Задать вопрос
Статьи

СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

09.01.2023
Чернобровкин В.А., Сагитова А.Н.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье анализируются музыкально-творческие способности детей дошкольного возраста, особенности их творческого развития, посредством цифровых технологий; представлен анализ использования цифровых технологий в системе музыкального воспитания и развития для повышения эффективности образовательного процесса. В работе обращается внимание на необходимость внедрения цифровых технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста для формирования основ музыкальной культуры, а также ставится ряд задач музыкального воспитания, осуществляемых посредством различных видов музыкальной деятельности. Цифровые технологии открывают доступ к многозадачности, дают новые возможности для повышения профессионализма и развития творчества их использование становится важным инструментом, позволяющим работать с любыми видами информации, именно поэтому они сегодня так актуальны в сфере образования.
Ключевые слова: цифровые технологии, музыкальное воспитание и развитие, творчество, способности, музыкально-творческие способности, образовательная среда.

В настоящее время эффективный образовательный процесс становится невозможным без использования цифровых технологий, которые обогащают традиционные педагогические технологии и методики. Творческие способности ребенка представляют собой то уникальное средство, благодаря наличию и совершенствованию которого и происходит реальное развитие и формирование полноценной, эстетическо-развитой и творческой активной личности ребенка. Творчество можно рассматривать как форму самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он начинает экспериментировать, создавать что-то необычное, новое в своем понимании окружающего мира, то есть – самореализовываться. Это то, что сегодня так важно в требованиях ФГОС ДО, и должно поддерживаться со стороны взрослого, благодаря непринужденной совместно-партнерской деятельности, которая должна быть ведущей во взаимоотношениях педагога и ребенка [5, с. 61].
Творческие способности детей дошкольного возраста – это оригинальный подход в осмыслении окружающего мира, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать определенные результаты. Свой творческий потенциал дети могут реализовать в любом виде деятельности.
Говоря о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Дошкольное детство, на наш взгляд, является благоприятным периодом для развития музыкально-творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, мы тем самым способствуем расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Таким образом, музыкальный материал дает возможность заинтересовать детей музыкой, найти нужные слова в музыкальном произведении, чтобы процесс слушания не разочаровал детей, оправдал их ожидания и принес ребенку эстетическое удовольствие.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкально-творческих способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо в последствии. Цифровые технологии открывают доступ к многозадачности, а значит к знаниям, дают новые возможности для повышения профессионализма и развития творчества. В практике цифровыми технологиями называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства.
Цифровые технологии всё чаще начинают применяться в современном музыкальном образовании. Проблему применения информационных технологий и компьютерных программ в музыкальном образовании рассматривали такие исследователи, как Д.У. Бекенова,
Т.В. Исправных, И.М. Красильников, С.П. Полозов, Г.Р. Тараева,
А.В. Харуто и др. [1, 2]. Выбор цифрового оборудования, информационной технологии или ресурса зависит от тех задач, которые ставит педагог перед собой и перед детьми. Однако, внедрение цифровых технологий в образование в целом, и в дошкольное образование в частности, затруднительно в силу ряда причин.
Во-первых, нет достаточно развитой материальной базы, включающей в себя технические ресурсы (компьютеры, планшеты, мобильные устройства, интерактивные столы, доски), каналы связи, цифровые программы.
Во-вторых, на сегодняшний день окончательно не создана такая модель воспитания, которая сочетала бы в себе современные технологии и конкретную реализацию того, как это работает в практической деятельности.
Все это говорит о том, что в настоящее время ещё существует проблема в недостаточном использовании цифровых технологий в качестве целостных комплектов, которые позволяли бы обеспечивать всесторонние воспитательные процессы.
Таким образом, внедрение цифровых технологий имеет преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения, которые заключаются в следующем:
‒    движение, звук, мультипликация активнее привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемой теме, способствуют эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
‒    использование цифровых технологий обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и более длительному запоминанию. При этом, включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
‒    цифровые технологии в музыкальном образовании – это способ организации новой современной образовательной среды, с использованием информационных средств обучения и развития детей дошкольного возраста.
Сотрудниками учебно-методической лаборатории «цифровых технологий» РГПУ им. А.И. Герцена создана комплексная инновационная образовательная система «цифровых технологий в образовании», которая, опираясь на лучшие традиции отечественного классического музыкального образования, инновационный зарубежный опыт, не только развивает музыкальное и информационно-технологическое образование, но и затрагивает социальные аспекты процесса информатизации музыкального образования в целом.
Разработанные комплексы основываются на новых методах преподавания музыкальной культуры и учитывают новые формы бытования музыки. В то же время их использование предполагает активное использование информационных технологий: интернет-ресурсы, в силу доступности, являются в настоящее время, самым мощным фактором, с помощью которого можно формировать сознание общества и воздействовать тем или иным образом на личностные качества отдельного члена этого общества.
Музыкальные способности определяются современной психологией и педагогикой как специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовной деятельности человека
(Б.М. Теплов, Г.С. Тарасов, Э.Б. Абдуллин и др.) [3, с. 219].
