Задать вопрос
Статьи

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЛЮБОВЬ» И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

24.12.2023
Агапов И.В., Сахнова И.Г.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЛЮБОВЬ» И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ
В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «любовь» в произведениях Ф.М. Достоевского, излагается взаимосвязь между проблематикой произведений писателя и содержаниемзаповедей Нового Завета.
Ключевые слова: тема любви, романы, Достоевский, нравственный идеал, Евангелие, духовная и физическая любовь.

Мы выбрали Достоевского Ф.М., потому что во всех его произведениях есть одна общая черта: это боль о человеке, который сам себя не признает таковым и даже не вправе быть им. Он самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни. Писатель был одержим великой любовью к человеку. Он считал своим долгом открыть «униженным и оскорбленным» глаза и заставить их работать над собой, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости.
Изучение нами концепта «любви» на примере повестей Достоевского Ф.М. объясняется тем, что он занимает определяющее значение в творчестве писателя. Данное чувство универсально в своём роде. Оно в той или иной мере присуще всем людям, однако понимают его по-разному. Проводя исследование по данному вопросу, мы ставили перед собой следующие задачи: раскрытие философии любви в целом и в творчестве Ф.М. Достоевского, в частности; выявить общие принципы изображения автором персонажей, обладающих данным чувством.
Фёдор Михайлович Достоевский – величайший писатель, классик русской литературы, мыслитель. Родился 11 ноября (30 октября) 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, имевшего звание штаб-лекаря, Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Детство будущего писателя, его братьев и сестер прошло в Москве, в той самой больнице, где служил глава семейства. И хотя Достоевские жили более чем скромно, сам Федор Михайлович называл детство лучшей порой в своей жизни. По вечерам в семье часто устраивали чтения различных произведений: от «Истории государства Российского» Карамзина до стихотворений Жуковского, а няня Алёна Фролова рассказывала детям сказки народов мира, что и зародило в молодом сердце Федора любовь к литературе. Ф.М. Достоевский был истинно верующим человеком. Религиозность писателя была внутренним убеждением, естественным чувством и восприятием мира. Однако он пришёл к вере в то время, когда находился на каторге. Один из его знакомых тогда подарил ему томик Евангелия и Федор Михайлович не расставался с ним всю свою жизнь. Сейчас произведения Достоевского вошли в золотой фонд мировой литературы. Они затрагивают многие серьезные проблемы, которые актуальны и по сей день.
Развивая на протяжении многих романов тему «любви», автор в каждом произведении открывает новые грани этого явления. «Любовь», по мысли Достоевского, искренняя, жертвенная, неустанная. Она направлена на людей и существует для их блага. Это чувство приближает человека к Богу. Апостол Павел говорил о том, что любовь устремлена в вечность: «Никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» [1 Кор. 13: 8]. Источником и субъектом такой любви является Бог.
Одним из первых его произведений, в которых отразилось понимание христианской веры и в частности, сущности «духовной любви», был небольшой рассказ под названием «Мужик Марей». Речь идет о пережитом автором на каторге пасхальном чуде, чуде преображения, открытия народа в народе, Образа в «безобразии». И пьяное каторжное безобразие в светлый праздник переживается автором острее, чем в будни. Мучительные переживания вытесняются грезой-воспоминанием о детской встрече с мужиком Мареем. Его образ представлен как эмблема русского народа-«богоносца», а портрет наглядно характерен. Это рослый мужик-пахарь с окладистой русой бородой. «Нежная, материнская улыбка», «кресты», «запачканный в земле палец», имя Марей (встающее в параллель с диалектной формой имени Мария – Марея) – детали, связанные с культом Матери Земли – Богородицы.
В грубом крепостном мужике, утешившем и успокоившем барчонка, на взгляд Достоевского, проглянул образ Христов. Не «безобразные, гадкие песни», драки и пьяное буйство, а «робкая нежность», «сияющая светлая любовь», «ласковая улыбка» приобрели под пером писателя значение, характеризующее облик русского народа. Чудо встречи, обернувшись чудом грезы, стало чудом Преображения.
В зрелом творчестве образ любви − становится одним из ключевых у Ф.М. Достоевского. Писатель раскрывает его в характерах главных героев таких романов, как «Преступление и наказание», «Идиот» и «Братья Карамазовы».
