СОВЕТСКИЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 1920-Х ГГ.: ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ
29.12.2024
УДК: 93/94
Свиричевская Л. И.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
СОВЕТСКИЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 1920-Х ГГ.:
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ
Аннотация. Кинематограф – как любое из направлений в искусстве является зеркалом породившего его времени. Пришедшие в 1917 г. к власти большевики достаточно быстро оценили его возможности. В свою очередь, поиск наиболее действенных средств для реализации замысла, уже в первой половине 1920-х гг. привел к извлечению из-под пепла забвения искусства мультипликации. Первые советские мультфильмы за счет своей наглядности и простоты позволяют расширить представления о существовавших в 1920-х гг. социальных группах, взаимодействии между их представителями, взглядах и чувствах последних. В данном случае интерес представляет трансформация подходов к изучению советского мультипликационного фильма 1920-х гг. от первичного накопления знаний, начиная с техники производства мультфильма и сбором первых каталогов изучаемых произведений до попыток осмысления содержательной части лент.
Ключевые слова: СССР, кинематограф, мультипликация, историография, мульт-фильм.
SOVIET ANIMATED FILM OF THE 1920S:
TRANSFORMATION OF APPROACHES TO THE STUDY
Abstract. Cinema, like any of the art directions, is a mirror of the time that gave rise to it. The Bolsheviks, who came to power in 1917, quickly assessed his capabilities. In turn, the search for the most effective means to implement the idea, already in the first half of the 1920s, led to the extraction of the art of animation from under the ashes of oblivion. The first Soviet cartoons, due to their clarity and simplicity, allow us to expand our understanding of the social groups that existed in the 1920s, the interaction between their representatives, the views and feelings of the latter. In this case, the transformation of approaches to the study of the Soviet animated film of the 1920s is of interest. From the primary accumulation of knowledge, starting with the technique of cartoon production and collecting the first catalogs of the stud-ied works to attempts to comprehend the content of the tapes.
Keyword: USSR, cinematography, animation, historiography, cartoon.
Кинематограф – как любое из направлений в искусстве является зеркалом поро-дившего его времени. Пришедшие в 1917 г. к власти большевики достаточно быстро оценили его возможности. Кино окрестили «величайшим средством пропаганды и агита-ции» и вменили ему в задачи разговор со зрителем, в процессе чего советский человек должен был понять новую действительность, в которой ему предстояло жить. В свою очередь, поиск наиболее действенных средств для реализации замысла, уже в первой по-ловине 1920-х гг. привел к извлечению из-под пепла забвения искусства мультиплика-ции. Создаваемые для разновозрастных аудиторий, именуемые фильмами наравне с иг-ровыми полными метрами, советские анимационные ленты представляют уникальный источник, отражающий и конструирующий эпоху. Первые советские мультфильмы (м/ф) за счет своей наглядности и простоты позволяют расширить представления о существо-вавших в 1920-х гг. социальных группах, взаимодействии между их представителями, взглядах и чувствах последних. В данном случае интерес представляет трансформация подходов к изучению советского мультипликационного фильма 1920-х гг.
Историография советских анимационных картин 1920-х гг. распадается на ряд эта-пов, которым в соответствии с ключевыми характеристиками можно дать следующие на-звания: 1) «Современники о м/ф»; 2) «Эпоха забвения»; 3) «Эра хронографии»; 4) «Время киноведов»; 5) «Мультфильм как исторический источник».
Первый этап охватывает конец 1920-х гг. Он включил в себя первую специализиро-ванную литературу по изучаемой теме. Среди трудов необходимо отметить переводное издание Ф. А. Тальборта «Живая фотография» (1928 г.) [31], которое содержит описание техники мультипликационной съемки и зарубежный опыт на данном поприще. В 1929 г. увидели свет два тома общего курса кинематографии Н. Д. Анощенко [3, 5] и «Техника кинотрюка» Г. Зебера [19]. В целом, вышедшие работы расширяют познания о технике киносъемок, но не раскрывают информации об идейном наполнении создаваемых лент.
