Церковь и магнитогорские кладбища
22.03.2022
Андреева И.В.
С незапамятных времен церковь и кладбище были понятиями нерасторжимыми. Строилась где-нибудь новая церковь, и вокруг неё вскоре появлялся погост. Эти приходские кладбища народ называл «нивами Божиими».
Кладбище – это не просто территория для погребения умерших, но особое сакральное пространство, место последнего упокоения человека. Этот сакральный (сакральное это все, что создает, восстанавливает или подчеркивает связь человека с потусторонним) смысл погоста выражен в этимологии этого слова в русском языке, происходящем, кстати, из церковно-славянского языка. Кладбище – клад. Этот клад – останки тела человека, в Православии воспринимаемые как храм Духа Святаго, как освященный сосуд души, начаток будущего всеобщего воскресения.
Тело христианина в Церкви всегда почиталось как духовная ценность. Высшее воплощение этой идеи мы видим в почитании мощей святых угодников [1]. Поэтому и после смерти эти артефакты имеют определенные права и ценностный смысл. Прежде всего, право на неприкосновенность и покой. Кладбище – это место упокоения, место особого сна наших предков до всеобщего восстания (отсюда слово «успение» – то есть «усыпание, сон»), в конце концов, – это место встречи второго пришествия Христова.
Кроме того, кладбище – это клад памяти народа. Ведь у каждого человека есть предки, почивающие в земле. Кладбище должно надежно хранить свой клад. Не случайно и сам процесс предания тела земле в русском языке называется похоронами: «хоронить» – происходит от слова «хранить» [1]. Церковь всегда была неравнодушна к этому месту. Издревле существует чин освящения кладбища. Оно освящается при основании, также отдельно освящается могила каждого христианина в чине погребения. Именно по этой причине при кладбищах всегда строили храмы или часовни. Большинство старых кладбищ обязательно имеют на территории церковь, поэтому можно сказать, что нет более заинтересованного лица в этом вопросе, чем Церковь Христова.
По мнению известного петербургского священника, настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова, «русский человек должен знать, что после его смерти его тело будет почивать в родной земле и с его могилой не обойдутся как с ненужным местом. Это должно стать непреложным фактом нашего национального бытия: каждый из нас должен быть уверен, что его могила останется нетронутой, независимо ни от каких обстоятельств». Одним из гарантов этого должна стать Церковь, без участия которой, считает Беловолов, невозможно решить проблему наведения порядка на кладбищах. Нужно признать, утверждает он, что кладбища – это область пастырской заботы Церкви, признать за кладбищем статус сакрального пространства, как продолжения храма, как священного места, требующего особого отношения. Программа-минимум: необходимо разрешить церкви открывать свои кладбища, чтобы они могли существовать наравне и параллельно с государственными погостами. Сама такая практика покажет состоятельность церковных кладбищ и даст возможность увидеть, где лучше быть захороненным.
В Магнитогорске – одном из первых социалистических городов – долгие годы не могло идти и речи о строительстве церквей и о закладке при них кладбищ. Но если церкви все же появились в сталинской Магнитке в середине 40-х годов, то строились они без всякой привязки к кладбищам. Отпевания и другие церковные обряды, очевидно, проводились и в годы Советской власти, но имели, скорее всего, полулегальный характер.
Все изменилось в 90-е годы прошлого века. О переменах, произошедших тогда в жизни общества, её религиозной составляющей, хорошо известно. В Магнитогорске своеобразной точкой отсчета стали похороны генерального директора ММК Ивана Харитоновича Ромазана в 1991 году, которые были осуществлены по православному обычаю. Отпевание провел один из самых известных священников города Флор Бондеко. В истории Магнитки такие похороны высокопоставленного лица состоялись впервые.
В 2004 году на левобережном кладбище по инициативе Совета ветеранов Афганистана в память о погибших воинах (эскиз архитектора А. Г. Волобуева) и благодаря непосредственному участию депутата и директора газового хозяйства Магнитки Д. Жукова (1974-2006) была построена первая часовня в честь святого великомученика Георгия Победоносца, освященная 9 мая 2004 г. В 2011 году на ней была установлена мемориальная доска.
В 2006 году магнитогорец Александр Савельев, потерявший в дорожной аварии свою дочь, стал инициатором создания на левобережном кладбище второй часовни. В 2007 году строительство часовни было благословлено митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом, а в ноябре 2010 г. часовня была освящена отцом Вадимом Деньгиным.
