ЦИФРОВАЯ ЭТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
28.12.2024
УДК 378.14
Горошко А. А., Савва Л. И.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ЦИФРОВАЯ ЭТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. Статья посвящена исследованию цифровой этики и нравственных ориен-тиров, необходимых для работы в цифровой образовательной среде. В ходе работы рассматриваются ключевые аспекты цифровой этики и цифровой культуры, яв-ляющимися важными компонентами профессиональной подготовки педагогов. Уделено внимание вопросам защиты персональных данных, этических вопросов, связанных с использованием искусственного интеллекта, а также необходимости формирования морально-этических стандартов поведения в виртуальной образовательной среде. Работа подчеркивает значимость формирования у педагогов цифровой этики, что способствует их профессиональному и личностному росту, а также повышает уровень ответственности в образовательном процессе. Результаты исследования выделяют важность развития цифровой культуры как элемента этической грамотности и подчеркивают пользу развития вопроса о цифровизации и защите данных, вместе с этим рассматривая этические проблемы использования искусственного интеллекта в условиях цифрового обеспечения образовательного процесса.
Ключевые слова: цифровая этика, цифровая образовательная среда, цифровая культу-ра, педагогическая этика, нравственные ориентиры, информационная грамотность, этика преподавания.
DIGITAL ETHICS AND ETHICAL GUIDELINES IN A DIGITAL
EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Abstract. The article is devoted to the study of digital ethics and moral guidelines necessary for working in a digital educational environment. The work considers key aspects of digital ethics and digital culture, which are important components of professional training of teachers. Attention is paid to the issues of personal data protection, ethical issues related to the use of artificial intelligence, as well as the need to form moral and ethical standards of behavior in a virtual educational environment. The work emphasizes the importance of developing digital ethics in teachers, which contributes to their professional and personal growth, and also increases the level of responsibility in the educational process. The results of the study highlight the importance of developing digital culture as an element of ethical literacy and emphasize the benefits of developing the issue of digitalization and data protection, while considering the ethical problems of using artificial intelligence in the context of digital support for the educational process.
Keyword: digital ethics, digital educational environment, digital culture, pedagogical ethics, moral guidelines, information literacy, teaching ethics.
В условиях стремительной цифровизации образования перед современными педагогами возникают все новые этические вопросы, связанные с постоянно увеличи-вающимся использованием цифровых технологий и ресурсов в учебном процессе. Развитие цифровой образовательной среды создаёт как новые возможности, так и производит необходимость формирования новых этических ориентиров, которые обеспечивают нравственную и профессиональную ответственность педагога. Одним из ключевых аспектов подготовки будущих педагогов является формирование у них цифровой этики, что становится важным элементом их профессионального и лич-ностного роста.
Переход к цифровой образовательной среде требует от педагогов не только техни-ческих навыков, но и глубокого понимания моральных и этических принципов, приме-нимых в условиях виртуального взаимодействия. Цифровая этика становится неотъемле-мой частью профессиональной подготовки педагогов, определяя их способность адапти-роваться к новым трудностям, возникающим в цифровом пространстве, и поддерживать высокий уровень профессиональной и личной ответственности. Активно привлекающая внимание специалистов, такая тема требует рассмотрения двух ключевых аспектов, ко-торые консолидируют основополагающие моменты, характеризующие основы формиро-вания цифровой этики в образовании.
Первым аспектом, который следует рассмотреть, является цифровая этика. В этой связи современная цифровая среда предъявляет к педагогам новые требования в области профессиональной и цифровой этики. В частности, педагоги вынуждены адаптироваться к новым формам цифрового взаимодействия, где нормы и правила этики еще недоста-точно разработаны. Это касается вопросов защиты информации, уважения к личной жиз-ни, а также установления правил общения в виртуальных пространствах. Так, исследова-тель О. И. Герасимова в своих трудах подчеркивает, что цифровизация требует переос-мысления профессиональной этики педагога, особенно в условиях отсутствия четких норм цифрового этикета в образовании [1, с. 21].
Таким образом, необходимость переосмысления профессиональной этики в услови-ях цифровизации подтверждает необходимость формирования у будущих педагогов по-нимания этических стандартов, что в свою очередь актуализирует потребность в их изу-чении и обуславливает их применение в цифровой образовательной среде вуза.