Второй период охватывает 1930–1940 гг., в течение которых вышло несколько прикладных изданий по мультипликации. Ее зачастую рассматривали даже не как от-дельную отрасль киноискусства, а в качестве частных случаев использования трюков в игровом или документальном кино. Данная тенденция прослеживается в работах Н. Д. Анощенко [2, 4, 6], Б. Балаша [11], Н. Кудряшова [25], Н. А. Лебедева [26], А. Л. Птушко [27, 28] и Н. П. Ходатаева [32]. В этот же период вышло два издания, посвященных достижениям советского кинематографа: «25 лет советского кино в хронологических датах» В. Е. Вишневского [14] и «Тридцать лет кинотехнической науки в СССР» Е. М. Голдовского [17]. Однако обе работы обошли вниманием ани-мационные ленты.
Третий этап датируется 1950–1960 гг., в течение которого появились первые труды, «восстанавливающие» историю советского мультфильма. Увидел свет первый аннотированный каталог фильмов действующего фонда [1] и справочник К. Г. Елизарова [18]. Труды имеют аналогичное содержание, представляют перечень выходивших в истории Советского Союза мультипликационных картин.
В «эру хронографии» писали преимущественно мультипликаторы. Опубликованы два труда И. П. Иванова-Вано: «Рисованный фильм» [23] и «Очерки истории развития мультипликации» [22], в которых корифей отечественной анимации вспомнил первые шаги советского мультфильма, предоставляя ценнейшие сведения о работе первых со-ветских киностудий и процессе создания рисованных лент. Появился труд Д. Н. Бабиченко [10]. Его «Искусство мультипликации» – это, в своей основе, пособие для начинающих аниматоров. Однако часть работы мультипликатор посвятил истории анимированного искусства, в том числе его советскому периоду. Отдельного внимания заслуживает исследование С. С. Гинзбурга «Рисованный и кукольный фильм» [16] – пер-вая работа, которая стала мостом между «эрой хронографии» и «эрой киноведов».
«Временем киноведов» можно назвать 1960 – сер. 1990 гг. – период расцвета совет-ской анимационной школы. В свет вышел блок исследований отечественных киноведов: С. В. Асенина, А. С. Вартанова [13], В. П. Волкова [15], И. П. Иванова-Вано [20, 21]. В центре их внимания оказался потенциал советской мультипликации, как канала передачи системы моральных социалистических ценностей. Среди трудов особенно выделяются работы С. В. Асенина [7, 8, 9], в которых исследователь сумел раскрыть особенности становления и развития мультипликации в СССР и странах соцблока.
Современный этап принес новый взгляд на советский мультфильм как на историче-ский источник и многообразие векторов его изучения в обозначенном контексте. Можно выделить несколько тенденций, связанных с изучением различных аспектов анимацион-ных картин. Первое направление связано с анализом анимационных текстов через харак-теристику социокультурного пространства, в контексте которого они были созданы (Н. Г. Кривуля [24], Е. Д. Сальникова [30]). Второй вектор – изучение проблем взаимо-действия аниматоров с цензурой, выявление идеологических рамок создания картин (Г. Н. Бородин [12]). Третья тенденция сопряжена с мультипликацией, рассчитанной на детскую аудиторию. Это исследования, посвященные формированию мировоззрения советского ребенка посредством м/ф (М. В. Ромашова [29]).
В целом, изучение советского мультипликационного фильма
1920-х гг. прошло поэтапное развитие от первичного накопления знаний, начиная с тех-ники производства мультфильма и сбором первых каталогов изучаемых произведений до попыток осмысления содержательной части лент. На современном этапе вектор изучения первых советских м/ф смещается с традиционных киноведческих подходов в сторону исторической методологии, что открывает значительные возможности для использования мультипликационных картин 1920-х гг. как исторического источника.