В 2011 году было завершено строительство часовни в честь иконы Божьей Матери "Взыскание погибших" (куратор проекта архитектор Е. Лешер, скульптор М. Тюкавкин, художник А. Кульпин) в память о трагически погибших в катастрофах магнитогорцев. В 2013 г. часовня была официально передана церкви. На церемонии передачи Русскую Православную Церковь представлял епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий, который провел заупокойную литию, после чего обратился к собравшимся с небольшой проповедью и поблагодарил тех, кто принимал участие в строительстве часовни.
В 2016 году на левобережном кладбище планируется строительство храма в честь Лазаря Четверодневного, рядом с которым будет участок кладбища для захоронения священнослужителей.
На кладбищах Магнитогорска уже есть могилы настоятелей наших храмов. Первой на Северном кладбище стала могила отца Дмитрия Герасенко, основателя и первого настоятеля Михайло-Архангельской церкви в поселке им. Димитрова. Отец Дмитрий скончался в 1949 году.
Дмитрий Иванович Герасенко родился в 1870 году в Курганской области. В сане диакона окончил Тобольскую Духовную семинарию, служил священником в Тобольской епархии. В советское время был сослан на принудительные работы: трудился каменщиком на строительстве ЧТЗ, печником в котельно-ремонтном цехе ММК. Служил и совершал крещение тайно. В начале 1943 года его вызвали в горисполком и предложили открыть церковь. Сначала это был молельный дом в поселке Коммунальном, затем – в поселке Среднеуральский, и только потом, в 1946 году, появился Михайло-Архангельский храм в поселке Димитрова, первым настоятелем которого и стал отец Димитрий.
На кладбище рядом с могилой священника Димитрия ещё три могилы, в том числе и захоронение его жены Екатерины Спиридоновны, скончавшейся через год после его смерти.
30 мая 2015 года по благословению Преосвященнейшего Иннокентия, епископа Магнитогорского и Верхнеуральского, в Троицкую родительскую субботу духовенство храмов г. Магнитогорска совершило заупокойную литию на могиле протоиерея Димитрия Герасенко.
В 1960 году на левобережном кладбище появилась могила отца Иоанна Щербатова – основателя и первого настоятеля Свято-Никольского храма в поселке им.Дзержинского. Иван Сергеевич Щербатов родился в 1886 г. в селе Ананьино Симбирской губернии. Окончил Симбирскую семинарию и в 1910 г. был рукоположен в сан священника. В 30-е годы отец Иоанн Щербатов был сослан в Сибирь, а затем переведен на спецпоселение в г. Магнитогорск. Постепенно в Магнитку переехала и вся семья. У отца Иоанна было 8 детей: 5 сыновей и 3 дочери. Во время Великой Отечественной войны сыновья были на фронте, дочери работали на Магнитогорском металлургическом комбинате. Отец Иоанн много лет работал конюхом, комендантом общежития.
С 1943 г. ему разрешили служить, и именно ему принадлежит заслуга открытия Свято-Никольского храма, где он был настоятелем до 1954 г. В 1954 г. в городе случилось чрезвычайное происшествие: в посёлке Старая Магнитка, на месте разрушенной в 30-е годы часовни, был открыт святой ключ. На дне источника кто-то из верующих увидел образ Богоматери. К источнику потянулись верующие магнитогорцы, приезжали и из других городов. Отец Иоанн освятил источник, но вскоре по распоряжению властей он был засыпан. После этого случая несколько лет отец Иоанн провел за штатом.
Позже его назначили настоятелем Михайло-Архангельской церкви. Однако оказалось, что несчастья отца Иоанна еще не закончились. В октябре 1959 г. о. Иоанн крестил трехмесячного ребенка. Позже ребенок умер, и отца Иоанна обвинили в предумышленном убийстве. 19 ноября 1959 года состоялся суд, приговоривший священника к тюремному заключению сроком на три года. Тяжело пришлось после суда и семье отца Иоанна: в их доме периодически разбивали окна, внуков обзывали, бросали в них камни. Дети отца Иоанна уехали в Челябинск. Иоанн Щербатов отбывал срок в Кыштыме, где и умер 8 мая 1960 г. Чуть позже по просьбе родственников он был похоронен в г. Магнитогорске. Так появилась на левобережном кладбище могила И. С. Щербатова.
