«ТУШЬ И ЭНТУЗИАЗМ»: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВЫХ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ
13.01.2024
Свиричевская, Л.И.
МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
«ТУШЬ И ЭНТУЗИАЗМ»: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВЫХ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ
СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ
Аннотация. Наряду с проводимой в социальной и культурной сферах политикой государства и техническими особенностями ранней советской анимации значительную роль в становлении последней в СССР сыграли первые художники-мультипликаторы: их неиссякаемы энтузиазм и фантазия. В статье осуществлена попытка изучить деятельность первых советских аниматоров, выявить основные направления в технике создания анимационных лент 1920-х гг. Также в работе отмечены ключевые достижения пионеров-мультипликаторов, определившие вектор дальнейшего развития советского анимационного киноискусства.
Ключевые слова: история, история кинематографа, СССР, мультипликация, мультипликаторы.
С первых дней власти Советы рассматривали «диапозитив и фильму» как «величайшее средство массовой агитации». При этом эффективным способом воздействия на нового зрителя считалась мультипликация. На становление советской анимации в равной мере оказали влияние три фактора. Первым можно считать проводимую Советами политику в социальной и культурной сферах. Большевики задались целью поставить кинематограф на службу революции, что выразилось в создании разветвленной системы контролирующих органов и организации единого масштабного кинопредприятия [10]. Вторым фактором являлся уровень технической оснащенности отрасли киноискусства. При конструировании первых анимационных фильмов практически отсутствовало специальное оборудование: фигурки раскладывались прямо на полу мастерских, а необычные эффекты в кадре достигались за счет применения т.н. «операторских трюков» [19]. И наконец, третий фактор – это сами деятели анимации: их неиссякаемые энтузиазм и фантазия, помогающие преодолевать технические трудности и вливаться в новый «революционный кинодел».
Целью данной работы является изучение третьего фактора, оказавшего влияние на рождение и рост мультипликации в СССР. В статье осуществляется попытка изучить деятельность советских пионеров-аниматоров и их ключевые достижения, оказавшие влияние на дальнейшее развитие данной отрасли киноискусства.
Первым человеком, который после революции обратил внимание на мультипликацию, был Дзига Ветров (имя при рождении – Давид Абелевич Кауфман). Режиссер и сценарист, основатель и теоретик документального кино, он рассматривал анимацию как способ «коммунистической расшифровки мира». Теория заключалась в том, чтобы создать «сверхкинофакт», то есть показать зрителю то же, что видит режиссер, лишить демонстрируемое на экране событие всех кинематографических посредников [7]. Для данной цели Д. Ветров использовал в своих документальных фильмах последовательно сменяющие друг друга рисованные кадры. Первой подобной анимационной вставкой стала вошедшая в двадцатый номер журнала «Кинонеделя» (1918 г.) Карта Восточного фронта или Карта военных действий на чехословацком фронте [3].
Постепенно к своей деятельности кинорежиссер привлек небольшой коллектив художников-мультипликаторов, среди которых был и будущий корифей советской анимации 1920-х гг. Александр Иванович Бушкин. «Энергичный и талантливый художник; один из первых он почувствовал огромные потенциальные возможности оживленного рисунка в кинематографии как нового действенного средства наглядной агитации и пропаганды» – писал о своем коллеге по перу и альбому И. Иванов-Вано. [6, С. 27]. Одаренный художник, неутомимый в работе, «одержимый мультипликацией» [6, С. 27], А. И. Бушкин в определенной степени перенял взгляд на мультипликацию как на коммунистическую расшифровку мира от Д. Ветрова и посвятил практически всю свою деятельность научной и учебной мультипликации. Теоретическим итогом его деятельности 1920-х гг. стало первое советское пособие для мультипликаторов [1]. В своем труде А. И. Бушкин изложил не только множество используемых в анимации того времени «кино-трюков», но и оставил подробное описание технической оснащенности отрасли мультипликационного искусства СССР и ключевых направлений его развития.