Здесь же стоит отметить, что на текущий момент в условиях постоянного развития цифровизации образования, обусловленного непрерывным ростом технологических улучшений (и их доступности), значительная часть взаимодействия между участниками образовательного процесса перемещается в онлайн-среду. Это поднимает важные вопро-сы об организации цифровой коммуникации, как, например, какие нормы и правила ре-гулируют цифровые коммуникации в образовательной среде? Поэтому цифровая этика является одним из ключевых аспектов, который охватывает как профессиональную, так и личную сферу взаимодействия педагога и студентов.
В работах О. И. Герасимова цифровая этика предполагает соблюдение определён-ных норм поведения, даже в условиях, когда физический контакт отсутствует, и взаимо-действие происходит исключительно через цифровые технологии. Такие нормы основы-ваются на принципах уважения, грамотности и ответственности в сетевом взаимодейст-вии, что непосредственно связано с вопросами профессиональной этики будущего педа-гога в цифровом пространстве [2, с. 160]
Вместе с этим, становление и развитие понятий «цифровая этика» и «цифровой эти-кет» позволяет, на взгляд Е. А. Лариной, Л. И. Саввы, создать стандарты поведения в виртуальной среде, что непосредственно влияет на эффективность образовательной дея-тельности [5].
В данной среде педагог не только транслирует свои знания, но и формирует нормы поведения студентов, оказывая влияние на их цифровую грамотность и этическое пове-дение в цифровых условиях образовательного процесса. Например, исследователь О. В. Лукинова в своей работе, посвященной цифровому этикету, акцентируют внимание на том, что «цифровые коммуникации требуют от участников соблюдения тех же правил, что и в обычной жизни: уважение, грамотность, соблюдение норм взаимодействия, адап-тированных к цифровой среде» [6, с. 89].
Второй аспект подразумевает цифровую культуру студента как элемент этической грамотности. Данный аспект связан с тем, что развитие цифровой культуры в образова-нии предполагает не только техническую подготовленность, но и формирование этиче-ских ориентиров для работы в цифровой среде. В статье А. В. Шишковой подчеркивается важность формирования культуры цифрового взаимодействия, где вопросы этики занимают центральное место. В условиях роста цифровизации важно, чтобы будущие педагоги умели не только эффективно использовать технологии, но и следовать высоким моральным стандартам, передавая эти ценности студентам [9, с. 70].
Продолжая изучать вопрос, построенного на принципах цифровизации образова-тельного пространства, представляется необходимым исследовать такой вопрос этики, как этика, связанная с использованием новых технологий, таких, как искусственный ин-теллект (далее ИИ) и алгоритмы машинного обучения. Эти технологии не только транс-формируют образовательный процесс, но и ставят перед педагогами новые задачи, ка-сающиеся обеспечения этических стандартов в цифровой образовательной среде. В такой ситуации цифровая этика становится важнейшим элементом современной образовательной парадигмы, обеспечивая баланс между инновациями и морально-нравственными нормами.
ИИ играет значимую роль в образовательной сфере, обеспечивая автоматизацию сбора и обработки данных, а также персонализацию учебных процессов. В работе A. Bozkurt отмечается, что сбор больших объемов данных о студентах и их учебной дея-тельности позволяет оптимизировать образовательные траектории, создавая условия для индивидуализированного обучения [10]. Однако это порождает серьёзные этические во-просы, связанные с конфиденциальностью данных и правом субъекта на приватность. Согласно цифровой этике и вопросам использования цифрового пространства, подробно описанным в работах Л. Флориди, важнейшим аспектом является прозрачность исполь-зования технологий ИИ, чтобы предотвратить вторичное использование данных, нару-шающее права студентов [11, с. 3].
Как подчеркивается в исследованиях, этический контроль над алгоритмами стано-вится необходимым элементом цифровой образовательной культуры, гарантирующим как сохранение прав личности, так и справедливое использование собранной информа-ции. Цифровая культура в этой области должна формировать у педагогов осознание сво-ей ответственности за защиту личной информации студентов, что особенно актуально в условиях использования ИИ для мониторинга успеваемости и управления образователь-ными процессами. В рамках современной образовательной парадигмы этика ИИ и циф-ровая этика становятся неотъемлемыми компонентами профессиональной подготовки будущих педагогов, помогая выстраивать этически обоснованную деятельность в цифровой среде.
