СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ЭМПАТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
11.01.2024
Рахимова Л.М., Васильева М.М.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ЭМПАТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Аннотация. В статье рассмотрено развитие эмпатического потенциала в процессе воспитательной деятельности куратора учебных групп. С этой целью мы рассмотрели сущность, структуру и функции эмпатического потенциала. Анализ психолого-педагогической литературы показывает наличие противоречия между признанием необходимости развития эмпатического потенциала у старшеклассников и имеющейся сегодня недостаточной методической разработанностью данного вопроса в практике обучения. Отсюда вытекает проблема исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий развитие эмпатического потенциала в процессе воспитательной деятельности куратора. Каждому человеку присущ весь репертуар возможных эмпатических реакций и переживаний. Факторы, определяющие развитие эмпатии, можно условно поделить на две группы: факторы, играющие первостепенную роль в развитии эмпатического потенциала в детстве; факторы, определяющие особенности проявления эмпатии у взрослого человека.
Ключевые слова: эмпатический потенциал, эмпатия, просоциальная мотивация, эмоциональное состояние, первичная эмпатическая реакция.
Эмпатический потенциал осуществляется в различных формах от элементарных до более сложных, вплоть до высших интеллектуализированных форм. Каждому человеку присущ весь репертуар возможных эмпатических реакций и переживаний. Факторы, определяющие развитие эмпатии, можно условно поделить на две группы: факторы, играющие первостепенную роль в развитии эмпатического потенциала в детстве; факторы, определяющие особенности проявления эмпатии у взрослого человека. Эти факторы принадлежат к одной социально-психологической реальности (представляют особенности взаимодействия и общения личности с другими людьми на различных этапах жизни), но факторы, составляющую первую группу в какой-то степени предопределяют влияние факторов второй группы. Так же, рассматривая развитие эмпатии в онтогенезе, необходимо заметить, что оно идет от элементарных форм к высшим формам.
Первичная эмпатическая реакция наблюдается у младенцев в конце периода новорожденности. По мере развития двигательной активности и развития речи сочувственные проявления у детей на втором и третьем году жизни становятся все более разнообразными и независимыми от взрослого. Как показали исследования М.И. Лисиной, уже в первые семь лет жизни ребенка проявляется потребность: в доброжелательном внимании; в сотрудничестве; в уважительном отношении взрослого; во взаимопонимании и сопереживании. К трем годам у ребенка начинает складываться представления о себе и другом как объектах общения и субъектах переживания и общения (с этого момента у ребенка начинают формироваться личностные формы эмпатии). С момента выделения ребенком себя из ситуации общения начинается формирование личностных форм эмпатии. Личностными формами эмпатии называется такой уровень развития эмпатии, когда эмпатические переживания в достаточной мере дифференцированы, избирательны, осознаны [1, с. 48].
В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в психическом развитии ребенка. У ребенка развивается рефлексия на этом этапе его восприятие децентрируются. У него развиваются такие умственные действия, которые позволяют встать ему в позицию другого понимать другого, переживать за него. Децентрация способствует развитию просоциальной мотивации ребенка усвоению нравственного знания осознанного поведения в пользу других людей.
Для обучающихся с высоким уровнем развития эмпатии характерны: более адекватная самооценка, социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, склонность к риску, умение держаться свободно, расторможенность, тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.
Обучающиеся и с низким уровнем эмпатии отличаются: склонностью завышать свои возможности и переоценивать себя; большей сдержанностью; безмятежностью; хладнокровием; спокойствием; уверенностью в себе [2. c. 152].
К подростковому возрасту у детей уже начинает формироваться убеждение, действующее и на произвольном уровне в качестве побудителе поведения складывается коллективистическая направленность. Из спектра эмпатических переживаний выделяют шесть, с которыми сталкивается личность уже к шестнадцатилетнему возрасту: эмпатия по отношению к родителям; животным; престарелым людям; детям; героям художественных произведений; сверстникам в межличностных отношениях.
Сочувствие у детей развивается в результате формирования просоциальной мотивации, с возрастом становится все более действенным осознанным, менее ситуативным. Личностные формы эмпатического потенциала развиваются по мере психического развития ребенка: развитие эмоциональных, познавательных процессов, формирование личности ребенка.
