ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ
12.01.2023
Гераськина М.Г., Сухов А.Н.
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ
Аннотация. Проблематикой нашей статьи является изучение состояния безопасности приемных семей. В статье приводится актуальность исследуемого вопроса, рассматриваются вопросы истории безопасности приемной семьи, описываются формы приема чужого ребенка в семью: опекунство (попечительство), усыновление или приемная семья (патронаж). Дается подробный анализ угрозам безопасности приемной семьи (внешние и внутренние). Особый акцент делается на внутренние угрозы (социально-психологические, факторы семейной ситуации, социально-психологический профиль приемного ребенка), проблему насилия и конфликты в приемных семьях. Рассматриваются трудности диагностики безопасности приемной семьи и пути преодоления этих трудностей. Приводится имеющаяся практика обеспечения безопасности приемных семей. В качестве выводов предлагаются пути обеспечения безопасности приемных семей, к примеру, в виде разработки профиля «безопасной приемной семьи».
Ключевые слова: безопасность, угрозы, семья, приемная семья, безопасность приемной семьи, диагностика.
В последние годы наблюдается рост числа разводов, семья перестает выполнять многие возложенные на нее функции. Эти и другие обстоятельства приводят к росту безнадзорности, беспризорности и сиротства. Семья должна, прежде всего, заботиться о детях. Если семья продуктивно выполняет свои функции, то это благотворно воздействует на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребёнка. Если ребёнок лишился родительского попечения, то необходимо создать условия, где он может полноценно развиваться и которая должна быть близкой к семье кровных родителей.
Современные сироты – это часто дети, оставшиеся без попечения при живых родителях, которых передавали в государственные учреждения для воспитания и последующей интеграции их в общество. Со временем подобная форма их защиты доказала свою неэффективность (трудности социализации, адаптации их в обществе, финансовые затраты и т.д.), появилась практика передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи.
Замещающая семья представляет собой достаточно собирательный термин, который объединяет несколько форм устройства детей в семью, которые остались без попечения родителей или же детей-сирот. Однако, подобная практика также не показала свою эффективность, так как растет число отказов от приемных детей, остаются нерешенными вопросы взаимоотношений замещающих родителей и детей после достижения ими совершеннолетия.
В последнее время все острее стоит проблема семейного насилия над такими детьми, которая, как правило, носит скрытый характер и всегда имеет негативные последствия. Поэтому обеспечение безопасности детей в приемных целей – является приоритетной задачей.
Все это говорит о необходимости комплексного анализа сложившейся ситуации, а также поиска путей для решения данной проблемы.
Еще в трудах философов античности, среднего и нового времени рассматривались вопросы о роли семьи и семейных традиций в формировании личности ребенка.
Вопросы социализации детей-сирот рассматривали многие исследователи, в частности:
– история призрения детей, оставшихся без попечения родителей, представлена в трудах Э.К. Бековой, В.И. Беляева, Л.И. Беляевой,
К.В. Кузьмина, Е.Д. Максимова и др.;
– профилактика социального сиротства представлена в трудах
Э.К. Бековой, О.А. Дорожкиной и др.;
– вопросы воспитания детей-сирот представлены в трудах
Л.В. Байбородовой, Л.Г. Жедуновой, М.И. Рожкова и др.;
– различные аспекты адаптации детей сирот в приемных семьях представлены в трудах Л.Н. Большаковой, М.Ф. Терновской и др.;
– вопросы воспитания детей в семьях усыновителей, опекунов, приемных родителей рассматриваются В.В. Барабановой, О.В. Заводилкиной, Е.И. Морозовой, А.Б. Холмагоровой и др.;
– безопасность семей рассматривалась в трудах А.Н. Сухова;
– сопровождение замещающих семей рассматривались в трудах
Г.С. Красницкой, И.И. Осиповой, Н.А. Хрустальковой и др.