Список литературы
1. Аннотированный каталог фильмов действующего фонда : Вып. 3. Художествен-ные фильмы. Москва, 1954. 196 с.
2. Анощенко Н. Д. Общая кинотехника : краткий курс. Москва : Госкиноиздат, 1940. 364 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005209810?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 09.10.2024).
3. Анощенко Н. Д. Общий курс кинематографии : руководство кинолюбителя в 3 т. Т. 2. Москва : Теа-кино-печать, 1929. 445 с. URL : https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01008535815?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 09.10.2024).
4. Анощенко Н. Д. Общий курс кинематографии : руководство кинолюбителя в 3 т. Т. 3. Москва : Теа-кино-печать, 1930. 653 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01008535819?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 09.10.2024).
5. Анощенко Н. Д. Общий курс кинематографии : руководство кинолюбителя в 3 т. Т. 1. Москва : Теа-кино-печать, 1929. 448 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01008535811?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 09.10.2024).
6. Анощенко Н. Д. Чудеса киноаппарата. Москва : Теа-кино-печать, 1930. 103 с.
7. Асенин С. В. Мир мультфильма : идеи и образы мультипликационного кино со-циалистических стран. Москва : Искусство, 1986. 287 с. URL: https://vk.com/wall-137169524_411 (дата обращения: 09.10.2024).
8. Асенин С. В. Мудрость вымысла : мастера мультипликации о себе и своем искус-стве. Москва : Искусство, 1983. 207 с. URL: https://vk.com/wall-54852533_2760 (дата об-ращения: 09.10.2024).
9. Асенин С. В. Мультипликация социалистических стран как социально-эстетический феномен (Художественные принципы, направления развития, националь-ные, школы, мастера). автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. Москва, 1989. 59 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01000054400?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 08.10.2024).
10. Бабиченко Д. Н. Искусство мультипликации. Москва : Искусство, 1964. 144 с. URL: https://vk.com/wall-52526415_18201 (дата обращения: 05.10.2024).
11. Балаш Б. Дух фильмы. Москва : Худож. лит., 1935. 197 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01007943312?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 05.10.2024).
12. Бородин Г. Н. Государство и анимация (1926-1962). Союзмультфильм. Москва : Союзмультфильм, 2022. 423 с.
13. Вартанов А. С. Образы литературы в графике и кино. Москва : Изд-во Акад. на-ук СССР, 1961. 312 с.
14. Вишневский, В. Е. 25 лет советского кино в хронологических датах. Москва : Госкиноиздат, 1945. 142 с.
15. Волков А. А. Проблемы развития искусства современной мультипликации. Ав-тор. дис. к-та искусствоведения: 17.00.00. Москва, 1970. 41 с.
16. Гинзбург С. С. Рисованный и кукольный фильм: очерки развития советской мультипликации и кинематографии. Москва : Искусство, 1957. – 328 с. URL: https://vk.com/wall-137169524_2388 (дата обращения: 05.09.2024).
17. Голдовский Е. М. Тридцать лет кинотехнической науки в СССР. Москва : Гос-киноиздат, 1948. 56 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005780371?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 17.09.2024).
18. Елизаров Г. К. Советская мультипликация : справочник. Москва, 1966. 393 с.
19. Зебер Г. Техника кино-трюка. Москва : Теа-Кино-Печать, 1929. 213 с. URL: https://viewer.rsl.ru/rsl01008149758 (дата обращения: 28.09.2024).
20. Иванов-Вано И. П. Кадр за кадром. Москва : Искусство, 1980. 240 с. – URL: https://vk.com/wall-726232_103393?z=photo-726232_457282497%2Falbum-726232_00%2Frev (дата обращения: 27.08.2024).
21. Иванов-Вано И. П. Мультипликация вчера и сегодня : Из лекций, прочит. на ху-дож. фак. ВГИК / И. П. Иванов-Вано. Москва : Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Ка-федра мастерства художника кино и телевидения, 1974.
