СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ВКОНТАКТЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОНЛАЙН-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО
11.01.2024
Пустовойтова О.В.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
Ведешкина Н.А.
Детский сад № 73, г. Магнитогорск
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ВКОНТАКТЕ КАК ИНСТРУМЕНТ
ОНЛАЙН-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО
Аннотация.В статье рассматривается вопрос организации взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников в социальной сети Вконтакте. На примере анализа МДОУ «Детский сад № 73» представили обзор ресурсов, размещенных на странице сообщества, направления работы, полезные рекомендации и советы по воспитанию и обучению дошкольников, как в условиях детского сада, так и дома. Определили круг педагогических проблем, которые можно решить посредством сети Вконтакте, в том числе привлечь внимание родителей к значимым мероприятиям и событиям, к возрастным особенностям детей, рекомендациям, что полезно и необходимо современному ребенку. Онлайн-взаимодействие является эффективной формой работы учреждения с семьей, так как современные родители являются активными пользователями интернет-пространства и важно их научить правильно использовать его ресурсы и оставлять цифровой след.
Ключевые слова: онлайн-взаимодействие, педагоги, семья, социальная сеть,инструмент взаимодействия, Вконтакте, сообщество.
Современная ситуация развития неуклонно показывает динамику цифровизации всех сфер и процессов образования, что особенно актуально в нынешних условиях. Традиционные формы работы педагогов дошкольной образовательной организации интегрируются с инновационными, цифровыми, а характер взаимодействия переходит в онлайн [2] .
Этот процесс обусловлен рядом факторов:
1. Курс на цифровизацию образования и образовательной среды.
2. Динамичность VUCA-мира, в котором скорость передачи информации достаточно высока и оперативна.
3. Желание родителей быть в постоянном контакте с ребенком, видеть, как он растет, развивается в среде дошкольной образовательной организации.
4. Желанием родителей быть в информационном тренде, получать самую актуальную информации о деятельности дошкольной образовательной организации.
5. Социальной обстановкой, например, в период глобальных катаклизмов или пандемии, когда образование осуществляется в дистанционном формате.
6. Популярностью социальной сети Вконтакте, возможностью доступа к информации 24/7, возможностью обратной связи со стороны участников образовательных отношений.
Одним из принципов реализации дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования Ч.1. п.1.4. п.п.5. является взаимодействие с семьями воспитанников, в том числе посредством цифровых каналов коммуникации [4]. Цель взаимодействия – создание партнерских отношений участников образовательного процесса для решения совместных воспитательно-образовательных задач, обмена информацией, сотрудничества,в том числе и при подготовке и реализации проектов,позитивной коммуникации для разработки стратегии развития детского сада и его направлений. Вопросами семейного и институционального воспитания занимались такие исследователи, как: А.С. Макаренко,К.Д. Ушинский, Е.П. Арнаутова, В.И. Бездомная, О.А. Зверева и другие.Основной акцент в своих исследованиях они ставили на повышение социально-психологической культуры участников образовательных отношений, формирование педагогической рефлексии у родителей,повышение их информированности о деятельности дошкольной образовательной организации, технологиях обучения и воспитания. Долгое время это оставалось серьезной проблемой [5]. Разрешить ее позволили цифровые сервисы, которые стали эффективным инструментом взаимодействия ДОО и родителей(мессенджеры, связь 4G, интернет-каналы коммуникации, например портал Госуслуг).
В связи с запретом использования иностранных мессенджеров на территории Российской Федерации (Discord, Skype, Telegram, Viber, WhatsApp и других) основным инструментом взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации стала социальная сеть Вконтакте и VK-мессенджер [3]. Материалом для анализа стала страница в Вконтакте Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 73» города Магнитогорска [1].
Взаимодействие с семьями воспитанников ведется с нескольких направлениях:
1. Рекомендации для родителей, как правильно организовать в домашних условиях режимные моменты ребенка дошкольного возраста, питание, досуг.
2. Представление интересного и полезного материала для развития творчества, познавательной активности, внимательности и усидчивости.
3. Рекомендации для родителей как правильно научить ребенка основам безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (например, правила дорожного движения, как обращаться с электричеством, ответы на звонки со смартфона, как вести себя ребенку дома, если он остался один).
4. Актуальные материалы правового аспекта (изменения в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в образовательной программе, реализуемой в условиях дошкольной образовательной организации, как оформить государственную выплату на ребенка-дошкольника, ГОСТы и другие).
5. Объявления о мероприятиях дошкольного учреждения и проводимых уже на территории городских локаций (Международный день грамотности, День флага России, Международный день шахмат).
6. Полезные советы (как правильно выбрать инструменты для творческой активности ребенка, какие предметы должны быть у ребенка в детском саду).
7. Публикации воспитанников с мероприятий, организованных педагогическими кадрами дошкольной образовательной организации.
8. Представление аудиоматериалов сказок, книг, что особенно важно для современных родителей, которые испытывают дефицит времени для чтения художественной литературы. Их можно послушать, обсудить с ребенком поступки героев, их характер.
