СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР ЧУЛКОВ
29.12.2024
УДК 271.2-726.3
Ярошецкий А. Б.,
краевед (г. Карталы)
СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР ЧУЛКОВ
Аннотация. В статье впервые представлено краткое жизнеописание священника Александра Чулкова. Основные этапы жизни священника были открыты из материалов архивов ОГАОО и ОГАЧО. Многие архивные данные публикуются впервые. Особую ценность представляет следственное дело Александра Ивановича Чулкова 1937 г., хранящееся в фондах ОГАЧО. Александр Чулков 16 лет отслужил псаломщиком в Лейпцигском приходе. Одновременно он усердно и бесплатно исполнял должность учителя в организованной им церковно-приходской школе грамотности при Лейпцигской церкви. Став священником, Александр Чулков 16 лет был настоятелем Княженского прихода, который сейчас относится к Магнитогорской епархии. Далее он 15 лет прослужил священником в своем родном Бородиновском приходе. Итого 47 лет священник Александр Чулков прослужил в казачьих приходах Южного Урала. Был репрессирован в 1937 г. и мученически окончил свой христианский путь. Данная статья открывает новые страницы в церковной истории региона.
Ключевые слова: Протоиерей Гавриил Аманацкий, город Троицк, священник Иоанн Чул-ков, Александр Чулков, Бородиновский поселок, Лейпцигский приход, епископ Оренбург-ский и Уральский Макарий, протокол допроса.
PRIEST ALEXANDER CHULKOV
Abstract. The article presents for the first time a brief biography of the priest Alexander Chul-kov. The main stages of the priest's life were discovered from the materials of the archives of the ОGAOO and OGACHO. Many archived data are being published for the first time. Of particular value is the investigative case of Alexander Ivanovich Chulkov in 1937, which is stored in the OGACHO funds. Alexander Chulkov served as a psalmist in the Leipzig parish for 16 years. At the same time, he diligently and free of charge filled the position of a teacher at the parochial school of literacy at the Leipzig Church, which he organized. After becoming a priest, Alexander Chulkov was the rector of the Prince's Parish for 16 years, which now belongs to the Magnitogorsk diocese. Then he served as a priest in his native Borodino parish for 15 years. In total, priest Alexander Chulkov served in the Cossack parishes of the Southern Urals for 47 years. He was repressed in 1937 and ended his Christian path as a martyr. This article opens new pages in the church history of the region.
Keywords: Archpriest Gabriel Amanatsky, the city of Troitsk, Priest John Chulkov, Alexander Chulkov, Borodinovsky settlement, Leipzig Parish, Bishop Makarii of Orenburg and Ural, in-terrogation protocol.
Родился Александр Чулков 19 ноября 1867 г. в казачьей станице Клястицкой Троицкого уезда в семье священника Иоанна Семеновича Чулкова, который был настоятелем местного храма. Здесь же, в храме в честь Рождества Христова, 21 ноября 1867 г. Александр был крещен благочинным протоиереем города Троицка Гавриилом Аманацким. Он же был записан в метриках как восприемник (т. е. крестный отец). А восприемницей была записана его дочь, девица Екатерина Гаврииловна Аманацкая [1]. Это говорит о том, что семейства священников Аманацкого и Чулкова крепко дружили и духовно породнились.
Надо отметить, что священник Гавриил Терентьевич Аманацкий был весьма ува-жаемым пастырем и общественным деятелем г. Троицка. В 1861 г. он был переведен из г. Верхнеуральска в г. Троицк настоятелем собора в честь Святой Троицы. По его инициа-тиве в Троицке открылись женское училище (позднее прогимназия) и церковно-приходское училище (с обучением портняжному и сапожному мастерству), при котором были созданы приют для бедных мальчиков и церковно-приходское попечительство (под председательством о. Гавриила Аманацкого). Он положил начало летописанию Свято-Троицкого соборного храма и прихода.
