СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ: СЕМЬЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
31.12.2023
Зеркина Н.Н.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ: СЕМЬЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация.Статья рассматривает важность сохранения традиций и обычаев для здорового развития страны и общества, определяет роль семьи и образования в вопросе сохранения и трансмиссии опыта во времени и пространстве, дает практические советы семье и педагогам в решении данного вопроса.
Ключевые слова: традиции, обычай, ценности, образование, семья
Всякий народ, заботящийся о будущем, бережет свои традиции. Традиции являются ключевым элементом культурного наследия и также играют важную роль в формировании идентичности народа. Сохранение традиций позволяет людям уважать и ценить свою историю, принимать себя и свои корни, что способствует единству и солидарности внутри сообщества.
За тысячелетия истории человеком создано множество рисунков, надписей, строений, статуй, предметов быта. С момента обретения сознания человек с неимоверным усердием плодит следы своего существования – с целью впечатлить будущее поколение. Все это – артефакты, отображения культуры человека. Культурное наследие – это созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых человек настоящего видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего.
Традиции - это нематериальное культурное наследие. Сохранение традиций обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков.
В XXI веке проблемы сохранения, развития и возрождения традиционных народных традиций приобретают все большую актуальность. Процессы глобализации унифицируют культуры разных народов, навязывая единые стандарты жизнедеятельности. В этой связи этнические проблемы приобретают особенно острый характер. Человек обращается к этническим ценностям, дающим возможность вновь ощутить себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в традиционной культуре своего народа. Традиционная культура является корневой основой многовековой культуры народов России, сохраняет свою жизнеспособность, систему духовных ценностей народа, направленных на формирование патриотизма, воспитание всесторонне развитого, национально ориентированного человека. В тоже время, традиционная культура позволяет противостоять негативным проявлениям чуждой, не традиционной культуре.
Национальные традиции народов России были и остаются фундаментальной формой культуры. Традиции не дают человеку забыть своих предков и родных. Зная свои корни, историю и традиции, можно сохранить свою отличительность, а передавая эти знания детям – будущим поколениям. Поэтому традиции являются мостиком между прошлым, настоящим и будущим. Сохранение традиций – результат общих усилий. Основы знаний о традициях своего народа закладываются в семье. Уважая своих предков, ребенок научится уважать себя, свой народ, а впоследствии такое же отношение воспитает в своих детях.
Рассмотрим несколько способов, в которых язык родной или иностранный является инструментом позволяющим народам беречь свои традиции, свою систему ценностей. Именно противопоставление «свой-чужой» помогает определить особую ценность «своего» и воспитать, сформировать уважительное отношение к «чужому».
Образование: Включение родных традиций в образовательные программы помогает передавать знания и ценности следующим поколениям. Изучение истории, литературы, музыки и народных песен позволяет людям лучше понять свою культуру и сохранить ее. Образование является системообразующим элементом сохранения и формирования уважительного отношения к многовековым традициям и обычаям, которые позволяют сохранить спокойствие в обществе, созидающий миропорядок, защититься от противоречий и практиковать миролюбивые модели поведения как индивидуума, так и социальных групп.
Устное наследие: Передача знаний и традиций от одного поколения к другому путем рассказов, песен, сказок или легенд является важным способом сохранить традиции. При этом также передаются ценности, обычаи и мудрость, собранная за долгие годы.
Праздники и церемонии: Организация праздников и церемоний, связанных с родными традициями, является еще одним способом сохранить наследие. Это позволяет людям собираться вместе, отмечать важные события и совершать ритуалы, которые соединяют их с их предками. Многие обряды гармонично сочетают в себе составляющие прошлого и настоящего. Сохранились традиции, уходящие своими истоками к язычеству, образовавшись еще до крещения Руси. Трепетнее всего оберегают и хранят традиции своих предков жители небольших деревень и поселков, для горожан это менее характерно вследствие достаточно разобщенного образа жизни. Преимущественная часть семейных традиций наших предков предполагали обряды для успешного заключения брака, процветания, здоровья и хорошего самочувствия всех членов семьи, особенно детей.
