Теоретические основы формирования нравственного потенциала студентов педагогических вузов
03.04.2022
Яковлева Л.А.
Теоретические основы формирования нравственного потенциала студентов педагогических вузов
Формирование новой системы ценностей, экологической культуры личности должно стать, на наш взгляд, определяющим направлением деятельности всей системы образовательных учреждений.
Сегодня учеными установлено, что выделение ценностей в образовании напрямую связано с определением и формулированием его целей. В связи с этим справедливо замечание Н.Д. Никандрова, отмечающего желательность соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. В силу того что такая система в нашем обществе находится сегодня в размытом состоянии, универсальными для экологического образования являются выделенные, т. е. природа и общество, а также интегральные ценности: экологическая культура, готовность личности к оптимальному взаимодействию со средой [1].
Для обстоятельного рассмотрения изучаемой нами проблемы необходимо выяснить сущность таких понятий, как «отношение», «ценность»; определить их место в процессе формирования экологической культуры студентов.
На основе работ В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова В.А. Ясвин указывает, что теоретические основы анализа отношений человека к различным сторонам действительности еще в начале XX века заложены А.Ф. Лазурским в его учении «об экзопсихике» и В.М. Бехтеревым в учении «о соотносительной деятельности». Психология отношений получила развитие в концепции М.Я. Басова.
С точки зрения А.Ф. Лазурского и С.Л. Франка, отношение личности к тем или иным объектам среды рассматривается как типическая, специфическая реакция, обусловленная особенностями данной личности. Такие реакции, адресованные объектам, описываются авторами также через понятия «интерес», «склонность». Все отношения человека разделяются ими на 15 видов. Среди этих групп отношений выделялось также и «отношение к природе и животным».
Важное методологическое положение выдвинуто, на наш взгляд, А.Ф. Лазурским – это представление о динамичности отношений, которые не являются раз и навсегда данными и абсолютными. Отношения подвержены изменениям, они развиваются как в онто-, так и в актуальном генезе.
М.Я. Басовым утверждалась необходимость изучать «различные формы активности человека в отношениях к окружающей среде». Причем «среда» рассматривалась им не просто как объективная действительность, а как объективная действительность в ее отношении к организму, которая развивается по мере развития самого организма [2].
Категория «отношения» может рассматриваться и в узких рамках собственно психологических отношений: а) отношение к людям, б) к себе, в) к предметам внешнего мира, и в широких рамках, в контексте разнообразных общественных отношений (производственных, экономических, политических, юридических, гражданских, нравственных, религиозных).
Три основных вектора психологических отношений (к себе, к другим людям, внешнему миру) тесно взаимосвязаны со всеми другими общественными отношениями [3].
В обыденном сознании понятие «отношение» имеет достаточно точное определение. Это одна из немногочисленных категорий, которая, используясь в онтогенезе, имеет конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями. Отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром. Даже безразличие к кому-либо, чему-либо является отношением. Иначе говоря, отношение – атрибут любой связи человека: непосредственной и опосредованной, физической и идеальной.
Отношения можно разделить на ситуативные и устойчивые, повторяющиеся независимо от ситуаций (например, привязанность).
Через отношение определяется система потребностей, мотивов, влечений человека. В этом случае отношение выступает (согласно Б.Г. Ананьеву) индикатором и средством выражения, объективации всех действий человека. Отношение – социализированная связь внутреннего и внешнего психики человека, его связь с внутренним и внешним миром.
Предпосылки, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения: а) не менее двух субъектов (или субъекта и объекта), ибо человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой; б) интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения [4].
В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и др. Собственно, само человеческое общество – это и есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений учеными условно делятся на две группы:
• возникающие и функционирующие в обществе и между индивидами и их объединениями – общественные, или социальные;
• возникающие и функционирующие между индивидами, обществом и природой. В рамках нашей работы нас интересуют отношения второй группы.
Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры [5, с. 203-205].
Категория «отношение» отождествляется некоторыми учеными и как готовность к определенному взаимодействию, и как реально действующая связь. В первом случае понятие «отношение» существенно «сливается» с понятием установки как «готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности». Готовность понимается только как возможность раскрытия связи. Отношения же человека «представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания» [3].
