Задать вопрос
Статьи

СОВЕТСКАЯ ПРОПАГАНДА: СПОСОБЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ВЛИЯНИЯ

15.01.2023
Потёмкина М.Н., Буссеруэль А.Б.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

СОВЕТСКАЯ ПРОПАГАНДА:
СПОСОБЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ВЛИЯНИЯ

Аннотация. В данной статье представлен анализ пропаганды советского периода. Автор анализирует приемы и методы, которые использовали пропагандисты СССР. Среди них: выделение отдельных архетипов героев, использование демонизированного, гипертрофированного образа «врага», использование лозунгов и текстов позитивно-идеологической направленности, формирование культа личностей отдельно взятых представителей советского общества, формирование параллельных образов «свой» и «чужой». В статье приведена оценка влияния данных механизмов на сознание советских граждан.
Ключевые слова: манипуляция сознанием, средства массовой информации, интеллигенция, пропаганда, СССР.

Учитывая сложившуюся историческую и политическую обстановку в мире, можно говорить о том, что сегодня проблема развития технологий воздействия на сознание людей, вновь приобретает особую актуальность. Одним из наиболее очевидных и в тоже время не всегда уловимых для значительной части населения, способов воздействия на сознание является пропаганда. Для полного понимания тенденций развития отечественной пропаганды, необходимо изучить средства данной технологии на самом пике ее мощности и влияния.
В советский период пропаганда была достаточно влиятельной и имела довольно широкий спектр инструментов. Этот тезис подкрепляется пластом произведений массовой культуры, в которых наличие пропаганды очевидно. Исходя из этого, в данной работе был представлен анализ советской пропаганды, как способа влияния на сознание граждан.
В первую очередь, необходимо определить категориальный аппарат исследуемой темы. Стоит отметить, что изначально понятие «пропаганда» использовалось в контексте обозначения массового распространения информации. Во второй половине XX в. термин пропаганда все больше приобретал уничижительный оттенок и стал ассоциироваться с манипулированием и дезинформацией, а также с воздействием на сознание граждан отдельно взятого государства. Так, В.Д. Губин в «Философском энциклопедическом словаре» дает следующее определение пропаганды: «распространение взглядов, фактов, аргументов, часто слухов, искаженной информации или заведомо ложных сведений, с целью формирования нужного общественного мнения и манипулирования общественным сознанием» [11]. Таким образом, в современном дискурсе данное понятие чаще всего имеет ярко выраженный негативный окрас.
Советская пропаганда была нацелена на трансляцию идеологии марксизма-ленинизма, которая выступала основой строя Советского Союза. В.С. Макаров и В.Г. Христофоров указывают на то, что первым проявлением советской пропаганды можно считать указание В.И. Ленина 1921 г. о начале кампании в печатных изданиях по дискредитации Всероссийского комитета помощи голодающим. Так, В.И. Ленин дал следующее распоряжение печатным органам: «Газетам дадим директиву: завтра же начать на сотни ладов высмеивать «Кукишей» […] Изо всех сил их высмеивать и травить не реже одного раза в неделю в течение двух месяцев» [16]. Особенностями советской пропаганды были партийно-государственная монополия на власть, высокая степень институционализации всех СМИ. Пропагандистское воздействие оказывалось на все категории граждан, например, на детей оно осуществлялось через систему образования, радио, периодическую печать, кинематограф, детские общественные организации. Официальная идеология была тесно переплетена со статусом «истинного» патриотизма. [25, с. 128].
Можно выделить несколько целей советской пропаганды. Во-первых, создание нового человека, следующего принципам коллективизма, и добровольно подчиняющегося интересам общества и готового принести себя и свои интересы в жертву на благо этого общества. Во-вторых, формирование личности с материалистическим и атеистическим мировоззрением. И очень важно отметить мобилизацию сил населения как для самоотверженного труда и перевыполнения плана, так и для защиты своего государства, что было характерно для военного периода.
