ЦЕННОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
08.01.2023
Неретина Т.Г.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
Кузнецова Ю.Н., Обухова Е.П.
МОУ «СОШ № 28», г. Магнитогорск
ЦЕННОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье представлен анализ внедрения инклюзивного образования в общеобразовательную школу, описаны отдельные элементы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Проанализированы возникающие в педагогических коллективах общеобразовательных школ проблемы, связанные с необходимостью перехода в инклюзивное образовательное пространство. Подчеркивается ценность инклюзивного образования, которая заключается в том, чтобы изменить организацию всего образовательного процесса школы, в результате которого дети с ОВЗ и нормально развивающиеся учащиеся будут взаиморазвиваться, что наилучшим образом повлияет на их реальную жизнь. Представлено авторское видение инклюзивного класса в условиях массовой школы. Обобщены и изучены рекомендации по организации инклюзивного пространства школы, на основе которых выделено несколько основных правил работы педагогов в инклюзивном пространстве школы.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, педагогический коллектив, общеобразовательная школа, учащиеся с особенностями развития.
Опыт внедрения инклюзивного образования в общеобразовательных школах показывает, что наши городские общеобразовательные школы давно являются инклюзивными. Во-первых, всегда в массовых школах учились и учатся дети с нарушением зрения (исключая тотально незрячих детей), есть учащиеся с нарушением слуха (в последнее время все чаще появляются дети с кохлеарной имплантацией), также всегда обучались дети с задержкой психического развития (или с неуточненным диагнозом, или необследованные ПМПК), очень часто встречаются ученики с незначительными речевыми нарушениями. Опыт работы сельских малокомплектных школ тем более доказывает, что инклюзия давно уже проникла в наше образование. Но, несмотря на это, практически все педагоги с большой настороженностью относятся к инклюзивному образованию. В школьных педагогических коллективах активно обсуждаются следующие вопросы. Во-первых, психологический комфорт детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) при обучении в условиях массовой школы; во-вторых, уровень готовности всех педагогов школы выстраивать отношения с детьми с особенностями в развитии; в-третьих, архитектурная доступность образовательного учреждения для пребывания в нем ребенка с ОВЗ и многих другие, волнующие всех вопросы. Страх и неуверенность педагогов во многом связаны с тем, что у них самих нет необходимого жизненного опыта общения с детьми с различными нарушениями, а также недостаточно специальных профессиональных знаний и компетенций в области дефектологии. Также пугает, что большая наполняемость учебных классов не позволит осуществить требуемый индивидуальный подход в обучении обучающихся с ОВЗ и безопасность проведения внеурочного времени в школе.
Однако, очень многие исследователи и практики подчеркивают ценность инклюзивного образования, которая заключается в том, чтобы изменить организацию всего образовательного пространства класса, учебного процесса, чтобы полностью вовлечь особого ребенка в жизнь класса. Сторонники инклюзивной образовательной системы считают, что таким образом дети с ОВЗ и нормально развивающиеся учащиеся будут лучше подготовлены к реальной жизни. Некоторые авторы, включая С.А. Прушинского, Ю.П. Симоновуи др., высказываются негативно о системе совместного обучения детей с ОВЗ и обычных детей, предполагая, что на учителей будет возложена слишком большая ответственность за детей с ОВЗ, в то время, как сами учителя (в условиях кадрового дефицита) не будут иметь соответствующей подготовки и необходимых ресурсов. Это может привести к тому, что детям с особенностями развития будет уделяться гораздо больше внимания, чем обычным детям – а значит, общий уровень образования снизится [3].
Мы думаем, что в лучшем варианте, инклюзивный класс должен объединять несколько разных детей с ОВЗ, чтобы учащиеся имели возможность общаться друг с другом, а общая численность обучающихся в классе должна снижаться пропорционально количеству в данном классе особых детей. Например, приход в класс одного ребенка с ОВЗ уменьшает общую численность в классе (где, как правило, 30 учеников, а то и более!) на три человека, таким образом, если в классе будет четыре ученика с ОВЗ, то всего в классе должно обучаться не более 22 детей. Однако на законодательном уровне данный вопрос не решается в пользу уменьшения учащихся в классе, но требования к учителю увеличиваются (написание адаптивной образовательной программы, составление индивидуальной траектории обучения и т.п.). Мы также считаем, что умственно отсталых детей, детей с повышенной агрессией и неуправляемых своим поведением в коллективе, детей с глубокой степень аутизма обязательно надо учить в отдельных классах и школах.