9. Рекомендации по физическому развитию дошкольников в эпоху цифровизации и погружения в мир виртуальной реальности, которые влекут за собой проблемы со здоровьем по причине снижения физической активности.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачами взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников являются следующие:
1. Повышение педагогической компетентности родителей по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
2. Демонстрация фотографий, видеоматериалов из жизни детского сада с целью популяризации гармоничных внутрисемейных отношений, здорового образа жизни, профилактики асоциального поведения, беспризорности.
3. Реализации индивидуальной траектории выстраивания отношений с семьями воспитанников для решения, как педагогических задач, так и социально-культурных, оказание своевременной помощи родителям.
4. Оперативное получение точной информации о деятельности педагогов, дошкольного образовательного учреждения, возможность обратной связи для консультации по волнующему вопросу.
5. Организация дистанционного образования в период катаклизмов, пандемии и других социальных явлений.
Социальная сеть – это открытое онлайн-пространство, которое объединяет группы людей в сообщества, поэтому очень важно для образовательной организации грамотно оформлять контент своей страницы. Информация должна быть актуальной и полезной, написана простым и доступным языком без использования узкой терминологии, инфографичен и концептуален так как даже социальная сеть не всегда представляет интерес для пассивных родителей, для которых жизнь детского сада оказывается на втором и даже третьем плане. Страница сообщества детского сада должна обладать воспитательным потенциалом для родителей воспитанников, а ее материал мог бы оказать профессиональную психолого-педагогическую помощь семьям, имеющим различного рода проблемы, снять дефицит информации о деятельности образовательной организации и ее педагогов, консультационную поддержку родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, дать методические рекомендации по организации досуговой деятельности. Таким образом,сообщество дошкольной образовательной организации в Вконтакте должно выполнять информационно-просветительскую функцию.
Библиографический список
1. Сообщество в Вконтакте – URL:https://vk.com/ds73mgn.educhel?ysclid=lmsnuhah2l64353136
2. Соснина Н.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей / Н.В. Соснина, Е.М. Старобина. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-s-semiey/viewer
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Ч.8-10 ст. 10.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). - URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=lmsnmpicuc261179572
5. Шепилова Н.А. Специфика психолого-педагогической культуры современной семьи / Н.А. Шепилова, О.В. Пустовойтова, Л.А. Яковлева //Петровские образовательные чтения. Духовно-нравственные ценности молодежи в российском обществе: Сборник научных трудов X Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 10-18 октября 2022 года / Под общей редакцией епископа Магнитогорского и Верхнеуральского Зосимы. Магнитогорск: Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2022. С. 150-154.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
Ведешкина Н.А.
Детский сад № 73, г. Магнитогорск
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ВКОНТАКТЕ КАК ИНСТРУМЕНТ
ОНЛАЙН-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО
Аннотация.В статье рассматривается вопрос организации взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников в социальной сети Вконтакте. На примере анализа МДОУ «Детский сад № 73» представили обзор ресурсов, размещенных на странице сообщества, направления работы, полезные рекомендации и советы по воспитанию и обучению дошкольников, как в условиях детского сада, так и дома. Определили круг педагогических проблем, которые можно решить посредством сети Вконтакте, в том числе привлечь внимание родителей к значимым мероприятиям и событиям, к возрастным особенностям детей, рекомендациям, что полезно и необходимо современному ребенку. Онлайн-взаимодействие является эффективной формой работы учреждения с семьей, так как современные родители являются активными пользователями интернет-пространства и важно их научить правильно использовать его ресурсы и оставлять цифровой след.
Ключевые слова: онлайн-взаимодействие, педагоги, семья, социальная сеть,инструмент взаимодействия, Вконтакте, сообщество.
Современная ситуация развития неуклонно показывает динамику цифровизации всех сфер и процессов образования, что особенно актуально в нынешних условиях. Традиционные формы работы педагогов дошкольной образовательной организации интегрируются с инновационными, цифровыми, а характер взаимодействия переходит в онлайн [2] .
Этот процесс обусловлен рядом факторов:
1. Курс на цифровизацию образования и образовательной среды.
2. Динамичность VUCA-мира, в котором скорость передачи информации достаточно высока и оперативна.
3. Желание родителей быть в постоянном контакте с ребенком, видеть, как он растет, развивается в среде дошкольной образовательной организации.
4. Желанием родителей быть в информационном тренде, получать самую актуальную информации о деятельности дошкольной образовательной организации.
5. Социальной обстановкой, например, в период глобальных катаклизмов или пандемии, когда образование осуществляется в дистанционном формате.
6. Популярностью социальной сети Вконтакте, возможностью доступа к информации 24/7, возможностью обратной связи со стороны участников образовательных отношений.