Проблема психологической безопасности среды также являлась предметом рассмотрения многих исследователей: И.А. Баевой, Е.Н. Волковой, В.А. Дмитриевского, Е.Б. Лактионовой, А.Н. Сухова и др. В настоящее время различные аспекты приёмных семей находят свое отражение и в диссертационных исследованиях (г. Белгород, г. Томск). Тем не менее, отдельные проблемы, связанные с безопасностью приемных семей, не нашли должного рассмотрения в научных публикациях и исследованиях.
В настоящее время существует несколько форм приема чужого ребенка в семью: опекунство (попечительство), усыновление или приемная семья (патронаж).
Дадим характеристику каждой их форм. Для ребенка до 14 летнего возраста используется такая форма приема ребенка в семью, как опека, а при достижении ребенком 14 лет – попечительство. Права опекунов и попечителей не имеют отличий.
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре [1]. Существует еще одна форма возмездной опеки и попечительства – это патронатное воспитание. После того, как происходит оформление ребёнка в семью, приемные родители получают статус опекунов, а также получают ежемесячные выплаты.
Попечительская семья – это приемная семья, которая обеспечивает заботу и любовь ребенку, разлученному с биологическими родителями.
Одним из центральных понятий теории безопасности является понятие опасности. Разные авторы по-своему определяют это понятие. Свой взгляд на понимание опасности и безопасности имели Платон, Зонненфельс, Маслоу, Хорни и другие. Так, Ю.Г. Носков, понятие «опасность» определяет через совокупность условий и факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития объекта. Для полного раскрытия опасности, необходимо знать конкретный перечень этих условий и факторов.
В теории безопасности выделяют разные классификации опасностей. Например: по размаху и масштабам возможных негативных последствий; по сферам общественной жизни и видам человеческой жизни; по степени вероятности; по направленности и т.д.
Представляется интересным классификация опасностей по характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий. Согласно этой классификации, можно выделить следующие виды опасностей: вызов, риск, угроза.
На наш взгляд, самый широкий смысл понятия «безопасность» представлен Л.И. Шершневым. В понятийно-категориальном аппарате концепции национальной безопасности он трактует его как способность к осмыслению с точки зрения возможных опасностей, риска, угроз. Действительно, реальная безопасность напрямую связана не с абсолютным устранением угроз (такое в принципе невозможно при всём желании), а с минимизацией рисков, т. е. вероятностью возникновения угроз.
С точки зрения А.Н. Сухова безопасность представляет собой систему действий субъектов путём использования различных средств и технологий с целью выявления, идентификации и преодоления внешних и внутренних угроз, представляющих собой деструктивное воздействия на объекты безопасности в целях обеспечения их надёжного функционирования или сохранения на основе минимализации рисков для них [4]. Надежный объект – это такой, который может эффективно выполнять заданные функции.
На основании этого, мы можем определить безопасность семьи, как отражение её профиля (профайлинга) физической, технической, экономической, социальной, психологической, медицинской, антикриминальной и других видов безопасности, который определяет степень готовности и возможностей семьи преодолевать как внешние, так и внутренние угрозы, вызовы и риски, а также кризисы [2].
В качестве угроз безопасности семьи выступают внешние и внутренние факторы.
Угрозы безопасности детей в приемных семьях можно разбить на две группы:
1 группа ‒ это внешние угрозы, в число которых входят: природные, техногенные, эпидемиологические, социальные ‒ социально-экономические, в том числе материальное благосостояние семьи, качество, доступность и эффективность медицинского обслуживания, торговля детьми и т.д.;
2 группа – это внутренние угрозы, то есть угрозы со стороны приемных родителей, которые определяются следующими группами факторов:
– социально-психологическими: социально-демографические (образование, возраст, профессия и т.д.); когнитивное развитие и физическое здоровье родителей; психическое здоровье родителей, эмоциональные проблемы; употребление членами семьи ПАВ; стрессоустойчивость членов семьи; уровень эмпатии, родительские навыки;
– факторами семейной ситуации: тип семьи, ее структура, гибкость, границы; семейные роли, взаимодействие и взаимоотношения в семье; умение использовать ресурсы и владение навыками ведения домашнего хозяйства; различные виды насилия; качество жизни семьи; мотивы принятия ребенка; сеть социальных контактов семьи (связь с родственниками, социальные и общественные связи); стиль отношений в семье; наличие деструктивные конфликтов в семье;
– социально-психологическим профилем приемного ребенка: тревожность, аутизм; физическое, когнитивное и социальное развитие ребенка; эмоциональная /поведенческая деятельность ребенка (ожидания).