Еще одним важным для освещения вопросом остается тот факт, что в современном образовательном пространстве Российской Федерации отсутствует обязательный для всех профессиональный кодекс этики педагогов, что подчеркивает необходимость разра-ботки единых этических стандартов, особенно в условиях цифровой трансформации об-разования. Разработанный Минобрнауки и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников носит рекомендательный характер и включает в себя общий свод принципов поведения педагогов [7]. Вместе с этим, как указано в письме Минпросвещения России «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников» от 20.08.2019, особое внимание следует уделить этическим ориентирам в цифровой образовательной среде вуза, где вопросы морали и профессиональной ответственности приобретают новый характер [8]. Один из немногих пунктов, касающихся цифровой этики в Модельном кодексе, затрагивает лишь аспект размещения информации в сети, что является недостаточно широким подходом для комплексного регулирования этических норм поведения педагогов в цифровой среде.
Такой пробел вызывает необходимость пересмотра этических принципов в свете быстрого развития таких технологий, как искусственный интеллект. В рамках глобальной дискуссии о цифровой этике значительное внимание уделяется формированию этических стандартов в сфере ИИ. Принятие на 41-й сессии ЮНЕСКО (2021) глобального соглашения по этике искусственного интеллекта стало важным шагом в осмыслении роли ИИ в образовании и других сферах. Этот процесс, по мнению С. В Зуева, должен быть направлен на создание четких этических ориентиров для бу-дущих педагогов, которые будут использовать ИИ как инструмент в своей професси-ональной деятельности [0, с. 105].
Этические ориентиры для педагогов, работающих в цифровой образовательной среде, должны включать не только защиту личных данных и обеспечение приватности, но и обеспечение справедливого и этически обоснованного использования цифровых технологий для воспитания будущих поколений и реализации эффективного вклада в образовательный процесс. Помимо этого, более тщательного анализа требует тот факт, что современная образовательная парадигма запрашивает от участников образовательных отношений не только освоения новых технологий, но и формирования соответствующих этических ориентиров, способствующих эффективному взаимодействию в цифровой образовательной среде. Поскольку одним из ключевых элементов цифровой этики является правильная организация онлайн-коммуникации, будущие педагоги, как показано в исследовании Е. А. Лариной, Л. И. Савва, осознают важность соблюдения ряда правил, которые способствуют успешному взаимодействию и учебному процессу [5].
Для наглядного анализа можно представить данные об этических установках сту-дентов относительно норм поведения в цифровой образовательной среде на основе при-веденных исследователем О. А. Катушенко статистических данных [4, с. 11]. Результаты такого анализа приведены в таблице. Из анализа данных таблицы следует, что большин-ство будущих педагогов акцентируют внимание на таких аспектах цифровой этики, как визуальный контакт через камеру и активное использование микрофона только по необ-ходимости (49,7 % и 41,3 % соответственно). Это свидетельствует о важности поддержа-ния «человеческого элемента» в цифровой образовательной среде, несмотря на её вирту-альный характер. Другие ключевые моменты, такие как опрятность внешнего вида и доб-росовестность выполнения заданий, подчеркивают значимость личной ответственности в процессе онлайн-обучения, что также является важным элементом цифровой этики.
Таблица – Приоритетные элементы цифровой этики в образовательной среде по опросу студентов
Из анализа данных таблицы 1 следует, что большинство будущих педагогов акцен-тируют внимание на таких аспектах цифровой этики, как визуальный контакт через ка-меру и активное использование микрофона только по необходимости (49,7 % и 41,3 % соответственно). Это свидетельствует о важности поддержания «человеческого элемен-та» в цифровой образовательной среде, несмотря на её виртуальный характер. Другие ключевые моменты, такие как опрятность внешнего вида и добросовестность выполне-ния заданий, подчеркивают значимость личной ответственности в процессе онлайн-обучения, что также является важным элементом цифровой этики.
Подводя итоги вышесказанному, можно заметить, что в данном исследовании рас-крывается проблема цифровой этики как одного из ключевых аспектов подготовки педа-гогов в условиях цифровой образовательной среды. Рассматриваются основные аспекты формирования цифровой этики: во-первых, цифровая этика, касающаяся норм и стандар-тов поведения в цифровом пространстве, и во-вторых, цифровая культура как элемент этической грамотности. Работа демонстрирует, что стремительное развитие цифровых технологий требует переосмысления этических норм профессиональной деятельности педагогов. Автор также подчеркивают необходимость формирования у будущих педаго-гов навыков не только технической работы с цифровыми инструментами, но и умений учитывать морально-нравственные ориентиры, применимые в условиях виртуального взаимодействия.