Свадьба. Традиции наших предков, связанные с заключением брака, уходят своей историей еще во времена язычества. Свадьбы могли играть внутри племен или между различными племенами, но все они проводились с песнями и плясками, обязательной была церемония поклонения идолам. Единый свадебный обряд сложился после принятия Русью христианства. Браки заключались по осени – после сбора урожая, или зимой – после праздника Крещения, который отмечается 19 января. Первая неделя после окончания Пасхи также считалась самым благополучным для свадьбы периодом. Сам свадебный обряд был разделен на несколько последовательных шагов, к каждому из которых относились внимательно и трепетно. Прежде чем молодые заключали брак, проводили сватовство – родители жениха посещали родителей девушки с целью определиться, все ли согласны на объединение своих семей. Если никто не был против, следующим шагом были смотрины, на которых происходило знакомство будущих супругов между собой. Далее для решения вопросов с приданым и определения даты венчания проводились обряды сговора и рукобития.
Семья. Славянские семьи когда-то состояли из довольно большого числа человек – около 15-20. Взрослые дети оставались жить в доме родителей даже после заключения брака. Надлежало во всем слушаться и без споров следовать приказам главы семьи, которым был отец либо старший из сыновей. Каждая русская семья чтит традиции своих предков с самых давних пор. В прежние времена в семье был патриархат, и во главе семейства стоял мужчина, никто не мог даже помыслить идти против его слова. Традиционный характер структура семьи приобрела ближе к XIX столетию. В современном мире стандартные российские семьи умеренно следуют привычным для всех обычаям. В роли главы семьи выступают отец и старшие по возрасту родственники. На сегодняшний день муж и жена являются равноправными и равномерно распределяют обязанности по ведению домашнего быта и воспитанию детей. Как правило, все национальные праздники, такие как Масленица, Крещение, Новый год, отмечаются всеми русскими семьями.
Гостеприимство. Русский народ всегда славился своим гостеприимством – приход гостей воспринимался с радостью. Усталого странника, который долгое время был в дороге, угощали различными блюдами, топили для него баню, а также кормили его коня. Путника всегда сердечно расспрашивали, куда он держит дорогу, тяжела ли она, предлагали чистые и свежие вещи. В этом отчетливо прослеживается щедрость души русского человека и то сострадание, на которое он способен.
Крестины. Русский обряд крещения уходит своими корнями в далекое прошлое. Новорожденных следовало крестить сразу после рождения. Для этого ритуала выбирались кумовья – будущие крестные родители, которые играли значительную роль, принимая на себя ответственность за малыша до конца жизни. Процедура крещения проводилась в храме – там малыша обливал святой водой батюшка, а на шею ребенку надевался нательный крестик. Люди верили, что после крещения у малыша появится свой ангел-хранитель, который будет защищать его от нечистых сил. Когда ребенку исполнялся год, его сажали на тулуп из овечьей шкуры, а на темечке ребенка выстригали распятие. Считалось, что таким образом можно отогнать злых духов, которые попытаются проникнуть в голову малыша, чтобы завладеть его разумом. После этого ребенку каждый год в Сочельник (6 января) следовало посещать своих крестных родителей и приносить им кутью – пшеничную кашу с медом и маком. Крестные же в ответ давали ему различные сладкие угощения.
Искусство и ремесло:Искусство и ремесло, передаваемые из поколения в поколение. Ручная работа, народные вышивки, керамика, музыка и танцы – все это играет важную роль в сохранении культурного наследия.
В решении проблемы сохранения традиций главную роль играет семья. Она является фундаментом, на котором строится сохранение и передача традиций и ценностей. Она создает уникальную обстановку, в которой поколения собираются вместе, чтобы совместно отмечать значимые события и сохранять связь с культурным наследием.
Анализируя теоретические вопросы сохранения обычаев, традиций и христианских ценностей, можно предложить следующие практические способы, которые успешно практикуются во многих семьях и имеют положительные результаты.
1. Создавайте и храните аудио, видео, фотографии.
снимайте короткие видео своей обычной жизни, чтобы впоследствии улыбнуться и по-доброму вспомнить о прежних временах;
отреставрируйте старые фото из семейного альбома, оцифруйте, обратитесь за услугами специалистов, перевести семейные видео с кассет в более современный формат и хранить их на дисковом накопителе;
привлекайте своих детей к записи видеороликов. Например, им можно дать камеру на семейном празднике или попросить придумать вопросы для присутствующих членов семьи или гостей – снимите на видео эти вопросы-ответы, а позже подарите памятную запись близким;
сделайте аудио или видеозаписи о жизни ваших родителей, бабушек и дедушек, предыдущих поколений;
не доверяйте хранение информации только компьютеру, случается разное, и она может быть утеряна навсегда. Печатайте фотографии, создавайте семейные альбомы, показывайте их детям – чтобы они знали как можно больше о членах своей семьи.
