Задать вопрос
Статьи

СВОБОДА ОТ ЧУЖОГО МНЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО

02.11.2021
Лушина Татьяна Сергеевна,
студент МГТУ им. Г. И. Носова,

г. Магнитогорск

lushina93@bk.ru

История не стоит на месте, человек меняется, однако его внутренняя человеческая сущность остается все та же: она жаждет познать смысл жизни и прибавить ценность своему существованию. Для каждого этапа развития и становления личности характерен период поиска смысла жизни. Особенно ревностными искателями была и остается молодежь, которая часто ищет ответы в литературе, философии и в других областях. «Проклятый вопрос философии и истории», как говорил Г. Гейне, определяет стремления, начинания и даже сам быт человека. Часто люди пытаются ответить на этот вопрос по причине отсутствия у них «своего» места в жизни. Ощущая огромную пропасть между самим собой и обществом, индивид ищет те точки соприкосновения, которые позволили бы ему существовать с миром в гармонии. Если понять смысл жизни, станет ясно, как преодолеть любые жизненные испытания и невзгоды, а также решать многие личные и общественные задачи.

Выработанная писателем Л. Н. Толстым философия, подкрепленная его жизненным опытом, до сих пор отвечает запросам современного человека. Молодое поколение, в том числе и в наше время, часто обращается к трудам всемирно известного философа, потому что метания мыслей, смена идеалов, проблемы понимания окружающего мира и, наконец, выбор истинного пути – все эти волнения и искания присущи не только великому гению, жившему более 100 лет назад, но и нам, отчасти потерявшейся современной молодежи. Сам Л. Н. Толстой, будучи молодым дворянином, долго и упорно искал то, за что можно зацепиться в мире, что действительно имеет самоценность. В своих первых произведениях начинающий писатель был полон решимости найти такой смысл жизни, который бы показывал его в лучшем свете: «Я сам всегда не в своей тарелке с людьми, которых я или не люблю, или очень люблю. Отчего бы это? Оттого, что одним хочешь показать, что не любишь, а другим, что любишь, а показать то, что хочешь, очень трудно» [2]. Л. Н. Толстой большое внимание уделял манерам, придворному этикету, дабы казаться в глазах людей хорошо воспитанным и галантным человеком.

Помимо этого для молодого философа не последнее место в его жизни занимало изменение своей личности физически, умственно и «нравственно» с тем, чтобы произвести хорошее впечатление и на других, и на себя. Для того чтобы не оказаться пустым человеком, молодой философ избирал для себя новые усовершенствования. Самосовершенствование являлось главной целью молодого человека, что отражается в его ранних произведениях 1850-х г. «Надо не выдумывать ее [цель], но найти такую, которая бы была сообразна с наклонностями человека, которая бы и прежде существовала, но которую я только бы сознал. Такого рода цель я, мне кажется, нашел: всестороннее образование и развитие всех способностей», – отмечал в своих рассуждениях Л. Н. Толстой [2].

Именно такого рода подход к усовершенствованию себя приводит писателя к осмыслению жизни. В случае проявления слабости, пороков и страстей приходило осознание проживания недобродетельной жизни, поэтому публицист, по мнению Л. Н. Толстого, обязан бороться со своими недостатками. «Сделай себе правила добродетели и следуй им. Это говорила частица ума, которая занимается критикой», – размышлял Л. Н. Толстой [2]. Ахиллесова пята молодого человека лишь только и состояла из слабостей духа, которые возможно было уничтожить описанием и фиксированием в дневнике: «Добродетель дает счастье потому, что счастье дает добродетель. Всякий раз, когда я пишу дневник откровенно, я не испытываю никакой досады на себя за слабости; мне кажется, что ежели я в них признался, то их уже нет» – писал мыслитель [2].