Полагаем, что рассматриваемая проблема поднимает вопросы защиты персональ-ных данных, использования технологий искусственного интеллекта и этических рисков, связанных с внедрением ИИ в образовательные процессы, отсутствие в российской сис-теме образования обязательных этических стандартов для педагогов в условиях цифро-визации, которые являются актуальными в условиях цифровизации общества.
Список литературы
1. Гасимова О. И. Цифровой этикет в профессиональной деятельности педагога // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 11. С. 17–25.
2. Герасимова О. И., Лопатина О. П. Исследование профессиональной этики в пара-дигме современного образования // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Т. 5. № 1. С. 151–174.
3. Зуев С. В. Уголовно–процессуальный цифровой комплаенс: возможные риски // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 2 (29). С. 104–108.
4. Катушенко О. А. Этические аспекты образовательной деятельности в цифровой среде: взгляд будущих педагогов // Вестник Самарского гос. техн. ун–та. Сер. Психоло-го–педагогич. науки. 2023. № 4. С. 5–16.
5. Ларина Е. А, Савва Л И. Особенности реализации педагогических условий ста-новления профессионально-этической направленности студентов-переводчиков в ходе подготовки в вузе // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2012 (32). С. 1734.
6. Лукинова О. В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете // Москва : Эксмо. 2020. 240 с.
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 6 февраля 2014 г. № 09–148 «О на-правлении материалов». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159471/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961 (дата обращения: 06.10.2024).
8. Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 № ИП–941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332299/ (дата обращения: 06.10.2024).
9. Шишкова А. В. Цифровая этика в современном образовательном процессе // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 2. С. 68–76.
10. Bozkurt A. et al. Trends in distance education research: A content analysis of journals 2009–2013 // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2015. Т. 16, № 1. 331 с.
11. Floridi L., Taddeo M. What is data ethics? // Philosophical transactions. Series A. Mathematical, physical, and engineering sciences. 2016. № 208. С. 1–5.
Горошко А. А., Савва Л. И.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ЦИФРОВАЯ ЭТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЦИФРОВОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. Статья посвящена исследованию цифровой этики и нравственных ориен-тиров, необходимых для работы в цифровой образовательной среде. В ходе работы рассматриваются ключевые аспекты цифровой этики и цифровой культуры, яв-ляющимися важными компонентами профессиональной подготовки педагогов. Уделено внимание вопросам защиты персональных данных, этических вопросов, связанных с использованием искусственного интеллекта, а также необходимости формирования морально-этических стандартов поведения в виртуальной образовательной среде. Работа подчеркивает значимость формирования у педагогов цифровой этики, что способствует их профессиональному и личностному росту, а также повышает уровень ответственности в образовательном процессе. Результаты исследования выделяют важность развития цифровой культуры как элемента этической грамотности и подчеркивают пользу развития вопроса о цифровизации и защите данных, вместе с этим рассматривая этические проблемы использования искусственного интеллекта в условиях цифрового обеспечения образовательного процесса.
Ключевые слова: цифровая этика, цифровая образовательная среда, цифровая культу-ра, педагогическая этика, нравственные ориентиры, информационная грамотность, этика преподавания.
DIGITAL ETHICS AND ETHICAL GUIDELINES IN A DIGITAL
EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Abstract. The article is devoted to the study of digital ethics and moral guidelines necessary for working in a digital educational environment. The work considers key aspects of digital ethics and digital culture, which are important components of professional training of teachers. Attention is paid to the issues of personal data protection, ethical issues related to the use of artificial intelligence, as well as the need to form moral and ethical standards of behavior in a virtual educational environment. The work emphasizes the importance of developing digital ethics in teachers, which contributes to their professional and personal growth, and also increases the level of responsibility in the educational process. The results of the study highlight the importance of developing digital culture as an element of ethical literacy and emphasize the benefits of developing the issue of digitalization and data protection, while considering the ethical problems of using artificial intelligence in the context of digital support for the educational process.
Keyword: digital ethics, digital educational environment, digital culture, pedagogical ethics, moral guidelines, information literacy, teaching ethics.