С одной стороны, Д. Ветров и А. И. Бушкин воспринимали мультипликацию как способ донести до зрителя ту информацию, которую видит создатель кинопродукта, но из-за ограниченных возможностей традиционной съемки не может в полной мере запечатлеть на экране. С другой стороны, оба режиссера в своем творчестве использовали и другую сторону анимации – ее метафоричность. Отдавая должное огромной художественной силе мультипликационных кадров, в 1924 году коллеги создали мультфильм «Советские игрушки» [17], ставший первой полноценной анимационной лентой в СССР. В мультфильме Д. Ветров и А. И. Бушкин именно за счет возможностей рисунка смогли гиперболизировать личностные качества и желания героев картины, весьма ярко продемонстрировать разрыв между старым буржуазным миром с его пороками и страстями и новым советским обществом с его стремлением к общему благу. Чуть позже, А. И. Бушкин, подчиняясь тенденции середины 1920-х гг., царившей в мире мультипликации, выпустил ряд коротких агитационно-сатирических картин, среди которых дошедшие до нас «Дурман Демьяна» [4] и одна из серий «Таинственного кольца или роковой тайны» [18].
Параллельно с деятельностью Д. Ветрова и А. И. Бушкина в 1924 г. свою историю начала экспериментальная художественная мастерская при Государственном техникуме кинематографии (ГТК), которая стала «малой родиной» советских мультфильмов. Именно её руководители: Николай Петрович Ходатаев, Юрий Александрович Меркулов и Зенон Петрович Комиссаренко [6, С. 22] – недавние выпускники московских Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) – заложили первые тенденции в развитии отечественной анимации.
Человеком «необычайно любознательным, целеустремленным, пытливым, всегда стремящимся выявить образную природу мультипликации, ее скрытые возможности» был Н. П. Ходатаев [6, С. 24]. В изобразительном плане он тяготел к реалистичным кадрам, хотя, как отмечает коллега художника Иван Иванов-Вано: «его оформление кадра было близко к технике китайского эстампа» [6, С. 23]. Чтобы добиться схожести анимированных героев с настоящими, живыми людьми, мультипликатор тщательно анализировал движения, стремился постичь и объяснить их характер на рисунке. Он первый среди советских деятелей анимации обратился к идее теоретика сценического искусства и новатора в области постановки человеческого тела Ф. Дельсарта. Последний считал, что согласно принципу единоначалия, т.е. отражения духовного в материальном, высшее проявление души актера на сцене происходит за счет физических действий [5, С. 159]. Следуя этой теории, Н. П. Ходатаев изучал запечатленные на фотографиях различные виды движений, а после бесконечно экспериментировал.
Коллега Н. П. Ходатаева – художник-плакатист З. П. Комиссаренко – в создании мультипликационных кадров тяготел к карикатурному стилю Михаила Черемных и Дмитрия Моора, работавших в журналах «Безбожник» и «Безбожник у станка» [6, С. 23]. С именем мультипликатора связывают создание техники «альбомного метода», позволившего фиксировать движение на листах целлулоида, что значительно упрощало создание анимационных кадров [6, С. 37].
Третий «отец-основатель» советской мультипликации – Ю. А. Меркулов. – «склонялся к гротеску, граничащему с гиньолем» [6. С. 23]. Он всегда стремился к работе над политической сатирой [6. С. 48]. Оттого и постоянно торопился, желая как можно оперативнее откликнуться на самые актуальные темы. Спешка сказывалась на качестве работ: «рисунки и куклы, сделанные им наспех, часто были маловыразительны, движения их, даже по тому времени, оставляли желать лучшего» [6. С. 62]. Вдохновленный сюжетными рисунками Вильгельма Буша и Оскара Якобсона, получившими известность в СССР в 1920-х гг., одним из первых Ю. А. Меркулов предпринял попытку создания серийного мультипликационного персонажа. Им стал Братишкин – герой ряда анимационных лент: «Братишкин вступает в Осоавиахим», «Братишкин везет книги в деревню», «Братишкин борется за чистоту на заводе» и др. [6, С. 60]. Однако серийный персонаж не получил ожидаемого успеха: невыразительность, «кукольность», оторванность от социальной среды не решали поставленных перед киноделом 1920-х гг. социально-агитационных задач [6, С. 61].