В январе 2007 года на левобережном кладбище был похоронен протоиерей Флор Бондеко – благочинный Магнитогорско-Карталинского округа, настоятель Михайло-Архангельской церкви.
Протоиерей Флор Бондеко родился 1 мая 1935 года в одном из сёл Смоленской области. После службы в армии поступил и в 1961 году окончил Саратовскую Духовную семинарию. Свое служение Церкви Христовой начал в 1961 году в городе Копейске Челябинской области Свердловской епархии, в 1963 году стал священником Вознесенской церкви в городе Невьянске Свердловской области, а в 1965 году – настоятелем храма в селе Звериноголовское Курганской области.
Интересная деталь: в этом селе в 20-е годы жил будущий поэт Борис Ручьев, который впоследствии напишет эти строчки:
Мы землю рыли, стены клали сами,
но не бывало случая у нас,
чтоб и во сне, закрытыми глазами
не видели мы даже в этот час
свой первый город, недоступный бурям,
никем еще не виданный вовек,
весь — без церквей, без кабаков, без тюрем,
без нищих, без бандитов, без калек…
Неисповедимы пути Господни…
Но вернемся к отцу Флору. После службы в Звериноголовском он служил в церквях Красноярска, Серова, Липецкой области. 21 июня 1976 года отец Флор был назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма в Магнитогорске, который тогда размещался в жилом доме. Благодаря упорству и настойчивости отца Флора за один год (1983) молельный дом превратился в сегодняшний типовой трехпрестольный храм.
В 1991 по инициативе отца Флора было начато строительство храма в честь Вознесения Господня, настоятелем которого отец Флор был до 2005 г. В последний год своей жизни протоиерей Флор нес пастырское послушание в Михайло-Архангельском храме.
Отец Флор вёл большую организационную работу по реконструкции и новому строительству церквей своего благочинного округа (г. Карталы, с. Кизильское, с.Фершампенуаз, пос. Южный, Еленинский, Кацбах и др.).
В 1988 году он представлял Челябинскую епархию на официальных торжествах в Москве по случаю 1000-летия Крещения Руси. Отец Флор награжден двумя орденами святого Владимира 2-й и 3-й степени в 1984 г. и 1996 г., медалью Советского Фонда Мира (1990), двумя грамотами Патриарха всея Руси (1979 и 1988), несколькими Архиерейскими грамотами. В 1985 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси награжден митрой, награда, которой удостаиваются не менее чем за тридцать лет беспорочного служения Церкви Божией. В 1989 г. высшей Патриаршей наградой правом служения Божественной литургии при открытых Царских Вратах.
Скончался отец Флор 16 января 2007 года. 26 ноября 2013 года на могиле одного из старейших клириков Челябинской епархии Флора Бондеко побывал Владыка Иннокентий.
Интересный факт: в Кизильском женском монастыре в храме есть роспись, на которой при изображении волхвов использованы образы реальных людей: седовласый – это покойный магнитогорский священник отец Флор, волхв над ним – погибший в декабре 2011 г. настоятель этого храма Николай.
К сожалению, не сохранилась могила протоиерея Николая Громогласова. Он был братом Михаила Громогласова – настоятеля Свято-Николаевского собора в г. Верхнеуральске в 1905-1918 г., занимающего одно из значимых мест в истории духовной жизни и просвещения Верхнеуральска. Протоиерей Михаил Громогласов был канонизирован Русской Православной Церковью за границей, находится в списке новомучеников и исповедников Российских. Подготовлены и отправлены в Москву документы для прославления его в лике святых.
Священник Николай Громогласов был настоятелем храма станицы Кизильской Верхнеуральского уезда Оренбургской епархии. В конце 1920-х г. он был арестован и приговорен к нескольким годам ссылки, жил на поселениях в Екатеринбурге, Тобольске. В 1934 г. уже тяжело больной оказался в Челябинской тюрьме. После освобождения приехал в Магнитогорск, где вскоре скончался и был похоронен.