Существует несколько форм эмпатии: сопереживание и сочувствие. Сопереживание - переживание субъекта тех же чувств, которые испытывает другой, но фактически это переживание им собственного неблагополучия. Сочувствие - переживание субъектом по поводу чувств другого иных отличных чувств (горя, страха, сострадания). В отличие от сопереживания в сочувствии отражено, прежде всего, неблагополучие другого, которое переживается субъектом «бесконечно», безотносительно к своему благополучию. Сопереживание и сочувствие проявляются не только в чистом виде. При сочувствии может быть элемент сопереживания, а при сопереживании сочувствие, но в каждом случае один из видов эмпатии доминирует. В основе сопереживания лежит потребность в собственном благополучии, а в основе сочувствия – потребность в благополучии другого. С этой точки зрения получает свое объяснение явления устойчивой эмпатии.
Сопереживание как более непосредственное центрированное переживание - генетически более ранняя форма и более характерна для младших школьников. Сочувствие как более сложная осознанная форма эмпатии опосредована нравственным знанием, развивается позднее и более характерна для подросткового возраста. По мере формирования личности ребенка эмпатия становится устойчивым свойством. Устойчивая форма сопереживания более характерна для младших школьников, поскольку уровень их психического развития не позволяет им выйти за приделы собственной жизненной ситуации, встать на точку зрения других людей. Однако именно в этом возрасте происходит накопление ребенком эмоционального и нравственного опыта для развития более высоких форм развития и просоциального поведения.
В период между восемью и одиннадцатью годами в психической жизни ребенка происходят серьезные изменения: развитие эмоциональных и познавательных процессов, формирование новых потребностей и мотивов. Расширяется круг общения ребенка, изменяется само содержание его общения с людьми. К подростковому возрасту складывается уже достаточно устойчивая система просоциальных мотивов. По мере того, как эмоции приобретают все более обобщенный осознанный характер, сочувствие становится ведущей формой эмпатии. Развитый эмпатический потенциал позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его.
На развитие эмпатического потенциала у ребенка оказывают влияние различные факторы, такие как: особенности семейного воспитания, социальный фактор, различие между психологическим развитием юношей и девушек, эмоциональное состояние школьника. Общение так же является фактором развития эмпатического потенциала. Полноценное общение невозможно без умения партнеров поставить себя на место другого, то есть без развитого эмпатического потенциала, без способности ощущать душевное состояние другого человека, умение мысленно войти в его состояние. Но и развитие эмпатического потенциала невозможно без общения. Следовательно, процессы полноценного общения и развития эмпатического потенциала взаимосвязаны. Необходимо заметить, что развитие эмпатического потенциала старшеклассников возможно и в результате целенаправленного педагогического процесса.
Анализируя исследования по заявленной проблеме, мы пришли к выводу, что сущность понятия«эмпатический потенциал» может быть выражена следующими признаками и проявлениями:
сущность эмпатического потенциала проявляется во взаимодействии партнеров по общению, в установлении контактов между ними;
эмоциональная природа эмпатического потенциала проявляется в том, что ситуация другого человека не столько «продумывается», сколько «прочувствовается», при этом человек, разделяя опыт партнера по общению, испытывает эмоции, подобные эмоциям источника эмпатии;
эмпатический потенциал помогает воспринимать поведение человека в целом (правильно оценивая его переживания и причины, их вызывающие), распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия партнера, использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека, принимая его чувства в расчет.
Компонентами (критериями)эмпатического потенциала выступают: мотивационный компонент; компонент эмпатических способностей и компонент межличностных взаимоотношений старшеклассников. Выделенные компоненты эмпатического потенциала выступают в данном дипломном исследовании как критерии развития эмпатического потенциала.
Структуру эмпатического потенциала необходимо рассматривать как интегративную целостность следующих взаимосвязанных компонентов: мотивационного компонента; компонента эмпатических способностей и компонент межличностных взаимоотношений старшеклассников. Необходимо заметить, что развитие исследуемого вида потенциала не сводится к развитию одного из компонентов его структуры, выход на более высокий уровень возможен только при комплексном их развитии.