По прошествии десятков лет, Л. Н. Толстой сообщил о своих глупых замыслах. Его собственные взгляды не пользовались в обществе никакой поддержкой. Молодой писатель «всею душой желал быть хорошим…» для общества, чтил законы, по которым нужно играть для того, чтобы стать тем, кем восхищаются, и кого потом будут приводить в пример [3]. Придаваясь страстям и прочим порокам, автор поначалу испытывал чувства гордости и совершенства, им были «довольны», он походил на действительно взрослого человека. Хвала и поощрения посыпались на молодого человека, как только он спрятал свои душевные желания. «Всякий раз, когда я пытался выказывать то, что составляло самые задушевные мои желания: то, что я хочу быть нравственно хорошим, я встречал презрение и насмешки; а как только я предавался гадким страстям, меня хвалили и поощряли», – говорил в своем монументальном труде «Исповедь» Л. Н. Толстой [3].

В связи с этим, проблема понимания своего смысла существования шла бок о бок с проблемой покорности чужому или общественному мнению. Чувство страха перестать соответствовать запросам общества толкало и толкает человека поддаться этому «общественному искушению» и принять социальные стандарты выживания. Русский публицист впоследствии понял это в череде проходящих лет. Ведь «честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, любострастие, гордость, гнев, месть – всё это уважалось» [3]. Общественное мнение постепенно довлело, и генерирование собственных ответов на философские вопросы прекратилось. То было время, когда писатель был молод, терзался страстями и «был один, совершенно один, когда искал хорошего» [3].

Л. Н. Толстой осознавал, что в глубине души понимал неправильность устройства своей жизни, противоречащую его внутренним убеждениям. Несмотря на оправдание свои действий, «только изредка не разум, а чувство возмущалось против этого общего в наше время суеверия, которым люди заслоняют от себя свое непонимание жизни» [3]. Разногласие между душевным и разумным привело его к двойственности. Жизнь начала расщепляться на две части: внутреннюю и внешнюю, где консенсуса трудно достигнуть. Противоречивость, саморазорванность свойственна с разной степенью остроты людям, но она присуща им всем. Противоречивый в себе, раздираемый взаимно отрицающими стремлениями человек обречен на то, чтобы страдать, быть недовольным собой. Человек постоянно стремится преодолеть себя, стать другим и найти другой способ понимания существования. Однако, принимая другой образ жизни, человек всё также оставался недовольным собой, принимал страдания из-за этого недовольства. Его недовольство и страдания удваивались: к самим страданиям и недовольству добавлялось сознание того, что это плохо. Об этом и пытался предупредить молодежь писатель.

Молодое образованное поколение, по Л. Н. Толстому, делилось на две категории. Первые считали «незнание цели и смысла жизни нормальным условием человеческого существования» по причине хорошего тона и утонченного образования, коими данная концепция распространялась [6]. Убегание от поисков рано или поздно приводило к конформизму, сначала насильственному, а потом добровольному соглашению с условиями существования. Вторые трепетно искали этот смысл жизни в художественных сочинениях «известной личности» [6], опираясь на труды исследователей «столь же компетентными в вопросе о смысле жизни» [5]. И надо признать, что всех их объединяло одно – это жизнь по чужим концепциям, устоям и в некоторой степени мечтам.

Принятые рассуждения общества на тему «зачем жить» стали во многом определять и поведение людей. Так, в статье «Верьте себе (Обращении к юношеству)» Л. Н. Толстой говорит, что люди ищут устоявшиеся модели поведения, которые отвечают данной действительности, а другие, свои новые или отличные от них являются выдумкой, потому что «нельзя найти иных, кроме тех, которые приняты всеми» [1]. Поэтому молодой человек, оставшийся без поддержки, не находил иного выхода как принять то, что проверено и одобрено. Но проблема состоит в том, что общественные одобрения сформировали новый тип – «хорошего человека». В качестве характеристик «хорошего человека» и истинных критериев успеха и счастья выступали его социальный статус, желание успеха, «…перед людьми быть знатным, ученым, прославленным, богатым, сильным, то есть таким, которого бы не я сам, но люди считали хорошим» являлись [1]. Типовая характеристика «хорошего» человека во многом затуманивала разум молодежи. Хороший человек становился удобным. По мнению Л. Н. Толстого молодой человек больше не знает, чего именно хочет и тратит многие годы на «достижение мирских целей», которых или не достигает, или, достигнув, видит их «бесполезность, тщету, а часто и вред» [1]. Таким образом, хороший человек достигал похвалы со стороны общества, однако похвалы от своего внутреннего «я», он не достигал, поэтому страдания никуда не исчезали.