Библиографический список
1. Беловодов Г. Кладбищенская юстиция вместо ювенальной [Электронный ресурс] // Русская народная линия: информационно-аналитическая служба. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/19/kladbiwenskaya_yusticiya_vmesto_yuvenalnoj (дата обращения 15.10.2015)
С незапамятных времен церковь и кладбище были понятиями нерасторжимыми. Строилась где-нибудь новая церковь, и вокруг неё вскоре появлялся погост. Эти приходские кладбища народ называл «нивами Божиими».
Кладбище – это не просто территория для погребения умерших, но особое сакральное пространство, место последнего упокоения человека. Этот сакральный (сакральное это все, что создает, восстанавливает или подчеркивает связь человека с потусторонним) смысл погоста выражен в этимологии этого слова в русском языке, происходящем, кстати, из церковно-славянского языка. Кладбище – клад. Этот клад – останки тела человека, в Православии воспринимаемые как храм Духа Святаго, как освященный сосуд души, начаток будущего всеобщего воскресения.
Тело христианина в Церкви всегда почиталось как духовная ценность. Высшее воплощение этой идеи мы видим в почитании мощей святых угодников [1]. Поэтому и после смерти эти артефакты имеют определенные права и ценностный смысл. Прежде всего, право на неприкосновенность и покой. Кладбище – это место упокоения, место особого сна наших предков до всеобщего восстания (отсюда слово «успение» – то есть «усыпание, сон»), в конце концов, – это место встречи второго пришествия Христова.
Кроме того, кладбище – это клад памяти народа. Ведь у каждого человека есть предки, почивающие в земле. Кладбище должно надежно хранить свой клад. Не случайно и сам процесс предания тела земле в русском языке называется похоронами: «хоронить» – происходит от слова «хранить» [1]. Церковь всегда была неравнодушна к этому месту. Издревле существует чин освящения кладбища. Оно освящается при основании, также отдельно освящается могила каждого христианина в чине погребения. Именно по этой причине при кладбищах всегда строили храмы или часовни. Большинство старых кладбищ обязательно имеют на территории церковь, поэтому можно сказать, что нет более заинтересованного лица в этом вопросе, чем Церковь Христова.
По мнению известного петербургского священника, настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова, «русский человек должен знать, что после его смерти его тело будет почивать в родной земле и с его могилой не обойдутся как с ненужным местом. Это должно стать непреложным фактом нашего национального бытия: каждый из нас должен быть уверен, что его могила останется нетронутой, независимо ни от каких обстоятельств». Одним из гарантов этого должна стать Церковь, без участия которой, считает Беловолов, невозможно решить проблему наведения порядка на кладбищах. Нужно признать, утверждает он, что кладбища – это область пастырской заботы Церкви, признать за кладбищем статус сакрального пространства, как продолжения храма, как священного места, требующего особого отношения. Программа-минимум: необходимо разрешить церкви открывать свои кладбища, чтобы они могли существовать наравне и параллельно с государственными погостами. Сама такая практика покажет состоятельность церковных кладбищ и даст возможность увидеть, где лучше быть захороненным.
В Магнитогорске – одном из первых социалистических городов – долгие годы не могло идти и речи о строительстве церквей и о закладке при них кладбищ. Но если церкви все же появились в сталинской Магнитке в середине 40-х годов, то строились они без всякой привязки к кладбищам. Отпевания и другие церковные обряды, очевидно, проводились и в годы Советской власти, но имели, скорее всего, полулегальный характер.
Все изменилось в 90-е годы прошлого века. О переменах, произошедших тогда в жизни общества, её религиозной составляющей, хорошо известно. В Магнитогорске своеобразной точкой отсчета стали похороны генерального директора ММК Ивана Харитоновича Ромазана в 1991 году, которые были осуществлены по православному обычаю. Отпевание провел один из самых известных священников города Флор Бондеко. В истории Магнитки такие похороны высокопоставленного лица состоялись впервые.
В 2004 году на левобережном кладбище по инициативе Совета ветеранов Афганистана в память о погибших воинах (эскиз архитектора А. Г. Волобуева) и благодаря непосредственному участию депутата и директора газового хозяйства Магнитки Д. Жукова (1974-2006) была построена первая часовня в честь святого великомученика Георгия Победоносца, освященная 9 мая 2004 г. В 2011 году на ней была установлена мемориальная доска.
В 2006 году магнитогорец Александр Савельев, потерявший в дорожной аварии свою дочь, стал инициатором создания на левобережном кладбище второй часовни. В 2007 году строительство часовни было благословлено митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом, а в ноябре 2010 г. часовня была освящена отцом Вадимом Деньгиным.