В условиях стремительной цифровизации образования перед современными педагогами возникают все новые этические вопросы, связанные с постоянно увеличи-вающимся использованием цифровых технологий и ресурсов в учебном процессе. Развитие цифровой образовательной среды создаёт как новые возможности, так и производит необходимость формирования новых этических ориентиров, которые обеспечивают нравственную и профессиональную ответственность педагога. Одним из ключевых аспектов подготовки будущих педагогов является формирование у них цифровой этики, что становится важным элементом их профессионального и лич-ностного роста.
Переход к цифровой образовательной среде требует от педагогов не только техни-ческих навыков, но и глубокого понимания моральных и этических принципов, приме-нимых в условиях виртуального взаимодействия. Цифровая этика становится неотъемле-мой частью профессиональной подготовки педагогов, определяя их способность адапти-роваться к новым трудностям, возникающим в цифровом пространстве, и поддерживать высокий уровень профессиональной и личной ответственности. Активно привлекающая внимание специалистов, такая тема требует рассмотрения двух ключевых аспектов, ко-торые консолидируют основополагающие моменты, характеризующие основы формиро-вания цифровой этики в образовании.
Первым аспектом, который следует рассмотреть, является цифровая этика. В этой связи современная цифровая среда предъявляет к педагогам новые требования в области профессиональной и цифровой этики. В частности, педагоги вынуждены адаптироваться к новым формам цифрового взаимодействия, где нормы и правила этики еще недоста-точно разработаны. Это касается вопросов защиты информации, уважения к личной жиз-ни, а также установления правил общения в виртуальных пространствах. Так, исследова-тель О. И. Герасимова в своих трудах подчеркивает, что цифровизация требует переос-мысления профессиональной этики педагога, особенно в условиях отсутствия четких норм цифрового этикета в образовании [1, с. 21].
Таким образом, необходимость переосмысления профессиональной этики в услови-ях цифровизации подтверждает необходимость формирования у будущих педагогов по-нимания этических стандартов, что в свою очередь актуализирует потребность в их изу-чении и обуславливает их применение в цифровой образовательной среде вуза.
Здесь же стоит отметить, что на текущий момент в условиях постоянного развития цифровизации образования, обусловленного непрерывным ростом технологических улучшений (и их доступности), значительная часть взаимодействия между участниками образовательного процесса перемещается в онлайн-среду. Это поднимает важные вопро-сы об организации цифровой коммуникации, как, например, какие нормы и правила ре-гулируют цифровые коммуникации в образовательной среде? Поэтому цифровая этика является одним из ключевых аспектов, который охватывает как профессиональную, так и личную сферу взаимодействия педагога и студентов.
В работах О. И. Герасимова цифровая этика предполагает соблюдение определён-ных норм поведения, даже в условиях, когда физический контакт отсутствует, и взаимо-действие происходит исключительно через цифровые технологии. Такие нормы основы-ваются на принципах уважения, грамотности и ответственности в сетевом взаимодейст-вии, что непосредственно связано с вопросами профессиональной этики будущего педа-гога в цифровом пространстве [2, с. 160]
Вместе с этим, становление и развитие понятий «цифровая этика» и «цифровой эти-кет» позволяет, на взгляд Е. А. Лариной, Л. И. Саввы, создать стандарты поведения в виртуальной среде, что непосредственно влияет на эффективность образовательной дея-тельности [5].
В данной среде педагог не только транслирует свои знания, но и формирует нормы поведения студентов, оказывая влияние на их цифровую грамотность и этическое пове-дение в цифровых условиях образовательного процесса. Например, исследователь О. В. Лукинова в своей работе, посвященной цифровому этикету, акцентируют внимание на том, что «цифровые коммуникации требуют от участников соблюдения тех же правил, что и в обычной жизни: уважение, грамотность, соблюдение норм взаимодействия, адап-тированных к цифровой среде» [6, с. 89].
Второй аспект подразумевает цифровую культуру студента как элемент этической грамотности. Данный аспект связан с тем, что развитие цифровой культуры в образова-нии предполагает не только техническую подготовленность, но и формирование этиче-ских ориентиров для работы в цифровой среде. В статье А. В. Шишковой подчеркивается важность формирования культуры цифрового взаимодействия, где вопросы этики занимают центральное место. В условиях роста цифровизации важно, чтобы будущие педагоги умели не только эффективно использовать технологии, но и следовать высоким моральным стандартам, передавая эти ценности студентам [9, с. 70].
