Задать вопрос
Статьи

СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТА В ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ

29.12.2024
УДК 1751
Унгер К. В.,
Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТА В ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается значимость концепта в контексте пе-сенного дискурса. Проблема концепта в музыкальных произведениях выступает как от-ражение жизни современного человека, передавая основные нравственные ценности, этические воззрения и культурные нормы, характерные для определенной эпохи, акцен-тируя внимание на том, что правильная интерпретация текста требует глубокого анализа, его составляющих исследователей, концептуальных моделей в песенном дискурсе. Ведь так важно правильно и корректно интерпретировать основные концепты авторов песенного дискурса. Ключевыми аспектами являются языковые средства, используемые для передачи эмоций и идей, а также культурные контексты, в которых осуществляется восприятие музыки. Это позволяет понять не только личные переживания авторов, но и синхронию с тенденциями современной жизни.
Ключевые слова: концепт, песенный дискурс, языковая картина мира, концептуальный язык, концептуальный альбом.
THE SPECIFICS OF THE CONCEPT IN SONG DISCOURSE
Abstract. This article examines the significance of the concept within the context of song dis-course. The issue of the concept in musical works serves as a reflection of modern human life, conveying the core values, ethical views, and cultural norms characteristic of a specific era, emphasizing that a proper interpretation of the text requires a deep analysis of its components by researchers of conceptual models in song discourse. It is crucial to accurately and correctly interpret the main concepts of the song discourse authors. Key aspects include the linguistic means used to convey emotions and ideas, as well as the cultural contexts in which music is perceived. This understanding allows for insights not only into the personal experiences of the authors but also into the synchrony with contemporary life trends.
Keyword: concept, song discourse, linguistic picture of the world, conceptual language, con-ceptual album.