По мысли и при непосредственном участии протоиерея Свято-Троицкого собора Гавриила Аманацкого, в сентябре 1870 г. была произведена закладка каменной часовни на кладбище. Позднее было решено преобразовать часовню в каменную кладбищенскую церковь во имя великомученика Димитрия Солунского. При Гаврииле Терентьевиче со-стоялась закладка кладбищ, в 1863 г. закладка монастырского храма в честь Преображе-ния Господня, а в 1868 г. церкви во имя Архистратига Божия Михаила. За 10 лет своего пребывания и служения в г. Троицке, протоиерей Гавриил Аманацкий внес огромный просветительский вклад и оставил по себе незабвенную память. Преставился он 3 мая 1871 г. [2]. Вот такой личностью был крестный отец младенца Александра Чулкова.
10 июля 1869 г. священник Иоанн Семенович Чулков был переведен к Михайло-Архангельской церкви Бородинского казачьего поселка, где он в последующем прослу-жил 35 лет до самой смерти 14 февраля 1905 г. [3]. Он с женой Марией Никифоровной вырастил и воспитал 12 детей. 8 сыновей пошли по стопам отца, стали священнослужи-телями. Почти все они были репрессированы в годы советской власти. Именно Бородиновский поселок стал малой родиной для Александра Ивановича Чулкова. Здесь он вырос и возмужал, здесь же впоследствии 15 лет был настоятелем храма. В «анкете арестованного» он сам незадолго до смерти записал местом своего рождения – поселок Бородиновский, а год рождения – 1866-й. Александр в течении 4-х лет окончил курс в Челябинском городском училище 12 июня 1885 г. Далее был определен на должность псаломщика в Лейпцигский приход епископом Оренбургским и Уральским Макарием (Троицким) 8 декабря 1887 г. Тогда казачий поселок Лейпциг был приписным к Бородинскому приходу.
Самостоятельным Лейпцигский приход стал 25 июня 1892 г. Александр Иванович Чулков 16 лет отслужил псаломщиком в Лейпцигском приходе. Одновременно он стал усердно и бесплатно исполнять должность учителя церковно-приходской школы грамотности при Лейпцигской церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери с мо-мента ее открытия 22 октября 1888 г. по разрешению епископа Оренбургского и Уральского Макария (Троицкого). Эта церковно-приходская школа была единственной во всём 14-м благочинническом округе. Во всех остальных казачьих поселках благочиния имелись казачьи школы, которые финансировались из казны Оренбургского Казачьего Войска. А церковно-приходская школа имела более высокий статус в плане духовного образования.
Административно такие школы подчинялись с 1880-х годов Министерству народ-ного просвещения. 13 июня 1884 г. были Высочайше утверждены «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (2-годичные) и двухкласс-ные (4-годичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история. Видимо, идея создания такой церковно-приходской школы в Лейп-цигском поселке принадлежала псаломщику Александру Чулкову, и он стоит у истоков ее основания. Поначалу эта школа не имела средств и помещалась в церковной сторожке. Поэтому Александр Чулков выделял для содержания новой школы деньги из своих средств.
За безвозмездное обучение детей в церковной школе грамотности он был награжден Архипастырским благословением 12 января 1890 г. Эта информация есть в рапорте благочинного 14-го округа священника о. Иоанна Чулкова на имя епископа Макария (Троицкого) от 10 февраля 1892 г.: «Сим имею честь почтительнейше рапор-товать Вашему Преосвященству следующее:
(…) 6) Из псаломщиков Бородинского прихода приписной Лейпцигской Казанской церкви Александр Чулков отличается усердием в учительской должности, каковую несет безвозмездно с 1888 г., по определению Вашего Преосвященства, в Лейцигской церков-ной школе грамотности с уделением из своих средств на нужды школы, за что в 1890 г. резолюциею Вашего Преосвященства от 12 января награжден Архипастырским благо-словением.
(…) 8) Церковно-приходских школ в 14-м благочинническом округе, кроме одной школы грамотности при церкви Лейпцигской, нет, а есть казачьи школы грамотности, коих считается 29, они находятся под ведением казачьего начальства» [4].
