Задать вопрос
Статьи

Трезвость народа — надежная основа его мощи и благосостояния

30.03.2022
Протоиерей Алексий Зотов
Трезвость народа — надежная основа его мощи и благосостояния

По последним данным ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения), опубликованным в сентябре 2010г., 57% россиян главную угрозу для страны видят именно в алкоголизме и наркомании. Эта проблема стоит первой в рейтинге опроса «Чего боятся россияне?», обогнав и инфляцию, и безработицу, и преступность.
Многие исследователи, занимающиеся изучением процессов, связанных с алкоголизацией современного общества, реальное положение дел характеризуют как алкогольную катастрофу России. Одной из причин этого является нравственный перевертыш: трезвость — естественное состояние человека — находится в небрежении, нетрезвость же пребывает в почете и даже возведена в ранг добродетели. Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после своего избрания на самом первом заседании Священного Синода выступил с предложением о создании Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Само название говорит о важности проблемы и о необходимости принятия неотложных мер.
В наши дни когда алкоголизация России приняла угрожающие масштабы,  как будет развиваться и чем закончится этот процесс? К сожалению, полной информацией об алкогольной ситуации в стране не владеет никто. По оценкам специалистов, уровень потребления алкоголя на душу населения на сегодня составляет 18л в год. Всемирная организация здравоохранения давно определила, что уровень среднедушевого потребления алкоголя свыше 8л в год ведет к необратимым социально-экономическим (прежде всего людским) потерям. Высокий уровень преступности, низкое качество выпускаемой продукции, экономические потери, разрушенные семьи, безнадзорные дети, переполненные дома престарелых и дома малюток — следствия все той же проблемы. В последнее время на 100 браков приходится от 60 до 80 разводов. При этом, согласно опросам населения, алкоголизм и наркомания — самые распространенные из причин разводов, оставления детей и лишения материнских прав.
Кроме того алкоголизм молодеет: возраст приобщения к алкоголю подростков за последние двадцать лет снизился с 16 до 13 лет. В России около 80% несовершеннолетних постоянно употребляют алкоголь, а 33% юношей и 20% девушек делают это ежедневно. К примеру в царской России 43% взрослых мужчин в 1913 году были трезвенниками, в 1979 году таких мужчин оказалось 0,6%. Женщин-трезвенниц в царской России было 90%, а в 1979 году — 2,4%. В 1913 году было 95% юношей и девушек до 18 лет, не употреблявших алкоголь, а в 1979 году таких осталось 5%.Последствия алкогольной катастрофы проявляются во всех областях человеческой жизнедеятельности. В первую очередь алкоголь разрушает самого человека физически и духовно. По оценкам специалистов, около 1 млн. человек в год умирают от причин, связанных с употреблением алкоголя и табака (отравления, сердечно-сосудистые и другие заболевания, убийства и причинение вреда здоровью в состоянии алкогольного опьянения и т.д.). В условиях демографического кризиса, который сейчас переживает страна, важно еще раз подчеркнуть, что основной причиной сокращения численности населения России является алкоголизация общества. В дореволюционных изданиях начала XX века встречаются слова о том, какая ужасная алкогольная ситуация сложилась на тот момент в обществе. И это говорилось тогда, когда в России уровень потребления алкоголя на душу населения был одним из самых низких в мире. В 1905 году он составлял 3,13 л на душу населения в год (для сравнения: во Франции тогда он был 23,32л, в Германии — 10,06 л, в Великобритании — 8,83 л, в США — 6,56 л). Россия была одной из мало пьющих стран мира, и при этом многие деятели трезвенного движения били тревогу.