В отечественной историографии существует несколько подходов к оценке действий советской пропаганды. Так, Д. Дондурей и ряд других авторов указывали на то, что формирование пропаганды в Советском Союзе было закономерным следствием адаптации идеологии в новом государстве. Руководителям СССР было необходимо утвердить свое влияние [13]. Пропаганда играла большую роль в формировании советской личности. И важно отметить, что пропаганда сыграла большую роль в осуществлении тех достижений СССР, о которых мы знаем сегодня. Р.Р. Рустамов указывает на то, что советская пропаганда часто была направлена на развитие науки, культуры и народное просвещение. В качестве примера автор приводит серию довоенных плакатов, освещающих проблему всеобщего образования и просвещения. Подобные темы постоянно широко тиражировались в кино и книгах: советским гражданам указывали на то, что быть образованным – это почетно и правильно для гражданина своей страны [27, с. 60].
С.В. Свечников, Ю.О. Макарова, в свою очередь, указывают на то, что советская пропаганда была направлена на развитие чувства коллективизма, что приводило к стиранию личностных границ и отсутствию самоощущения себя как личности у большинства советских граждан [17, с. 96].
Опираясь на историю Советского Союза, можно выделить три основных периода развития пропаганды в СССР:
    довоенный (1921-1940 гг.);
    военный (1941-1945 гг.);
    поствоенный (1945-1990 гг.).
Для каждого из выделенных периодов характерны свои особенности, которые чаще встречались в пропагандистских материалах. Так, в довоенный период государство было нацелено на формирование нового советского человека. Характер пропаганды менялся по мере исторического развития СССР.
Приемы пропаганды
Пропаганда велась через средства массовой информации, книги, кинофильмы, театральные постановки, произведения изобразительного искусства. Можно выделить следующие приемы, которые используются в советской пропаганде: выделение отдельных архетипов героев; использование демонизированного, гипертрофированного образа «врага»; использование лозунгов и текстов позитивно-идеологической направленности; формирование культа личностей отдельно взятых представителей советского общества; формирование параллельных образов «свой» и «чужой».
Первый прием характерен для всех периодов. Так, Х. Гюнтер в исследовании «Архетипы советской культуры» представляет следующую типизацию советских героев: герои социалистического труда; герои-воины; герои – политические деятели; герои-жертвы [12, с. 745].
Каждый из перечисленных типов, встречается в советской пропаганде в той или иной мере. Следует отметить, что частота обращения к тому или иному образу и архетипу, соответствовала историческому периоду. Так, например, герои социалистического труда в пропагандистских материалах встречались намного чаще в довоенный период истории СССР. В частности, в период НЭПа, коллективизации, индустриализации появлялось много пропагандистских материалов, в которых были представлены образы советских рабочих, занятых трудом на благо нового, молодого государства. Широко использовались архетипы героев-воинов и героев-жертв в плакатном искусстве военного времени [1]. На плакатах этого времени мы чаще видим бойцов Красной Армии, которые воодушевлены и полны праведного гнева в борьбе с безжалостным врагом – эти образы благотворно ложились на другие продукты культуры военного времени, например, песня «Вставай страна огромная». В послевоенные годы архетипичных образов на плакатах становилось не меньше – появляются плакаты с героями – политическими лидерами, в частности, часто на плакатах появляется И.В. Сталин и В.И. Ленин, которые дают наставления советским гражданам, указывая на необходимость хозяйственного восстановления страны и другие аспекты послевоенного быта. Герои советской пропаганды чаще всего представлены обезличенными, но могучими по своему характеру фигурами, которые олицетворяют ту или иную сторону советского быта.
Представление пропаганды в виде архетипичных образов делает продукт пропаганды проще для восприятия. Архетип – это по своему характеру упрощенный и понятный для широких масс образ, который сознание человека легче воспринимает и усваивает. Эти образы лаконичны и выразительны.