создавайте аудиозаписи с голосом своих детей в разном возрасте;
датируйте открытки, фотографии и детские рисунки;
попробуйте составить родословную своей семьи. Соберите в отдельный альбом старые почтовые письма и телеграммы, памятные записки, открытки, ведь эти вещи хранят в себе различные семейные истории.
2. Храните памятные мелочи и вещи.
старайтесь хранить детские рисунки, аппликации, поделки. Если их слишком много или они очень хрупкие, чтобы сохраниться на долгое время, сделайте их фото, создайте для них отдельный альбом или папку на компьютере;
открытки с поздравлениями тоже хранят добрую память – берегите их и складывайте в отдельную коробочку;
свое особое место должны занимать детские дипломы, грамоты, медали, кубки и награды за спортивные достижения, и даже их дневники, тетради, стихи и сочинения. Лучше отмечать даты, чтобы помнить, к какому периоду относятся те или иные вещи. Собирайте и храните любимые книги, создавайте свою семейную библиотеку;
не выкидывайте семейные письма и записки, заведите для них отдельное место;
сохраняйте различные мелочи, напоминающие о совместных путешествиях – магнитики, билеты, карты туристических маршрутов, морские ракушки, интересные камни;
передавайте подросшим детям бабушкины или свои украшения, элементы декора одежды, книги;
дарите родным и близким памятные подарки, сделанные своими руками, – ведь в них всегда будет храниться частичка вашего сердца.
3.Слушайте рассказы старших родственников и передавайте их детям.
узнайте у своих бабушек и дедушек, родителей об их детстве, юности, расспросите о других родственниках, которых вы не помните или не знаете;
расскажите своим детям историю возникновения фамилии, которую носит ваша семья;
иногда перед сном детям можно рассказывать какие-то веселые или смешные истории из вашего детства или юности;
когда ваши дети будут учиться в школе и проходить историю, попробуйте вместе с ними разобраться, что происходило в вашей семье, с вашими родственниками в то же время, которое дети изучают по программе;
собирайтесь на семейных обедах или ужинах не только своей семьей, но и вместе с другими родственниками. И пусть каждый расскажет какую-нибудь историю о себе или других близких.
4.Создавайте свои семейные традиции.
составьте для себя календарь Дней Рождения и прочих знаменательных дат своей семьи и других родственников, чтобы вовремя поздравлять их с праздниками;
отмечайте дни рождения, годовщины свадьбы, другие важные для вашей семьи даты;
путешествуйте и отдыхайте со своей семьей;
пересматривайте вместе с детьми старые фотоальбомы;
предложите детям посадить на дачном участке свои именные деревья или кустарники и поручите им самостоятельный уход за ними;
напоминайте детям о семейных традициях и о том, как важно их соблюдать;
пусть бабушки и дедушки, когда внуки приезжают в гости, учат их печь пирожки, вязать, шить, варить компоты или варенье, собирать грибы, сажать цветы;
посещайте места, в которых были сделаны фотографии из семейных альбомов, чтобы увидеть, изменились ли они с тех пор;
в свадебную годовщину соберите детей и провезите их по памятным местам – к родильному дому, где они появились на свет, в сквер, где вы любили гулять с коляской, на то место, с которого дети увидели первый в своей жизни праздничный салют и другие;
смастерите семейное дерево – можно собрать его из фотографий, вышить на ткани или нарисовать, и пусть оно хранится в доступном месте;
устраивайте со старшими родственниками семейные просмотры их любимых кинофильмов;
всей семьей навещайте родных, которые не проживают вместе с вами.
Конечно, невозможно воспользоваться каждым из перечисленных способов. Но выполнение хотя бы некоторой части из них уже поможет сохранить памятные семейные традиции. Случается, что могут утеряться какие-то вещи, книги или фотографии, например, при переезде, поделки детей ломаются, рисунки мнутся. Но каждая семья имеет свою большую историю – храните и продолжайте ее. По чаще рассказывайте детям, какие традиции предков живут в вашей семье. И когда-нибудь ваши дети или внуки скажут вам огромное спасибо за то, что знают свою историю, за все воспоминания и памятные вещи, которые вы сохранили и передали им. Чтить традиции предков – не значит, полностью копировать и повторять их жизненные устои; это значит оберегать те ценности народа, которые сохранились после них.
Человек должен строить свою жизнь, опираясь на опыт прошлых поколений. Только зная свою историю, можно успешно развиваться. Тогда не будут сноситься памятники, не станут появляться сомнительные герои, не будут приниматься античеловеческие законы, и только тогда, человек будет испытывать гордость за ту страну, в которой живет.