Я думаю слушателям будет весьма интересно ознакомиться с впечатляющими историческими фактами. В 1905 году в России потреблялось 3,13 литра абсолютного алкоголя на душу населения в год, в 1913 году — 4,7 литра. Введенный в 1914 году «сухой закон» стремительно снизил среднедушевое потребление алкоголя до 0,2 литра на душу населения. В 1925 году потребление алкоголя составляло 0,8 литра на душу. С отменой «сухого закона» к началу Великой Отечественной войны потребление выросло до 1,9 литра в пересчете на чистый спирт. В конце 1950-х — начале 1960-х наша страна превратилась из алкогольно-не проблемной в алкогольно-проблемную страну. В 1954–1957 годах потребление алкоголя вышло на уровень 1913 года и стремительно стало возрастать. В 1980 году составляло 10,8 литра, а в 2003 году уже 14,7 литра абсолютного алкоголя на душу населения, включая младенцев и стариков. Сейчас, как было отмечено выше, душевое потребление составляет 18л (14 л спирта и 40 л пива).
Как можно заметить основные причины пьянства — проблема духовная. Церковное Предание говорит о том, что зависимость человека от алкоголя — это, в первую очередь, действие в нем страсти винопития. Страсти — это суть демоны, как учит Церковь; если сказать иначе, это некие силы, которые оккупируют, порабощают человеческую личность, причем эти силы в первую очередь поражают волю и делают ее неспособной противостоять злу. Трезвость — естественное состояние человека, и наша задача — вернуть эту Богом данную нам трезвость. Как можно это сделать? Часто люди, считающие себя православными, обращаются с просьбой помочь им избавиться от пьянства. Но когда речь заходит о духовных средствах борьбы со страстью — покаянии, молитве и личном усердии, некоторые из них, не понимая этого, оказываются, не готовы, да и не видят в этом нужды. Большинство из них, осознавая остроту проблемы и необходимость действий, ищут всевозможные средства, исключающие личный труд и усилия самого человека по избавлению от пагубного влечения. Но лекарств от страсти не существует. Для того чтобы что-то изменить к лучшему в своей жизни, нужны усилия, самопонуждение, работа над собой. Важно это понимать. Но если человек не трудится над тем, чтобы быть лучше, он будет становиться все хуже и хуже. Ответ на вопрос о том, как человеку избавиться от власти зла, дало главное событие человеческой истории — Боговоплощение. Христос, воплотившийся Бог, принявший на Себя человеческую природу и преобразивший ее Своим Божеством, сделал возможным для человека побеждать силы зла. Поэтому каждый человек, осознавший себя побежденным, обращающийся за помощью к Богу, получает ее. Только при содействии Его благодати возможно побеждать в себе зло, освобождаясь от плена страстей. Победа над страстью возможна только через исцеление души. К каждому человеку обращается Господь: «Приидите ко Мне, все труждающие и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя мое легко» (Мф. 11, 28–30). Господь всем нам дает возможность спасения, и уже от самого человека зависит, воспользуется ли он этой возможностью.
Основная причина пьянства — удаление нашего народа от традиций духовно-нравственной жизни. Чтобы утверждать трезвость, мы должны вернуться к тем нравственным ценностям, которыми сотни лет жил наш народ. Именно в Церкви содержится богатейший и многовековой практический опыт преображения человека и избавления его от греховных пристрастий. Работа по утверждению трезвости как нравственной нормы общественной жизни в современном обществе должна проводиться системно.