В современной литературе публикуется множество советов и правил работы педагогов в учащимися с ОВЗ в условиях массовой школы
(Н.Н. Малофеев и др.) [1]. Обобщая изученные нами рекомендации, мы выделили несколько основных правил работы педагогов в инклюзивном пространстве школы:
Во-первых, должна быть реализована возможность каждому ребенку работать в своем индивидуальном темпе. Учебная программа, составленная в режиме «минимум-максимум» всегда предполагает необходимый минимум заданий, необходимый для усвоения изучаемого материала, который обязательно надо выполнить каждому ученику, а для более успешных детей перечень заданий увеличен (максимум), таким образом, обучающийся с ОВЗ может заниматься в своем индивидуальном темпе, выполняя основные задания. Объем выполняемой работы рекомендуется увеличивать постепенно и согласовывать с индивидуальным рабочим темпом учащихся. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному ребенку успешно с ней справиться, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя участвующим в общей работе. Так отрабатывается умение начинать и заканчивать работу со всеми. Индивидуализация темпа – необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе. Интеллектуальная перегрузка влечет за собой снижение активности, внимания, работоспособности, появляется заторможенность в понимании задания и как следствие – агрессивность, апатия, неуверенность в себе, смена настроения. Важно сформулировать адекватные требования к учащимся с ОВЗ, чтобы воспитывать у ученика решительность, уверенность, веру в себя, в свои возможности.
Во-вторых, в процессе обучения важно полностью исключить соревнования между детьми во избежание взаимных упреков и нарушения атмосферы сотрудничества и общности класса. Также недопустимо сравнивать детей друг с другом, восхваляя отличившихся в учебе и унижая тех, кто не справился с заданием. Запрещено сравнивать достижения и успехи мальчиков и девочек. Рекомендуется сравнивать детей только с самими собой, отслеживать свои успехи и анализировать неудачи.
В-третьих, важным педагогических приемом является регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке, что позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание. Рекомендованные способы снятия напряжения в течение урока включают в себя изменение положения тела (можно выполнять стоя некоторые задания), упражнения на расслабление и на напряжение и т.п.
В-четвертых, не рекомендуется излишне опекать учеников с ОВЗ, уделять им показное внимание, разговаривать с ними как с больными, жалеть их и т.п. Гиперопека затрудняет социализацию, которая, в свою очередь, является одной из главных задач инклюзивного образования.
В-пятых, детям с особыми потребностями необходимо давать одно задание и устанавливать временной отрезок его выполнения, важно учить расставлять приоритеты при выполнении заданий, приспосабливаться к изменяющимся ситуациям и обстоятельствам, спокойно реагировать на происходящее в школе и принимать решения в конкретной жизненной ситуации.
В-шестых, в классах, где есть учащиеся с ОВЗ необходимо использовать визуализацию всего учебного процесса, подкреплять устные инструкции наглядностью, схемами, образцами, написанными правилами. Важное правило – все основные правила, математические приемы и т.п. обучающийся должен видеть в классе постоянно, тогда этот материал будет лучше восприниматься, усваиваться и автоматизироваться.
Анализ опыта работы инклюзивных школ в нашей стране показал, что существует ряд проблем, которые невозможно решить силами педагогов [2]. Среди них следующие вопросы.
1. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ предполагает закрепление за каждым ребёнком помощника учителя (или тьютора), который находится рядом на всех уроках и помогает ребёнку.
2. Выделяемое количество часов учебной нагрузки (от 8 до 12) в неделю, является недостаточным для обучения таких детей. Как правило, им надо больше времени для усвоения учебного материала. Кроме того, родители помимо обязательных предметов просят включить дополнительные предметы: информатику, технологию, ИЗО, краеведение и др.
3. Большинство детей колясочников могли бы посещать занятия и мероприятия в школе, но среди всех возникающих проблем, наиболее важная – передвижение детей по школе (создание безбарьерной среды, помощь тьютора).
Таким образом, при переходе на инклюзивное образование создание специальных условий для получения доступного образования детьми с ОВЗ (в том числе и детьми-инвалидами) связано не только и не столько с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, сколько с изменением всей образовательной среды, что в настоящее время педагоги осознают и психологически готовятся к таким изменениям.
Библиографический список
1. Малофеев Н. Н. Изменение специальной школы неизбежный всемирный процесс // Нижегородское образование. 2010. №3. С. 4-9.
2. Неретина Т.Г. К вопросу об особенностях реализации инклюзивного образования // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. 2017. Т.2. С. 274-277.
3. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Сост.: С.А. Прушинский, Ю.П. Симонова. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 48 с.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
Кузнецова Ю.Н., Обухова Е.П.
МОУ «СОШ № 28», г. Магнитогорск
ЦЕННОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье представлен анализ внедрения инклюзивного образования в общеобразовательную школу, описаны отдельные элементы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Проанализированы возникающие в педагогических коллективах общеобразовательных школ проблемы, связанные с необходимостью перехода в инклюзивное образовательное пространство. Подчеркивается ценность инклюзивного образования, которая заключается в том, чтобы изменить организацию всего образовательного процесса школы, в результате которого дети с ОВЗ и нормально развивающиеся учащиеся будут взаиморазвиваться, что наилучшим образом повлияет на их реальную жизнь. Представлено авторское видение инклюзивного класса в условиях массовой школы. Обобщены и изучены рекомендации по организации инклюзивного пространства школы, на основе которых выделено несколько основных правил работы педагогов в инклюзивном пространстве школы.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, педагогический коллектив, общеобразовательная школа, учащиеся с особенностями развития.
Опыт внедрения инклюзивного образования в общеобразовательных школах показывает, что наши городские общеобразовательные школы давно являются инклюзивными. Во-первых, всегда в массовых школах учились и учатся дети с нарушением зрения (исключая тотально незрячих детей), есть учащиеся с нарушением слуха (в последнее время все чаще появляются дети с кохлеарной имплантацией), также всегда обучались дети с задержкой психического развития (или с неуточненным диагнозом, или необследованные ПМПК), очень часто встречаются ученики с незначительными речевыми нарушениями. Опыт работы сельских малокомплектных школ тем более доказывает, что инклюзия давно уже проникла в наше образование. Но, несмотря на это, практически все педагоги с большой настороженностью относятся к инклюзивному образованию. В школьных педагогических коллективах активно обсуждаются следующие вопросы. Во-первых, психологический комфорт детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) при обучении в условиях массовой школы; во-вторых, уровень готовности всех педагогов школы выстраивать отношения с детьми с особенностями в развитии; в-третьих, архитектурная доступность образовательного учреждения для пребывания в нем ребенка с ОВЗ и многих другие, волнующие всех вопросы. Страх и неуверенность педагогов во многом связаны с тем, что у них самих нет необходимого жизненного опыта общения с детьми с различными нарушениями, а также недостаточно специальных профессиональных знаний и компетенций в области дефектологии. Также пугает, что большая наполняемость учебных классов не позволит осуществить требуемый индивидуальный подход в обучении обучающихся с ОВЗ и безопасность проведения внеурочного времени в школе.
Однако, очень многие исследователи и практики подчеркивают ценность инклюзивного образования, которая заключается в том, чтобы изменить организацию всего образовательного пространства класса, учебного процесса, чтобы полностью вовлечь особого ребенка в жизнь класса. Сторонники инклюзивной образовательной системы считают, что таким образом дети с ОВЗ и нормально развивающиеся учащиеся будут лучше подготовлены к реальной жизни. Некоторые авторы, включая С.А. Прушинского, Ю.П. Симоновуи др., высказываются негативно о системе совместного обучения детей с ОВЗ и обычных детей, предполагая, что на учителей будет возложена слишком большая ответственность за детей с ОВЗ, в то время, как сами учителя (в условиях кадрового дефицита) не будут иметь соответствующей подготовки и необходимых ресурсов. Это может привести к тому, что детям с особенностями развития будет уделяться гораздо больше внимания, чем обычным детям – а значит, общий уровень образования снизится [3].
Мы думаем, что в лучшем варианте, инклюзивный класс должен объединять несколько разных детей с ОВЗ, чтобы учащиеся имели возможность общаться друг с другом, а общая численность обучающихся в классе должна снижаться пропорционально количеству в данном классе особых детей. Например, приход в класс одного ребенка с ОВЗ уменьшает общую численность в классе (где, как правило, 30 учеников, а то и более!) на три человека, таким образом, если в классе будет четыре ученика с ОВЗ, то всего в классе должно обучаться не более 22 детей. Однако на законодательном уровне данный вопрос не решается в пользу уменьшения учащихся в классе, но требования к учителю увеличиваются (написание адаптивной образовательной программы, составление индивидуальной траектории обучения и т.п.). Мы также считаем, что умственно отсталых детей, детей с повышенной агрессией и неуправляемых своим поведением в коллективе, детей с глубокой степень аутизма обязательно надо учить в отдельных классах и школах.