В 1924 году в прокат вышел первый совместный мультипликационный фильм Н. П. Ходатаева, З. П. Комиссаренко и Ю. А. Меркулова: «Межпланетная революция». Картина была создана как пародия на фильм Я. Протазанова «Аэлита» [11] и стала «боевым крещением» для экспериментальной художественной мастерской. Восьмиминутная история о перепуганных мировой революцией буржуях, бегущих с Земли, доказала способность мультипликации существовать в новых советских реалиях: выступать средством пропаганды, а не праздного развлечения, как было до революции. Мультфильм в яркой, но в то же время будто бы ненавязчивой форме должен был нести в массы идеи мировой революции, непобедимости советского воина, технического прогресса и т.д.
Успех «Межпланетной революции» дал толчок к расширению штата художников-аниматоров. Так, осенью того же года в коллектив мультипликаторов ГТК была принята группа молодых ВХУТЕМАСовцев: сестер Зинаиды и Валентины Брумберг, Людмилы Блатовой, Владимира Сутеева и Ивана Иванова-Вано [6. С. 23]. Вместе с основателями мастерской они создали первый большой (более 1000 м.) анимационный фильм «Китай в огне» [9], который, как и «Межпланетная революция» служил пропагандистским и агитационным целям.
Со второй половины 1920-х гг., параллельно с утверждением анимации, начинается рост советского кинопроизводства в целом. На советских кинофабриках увеличивается выпуск фильмов, расширяются штаты сотрудников, начинают создаваться собственные мультипликационные студии. Члены камерного коллектива экспериментальной художественной мастерской ГТК отправились в «большое плавание»: пробовать свои силы и привлекать к анимационной деятельности новые имена. Юрий Меркулов продолжил работу уже на кинофабрике «Межрабпом-Русь», Николай Ходатаев – в «Совкино». Ушел «в какую-то производственную организацию и Зенон Комиссаренко» [6. С. 27].
Центром развития советской мультипликации в период с 1924 по 1929 гг. стала московская кинофабрика «Межрабпом-Русь («Межрабпом-фильм»), где подобрался новый коллектив талантливых художников-аниматоров и были созданы практически все советские мультфильмы второй половины 1920-х гг. [2, 8, 12, 13, 14, 16]. Исключение составляет только анимационная лента «Самоедский мальчик» [15], снятая в 1928 г. Н. П. Ходатаевым и сестрами Брумберг на студии «Совкино». Можно сказать, что именно фабрика «Межрабпом-Русь» стала наследницей мультипликационной мастерской ГТК.
Одним из корифеев отечественной анимации 1920-х гг., работавших на «Межрабпом-фильме», был Даниил Яковлевич Черкес. С И. Ивановым-Вано художник разработал особый прием создания мульткадров, который получил название «вырезная перекладка на штифтах» [6. С. 32]. В сочетании с альбомным методом З. П. Комиссаренко, изобретенная техника позволила анимированным героям двигаться не только вдоль горизонта, но и вглубь кадра, или же, наоборот, максимально приближаться к зрителям. Имя Д. Я. Черкеса также неразрывно связано с созданием первых советских мультфильмов, предназначенных исключительно для детской аудитории. В 1927 г. по сказке К. Чуковского мультипликатор Д. Я. Черкес и кинорежиссер Я. И. Уринов написали сценарий к анимационной картине «Сенька-Африканец» [6, С. 39] – истории о любознательном пионере, попавшем в своем собственном сне в Африку. В том же году при участии Д. Я. Черкеса был снят «Каток» [8], в 1929 г. – «Похождения Мюнхгаузена» [13].