Заметим, что оценка, ценности – это вечный спутник деятельности человека, его поведения, отношений и познания. От того, с какими целями и ценностями соотносит себя человек, на какие идеалы ориентируется в своей деятельности, какие отношения культивирует в окружающем мире, к людям, природе, к себе, зависит смысл его жизни.
В педагогической практике преподаватели не всегда обращают внимание на сформированность отношения студентов к познавательным, нравственным и другим ценностям, а именно это должно служить критерием эффективности деятельности. Педагогический процесс можно рассматривать с двух сторон: как процесс овладения знаниями, умениями и навыками, истинность которых не зависит от личности, и как процесс осмысления ценности знаний и умений для развития личности, включения их в структуру личности, что носит чисто субъективный характер.
Проблема определения ценностных отношений личности в процессе учебно-познавательной деятельности студента рассматривается во многих научных трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
В аксиологии (наука о ценностях) наблюдается несколько подходов к осмыслению сущности этих понятий. В.П. Тугаринов считает, что к ценностям следует отнести все то, что люди ценят, что способно принести пользу, удовлетворить интересы и потребности [6]. Я.А. Розин считает, что ценности сами по себе не существуют. Они обнаруживаются человеком, исходя из потребностей и оценки самой вещи, идеи и т.д. [7]. В философском словаре ценности определяются как отношения с позиции добра и зла, истины и неистины, красоты или безобразия, справедливости или несправедливости и т.д. [8]. А.В. Кирьякова определяет ценность как форму проявления определенного отношения между субъектом и объектом. Понятие ценности она связывает с понятиями интересов, потребностей, задатков. Причем эта связь пропорциональная, так как, например, «ценность любого объекта возрастает с увеличением числа согласованных интересов, которые на него направлены» [9, с. 13].
Категория «ценность» используется в социологии, психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Для характеристики ценностей ученые используют такие признаки, как: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность (С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, А.В. Кирьякова и др.).
В настоящее время доказывается, что мир ценностей чрезвычайно сложен, что они удивительно разнообразны и разнородны. В мире культуры их бесконечное множество. Они многозначны, формируются в различных сферах, порождаются различными видами деятельности. В современных научных исследованиях ценности классифицируются по разным основаниям.
Во-первых, по их содержанию. В этом случае мы имеем дело с ценностями науки (истина, знание, закон), с ценностями морали (добро, благо, любовь, счастье, долг, совесть), эстетическими ценностями (красота, гармония, возвышенное…), ценностями религиозными (бог, вера, воскресение, воздаяние, покаяние). Во-вторых, по степени распространенности (массовые, элитарные, субкультурные). В-третьих, по характеру носителей (индивидуальные, групповые, сословные, классовые, национальные, общечеловеческие).
Г.Я. Головных на основе группировки ценностей выделяет: предметные ценности с их функциональным назначением; идеальные предметы, явления, процессы, выраженные в отношениях; явления, процессы, предметы, имеющие положительную значимость [10]. Следовательно, по мнению автора, существуют предметные ценности, ценности отношений, ценности, способные удовлетворить потребности личности.
Кроме того, в аксиологии существует немало различных попыток систематизации всего множества ценностей. Однако из всего многообразия мира ценностей нас интересуют, в первую очередь, те, которые относятся к общечеловеческим ценностям природы. Их становление в обобщенном виде представлено в монографии А.В. Кирьяковой [9].
Автор на основе философского анализа обосновывает три направления таких ценностей: трансценденталистский (антинатуралистический), натуралистический (эволюционно-глобалистический) и диалектико-материалис-тический.
Кроме того, большинство ученых к общечеловеческим ценностям относит ценности христианства.
Перечень различных подходов к пониманию ценностей говорит о том, что эта проблема важная и сложная, она нуждается в серьезной разработке с философских, социологических, психологических и педагогических позиций. Для нашего исследования важен тот вывод, что ценности есть материальные и духовные, что они способны удовлетворить потребности и интересы личности и общества, что они имеют определенную цену.