Общество долгое время убеждало Л. Н. Толстого жить «сообразно прогрессу», дабы найти свое место в мире и прекратить страдания. Открытия в математических и естественных науках выявили новый путь автоматического усовершенствования человека. Желания и смысл жизни стали заключаться в большем развитии общественных благ. «Познав закон развития, ты познаешь и свое место в этом целом, и самого себя», – делал вывод писатель [3]. В обществе научно закрепилось утверждение, что «внутренний» человек с его проблемами, миросозерцанием зависит напрямую от внешнего мира, что состояние души и сознания должны быть синхронизированы с материальным и культурным прогрессом. Теории оправдания насилия, бесчеловечного отношения и других пороков выявлялись одна за другой и поддерживались обществом. Л. Н. Толстой сам «старался придумать такую теорию, по которой […] мог бы смотреть на свои прихоти как на закон человечества» [3]. Человек прошлого времени часто старался оправдать свои поступки рассуждениями о высокоразвитом человеке, который может совершать преступления безнаказанно с позиции силы. Общество само навязывало идею о выживании сильнейшего, умнейшего и обладающего навыками приспособленчества. Именно страх быть отторгнутым мотивировал романиста стать прогрессивным и успешным.

Однако, по прошествии длительного времени, Л. Н. Толстой замечает, что человеческое страдание не уменьшается, и смысл жизни не обретается, хотя внешнее развитие происходит. Установка на придание жизни смысла путем изменения её внешних форм показывает все большую свою нежизнеспособность. Конфликт между человеком и прогрессом все больше наращивается, только люди теперь всё быстрее передают «глупости и гадости с одного конца мира на другой» [5].

В своем произведении «О безумии» писатель пишет о жизни, отравленной «бесчисленным количеством самых странных и никому не нужных вещей», которые захламляют разум человека и не дают двигаться вперед [5]. Все эти установки не берутся из ниоткуда, их формируют люди. Часто низменные ценности приводили к «лихорадочной суете, торопливости, тревоге» [5]. «Жизнь же и поступки людей вытекают из их мировоззрения. Мировоззрение же усваивается обыкновенно в молодости…» – отвечал Л. Н. Толстой [6]. Молодое поколение следовало принципам усовершенствования мира, думая, что силы, брошенные на познание и усовершенствование, помогут обрести смысл их действиям.

Однако не все ответы науки отвечали действительности. Безусловным доказательством оспаривания теории постоянного прогресса явилось старение. Как может что-то постоянно прогрессировать, если сам человек останавливается в развитии и постепенно регрессирует? «Но пришло время, когда рост во мне прекратился – я почувствовал, что не развиваюсь, а ссыхаюсь, мускулы мои слабеют, зубы падают, – и я увидал, что этот закон не только ничего мне не объясняет, но что и закона такого никогда не было и не могло быть, а что я принял за закон то, что нашёл в себе в известную пору жизни», – говорил философ [3]. Л. Н. Толстой смог увидеть, что «развитие, совершенствование в бесконечном не может иметь ни цели, ни направления» и к его постановке вопроса не имеет никакого отношения, как бы не убеждала его наука и общество в обратном [3].