В коллективе мультипликаторов, работавших на «Межрабпом-фильме» необходимо отдельно отметить Марию Васильевну Берденскую – первого советского аниматора, вспомнившего об опыте В. А. Старевича, а именно о великолепной «актерской игре» трехмерных кукол. С именем М. В. Берденской связана первая анимационная лента в СССР, созданная в технике объемной мультипликации – «Приключение китайчат» 1928 г. [14]. Герои картины – куклы-китайчата: брат с сестрой, которые бегут из империалистического Китая и после долгих скитаний обретают поддержку и помощь в СССР среди пионеров.
1920-е гг. для советской мультипликации стали временем активного развития. Каждый художник, который решал не только взять в руки карандаш и альбом, но и оживить нарисованные им картины на экране, становился первопроходцем в области сложного искусства анимации, открывал новые грани последнего. Так, с именами советских пионеров-мультпликаторов, работавших в 1920-е гг., связано изобретение новых техник рисовки мультфильмов, апробация различных изобразительных средств и стилей, жанров и персонажей. Благодаря неуемному энтузиазму и бесконечным экспериментам первых аниматоров СССР мультипликация смогла найти свое место под новым советским солнцем и прочно обосноваться среди наиболее эффективных средств массовой пропаганды и агитации.
Библиографический список
1. Бушкин, А. И. Трюки и мультипликация [Электронный ресурс] / А. И. Бушкин; под ред. и с предисл. Льва Кулешова. – М. : Кинопечать, 1926. – 32 с. – Режим доступа : https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01009153165?page=1&rotate=0&theme=white.
2. Грозный Вавила и тётка Арина [Электронный ресурс. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2337.
3. Дерябин, А. С. Ветров и анимация: роман, которого не было [Электронный ресурс] / А. С. Дерябин // Киноведческие записки. – 2001. – № 52. – Режим доступа : http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/809/.
4. Дурман Демьяна [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2314.
5. Елисеева, Е. А. Философская концепция МакКея-Дельсарта как основа становления американской театральной школы в период с 1871 по 1923 гг. [Электронный ресурс] / Е. А. Елисеева // Вестник Московского университета. – Серия 19. Лингвистика и международная коммуникация. – 2018. – № 1. – С. 157 – 162. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskaya-kontseptsiya-makkeya-delsarta-kak-osnova-stanovleniya-amerikanskoy-teatralnoy-shkoly-v-period-s-1871-po-1923-g.
6. Иванов-Вано, И. П. Кадр за кадром [Текст] / И. П. Иванов-Вано. –М. : Искусство, 1980. – 250 с.
7. Ичин, К. Формализм в кино: опыт Дзиги Вертова (Киноправда) [Электронный ресурс] / К. Ичин // Слово.ру : Балтийский акцент. – 2014. – С. 79 – 92. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/formalizm-v-kino-opyt-dzigi-vertova-kinopravda.
8. Каток [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2326.
9. Китай в огне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2318.
10. Макарова, Н. Н. Формирование государственной политики в отношении кинематографа в период 1917 – 1920-х гг. (по материалам законодательных актов в области государственного управления киноискусством) [Электронный ресурс] / Н. Н. Макарова, Л. И. Свиричевская // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2022. – т. 6. – № 1. – С. 34 – 42. – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48164422.
11. Межпланетная революция [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2319.
12. Одна из многих [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2328.
13. Похождения Мюнхгаузена [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2364.
14. Приключения китайчат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2346.
15. Самоедский мальчик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2348.
16. Сенька-африканец [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2332.
17. Советские игрушки [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа : https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2311.
18. Таинственное кольцо или роковая тайна [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа : https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=4965
19. Чернова, Н. В., Технические особенности создания советских мультфильмов 1920-х гг. [Электронный ресурс] / Н. В. Чернова, Л. И. Свиричевская // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2022. – Т. 13. – № 2. – С. 67 – 70. – Режим доступа : . https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49715182.
МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
«ТУШЬ И ЭНТУЗИАЗМ»: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВЫХ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ
СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ
Аннотация. Наряду с проводимой в социальной и культурной сферах политикой государства и техническими особенностями ранней советской анимации значительную роль в становлении последней в СССР сыграли первые художники-мультипликаторы: их неиссякаемы энтузиазм и фантазия. В статье осуществлена попытка изучить деятельность первых советских аниматоров, выявить основные направления в технике создания анимационных лент 1920-х гг. Также в работе отмечены ключевые достижения пионеров-мультипликаторов, определившие вектор дальнейшего развития советского анимационного киноискусства.
Ключевые слова: история, история кинематографа, СССР, мультипликация, мультипликаторы.
С первых дней власти Советы рассматривали «диапозитив и фильму» как «величайшее средство массовой агитации». При этом эффективным способом воздействия на нового зрителя считалась мультипликация. На становление советской анимации в равной мере оказали влияние три фактора. Первым можно считать проводимую Советами политику в социальной и культурной сферах. Большевики задались целью поставить кинематограф на службу революции, что выразилось в создании разветвленной системы контролирующих органов и организации единого масштабного кинопредприятия [10]. Вторым фактором являлся уровень технической оснащенности отрасли киноискусства. При конструировании первых анимационных фильмов практически отсутствовало специальное оборудование: фигурки раскладывались прямо на полу мастерских, а необычные эффекты в кадре достигались за счет применения т.н. «операторских трюков» [19]. И наконец, третий фактор – это сами деятели анимации: их неиссякаемые энтузиазм и фантазия, помогающие преодолевать технические трудности и вливаться в новый «революционный кинодел».
Целью данной работы является изучение третьего фактора, оказавшего влияние на рождение и рост мультипликации в СССР. В статье осуществляется попытка изучить деятельность советских пионеров-аниматоров и их ключевые достижения, оказавшие влияние на дальнейшее развитие данной отрасли киноискусства.
Первым человеком, который после революции обратил внимание на мультипликацию, был Дзига Ветров (имя при рождении – Давид Абелевич Кауфман). Режиссер и сценарист, основатель и теоретик документального кино, он рассматривал анимацию как способ «коммунистической расшифровки мира». Теория заключалась в том, чтобы создать «сверхкинофакт», то есть показать зрителю то же, что видит режиссер, лишить демонстрируемое на экране событие всех кинематографических посредников [7]. Для данной цели Д. Ветров использовал в своих документальных фильмах последовательно сменяющие друг друга рисованные кадры. Первой подобной анимационной вставкой стала вошедшая в двадцатый номер журнала «Кинонеделя» (1918 г.) Карта Восточного фронта или Карта военных действий на чехословацком фронте [3].
Постепенно к своей деятельности кинорежиссер привлек небольшой коллектив художников-мультипликаторов, среди которых был и будущий корифей советской анимации 1920-х гг. Александр Иванович Бушкин. «Энергичный и талантливый художник; один из первых он почувствовал огромные потенциальные возможности оживленного рисунка в кинематографии как нового действенного средства наглядной агитации и пропаганды» – писал о своем коллеге по перу и альбому И. Иванов-Вано. [6, С. 27]. Одаренный художник, неутомимый в работе, «одержимый мультипликацией» [6, С. 27], А. И. Бушкин в определенной степени перенял взгляд на мультипликацию как на коммунистическую расшифровку мира от Д. Ветрова и посвятил практически всю свою деятельность научной и учебной мультипликации. Теоретическим итогом его деятельности 1920-х гг. стало первое советское пособие для мультипликаторов [1]. В своем труде А. И. Бушкин изложил не только множество используемых в анимации того времени «кино-трюков», но и оставил подробное описание технической оснащенности отрасли мультипликационного искусства СССР и ключевых направлений его развития.