Второй прием характерен для военной пропаганды и активно использовался советскими художниками в период Великой Отечественной войны и Холодной войны. Наиболее яркое отражение данный прием нашел в плакатном искусстве. В качестве примера можно привести два плаката военного времени: «Сметь фашизму» (1941) и «Государственный деятель» современной Германии» (1944) [1]. Представленные плакаты были выбраны из-за того, что образ одного и того же врага представлен на них с существенной разницей. Так, на первом плакате Германия представлена в образе гипертрофированной обезьяны с прической и усами А. Гитлера. В одной лапе животное держит пистолет, а в другой варварский топор. Авторы плаката, очевидно, указывают на первобытную жестокость противника, его варварский и бесчеловечный подход к ведению военных действий. Противостоят зверю не люди, а винтовки, которые сгруппированы в правой части полотна, что уравновешивает композицию. На втором плакате «Государственный деятель» современной Германии» изображен мужчина, который стоит по колено в человеческой крови. На нем форма Третьего рейха и окровавленный белый фартук. Цвета, которые используются на плакате: оттенки серого, черный и ярко-красный, что привлекает внимание и позволяет играть на контрасте. На примере данных плакатов мы видим, как представляли врагов в плакатном искусстве военного времени: образ врага старались представить, как можно менее человечным, пугающим.
В послевоенный период образ врага сменился – в качестве главных внешних врагов советского народа пропаганда изображала «мировую буржуазию», блок НАТО во главе с США. Формы представления этих врагов были стереотипны – от черно-белых карикатурно-плакатных толстяков-капиталистов в цилиндрах с мешком долларов в руке до дядюшки Сэма и генералов Пентагона «Ближний Восток: здесь льется вновь и нефть, и кровь», «Капиталисты всех стран соединяйтесь!», «Свобода по-американски» и др.) [1]. Пропаганда начинает проявляться в кино и книгах. Стандартными атрибутами западного врага в кино стали бутылка виски, толстая сигара, разговоры о потерянных из-за революции и коммунистов деньгах или планах уничтожения СССР. Естественно, что у советских людей выстраивалось негативное отношение к «Западу».
Лозунги – одна из черт советской пропаганды. Ю.О. Макарова описывает феномен лозунга в политической пропаганде и агитации следующим образом: «феномен лозунга, т. е. призыва или обращения в лаконичной форме, выражающего руководящую идею или требование и используемого в таких областях, как политика, религия, экономика»
[17, с. 92]. По мнению автора, лозунги играют одну из центральных ролей в пропаганде государств с социалистическим и коммунистическим строем. Так, лозунги символизируют сопричастность каждого члена общества к какому-нибудь общему делу. Лозунги использовались в плакатном искусстве, в качестве текстового посыла, подкрепленного графическим изображением «Чтобы больше иметь – надо больше производить. Чтобы больше производить – надо больше знать» (1920), «Через науку и знания – к высоким урожаям!» (1948), «Родина-мать зовёт!» (1941) и т.д. [1]. Но, чаще всего политические лозунги встречались печатных изданиях. В качестве примера, рассмотрим газетные заголовки советского периода: «Растить новых последователей» [26], «Ленинским курсом – к новым свершениям» [15], «Вместе – дорогой Октября» [7], «Все силы на разгром врага» [8], «XX съезду КПСС – достойную встречу» [3], «Выше темпы реконструкции!» [10] и т. д. Названия газетных статей звучат емко и лаконично, часто используются восклицания и призывы.  
Лозунги в пропаганде играют мотивационную роль, побуждая граждан к действию. Лозунги в советской печати – выступали инструментом агитации, проведения центральной мысли государства – приобщение к общему труду. Использование лозунгов в печатной пропаганде было эффективно тем, что человек, не ознакомившись с содержанием статьи понимал ее посыл и видел этот призыв.
Культ личности – еще одна характерная черта советской пропаганды. Так, в историографии существует представление о культе личности сразу нескольких руководителей Советского Союза:
В.И. Ленина, И.В. Сталина и Л.И. Брежнева. В научной литературе чаще всего встречается следующее определение культа личности: «возвеличивание определенной личности, как правило, государственного деятеля, с помощью массовой пропаганды» [24, C. 12]. Культ личности, особенно ярко иллюстрирует период, когда руководящие позиции в государстве занимал И.В. Сталин. Так, Н.С. Хрущева в своей разоблачительной речи указывал следующее: «Культ личности приобрёл такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году. Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы ещё больше восхвалять роль Сталина» [2]. На формирование культа личности работала пропаганда, представляя руководящее лицо в наиболее выгодном свете: плакатное искусство, периодическая печать, художественная литература, фотографии и т. д. – все эти средства рисовали образ сильного лидера, который знает по какому пути вести свою страну. Это формировало у граждан чувство глубокого уважения и доверия. Кроме того, формирование культа личности решало еще одну важную проблему – население, чувствовало себя спокойнее находясь под покровительством сильного и мудрого лидера.