22. Иванов-Вано И. П. Очерк истории развития мультипликации (до Второй миро-вой войны). Москва : Московская правда, 1967. 54 с. URL: https://vk.com/wall-137169524_2474 (дата обращения: 01.10.2024).
23. Иванов-Вано И. П. Рисованный фильм. Москва : Госкиноиздат, 1950. 87 с. URL: https://risfilm.narod.ru (дата обращения: 05.05.2024).
24. Кривуля Н. Г. Лабиринты анимации. Исследование художественного образа российских анимационных фильмов второй половины XX века. Москва, 2002. 308 с.
25. Кудряшов Н. Кино на узкой пленке. Москва : Госкиноиздат, 1949. 232 с.
26. Лебедев Н. А. К вопросу о специфике кино. Москва : Кинофотоиздат, 1935. 133 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005287130?page=1&rotate=0&theme=white (дата обра-щения: 30.09.2024).
27. Птушко, А. Л., Ренков, Н. Комбинированные и трюковые киносъемки. Москва : Госкиноиздат, 1941. 264 с.
28. Птушко А. Л. Мультипликация фильмы. Москва : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1931. 62 с.
29. Ромашова М. В. От истории анимации к истории детства в СССР: постановка проблемы // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2011. № 3 (17). С. 114–119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-istorii-animatsii-k-istorii-detstva-v-sssr-postanovka-problemy (дата обращения: 20.09.2024).
30. Сальникова Е. Д. Анимационный бум // Новый мир. 2008. № 11. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/Н/novij-mir-novij-mir-zhurnal/novij-mir---11-2008/12 (дата обращения: 03.10.2024).
31. Тальборт, Ф. А. Живая фотография. Москва : Московское акционерное изда-тельское общество, 1928. 187 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01008756191?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 03.10.2024).
32. Ходатаев Н. П., Иванов-Вано И. П. Птушко А. Л., Богуславский С. А. Мультип-ликационный фильм. Москва : Кинофотоиздат, 1936. 285 с.
Свиричевская Л. И.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
СОВЕТСКИЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 1920-Х ГГ.:
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ
Аннотация. Кинематограф – как любое из направлений в искусстве является зеркалом породившего его времени. Пришедшие в 1917 г. к власти большевики достаточно быстро оценили его возможности. В свою очередь, поиск наиболее действенных средств для реализации замысла, уже в первой половине 1920-х гг. привел к извлечению из-под пепла забвения искусства мультипликации. Первые советские мультфильмы за счет своей наглядности и простоты позволяют расширить представления о существовавших в 1920-х гг. социальных группах, взаимодействии между их представителями, взглядах и чувствах последних. В данном случае интерес представляет трансформация подходов к изучению советского мультипликационного фильма 1920-х гг. от первичного накопления знаний, начиная с техники производства мультфильма и сбором первых каталогов изучаемых произведений до попыток осмысления содержательной части лент.
Ключевые слова: СССР, кинематограф, мультипликация, историография, мульт-фильм.
SOVIET ANIMATED FILM OF THE 1920S:
TRANSFORMATION OF APPROACHES TO THE STUDY
Abstract. Cinema, like any of the art directions, is a mirror of the time that gave rise to it. The Bolsheviks, who came to power in 1917, quickly assessed his capabilities. In turn, the search for the most effective means to implement the idea, already in the first half of the 1920s, led to the extraction of the art of animation from under the ashes of oblivion. The first Soviet cartoons, due to their clarity and simplicity, allow us to expand our understanding of the social groups that existed in the 1920s, the interaction between their representatives, the views and feelings of the latter. In this case, the transformation of approaches to the study of the Soviet animated film of the 1920s is of interest. From the primary accumulation of knowledge, starting with the technique of cartoon production and collecting the first catalogs of the stud-ied works to attempts to comprehend the content of the tapes.
Keyword: USSR, cinematography, animation, historiography, cartoon.