С одной стороны, Д. Ветров и А. И. Бушкин воспринимали мультипликацию как способ донести до зрителя ту информацию, которую видит создатель кинопродукта, но из-за ограниченных возможностей традиционной съемки не может в полной мере запечатлеть на экране. С другой стороны, оба режиссера в своем творчестве использовали и другую сторону анимации – ее метафоричность. Отдавая должное огромной художественной силе мультипликационных кадров, в 1924 году коллеги создали мультфильм «Советские игрушки» [17], ставший первой полноценной анимационной лентой в СССР. В мультфильме Д. Ветров и А. И. Бушкин именно за счет возможностей рисунка смогли гиперболизировать личностные качества и желания героев картины, весьма ярко продемонстрировать разрыв между старым буржуазным миром с его пороками и страстями и новым советским обществом с его стремлением к общему благу. Чуть позже, А. И. Бушкин, подчиняясь тенденции середины 1920-х гг., царившей в мире мультипликации, выпустил ряд коротких агитационно-сатирических картин, среди которых дошедшие до нас «Дурман Демьяна» [4] и одна из серий «Таинственного кольца или роковой тайны» [18].
Параллельно с деятельностью Д. Ветрова и А. И. Бушкина в 1924 г. свою историю начала экспериментальная художественная мастерская при Государственном техникуме кинематографии (ГТК), которая стала «малой родиной» советских мультфильмов. Именно её руководители: Николай Петрович Ходатаев, Юрий Александрович Меркулов и Зенон Петрович Комиссаренко [6, С. 22] – недавние выпускники московских Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) – заложили первые тенденции в развитии отечественной анимации.
Человеком «необычайно любознательным, целеустремленным, пытливым, всегда стремящимся выявить образную природу мультипликации, ее скрытые возможности» был Н. П. Ходатаев [6, С. 24]. В изобразительном плане он тяготел к реалистичным кадрам, хотя, как отмечает коллега художника Иван Иванов-Вано: «его оформление кадра было близко к технике китайского эстампа» [6, С. 23]. Чтобы добиться схожести анимированных героев с настоящими, живыми людьми, мультипликатор тщательно анализировал движения, стремился постичь и объяснить их характер на рисунке. Он первый среди советских деятелей анимации обратился к идее теоретика сценического искусства и новатора в области постановки человеческого тела Ф. Дельсарта. Последний считал, что согласно принципу единоначалия, т.е. отражения духовного в материальном, высшее проявление души актера на сцене происходит за счет физических действий [5, С. 159]. Следуя этой теории, Н. П. Ходатаев изучал запечатленные на фотографиях различные виды движений, а после бесконечно экспериментировал.
Коллега Н. П. Ходатаева – художник-плакатист З. П. Комиссаренко – в создании мультипликационных кадров тяготел к карикатурному стилю Михаила Черемных и Дмитрия Моора, работавших в журналах «Безбожник» и «Безбожник у станка» [6, С. 23]. С именем мультипликатора связывают создание техники «альбомного метода», позволившего фиксировать движение на листах целлулоида, что значительно упрощало создание анимационных кадров [6, С. 37].
Третий «отец-основатель» советской мультипликации – Ю. А. Меркулов. – «склонялся к гротеску, граничащему с гиньолем» [6. С. 23]. Он всегда стремился к работе над политической сатирой [6. С. 48]. Оттого и постоянно торопился, желая как можно оперативнее откликнуться на самые актуальные темы. Спешка сказывалась на качестве работ: «рисунки и куклы, сделанные им наспех, часто были маловыразительны, движения их, даже по тому времени, оставляли желать лучшего» [6. С. 62]. Вдохновленный сюжетными рисунками Вильгельма Буша и Оскара Якобсона, получившими известность в СССР в 1920-х гг., одним из первых Ю. А. Меркулов предпринял попытку создания серийного мультипликационного персонажа. Им стал Братишкин – герой ряда анимационных лент: «Братишкин вступает в Осоавиахим», «Братишкин везет книги в деревню», «Братишкин борется за чистоту на заводе» и др. [6, С. 60]. Однако серийный персонаж не получил ожидаемого успеха: невыразительность, «кукольность», оторванность от социальной среды не решали поставленных перед киноделом 1920-х гг. социально-агитационных задач [6, С. 61].