В 2011 году было завершено строительство часовни в честь иконы Божьей Матери "Взыскание погибших" (куратор проекта архитектор Е. Лешер, скульптор М. Тюкавкин, художник А. Кульпин) в память о трагически погибших в катастрофах магнитогорцев. В 2013 г. часовня была официально передана церкви. На церемонии передачи Русскую Православную Церковь представлял епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий, который провел заупокойную литию, после чего обратился к собравшимся с небольшой проповедью и поблагодарил тех, кто принимал участие в строительстве часовни.
В 2016 году на левобережном кладбище планируется строительство храма в честь Лазаря Четверодневного, рядом с которым будет участок кладбища для захоронения священнослужителей.
На кладбищах Магнитогорска уже есть могилы настоятелей наших храмов. Первой на Северном кладбище стала могила отца Дмитрия Герасенко, основателя и первого настоятеля Михайло-Архангельской церкви в поселке им. Димитрова. Отец Дмитрий скончался в 1949 году.
Дмитрий Иванович Герасенко родился в 1870 году в Курганской области. В сане диакона окончил Тобольскую Духовную семинарию, служил священником в Тобольской епархии. В советское время был сослан на принудительные работы: трудился каменщиком на строительстве ЧТЗ, печником в котельно-ремонтном цехе ММК. Служил и совершал крещение тайно. В начале 1943 года его вызвали в горисполком и предложили открыть церковь. Сначала это был молельный дом в поселке Коммунальном, затем – в поселке Среднеуральский, и только потом, в 1946 году, появился Михайло-Архангельский храм в поселке Димитрова, первым настоятелем которого и стал отец Димитрий.
На кладбище рядом с могилой священника Димитрия ещё три могилы, в том числе и захоронение его жены Екатерины Спиридоновны, скончавшейся через год после его смерти.
30 мая 2015 года по благословению Преосвященнейшего Иннокентия, епископа Магнитогорского и Верхнеуральского, в Троицкую родительскую субботу духовенство храмов г. Магнитогорска совершило заупокойную литию на могиле протоиерея Димитрия Герасенко.
В 1960 году на левобережном кладбище появилась могила отца Иоанна Щербатова – основателя и первого настоятеля Свято-Никольского храма в поселке им.Дзержинского. Иван Сергеевич Щербатов родился в 1886 г. в селе Ананьино Симбирской губернии. Окончил Симбирскую семинарию и в 1910 г. был рукоположен в сан священника. В 30-е годы отец Иоанн Щербатов был сослан в Сибирь, а затем переведен на спецпоселение в г. Магнитогорск. Постепенно в Магнитку переехала и вся семья. У отца Иоанна было 8 детей: 5 сыновей и 3 дочери. Во время Великой Отечественной войны сыновья были на фронте, дочери работали на Магнитогорском металлургическом комбинате. Отец Иоанн много лет работал конюхом, комендантом общежития.
С 1943 г. ему разрешили служить, и именно ему принадлежит заслуга открытия Свято-Никольского храма, где он был настоятелем до 1954 г. В 1954 г. в городе случилось чрезвычайное происшествие: в посёлке Старая Магнитка, на месте разрушенной в 30-е годы часовни, был открыт святой ключ. На дне источника кто-то из верующих увидел образ Богоматери. К источнику потянулись верующие магнитогорцы, приезжали и из других городов. Отец Иоанн освятил источник, но вскоре по распоряжению властей он был засыпан. После этого случая несколько лет отец Иоанн провел за штатом.
Позже его назначили настоятелем Михайло-Архангельской церкви. Однако оказалось, что несчастья отца Иоанна еще не закончились. В октябре 1959 г. о. Иоанн крестил трехмесячного ребенка. Позже ребенок умер, и отца Иоанна обвинили в предумышленном убийстве. 19 ноября 1959 года состоялся суд, приговоривший священника к тюремному заключению сроком на три года. Тяжело пришлось после суда и семье отца Иоанна: в их доме периодически разбивали окна, внуков обзывали, бросали в них камни. Дети отца Иоанна уехали в Челябинск. Иоанн Щербатов отбывал срок в Кыштыме, где и умер 8 мая 1960 г. Чуть позже по просьбе родственников он был похоронен в г. Магнитогорске. Так появилась на левобережном кладбище могила И. С. Щербатова.