В рамках данной работы считаем необходимым обозначить те ценности, которые лежат в основе формирования экологической культуры студентов вузов. На наш взгляд, таковыми являются: жизнь во всех ее проявлениях, прекрасное в природе, гармоничное развитие человека и природы, поддержание здоровья окружающей среды [11].
В развитии у студентов культуры взаимоотношений с окружающим миром, основанных на экологических императивах, главная роль принадлежит воспитанию, которое, оказывая поддержку личности в ее духовно-нравственном строительстве и помощь в гармонизации отношений с окружающим миром, во многом определяет перспективы социокультурного развития.
Характер взаимодействия человека с окружающей его природой и социальной средой всегда отражает тот тип культуры, носителем которого он является. Вот почему без изменений экологической культуры членов общества нельзя надеяться на позитивные изменения в экосфере. Культура – это та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в ее основании лежат смыслообразующие ценности.
Главная функция воспитания состоит в формировании у молодых людей культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, и участии в развитии культурного опыта каждого, что в экологическом смысле «наращивается» личностью в процессе ее взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной) на когнитивном, чувственно-эмоциональном и нормативном уровнях.
Сегодня мы остро нуждаемся в системе ценностей, которая способна выразить смысложизненные устремления личности и противопоставить прагматизму и меркантилизму духовные опоры, исключающие негуманное отношение к природе. Современный подход, определяемый осознанием личностью своих прав и обязанностей, сопряжен с творчески-созидательными ценностными отношениями личности, способной добровольно и сознательно решать задачи морального выбора.
Полагаем, что формирование культуры современных студентов может осуществляться за счет изменения мировоззренческого взгляда на окружающий мир и своего места в нем и усвоения экологической этики. Механизмом же приобщения личности к новой экологической культуре служит усвоение ценностей добра, самоограничения и созидания [12].
Добро – свойство человека, которое по мере культивирования становится его духовным состоянием, приводящим к положительным духовным изменениям. Такой человек открыт и терпим к людям, готов всегда прийти на помощь страждущим и проявить великодушие. Здесь уместно напомнить слова М. Монтеня: «Кто не постиг науки добра, тому всякая иная наука приносит лишь вред» [13, с. 333].
Самоограничение предполагает развитие волевой сферы личности, стремление противостоять негативным влияниям, приведение в действие механизмов самовоспитания студента. Созидание отражает желание его изменить что-либо в лучшую сторону. Ничто так не облагораживает личность, как дела, приносящие радость и удовлетворение окружающим.
Обращение к этим ценностям вызвано потребностью укрепить фундамент нравственности современной молодежи, пробудить в нем лучшие душевные качества, подвигнуть его к свершению благородных поступков.
Библиографический список:
1. Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. – 1998. – №3. – С. 3-11.
2. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. – М. : Смысл, 2000. – 456 с.
3. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев // Избр. психол. тр. – М.; Воронеж, 1995.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л. : ЛГУ, 1968. – 339 c.
5. Горелов, А. А. Социальная экология / А. А. Горелов. – М., 1998. – 262 с.
6. Тугаринов, В. П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. – Л. : ЛГУ, 1988.
7. Розин, Я. А. Ценностный подход в системе социологического знания / Я. А. Розин. – Киев : ИНД, 1987.
8. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов – М. : Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.
9. Кирьякова, А. В. Теория ориентации в мире ценностей : монография / А. В. Кирьякова. – Оренбург : ОГПИ, 1996. – 188 с.
10. Головных, Г. Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания / Г. Я. Головных // Философские науки. – 1989. – № 6.
11. Яковлева, Л. А. Формирование экологической культуры студентов // Условия гуманизации высшего профессионального образования : коллективная монография / под общ. ред. Л.И. Савва. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – С. 6-40.
12. Яковлева, Л. А. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов // Психолого-педагогические аспекты исследования проблем высшего образования: монография / под ред. О.В. Гневэк. – Уфа: РИО АСТЕРНА, 2015. – С. 135-158.
13. Монтень, М. Избранное: Из опытов / М. Монтень. – М., 1988.
14. Яковлева, Л. А. Экология: учебно-методический комплекс, 2-ое издание, Л.А. Яковлева. – М. : ФЛИНТА, 2015. – 4,5 а.л.