Эмпатический потенциал выполняет ряд функций, а именно: адаптационную, коммуникативную, рефлексивно-познавательную, прогностическую, регулятивную, оценочную, развивающую [3, с. 33].
Адаптационная функция эмпатического потенциала позволяет в более короткий срок осуществить сложный процесс адаптации на основе выработанных ранее приспособительных механизмов. Одним из этих механизмов выступает эмпатический потенциал старшеклассника.
Коммуникативная функция напрямую связана с эффективностью общения. Наряду с результативностью деятельности, инициативностью важным фактором учебной деятельности, на основании которого формируется внешняя оценка успешности, является эффективность взаимодействия с одноклассниками.
Рефлексивно-познавательная функция включает в себя: формирование системы знаний об эффективном взаимодействии; обеспечение опознания эмоциональных состояний других, их отношений, личностных характеристик по их выразительному поведению; выбор адекватных поведенческих актов, способных вызвать партнера по общению на взаимную эмпатию; использование форм обращения, которые не причиняют вред другому человеку.
Прогностическая функция способствует: раскрытию тенденции развития социальных эмоций; построению предположений о направлении изменении в поведении партнера по общению.
Регулятивная функция дает возможность регулировать средства обращения, используемые партнером.
Оценочная функция позволяет, оценить перспективы дальнейшего взаимодействия; ориентироваться в потенциальных и реальных эмоциональных состояниях партнера по питанию.
Развивающая функция способствует: расширению представлений о жизни других людей, развитию способности сдерживаться от проявления негативных отношений во взаимодействии; обогащению собственного эмоционального опыта; развитию системы ценностей личности.
Библиографический список
1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Наука, 1986. – 144 с.
2. Юсупов И.М. Психология эмпатии: Теоретические и прикладные аспекты: дис. д-ра псих. наук. – СПб.: СПбГУ, 1995. – 252 с.
3. Губанова Е.С. Структура эмпатического взаимодействия // Журнал практического психолога, 2002. – № 1. – С. 32-39.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ЭМПАТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Аннотация. В статье рассмотрено развитие эмпатического потенциала в процессе воспитательной деятельности куратора учебных групп. С этой целью мы рассмотрели сущность, структуру и функции эмпатического потенциала. Анализ психолого-педагогической литературы показывает наличие противоречия между признанием необходимости развития эмпатического потенциала у старшеклассников и имеющейся сегодня недостаточной методической разработанностью данного вопроса в практике обучения. Отсюда вытекает проблема исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий развитие эмпатического потенциала в процессе воспитательной деятельности куратора. Каждому человеку присущ весь репертуар возможных эмпатических реакций и переживаний. Факторы, определяющие развитие эмпатии, можно условно поделить на две группы: факторы, играющие первостепенную роль в развитии эмпатического потенциала в детстве; факторы, определяющие особенности проявления эмпатии у взрослого человека.
Ключевые слова: эмпатический потенциал, эмпатия, просоциальная мотивация, эмоциональное состояние, первичная эмпатическая реакция.
Эмпатический потенциал осуществляется в различных формах от элементарных до более сложных, вплоть до высших интеллектуализированных форм. Каждому человеку присущ весь репертуар возможных эмпатических реакций и переживаний. Факторы, определяющие развитие эмпатии, можно условно поделить на две группы: факторы, играющие первостепенную роль в развитии эмпатического потенциала в детстве; факторы, определяющие особенности проявления эмпатии у взрослого человека. Эти факторы принадлежат к одной социально-психологической реальности (представляют особенности взаимодействия и общения личности с другими людьми на различных этапах жизни), но факторы, составляющую первую группу в какой-то степени предопределяют влияние факторов второй группы. Так же, рассматривая развитие эмпатии в онтогенезе, необходимо заметить, что оно идет от элементарных форм к высшим формам.