Одним из принципов реализации дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования Ч.1. п.1.4. п.п.5. является взаимодействие с семьями воспитанников, в том числе посредством цифровых каналов коммуникации [4]. Цель взаимодействия – создание партнерских отношений участников образовательного процесса для решения совместных воспитательно-образовательных задач, обмена информацией, сотрудничества,в том числе и при подготовке и реализации проектов,позитивной коммуникации для разработки стратегии развития детского сада и его направлений. Вопросами семейного и институционального воспитания занимались такие исследователи, как: А.С. Макаренко,К.Д. Ушинский, Е.П. Арнаутова, В.И. Бездомная, О.А. Зверева и другие.Основной акцент в своих исследованиях они ставили на повышение социально-психологической культуры участников образовательных отношений, формирование педагогической рефлексии у родителей,повышение их информированности о деятельности дошкольной образовательной организации, технологиях обучения и воспитания. Долгое время это оставалось серьезной проблемой [5]. Разрешить ее позволили цифровые сервисы, которые стали эффективным инструментом взаимодействия ДОО и родителей(мессенджеры, связь 4G, интернет-каналы коммуникации, например портал Госуслуг).
В связи с запретом использования иностранных мессенджеров на территории Российской Федерации (Discord, Skype, Telegram, Viber, WhatsApp и других) основным инструментом взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации стала социальная сеть Вконтакте и VK-мессенджер [3]. Материалом для анализа стала страница в Вконтакте Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 73» города Магнитогорска [1].
Взаимодействие с семьями воспитанников ведется с нескольких направлениях:
1. Рекомендации для родителей, как правильно организовать в домашних условиях режимные моменты ребенка дошкольного возраста, питание, досуг.
2. Представление интересного и полезного материала для развития творчества, познавательной активности, внимательности и усидчивости.
3. Рекомендации для родителей как правильно научить ребенка основам безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (например, правила дорожного движения, как обращаться с электричеством, ответы на звонки со смартфона, как вести себя ребенку дома, если он остался один).
4. Актуальные материалы правового аспекта (изменения в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в образовательной программе, реализуемой в условиях дошкольной образовательной организации, как оформить государственную выплату на ребенка-дошкольника, ГОСТы и другие).
5. Объявления о мероприятиях дошкольного учреждения и проводимых уже на территории городских локаций (Международный день грамотности, День флага России, Международный день шахмат).
6. Полезные советы (как правильно выбрать инструменты для творческой активности ребенка, какие предметы должны быть у ребенка в детском саду).
7. Публикации воспитанников с мероприятий, организованных педагогическими кадрами дошкольной образовательной организации.
8. Представление аудиоматериалов сказок, книг, что особенно важно для современных родителей, которые испытывают дефицит времени для чтения художественной литературы. Их можно послушать, обсудить с ребенком поступки героев, их характер.
9. Рекомендации по физическому развитию дошкольников в эпоху цифровизации и погружения в мир виртуальной реальности, которые влекут за собой проблемы со здоровьем по причине снижения физической активности.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачами взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников являются следующие:
1. Повышение педагогической компетентности родителей по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
2. Демонстрация фотографий, видеоматериалов из жизни детского сада с целью популяризации гармоничных внутрисемейных отношений, здорового образа жизни, профилактики асоциального поведения, беспризорности.
3. Реализации индивидуальной траектории выстраивания отношений с семьями воспитанников для решения, как педагогических задач, так и социально-культурных, оказание своевременной помощи родителям.
4. Оперативное получение точной информации о деятельности педагогов, дошкольного образовательного учреждения, возможность обратной связи для консультации по волнующему вопросу.
5. Организация дистанционного образования в период катаклизмов, пандемии и других социальных явлений.
Социальная сеть – это открытое онлайн-пространство, которое объединяет группы людей в сообщества, поэтому очень важно для образовательной организации грамотно оформлять контент своей страницы. Информация должна быть актуальной и полезной, написана простым и доступным языком без использования узкой терминологии, инфографичен и концептуален так как даже социальная сеть не всегда представляет интерес для пассивных родителей, для которых жизнь детского сада оказывается на втором и даже третьем плане. Страница сообщества детского сада должна обладать воспитательным потенциалом для родителей воспитанников, а ее материал мог бы оказать профессиональную психолого-педагогическую помощь семьям, имеющим различного рода проблемы, снять дефицит информации о деятельности образовательной организации и ее педагогов, консультационную поддержку родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, дать методические рекомендации по организации досуговой деятельности. Таким образом,сообщество дошкольной образовательной организации в Вконтакте должно выполнять информационно-просветительскую функцию.
Библиографический список
1. Сообщество в Вконтакте – URL:https://vk.com/ds73mgn.educhel?ysclid=lmsnuhah2l64353136
2. Соснина Н.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей / Н.В. Соснина, Е.М. Старобина. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-s-semiey/viewer
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Ч.8-10 ст. 10.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). - URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=lmsnmpicuc261179572
5. Шепилова Н.А. Специфика психолого-педагогической культуры современной семьи / Н.А. Шепилова, О.В. Пустовойтова, Л.А. Яковлева //Петровские образовательные чтения. Духовно-нравственные ценности молодежи в российском обществе: Сборник научных трудов X Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 10-18 октября 2022 года / Под общей редакцией епископа Магнитогорского и Верхнеуральского Зосимы. Магнитогорск: Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2022. С. 150-154.