Александр Чулков был рукоположен в дьякона в 1897 г.
Есть интересная запись в метрической книге Лейпцигского прихода в мае 1902 г.: «25 мая 1902 г. родился, а 26 мая был крещен младенец Георгий. Родители – Лейпцигского прихода Казанско-Богородицкой церкви диакон Александр Иванович Чулков и законная жена его Анна Иванова. Восприемники – Бородинского прихода священник Иоанн Симеонов Чулков и жена священника г. Троицка Михаила Иванова Чулкова – Ольга Львова. Таинство крещения совершил священник Иоанн Симеонов Чулков. При крещении присутствовали Иоанн и Ольга Александрова Чулковы» [5]. Интересно, что крестным отцом младенца Георгия стал его родной дедушка протоиерей Иоанн Чулков, который и совершил таинство крещения.
В 1902 г. дьякон Александр Чулков окончил курсы священников. 30 января 1904 г. Преосвященным Иоакимом (Левицким), епископом Оренбургским и Уральским, он был рукоположен во священника к церкви Княженского казачьего поселка Верхнеуральского уезда [6]. 22 августа 1912 г. о. Александр Чулков был перемещен к церкви хутора Ново-московского Челябинского уезда, но с 18 сентября 1912 г. был оставлен при Вознесен-ской церкви Княженского поселка по прошению. 20 октября 1915 г. иерей Александр Чулков был утвержден членом благочиннического совета по 5-му Великопетровскому округу [7]. 16 лет о. Александр руководил Княженским приходом. Сейчас он относится к Брединскому району Челябинской области. По всей видимости, и в Княженском приходе иерей Александр Чулков был учителем в казачьей школе.
Далее священник Александр Чулков был возвращен на свою малую родину – в Бо-родиновский поселок. После смерти от тифа родного брата священника Вениамина Чул-кова в 1919 г., руководившим Бородиновским приходом, о. Александр становится на-стоятелем этого прихода в 1920 г. Бородинский приход в первой половине 30-х годов входил в Троицкое благочиние. В 1934-1935 гг. Бородинский приход был единственным сохранившимся действующим приходом в Варненском районе. Настоятелем этого при-хода до его окончательного закрытия советской властью был священник Александр Чул-ков[8]. В списке лиц, лишенных избирательных прав по Бородинскому сельсовету в на-чале 30-х годов, под первым номером были священник Александр Чулков (1866 г.р.), его жена Анна (1871 г.р.) и две их дочери – Валентина (1908 г.р.) и Зоя (1909 г.р.). Под третьим номером числилось семейство псаломщика Ивана Александровича Холмогорце-ва (1896 г.р.) и его жены Александры (1898 г.р.) [9].
Закрыли церковный приход в Бородиновке постановлением президиума Челябин-ского облисполкома от 12 июля 1935 г. Иерей Александр Чулков 15 лет прослужил здесь настоятелем. Священническая династия Чулковых (протоиерей Иоанн и два его сына) окормляла Бородиновский приход и приписные к нему около 65 лет. Отец Иоанн Чулков – 35 лет (1869–1905), отец Вениамин Чулков – 14 лет (1905–1919 гг.), отец Александр Чулков – 15 лет (1920–1935 гг.).
В 20-е годы ХХ-го века на Южном Урале, как и везде по стране, большую актив-ность проявляли так называемые «живоцерковники» или «обновленцы». Советская власть хотела уничтожить Церковь изнутри, создать в ней под видом «обновления» рас-кол. В результате ряд церковных приходов уклонился в обновленческий раскол. Простой верующий народ в своем большинстве резко отрицательно относился к обновленчеству. Подавляющее большинство православных приходов отвергли обновленчество и были «тихоновского» направления (то есть подчиняющихся патриар-ху Тихону). В Варненском районе из 18 зарегистрированных в 1924 году в г. Троицке церковных приходов – 14 были «тихоновского» направления [10]. В том числе и Бо-родиновский приход, настоятелем которого был о. Александр Чулков. В том, что Бородиновский приход был до своего закрытия «тихоновского» направления и дольше всех был действующим в Варненском районе, есть немалая заслуга священника Александра Чулкова. На его долю выпало много скорбей в советское время. В целом 47 лет Александр Чулков прослужил в казачьих церковных приходах Южного Урала.
