Священник в вузе: основные проблемы, подходы, необходимые компетенции, опыт взаимодействия со студентами и преподавателями
26.03.2022
Протоиерей Александр Сандырев
В начале XXI века Россия оказалась на грани «слома» традиционных ценностей отечественной культуры, что чревато не только утратой ориентиров развития, но и обострением деструктивных процессов, в том числе и среди молодежи. В свете сказанного работа священника в студенческой среде представляется весьма актуальной.
Основная цель работы священника с молодежью в вузе – помочь молодому человеку совершить правильный выбор в жизни, оказать помощь в формировании ценностной системы и мировоззрения. Как показывает опыт, священник может помочь сделать правильный выбор: найти профессию как призвание, узнать и понять значение традиционных семейных ценностей, приобщится к отеческой культурной традиции.
Сегодня перед священником стоят следующие актуальные задачи:
уберечь молодого человека от деструктивных процессов: асоциальное поведение, деструктивные субкультуры, употребление алкоголя и наркотических средств;
внести вклад в формирование позитивной социокультурной среды общения;
привлечь студентов к социальной жизни в форме добровольческой деятельности;
сформировать положительный образа Церкви в глазах студентов и преподавателей на конкретных примерах истории и культуры Отечества.
Священник в процессе работы в вузе сталкивается с целым кругом проблем.
1. Проблема восприятия священника молодежью: не секрет, что священника зачастую воспринимают как нечто архаичное, несовременное, не способное понять современного молодого человека и его проблемы. Поэтому именно проблема восприятия священника в вузе стоит сегодня достаточно остро.
2. Избрание коммуникативных приемов во взаимодействии с молодежной средой. Проблема заключается в том, что священник выбирает своим стилем общения такую форму, как наставление. Он привык, что на приходе его слушают и приходят за советом, но молодежь имеет критическое мышление (особенно студенческая молодежь), а священник входит в общение с ними не в форме диалога, но в форме назиданий.
3. Проблема языка общения: сформированный церковный язык, понятийный аппарат не всегда возможно применить в общении с молодежью, в результате при взгляде на одну и ту же проблему человек церкви видит ее через одну призму, а ищущий молодой человек видит ее другие грани. В результате возникает конфликт интерпретации и непонимание. Сегодня священник должен уметь интерпретировать современные проблемы, привлекая традиционные ценности и рассказывая о них на доступном и понятном молодежи языке.
Священник при работе в вузе должен обладать следующими компетенциями.
1. Готовность к культурному диалогу. Священник должен уметь выстроить отношения со студентом, найти точки соприкосновения, опираясь на примеры, зарекомендовавшие себя в духовно-нравственном, этическом и мировоззренческом аспектах.
2. Готовность к самообразованию. Священнику необходимо иметь образование не только в силу статуса, но и в силу того, что именно образование формирует устойчивое мировоззрение. Знающий студенческую жизнь не понаслышке, священник должен понимать все проблемы студента в повседневном, бытовом ключе.
3. Важны и личные качества священника: общительность, умение слушать, чувство такта, чувство юмора, умение отстоять свою мировоззренческую позицию, не навязывая ее собеседнику, но раскрывая для слушателя ее привлекательные стороны.
Подходы и методы. В процессе организации работы во главу угла должны быть поставлены системность и современность. Под системностью нами понимается следующее: недостаточным является проведение отдельных мероприятий время от времени. Важно, чтобы мероприятия были как бы звеньями одной цепи, проводились последовательно, являлись многоступенчатыми. Необходимо проводить мониторинг среди студентов о проведенных мероприятиях, постоянно совершенствуя и улучшая их качество. Мероприятия должны быть современными и поднимать проблемы, волнующие молодежь, это необходимо для того, чтобы студент добровольно захотел потратить на них свое время. Проектам необходимо обеспечение медиа– и интернет-ресурсами. Для успешного осуществления проектов также необходимо привлечение специалистов из среды педагогов и ученых.
Методы. Среди целого ряда методов, которые зарекомендовали себя как достаточно успешные при проведении мероприятий Отдела по работе с молодежью Екатеринбургской митрополии, в этой статье мы бы хотели выделить два.