Кроме того, приемная семья может оказаться некомпетентной в воспитании неродных детей, проявляя недопустимые формы и методы воспитания. Одной из таких форм является насилие.
Особого внимания среди перечисленных угроз заслуживает проблема насилия в приемных семьях. Можно выделить следующие основные виды насилия в семьях: физическое, сексуальное, психическое. Насилие крайне негативно влияет на психику и личность ребенка. Оно может ломать слабую личность, а в сильной личности вызвать различные формы противоправного, преступного поведения. В заключение следует отметить, что при изучении ситуаций насилия в семье возникает ряд трудностей – высокая степень ее скрытости, отсутствие официальной статистики случаев семейного насилия [3].
Приемная семья может неосознанно отвергать ребенка на физическом и эмоциональном уровнях. Приемным родителям может быть неприятна внешность ребенка, даже его запах, манера говорить и т.д. Все это создает угрозы безопасности приемных детей.
Потенциальными угрозами безопасности ребенка в приемной семье могут быть: низкий уровень информированности и компетентности приемных родителей об особенностях таких детей (эмоциональных, поведенческих и др.), низкий уровень осознанности мотивации приема ребенка в семью, низкий уровень владения приемными родителями методами организации деятельности ребенка и способами взаимодействия с ними, низкий уровень самоконтроля, саморегуляции кандидатов, эмоциональные проблемы (агрессивность и т.д.), недостаток времени и другие.
Выделенные нами угрозы позволяют определить методики диагностики безопасности детей в приемных семьях, направленные на диагностику угроз, однако, при проведении диагностики детей исследователи сталкиваются с рядом трудностей:
во-первых, достаточно сложно получить объективную картину наличия угроз в приемных семьях, так как они носят скрытый характер, дети зависимы от родителей и молчат о существовании угроз;
во-вторых, многие из приемных семей не пускают психолога и социального работника для проведения исследования;
в-третьих, недостаточно разработаны методики по указанным угрозам, то есть имеется в виду трудности, связанные с подбором методик, условиями проведения исследования, точностью полученных данных и т. д.
Особенностью диагностики угроз безопасности детей из приемных семей является то, что она имеет дело с изучением их на разных уровнях и в разных условиях. В результате чего возникает ряд трудностей. Одно дело изучать угрозы со стороны внешней среды, другое ‒ социально-психологические характеристики личности. В случае изучения угроз со стороны внешней среды, составляется программа, используются соответствующие методы. В случае изучения социально-психологических характеристик личности делается акцент на визуальную психодиагностику, опыт, использование экспресс-методики.
При изучении различных видов конфликтов, важным моментом их социально-психологической диагностики является разработка симптомокомплекса. Это помогает изучать конфликты на разных этапах их развития. Семейные конфликты имеют чёткую симптоматику (бегство ребенка из дома, телесные повреждения и т.д.). Однако, до конца указанная симптоматика еще не разработана.
Визуальная социально-психологическая диагностика ‒ это возможность изучения угроз безопасности детей из приемных семей на основе симптоматики, жизненно важных показателей. Главное здесь – иметь достаточный перечень жизненно важных показателей, симптомов, являющихся индикаторами тех или иных социально-психологических явлений, угроз. Задача теории – разработка классификации симптомов угроз безопасности детей из приемных семей.
Знания о межличностном общении родителей и детей помогут понять многие семейные конфликты и причину напряженности в семье. Разработанные исследователями психодиагностические методики диагностики детско-родительских отношений помогают получить сведения о семейной ситуации, а также выяснить причины конфликтов.
