ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИДЕАЛЫ КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ
03.01.2023
Шестакова О.А.
ГБПОУ «МПК», город Магнитогорск
ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИДЕАЛЫ
КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
И МОЛОДЁЖИ
Аннотация. Молодое поколение – это главный потенциал страны, и от того, каким будет это поколение зависит будущее. Поэтому, глядя на поколение молодых людей, можно понять, куда движется в своем развитии общество. Жизненные ориентиры не только современных подростков и молодёжи, но и всего общества в целом, изменили свое направление от социального к материальному. Ценностные приоритеты быстро изменяются, поэтому их изучение является актуальным.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, личностные ценности, идеалы, социализация, личность, подросток.
Ценности каждого человека – это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек оценивает факты своей жизни по их значимости, дифференцированно относится к ним, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью для личности является все, что имеет для нее определенную значимость, общественный или личностный смысл. Ценность – это представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении. [1].
В научной литературе существует множество различных определений понятия «ценность». Их настолько много, что, по мнению Н. Решера, горячее желание разных авторов навести концептуальный порядок в области изучения ценностей, явилось, похоже, единственной точкой согласия для них [2].
Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: (1) значимость (В.П. Тугаринов, Л.М. Архангельский,
И.Т. Фролов, Я. Щепаньский, Н.Ф. Наумова) и (2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Л.Н. Фролович,
Л.М. Архангельский, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, С.Л. Рубинштейн).
Кроме того, можно выделить особенности исследования ценностей в рамках различных наук. Так для философского исследования характерны: глобальность, а также рассмотрение ценностей в различных контекстах: историческом, культурном; в то время как для социального и особенно социально-психологического исследования характерным можно назвать: стремление строго развести понятия «ценность», «потребность», «цель», «норма», «ценностные ориентации» и т.п., попытки классификации ценностей по различным основаниям (Л.Б. Косова, И.М. Попова, Н.И. Лапин, М. Рокич, Ш. Шварц), выделение структуры ценностей личности.
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида [3].
Ценности и психологические установки во много связаны с особенностями социализации современной молодёжи. По мнению
А.И. Ковалевой, «критериален характер самой социальности общества, обуславливающий механизм регуляции социальной жизни. Во-первых, формируя, утверждая, закрепляя те или иные ценности, общество тем самым определяет желательное для него общее направление жизнедеятельности людей, ориентирует их действия и взаимодействия в определенном русле на основе приоритетных ценностей данного общества. Во-вторых, в социальных номах (правовых и моральных) общество на основе своих социальных ценностей предписывает своим членам конкретные образцы (правила) поведения в определенных ситуациях. В-третьих, общество вырабатывает систему мер для реального осуществления этих норм, а также различные способы реагирования на поведение людей и групп. Ценностно-нормативный механизм регуляции социальной жизни отражает человека, формы соотношения общества и государства» [4].
Социализация современной российской молодёжи отражает процесс переосмысления ценностных ориентаций и норм, сформировавшихся в предшествующие периоды. При этом наиболее уязвимыми в плане самоопределения являются группы, находящиеся на стадии возрастного социального выбора и социальной идентификации. Молодежь является именно той общественной группой, которая переживает период становления социальной зрелости.
С понятием ценность тесно связано понятие «ценностная ориентация»
Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации ‒ важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного» [5].
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Но различия были либо по параметру «Общее ‒ индивидуальное», либо по параметру «реально действующее ‒ рефлекторно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. [6].
По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов [7]. «Развитые ценностные ориентации ‒ признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций ‒ признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…» [7].
В социальной психологии понятие «Ценностные ориентации» используется в двух значениях, как: 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. … Формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности [8]. Только социально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор.
Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете, имеющем цену. Несмотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разделил кусок хлеба.
Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого» [9].
И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни».
Ценностные ориентации включают в себя три компонента:
1. Когнитивный, или смысловой, в котором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения;
2. Эмоциональный, который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;
3. Поведенческий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом.
Ценностные ориентации – сравнительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности.
Система ценностных ориентации
1) семейное счастье;
2) дружба;
3) материальное благополучие;
4) любовь;
5) успешная карьера;
6) порядочность, чистая совесть;
7) процветание и безопасность страны;
8) рождение и воспитание детей.
Таким образом, ценности представляют собой значимые компоненты действительности, которые характеризуют потребности и интересы индивида. Ценностные ориентации являются главным звеном внутренней структуры личности, которые приобретаются жизненным опытом и помогают определиться с тем, что действительно важно в жизни.