После закрытия Бородиновского прихода о. Александр Чулков вместе со своей же-ной Анной переехал жить к своему сыну Георгию в г. Троицк (Селивановский переулок, № 17). 70-летнего священника Александра Чулкова арестовали 23 ноября 1937 г. в Тро-ицке, как якобы «участника контрреволюционной повстанческой террористической ор-ганизации духовенства г. Троицка» [11]. Сначала он содержался в Троицкой тюрьме. В «Постановлении об избрании меры пресечении и предъявлении обвинения» есть данные, что он является безработным, женатым и ранее судился «за невыполнение мясопоста-вок», «отбыл 2 года лишения свободы». В «Протоколе допроса» указано, что судился он «за невыполнение мясопоставок в 1934 г.» и осужден на 1 год ИТР (исправительно-трудовых работ). В «Анкете арестованного» указано, что о. Александр на момент ареста – «неимущий», «находится с женой на иждивении у сына». В этой анкете приведены данные, что до 1917 г. о. Александр имел имущество – «машину лобогрейку, плуг, 12 лошадей, 6 коров, 50 овец, трёх телят», а до 1929 г. – «три лошади, две коровы, два под-ростка, 12 овец и 3 козы». Также в анкете указано состояние здоровья на момент ареста – «грыжа» [11].
В «Протоколе допроса» о. Александр сначала отрицает, что был участником контр-революционной террористической организации. Но потом, под давлением следователя, дает следующие показания: «В контрреволюционную повстанческую организацию был вовлечён бывшим священником Николаем Феофиловым весной 1937 г. Я в это время прибыл в г. Троицк из Варненского района Челябинской области, где служил священни-ком в одном из поселков Липцы (так назывался в просторечии поселок Лейпциг – ред.). Проживая в г. Троицке, нигде не работая, часто посещал церковь, в которой служили священниками Феофилов Николай и Кремлёв Николай. Часто посещая квартиры Феофи-лова и Кремлёва, (…) в своих беседах высказывали контрреволюционные взгляды против политики партии и советской власти и приходили к выводу о необходимости вооруженного восстания внутри страны в момент возникновения войны СССР с Германией и Японией. (…) Мне Феофилов сказал, что нам нужна не власть коммунистов, а власть фашистов. (…) Я вел активную контрреволюционную агитацию против советской власти и ее руководства» [11].
8 декабря 1937 г. заседанием Тройки УНКВД по Челябинской области священник Александр Чулков приговорен к расстрелу. Был переправлен в Челябинскую тюрьму. Приговор приведен в исполнение в г. Челябинске 29 декабря 1937 г. в 21 час [11].
Список литературы
1. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. И-226. О.1. Д. 421.Л. 236.
2. Челябинская область. Род священнослужителей Аманацких. URL: http://chel-ortal.ru/ (дата обращения: 19.10.2024).
3. Объединенный государственный архив Оренбургской области ОГАОО. Ф.173. О.6. Д.11054. Л.907об.
4. ОГАОО. Ф.173. Оп.3. Д.4843. Л.192-193.
5. ОГАЧО. Ф.И-226. Оп.38. Д.21. Л.224об.-225.
6. Оренбургские епархиальные ведомости. Сведения по епархии.1904. № 5. С.58-59.
7. Духовенство и церковные деятели Оренбургской епархии по публикациям «Оренбургских епархиальных ведомостей» 1912–1917 гг. Справ. изд. / Сост. А. Г. Щегольков. Т. II. С.546.
8. ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп.3. Д.4254. Л.44.
9. Кобзов В. С. Варна сквозь призму времен. Екатеринбург, 2013. С.190.
10. МБУ «Архив г. Троицка». Ф.425. Оп.1. Д.5. Л.11-15.
11. ОГАЧО. Ф.Р-467. Оп.4. Д. 4609. Л.1-38.