Теоретические основы формирования нравственного потенциала студентов педагогических вузов
Формирование новой системы ценностей, экологической культуры личности должно стать, на наш взгляд, определяющим направлением деятельности всей системы образовательных учреждений.
Сегодня учеными установлено, что выделение ценностей в образовании напрямую связано с определением и формулированием его целей. В связи с этим справедливо замечание Н.Д. Никандрова, отмечающего желательность соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. В силу того что такая система в нашем обществе находится сегодня в размытом состоянии, универсальными для экологического образования являются выделенные, т. е. природа и общество, а также интегральные ценности: экологическая культура, готовность личности к оптимальному взаимодействию со средой [1].
Для обстоятельного рассмотрения изучаемой нами проблемы необходимо выяснить сущность таких понятий, как «отношение», «ценность»; определить их место в процессе формирования экологической культуры студентов.
На основе работ В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова В.А. Ясвин указывает, что теоретические основы анализа отношений человека к различным сторонам действительности еще в начале XX века заложены А.Ф. Лазурским в его учении «об экзопсихике» и В.М. Бехтеревым в учении «о соотносительной деятельности». Психология отношений получила развитие в концепции М.Я. Басова.
С точки зрения А.Ф. Лазурского и С.Л. Франка, отношение личности к тем или иным объектам среды рассматривается как типическая, специфическая реакция, обусловленная особенностями данной личности. Такие реакции, адресованные объектам, описываются авторами также через понятия «интерес», «склонность». Все отношения человека разделяются ими на 15 видов. Среди этих групп отношений выделялось также и «отношение к природе и животным».
Важное методологическое положение выдвинуто, на наш взгляд, А.Ф. Лазурским – это представление о динамичности отношений, которые не являются раз и навсегда данными и абсолютными. Отношения подвержены изменениям, они развиваются как в онто-, так и в актуальном генезе.
М.Я. Басовым утверждалась необходимость изучать «различные формы активности человека в отношениях к окружающей среде». Причем «среда» рассматривалась им не просто как объективная действительность, а как объективная действительность в ее отношении к организму, которая развивается по мере развития самого организма [2].
Категория «отношения» может рассматриваться и в узких рамках собственно психологических отношений: а) отношение к людям, б) к себе, в) к предметам внешнего мира, и в широких рамках, в контексте разнообразных общественных отношений (производственных, экономических, политических, юридических, гражданских, нравственных, религиозных).
Три основных вектора психологических отношений (к себе, к другим людям, внешнему миру) тесно взаимосвязаны со всеми другими общественными отношениями [3].
В обыденном сознании понятие «отношение» имеет достаточно точное определение. Это одна из немногочисленных категорий, которая, используясь в онтогенезе, имеет конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями. Отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром. Даже безразличие к кому-либо, чему-либо является отношением. Иначе говоря, отношение – атрибут любой связи человека: непосредственной и опосредованной, физической и идеальной.
Отношения можно разделить на ситуативные и устойчивые, повторяющиеся независимо от ситуаций (например, привязанность).
Через отношение определяется система потребностей, мотивов, влечений человека. В этом случае отношение выступает (согласно Б.Г. Ананьеву) индикатором и средством выражения, объективации всех действий человека. Отношение – социализированная связь внутреннего и внешнего психики человека, его связь с внутренним и внешним миром.
Предпосылки, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения: а) не менее двух субъектов (или субъекта и объекта), ибо человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой; б) интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения [4].
В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и др. Собственно, само человеческое общество – это и есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений учеными условно делятся на две группы:
• возникающие и функционирующие в обществе и между индивидами и их объединениями – общественные, или социальные;
• возникающие и функционирующие между индивидами, обществом и природой. В рамках нашей работы нас интересуют отношения второй группы.
Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры [5, с. 203-205].
Категория «отношение» отождествляется некоторыми учеными и как готовность к определенному взаимодействию, и как реально действующая связь. В первом случае понятие «отношение» существенно «сливается» с понятием установки как «готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности». Готовность понимается только как возможность раскрытия связи. Отношения же человека «представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания» [3].