Проанализировав понятия ценности и ценностные ориентации, следует отметить, что, если первое из них (ценности) относится к категориальному аппарату социологии и социальной психологии, то ценностные ориентации – это в большей степени социологическое понятие.
Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности.
Ценностные ориентации связаны с воспитанием. Рассматривая этот вопрос нельзя не затронуть такое понятие как «личность».
Р.С. Немов под «личностью» понимает понятие, обозначающее совокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность [10].
В.А. Петровский говорил, что быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром.
В.С. Мухина личность определяла так: личность ‒ это человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества. Личность, по утверждению В.С. Мерлина, представляет собой интегральную индивидуальность, совокупность относительно свободных автономных систем, индивидуальных свойств организма, ценностную характеристику социально-типических и индивидуальных свойств человека. Человек же в свет современных антропологических достижений являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной [10].
Идеалы и ценности как основания активности человека
Идеалы и ценности ориентируют человека среди объектов внешнего мира, определяя личностную значимость его потребностей, интересов, стремлений в контексте развития [11].
Идеал (франц. idéal, от греч. idea – идея, понятие, представление) можно определить, как обобщенный ценностно-нормативный образ должного будущего, формирующийся в результате предельно широкого обобщения жизненного опыта человека [12].
Как форма осмысления жизни и образ совершенства идеал:
является нерасчленимым, неструктурированным образованием;
имеет оценочный и одновременно эмоционально-чувственный характер;
отличается от повседневной действительности;
определяет способ мышления и деятельности человека;
является духовным выражением определенной нормы;
извне регулирует целостное и активное отношение человека к настоящему, будущему и даже к прошлому;
обладает побудительной силой к действию;
обеспечивает обобщенный, панорамный план будущего и стабильность стратегических, смысложизненных характеристик.
По степени обобщенности выделяют персонифицированные, собирательные и программные идеалы [13].
Персонифицированные идеалы возникают, как правило, в детском возрасте. Они кристаллизируются из наблюдений ребенка за ближайшими родственниками, литературными героями, эстрадными или спортивными кумирами. Персонифицированные идеалы основаны на инфантильном сознании, для которого характерны неуверенность в самом себе, желание поддержки и защиты «сверху», неспособность принимать решения и отвечать за них. В то же время персонифицированные идеалы побуждают личность к самоизменениям. Идентифицируя себя с объектом персонификации, человек пытается, хотя и по внешним пока параметрам, определить ориентиры для саморазвития.
Собирательный идеал кристаллизируется, когда никакой отдельно образ человека не удовлетворяет возросшим требованиям образа желаемого. Формируя собирательный идеал и двигаясь к нему, человек более свободен и самостоятелен, чем в случае с персонифицированным идеалом. Он уже свободно выбирает, присваивает, примеряет на себя желаемые признаки других людей. При этом подразумевается, что человек способен вычленить не только внешние, но и внутренние, сущностные признаки, которые затем вплетаются в ткань собирательного идеала. В собирательных идеалах наиболее ярко проявляется прагматический аспект идеала, который предполагает, что человек четко разграничивает мир действительного и мир желаемого, по пока не сбывшегося, мир норм и мир сверхцелей. При этом человек, у которого сформировался собирательный идеал, как правило, обладает более адекватной самооценкой и надеется прежде всего на самого себя.
Программный идеал предполагает, что человек «идеализирующий», пройдя стадии персонификации и собирания желаемых свойств, может абстрагироваться от конкретных носителей конкретных свойств. Объектом идеализации в программном идеале является сам субъект, который обладает творческой верой в себя самого [14]. Программные идеалы несовместны с инфантильным сознанием, в них человек ориентируется только на собственные силы и потому в высшей степени нравственен.
Чем выше степень развитости, зрелости личности, тем быстрее в системе мировоззрения совершается переход от идеалов персонифицированных через собирательные к идеалам программным. При этом своеобразие личности придает направление ее активности, обусловливает не единоличное присутствие идеалов какого-то одного типа, а то, какие идеалы доминируют в стремлениях человека.
Идеал направляет человека в ходе его деятельности, является организующим началом самопознания, придает человеку целеустремленность, динамизм и видение жизненной перспективы и тем самым выступает стимулом духовного развития.
Ценность – это идеальное представление общества о значимости чего-либо или кого-либо.