Продолжая изучать вопрос, построенного на принципах цифровизации образова-тельного пространства, представляется необходимым исследовать такой вопрос этики, как этика, связанная с использованием новых технологий, таких, как искусственный ин-теллект (далее ИИ) и алгоритмы машинного обучения. Эти технологии не только транс-формируют образовательный процесс, но и ставят перед педагогами новые задачи, ка-сающиеся обеспечения этических стандартов в цифровой образовательной среде. В такой ситуации цифровая этика становится важнейшим элементом современной образовательной парадигмы, обеспечивая баланс между инновациями и морально-нравственными нормами.
ИИ играет значимую роль в образовательной сфере, обеспечивая автоматизацию сбора и обработки данных, а также персонализацию учебных процессов. В работе A. Bozkurt отмечается, что сбор больших объемов данных о студентах и их учебной дея-тельности позволяет оптимизировать образовательные траектории, создавая условия для индивидуализированного обучения [10]. Однако это порождает серьёзные этические во-просы, связанные с конфиденциальностью данных и правом субъекта на приватность. Согласно цифровой этике и вопросам использования цифрового пространства, подробно описанным в работах Л. Флориди, важнейшим аспектом является прозрачность исполь-зования технологий ИИ, чтобы предотвратить вторичное использование данных, нару-шающее права студентов [11, с. 3].
Как подчеркивается в исследованиях, этический контроль над алгоритмами стано-вится необходимым элементом цифровой образовательной культуры, гарантирующим как сохранение прав личности, так и справедливое использование собранной информа-ции. Цифровая культура в этой области должна формировать у педагогов осознание сво-ей ответственности за защиту личной информации студентов, что особенно актуально в условиях использования ИИ для мониторинга успеваемости и управления образователь-ными процессами. В рамках современной образовательной парадигмы этика ИИ и циф-ровая этика становятся неотъемлемыми компонентами профессиональной подготовки будущих педагогов, помогая выстраивать этически обоснованную деятельность в цифровой среде.
Еще одним важным для освещения вопросом остается тот факт, что в современном образовательном пространстве Российской Федерации отсутствует обязательный для всех профессиональный кодекс этики педагогов, что подчеркивает необходимость разра-ботки единых этических стандартов, особенно в условиях цифровой трансформации об-разования. Разработанный Минобрнауки и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников носит рекомендательный характер и включает в себя общий свод принципов поведения педагогов [7]. Вместе с этим, как указано в письме Минпросвещения России «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников» от 20.08.2019, особое внимание следует уделить этическим ориентирам в цифровой образовательной среде вуза, где вопросы морали и профессиональной ответственности приобретают новый характер [8]. Один из немногих пунктов, касающихся цифровой этики в Модельном кодексе, затрагивает лишь аспект размещения информации в сети, что является недостаточно широким подходом для комплексного регулирования этических норм поведения педагогов в цифровой среде.
Такой пробел вызывает необходимость пересмотра этических принципов в свете быстрого развития таких технологий, как искусственный интеллект. В рамках глобальной дискуссии о цифровой этике значительное внимание уделяется формированию этических стандартов в сфере ИИ. Принятие на 41-й сессии ЮНЕСКО (2021) глобального соглашения по этике искусственного интеллекта стало важным шагом в осмыслении роли ИИ в образовании и других сферах. Этот процесс, по мнению С. В Зуева, должен быть направлен на создание четких этических ориентиров для бу-дущих педагогов, которые будут использовать ИИ как инструмент в своей професси-ональной деятельности [0, с. 105].
Этические ориентиры для педагогов, работающих в цифровой образовательной среде, должны включать не только защиту личных данных и обеспечение приватности, но и обеспечение справедливого и этически обоснованного использования цифровых технологий для воспитания будущих поколений и реализации эффективного вклада в образовательный процесс. Помимо этого, более тщательного анализа требует тот факт, что современная образовательная парадигма запрашивает от участников образовательных отношений не только освоения новых технологий, но и формирования соответствующих этических ориентиров, способствующих эффективному взаимодействию в цифровой образовательной среде. Поскольку одним из ключевых элементов цифровой этики является правильная организация онлайн-коммуникации, будущие педагоги, как показано в исследовании Е. А. Лариной, Л. И. Савва, осознают важность соблюдения ряда правил, которые способствуют успешному взаимодействию и учебному процессу [5].