Первые общества трезвости стали появляться в России в середине XIX века. Они представляли собой объединения обетчиков — людей, давших обет воздержания от винопития на определенный срок. Это стихийное крестьянское движение, не имевшее ярких лидеров и четкой программы действий, постепенно сошло на нет. Возрождаться снова оно стало уже в 80-е годы XIX века. Необходимо отметить в этот период деятельность выдающегося и талантливого педагога Сергея Александровича Рачинского (1833–1902), которого по праву называют одним из основателей трезвенного движения того времени. В 1875 году он создал в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне — Оленинский район Тверской области) народную школу, в которой стремился воспитывать учеников на основе нравственных христианских ценностей. В 1882 году им было организовано «согласие» (общество) трезвости, куда вошли ученики и выпускники его школы, а также сельские жители. Рачинский всю свою жизнь призывал священство соединиться с мирянами в благом деле утверждения трезвого образа жизни. Он настойчиво объяснял: «Авторитет и нравственная сила священника, для коего пьянство невозможно, тотчас удесятеряются. К нему всегда примыкает группа абсолютно трезвых людей, прочное ядро будущего общества трезвости». Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ и положило начало большому движению за трезвость в лоне Русской Православной Церкви. Священноначалие одобряло массовое трезвенное движение, начавшееся в России. В определениях Синода 1889 и 1909 годов духовенство призывалось учреждать приходские общества трезвости, указывалось на их особое значение в деле становления и развития трезвенных традиций в России. Человека, страдающего от алкогольной зависимости, недостаточно было просто убедить в необходимости трезвой жизни. Надо было создать для него и условия, облегчающие внутреннюю борьбу с этой страстью. Такой именно цели и служили приходские православные общества трезвости. Люди, желавшие изменить свою жизнь, встречали здесь теплое участие и братскую помощь. Укрепляемые верою, молитвою и пастырскими наставлениями, ободряемые и поддерживаемые членами приходского общества трезвости, они легко удерживались от соблазнов пьяной жизни. После смерти Рачинского духовным центром православной трезвости становится Санкт-Петербург, в котором в 1898 году было образовано Александро-Невское общество трезвости (при Воскресенском храме у Варшавского вокзала). Оно было основано священником Александром Рождественским, «апостолом трезвости», как называли его современники, и действовало на базе Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православия, которым руководил сподвижник и друг святого праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860–1918), ныне прославленный в лике святых. Отец Александр ставил для своего общества задачу гораздо шире, чем только борьба за трезвость его членов. Он устремлял их к духовному трезвению, к преображению всей жизни бодрствованием во Христе. Этому он учил с помощью внебогослужебных бесед, издаваемых им книг, журналов, газет, проведения литературных вечеров, приобщения к церковному пению, умело организованных паломничеств и торжественных крестных ходов. Основанное им Александро-Невское общество трезвости уже в 1905 году насчитывало более 70 000 человек и было самым многочисленным в России. «Ведь это значит, — писал известный литератор Е. Поселянин, — семьдесят тысяч семей, то есть целое население крупного города, которое можно считать застрахованным от когтей нужды, безработицы, беспросветного земного ада! Это — громадная область, оторванная у сатаны, это — великий живой дар Царствию Божию». С 1905 по 1918 годы это общество возглавлял священник Петр Миртов. В это время в обществе и его 12 отделениях в Санкт-Петербурге и губернии действовало 7 библиотек, 5 школ и даже детский сад. С 1914 года оно стало называться Александро-Невским Всероссийским Братством трезвости. К 1917 году число его членов превышало 140 000 человек. Все они дали Богу обет трезвости. Другим великим подвижником дореволюционного трезвенного движения явился святой праведный Иоанн Кронштадтский. Им был организован Дом трудолюбия — воспитательно-образовательное учреждение для бедных людей, спасающее их от пьянства, лености, праздности, апатии, тунеядства.
Развитие учения о трезвости привело к постановке вопроса о преподавании этого предмета в общеобразовательной школе. В 1905 году недалеко от Санкт-Петербурга, на станции Сергиева Пустынь Балтийской железной дороги, близ монастыря преподобного Сергия иеромонахом этого монастыря Павлом (Горшковым) была организована 1-я Российская Сергиевская школа трезвости. Как показывает само название, главной заботой школы являлось преподавание трезвости с целью предохранения подрастающего поколения от порока пьянства.
