ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК И СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Рахимова Н. М., Рахмонова М. К.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК И СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Урок как основная организационная форма образовательного процесса претерпел большие изменения в ходе своего развития. На протяжении длительного времени урок оставался составляющей авторитарной модели обучения, при которой задача учителя состояла в том, чтобы передать учащимся определенный объем информации и проконтролировать ее усвоение. Современное образование отходит от традиционных результатов обучения в виде знаний, умений и навыков и реализует личностно-деятельностный подход, который принципиально изменяют роль учителя. Как показало сравнение традиционного и современного урока иностранного языка, различия вытекают, прежде всего, из кардинального изменения характера взаимодействия учителя и учащегося. Задача учителя иностранного языка сегодня заключается не в передаче объема сведений, а в формирование личностных компетен-ций учащихся, которые позволят им самостоятельно осуществлять поиск и анализ информации для решения проблем в будущем. Поэтому основная цель современного учителя иностранного языка заключается в выборе методов и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Планировать и строить урок иностранного языка нужно так, чтобы учащиеся переживали творческий процесс, стремились к новым знаниям, что приведет к увлеченности иностранным языком и желанию узнать как можно больше/
Ключевые слова: традиционный урок, современный урок, авторитарная модель обуче-ния, личностно-деятельностный подход, этапы урока.
TRADITIONAL LESSON AND MODERN FOREIGN
LANGUAGE LESSON
Abstract. The lesson as the main organizational form of the educational process has under-gone great changes during its development. For a long time, the lesson remained a compo-nent of the authoritarian teaching model, in which the teacher’s task was to convey to stu-dents a certain amount of information and monitor its assimilation. Modern education moves away from traditional learning outcomes in the form of knowledge, skills and abilities and implements a personal-activity approach, which fundamentally changes the role of the teacher. As a comparison of traditional and modern foreign language lessons has shown, the differences arise, first of all, from a fundamental change in the nature of interaction between teacher and student. The task of a foreign language teacher today is not to convey a volume of information, but to develop students’ personal competencies that will allow them to independently search and analyze information to solve problems in the future. Therefore, the main goal of a modern foreign language teacher is to select methods and forms of organizing students’ educational activities that optimally correspond to the goal of personal development. It is necessary to plan and structure a foreign language lesson in such a way that students experience the creative process, strive for new knowledge, which will lead to passion for a foreign language and a desire to learn as much as possible
Key words: traditional lesson, modern lesson, authoritarian teaching model, personal-activity approach, lesson stages.
Внедрение новых образовательных стандартов и интеграция инновационных техно-логий в учебный процесс повышают качество образования, но не «отменяют» его основ-ную организационную форму – урок. Классно-урочная система, описанная Я. А. Коменским [10], получила развитие в трудах российского педагога К. Д. Ушинского, который теоретически обосновал преимущества классно-урочной сис-темы, проанализировал его организационную структуру и выстроил типологию уроков [18]. Деятельность учителя и учеников в рамках урока была рассмотрена немецким педа-гогом А. Дистервегом, который выдвинул идею о необходимости учета возрастных осо-бенностей детей при обучении [3].
В середине 20 века в связи со стремительным развитием общества формируются обновленные представления об уроке создаются теоретические и практические принци-пы «нового» урока. Например, фундаментальный подход к трактовке урока находим в трудах М. И. Махмутова, который в монографии «Современный урок» проанализировав исторический педагогический опыт и предложил собственную концепцию современного урока, отвечающую требованиям развивающего обучения [13].
Идея развивающего обучения привела в начале 80-х годов 20 века к пересмотру подходов к проблематике урока. Например, новые принципы подготовки к уроку и усо-вершенствованная схема проведения урока были разработаны Г. Д. Кириллова, которая уделяла большое внимание вопросу интеграции урока в контекст развивающего обуче-ния [8]. Трудности организации урока проанализировал В. А. Онищук [14]. В этот период происходит попытка структурировать урок как форму и выделить его составляющие. Например, М. Н. Скаткин обосновал необходимость четкого выделения этапов урока в целях совершенствования учебного процесса [16]. Принципы анализа этапов урока с целью достижения эффективности изложены Ю. А. Конаржевским [11], а технические приемы организации урока раскрыты в работах Н. М. Яковлевой и А. М. Сохор [20]. Урок рассматривается не только как элемент образования, но и воспитания, поэтому авторы обращаются к принципам педагогического общения на уроке В. А. Кан-Каликом [7] и Г. Ю. Ксензовой [12]. С точки зрения Н. Е. Щуркова [18] назначение урока заключается в достижении, прежде всего, воспитательных целей.
