ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В РЕАЛИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА
05.01.2023
Солдатченко А.Л.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В РЕАЛИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА
Аннотация. Актуальность исследования объясняется отходом от устаревшей однополярной системы мироустройства и становлением новой многополярной модели. Происходящие изменения в глобальном масштабе требуют как новых геополитических решений, так и постановки перед современной системой высшего образования задачи по формированию принципиально иного типа специалиста, в совершенстве владеющего профессиональными компетенциями и обладающего системой традиционных российских ценностей, которые позволяют ему быть не только профессионалом, востребованным на рынке труда, но эффективно выполнять социальные функции, быть полноценным социально зрелым членом общества. В статье определяются специфические особенности многополярного мира, исходя из которых, выделяются ценности, составляющие основу социальной зрелости студентов вузов. Данные ценности представлены следующими группами: гражданские, патриотические, духовно-нравственные, социальные, исторической преемственности поколений.
Ключевые слова: ценности, социальная зрелость студентов вузов, многополярный мир, многополярность, цивилизация.
В современной жизни мирового сообщества происходит целый ряд коренных изменений, которые обусловлены геополитической ситуацией. Они затрагивают все без исключения сферы жизни – экономическую, политическую, социальную и духовную. Имеющие место трансформации связаны со становлением многополярного мироустройства и подчёркивают актуальность данной работы.
Переход к многополярному миру подразумевает, в том числе, преобразование системы ценностей, которые выступают основой социальной зрелости студентов вузов.
Понятие «ценность» является сложным, многоаспектным и междисциплинарным, потому не существует единого определения. В данной статье ценности трактуются как явления действительности, обладающие положительной значимостью для студентов и общества, служащие жизненными ориентирами, на основе которых вырабатывается отношение к окружающему миру.
С аксиологических позиций социальная зрелость студента вуза проявляется в его способности самостоятельно устанавливать ценностные ориентиры и на их основе конструировать индивидуальную траекторию саморазвития и самореализации в разнообразных видах социально значимой деятельности, эффективно осуществлять социальное взаимодействие, преобразуя самого себя и образовательную среду вуза для решения личностно и общественно значимых задач. Становление социальной зрелости студентов понимается как процесс и результат её квалитативных и квалификативных трансформаций, которые появляются в ходе осуществления педагогической деятельности и позволяют студентам активно участвовать в социально значимый деятельности в качестве субъектов, продуктивно осуществлять социальное взаимодействие для реализации общественно полезных и личных интересов. Важность ценностей в социальной зрелости студентов обусловливается реализуемыми ими функциями, в частности, нормативной, системообразующей и ориентирующей.
Ценности выполняют важную роль при осуществлении обучающимися любой деятельности. Они обусловливают процесс целеполагания, отбора методов и средств достижения цели, планирования, оценки полученных результатов. Сама деятельность рассматривается студентом с позиций её значимости, т.е. ценности для него. Кроме того, ценности являются основой для построения жизненных планов, оказывая решающее влияние на то, чего студент вуза хочет добиться в жизни. Также интериоризация и реализация на практике студентом одобряемой обществом ценностей является залогом его успешной интеграции в систему социальных отношений, что свидетельствует о его социальной зрелости. Однако, ценности функционируют подобным образом, лишь в том случае, если они усвоены и приняты студентом, другими словами, если они стали ценностными ориентациями [2; 5; 6].
Чтобы установить, какие ценности актуальны для современной России в текущей ситуации, необходимо выделить отличительные особенности многополярного мира. Исходя из самого понятия, очевидно, что многополярный мир выступает в качестве противоположности однополярному миру. Он предполагает одномоментное существование ряда автономных центров-полюсов, которые самостоятельно принимают решения по глобальным вопросам, вырабатывают независимые стратегии. Данные полюса должны быть способны оказывать противодействие существующим гегемонам. Важным моментом является то, что многополярность заключается в фактическом наличии более чем двух полюсов, а не сводится ни к биполярной системе, ни к отсутствию полюсов, ни к многосторонности. В многополярном мире декларируется право на существование абсолютно всех форм идентичности на основе равенства без наличия иерархии. Ключевым принципом выступает признание свободы общества выбирать собственный путь и направление исторического развития, создавать социокультурные и политические модели по своему усмотрению. В условиях многополярной системы международных отношений только коалиционный блок государств, в отличие от отдельных национальных государств, может претендовать на обладание суверенитетом де-факто [1].