В 1924 году в прокат вышел первый совместный мультипликационный фильм Н. П. Ходатаева, З. П. Комиссаренко и Ю. А. Меркулова: «Межпланетная революция». Картина была создана как пародия на фильм Я. Протазанова «Аэлита» [11] и стала «боевым крещением» для экспериментальной художественной мастерской. Восьмиминутная история о перепуганных мировой революцией буржуях, бегущих с Земли, доказала способность мультипликации существовать в новых советских реалиях: выступать средством пропаганды, а не праздного развлечения, как было до революции. Мультфильм в яркой, но в то же время будто бы ненавязчивой форме должен был нести в массы идеи мировой революции, непобедимости советского воина, технического прогресса и т.д.
Успех «Межпланетной революции» дал толчок к расширению штата художников-аниматоров. Так, осенью того же года в коллектив мультипликаторов ГТК была принята группа молодых ВХУТЕМАСовцев: сестер Зинаиды и Валентины Брумберг, Людмилы Блатовой, Владимира Сутеева и Ивана Иванова-Вано [6. С. 23]. Вместе с основателями мастерской они создали первый большой (более 1000 м.) анимационный фильм «Китай в огне» [9], который, как и «Межпланетная революция» служил пропагандистским и агитационным целям.
Со второй половины 1920-х гг., параллельно с утверждением анимации, начинается рост советского кинопроизводства в целом. На советских кинофабриках увеличивается выпуск фильмов, расширяются штаты сотрудников, начинают создаваться собственные мультипликационные студии. Члены камерного коллектива экспериментальной художественной мастерской ГТК отправились в «большое плавание»: пробовать свои силы и привлекать к анимационной деятельности новые имена. Юрий Меркулов продолжил работу уже на кинофабрике «Межрабпом-Русь», Николай Ходатаев – в «Совкино». Ушел «в какую-то производственную организацию и Зенон Комиссаренко» [6. С. 27].
Центром развития советской мультипликации в период с 1924 по 1929 гг. стала московская кинофабрика «Межрабпом-Русь («Межрабпом-фильм»), где подобрался новый коллектив талантливых художников-аниматоров и были созданы практически все советские мультфильмы второй половины 1920-х гг. [2, 8, 12, 13, 14, 16]. Исключение составляет только анимационная лента «Самоедский мальчик» [15], снятая в 1928 г. Н. П. Ходатаевым и сестрами Брумберг на студии «Совкино». Можно сказать, что именно фабрика «Межрабпом-Русь» стала наследницей мультипликационной мастерской ГТК.
Одним из корифеев отечественной анимации 1920-х гг., работавших на «Межрабпом-фильме», был Даниил Яковлевич Черкес. С И. Ивановым-Вано художник разработал особый прием создания мульткадров, который получил название «вырезная перекладка на штифтах» [6. С. 32]. В сочетании с альбомным методом З. П. Комиссаренко, изобретенная техника позволила анимированным героям двигаться не только вдоль горизонта, но и вглубь кадра, или же, наоборот, максимально приближаться к зрителям. Имя Д. Я. Черкеса также неразрывно связано с созданием первых советских мультфильмов, предназначенных исключительно для детской аудитории. В 1927 г. по сказке К. Чуковского мультипликатор Д. Я. Черкес и кинорежиссер Я. И. Уринов написали сценарий к анимационной картине «Сенька-Африканец» [6, С. 39] – истории о любознательном пионере, попавшем в своем собственном сне в Африку. В том же году при участии Д. Я. Черкеса был снят «Каток» [8], в 1929 г. – «Похождения Мюнхгаузена» [13].