Кинематограф – как любое из направлений в искусстве является зеркалом поро-дившего его времени. Пришедшие в 1917 г. к власти большевики достаточно быстро оценили его возможности. Кино окрестили «величайшим средством пропаганды и агита-ции» и вменили ему в задачи разговор со зрителем, в процессе чего советский человек должен был понять новую действительность, в которой ему предстояло жить. В свою очередь, поиск наиболее действенных средств для реализации замысла, уже в первой по-ловине 1920-х гг. привел к извлечению из-под пепла забвения искусства мультиплика-ции. Создаваемые для разновозрастных аудиторий, именуемые фильмами наравне с иг-ровыми полными метрами, советские анимационные ленты представляют уникальный источник, отражающий и конструирующий эпоху. Первые советские мультфильмы (м/ф) за счет своей наглядности и простоты позволяют расширить представления о существо-вавших в 1920-х гг. социальных группах, взаимодействии между их представителями, взглядах и чувствах последних. В данном случае интерес представляет трансформация подходов к изучению советского мультипликационного фильма 1920-х гг.
Историография советских анимационных картин 1920-х гг. распадается на ряд эта-пов, которым в соответствии с ключевыми характеристиками можно дать следующие на-звания: 1) «Современники о м/ф»; 2) «Эпоха забвения»; 3) «Эра хронографии»; 4) «Время киноведов»; 5) «Мультфильм как исторический источник».
Первый этап охватывает конец 1920-х гг. Он включил в себя первую специализиро-ванную литературу по изучаемой теме. Среди трудов необходимо отметить переводное издание Ф. А. Тальборта «Живая фотография» (1928 г.) [31], которое содержит описание техники мультипликационной съемки и зарубежный опыт на данном поприще. В 1929 г. увидели свет два тома общего курса кинематографии Н. Д. Анощенко [3, 5] и «Техника кинотрюка» Г. Зебера [19]. В целом, вышедшие работы расширяют познания о технике киносъемок, но не раскрывают информации об идейном наполнении создаваемых лент.
Второй период охватывает 1930–1940 гг., в течение которых вышло несколько прикладных изданий по мультипликации. Ее зачастую рассматривали даже не как от-дельную отрасль киноискусства, а в качестве частных случаев использования трюков в игровом или документальном кино. Данная тенденция прослеживается в работах Н. Д. Анощенко [2, 4, 6], Б. Балаша [11], Н. Кудряшова [25], Н. А. Лебедева [26], А. Л. Птушко [27, 28] и Н. П. Ходатаева [32]. В этот же период вышло два издания, посвященных достижениям советского кинематографа: «25 лет советского кино в хронологических датах» В. Е. Вишневского [14] и «Тридцать лет кинотехнической науки в СССР» Е. М. Голдовского [17]. Однако обе работы обошли вниманием ани-мационные ленты.
Третий этап датируется 1950–1960 гг., в течение которого появились первые труды, «восстанавливающие» историю советского мультфильма. Увидел свет первый аннотированный каталог фильмов действующего фонда [1] и справочник К. Г. Елизарова [18]. Труды имеют аналогичное содержание, представляют перечень выходивших в истории Советского Союза мультипликационных картин.
В «эру хронографии» писали преимущественно мультипликаторы. Опубликованы два труда И. П. Иванова-Вано: «Рисованный фильм» [23] и «Очерки истории развития мультипликации» [22], в которых корифей отечественной анимации вспомнил первые шаги советского мультфильма, предоставляя ценнейшие сведения о работе первых со-ветских киностудий и процессе создания рисованных лент. Появился труд Д. Н. Бабиченко [10]. Его «Искусство мультипликации» – это, в своей основе, пособие для начинающих аниматоров. Однако часть работы мультипликатор посвятил истории анимированного искусства, в том числе его советскому периоду. Отдельного внимания заслуживает исследование С. С. Гинзбурга «Рисованный и кукольный фильм» [16] – пер-вая работа, которая стала мостом между «эрой хронографии» и «эрой киноведов».
