесс, внешкольная деятельность были нацелены на выполнение главной задачи – формирование человека «нового» формата. Наравне с политинформациями проходили классные часы антирелигиозной направленности. Более того, усилились гонения на верующих школьников. Порой доходило до абсурда – некоторых верующих учеников называли преступниками, выгоняли из школ, потому что они вели среди сверстников беседы на религиозные темы.
Таким образом, Великая Отечественная война внесла коррективы во все сферы жизни страны, в том числе и в деятельность общеобразовательных учреждений. Все было подчинено военному времени. Но, несмотря на трудности, вызванные войной, школа продолжала выполнять свои социальные функции: образование и воспитание молодого поколения. Одной из главных её задач было идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся.
Библиографический список
1. ГАКО. Ф. Р-800. Оп. 1. Д.18. Л.51.
2. ГАКО. Ф. Р-800. Оп.1 Д.34. Л.38.
3. ГАКО. Ф.Р-800. Оп.1. Д. 17. Л.207
4. ГАКО. Ф. Р-800. Оп. 1. Д. 19. Л.104
5. ОГАЧО. Ф. П-288-к. Оп. 1. Д. 44. Л. 2-3
6. ОГАЧО, Ф. П-485. Оп. 1. Д. 909. Л. 64-65.
7. Красный Курган. 1941. 14 августа.
8. Магнитогорский рабочий. 1942. 18 января.
9. Магнитогорский рабочий. 1943. 4 сентября.
10. Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции [Текст]. М. 1948. С. 131-132.
11. Потемкин, В. П. Об улучшении качества обучения и воспитания в школе. Доклад на Всероссийском совещании по народному образованию (15-19 августа 1944 г.) [Текст] / В. П. Потемкин // Советская педагогика. 1944. № 11-12. С. 2.
12. Геллер, М. «Машина и винтики. История формирования советского человека» [Текст] / М. Геллер. М.: Изд-во «МИК». 1994. С. 170.
13. Потемкин, В. П. Статьи и речи по вопросам народного образования [Текст] / В. П. Потемкин. М. 1965. С. 164-165.
14. Черник, С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны [Текст] / С. А. Черник. М. 1984. С. 168-169, 172.