Жизненные ценности подростков – это идеалы, убеждения, принципы, стремления и другие абстрактные аспекты, которые наиболее значимы. Эти принципы служат целью в жизни, критериями качества.
Современная молодежь ценит в людях отзывчивость, доброту, ум, а также главными ценностями считают здоровье, семью и образование. Для современной молодёжи свойственны и духовно – нравственные, и сугубо прагматичные материальные жизненные цели.
Результаты социологических исследований говорят, что в ТОП-10 жизненных ценностей современной молодёжи входят такие ценности как: семья, материальное благополучие, друзья и здоровье, интересная работа, и справедливость. На последнем месте стоит религиозная вера.
Таким образом, ценностные ориентации ‒ сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.
Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины пока не наблюдается.
Библиографический список
1. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. 1999. №4. С. 176-185.
2. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. 2001. №10. С. 84-87.
3. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. №1. С. 28-38.
4. Ковалева А.И. Концепция социализации молодёжи: нормы, отношения, социализационная траектория // Социол. исслед. 2003. №1.
С. 113-127.
5. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. 2002. №1. С. 96-105.
6. .Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии. 1999. №6. С. 29-38.
7. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. 2001. №8. С. 10-13.
8. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 755 с.
9. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации в структуре личности. // Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации: межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2004. Вып. 1. С. 96-100.
10. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнае выхаванне. 2007. № 9. С. 23-27.
11. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного повеления / под ред. В. Н. Садовского. М.: Наука, 1988.
12. Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодёжи (теоретический аспект) // Культура. Политика. Молодежь: сб. науч. ст. М., 2001. Вып. 4. Ч. 1. С. 147-165.
13. Кожеурова Н. С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодёжи.
14. Ценностные ориентации современной молодёжи. URL: http://www.in1.com.ua/article/31402/index.html.
15. URL: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temucenn osti-i-cennostnie-orientiri-sovremennih-podrostkov-394769.html
16. URL: http://trig.zodorov.ru/kompeyuternaya-zavisimoste-rar-1-cennostnie-orientacii-podrost/file1/index.html
17. URL: http://diplomba.ru/work/112363
18. URL: http://www.liveexpert.ru/journal/view/584531-cennostnie-orientiri-podrostkov
19. URL: http://psihdocs.ru/issledovateleskaya-rabota-po-teme-jiznen nie-cennosti-i-orienti.html
ГБПОУ «МПК», город Магнитогорск
ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИДЕАЛЫ
КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
И МОЛОДЁЖИ
Аннотация. Молодое поколение – это главный потенциал страны, и от того, каким будет это поколение зависит будущее. Поэтому, глядя на поколение молодых людей, можно понять, куда движется в своем развитии общество. Жизненные ориентиры не только современных подростков и молодёжи, но и всего общества в целом, изменили свое направление от социального к материальному. Ценностные приоритеты быстро изменяются, поэтому их изучение является актуальным.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, личностные ценности, идеалы, социализация, личность, подросток.
Ценности каждого человека – это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек оценивает факты своей жизни по их значимости, дифференцированно относится к ним, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью для личности является все, что имеет для нее определенную значимость, общественный или личностный смысл. Ценность – это представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении. [1].
В научной литературе существует множество различных определений понятия «ценность». Их настолько много, что, по мнению Н. Решера, горячее желание разных авторов навести концептуальный порядок в области изучения ценностей, явилось, похоже, единственной точкой согласия для них [2].
Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: (1) значимость (В.П. Тугаринов, Л.М. Архангельский,
И.Т. Фролов, Я. Щепаньский, Н.Ф. Наумова) и (2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Л.Н. Фролович,
Л.М. Архангельский, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, С.Л. Рубинштейн).
Кроме того, можно выделить особенности исследования ценностей в рамках различных наук. Так для философского исследования характерны: глобальность, а также рассмотрение ценностей в различных контекстах: историческом, культурном; в то время как для социального и особенно социально-психологического исследования характерным можно назвать: стремление строго развести понятия «ценность», «потребность», «цель», «норма», «ценностные ориентации» и т.п., попытки классификации ценностей по различным основаниям (Л.Б. Косова, И.М. Попова, Н.И. Лапин, М. Рокич, Ш. Шварц), выделение структуры ценностей личности.
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида [3].