В современной литературе публикуется множество советов и правил работы педагогов в учащимися с ОВЗ в условиях массовой школы
(Н.Н. Малофеев и др.) [1]. Обобщая изученные нами рекомендации, мы выделили несколько основных правил работы педагогов в инклюзивном пространстве школы:
Во-первых, должна быть реализована возможность каждому ребенку работать в своем индивидуальном темпе. Учебная программа, составленная в режиме «минимум-максимум» всегда предполагает необходимый минимум заданий, необходимый для усвоения изучаемого материала, который обязательно надо выполнить каждому ученику, а для более успешных детей перечень заданий увеличен (максимум), таким образом, обучающийся с ОВЗ может заниматься в своем индивидуальном темпе, выполняя основные задания. Объем выполняемой работы рекомендуется увеличивать постепенно и согласовывать с индивидуальным рабочим темпом учащихся. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному ребенку успешно с ней справиться, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя участвующим в общей работе. Так отрабатывается умение начинать и заканчивать работу со всеми. Индивидуализация темпа – необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе. Интеллектуальная перегрузка влечет за собой снижение активности, внимания, работоспособности, появляется заторможенность в понимании задания и как следствие – агрессивность, апатия, неуверенность в себе, смена настроения. Важно сформулировать адекватные требования к учащимся с ОВЗ, чтобы воспитывать у ученика решительность, уверенность, веру в себя, в свои возможности.
Во-вторых, в процессе обучения важно полностью исключить соревнования между детьми во избежание взаимных упреков и нарушения атмосферы сотрудничества и общности класса. Также недопустимо сравнивать детей друг с другом, восхваляя отличившихся в учебе и унижая тех, кто не справился с заданием. Запрещено сравнивать достижения и успехи мальчиков и девочек. Рекомендуется сравнивать детей только с самими собой, отслеживать свои успехи и анализировать неудачи.
В-третьих, важным педагогических приемом является регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке, что позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание. Рекомендованные способы снятия напряжения в течение урока включают в себя изменение положения тела (можно выполнять стоя некоторые задания), упражнения на расслабление и на напряжение и т.п.
В-четвертых, не рекомендуется излишне опекать учеников с ОВЗ, уделять им показное внимание, разговаривать с ними как с больными, жалеть их и т.п. Гиперопека затрудняет социализацию, которая, в свою очередь, является одной из главных задач инклюзивного образования.
В-пятых, детям с особыми потребностями необходимо давать одно задание и устанавливать временной отрезок его выполнения, важно учить расставлять приоритеты при выполнении заданий, приспосабливаться к изменяющимся ситуациям и обстоятельствам, спокойно реагировать на происходящее в школе и принимать решения в конкретной жизненной ситуации.
В-шестых, в классах, где есть учащиеся с ОВЗ необходимо использовать визуализацию всего учебного процесса, подкреплять устные инструкции наглядностью, схемами, образцами, написанными правилами. Важное правило – все основные правила, математические приемы и т.п. обучающийся должен видеть в классе постоянно, тогда этот материал будет лучше восприниматься, усваиваться и автоматизироваться.
Анализ опыта работы инклюзивных школ в нашей стране показал, что существует ряд проблем, которые невозможно решить силами педагогов [2]. Среди них следующие вопросы.
1. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ предполагает закрепление за каждым ребёнком помощника учителя (или тьютора), который находится рядом на всех уроках и помогает ребёнку.
2. Выделяемое количество часов учебной нагрузки (от 8 до 12) в неделю, является недостаточным для обучения таких детей. Как правило, им надо больше времени для усвоения учебного материала. Кроме того, родители помимо обязательных предметов просят включить дополнительные предметы: информатику, технологию, ИЗО, краеведение и др.
3. Большинство детей колясочников могли бы посещать занятия и мероприятия в школе, но среди всех возникающих проблем, наиболее важная – передвижение детей по школе (создание безбарьерной среды, помощь тьютора).
Таким образом, при переходе на инклюзивное образование создание специальных условий для получения доступного образования детьми с ОВЗ (в том числе и детьми-инвалидами) связано не только и не столько с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, сколько с изменением всей образовательной среды, что в настоящее время педагоги осознают и психологически готовятся к таким изменениям.
Библиографический список
1. Малофеев Н. Н. Изменение специальной школы неизбежный всемирный процесс // Нижегородское образование. 2010. №3. С. 4-9.
2. Неретина Т.Г. К вопросу об особенностях реализации инклюзивного образования // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. 2017. Т.2. С. 274-277.
3. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Сост.: С.А. Прушинский, Ю.П. Симонова. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 48 с.