Целью диагностики является доверие, то есть можно ли доверять семье ребенка, а также использование результатов при отборе претендентов в приемные семьи.
С целью преодоления указанных трудностей во многих регионах РФ существуют Школы приемных родителей. Данная работа проводится совместно с юристом, психологом, социальным педагогом и включает в себя ряд этапов:
1 этап – психологическая диагностика кандидата, целью которой является оценка возможностей кандидата стать замещающим родителем;
2 этап – психологическое консультирование кандидата, целью которого является проработка личностных проблем, их осознание, проработка мотивов принятия ребенка в семью;
3 этап – проведение социально-психологического тренинга, целью которого является приобретение навыков и умений взаимодействия с ребенком;
4 этап – тестирование (совместно с юристом, психологом и социальным педагогом), целью которого является определение компетентности кандидата и его готовности стать замещающим родителем.
Кроме того, для преодоления выше указанных трудностей мы предлагаем разработать профиль «безопасной приемной семьи» и при отборе кандидатов в приемные семьи опираться на этот профиль, а также использовать проективные методы диагностики, возможности визуальной социально-психологической диагностики с четко разработанными симптомами, полиграф с целью оказания дальнейшей полноценной социально-психологической помощи приемным семьям.
Библиографический список
1. Семейный кодекс РФ Статья 152.
2. Сухов А.Н. Безопасность семьи: социально-психологический аспект // Человеческий капитал. 2021. №10. С. 87-94.
3. Сухов А.Н. Семейные конфликты, связанные с насилием. // Домашнее насилие: предупреждение и ответственность. Сборник статей по итогам II Международной научно-практической конференции / ред. В.А. Уткин, С.В. Ведяшкин, Д.В. Сенникова. Томск, 2022. С.122-123.
4. Сухов А.Н. Сущность и виды безопасности: теоретико-исторический аспект. // Человеческий капитал. 2021. №3. С.181-192.
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ
Аннотация. Проблематикой нашей статьи является изучение состояния безопасности приемных семей. В статье приводится актуальность исследуемого вопроса, рассматриваются вопросы истории безопасности приемной семьи, описываются формы приема чужого ребенка в семью: опекунство (попечительство), усыновление или приемная семья (патронаж). Дается подробный анализ угрозам безопасности приемной семьи (внешние и внутренние). Особый акцент делается на внутренние угрозы (социально-психологические, факторы семейной ситуации, социально-психологический профиль приемного ребенка), проблему насилия и конфликты в приемных семьях. Рассматриваются трудности диагностики безопасности приемной семьи и пути преодоления этих трудностей. Приводится имеющаяся практика обеспечения безопасности приемных семей. В качестве выводов предлагаются пути обеспечения безопасности приемных семей, к примеру, в виде разработки профиля «безопасной приемной семьи».
Ключевые слова: безопасность, угрозы, семья, приемная семья, безопасность приемной семьи, диагностика.
В последние годы наблюдается рост числа разводов, семья перестает выполнять многие возложенные на нее функции. Эти и другие обстоятельства приводят к росту безнадзорности, беспризорности и сиротства. Семья должна, прежде всего, заботиться о детях. Если семья продуктивно выполняет свои функции, то это благотворно воздействует на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребёнка. Если ребёнок лишился родительского попечения, то необходимо создать условия, где он может полноценно развиваться и которая должна быть близкой к семье кровных родителей.
Современные сироты – это часто дети, оставшиеся без попечения при живых родителях, которых передавали в государственные учреждения для воспитания и последующей интеграции их в общество. Со временем подобная форма их защиты доказала свою неэффективность (трудности социализации, адаптации их в обществе, финансовые затраты и т.д.), появилась практика передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи.