Особо значимым в контексте работы является то, что ценности, превалирующие на коллективном западе, не являются обязательными для признания в блоковых центрах принятия решений, которые независимы в выборе ценностной парадигмы [1].
Цивилизация, рассматриваемая как общность, представители которой обладают осознанием взаимной близости и имеют единые традиции в культурной, духовной, ментальной, исторической, семиотической сфере, выступает в роли носителя суверенитета, в том числе ценностного. Её единство зиждется на идентичности образа жизни, экономического строя, энергетических и военно-стратегических интересах. Цивилизация, будучи сложным системным феноменом, объединяет в себе комплекс аспектов: онтологический, процессуально-динамический, системный, морфологический, функциональный, психоаналитический, религиозный, филолого-лингвистический, этносоциологический, конструктивистский, экзистенциальный, нормативный. Россия относится к евразийской (православной) цивилизации [1].
В пределах рассматриваемой темы следует особо подчеркнуть образовательный аспект цивилизации, связанный с тем, что цивилизации можно научить, и ей, т.е. существующим практикам, необходимо учиться, и аксиологический аспект, когда цивилизация предстаёт в виде объединяющей её представителей системы ценностей, в состав которой входят представления о правах и обязанностях, социальных нормах, познании, времени, пространстве и т.п. При этом отрицается существование универсальных ценностей, служащих общепринятыми нормами при выстраивании системы взаимоотношений между цивилизациями [1].
В современной государственной политике проводимой руководством Российской Федерации ценностям уделяется значительное внимание, что отражено в Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года [3]. В Указе Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» подчёркивается необходимость осуществлять защиту российского общества и его традиционных ценностей от воздействия «внешней идейно-ценностной экспансии». В данном документе указывается, что «насаждение чуждых идеалов и ценностей» ведёт к целому ряду негативных последствий, как на социально-политическом, так и личностном уровне: разобщённость и поляризация общества, утрата культурного суверенитета, политическая дестабилизация, разрушение государственности, нравственный ущерб здоровью человека, асоциальное поведение и др. Документ делает акцент на массированных атаках, которым подвергаются «традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности» «со стороны США и их союзников». Речь также идёт о потенциальных рисках «вестернизации» культуры и ценностей, среди которых перечисляются «искажение исторической правды и уничтожение исторической памяти» [7].
В данном указе приведены традиционные российские ценности, которые, по нашему мнению, в реалиях многополярного мира должны составлять основу социальной зрелости студентов вузов. К ним относятся: гражданские ценности, включающие гражданственность, жизнь, достоинство, права и свободы человека; патриотические ценности, представленные патриотизмом, служением Отечеству, ответственностью за его судьбу; духовно-нравственные ценности, в которые входят высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение; социальные ценности, имеющие в своём составе крепкую семью, созидательный труд; ценности исторической преемственности поколений, состоящие из исторической памяти и преемственность поколений; ценности государственности, выраженные в единстве народов России [7]. Вышеприведённый список следует дополнить православными ценностями: благородство, щедрость, чуткость, милосердие, отражающими нравственные качества [4]. Логично, в качестве ценности в условиях многополярного мира определить саму многополярность.
Библиографический список
1. Дугин А.Г. Теория Многополярного Мира. Плюриверсум: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 349 с.
2. Кирьякова А.В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей // Вестник ОГУ. 2002. № 7. С. 4-11.
3. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://government.ru/docs/ 15965/
4. Сенюшкина Т.А. Православные ценности и русская правовая культура // Культурологический журнал (Journal of Cultural Research). 2017. № 4 (30). С. 1-13.
5. Солдатченко А.Л., Харитонова С.В. Формирование ценностных ориентаций студентов вузов посредством аксиологических ситуаций // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017. Т. 9. № 4. С. 74-82.
6. Солдатченко А.Л. Формирование ценностных ориентаций студентов вузов как основы социальной самоопределённости // Libri Magistri. Филология в XXI веке. 2017. Вып. 4. С. 133-138.
7. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001
УДК 37.08
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В РЕАЛИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА
Аннотация. Актуальность исследования объясняется отходом от устаревшей однополярной системы мироустройства и становлением новой многополярной модели. Происходящие изменения в глобальном масштабе требуют как новых геополитических решений, так и постановки перед современной системой высшего образования задачи по формированию принципиально иного типа специалиста, в совершенстве владеющего профессиональными компетенциями и обладающего системой традиционных российских ценностей, которые позволяют ему быть не только профессионалом, востребованным на рынке труда, но эффективно выполнять социальные функции, быть полноценным социально зрелым членом общества. В статье определяются специфические особенности многополярного мира, исходя из которых, выделяются ценности, составляющие основу социальной зрелости студентов вузов. Данные ценности представлены следующими группами: гражданские, патриотические, духовно-нравственные, социальные, исторической преемственности поколений.
Ключевые слова: ценности, социальная зрелость студентов вузов, многополярный мир, многополярность, цивилизация.
В современной жизни мирового сообщества происходит целый ряд коренных изменений, которые обусловлены геополитической ситуацией. Они затрагивают все без исключения сферы жизни – экономическую, политическую, социальную и духовную. Имеющие место трансформации связаны со становлением многополярного мироустройства и подчёркивают актуальность данной работы.
Переход к многополярному миру подразумевает, в том числе, преобразование системы ценностей, которые выступают основой социальной зрелости студентов вузов.
Понятие «ценность» является сложным, многоаспектным и междисциплинарным, потому не существует единого определения. В данной статье ценности трактуются как явления действительности, обладающие положительной значимостью для студентов и общества, служащие жизненными ориентирами, на основе которых вырабатывается отношение к окружающему миру.
С аксиологических позиций социальная зрелость студента вуза проявляется в его способности самостоятельно устанавливать ценностные ориентиры и на их основе конструировать индивидуальную траекторию саморазвития и самореализации в разнообразных видах социально значимой деятельности, эффективно осуществлять социальное взаимодействие, преобразуя самого себя и образовательную среду вуза для решения личностно и общественно значимых задач. Становление социальной зрелости студентов понимается как процесс и результат её квалитативных и квалификативных трансформаций, которые появляются в ходе осуществления педагогической деятельности и позволяют студентам активно участвовать в социально значимый деятельности в качестве субъектов, продуктивно осуществлять социальное взаимодействие для реализации общественно полезных и личных интересов. Важность ценностей в социальной зрелости студентов обусловливается реализуемыми ими функциями, в частности, нормативной, системообразующей и ориентирующей.
Ценности выполняют важную роль при осуществлении обучающимися любой деятельности. Они обусловливают процесс целеполагания, отбора методов и средств достижения цели, планирования, оценки полученных результатов. Сама деятельность рассматривается студентом с позиций её значимости, т.е. ценности для него. Кроме того, ценности являются основой для построения жизненных планов, оказывая решающее влияние на то, чего студент вуза хочет добиться в жизни. Также интериоризация и реализация на практике студентом одобряемой обществом ценностей является залогом его успешной интеграции в систему социальных отношений, что свидетельствует о его социальной зрелости. Однако, ценности функционируют подобным образом, лишь в том случае, если они усвоены и приняты студентом, другими словами, если они стали ценностными ориентациями [2; 5; 6].
Чтобы установить, какие ценности актуальны для современной России в текущей ситуации, необходимо выделить отличительные особенности многополярного мира. Исходя из самого понятия, очевидно, что многополярный мир выступает в качестве противоположности однополярному миру. Он предполагает одномоментное существование ряда автономных центров-полюсов, которые самостоятельно принимают решения по глобальным вопросам, вырабатывают независимые стратегии. Данные полюса должны быть способны оказывать противодействие существующим гегемонам. Важным моментом является то, что многополярность заключается в фактическом наличии более чем двух полюсов, а не сводится ни к биполярной системе, ни к отсутствию полюсов, ни к многосторонности. В многополярном мире декларируется право на существование абсолютно всех форм идентичности на основе равенства без наличия иерархии. Ключевым принципом выступает признание свободы общества выбирать собственный путь и направление исторического развития, создавать социокультурные и политические модели по своему усмотрению. В условиях многополярной системы международных отношений только коалиционный блок государств, в отличие от отдельных национальных государств, может претендовать на обладание суверенитетом де-факто [1].