Ценности и психологические установки во много связаны с особенностями социализации современной молодёжи. По мнению
А.И. Ковалевой, «критериален характер самой социальности общества, обуславливающий механизм регуляции социальной жизни. Во-первых, формируя, утверждая, закрепляя те или иные ценности, общество тем самым определяет желательное для него общее направление жизнедеятельности людей, ориентирует их действия и взаимодействия в определенном русле на основе приоритетных ценностей данного общества. Во-вторых, в социальных номах (правовых и моральных) общество на основе своих социальных ценностей предписывает своим членам конкретные образцы (правила) поведения в определенных ситуациях. В-третьих, общество вырабатывает систему мер для реального осуществления этих норм, а также различные способы реагирования на поведение людей и групп. Ценностно-нормативный механизм регуляции социальной жизни отражает человека, формы соотношения общества и государства» [4].
Социализация современной российской молодёжи отражает процесс переосмысления ценностных ориентаций и норм, сформировавшихся в предшествующие периоды. При этом наиболее уязвимыми в плане самоопределения являются группы, находящиеся на стадии возрастного социального выбора и социальной идентификации. Молодежь является именно той общественной группой, которая переживает период становления социальной зрелости.
С понятием ценность тесно связано понятие «ценностная ориентация»
Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации ‒ важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного» [5].
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Но различия были либо по параметру «Общее ‒ индивидуальное», либо по параметру «реально действующее ‒ рефлекторно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. [6].
По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов [7]. «Развитые ценностные ориентации ‒ признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций ‒ признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…» [7].
В социальной психологии понятие «Ценностные ориентации» используется в двух значениях, как: 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. … Формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности [8]. Только социально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор.
Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете, имеющем цену. Несмотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разделил кусок хлеба.
Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого» [9].
И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни».
Ценностные ориентации включают в себя три компонента:
1. Когнитивный, или смысловой, в котором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения;
2. Эмоциональный, который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;
3. Поведенческий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом.
Ценностные ориентации – сравнительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности.
Система ценностных ориентации
1) семейное счастье;
2) дружба;
3) материальное благополучие;
4) любовь;
5) успешная карьера;
6) порядочность, чистая совесть;
7) процветание и безопасность страны;
8) рождение и воспитание детей.
Таким образом, ценности представляют собой значимые компоненты действительности, которые характеризуют потребности и интересы индивида. Ценностные ориентации являются главным звеном внутренней структуры личности, которые приобретаются жизненным опытом и помогают определиться с тем, что действительно важно в жизни.
Проанализировав понятия ценности и ценностные ориентации, следует отметить, что, если первое из них (ценности) относится к категориальному аппарату социологии и социальной психологии, то ценностные ориентации – это в большей степени социологическое понятие.
Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности.
Ценностные ориентации связаны с воспитанием. Рассматривая этот вопрос нельзя не затронуть такое понятие как «личность».
Р.С. Немов под «личностью» понимает понятие, обозначающее совокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность [10].
В.А. Петровский говорил, что быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром.
В.С. Мухина личность определяла так: личность ‒ это человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества. Личность, по утверждению В.С. Мерлина, представляет собой интегральную индивидуальность, совокупность относительно свободных автономных систем, индивидуальных свойств организма, ценностную характеристику социально-типических и индивидуальных свойств человека. Человек же в свет современных антропологических достижений являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной [10].
Идеалы и ценности как основания активности человека
Идеалы и ценности ориентируют человека среди объектов внешнего мира, определяя личностную значимость его потребностей, интересов, стремлений в контексте развития [11].
Идеал (франц. idéal, от греч. idea – идея, понятие, представление) можно определить, как обобщенный ценностно-нормативный образ должного будущего, формирующийся в результате предельно широкого обобщения жизненного опыта человека [12].
Как форма осмысления жизни и образ совершенства идеал:
является нерасчленимым, неструктурированным образованием;
имеет оценочный и одновременно эмоционально-чувственный характер;
отличается от повседневной действительности;
определяет способ мышления и деятельности человека;
является духовным выражением определенной нормы;
извне регулирует целостное и активное отношение человека к настоящему, будущему и даже к прошлому;
обладает побудительной силой к действию;
обеспечивает обобщенный, панорамный план будущего и стабильность стратегических, смысложизненных характеристик.
По степени обобщенности выделяют персонифицированные, собирательные и программные идеалы [13].
Персонифицированные идеалы возникают, как правило, в детском возрасте. Они кристаллизируются из наблюдений ребенка за ближайшими родственниками, литературными героями, эстрадными или спортивными кумирами. Персонифицированные идеалы основаны на инфантильном сознании, для которого характерны неуверенность в самом себе, желание поддержки и защиты «сверху», неспособность принимать решения и отвечать за них. В то же время персонифицированные идеалы побуждают личность к самоизменениям. Идентифицируя себя с объектом персонификации, человек пытается, хотя и по внешним пока параметрам, определить ориентиры для саморазвития.