Библиографический список
1. Блинова Г. П. Русские народные праздники «Теория и история»:учеб.пособие / Г. П. Блинова. М.: Вузовская книга, 2000. 168с.
2. Папкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа. М: Олма- Пресс, 2006. 541с.
3. Сидорова, М. Е. Значение народных традиций и их сохранение в современных календарных обрядах и праздниках / М. Е. Сидорова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 682-684. URL: https://moluch.ru/archive/313/71245/
4. Ломакина Е.А., Зеркина Н.Н. Аксиология - способ познания мира и формирования языковой личности// Язык и языковая личность в эпоху глобализации: когнитивные, аксиологические, сравнительно-сопоставительные характеристики. Актобе; Магнитогорск, 2017. С. 267-294.
5. Зеркина Н.Н. Репрезентация общечеловеческих ценностей в английской фразеологии // Когнитивные исследования языка. 2015. № 22. С. 636-638.
6. Зеркина Н.Н., Ломакина Е.А.Формирование системы общечеловеческих ценностей современных студентов средствами английского языка// Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2015. № 32. С. 46-50.
7. Zerkina N.N., Lomakina E.A., Kostina N.N. Axiological linguistics and foreign language teaching // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 199. С. 254-260.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ: СЕМЬЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация.Статья рассматривает важность сохранения традиций и обычаев для здорового развития страны и общества, определяет роль семьи и образования в вопросе сохранения и трансмиссии опыта во времени и пространстве, дает практические советы семье и педагогам в решении данного вопроса.
Ключевые слова: традиции, обычай, ценности, образование, семья
Всякий народ, заботящийся о будущем, бережет свои традиции. Традиции являются ключевым элементом культурного наследия и также играют важную роль в формировании идентичности народа. Сохранение традиций позволяет людям уважать и ценить свою историю, принимать себя и свои корни, что способствует единству и солидарности внутри сообщества.
За тысячелетия истории человеком создано множество рисунков, надписей, строений, статуй, предметов быта. С момента обретения сознания человек с неимоверным усердием плодит следы своего существования – с целью впечатлить будущее поколение. Все это – артефакты, отображения культуры человека. Культурное наследие – это созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых человек настоящего видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего.
Традиции - это нематериальное культурное наследие. Сохранение традиций обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков.
В XXI веке проблемы сохранения, развития и возрождения традиционных народных традиций приобретают все большую актуальность. Процессы глобализации унифицируют культуры разных народов, навязывая единые стандарты жизнедеятельности. В этой связи этнические проблемы приобретают особенно острый характер. Человек обращается к этническим ценностям, дающим возможность вновь ощутить себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в традиционной культуре своего народа. Традиционная культура является корневой основой многовековой культуры народов России, сохраняет свою жизнеспособность, систему духовных ценностей народа, направленных на формирование патриотизма, воспитание всесторонне развитого, национально ориентированного человека. В тоже время, традиционная культура позволяет противостоять негативным проявлениям чуждой, не традиционной культуре.
Национальные традиции народов России были и остаются фундаментальной формой культуры. Традиции не дают человеку забыть своих предков и родных. Зная свои корни, историю и традиции, можно сохранить свою отличительность, а передавая эти знания детям – будущим поколениям. Поэтому традиции являются мостиком между прошлым, настоящим и будущим. Сохранение традиций – результат общих усилий. Основы знаний о традициях своего народа закладываются в семье. Уважая своих предков, ребенок научится уважать себя, свой народ, а впоследствии такое же отношение воспитает в своих детях.
Рассмотрим несколько способов, в которых язык родной или иностранный является инструментом позволяющим народам беречь свои традиции, свою систему ценностей. Именно противопоставление «свой-чужой» помогает определить особую ценность «своего» и воспитать, сформировать уважительное отношение к «чужому».
Образование: Включение родных традиций в образовательные программы помогает передавать знания и ценности следующим поколениям. Изучение истории, литературы, музыки и народных песен позволяет людям лучше понять свою культуру и сохранить ее. Образование является системообразующим элементом сохранения и формирования уважительного отношения к многовековым традициям и обычаям, которые позволяют сохранить спокойствие в обществе, созидающий миропорядок, защититься от противоречий и практиковать миролюбивые модели поведения как индивидуума, так и социальных групп.
Устное наследие: Передача знаний и традиций от одного поколения к другому путем рассказов, песен, сказок или легенд является важным способом сохранить традиции. При этом также передаются ценности, обычаи и мудрость, собранная за долгие годы.
