Задать вопрос
Статьи

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

16.01.2024
Трофимова М.В.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье обоснована актуальность задачи модернизации подготовки и повышения квалификации педагогов в аспекте формирования цифровой культуры. Делается вывод о том, что по результатам исследования на основе интегративно-деятельностного подхода определены концептуальные идеи проектирования образовательной программы будущих педагогов.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая культура будущего педагога, ценностно-ориентированная концепция, цифровые навыки, цифровые компетенции, цифровая культура.

Цифровизация в России объявлена приоритетным направлением. Задачу развития в этой сфере президент В.В. Путин сравнил с электрификацией нашей страны в 20-м веке [1, с. 20]. Цифровые технологии давно стали неотъемлемой частью бизнес-процессов компаний и активно влияют на ежедневные дела людей во всем мире, в том числе и в России. Внедрение информационных и коммуникационных технологий преобразило многие сферы жизни человека: финансы, коммуникацию, здравоохранение, образование, торговлю, транспорт и др.
Для современного цифрового общества и для цифровой экономики в частности требуются педагоги нового поколения, обладающие способностью адаптации к различным цифровым средам и технологиям обучения. И это свойство характеризуется не столько использованием технологий в обучении, сколько способностью прогнозировать грядущие изменения в постоянно меняющейся цифровой среде.
Цифровизация образования ведет к его коренной, качественной перестройке. Сквозные технологии цифровой экономики, например, виртуальная реальность, расширяют возможности учебного процесса, большие данные позволяют накапливать информацию и строить прогнозы, дистанционное обучения расширяет территориальные и временные рамки образования.
Эффективность процесса цифровизации образования связана с уровнем развития цифровых навыков педагога и способностью эффективно применять их в учебном процессе. Современный педагог должен уметь ориентироваться в потоке цифровой информации, работать с ней, обрабатывать её и встраивать в новую технологию.
Таким образом, перед педагогическими образовательными учреждениями встает задача модернизации подготовки и повышения квалификации будущих педагогов в аспекте формирования цифровой культуры. На решение этой задачи направлены современные научные исследования в сфере педагогического образования.
В процессе анализа образовательных практик, методик и научных источников с целью выявления особенностей подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации было установлено, что недостаточно разработаны подходы к формированию цифровой культуры педагогов. Мы встречаем эти вопросы в работах В.А. Сухомлина, В.П. Куприновского, А.В. Якушина, Е.В. Зубарева и др.
Характеристика педагога в аспекте требований цифровизации сегодня включает такие понятия, как цифровые навыки, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровая культура.
Цифровая культура, как мы считаем, отражает наиболее широкий взгляд на подготовку будущего педагога в условиях цифровизации. Приведем некоторые существующие подходы к определению цифровой культуры.
Цифровая культура – совокупность компетенций, отражающих способность использования человеком цифровых технологий для комфортной жизни в цифровой среде, для взаимодействия с обществом и решения цифровых задач в своей профессиональной деятельности [2].
Цифровая культура – это:
– ценности современного общества, представленные в цифровом виде, они воплощаются в технических системах и объединяются посредством коммуникационных технологий;
– система изменений продуктов деятельности человека и различных практик цифровой эпохи; совокупность формирующихся устойчивых социально-психологических черт и качеств личности, принятии (или непринятии) ею стереотипов поведения в цифровом пространстве, закреплении способов общения в сети и обработки информации [3].
Мы согласны с позицией авторов, которые в понятие цифровой культуры педагога включают: принятые им ценности цифровизации, не противоречащие общим гуманистическим ценностям; наличие цифровой компетентности; владение технологиями оптимального ориентирования в цифровой реальности; продуктивное общение в информационном пространстве.
Не отражены в трудах конкретные подходы к трансформации педагогического образования, обеспечивающие формирование цифровой культуры будущего педагога. Следовательно, имеется необходимость их разработки.
Основа нашего подхода – представление цели подготовки будущих педагогов в требованиях цифровой экономики в виде педагогической системы при тесном согласовании с содержанием профессиональной деятельности в интересах государства, общества и человека.
Мы опираемся на интегративно-деятельностный подход. Сегодня интеграция является ведущей тенденцией в развитии педагогики. Достаточно полный логико-содержательный анализ тенденций форм интеграции в образовании проведен О.И. Нагель. В работе отмечается, что интеграция – это «объединение в целое каких-нибудь частей, элементов, приводящее к качественно новому образованию, к восстановлению какого-либо единства. Это не сумма соединенных частей, а их органическое взаимопроникновение, дающее новое целостное и системное образование» [4, с. 74].
Интеграция в рамках нашей задачи объединяет деятельности в целостность – цифровую культуру, а также предполагает взаимосвязь модулей образовательной программы подготовки будущего педагога.
Деятельность – целенаправленная активность личности, через которую личность может реализовать свои потребности. Соглашаясь с мнением Г.П. Щедровицкого, который говорит, что «...познать и описать человека конкретно – это значит проанализировать и описать те наборы деятельностей, которые он должен осуществлять, чтобы быть социальным человеком» [5], мы считаем необходимым включать конкретные цифровые навыки будущего педагога в систему планируемых результатов формирования цифровой культуры выпускника педагогического образовательного учреждения.

Библиографический список
1. Куприяновский, В.П. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // InternationalJournalofOpenInformationTechnologies. 2017. Том 5. №1. С. 19-25.
2. Михайлова, Е.Г. Цифровая культура. URL: https://int.itmo.ru/uploads/dc/dc_bak pdf (дата обращения: 15.10.2023).
3. Гнатышина, Е.В. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. №8. С. 19-24.
4. Нагель, О. И. К вопросу об интеграции в образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №1. С. 74-82.
5. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований. Методологический анализ. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/6738 (дата обращения: 15.10.2023).
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.