Заметим, что оценка, ценности – это вечный спутник деятельности человека, его поведения, отношений и познания. От того, с какими целями и ценностями соотносит себя человек, на какие идеалы ориентируется в своей деятельности, какие отношения культивирует в окружающем мире, к людям, природе, к себе, зависит смысл его жизни.
В педагогической практике преподаватели не всегда обращают внимание на сформированность отношения студентов к познавательным, нравственным и другим ценностям, а именно это должно служить критерием эффективности деятельности. Педагогический процесс можно рассматривать с двух сторон: как процесс овладения знаниями, умениями и навыками, истинность которых не зависит от личности, и как процесс осмысления ценности знаний и умений для развития личности, включения их в структуру личности, что носит чисто субъективный характер.
Проблема определения ценностных отношений личности в процессе учебно-познавательной деятельности студента рассматривается во многих научных трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
В аксиологии (наука о ценностях) наблюдается несколько подходов к осмыслению сущности этих понятий. В.П. Тугаринов считает, что к ценностям следует отнести все то, что люди ценят, что способно принести пользу, удовлетворить интересы и потребности [6]. Я.А. Розин считает, что ценности сами по себе не существуют. Они обнаруживаются человеком, исходя из потребностей и оценки самой вещи, идеи и т.д. [7]. В философском словаре ценности определяются как отношения с позиции добра и зла, истины и неистины, красоты или безобразия, справедливости или несправедливости и т.д. [8]. А.В. Кирьякова определяет ценность как форму проявления определенного отношения между субъектом и объектом. Понятие ценности она связывает с понятиями интересов, потребностей, задатков. Причем эта связь пропорциональная, так как, например, «ценность любого объекта возрастает с увеличением числа согласованных интересов, которые на него направлены» [9, с. 13].
Категория «ценность» используется в социологии, психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Для характеристики ценностей ученые используют такие признаки, как: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность (С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, А.В. Кирьякова и др.).
В настоящее время доказывается, что мир ценностей чрезвычайно сложен, что они удивительно разнообразны и разнородны. В мире культуры их бесконечное множество. Они многозначны, формируются в различных сферах, порождаются различными видами деятельности. В современных научных исследованиях ценности классифицируются по разным основаниям.
Во-первых, по их содержанию. В этом случае мы имеем дело с ценностями науки (истина, знание, закон), с ценностями морали (добро, благо, любовь, счастье, долг, совесть), эстетическими ценностями (красота, гармония, возвышенное…), ценностями религиозными (бог, вера, воскресение, воздаяние, покаяние). Во-вторых, по степени распространенности (массовые, элитарные, субкультурные). В-третьих, по характеру носителей (индивидуальные, групповые, сословные, классовые, национальные, общечеловеческие).
Г.Я. Головных на основе группировки ценностей выделяет: предметные ценности с их функциональным назначением; идеальные предметы, явления, процессы, выраженные в отношениях; явления, процессы, предметы, имеющие положительную значимость [10]. Следовательно, по мнению автора, существуют предметные ценности, ценности отношений, ценности, способные удовлетворить потребности личности.
Кроме того, в аксиологии существует немало различных попыток систематизации всего множества ценностей. Однако из всего многообразия мира ценностей нас интересуют, в первую очередь, те, которые относятся к общечеловеческим ценностям природы. Их становление в обобщенном виде представлено в монографии А.В. Кирьяковой [9].
Автор на основе философского анализа обосновывает три направления таких ценностей: трансценденталистский (антинатуралистический), натуралистический (эволюционно-глобалистический) и диалектико-материалис-тический.
Кроме того, большинство ученых к общечеловеческим ценностям относит ценности христианства.
Перечень различных подходов к пониманию ценностей говорит о том, что эта проблема важная и сложная, она нуждается в серьезной разработке с философских, социологических, психологических и педагогических позиций. Для нашего исследования важен тот вывод, что ценности есть материальные и духовные, что они способны удовлетворить потребности и интересы личности и общества, что они имеют определенную цену.