В жизни современного человека песня, как и музыка, в общем, играет немаловаж-ную роль. Она является «зеркалом жизни» людей, которое отражает основные ценности, этические воззрения, социальные представления, общественные изменения и стереотипы определенной эпохи, создает модели поведения и культурные нормы и передает их сле-дующим поколениям. Песня делает обмен информацией и культурой намного динамич-нее, что позволяет картине мира, отображенной в сознании человека, быстрее закреп-ляться и реализоваться в языке определенного народа.
Песенный дискурс в лингвокультурологии, по мнению Л. Г. Дуняшевой, традици-онно считается мощным и влиятельным ресурсом воспроизводства ключевых ценностей и концептов культуры. Его изучение позволяет глубже раскрыть различные аспекты взаимодействия языка и общества, а также основные механизмы конструирования иден-тичности [4, с. 190]. В понимании Л. Г. Дуняшевой песенный дискурс – «это текст песен в совокупности с контекстом их создания и интерпретации» [3, с. 158]. Таким образом, опираясь на описание Л. Г. Дуняшевой, можно определить, что основные цели песенного дискурса – донести до слушателя главные мысли, намерения, идей автора песни, оказать на слушателя эмоциональное воздействие, сформировать его социальную позицию и ценностные ориентации [9, с. 385]. Смысл текста в песнях зависит от культурной и соци-альной идентичности воспроизводящего. Песни могут отражать самые тяжелые душев-ные переживания исполнителя, что помогает слушателям прочувствовать боль, грусть и печаль героя. Они также могут затрагивать вопросы и проблемы, которые есть в общест-ве. По этой причине, – пишет Е. Р. Боровкова, – песенные тексты, популярные в опреде-ленных социальных средах, у людей разных возрастов, профессий и т.д., являются цен-ным материалом для изучения особенностей культуры народа, его мировоззрения и ми-ровосприятия, традиций и обычаев, а также для выявления социальных характеристик лингвокультурного сообщества [2, с. 124].
В аспекте изучения концептов одним из богатых материалов для изучения стано-вятся именно такие тексты песен, благодаря которым складываются представления о ми-ре, формируя некоторую модель, именуемую в философско-лингвистической ли-тературе, языковой картиной мира.
Языковая картина мира, выступая в качестве содержательной основы знаний в мен-талитете, является специфическим типом организованной концептуальной системы. Лю-бая такая система имеет свою структуру, которая включает набор устойчивых и законо-мерных взаимосвязей между её элементами. Такие элементы получили обобщающее на-звание мыслительные репрезентации. Они не имеют четкой оформленности, как элемен-ты языковой системы – морфемы, слова, предложения. Единицы языковой картины мира: смыслы, идеи, схемы, мысленные конструкты – не даются нам непосредственно в опыте, их можно только попытаться реконструировать по внешним проявлениям с определенной степенью приблизительности.
Основной единицей языковой картины мира является концепт.
В термин «концепт» вкладывается разное содержание:
– значение слова, понятие, слово-понятие;
– комплексная единица сознания, включающая представления, образы, понятия (Е. С.Кубрякова [6, с. 143]);
– основная единица ментальности, (С. А. Аскольдов [1, с. 269]), имеющая три фор-мы воплощения – образ, понятие, символ (В. В. Колесов [5, с. 15];
– чистая идея, напрямую не связанная с языковыми средствами (З. Д. Попова и И. А. Стернин [8]).
Следовательно, песенный дискурс можно рассматривать как уникальную область человеческой деятельности, обладающую образным характером. Образы в этом контек-сте служат основными элементами художественного мышления и отражают сложное, многоаспектное содержание культурных концептов. В соответствии с таким пониманием суть песенного образа, как отмечает Т. Ф. Рзаева, состоит в том, что он «не просто отра-жает, но и обобщает действительность, раскрывая в единичном, случайном сущностное, неизменное, общее» [9, с. 44]. Песенный дискурс является частью художественного дис-курса и поэтому своеобразно отражает значимые для сознания представления, смыслы и коллективные оценки.
Таким образом, становится возможным изучение ментальной основы художествен-ного мира, которая существует в сознании человека. По словам Ю. М. Лотмана, всё это можно реализовать через исследование именно художественного текста. Основной про-блемой исследований такого типа являются уникальность и разнообразие художествен-ного языка. Ведь данный язык является одновременно и способом передачи информации от адресата адресанту и «продуктом» искусства. Отмечая особые характеристики худо-жественного текста, Ю. М. Лотман указывает на особую свободу художественного ав-торского языка и снятие запретов: «нарушение принципа соблюдения запретов на соче-тание тех или иных элементов текста» [7, с. 114].
Природа концептуального языка довольно-таки непостоянна, чтобы правильно ин-терпретировать основной посыл автора текста, мало просто прочитать текст. Нужно вы-делить основную мысль и идею из содержания, путём анализа составляющих текста. Ав-тор часто закладывает основные идеи «между строк», не раскрывает их, тем самым за-ставляя читателя подумать, поразмышлять и самостоятельно прийти к выводам. Чаще всего авторы создают концептуальные альбомы, куда и закладывают композиции, объе-диненные общей идеей: музыкальной, композиционной, повествовательной, текстуаль-ной и т. д. Все композиции и песни такого альбома являются частью единой сквозной те-мы или истории; такая тема или история именуется концепцией.
Следовательно, можно сделать вывод, что концепт в песенном дискурсе проявляет-ся через сложную систему художественных образов. Благодаря объединению в песне му-зыкальных и вербальных элементов эти образы воспринимаются и переживаются как весьма личные, однако они тесно связаны с представлениями о коллективной судьбе.
Список литературы
1. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: антология / под ред. проф. В. П. Нерознака. Москва : Academia, 1997. С. 267–279.
2. Боровкова Е. Р. Лексические особенности англоязычных и немецкоязычных пе-сенных дискурсов. МНИЖ. 2021. №5-3 (107). С. 124–130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskie-osobennosti-angloyazychnyh-i-nemetskoyazychnyh-pesennyh-diskursov (дата обращения: 18.09.2024).
3. Дуняшева Л. Г. Концепт «Свобода» в афроамериканском песенном дискурсе // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2011. № 6. С. 157–166. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-svoboda-v-afroamerikanskom-pesennom-diskurse (дата обращения: 18.09.2024).
4. Дуняшева Л. Г. Песенный дискурс как объект изучения лингвокультурологии // Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания: материалы международной научнопрактической конференции, 22-23 октября 2015 года. Казань : Хэтер, 2015. С. 196–199.
5. Колесов В. В. Ментальные характеристики русского слова в языке и в философ-ской интуиции //  Язык и этнический менталитет : сб. науч. тр. Петрозаводск : Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. С. 13–24.
6. Кубрякова Е. С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред. Б. А. Серебренни-ков. Москва : Наука, 1988. С. 141–172.
7. Лотман Ю. М. Структура художественного текста : сб. науч. тр. – Москва : Языки русской культуры, 1970. – 144 с.
8. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж : Ис-токи, 2001. 191 с.
9. Рзаева Т. Ф. Репрезентация национально-культурных особенностей в англоязыч-ном песенном дискурсе // #ScienceJuice2020 : сб. ст. и тез., Москва, 23–27 ноября 2020 года / Московский городской педагогический университет. Том 2. Москва : Из-дательство ПАРАДИГМА, 2021. С. 385–387.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.