Ярошецкий А. Б.,
краевед (г. Карталы)
СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР ЧУЛКОВ
Аннотация. В статье впервые представлено краткое жизнеописание священника Александра Чулкова. Основные этапы жизни священника были открыты из материалов архивов ОГАОО и ОГАЧО. Многие архивные данные публикуются впервые. Особую ценность представляет следственное дело Александра Ивановича Чулкова 1937 г., хранящееся в фондах ОГАЧО. Александр Чулков 16 лет отслужил псаломщиком в Лейпцигском приходе. Одновременно он усердно и бесплатно исполнял должность учителя в организованной им церковно-приходской школе грамотности при Лейпцигской церкви. Став священником, Александр Чулков 16 лет был настоятелем Княженского прихода, который сейчас относится к Магнитогорской епархии. Далее он 15 лет прослужил священником в своем родном Бородиновском приходе. Итого 47 лет священник Александр Чулков прослужил в казачьих приходах Южного Урала. Был репрессирован в 1937 г. и мученически окончил свой христианский путь. Данная статья открывает новые страницы в церковной истории региона.
Ключевые слова: Протоиерей Гавриил Аманацкий, город Троицк, священник Иоанн Чул-ков, Александр Чулков, Бородиновский поселок, Лейпцигский приход, епископ Оренбург-ский и Уральский Макарий, протокол допроса.
PRIEST ALEXANDER CHULKOV
Abstract. The article presents for the first time a brief biography of the priest Alexander Chul-kov. The main stages of the priest's life were discovered from the materials of the archives of the ОGAOO and OGACHO. Many archived data are being published for the first time. Of particular value is the investigative case of Alexander Ivanovich Chulkov in 1937, which is stored in the OGACHO funds. Alexander Chulkov served as a psalmist in the Leipzig parish for 16 years. At the same time, he diligently and free of charge filled the position of a teacher at the parochial school of literacy at the Leipzig Church, which he organized. After becoming a priest, Alexander Chulkov was the rector of the Prince's Parish for 16 years, which now belongs to the Magnitogorsk diocese. Then he served as a priest in his native Borodino parish for 15 years. In total, priest Alexander Chulkov served in the Cossack parishes of the Southern Urals for 47 years. He was repressed in 1937 and ended his Christian path as a martyr. This article opens new pages in the church history of the region.
Keywords: Archpriest Gabriel Amanatsky, the city of Troitsk, Priest John Chulkov, Alexander Chulkov, Borodinovsky settlement, Leipzig Parish, Bishop Makarii of Orenburg and Ural, in-terrogation protocol.
Родился Александр Чулков 19 ноября 1867 г. в казачьей станице Клястицкой Троицкого уезда в семье священника Иоанна Семеновича Чулкова, который был настоятелем местного храма. Здесь же, в храме в честь Рождества Христова, 21 ноября 1867 г. Александр был крещен благочинным протоиереем города Троицка Гавриилом Аманацким. Он же был записан в метриках как восприемник (т. е. крестный отец). А восприемницей была записана его дочь, девица Екатерина Гаврииловна Аманацкая [1]. Это говорит о том, что семейства священников Аманацкого и Чулкова крепко дружили и духовно породнились.
Надо отметить, что священник Гавриил Терентьевич Аманацкий был весьма ува-жаемым пастырем и общественным деятелем г. Троицка. В 1861 г. он был переведен из г. Верхнеуральска в г. Троицк настоятелем собора в честь Святой Троицы. По его инициа-тиве в Троицке открылись женское училище (позднее прогимназия) и церковно-приходское училище (с обучением портняжному и сапожному мастерству), при котором были созданы приют для бедных мальчиков и церковно-приходское попечительство (под председательством о. Гавриила Аманацкого). Он положил начало летописанию Свято-Троицкого соборного храма и прихода.