Собирательный идеал кристаллизируется, когда никакой отдельно образ человека не удовлетворяет возросшим требованиям образа желаемого. Формируя собирательный идеал и двигаясь к нему, человек более свободен и самостоятелен, чем в случае с персонифицированным идеалом. Он уже свободно выбирает, присваивает, примеряет на себя желаемые признаки других людей. При этом подразумевается, что человек способен вычленить не только внешние, но и внутренние, сущностные признаки, которые затем вплетаются в ткань собирательного идеала. В собирательных идеалах наиболее ярко проявляется прагматический аспект идеала, который предполагает, что человек четко разграничивает мир действительного и мир желаемого, по пока не сбывшегося, мир норм и мир сверхцелей. При этом человек, у которого сформировался собирательный идеал, как правило, обладает более адекватной самооценкой и надеется прежде всего на самого себя.
Программный идеал предполагает, что человек «идеализирующий», пройдя стадии персонификации и собирания желаемых свойств, может абстрагироваться от конкретных носителей конкретных свойств. Объектом идеализации в программном идеале является сам субъект, который обладает творческой верой в себя самого [14]. Программные идеалы несовместны с инфантильным сознанием, в них человек ориентируется только на собственные силы и потому в высшей степени нравственен.
Чем выше степень развитости, зрелости личности, тем быстрее в системе мировоззрения совершается переход от идеалов персонифицированных через собирательные к идеалам программным. При этом своеобразие личности придает направление ее активности, обусловливает не единоличное присутствие идеалов какого-то одного типа, а то, какие идеалы доминируют в стремлениях человека.
Идеал направляет человека в ходе его деятельности, является организующим началом самопознания, придает человеку целеустремленность, динамизм и видение жизненной перспективы и тем самым выступает стимулом духовного развития.
Ценность – это идеальное представление общества о значимости чего-либо или кого-либо.
Жизненные ценности подростков – это идеалы, убеждения, принципы, стремления и другие абстрактные аспекты, которые наиболее значимы. Эти принципы служат целью в жизни, критериями качества.
Современная молодежь ценит в людях отзывчивость, доброту, ум, а также главными ценностями считают здоровье, семью и образование. Для современной молодёжи свойственны и духовно – нравственные, и сугубо прагматичные материальные жизненные цели.
Результаты социологических исследований говорят, что в ТОП-10 жизненных ценностей современной молодёжи входят такие ценности как: семья, материальное благополучие, друзья и здоровье, интересная работа, и справедливость. На последнем месте стоит религиозная вера.
Таким образом, ценностные ориентации ‒ сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.
Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины пока не наблюдается.
Библиографический список
1. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. 1999. №4. С. 176-185.
2. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. 2001. №10. С. 84-87.
3. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. №1. С. 28-38.
4. Ковалева А.И. Концепция социализации молодёжи: нормы, отношения, социализационная траектория // Социол. исслед. 2003. №1.
С. 113-127.
5. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. 2002. №1. С. 96-105.
6. .Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии. 1999. №6. С. 29-38.
7. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. 2001. №8. С. 10-13.
8. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 755 с.
9. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации в структуре личности. // Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации: межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2004. Вып. 1. С. 96-100.
10. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнае выхаванне. 2007. № 9. С. 23-27.
11. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного повеления / под ред. В. Н. Садовского. М.: Наука, 1988.
12. Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодёжи (теоретический аспект) // Культура. Политика. Молодежь: сб. науч. ст. М., 2001. Вып. 4. Ч. 1. С. 147-165.
13. Кожеурова Н. С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодёжи.
14. Ценностные ориентации современной молодёжи. URL: http://www.in1.com.ua/article/31402/index.html.
15. URL: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temucenn osti-i-cennostnie-orientiri-sovremennih-podrostkov-394769.html
16. URL: http://trig.zodorov.ru/kompeyuternaya-zavisimoste-rar-1-cennostnie-orientacii-podrost/file1/index.html
17. URL: http://diplomba.ru/work/112363
18. URL: http://www.liveexpert.ru/journal/view/584531-cennostnie-orientiri-podrostkov
19. URL: http://psihdocs.ru/issledovateleskaya-rabota-po-teme-jiznen nie-cennosti-i-orienti.html