Формирование образа «свой – чужой» является типичным для политической пропаганды всех стран мира. Как указывает в своих работах И.В. Выходцева, сам факт дискурсивной гетерогенности советской словесной политической культуры на примере политического дискурса был отмечен П. Серио. В его работах «показано, что другой всегда присутствует в этом дискурсе благодаря риторике, направленной на имплицитное опровержение его слов» [9, с. 62]. Пропаганда в духе «свой – чужой» направлена на упрощение окружающей действительности. В годы войны пропагандистские образы стали более эмоционально насыщенными и художественно яркими, бинарное сознание, разделяющее на «своих» и «чужих», укрепилось и стало неотъемлемым на всем протяжении войны [25, с. 128]. Население воспринимало враждебно все «чужое», что позволяло государственному руководству проводить открытую антизападную политику. Деление мира на «свой» – советский и «чужой» – западный, характерно как для пропаганды периода «Холодной войны», так и для довоенного времени. Западный мир, чаще всего представлялся, как темное и мрачное место, в котором царили порядки, устанавливаемые нелицеприятными, карикатурными «буржуями», что усиливало отвращение советских граждан к подобному образу жизни. В противовес этому, советский мир представлялся как светлый, полный красок, с аккуратными и приятными людьми, раскрывающими свой потенциал на благо государства. Некоторые исследователи указывают на то, что проявлением пропагандистского приема «свой-чужой» можно считать и саму словесность советских печатных обращений. Так в печатных текстах советского периода можно встретить следующие обращения: «свои», товарищи, единомышленники, люди, объединенные общим делом [9, с. 64]. Подобное объединение и обращение располагало к себе читателя, демонстрировало отношение автора текста к нему, как к «своему человеку». Популярное обращение советского периода «товарищ», так же сыграло важную роль в закреплении представления советского гражданина о концепции «свой-чужой».
Таким образом, пропаганда советского периода активно использовала прием разделения мира на «своих» и «чужих». Это приводило к формированию у советских граждан полярного восприятия мирового сообщества, что делало их более восприимчивыми к пропаганде. Особенно благотворно данный прием использовался в период «Холодной войны», когда советское руководство стремилось как можно жестче разграничить «свой мир» и «мир западный».
Можно сделать вывод о том, что советская пропаганда была крепким подспорьем для государственной политики Советского Союза. Цели пропаганды менялись, в зависимости от исторического периода: на ранних этапах существования СССР целью пропаганды было формирование «нового советского человека», который поддерживал идеалы и цели нового общества. В военный период в центре внимания пропагандистов было поднятие боевого духа, мобилизация всех сил государства на борьбу с внешним врагом. В поствоенный период пропаганда старалась поддерживать идеи и идеалы советского общества и демонизировать внешних врагов. Советская пропаганда применяла различные методы и приемы воздействия на сознание граждан:
    выделение отдельных архетипов героев (наиболее характерно для визуального искусства периода СССР – кинофильмы и плакаты, но и в печати нередко обычных граждан наделяли чертами архетипичного героя);
    использование демонизированного, гипертрофированного образа «врага». Характерно для военного периода и периода «Холодной войны», когда советская пропаганда активно формировала представление о внешних врагах СССР, как о чем-то мистически жутком и страшном. Однако, встречается и на раннем этапе существования СССР – представление кулаков и «буржуев» в виде жутких карикатурных изображений;
    использование лозунгов и текстов позитивно-идеологической направленности;
    формирование культа личности: возвеличивание отдельной личности, как правило, государственного деятеля средствами пропаганды в произведениях культуры, государственных документах, законах, принято связывать с фигурами В.И. Ленина, И.В. Сталина, Л.И. Брежнева;
    формирование параллельных образов «свой» и «чужой».