По мысли и при непосредственном участии протоиерея Свято-Троицкого собора Гавриила Аманацкого, в сентябре 1870 г. была произведена закладка каменной часовни на кладбище. Позднее было решено преобразовать часовню в каменную кладбищенскую церковь во имя великомученика Димитрия Солунского. При Гаврииле Терентьевиче со-стоялась закладка кладбищ, в 1863 г. закладка монастырского храма в честь Преображе-ния Господня, а в 1868 г. церкви во имя Архистратига Божия Михаила. За 10 лет своего пребывания и служения в г. Троицке, протоиерей Гавриил Аманацкий внес огромный просветительский вклад и оставил по себе незабвенную память. Преставился он 3 мая 1871 г. [2]. Вот такой личностью был крестный отец младенца Александра Чулкова.
10 июля 1869 г. священник Иоанн Семенович Чулков был переведен к Михайло-Архангельской церкви Бородинского казачьего поселка, где он в последующем прослу-жил 35 лет до самой смерти 14 февраля 1905 г. [3]. Он с женой Марией Никифоровной вырастил и воспитал 12 детей. 8 сыновей пошли по стопам отца, стали священнослужи-телями. Почти все они были репрессированы в годы советской власти. Именно Бородиновский поселок стал малой родиной для Александра Ивановича Чулкова. Здесь он вырос и возмужал, здесь же впоследствии 15 лет был настоятелем храма. В «анкете арестованного» он сам незадолго до смерти записал местом своего рождения – поселок Бородиновский, а год рождения – 1866-й. Александр в течении 4-х лет окончил курс в Челябинском городском училище 12 июня 1885 г. Далее был определен на должность псаломщика в Лейпцигский приход епископом Оренбургским и Уральским Макарием (Троицким) 8 декабря 1887 г. Тогда казачий поселок Лейпциг был приписным к Бородинскому приходу.
Самостоятельным Лейпцигский приход стал 25 июня 1892 г. Александр Иванович Чулков 16 лет отслужил псаломщиком в Лейпцигском приходе. Одновременно он стал усердно и бесплатно исполнять должность учителя церковно-приходской школы грамотности при Лейпцигской церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери с мо-мента ее открытия 22 октября 1888 г. по разрешению епископа Оренбургского и Уральского Макария (Троицкого). Эта церковно-приходская школа была единственной во всём 14-м благочинническом округе. Во всех остальных казачьих поселках благочиния имелись казачьи школы, которые финансировались из казны Оренбургского Казачьего Войска. А церковно-приходская школа имела более высокий статус в плане духовного образования.
Административно такие школы подчинялись с 1880-х годов Министерству народ-ного просвещения. 13 июня 1884 г. были Высочайше утверждены «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (2-годичные) и двухкласс-ные (4-годичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история. Видимо, идея создания такой церковно-приходской школы в Лейп-цигском поселке принадлежала псаломщику Александру Чулкову, и он стоит у истоков ее основания. Поначалу эта школа не имела средств и помещалась в церковной сторожке. Поэтому Александр Чулков выделял для содержания новой школы деньги из своих средств.
За безвозмездное обучение детей в церковной школе грамотности он был награжден Архипастырским благословением 12 января 1890 г. Эта информация есть в рапорте благочинного 14-го округа священника о. Иоанна Чулкова на имя епископа Макария (Троицкого) от 10 февраля 1892 г.: «Сим имею честь почтительнейше рапор-товать Вашему Преосвященству следующее:
(…) 6) Из псаломщиков Бородинского прихода приписной Лейпцигской Казанской церкви Александр Чулков отличается усердием в учительской должности, каковую несет безвозмездно с 1888 г., по определению Вашего Преосвященства, в Лейцигской церков-ной школе грамотности с уделением из своих средств на нужды школы, за что в 1890 г. резолюциею Вашего Преосвященства от 12 января награжден Архипастырским благо-словением.
(…) 8) Церковно-приходских школ в 14-м благочинническом округе, кроме одной школы грамотности при церкви Лейпцигской, нет, а есть казачьи школы грамотности, коих считается 29, они находятся под ведением казачьего начальства» [4].
Александр Чулков был рукоположен в дьякона в 1897 г.