1. Историко-культурный подход, который включает в себя интеллектуальные игры (в Екатеринбурге это проект «Познай Истину»), диспуты, патриотические мероприятия. Данный метод направлен на интеллектуальное развитие молодежи, повышение интереса к получению исторических знаний, формирование логического мышления и исторического мировоззрения. Так, вопросы, используемые в вузах в игре «Познай истину», ориентированы, в первую очередь, на понимание исторического процесса, роли Церкви в истории и культуре нашей страны, выявлению причинно-следственных связей исторических событий и их связи с процессом развития России. Вопрос развития интереса к отечественной истории и культуре у современной молодежи остается на сегодняшний день достаточно острым, поскольку объективное осмысление историко-культурного процесса является в наше время важным для создания оснований культурной самоидентификации современного российского общества и каждого человека в отдельности. Обращаясь к истории своего Отечества, современный молодой человек идентифицирует себя как носителя национальной культуры. Перед ним раскрываются лучшие культурные образцы Древней Руси, Императорской России, культурные события советской эпохи, современной России, своего родного края. Наша задача заключается в том, чтобы студент воспринимал себя как часть этой культурной динамики. Решение данной задачи должно способствовать становлению чувства профессиональной и гражданской ответственности современной молодежи.
2. Социально-краеведческий метод направлен на то, чтобы привлечь внимание молодёжи к возрождению православных традиций на Урале; создать краеведческие проекты современного служения православной молодёжи и молодёжных организаций (студенческих, добровольческих), опирающихся на православные ценности. Данный метод служит восстановлению исторической памяти о разрушенных и утраченных памятниках культуры; возрождению традиционных праздников.
В заключение отметим, что опыт взаимодействия со студентами и преподавателями показывает, что при проведении проектов важно учитывать следующие аспекты.
Важно уметь построить сотрудничество не только с руководством вузов в административном ключе (договоры, соглашения и т. д.), но и с конкретными преподавателями, педагогами, кураторами групп, которые профессионально занимаются воспитательным процессом, заинтересованы в культурном развитии студентов и активно участвуют в организации внеучебной деятельности студентов.
При создании и реализации проектов должны быть созданы такие условия, в которых православная и светская молодежь может взаимодействовать и свободно выстраивать диалог.
Реализуя в вузах свои проекты, священнику необходимо и важно достигнуть договоренности с администрацией о собственном участии в культурно-просветительских мероприятиях.
В начале XXI века Россия оказалась на грани «слома» традиционных ценностей отечественной культуры, что чревато не только утратой ориентиров развития, но и обострением деструктивных процессов, в том числе и среди молодежи. В свете сказанного работа священника в студенческой среде представляется весьма актуальной.
Основная цель работы священника с молодежью в вузе – помочь молодому человеку совершить правильный выбор в жизни, оказать помощь в формировании ценностной системы и мировоззрения. Как показывает опыт, священник может помочь сделать правильный выбор: найти профессию как призвание, узнать и понять значение традиционных семейных ценностей, приобщится к отеческой культурной традиции.
Сегодня перед священником стоят следующие актуальные задачи:
уберечь молодого человека от деструктивных процессов: асоциальное поведение, деструктивные субкультуры, употребление алкоголя и наркотических средств;
внести вклад в формирование позитивной социокультурной среды общения;
привлечь студентов к социальной жизни в форме добровольческой деятельности;
сформировать положительный образа Церкви в глазах студентов и преподавателей на конкретных примерах истории и культуры Отечества.
Священник в процессе работы в вузе сталкивается с целым кругом проблем.
1. Проблема восприятия священника молодежью: не секрет, что священника зачастую воспринимают как нечто архаичное, несовременное, не способное понять современного молодого человека и его проблемы. Поэтому именно проблема восприятия священника в вузе стоит сегодня достаточно остро.
2. Избрание коммуникативных приемов во взаимодействии с молодежной средой. Проблема заключается в том, что священник выбирает своим стилем общения такую форму, как наставление. Он привык, что на приходе его слушают и приходят за советом, но молодежь имеет критическое мышление (особенно студенческая молодежь), а священник входит в общение с ними не в форме диалога, но в форме назиданий.
3. Проблема языка общения: сформированный церковный язык, понятийный аппарат не всегда возможно применить в общении с молодежью, в результате при взгляде на одну и ту же проблему человек церкви видит ее через одну призму, а ищущий молодой человек видит ее другие грани. В результате возникает конфликт интерпретации и непонимание. Сегодня священник должен уметь интерпретировать современные проблемы, привлекая традиционные ценности и рассказывая о них на доступном и понятном молодежи языке.