Влияние пропаганды на образ жизни советского человека было огромным, т. к. практически все, что он мог потреблять из открытого информационного пространства являлось государственной пропагандой. Пропаганда оказывала прямое влияние на формирование личности, идеалов и ценностей советского человека. При этом, нельзя не отметить и положительные стороны советской пропаганды: она была нацелена на развитие производства в государстве, раскрывала проблему всеобщего просвещения, популяризировало науку и научные знания среди граждан. Вместе с тем, можно согласиться и с выводами тех исследователей, которые указывают на то, что использование пропаганды приводило к обезличиваю советских граждан, их восприятию себя, в качестве «винтиков» огромной машины. Пропаганда СССР была в полной мере продуктом своего времени и общества, в котором она была сформирована и была нацелена на решение государственных проблем.
Библиографический список
1.    34 агитационных плаката, по которым можно узнать историю СССР. URL: https://kulturologia.ru/blogs/080615/24797/
2.    XX Съезд КПСС и доклад Хрущева о культе личности. URL: https://dzen.ru/media/tolstyk/xx-sezd-kpss-i-doklad-hrusceva-o-kulte-lichno sti-602c0caf16b98878e1a4517b
3.    XX съезду КПСС – достойную встречу // Магнитогорский металл. 9 сентября 1955.
4.    Андреев С.Ю. Один год из жизни страны: результаты и перспективы. М.: Прогресс, 1990. 480 с.
5.    Болтаевский А.А. Манипуляция сознанием и его роль в перестройку // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2017. № 2. С. 30-41.
6.    В совершенствовании и развитии // Магнитогорский металл. 27 мая 1979.
7.    Вместе – дорогой Октября // Ленинградская правда. 7 ноября 1987.
8.    Все силы на разгром врага // Ленинградская правда. 13 ноября 1943.
9.    Выходцева И.С. Функционирование концепта «Свой – чужой» в советской словесной культуре // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 2. С. 60-64.
10.    Выше темпы реконструкции // Магнитогорский металл. 25 сентября 1979.
11.    Губин В.Д., Меркулов И.П., Никифоров Р.Г. и др. Философия: Энциклопедический словарь М.: ГАРДАРИКИ, 2006. 1072 с.
12.    Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 743-785.
13.    Дондурей Д. Здесь всё призывало к застою, а Запад призывал к бунту. URL: https://morebook.ru/interv/item/1531253631929#gsc.tab=0
14.    Зуева Т.М., Шкилева Е. М. Механизмы формирования образа власти // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 15-20.
15.    Ленинским курсом – к новым свершениям // Ленинградская правда. 7 ноября 1987.
16.    Макаров B.C. К истории Всероссийского комитета помощи голодающим. URL: https://web.archive.org/web/20150128112624
17.    Макарова Ю.О. Лозунги как инструмент политической пропаганды и агитации китайского государства // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. № 9. С. 91-97.
18.    Мельникова Т.С. Пропаганда как технология политического манипулирования // Власть. 2010. № 8. С. 47-51.
19.    Минязева К. Лозунги советских газет, ставшие крылатыми фразами. URL: https://rg.ru/2013/09/20/lozungi-site.html
20.    Мухортов Д.С., Краснова А.В. Дискурсивные маркеры манипуляции как реализация субъективно-оценочного акта говорящего // Политическая лингвистика. 2016. № 6. С. 120-125.
21.    На труд и на подвиги их вдохновили URL: https://www.kommersant.ru/projects/posters9may#id=slide01
22.    Осипова А.А., Шулежкова С.Г. Советские лозунги в художественной литературе и в современной публицистике конца XX – начала XXI вв. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-4 (64). С. 161-166.
23.    Переходящие знамена завкома – передовым коллективам! // Магнитогорский металл. 10 сентября 1949.
24.    Пихтильков И.Л. Культ личности: история и современность // Достижения науки и образования. 2018. № 10 (32). С. 12-13.
25.    Потемкина М.Н., Лушина Т.С. Воспитанники московского интерната в уральском тылу: отражение военной действительности в синхронных эго-документах // Технологос. 2020. № 3. С. 123-133.
26.    Растить новых последователей // Правда. 19 декабря 1972.
27.    Рустамов Р.Р., Тураева С.Х. Виды пропаганды, ее цели и задачи // Вестник науки. 2020. № 11 (32). С. 58-62.
28.    Так держать! // Магнитогорский металл. 26 августа 1962.
29.    Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. URL: https://psyfactor.org/lib/fateev0.htm
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.