Первичная эмпатическая реакция наблюдается у младенцев в конце периода новорожденности. По мере развития двигательной активности и развития речи сочувственные проявления у детей на втором и третьем году жизни становятся все более разнообразными и независимыми от взрослого. Как показали исследования М.И. Лисиной, уже в первые семь лет жизни ребенка проявляется потребность: в доброжелательном внимании; в сотрудничестве; в уважительном отношении взрослого; во взаимопонимании и сопереживании. К трем годам у ребенка начинает складываться представления о себе и другом как объектах общения и субъектах переживания и общения (с этого момента у ребенка начинают формироваться личностные формы эмпатии). С момента выделения ребенком себя из ситуации общения начинается формирование личностных форм эмпатии. Личностными формами эмпатии называется такой уровень развития эмпатии, когда эмпатические переживания в достаточной мере дифференцированы, избирательны, осознаны [1, с. 48].
В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в психическом развитии ребенка. У ребенка развивается рефлексия на этом этапе его восприятие децентрируются. У него развиваются такие умственные действия, которые позволяют встать ему в позицию другого понимать другого, переживать за него. Децентрация способствует развитию просоциальной мотивации ребенка усвоению нравственного знания осознанного поведения в пользу других людей.
Для обучающихся с высоким уровнем развития эмпатии характерны: более адекватная самооценка, социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, склонность к риску, умение держаться свободно, расторможенность, тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.
Обучающиеся и с низким уровнем эмпатии отличаются: склонностью завышать свои возможности и переоценивать себя; большей сдержанностью; безмятежностью; хладнокровием; спокойствием; уверенностью в себе [2. c. 152].
К подростковому возрасту у детей уже начинает формироваться убеждение, действующее и на произвольном уровне в качестве побудителе поведения складывается коллективистическая направленность. Из спектра эмпатических переживаний выделяют шесть, с которыми сталкивается личность уже к шестнадцатилетнему возрасту: эмпатия по отношению к родителям; животным; престарелым людям; детям; героям художественных произведений; сверстникам в межличностных отношениях.
Сочувствие у детей развивается в результате формирования просоциальной мотивации, с возрастом становится все более действенным осознанным, менее ситуативным. Личностные формы эмпатического потенциала развиваются по мере психического развития ребенка: развитие эмоциональных, познавательных процессов, формирование личности ребенка.
Существует несколько форм эмпатии: сопереживание и сочувствие. Сопереживание - переживание субъекта тех же чувств, которые испытывает другой, но фактически это переживание им собственного неблагополучия. Сочувствие - переживание субъектом по поводу чувств другого иных отличных чувств (горя, страха, сострадания). В отличие от сопереживания в сочувствии отражено, прежде всего, неблагополучие другого, которое переживается субъектом «бесконечно», безотносительно к своему благополучию. Сопереживание и сочувствие проявляются не только в чистом виде. При сочувствии может быть элемент сопереживания, а при сопереживании сочувствие, но в каждом случае один из видов эмпатии доминирует. В основе сопереживания лежит потребность в собственном благополучии, а в основе сочувствия – потребность в благополучии другого. С этой точки зрения получает свое объяснение явления устойчивой эмпатии.
Сопереживание как более непосредственное центрированное переживание - генетически более ранняя форма и более характерна для младших школьников. Сочувствие как более сложная осознанная форма эмпатии опосредована нравственным знанием, развивается позднее и более характерна для подросткового возраста. По мере формирования личности ребенка эмпатия становится устойчивым свойством. Устойчивая форма сопереживания более характерна для младших школьников, поскольку уровень их психического развития не позволяет им выйти за приделы собственной жизненной ситуации, встать на точку зрения других людей. Однако именно в этом возрасте происходит накопление ребенком эмоционального и нравственного опыта для развития более высоких форм развития и просоциального поведения.
В период между восемью и одиннадцатью годами в психической жизни ребенка происходят серьезные изменения: развитие эмоциональных и познавательных процессов, формирование новых потребностей и мотивов. Расширяется круг общения ребенка, изменяется само содержание его общения с людьми. К подростковому возрасту складывается уже достаточно устойчивая система просоциальных мотивов. По мере того, как эмоции приобретают все более обобщенный осознанный характер, сочувствие становится ведущей формой эмпатии. Развитый эмпатический потенциал позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его.