Священник при работе в вузе должен обладать следующими компетенциями.
1. Готовность к культурному диалогу. Священник должен уметь выстроить отношения со студентом, найти точки соприкосновения, опираясь на примеры, зарекомендовавшие себя в духовно-нравственном, этическом и мировоззренческом аспектах.
2. Готовность к самообразованию. Священнику необходимо иметь образование не только в силу статуса, но и в силу того, что именно образование формирует устойчивое мировоззрение. Знающий студенческую жизнь не понаслышке, священник должен понимать все проблемы студента в повседневном, бытовом ключе.
3. Важны и личные качества священника: общительность, умение слушать, чувство такта, чувство юмора, умение отстоять свою мировоззренческую позицию, не навязывая ее собеседнику, но раскрывая для слушателя ее привлекательные стороны.
Подходы и методы. В процессе организации работы во главу угла должны быть поставлены системность и современность. Под системностью нами понимается следующее: недостаточным является проведение отдельных мероприятий время от времени. Важно, чтобы мероприятия были как бы звеньями одной цепи, проводились последовательно, являлись многоступенчатыми. Необходимо проводить мониторинг среди студентов о проведенных мероприятиях, постоянно совершенствуя и улучшая их качество. Мероприятия должны быть современными и поднимать проблемы, волнующие молодежь, это необходимо для того, чтобы студент добровольно захотел потратить на них свое время. Проектам необходимо обеспечение медиа– и интернет-ресурсами. Для успешного осуществления проектов также необходимо привлечение специалистов из среды педагогов и ученых.
Методы. Среди целого ряда методов, которые зарекомендовали себя как достаточно успешные при проведении мероприятий Отдела по работе с молодежью Екатеринбургской митрополии, в этой статье мы бы хотели выделить два.
1. Историко-культурный подход, который включает в себя интеллектуальные игры (в Екатеринбурге это проект «Познай Истину»), диспуты, патриотические мероприятия. Данный метод направлен на интеллектуальное развитие молодежи, повышение интереса к получению исторических знаний, формирование логического мышления и исторического мировоззрения. Так, вопросы, используемые в вузах в игре «Познай истину», ориентированы, в первую очередь, на понимание исторического процесса, роли Церкви в истории и культуре нашей страны, выявлению причинно-следственных связей исторических событий и их связи с процессом развития России. Вопрос развития интереса к отечественной истории и культуре у современной молодежи остается на сегодняшний день достаточно острым, поскольку объективное осмысление историко-культурного процесса является в наше время важным для создания оснований культурной самоидентификации современного российского общества и каждого человека в отдельности. Обращаясь к истории своего Отечества, современный молодой человек идентифицирует себя как носителя национальной культуры. Перед ним раскрываются лучшие культурные образцы Древней Руси, Императорской России, культурные события советской эпохи, современной России, своего родного края. Наша задача заключается в том, чтобы студент воспринимал себя как часть этой культурной динамики. Решение данной задачи должно способствовать становлению чувства профессиональной и гражданской ответственности современной молодежи.
2. Социально-краеведческий метод направлен на то, чтобы привлечь внимание молодёжи к возрождению православных традиций на Урале; создать краеведческие проекты современного служения православной молодёжи и молодёжных организаций (студенческих, добровольческих), опирающихся на православные ценности. Данный метод служит восстановлению исторической памяти о разрушенных и утраченных памятниках культуры; возрождению традиционных праздников.
В заключение отметим, что опыт взаимодействия со студентами и преподавателями показывает, что при проведении проектов важно учитывать следующие аспекты.
Важно уметь построить сотрудничество не только с руководством вузов в административном ключе (договоры, соглашения и т. д.), но и с конкретными преподавателями, педагогами, кураторами групп, которые профессионально занимаются воспитательным процессом, заинтересованы в культурном развитии студентов и активно участвуют в организации внеучебной деятельности студентов.
При создании и реализации проектов должны быть созданы такие условия, в которых православная и светская молодежь может взаимодействовать и свободно выстраивать диалог.
Реализуя в вузах свои проекты, священнику необходимо и важно достигнуть договоренности с администрацией о собственном участии в культурно-просветительских мероприятиях.