«Временем киноведов» можно назвать 1960 – сер. 1990 гг. – период расцвета совет-ской анимационной школы. В свет вышел блок исследований отечественных киноведов: С. В. Асенина, А. С. Вартанова [13], В. П. Волкова [15], И. П. Иванова-Вано [20, 21]. В центре их внимания оказался потенциал советской мультипликации, как канала передачи системы моральных социалистических ценностей. Среди трудов особенно выделяются работы С. В. Асенина [7, 8, 9], в которых исследователь сумел раскрыть особенности становления и развития мультипликации в СССР и странах соцблока.
Современный этап принес новый взгляд на советский мультфильм как на историче-ский источник и многообразие векторов его изучения в обозначенном контексте. Можно выделить несколько тенденций, связанных с изучением различных аспектов анимацион-ных картин. Первое направление связано с анализом анимационных текстов через харак-теристику социокультурного пространства, в контексте которого они были созданы (Н. Г. Кривуля [24], Е. Д. Сальникова [30]). Второй вектор – изучение проблем взаимо-действия аниматоров с цензурой, выявление идеологических рамок создания картин (Г. Н. Бородин [12]). Третья тенденция сопряжена с мультипликацией, рассчитанной на детскую аудиторию. Это исследования, посвященные формированию мировоззрения советского ребенка посредством м/ф (М. В. Ромашова [29]).
В целом, изучение советского мультипликационного фильма
1920-х гг. прошло поэтапное развитие от первичного накопления знаний, начиная с тех-ники производства мультфильма и сбором первых каталогов изучаемых произведений до попыток осмысления содержательной части лент. На современном этапе вектор изучения первых советских м/ф смещается с традиционных киноведческих подходов в сторону исторической методологии, что открывает значительные возможности для использования мультипликационных картин 1920-х гг. как исторического источника.
Список литературы
1. Аннотированный каталог фильмов действующего фонда : Вып. 3. Художествен-ные фильмы. Москва, 1954. 196 с.
2. Анощенко Н. Д. Общая кинотехника : краткий курс. Москва : Госкиноиздат, 1940. 364 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005209810?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 09.10.2024).
3. Анощенко Н. Д. Общий курс кинематографии : руководство кинолюбителя в 3 т. Т. 2. Москва : Теа-кино-печать, 1929. 445 с. URL : https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01008535815?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 09.10.2024).
4. Анощенко Н. Д. Общий курс кинематографии : руководство кинолюбителя в 3 т. Т. 3. Москва : Теа-кино-печать, 1930. 653 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01008535819?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 09.10.2024).
5. Анощенко Н. Д. Общий курс кинематографии : руководство кинолюбителя в 3 т. Т. 1. Москва : Теа-кино-печать, 1929. 448 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01008535811?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 09.10.2024).
6. Анощенко Н. Д. Чудеса киноаппарата. Москва : Теа-кино-печать, 1930. 103 с.
7. Асенин С. В. Мир мультфильма : идеи и образы мультипликационного кино со-циалистических стран. Москва : Искусство, 1986. 287 с. URL: https://vk.com/wall-137169524_411 (дата обращения: 09.10.2024).
8. Асенин С. В. Мудрость вымысла : мастера мультипликации о себе и своем искус-стве. Москва : Искусство, 1983. 207 с. URL: https://vk.com/wall-54852533_2760 (дата об-ращения: 09.10.2024).
9. Асенин С. В. Мультипликация социалистических стран как социально-эстетический феномен (Художественные принципы, направления развития, националь-ные, школы, мастера). автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. Москва, 1989. 59 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01000054400?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 08.10.2024).
10. Бабиченко Д. Н. Искусство мультипликации. Москва : Искусство, 1964. 144 с. URL: https://vk.com/wall-52526415_18201 (дата обращения: 05.10.2024).