Л. Н. Толстой вышел из лона науки и затем стал исследовать другие концепции смысла жизни. Писатель искал разумного объяснения у лучших умов человечества, среди них были Сократ, Соломон, Будда, А. Шопенгауэр. Автор познал их знания, и нашел ответы на вопросы о бессмысленности и безысходности жизни. Жизнь со страданиями неизбежна, нужно либо выжать максимум из материального мира, либо покончить с собой, потому что исход один – смерть. Так говорили сильные умы человечества, так же «говорили, думали и чувствовали миллионы миллионов людей, подобных им». «Так думаю и чувствую и я», – подводил черту Л. Н. Толстой [3]. В последние годы жизни писателю часто приходили письма с просьбой дать чудодейственный совет от неминуемого самоубийства. Но сам русский деятель в расцвете своих сил считал, жизнь является «глупой сыгранной шуткой». Эгоизм и гордость не позволял ему обрести смысл жизни, так как его не видели другие. Сложности и трудности настолько затмевали его разум, что мешали ему увидеть рациональное зерно. Эти размышления наводили писателя на мысль о самоубийстве, но совершить этот последний рывок не хватало сил. В результате долгих раздумий писатель задумался над вопросом: «Если нет высшего разума, то разум есть творец жизни для меня. Не было бы разума, не было бы для меня и жизни. Как же этот разум отрицает жизнь, а он сам творец жизни? Или, с другой стороны: если бы не было жизни, не было бы и моего разума, стало быть, разум есть «сын жизни». Жизнь есть все. Разум есть плод жизни, и разум этот отрицает саму жизнь» [3]. Так как же можно соглашаться на самоумерщвление, если сама жизнь является бесспорным подтверждением смысла жизни? Но наблюдение зла, несправедливости, войн в мире толкают иного человека принять данный тип убеждения. Откуда взяться силам пережить трудности, лишения, если жизнь только такова, и правят в ней люди жестокие и злые? Долгое время на этот вопрос у писателя не находилось ответа.

Поиски и скитания наконец-то привели его к положительному ответу о смысле жизни. Писатель нашел его в осуществлении человеческого блага. «Жизнь дана нам на благо, и так мы все и понимаем жизнь» [4]. Только осуществление добра и истины способны оправдать пребывание человека на Земле. Л. Н. Толстой говорил о том, что не нужно верить мнению о том, что «осуществление добра и истины невозможно в душе» [1]. Только принятие полной ответственности за свою жизнь, за свои поступки способны сделать настоящего человека. Принятие легкого, протоптанного пути не приводит к полноценной жизни, «надо жить самому, самому избирать путь, самому отвечать за свою жизнь перед тем началом, которое дало […] ее» [1]. Писатель советует не соглашаться на все утверждения, которые кажутся нам проверенными и правильными. Думать своей головой и не надеяться на то, что материалистическая сторона жизни нам когда-нибудь заменит духовную. Труд, старание и целенаправленная деятельность по достижению значимого, не сиюминутного удовольствия способны открыть человеку вложенный в него смысл жизни. Человек должен «делаться тем, чем хочет того Бог, который дал нам жизнь; должен открывать в себе вложенное в нас» [1]. Только тогда, когда молодой человек сам примет меры к своему собственному улучшению себя внутренне, жизнь сможет измениться в лучшую сторону. «Для того чтобы жизнь была хорошая, есть только одно средство: самим людям быть лучше. А будут люди лучше, и сама собою устроится та жизнь, какая должна быть у хороших людей», – говорит для будущего поколения Л. Н. Толстой [4].

Список литературы

1.        Толстой Л. Н. Верьте себе (Обращение к юношеству) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.doroga-vmeste.ru/2010/2010_3-4_Verte_sebe.shtml

2.        Толстой Л. Н. История вчерашнего дня [Электронный ресурс]. – URL: https://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_1/02edit/0004.htm

3.        Толстой, Л. Н. Исповедь [Электронный ресурс]. – URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0440.shtml

4.        Толстой, Л. Н. Любите друг друга (Обращение к кружку молодежи) [Электронный ресурс]. – URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/publicistika/lyubite-drug-druga.htm

5.        Толстой, Л. Н. О безумии [Электронный ресурс]. – URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0800.shtml

6.        Толстой Л. Н. К молодым людям, живущим нерабочей жизнью [Электронный ресурс]. – URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/chernoviki/k-lyudyam-zhivuschim-nerabochej-zhiznyu.htm



Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.