В настоящее время возрастает интерес педагогов к цифровым технологиям, возможностям использования их не только в работе с дошкольниками, но и с родителями. Также растет потребность ребенка к медиа среде, ведь с самого рождения его окружают разнообразная видео и аудио техника, электронные игрушки и т.д.
Актуальность использования цифровых технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных организациях современных цифровых технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия цифровых технологий на все субъекты педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса
(А.Ю. Кравцова, А.А. Кузнецов, С.В. Панюкова, И.В. Роберт) [4, c. 4].
Использование цифровых технологий в системе музыкального воспитания и развития для повышения эффективности образовательного процесса, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом дошкольного образования, его стратегией. Использование в работе дошкольной общеобразовательной организации современных информационных технологий помогает делать музыкальное и художественно эстетическое развитие более ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого дошкольного возраста, формирует творческие способности, положительные эмоции, благодаря ряду компонентов: богатому музыкальному сопровождению, визуальному изображению, анимации, графике, звуку, звуковым и телевизионным эффектам.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию [4, c. 18].
Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения [1, c. 37].
Цифровые образовательные ресурсы разрабатываются как комплекс средств обучения, в которые может входить следующие составляющие:
‒    видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты исполнения музыкальных произведений юными исполнителями для создания эффекта сопричастности детей к созданию музыкальных образов, фрагменты народных праздников;
‒    анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют детям основные положения нового материала;
‒    синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения разных жанров и направлений; тематические рисунки, нотная графика, произведения изобразительного искусства;
‒    дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности детей, направленные на усвоение основных понятий.
‒    звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («минусовки» и «плюсовки»), которые дают возможность дошкольникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
‒    творческие (интерактивные) задания для дошкольников: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление нового материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры дошкольников [3, с. 25].
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр.
Музыкально-ритмические движения развивают у дошкольников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности. Через музыкально-ритмические движения ребенок познает окружающую действительность, они служат средством выражения его образности; именно через движения с музыкой происходит появление музыкальных способностей ребенка. Движение в целом можно рассматривать как средство интенсивного развития, взросление ребенка в период дошкольного детства. Именно в музыкально-ритмических движениях происходит укрепление и развитие мышечного аппарата, опорно-двигательной системы, координации движений, ориентировании в пространстве, а также развитие эмоциональности, творческих способностей ребенка в целом. Движение под музыкальный аккомпанемент и музыкальное сопровождение способствуют развитию чувства ритма, умению определять темповые особенности музыки: ее замедление, либо ускорение, динамические особенности силы и громкости звучания, а также улавливать характер и настроение музыки в целом [5, с. 61].
Применение цифровых технологий при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, видеороликов. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям [4, c. 5].
Важно отметить, что цифровые технологии позволяют детям закреплять разученные движения, или танцевальные композиции самостоятельно, не только в образовательном учреждении, но и дома, что позволяет привлечь в совместную деятельность родителей и других членов семьи [2].
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Этот, вид деятельности тоже предполагает использование цифровых технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому можно использовать электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту [4, c. 23].
Применение цифровых технологий в музыкальном воспитании детей позволяет добиться следующих результатов:
‒    повышение эффективности процесса обучения;
‒    улучшение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов;
‒    активизация познавательной деятельности детей;
‒    создание единой информационной среды;
‒    повышение интеллектуального уровня развития ребенка, посредством использования информационно-коммуникативных технологий.
Информационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание, обучение, а главное ‒ развить творческие способности ребенка. Использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям [1, c. 75].
Таким образом, благодаря использованию цифровых технологий уровень развития и сформированности музыкальных-творческих способностей дошкольников значительно повышается. Актуальной перспективой развития музыкально-образовательной деятельности музыкальные руководители должны видеть в возможности использования цифровых технологий в развитии музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Применение современных образовательных технологий в ДОО по музыкальному воспитанию решают задачу общего развития детей средствами музыки, обогащают внутренний и духовный мир ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках. Применение цифровых технологий соответствуют требованиям ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе.
Библиографический список
1.    Бекенова Д.У. Информационные технологии в музыкальном образовании // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. научн. конф. 2013. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive /67/3328/
2.    Исправных Т.В. Информационные технологии на уроках музыки // Преподавание музыки. 2010. № 10. C. 15.
3.    Резеткина Т.П. Использование компьютерных технологий на уроке музыки как средство формирования педагогической культуры. URL: http://ipk.ulstu.ru/? q=node/459
4.    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
5.    Чернобровкин В.А., Каплина Д.А. Музыкально-ритмические движения как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Мир детства и образование: Сборник материалов ХII Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 25 мая 2018 года. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2018. С. 60-62.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.