Есть интересная запись в метрической книге Лейпцигского прихода в мае 1902 г.: «25 мая 1902 г. родился, а 26 мая был крещен младенец Георгий. Родители – Лейпцигского прихода Казанско-Богородицкой церкви диакон Александр Иванович Чулков и законная жена его Анна Иванова. Восприемники – Бородинского прихода священник Иоанн Симеонов Чулков и жена священника г. Троицка Михаила Иванова Чулкова – Ольга Львова. Таинство крещения совершил священник Иоанн Симеонов Чулков. При крещении присутствовали Иоанн и Ольга Александрова Чулковы» [5]. Интересно, что крестным отцом младенца Георгия стал его родной дедушка протоиерей Иоанн Чулков, который и совершил таинство крещения.
В 1902 г. дьякон Александр Чулков окончил курсы священников. 30 января 1904 г. Преосвященным Иоакимом (Левицким), епископом Оренбургским и Уральским, он был рукоположен во священника к церкви Княженского казачьего поселка Верхнеуральского уезда [6]. 22 августа 1912 г. о. Александр Чулков был перемещен к церкви хутора Ново-московского Челябинского уезда, но с 18 сентября 1912 г. был оставлен при Вознесен-ской церкви Княженского поселка по прошению. 20 октября 1915 г. иерей Александр Чулков был утвержден членом благочиннического совета по 5-му Великопетровскому округу [7]. 16 лет о. Александр руководил Княженским приходом. Сейчас он относится к Брединскому району Челябинской области. По всей видимости, и в Княженском приходе иерей Александр Чулков был учителем в казачьей школе.
Далее священник Александр Чулков был возвращен на свою малую родину – в Бо-родиновский поселок. После смерти от тифа родного брата священника Вениамина Чул-кова в 1919 г., руководившим Бородиновским приходом, о. Александр становится на-стоятелем этого прихода в 1920 г. Бородинский приход в первой половине 30-х годов входил в Троицкое благочиние. В 1934-1935 гг. Бородинский приход был единственным сохранившимся действующим приходом в Варненском районе. Настоятелем этого при-хода до его окончательного закрытия советской властью был священник Александр Чул-ков[8]. В списке лиц, лишенных избирательных прав по Бородинскому сельсовету в на-чале 30-х годов, под первым номером были священник Александр Чулков (1866 г.р.), его жена Анна (1871 г.р.) и две их дочери – Валентина (1908 г.р.) и Зоя (1909 г.р.). Под третьим номером числилось семейство псаломщика Ивана Александровича Холмогорце-ва (1896 г.р.) и его жены Александры (1898 г.р.) [9].
Закрыли церковный приход в Бородиновке постановлением президиума Челябин-ского облисполкома от 12 июля 1935 г. Иерей Александр Чулков 15 лет прослужил здесь настоятелем. Священническая династия Чулковых (протоиерей Иоанн и два его сына) окормляла Бородиновский приход и приписные к нему около 65 лет. Отец Иоанн Чулков – 35 лет (1869–1905), отец Вениамин Чулков – 14 лет (1905–1919 гг.), отец Александр Чулков – 15 лет (1920–1935 гг.).
В 20-е годы ХХ-го века на Южном Урале, как и везде по стране, большую актив-ность проявляли так называемые «живоцерковники» или «обновленцы». Советская власть хотела уничтожить Церковь изнутри, создать в ней под видом «обновления» рас-кол. В результате ряд церковных приходов уклонился в обновленческий раскол. Простой верующий народ в своем большинстве резко отрицательно относился к обновленчеству. Подавляющее большинство православных приходов отвергли обновленчество и были «тихоновского» направления (то есть подчиняющихся патриар-ху Тихону). В Варненском районе из 18 зарегистрированных в 1924 году в г. Троицке церковных приходов – 14 были «тихоновского» направления [10]. В том числе и Бо-родиновский приход, настоятелем которого был о. Александр Чулков. В том, что Бородиновский приход был до своего закрытия «тихоновского» направления и дольше всех был действующим в Варненском районе, есть немалая заслуга священника Александра Чулкова. На его долю выпало много скорбей в советское время. В целом 47 лет Александр Чулков прослужил в казачьих церковных приходах Южного Урала.