В январе 2007 года на левобережном кладбище был похоронен протоиерей Флор Бондеко – благочинный Магнитогорско-Карталинского округа, настоятель Михайло-Архангельской церкви.
Протоиерей Флор Бондеко родился 1 мая 1935 года в одном из сёл Смоленской области. После службы в армии поступил и в 1961 году окончил Саратовскую Духовную семинарию. Свое служение Церкви Христовой начал в 1961 году в городе Копейске Челябинской области Свердловской епархии, в 1963 году стал священником Вознесенской церкви в городе Невьянске Свердловской области, а в 1965 году – настоятелем храма в селе Звериноголовское Курганской области.
Интересная деталь: в этом селе в 20-е годы жил будущий поэт Борис Ручьев, который впоследствии напишет эти строчки:
Мы землю рыли, стены клали сами,
но не бывало случая у нас,
чтоб и во сне, закрытыми глазами
не видели мы даже в этот час
свой первый город, недоступный бурям,
никем еще не виданный вовек,
весь — без церквей, без кабаков, без тюрем,
без нищих, без бандитов, без калек…
Неисповедимы пути Господни…
Но вернемся к отцу Флору. После службы в Звериноголовском он служил в церквях Красноярска, Серова, Липецкой области. 21 июня 1976 года отец Флор был назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма в Магнитогорске, который тогда размещался в жилом доме. Благодаря упорству и настойчивости отца Флора за один год (1983) молельный дом превратился в сегодняшний типовой трехпрестольный храм.
В 1991 по инициативе отца Флора было начато строительство храма в честь Вознесения Господня, настоятелем которого отец Флор был до 2005 г. В последний год своей жизни протоиерей Флор нес пастырское послушание в Михайло-Архангельском храме.
Отец Флор вёл большую организационную работу по реконструкции и новому строительству церквей своего благочинного округа (г. Карталы, с. Кизильское, с.Фершампенуаз, пос. Южный, Еленинский, Кацбах и др.).
В 1988 году он представлял Челябинскую епархию на официальных торжествах в Москве по случаю 1000-летия Крещения Руси. Отец Флор награжден двумя орденами святого Владимира 2-й и 3-й степени в 1984 г. и 1996 г., медалью Советского Фонда Мира (1990), двумя грамотами Патриарха всея Руси (1979 и 1988), несколькими Архиерейскими грамотами. В 1985 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси награжден митрой, награда, которой удостаиваются не менее чем за тридцать лет беспорочного служения Церкви Божией. В 1989 г. высшей Патриаршей наградой правом служения Божественной литургии при открытых Царских Вратах.
Скончался отец Флор 16 января 2007 года. 26 ноября 2013 года на могиле одного из старейших клириков Челябинской епархии Флора Бондеко побывал Владыка Иннокентий.
Интересный факт: в Кизильском женском монастыре в храме есть роспись, на которой при изображении волхвов использованы образы реальных людей: седовласый – это покойный магнитогорский священник отец Флор, волхв над ним – погибший в декабре 2011 г. настоятель этого храма Николай.
К сожалению, не сохранилась могила протоиерея Николая Громогласова. Он был братом Михаила Громогласова – настоятеля Свято-Николаевского собора в г. Верхнеуральске в 1905-1918 г., занимающего одно из значимых мест в истории духовной жизни и просвещения Верхнеуральска. Протоиерей Михаил Громогласов был канонизирован Русской Православной Церковью за границей, находится в списке новомучеников и исповедников Российских. Подготовлены и отправлены в Москву документы для прославления его в лике святых.
Священник Николай Громогласов был настоятелем храма станицы Кизильской Верхнеуральского уезда Оренбургской епархии. В конце 1920-х г. он был арестован и приговорен к нескольким годам ссылки, жил на поселениях в Екатеринбурге, Тобольске. В 1934 г. уже тяжело больной оказался в Челябинской тюрьме. После освобождения приехал в Магнитогорск, где вскоре скончался и был похоронен.
Библиографический список
1. Беловодов Г. Кладбищенская юстиция вместо ювенальной [Электронный ресурс] // Русская народная линия: информационно-аналитическая служба. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/19/kladbiwenskaya_yusticiya_vmesto_yuvenalnoj (дата обращения 15.10.2015)