Пожалуй, одним из хрестоматийных примеров проявления «любви» является образ Сони Мармеладовой. Достоевский называет героиню «вечной Сонечкой». В этих словах выражена идея христианского терпения, жертвенности и сострадания. Только душевная чистота и внутренняя сила Сонечки могли подтолкнуть Раскольникова к серьезным переменам, вернуть его на путь, который он давно потерял. Несмотря на заявление Раскольникова о праве сильной личности на преступление, Соня продолжает его любить. Каторжники, в сущности своей люди с отягченными душами и сердцами, оскверненными страшными преступлениями, чувствуют тот свет, который заключает в себе девушка. Поражает доброта, с которой героиня относится не просто к чужим людям – к преступникам. Она и есть сама вера и чистота. Каторжники считали Раскольникова безбожником потому, что он отвергал Соню. Первые годы, прибывая на исправительных работах, он был с ней груб, холоден, горделив. Раскольников отвергал всё то, что было в Соне от Бога. Любовь Сонечки помогла раскрыться душе Раскольникова. Благодаря её вере, Родион открыл душу и сердце навстречу новой жизни: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам….»
В 1869 году из-под его пера выходит роман «Идиот». Главный герой является олицетворением чистоты и любви в самом широком понимании. Речь пойдет о князе Мышкине, князе Христе, как отмечено в черновиках романа.
Достоевский хотел изобразить человека близкого к идеалу. Мышкин, с одной стороны, любит людей в целом, а с другой – внимателен к каждому человеку. Любовь его творит чудеса. Подробнее об этом хочется сказать, опираясь на эпизод с Мари. Несчастная девушка, которую отвергла даже родная мать, нашла утешение в любви Мышкина. Князь с поражающим смирением переносил издевательства детей над ним за то, что жалел Мари. Он бросался защищать девушку, даже дрался за нее. Однако не физической силой он смог изменить ситуацию, а духовной. Князь честно рассказывал детям о тяжелой жизни девушки, полной страданий и лишений, учил их деятельной любви. Впоследствии дети осознали и исправили свою ошибку, «скоро и все стали любить её, а вместе с тем и меня стали любить». Посаженное зерно любви дало свои ростки. Дети начали бегать к Мари, чтобы поздороваться, тем самым показав своё уважение, приносили ей еду и даже отыскали где-то ей новое белье. Именно любовь, христианская, все прощающая и чистая, подарила умирающей девушке чувство безграничного счастья. Любовь князя Мышкина научила детей быть понимающими, открытыми и справедливыми. Он выступает в этом эпизоде в роли некого учителя, проповедника истины. Дети смогли понять всю трагичность истории, произошедшей с Мари, и изменили к ней отношение.
Итак, Достоевский в своих произведениях настойчиво говорит нам и о том, что любовь заключается не в пустых словах, а в совершении благих дел, истинная любовь – христианская, потому что «через любовь к ближнему мы входим в любовь к Богу… любовь к ближнему есть любовь ко Христу в ближнем… а любовь ко Христу есть любовь к Богу». Такая любовь все терпит, все принимает и прощает. Для неё нет ничего страшного в этом мире, чего-то, что она не смогла бы преодолеть, потому что истинная деятельная любовь не ведает, что такое страх.
На протяжении всего творческого пути писатель стремился создать образ идеального человека, деятельность которого была бы воплощением истины, добра и справедливости. В своей известной пушкинской речи Достоевский показал всю значительность мечты его о всемирном счастье. Он верил в могущество народа и в то, что стремления лучших русских людей будут способны «возбудить бесконечные силы и воззвать Россию к новой, здоровой, великой жизни, доселе еще невиданной».

Библиографический список
1.    Библия. Синодальное издание.– М.: Изд-во Московской Патриархии, 1968. – 294 с.
2.    Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым) / сост. Т.А. Соколова. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. – 384 с.
3.    Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Т. 1 // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. : в 30 т. – Т. 14 / ред. В.Г. Базанов, Ф.Я. Прийма, Г.М. Фридлендер и др. – Л.: Наука, 1973а. – 512 с.
4.    Достоевский Ф.М. Идиот // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. : в 30 т. – Т. 8 / ред. В.Г. Базанов, Ф.Я. Прийма, Г.М. Фридлендер и др. – Л.: Наука, 1973б. – 510 с.
5.    Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. : в 30 т. –
Т. 6 / ред. В.Г. Базанов, Ф.Я. Прийма, Г.М. Фридлендер и др. – Л.: Наука, 1973в. – 421 с.
6.    Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М.: Советский писатель, 1970. – 440 с.
7.    Леонтьев К. Избранное. – М.: Рарогъ : Московский рабочий, 1993. – 400 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.