После закрытия Бородиновского прихода о. Александр Чулков вместе со своей же-ной Анной переехал жить к своему сыну Георгию в г. Троицк (Селивановский переулок, № 17). 70-летнего священника Александра Чулкова арестовали 23 ноября 1937 г. в Тро-ицке, как якобы «участника контрреволюционной повстанческой террористической ор-ганизации духовенства г. Троицка» [11]. Сначала он содержался в Троицкой тюрьме. В «Постановлении об избрании меры пресечении и предъявлении обвинения» есть данные, что он является безработным, женатым и ранее судился «за невыполнение мясопоста-вок», «отбыл 2 года лишения свободы». В «Протоколе допроса» указано, что судился он «за невыполнение мясопоставок в 1934 г.» и осужден на 1 год ИТР (исправительно-трудовых работ). В «Анкете арестованного» указано, что о. Александр на момент ареста – «неимущий», «находится с женой на иждивении у сына». В этой анкете приведены данные, что до 1917 г. о. Александр имел имущество – «машину лобогрейку, плуг, 12 лошадей, 6 коров, 50 овец, трёх телят», а до 1929 г. – «три лошади, две коровы, два под-ростка, 12 овец и 3 козы». Также в анкете указано состояние здоровья на момент ареста – «грыжа» [11].
В «Протоколе допроса» о. Александр сначала отрицает, что был участником контр-революционной террористической организации. Но потом, под давлением следователя, дает следующие показания: «В контрреволюционную повстанческую организацию был вовлечён бывшим священником Николаем Феофиловым весной 1937 г. Я в это время прибыл в г. Троицк из Варненского района Челябинской области, где служил священни-ком в одном из поселков Липцы (так назывался в просторечии поселок Лейпциг – ред.). Проживая в г. Троицке, нигде не работая, часто посещал церковь, в которой служили священниками Феофилов Николай и Кремлёв Николай. Часто посещая квартиры Феофи-лова и Кремлёва, (…) в своих беседах высказывали контрреволюционные взгляды против политики партии и советской власти и приходили к выводу о необходимости вооруженного восстания внутри страны в момент возникновения войны СССР с Германией и Японией. (…) Мне Феофилов сказал, что нам нужна не власть коммунистов, а власть фашистов. (…) Я вел активную контрреволюционную агитацию против советской власти и ее руководства» [11].
8 декабря 1937 г. заседанием Тройки УНКВД по Челябинской области священник Александр Чулков приговорен к расстрелу. Был переправлен в Челябинскую тюрьму. Приговор приведен в исполнение в г. Челябинске 29 декабря 1937 г. в 21 час [11].
Список литературы
1. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. И-226. О.1. Д. 421.Л. 236.
2. Челябинская область. Род священнослужителей Аманацких. URL: http://chel-ortal.ru/ (дата обращения: 19.10.2024).
3. Объединенный государственный архив Оренбургской области ОГАОО. Ф.173. О.6. Д.11054. Л.907об.
4. ОГАОО. Ф.173. Оп.3. Д.4843. Л.192-193.
5. ОГАЧО. Ф.И-226. Оп.38. Д.21. Л.224об.-225.
6. Оренбургские епархиальные ведомости. Сведения по епархии.1904. № 5. С.58-59.
7. Духовенство и церковные деятели Оренбургской епархии по публикациям «Оренбургских епархиальных ведомостей» 1912–1917 гг. Справ. изд. / Сост. А. Г. Щегольков. Т. II. С.546.
8. ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп.3. Д.4254. Л.44.
9. Кобзов В. С. Варна сквозь призму времен. Екатеринбург, 2013. С.190.
10. МБУ «Архив г. Троицка». Ф.425. Оп.1. Д.5. Л.11-15.
11. ОГАЧО. Ф.Р-467. Оп.4. Д. 4609. Л.1-38.