Замещающая семья представляет собой достаточно собирательный термин, который объединяет несколько форм устройства детей в семью, которые остались без попечения родителей или же детей-сирот. Однако, подобная практика также не показала свою эффективность, так как растет число отказов от приемных детей, остаются нерешенными вопросы взаимоотношений замещающих родителей и детей после достижения ими совершеннолетия.
В последнее время все острее стоит проблема семейного насилия над такими детьми, которая, как правило, носит скрытый характер и всегда имеет негативные последствия. Поэтому обеспечение безопасности детей в приемных целей – является приоритетной задачей.
Все это говорит о необходимости комплексного анализа сложившейся ситуации, а также поиска путей для решения данной проблемы.
Еще в трудах философов античности, среднего и нового времени рассматривались вопросы о роли семьи и семейных традиций в формировании личности ребенка.
Вопросы социализации детей-сирот рассматривали многие исследователи, в частности:
– история призрения детей, оставшихся без попечения родителей, представлена в трудах Э.К. Бековой, В.И. Беляева, Л.И. Беляевой,
К.В. Кузьмина, Е.Д. Максимова и др.;
– профилактика социального сиротства представлена в трудах
Э.К. Бековой, О.А. Дорожкиной и др.;
– вопросы воспитания детей-сирот представлены в трудах
Л.В. Байбородовой, Л.Г. Жедуновой, М.И. Рожкова и др.;
– различные аспекты адаптации детей сирот в приемных семьях представлены в трудах Л.Н. Большаковой, М.Ф. Терновской и др.;
– вопросы воспитания детей в семьях усыновителей, опекунов, приемных родителей рассматриваются В.В. Барабановой, О.В. Заводилкиной, Е.И. Морозовой, А.Б. Холмагоровой и др.;
– безопасность семей рассматривалась в трудах А.Н. Сухова;
– сопровождение замещающих семей рассматривались в трудах
Г.С. Красницкой, И.И. Осиповой, Н.А. Хрустальковой и др.
Проблема психологической безопасности среды также являлась предметом рассмотрения многих исследователей: И.А. Баевой, Е.Н. Волковой, В.А. Дмитриевского, Е.Б. Лактионовой, А.Н. Сухова и др. В настоящее время различные аспекты приёмных семей находят свое отражение и в диссертационных исследованиях (г. Белгород, г. Томск). Тем не менее, отдельные проблемы, связанные с безопасностью приемных семей, не нашли должного рассмотрения в научных публикациях и исследованиях.
В настоящее время существует несколько форм приема чужого ребенка в семью: опекунство (попечительство), усыновление или приемная семья (патронаж).
Дадим характеристику каждой их форм. Для ребенка до 14 летнего возраста используется такая форма приема ребенка в семью, как опека, а при достижении ребенком 14 лет – попечительство. Права опекунов и попечителей не имеют отличий.
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре [1]. Существует еще одна форма возмездной опеки и попечительства – это патронатное воспитание. После того, как происходит оформление ребёнка в семью, приемные родители получают статус опекунов, а также получают ежемесячные выплаты.
Попечительская семья – это приемная семья, которая обеспечивает заботу и любовь ребенку, разлученному с биологическими родителями.
Одним из центральных понятий теории безопасности является понятие опасности. Разные авторы по-своему определяют это понятие. Свой взгляд на понимание опасности и безопасности имели Платон, Зонненфельс, Маслоу, Хорни и другие. Так, Ю.Г. Носков, понятие «опасность» определяет через совокупность условий и факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития объекта. Для полного раскрытия опасности, необходимо знать конкретный перечень этих условий и факторов.
В теории безопасности выделяют разные классификации опасностей. Например: по размаху и масштабам возможных негативных последствий; по сферам общественной жизни и видам человеческой жизни; по степени вероятности; по направленности и т.д.
Представляется интересным классификация опасностей по характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий. Согласно этой классификации, можно выделить следующие виды опасностей: вызов, риск, угроза.