В рамках данной работы считаем необходимым обозначить те ценности, которые лежат в основе формирования экологической культуры студентов вузов. На наш взгляд, таковыми являются: жизнь во всех ее проявлениях, прекрасное в природе, гармоничное развитие человека и природы, поддержание здоровья окружающей среды [11].
В развитии у студентов культуры взаимоотношений с окружающим миром, основанных на экологических императивах, главная роль принадлежит воспитанию, которое, оказывая поддержку личности в ее духовно-нравственном строительстве и помощь в гармонизации отношений с окружающим миром, во многом определяет перспективы социокультурного развития.
Характер взаимодействия человека с окружающей его природой и социальной средой всегда отражает тот тип культуры, носителем которого он является. Вот почему без изменений экологической культуры членов общества нельзя надеяться на позитивные изменения в экосфере. Культура – это та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в ее основании лежат смыслообразующие ценности.
Главная функция воспитания состоит в формировании у молодых людей культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, и участии в развитии культурного опыта каждого, что в экологическом смысле «наращивается» личностью в процессе ее взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной) на когнитивном, чувственно-эмоциональном и нормативном уровнях.
Сегодня мы остро нуждаемся в системе ценностей, которая способна выразить смысложизненные устремления личности и противопоставить прагматизму и меркантилизму духовные опоры, исключающие негуманное отношение к природе. Современный подход, определяемый осознанием личностью своих прав и обязанностей, сопряжен с творчески-созидательными ценностными отношениями личности, способной добровольно и сознательно решать задачи морального выбора.
Полагаем, что формирование культуры современных студентов может осуществляться за счет изменения мировоззренческого взгляда на окружающий мир и своего места в нем и усвоения экологической этики. Механизмом же приобщения личности к новой экологической культуре служит усвоение ценностей добра, самоограничения и созидания [12].
Добро – свойство человека, которое по мере культивирования становится его духовным состоянием, приводящим к положительным духовным изменениям. Такой человек открыт и терпим к людям, готов всегда прийти на помощь страждущим и проявить великодушие. Здесь уместно напомнить слова М. Монтеня: «Кто не постиг науки добра, тому всякая иная наука приносит лишь вред» [13, с. 333].
Самоограничение предполагает развитие волевой сферы личности, стремление противостоять негативным влияниям, приведение в действие механизмов самовоспитания студента. Созидание отражает желание его изменить что-либо в лучшую сторону. Ничто так не облагораживает личность, как дела, приносящие радость и удовлетворение окружающим.
Обращение к этим ценностям вызвано потребностью укрепить фундамент нравственности современной молодежи, пробудить в нем лучшие душевные качества, подвигнуть его к свершению благородных поступков.
Библиографический список:
1. Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. – 1998. – №3. – С. 3-11.
2. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. – М. : Смысл, 2000. – 456 с.
3. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев // Избр. психол. тр. – М.; Воронеж, 1995.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л. : ЛГУ, 1968. – 339 c.
5. Горелов, А. А. Социальная экология / А. А. Горелов. – М., 1998. – 262 с.
6. Тугаринов, В. П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. – Л. : ЛГУ, 1988.
7. Розин, Я. А. Ценностный подход в системе социологического знания / Я. А. Розин. – Киев : ИНД, 1987.
8. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов – М. : Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.
9. Кирьякова, А. В. Теория ориентации в мире ценностей : монография / А. В. Кирьякова. – Оренбург : ОГПИ, 1996. – 188 с.
10. Головных, Г. Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания / Г. Я. Головных // Философские науки. – 1989. – № 6.
11. Яковлева, Л. А. Формирование экологической культуры студентов // Условия гуманизации высшего профессионального образования : коллективная монография / под общ. ред. Л.И. Савва. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – С. 6-40.
12. Яковлева, Л. А. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов // Психолого-педагогические аспекты исследования проблем высшего образования: монография / под ред. О.В. Гневэк. – Уфа: РИО АСТЕРНА, 2015. – С. 135-158.
13. Монтень, М. Избранное: Из опытов / М. Монтень. – М., 1988.
14. Яковлева, Л. А. Экология: учебно-методический комплекс, 2-ое издание, Л.А. Яковлева. – М. : ФЛИНТА, 2015. – 4,5 а.л.