Учитывая положительный опыт работы этой школы и многих других, в 1910 году Святейший Синод своим указом ввел преподавание науки трезвости во всех церковно-приходских школах. А с 1914 года в школах Министерства народного просвещения предписывалось преподавать учащимся старших классов курс гигиены с обязательным сообщением сведений о вреде алкоголя по одному часу еженедельно в течение года. Определением Святейшего Синода от 13–31 марта 1914 года за № 2481 постановлено: «Установить на будущее время повсеместно в России ежегодный 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, церковный праздник трезвости с производством в этот день сбора пожертвований на дело борьбы с пьянством, с соблюдением того порядка сих праздника и сбора, какой был предписан определением Святейшего Синода от 8 августа 1913 года за № 6966, пропечатанным в «Церковных Ведомостях», № 32, 1913 г.». В июле 1914 года (в связи с началом войны) правительство приняло меры к прекращению продажи крепких алкогольных напитков и ликвидации казенных питейных заведений. Первоначально запрет касался водки и других крепких спиртных напитков и был введен в качестве временной меры на период мобилизации, однако по завершении ее он остался в силе. Постепенно запрет распространили на вино и пиво. Последний русский царь, ныне прославленный в лике святых, предрешил навсегда воспретить в России казенную продажу водки. Ни в одной стране мира до 1914 года подобных радикальных мер по снижению потребления алкоголя не принималось. Преимущества трезвой жизни были настолько для всех очевидны, что Государственная Дума третьего созыва сочла возможным принять финансовый бюджет на 1915 год, полностью исключающий доходы от алкоголя, которые исчислялись в 1913 году суммой в 675 млн. рублей, что составляло около 30% доходной части бюджета. При этом необходимо отметить, что виноторговцы противились этому, так как внезапно лишились больших доходов и всячески пытались вернуть прежние условия. 84% населения поддержало эти радикальные меры. Это был результат предшествовавшей трезвенной просветительской деятельности. В результате важного решения царя и правительства в стране произошли серьезные изменения, отразившиеся как на частной жизни людей и их здоровье, так и на экономике России. Профессор И.Н. Введенский, активный участник трезвенного движения того времени, писал: «Исчезли с улиц пьяные, не видно стало попрошаек, нищих. Перемену почувствовали прежде всего учреждения, так или иначе обслуживающие жертв алкоголизма. Опустели камеры для вытрезвления при участках, и сразу сократилось число алкоголиков как в специальных амбулаториях, так и в психиатрических и общих больницах, резко снизилось число самоубийств. Уменьшилось количество случаев хулиганства, так как оно обусловлено в основном алкоголем, констатировалось резкое уменьшение преступлений против личности, собственности и порядка, а вместе с тем заметное ослабление таких зол, как проституция, профессиональное нищенство, бродяжничество и т.п. По данным канцелярии Главноначальствующего Москвы, число мелких краж понизилось до 40%, такие же преступления, как нанесение ранений, нарушение тишины и порядка в публичных местах, оскорбление полиции, сократились на 74%. Таким образом, количество преступлений, совершаемых в большинстве случаев в состоянии опьянения, понизилось в среднем более чем на 70%. Снижение преступности привело к тому, что одна из петербургских тюрем пустовала, другая была обращена в лазарет для раненых». К положительным результатам введения трезвости повсеместно относили: уменьшение несчастных случаев и катастроф, повышение производительности труда и материального благосостояния, рост духовных интересов и культурных потребностей и смягчение нравов семейных и общественных. Повышение производительности труда (от 30 до 60%) констатировалось во всех отраслях промышленности, как мелкой, так и крупной. Улучшение качества работы, уменьшение брака, отсутствие прогулов, сокращение заболеваемости рабочих, заметное повышение материального благосостояния засвидетельствованы и отдельными лицами, и организациями. «О росте благосостояния трудового населения можно судить по тому, что с июля по октябрь 1913 года было внесено в московские сберегательные кассы 3 250 000 руб., тогда как за этот же период в 1914 году внесено 6 000 000 руб.».