На развитие эмпатического потенциала у ребенка оказывают влияние различные факторы, такие как: особенности семейного воспитания, социальный фактор, различие между психологическим развитием юношей и девушек, эмоциональное состояние школьника. Общение так же является фактором развития эмпатического потенциала. Полноценное общение невозможно без умения партнеров поставить себя на место другого, то есть без развитого эмпатического потенциала, без способности ощущать душевное состояние другого человека, умение мысленно войти в его состояние. Но и развитие эмпатического потенциала невозможно без общения. Следовательно, процессы полноценного общения и развития эмпатического потенциала взаимосвязаны. Необходимо заметить, что развитие эмпатического потенциала старшеклассников возможно и в результате целенаправленного педагогического процесса.
Анализируя исследования по заявленной проблеме, мы пришли к выводу, что сущность понятия«эмпатический потенциал» может быть выражена следующими признаками и проявлениями:
сущность эмпатического потенциала проявляется во взаимодействии партнеров по общению, в установлении контактов между ними;
эмоциональная природа эмпатического потенциала проявляется в том, что ситуация другого человека не столько «продумывается», сколько «прочувствовается», при этом человек, разделяя опыт партнера по общению, испытывает эмоции, подобные эмоциям источника эмпатии;
эмпатический потенциал помогает воспринимать поведение человека в целом (правильно оценивая его переживания и причины, их вызывающие), распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия партнера, использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека, принимая его чувства в расчет.
Компонентами (критериями)эмпатического потенциала выступают: мотивационный компонент; компонент эмпатических способностей и компонент межличностных взаимоотношений старшеклассников. Выделенные компоненты эмпатического потенциала выступают в данном дипломном исследовании как критерии развития эмпатического потенциала.
Структуру эмпатического потенциала необходимо рассматривать как интегративную целостность следующих взаимосвязанных компонентов: мотивационного компонента; компонента эмпатических способностей и компонент межличностных взаимоотношений старшеклассников. Необходимо заметить, что развитие исследуемого вида потенциала не сводится к развитию одного из компонентов его структуры, выход на более высокий уровень возможен только при комплексном их развитии.
Эмпатический потенциал выполняет ряд функций, а именно: адаптационную, коммуникативную, рефлексивно-познавательную, прогностическую, регулятивную, оценочную, развивающую [3, с. 33].
Адаптационная функция эмпатического потенциала позволяет в более короткий срок осуществить сложный процесс адаптации на основе выработанных ранее приспособительных механизмов. Одним из этих механизмов выступает эмпатический потенциал старшеклассника.
Коммуникативная функция напрямую связана с эффективностью общения. Наряду с результативностью деятельности, инициативностью важным фактором учебной деятельности, на основании которого формируется внешняя оценка успешности, является эффективность взаимодействия с одноклассниками.
Рефлексивно-познавательная функция включает в себя: формирование системы знаний об эффективном взаимодействии; обеспечение опознания эмоциональных состояний других, их отношений, личностных характеристик по их выразительному поведению; выбор адекватных поведенческих актов, способных вызвать партнера по общению на взаимную эмпатию; использование форм обращения, которые не причиняют вред другому человеку.
Прогностическая функция способствует: раскрытию тенденции развития социальных эмоций; построению предположений о направлении изменении в поведении партнера по общению.
Регулятивная функция дает возможность регулировать средства обращения, используемые партнером.
Оценочная функция позволяет, оценить перспективы дальнейшего взаимодействия; ориентироваться в потенциальных и реальных эмоциональных состояниях партнера по питанию.
Развивающая функция способствует: расширению представлений о жизни других людей, развитию способности сдерживаться от проявления негативных отношений во взаимодействии; обогащению собственного эмоционального опыта; развитию системы ценностей личности.
Библиографический список
1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Наука, 1986. – 144 с.
2. Юсупов И.М. Психология эмпатии: Теоретические и прикладные аспекты: дис. д-ра псих. наук. – СПб.: СПбГУ, 1995. – 252 с.
3. Губанова Е.С. Структура эмпатического взаимодействия // Журнал практического психолога, 2002. – № 1. – С. 32-39.