Изменения условий общественной жизни в конце 1980-х годов потребовали обра-щения к проблеме урока, во главу которого ставится личностно-ориентированное обуче-ние. В этом плане необходимо отметить исследования В. К. Дьяченко [4]. В 1990-е годы в связи с появлением новых ресурсов и мультимедийных средств кардинально измени-лись требования к уроку. Исследователи Н. Д. Гальскова [2] и Е. И. Пассов [15] вовлека-ют в сферу рассмотрения новые формы подготовки урока.
Итак, анализ показал, что урок не потерял свою актуальность и продолжает реали-зовываться как основная форма сотрудничества учителя и учащихся в определенный в определенный отрезок времени. Вместе с тем урок не является застывшей формой обу-чения, он динамичен и кардинально изменяется, адаптируясь к новым условиям и зада-чам. Появление нового образовательного стандарта в 2000-е годы послужили еще дополнительным стимулом для совершенствования урока, так как на смену авторитарной модели образования, основанной на формальной передаче готовых знаний, приходит личностно - деятельностная модель обучения. Несомненно, это ведет к совершенствованию урока, который должен быть выстроен таким образом, чтобы учащиеся получали всю информацию через деятельность, организуемую учителем. Г. Т. Камалетдиновой [6].
В связи с этим интересно сравнить, чем современный урок иностранного языка от-личается от традиционного урока иностранного языка, в чем и заключается цель настоя-щей статьи.
Особенности урока иностранного языка рассматриваются в работах И. А. Зимней [5], И. Л. Бим [1], Е. И. Пассова [15], в которых проанализированы принципы традицион-ного урока. Однако внедрение новых образовательных стандартов привели к изменению урока с содержательной и организационной точки зрения.
Различия наблюдаются уже на стадии подготовки к уроку. При традиционном под-ходе учителю достаточно разработать жестко структурированный конспект урока с опо-рой на учебник и методические рекомендации. Деятельностный подход заставляет учи-теля работать творчески, так как учитель готовит сценарий урока, позволяющий варьи-ровать содержанием урока. Учитель может свободно выбирать методы, способы и прие-мы обучения, а также привлекать дополнительные ресурсы, например, материалы из Ин-тернета. Из роли учителя вытекает целеполагание. Если при традиционном подходе к уроку учитель стремится выполнить запланированное, то деятельностный подход преду-сматривает организацию учащихся на поиск и обработку новой информации.
Значительно различаются также проектирование урока. В ходе традиционного уро-ка учитель должен объяснить и закрепить учебный материал, то есть образовательная среда выстраивается исключительно учителем. В ходе современного урока учитель не доминирует, он скорее координирует самостоятельную деятельность учащихся, которая занимает более половины времени урока. Учащиеся сами проводят интерактивные игры и задания, презентации. В связи с этим отмечают Е. В. Тулина и Е. Д. Тулина необходи-мость внедрения интерактивных методов обучения иностранному языку [17].
В этой связи несколько изменяется форма ведения урока. При традиционном уроке преобладает фронтальная работа со всем классом, что ведет к пассивному участию в уро-ке. Это недопустимо при деятельностном подходе, поэтому при современном уроке реа-лизуются групповая и/или индивидуальная виды работы. Кроме того, учитель может вести урок в параллельном классе. Интересно строится урок, который ведут два учителя или учитель ведет урок с приглашением родителей. Таким образом, при традиционной деятельности учителя: родители исключены из образовательного процесса. Современный подход дает родителям право участвовать в образовательном процессе.