Для достижения трезвости человеку необходима глубокая внутренняя работа над собой, направленная на формирование трезвенных убеждений. Трезвенные убеждения — это мировоззренческая конструкция, состоящая из системы взглядов и ценностных ориентаций, формирующая у человека осознанную потребность жизни в трезвости. Формирование этой потребности возможно педагогическими средствами в системе традиционного религиозного сознания, ориентированной на достижение личностью духовно-нравственных жизнеутверждающих смыслов и ценностей. Одна из главных причин пьянства — потеря современным человеком духовно-нравственных ориентиров. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов». Если главная причина пьянства духовно-нравственная, следовательно, и решаться задача отрезвления общества должна духовно-нравственными средствами. В истории России имеется богатый позитивный опыт утверждения трезвости и трезвенного просвещения в масштабах всего государства. Главной движущей силой этого процесса была Русская Православная Церковь. В царской России в 1917г. действовало более 3000 обществ трезвости при приходах. Они вели обширную религиозно-просветительскую, трезвенную работу. Благодаря этой просветительской деятельности большинство населения поддерживало идеологию трезвости и всячески содействовало ее утверждению. В наше время идет процесс возрождения православных трезвенных традиций. При приходах создаются общества трезвости и трезвения (сейчас таковых в России около 50), возобновилась практика принесения обетов трезвости. Расширение этой деятельности могло бы реально содействовать отрезвлению и оздоровлению нашего народа. Кроме того эффективным направлением в борьбе за трезвость является создание Попечительства о народной трезвости, которая ставит перед собой задачу объединить те инициативы, которые уже существуют в настоящее время, и шире распространять этот позитивный опыт. В нынешних условиях Попечительство о народной трезвости необходимо как форма объединения усилий здоровых сил общества в решении насущной социальной проблемы. В его сферу может быть включена следующая деятельность:
• организация профилактики и социальной реабилитации;
• оказание необходимой помощи страждущим и их семьям;
• распространение достоверных научных знаний о трезвости;
• организация трезвенного просвещения в образовательных, медицинских учреждениях;
• разработка и распространение учебно-методической литературы;
• создание и распространение социальной рекламы;
• формирование социальной устойчивости к порочным зависимостям у детей и молодежи;
• разработка комплексных программ утверждения трезвости на предприятиях города и области;
• организация досуга;
• мониторинг деятельности;
• законодательная инициатива.
Возрождение деятельности Попечительств о народной трезвости в настоящее время дает реальную возможность использовать, преобразуя и совершенствуя, богатый исторический опыт, который оправдал себя комплексным подходом в решении задачи отрезвления и оздоровления общества. Наглядным примером возможности взаимодействия Церкви, государства и общества служит опыт возрождения деятельности Попечительств в Свердловской области. 20 марта 2008 года состоялась Учредительная конференция, по итогам которой было принято решение о создании общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости». Принято Положение о Движении «Попечительство о народной трезвости», выбран совет, составлен план работы, заключено соглашение о сотрудничестве между Екатеринбургской епархией Русской Православной Церкви и Правительством Свердловской области.
В заключении хотелось бы привести следующую выдержку:  «Правительственный вестник» отмечал: «30 января 1914 года последовал Высочайший рескрипт Государя Императора на имя управляющего министерством финансов г. Барка. В этом рескрипте выражена твердая и непреклонная воля Государя Императора отрезвить русский народ: “Нельзя ставить в зависимость благосостояние казны от разорения духовных и хозяйственных сил множества Моих верноподданных. С отрадой в душе Я видел светлые проявления даровитого творчества и трудовой мощи Моего народа, но рядом с этим с глубокою скорбью Мне приходилось видеть печальные картины народной немощи, семейной нищеты и заброшенных хозяйств, неизбежные последствия нетрезвой жизни”». Царь высказал пожелание, чтобы вместо пьянства, «вносящего в жизнь народа разорение духовных и хозяйственных сил его, трезвенное движение всемерно распространялось по России». Николай II говорил: «Трезвость народа — надежная основа его мощи и благосостояния».

Библиографический список:
1. Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д.А. Халтури– на, А.В. Коротаев. М., 2008.
2. Аникин С.С. Информационное пространство как фактор становления трезвенного мировоззрения. Красноярск, 2004.
3. Введенский И.Н. Опыт принудительной трезвости. Екатеринбург, 2008.
4. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. Пг., 1916.
5. Мордвинов И.П. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. СПб., 1910. С. 4–5.
6. Мороз А., Цыганков В. Уроки трезвости. М.: СПб., 2006.
7. Правительственный вестник. 12.03.1914. № 58.
8. Рачинский С.А. Письма С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости. М., 1899.
9. Герасименко Н. Если не примем срочных мер, то просто пропьем страну // Российская Федерация сегодня. 2009. № 4. С. 25. 10. Цыганков В.А. Неизвестный Рачинский // Трезвение. 2003. № 4. С. 1; № 5–7. С. 2.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.