Особо значимым в контексте работы является то, что ценности, превалирующие на коллективном западе, не являются обязательными для признания в блоковых центрах принятия решений, которые независимы в выборе ценностной парадигмы [1].
Цивилизация, рассматриваемая как общность, представители которой обладают осознанием взаимной близости и имеют единые традиции в культурной, духовной, ментальной, исторической, семиотической сфере, выступает в роли носителя суверенитета, в том числе ценностного. Её единство зиждется на идентичности образа жизни, экономического строя, энергетических и военно-стратегических интересах. Цивилизация, будучи сложным системным феноменом, объединяет в себе комплекс аспектов: онтологический, процессуально-динамический, системный, морфологический, функциональный, психоаналитический, религиозный, филолого-лингвистический, этносоциологический, конструктивистский, экзистенциальный, нормативный. Россия относится к евразийской (православной) цивилизации [1].
В пределах рассматриваемой темы следует особо подчеркнуть образовательный аспект цивилизации, связанный с тем, что цивилизации можно научить, и ей, т.е. существующим практикам, необходимо учиться, и аксиологический аспект, когда цивилизация предстаёт в виде объединяющей её представителей системы ценностей, в состав которой входят представления о правах и обязанностях, социальных нормах, познании, времени, пространстве и т.п. При этом отрицается существование универсальных ценностей, служащих общепринятыми нормами при выстраивании системы взаимоотношений между цивилизациями [1].
В современной государственной политике проводимой руководством Российской Федерации ценностям уделяется значительное внимание, что отражено в Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года [3]. В Указе Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» подчёркивается необходимость осуществлять защиту российского общества и его традиционных ценностей от воздействия «внешней идейно-ценностной экспансии». В данном документе указывается, что «насаждение чуждых идеалов и ценностей» ведёт к целому ряду негативных последствий, как на социально-политическом, так и личностном уровне: разобщённость и поляризация общества, утрата культурного суверенитета, политическая дестабилизация, разрушение государственности, нравственный ущерб здоровью человека, асоциальное поведение и др. Документ делает акцент на массированных атаках, которым подвергаются «традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности» «со стороны США и их союзников». Речь также идёт о потенциальных рисках «вестернизации» культуры и ценностей, среди которых перечисляются «искажение исторической правды и уничтожение исторической памяти» [7].
В данном указе приведены традиционные российские ценности, которые, по нашему мнению, в реалиях многополярного мира должны составлять основу социальной зрелости студентов вузов. К ним относятся: гражданские ценности, включающие гражданственность, жизнь, достоинство, права и свободы человека; патриотические ценности, представленные патриотизмом, служением Отечеству, ответственностью за его судьбу; духовно-нравственные ценности, в которые входят высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение; социальные ценности, имеющие в своём составе крепкую семью, созидательный труд; ценности исторической преемственности поколений, состоящие из исторической памяти и преемственность поколений; ценности государственности, выраженные в единстве народов России [7]. Вышеприведённый список следует дополнить православными ценностями: благородство, щедрость, чуткость, милосердие, отражающими нравственные качества [4]. Логично, в качестве ценности в условиях многополярного мира определить саму многополярность.
Библиографический список
1. Дугин А.Г. Теория Многополярного Мира. Плюриверсум: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 349 с.
2. Кирьякова А.В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей // Вестник ОГУ. 2002. № 7. С. 4-11.
3. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://government.ru/docs/ 15965/
4. Сенюшкина Т.А. Православные ценности и русская правовая культура // Культурологический журнал (Journal of Cultural Research). 2017. № 4 (30). С. 1-13.
5. Солдатченко А.Л., Харитонова С.В. Формирование ценностных ориентаций студентов вузов посредством аксиологических ситуаций // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017. Т. 9. № 4. С. 74-82.
6. Солдатченко А.Л. Формирование ценностных ориентаций студентов вузов как основы социальной самоопределённости // Libri Magistri. Филология в XXI веке. 2017. Вып. 4. С. 133-138.
7. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001
УДК 37.08