Старые методики уходят в прошлое, уступая место новым, креативным методам преподавания, основанным на заинтересованности учащихся в изучении языка. Именно с этим связано изменение содержания и формулировки заданий на уроках. Если раньше задания заключались в том, чтобы учащиеся выполнили определенное действие по об-разцу, например, «Schreibt», «Findet im Text», «Lest und übersetzt», то при личностно-деятельностном подходе, ставятся более высокие задачи творческого характера, напри-мер, «Beweist», «Vergleicht»; «Erfindet», «Resümiert», «Widersprecht».
Основная оценка результатов обучения при традиционном подходе – это оценка, выставленная учителем по итогам проверочных работ. При деятельностном подходе ре-левантным становится портфолио.
С нашей точки зрения, целесообразно сравнить поэтапно традиционный урок с со-временным уроком. Такой анализ позволит выявить различия и сходства, существующие между ними, а также установить преимущества или недостатки.
Таблица – Сравнение этапов традиционного и современного урока
Тема урока |
Учитель сообщает |
Формулируют учащиеся, учитель подводит к осознанию |
Цели и задачи |
Учитель формулирует |
Формулируют учащиеся, учитель подводит к целям |
Планирование |
Учитель сообщает виды работ |
Планируют учащиеся способы достижения намеченной цели |
Практическая |
Под руководством учителя |
Учащиеся осуществляют в группе, индивидуально, учитель консультирует |
Осуществление |
Учитель контролирует |
Учащиеся осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль |
Осуществление |
Учитель корректирует |
Учащиеся корректируют самостоятельно |
Оценивание |
Учитель оценивает работы на уроке |
Учащиеся делают самооценку, взаимооценку |
Итог урока |
Учитель выясняет, что запомнили |
Проводится рефлексия |
Кардинальные преобразования, которые произошли за последние десятилетия в обществе, изменили представления о целях и содержании образования. Произошёл переход от системы накопления знаний к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни. Мы видим, что в современном уроке педагог ведёт обучающихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью обучающихся, создаёт условия для появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту. Идеальным уроком иностранного языка считается тот, на котором учитель только лишь направляет обучающихся, дает рекомендации в течение урока.
Таким образом, современный урок иностранного языка должен быть личностно-ориентированным, развивая интерес и способность к языку. Урок должен носить коммуникативный характер и развивать все виды речевой деятельности.
Список литературы
1. Бим И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2012. № 8. С. 2–6.
2. Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2012. № 1. С. 12–16.
3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. Москва : Учпедгиз, 1956. 374 с.
4. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учеб. работы. Москва : Просвещение, 1991. 134 с.
5. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва : Просвещение, 1991. 222 с.
6. Камалетдинова Г. Т. Структура современного урока в соответствии с требованиями // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 10–23.
7. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. Москва : Просвещение, 1987. 213 с.
8. Кириллова Г. Д. Совершенствование урока как целостной системы в условиях развивающего обучения. Ленинград : ЛГУ, 1982. 430 с.
9. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. Москва : Высшая школа, 1986. 103 с.
10. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения в 2 т. / под ред. А. И. Пискунова и др. Москва : Педагогика, 1982. Т. 1. 656 с.
11. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. Москва : Центр «Педагогический поиск», 2000. 243 с.
12. Ксензова Г. Ю. Учебное занятие: особенности и этапы // Директор школы. 2001. № 4.С. 29–31.
13. Махмутов М. И. Современный урок. Москва : Наука. 1985. 184 с.
14. Онищук В. И. Урок в современной школе : пособие для учителя. Москва : Просвещение, 1981. 91 с.
15. Пассов Е. И. Урок иностранного языка. Москва : Глосса-Пресс, 2010. 64 с.
16. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. Москва : Педагогика, 1971. 243 с.
17. Тулина Е. В., Тулина Е. Д. Особенности внедрения интерактивных методов обучения иностранному языку на старшем этапе обучения // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 1. С. 25–30.
18. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Москва : Педагогика, 1974. 459 с.
19. Щуркова, Н. Е. Воспитание на уроке. Москва : Центр «Педагогический поиск», 2007. 160 с.
20. Яковлева, Н. М., Сохор, А. М. Методика и техника урока в школе. Москва : Просвещение, 1985. 198 с.