На наш взгляд, самый широкий смысл понятия «безопасность» представлен Л.И. Шершневым. В понятийно-категориальном аппарате концепции национальной безопасности он трактует его как способность к осмыслению с точки зрения возможных опасностей, риска, угроз. Действительно, реальная безопасность напрямую связана не с абсолютным устранением угроз (такое в принципе невозможно при всём желании), а с минимизацией рисков, т. е. вероятностью возникновения угроз.
С точки зрения А.Н. Сухова безопасность представляет собой систему действий субъектов путём использования различных средств и технологий с целью выявления, идентификации и преодоления внешних и внутренних угроз, представляющих собой деструктивное воздействия на объекты безопасности в целях обеспечения их надёжного функционирования или сохранения на основе минимализации рисков для них [4]. Надежный объект – это такой, который может эффективно выполнять заданные функции.
На основании этого, мы можем определить безопасность семьи, как отражение её профиля (профайлинга) физической, технической, экономической, социальной, психологической, медицинской, антикриминальной и других видов безопасности, который определяет степень готовности и возможностей семьи преодолевать как внешние, так и внутренние угрозы, вызовы и риски, а также кризисы [2].
В качестве угроз безопасности семьи выступают внешние и внутренние факторы.
Угрозы безопасности детей в приемных семьях можно разбить на две группы:
1 группа ‒ это внешние угрозы, в число которых входят: природные, техногенные, эпидемиологические, социальные ‒ социально-экономические, в том числе материальное благосостояние семьи, качество, доступность и эффективность медицинского обслуживания, торговля детьми и т.д.;
2 группа – это внутренние угрозы, то есть угрозы со стороны приемных родителей, которые определяются следующими группами факторов:
– социально-психологическими: социально-демографические (образование, возраст, профессия и т.д.); когнитивное развитие и физическое здоровье родителей; психическое здоровье родителей, эмоциональные проблемы; употребление членами семьи ПАВ; стрессоустойчивость членов семьи; уровень эмпатии, родительские навыки;
– факторами семейной ситуации: тип семьи, ее структура, гибкость, границы; семейные роли, взаимодействие и взаимоотношения в семье; умение использовать ресурсы и владение навыками ведения домашнего хозяйства; различные виды насилия; качество жизни семьи; мотивы принятия ребенка; сеть социальных контактов семьи (связь с родственниками, социальные и общественные связи); стиль отношений в семье; наличие деструктивные конфликтов в семье;
– социально-психологическим профилем приемного ребенка: тревожность, аутизм; физическое, когнитивное и социальное развитие ребенка; эмоциональная /поведенческая деятельность ребенка (ожидания).
Кроме того, приемная семья может оказаться некомпетентной в воспитании неродных детей, проявляя недопустимые формы и методы воспитания. Одной из таких форм является насилие.
Особого внимания среди перечисленных угроз заслуживает проблема насилия в приемных семьях. Можно выделить следующие основные виды насилия в семьях: физическое, сексуальное, психическое. Насилие крайне негативно влияет на психику и личность ребенка. Оно может ломать слабую личность, а в сильной личности вызвать различные формы противоправного, преступного поведения. В заключение следует отметить, что при изучении ситуаций насилия в семье возникает ряд трудностей – высокая степень ее скрытости, отсутствие официальной статистики случаев семейного насилия [3].
Приемная семья может неосознанно отвергать ребенка на физическом и эмоциональном уровнях. Приемным родителям может быть неприятна внешность ребенка, даже его запах, манера говорить и т.д. Все это создает угрозы безопасности приемных детей.
Потенциальными угрозами безопасности ребенка в приемной семье могут быть: низкий уровень информированности и компетентности приемных родителей об особенностях таких детей (эмоциональных, поведенческих и др.), низкий уровень осознанности мотивации приема ребенка в семью, низкий уровень владения приемными родителями методами организации деятельности ребенка и способами взаимодействия с ними, низкий уровень самоконтроля, саморегуляции кандидатов, эмоциональные проблемы (агрессивность и т.д.), недостаток времени и другие.