В коллективе мультипликаторов, работавших на «Межрабпом-фильме» необходимо отдельно отметить Марию Васильевну Берденскую – первого советского аниматора, вспомнившего об опыте В. А. Старевича, а именно о великолепной «актерской игре» трехмерных кукол. С именем М. В. Берденской связана первая анимационная лента в СССР, созданная в технике объемной мультипликации – «Приключение китайчат» 1928 г. [14]. Герои картины – куклы-китайчата: брат с сестрой, которые бегут из империалистического Китая и после долгих скитаний обретают поддержку и помощь в СССР среди пионеров.
1920-е гг. для советской мультипликации стали временем активного развития. Каждый художник, который решал не только взять в руки карандаш и альбом, но и оживить нарисованные им картины на экране, становился первопроходцем в области сложного искусства анимации, открывал новые грани последнего. Так, с именами советских пионеров-мультпликаторов, работавших в 1920-е гг., связано изобретение новых техник рисовки мультфильмов, апробация различных изобразительных средств и стилей, жанров и персонажей. Благодаря неуемному энтузиазму и бесконечным экспериментам первых аниматоров СССР мультипликация смогла найти свое место под новым советским солнцем и прочно обосноваться среди наиболее эффективных средств массовой пропаганды и агитации.
Библиографический список
1. Бушкин, А. И. Трюки и мультипликация [Электронный ресурс] / А. И. Бушкин; под ред. и с предисл. Льва Кулешова. – М. : Кинопечать, 1926. – 32 с. – Режим доступа : https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01009153165?page=1&rotate=0&theme=white.
2. Грозный Вавила и тётка Арина [Электронный ресурс. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2337.
3. Дерябин, А. С. Ветров и анимация: роман, которого не было [Электронный ресурс] / А. С. Дерябин // Киноведческие записки. – 2001. – № 52. – Режим доступа : http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/809/.
4. Дурман Демьяна [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2314.
5. Елисеева, Е. А. Философская концепция МакКея-Дельсарта как основа становления американской театральной школы в период с 1871 по 1923 гг. [Электронный ресурс] / Е. А. Елисеева // Вестник Московского университета. – Серия 19. Лингвистика и международная коммуникация. – 2018. – № 1. – С. 157 – 162. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskaya-kontseptsiya-makkeya-delsarta-kak-osnova-stanovleniya-amerikanskoy-teatralnoy-shkoly-v-period-s-1871-po-1923-g.
6. Иванов-Вано, И. П. Кадр за кадром [Текст] / И. П. Иванов-Вано. –М. : Искусство, 1980. – 250 с.
7. Ичин, К. Формализм в кино: опыт Дзиги Вертова (Киноправда) [Электронный ресурс] / К. Ичин // Слово.ру : Балтийский акцент. – 2014. – С. 79 – 92. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/formalizm-v-kino-opyt-dzigi-vertova-kinopravda.
8. Каток [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2326.
9. Китай в огне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2318.
10. Макарова, Н. Н. Формирование государственной политики в отношении кинематографа в период 1917 – 1920-х гг. (по материалам законодательных актов в области государственного управления киноискусством) [Электронный ресурс] / Н. Н. Макарова, Л. И. Свиричевская // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2022. – т. 6. – № 1. – С. 34 – 42. – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48164422.
11. Межпланетная революция [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2319.
12. Одна из многих [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2328.
13. Похождения Мюнхгаузена [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2364.
14. Приключения китайчат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2346.
15. Самоедский мальчик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2348.
16. Сенька-африканец [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа: https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2332.
17. Советские игрушки [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа : https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=2311.
18. Таинственное кольцо или роковая тайна [Электронный ресурс] : Российская анимация в буквах и цифрах. – Режим доступа : https://animator.ru/db/?p=show_film&fid=4965
19. Чернова, Н. В., Технические особенности создания советских мультфильмов 1920-х гг. [Электронный ресурс] / Н. В. Чернова, Л. И. Свиричевская // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2022. – Т. 13. – № 2. – С. 67 – 70. – Режим доступа : . https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49715182.