Для наглядного анализа можно представить данные об этических установках сту-дентов относительно норм поведения в цифровой образовательной среде на основе при-веденных исследователем О. А. Катушенко статистических данных [4, с. 11]. Результаты такого анализа приведены в таблице. Из анализа данных таблицы следует, что большин-ство будущих педагогов акцентируют внимание на таких аспектах цифровой этики, как визуальный контакт через камеру и активное использование микрофона только по необ-ходимости (49,7 % и 41,3 % соответственно). Это свидетельствует о важности поддержа-ния «человеческого элемента» в цифровой образовательной среде, несмотря на её вирту-альный характер. Другие ключевые моменты, такие как опрятность внешнего вида и доб-росовестность выполнения заданий, подчеркивают значимость личной ответственности в процессе онлайн-обучения, что также является важным элементом цифровой этики.
Таблица – Приоритетные элементы цифровой этики в образовательной среде по опросу студентов
Элемент цифровой этики |
Процент (%) |
Включение камеры на видеоконференциях |
49.7 |
Включение микрофона только для словесных форм работы |
41.3 |
Опрятность внешнего вида |
40.6 |
Поддержание связи с аудиторией |
39.4 |
Добросовестное выполнение заданий |
29 |
Из анализа данных таблицы 1 следует, что большинство будущих педагогов акцен-тируют внимание на таких аспектах цифровой этики, как визуальный контакт через ка-меру и активное использование микрофона только по необходимости (49,7 % и 41,3 % соответственно). Это свидетельствует о важности поддержания «человеческого элемен-та» в цифровой образовательной среде, несмотря на её виртуальный характер. Другие ключевые моменты, такие как опрятность внешнего вида и добросовестность выполне-ния заданий, подчеркивают значимость личной ответственности в процессе онлайн-обучения, что также является важным элементом цифровой этики.
Подводя итоги вышесказанному, можно заметить, что в данном исследовании рас-крывается проблема цифровой этики как одного из ключевых аспектов подготовки педа-гогов в условиях цифровой образовательной среды. Рассматриваются основные аспекты формирования цифровой этики: во-первых, цифровая этика, касающаяся норм и стандар-тов поведения в цифровом пространстве, и во-вторых, цифровая культура как элемент этической грамотности. Работа демонстрирует, что стремительное развитие цифровых технологий требует переосмысления этических норм профессиональной деятельности педагогов. Автор также подчеркивают необходимость формирования у будущих педаго-гов навыков не только технической работы с цифровыми инструментами, но и умений учитывать морально-нравственные ориентиры, применимые в условиях виртуального взаимодействия.
Полагаем, что рассматриваемая проблема поднимает вопросы защиты персональ-ных данных, использования технологий искусственного интеллекта и этических рисков, связанных с внедрением ИИ в образовательные процессы, отсутствие в российской сис-теме образования обязательных этических стандартов для педагогов в условиях цифро-визации, которые являются актуальными в условиях цифровизации общества.
Список литературы
1. Гасимова О. И. Цифровой этикет в профессиональной деятельности педагога // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 11. С. 17–25.
2. Герасимова О. И., Лопатина О. П. Исследование профессиональной этики в пара-дигме современного образования // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Т. 5. № 1. С. 151–174.
3. Зуев С. В. Уголовно–процессуальный цифровой комплаенс: возможные риски // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 2 (29). С. 104–108.
4. Катушенко О. А. Этические аспекты образовательной деятельности в цифровой среде: взгляд будущих педагогов // Вестник Самарского гос. техн. ун–та. Сер. Психоло-го–педагогич. науки. 2023. № 4. С. 5–16.
5. Ларина Е. А, Савва Л И. Особенности реализации педагогических условий ста-новления профессионально-этической направленности студентов-переводчиков в ходе подготовки в вузе // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2012 (32). С. 1734.
6. Лукинова О. В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете // Москва : Эксмо. 2020. 240 с.
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 6 февраля 2014 г. № 09–148 «О на-правлении материалов». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159471/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961 (дата обращения: 06.10.2024).
8. Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 № ИП–941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332299/ (дата обращения: 06.10.2024).
9. Шишкова А. В. Цифровая этика в современном образовательном процессе // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 2. С. 68–76.
10. Bozkurt A. et al. Trends in distance education research: A content analysis of journals 2009–2013 // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2015. Т. 16, № 1. 331 с.
11. Floridi L., Taddeo M. What is data ethics? // Philosophical transactions. Series A. Mathematical, physical, and engineering sciences. 2016. № 208. С. 1–5.