Выделенные нами угрозы позволяют определить методики диагностики безопасности детей в приемных семьях, направленные на диагностику угроз, однако, при проведении диагностики детей исследователи сталкиваются с рядом трудностей:
во-первых, достаточно сложно получить объективную картину наличия угроз в приемных семьях, так как они носят скрытый характер, дети зависимы от родителей и молчат о существовании угроз;
во-вторых, многие из приемных семей не пускают психолога и социального работника для проведения исследования;
в-третьих, недостаточно разработаны методики по указанным угрозам, то есть имеется в виду трудности, связанные с подбором методик, условиями проведения исследования, точностью полученных данных и т. д.
Особенностью диагностики угроз безопасности детей из приемных семей является то, что она имеет дело с изучением их на разных уровнях и в разных условиях. В результате чего возникает ряд трудностей. Одно дело изучать угрозы со стороны внешней среды, другое ‒ социально-психологические характеристики личности. В случае изучения угроз со стороны внешней среды, составляется программа, используются соответствующие методы. В случае изучения социально-психологических характеристик личности делается акцент на визуальную психодиагностику, опыт, использование экспресс-методики.
При изучении различных видов конфликтов, важным моментом их социально-психологической диагностики является разработка симптомокомплекса. Это помогает изучать конфликты на разных этапах их развития. Семейные конфликты имеют чёткую симптоматику (бегство ребенка из дома, телесные повреждения и т.д.). Однако, до конца указанная симптоматика еще не разработана.
Визуальная социально-психологическая диагностика ‒ это возможность изучения угроз безопасности детей из приемных семей на основе симптоматики, жизненно важных показателей. Главное здесь – иметь достаточный перечень жизненно важных показателей, симптомов, являющихся индикаторами тех или иных социально-психологических явлений, угроз. Задача теории – разработка классификации симптомов угроз безопасности детей из приемных семей.
Знания о межличностном общении родителей и детей помогут понять многие семейные конфликты и причину напряженности в семье. Разработанные исследователями психодиагностические методики диагностики детско-родительских отношений помогают получить сведения о семейной ситуации, а также выяснить причины конфликтов.
Целью диагностики является доверие, то есть можно ли доверять семье ребенка, а также использование результатов при отборе претендентов в приемные семьи.
С целью преодоления указанных трудностей во многих регионах РФ существуют Школы приемных родителей. Данная работа проводится совместно с юристом, психологом, социальным педагогом и включает в себя ряд этапов:
1 этап – психологическая диагностика кандидата, целью которой является оценка возможностей кандидата стать замещающим родителем;
2 этап – психологическое консультирование кандидата, целью которого является проработка личностных проблем, их осознание, проработка мотивов принятия ребенка в семью;
3 этап – проведение социально-психологического тренинга, целью которого является приобретение навыков и умений взаимодействия с ребенком;
4 этап – тестирование (совместно с юристом, психологом и социальным педагогом), целью которого является определение компетентности кандидата и его готовности стать замещающим родителем.
Кроме того, для преодоления выше указанных трудностей мы предлагаем разработать профиль «безопасной приемной семьи» и при отборе кандидатов в приемные семьи опираться на этот профиль, а также использовать проективные методы диагностики, возможности визуальной социально-психологической диагностики с четко разработанными симптомами, полиграф с целью оказания дальнейшей полноценной социально-психологической помощи приемным семьям.
Библиографический список
1. Семейный кодекс РФ Статья 152.
2. Сухов А.Н. Безопасность семьи: социально-психологический аспект // Человеческий капитал. 2021. №10. С. 87-94.
3. Сухов А.Н. Семейные конфликты, связанные с насилием. // Домашнее насилие: предупреждение и ответственность. Сборник статей по итогам II Международной научно-практической конференции / ред. В.А. Уткин, С.В. Ведяшкин, Д.В. Сенникова. Томск, 2022. С.122-123.
4. Сухов А.Н. Сущность и виды безопасности: теоретико-исторический аспект. // Человеческий капитал. 2021. №3. С.181-192.