11. Балаш Б. Дух фильмы. Москва : Худож. лит., 1935. 197 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01007943312?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 05.10.2024).
12. Бородин Г. Н. Государство и анимация (1926-1962). Союзмультфильм. Москва : Союзмультфильм, 2022. 423 с.
13. Вартанов А. С. Образы литературы в графике и кино. Москва : Изд-во Акад. на-ук СССР, 1961. 312 с.
14. Вишневский, В. Е. 25 лет советского кино в хронологических датах. Москва : Госкиноиздат, 1945. 142 с.
15. Волков А. А. Проблемы развития искусства современной мультипликации. Ав-тор. дис. к-та искусствоведения: 17.00.00. Москва, 1970. 41 с.
16. Гинзбург С. С. Рисованный и кукольный фильм: очерки развития советской мультипликации и кинематографии. Москва : Искусство, 1957. – 328 с. URL: https://vk.com/wall-137169524_2388 (дата обращения: 05.09.2024).
17. Голдовский Е. М. Тридцать лет кинотехнической науки в СССР. Москва : Гос-киноиздат, 1948. 56 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005780371?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 17.09.2024).
18. Елизаров Г. К. Советская мультипликация : справочник. Москва, 1966. 393 с.
19. Зебер Г. Техника кино-трюка. Москва : Теа-Кино-Печать, 1929. 213 с. URL: https://viewer.rsl.ru/rsl01008149758 (дата обращения: 28.09.2024).
20. Иванов-Вано И. П. Кадр за кадром. Москва : Искусство, 1980. 240 с. – URL: https://vk.com/wall-726232_103393?z=photo-726232_457282497%2Falbum-726232_00%2Frev (дата обращения: 27.08.2024).
21. Иванов-Вано И. П. Мультипликация вчера и сегодня : Из лекций, прочит. на ху-дож. фак. ВГИК / И. П. Иванов-Вано. Москва : Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Ка-федра мастерства художника кино и телевидения, 1974.
22. Иванов-Вано И. П. Очерк истории развития мультипликации (до Второй миро-вой войны). Москва : Московская правда, 1967. 54 с. URL: https://vk.com/wall-137169524_2474 (дата обращения: 01.10.2024).
23. Иванов-Вано И. П. Рисованный фильм. Москва : Госкиноиздат, 1950. 87 с. URL: https://risfilm.narod.ru (дата обращения: 05.05.2024).
24. Кривуля Н. Г. Лабиринты анимации. Исследование художественного образа российских анимационных фильмов второй половины XX века. Москва, 2002. 308 с.
25. Кудряшов Н. Кино на узкой пленке. Москва : Госкиноиздат, 1949. 232 с.
26. Лебедев Н. А. К вопросу о специфике кино. Москва : Кинофотоиздат, 1935. 133 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005287130?page=1&rotate=0&theme=white (дата обра-щения: 30.09.2024).
27. Птушко, А. Л., Ренков, Н. Комбинированные и трюковые киносъемки. Москва : Госкиноиздат, 1941. 264 с.
28. Птушко А. Л. Мультипликация фильмы. Москва : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1931. 62 с.
29. Ромашова М. В. От истории анимации к истории детства в СССР: постановка проблемы // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2011. № 3 (17). С. 114–119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-istorii-animatsii-k-istorii-detstva-v-sssr-postanovka-problemy (дата обращения: 20.09.2024).
30. Сальникова Е. Д. Анимационный бум // Новый мир. 2008. № 11. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/Н/novij-mir-novij-mir-zhurnal/novij-mir---11-2008/12 (дата обращения: 03.10.2024).
31. Тальборт, Ф. А. Живая фотография. Москва : Московское акционерное изда-тельское общество, 1928. 187 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01008756191?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 03.10.2024).
32. Ходатаев Н. П., Иванов-Вано И. П. Птушко А. Л., Богуславский С. А. Мультип-ликационный фильм. Москва : Кинофотоиздат, 1936. 285 с.