Праздники и церемонии: Организация праздников и церемоний, связанных с родными традициями, является еще одним способом сохранить наследие. Это позволяет людям собираться вместе, отмечать важные события и совершать ритуалы, которые соединяют их с их предками. Многие обряды гармонично сочетают в себе составляющие прошлого и настоящего. Сохранились традиции, уходящие своими истоками к язычеству, образовавшись еще до крещения Руси. Трепетнее всего оберегают и хранят традиции своих предков жители небольших деревень и поселков, для горожан это менее характерно вследствие достаточно разобщенного образа жизни. Преимущественная часть семейных традиций наших предков предполагали обряды для успешного заключения брака, процветания, здоровья и хорошего самочувствия всех членов семьи, особенно детей.
Свадьба. Традиции наших предков, связанные с заключением брака, уходят своей историей еще во времена язычества. Свадьбы могли играть внутри племен или между различными племенами, но все они проводились с песнями и плясками, обязательной была церемония поклонения идолам. Единый свадебный обряд сложился после принятия Русью христианства. Браки заключались по осени – после сбора урожая, или зимой – после праздника Крещения, который отмечается 19 января. Первая неделя после окончания Пасхи также считалась самым благополучным для свадьбы периодом. Сам свадебный обряд был разделен на несколько последовательных шагов, к каждому из которых относились внимательно и трепетно. Прежде чем молодые заключали брак, проводили сватовство – родители жениха посещали родителей девушки с целью определиться, все ли согласны на объединение своих семей. Если никто не был против, следующим шагом были смотрины, на которых происходило знакомство будущих супругов между собой. Далее для решения вопросов с приданым и определения даты венчания проводились обряды сговора и рукобития.
Семья. Славянские семьи когда-то состояли из довольно большого числа человек – около 15-20. Взрослые дети оставались жить в доме родителей даже после заключения брака. Надлежало во всем слушаться и без споров следовать приказам главы семьи, которым был отец либо старший из сыновей. Каждая русская семья чтит традиции своих предков с самых давних пор. В прежние времена в семье был патриархат, и во главе семейства стоял мужчина, никто не мог даже помыслить идти против его слова. Традиционный характер структура семьи приобрела ближе к XIX столетию. В современном мире стандартные российские семьи умеренно следуют привычным для всех обычаям. В роли главы семьи выступают отец и старшие по возрасту родственники. На сегодняшний день муж и жена являются равноправными и равномерно распределяют обязанности по ведению домашнего быта и воспитанию детей. Как правило, все национальные праздники, такие как Масленица, Крещение, Новый год, отмечаются всеми русскими семьями.
Гостеприимство. Русский народ всегда славился своим гостеприимством – приход гостей воспринимался с радостью. Усталого странника, который долгое время был в дороге, угощали различными блюдами, топили для него баню, а также кормили его коня. Путника всегда сердечно расспрашивали, куда он держит дорогу, тяжела ли она, предлагали чистые и свежие вещи. В этом отчетливо прослеживается щедрость души русского человека и то сострадание, на которое он способен.
Крестины. Русский обряд крещения уходит своими корнями в далекое прошлое. Новорожденных следовало крестить сразу после рождения. Для этого ритуала выбирались кумовья – будущие крестные родители, которые играли значительную роль, принимая на себя ответственность за малыша до конца жизни. Процедура крещения проводилась в храме – там малыша обливал святой водой батюшка, а на шею ребенку надевался нательный крестик. Люди верили, что после крещения у малыша появится свой ангел-хранитель, который будет защищать его от нечистых сил. Когда ребенку исполнялся год, его сажали на тулуп из овечьей шкуры, а на темечке ребенка выстригали распятие. Считалось, что таким образом можно отогнать злых духов, которые попытаются проникнуть в голову малыша, чтобы завладеть его разумом. После этого ребенку каждый год в Сочельник (6 января) следовало посещать своих крестных родителей и приносить им кутью – пшеничную кашу с медом и маком. Крестные же в ответ давали ему различные сладкие угощения.
Искусство и ремесло:Искусство и ремесло, передаваемые из поколения в поколение. Ручная работа, народные вышивки, керамика, музыка и танцы – все это играет важную роль в сохранении культурного наследия.
В решении проблемы сохранения традиций главную роль играет семья. Она является фундаментом, на котором строится сохранение и передача традиций и ценностей. Она создает уникальную обстановку, в которой поколения собираются вместе, чтобы совместно отмечать значимые события и сохранять связь с культурным наследием.
Анализируя теоретические вопросы сохранения обычаев, традиций и христианских ценностей, можно предложить следующие практические способы, которые успешно практикуются во многих семьях и имеют положительные результаты.
1. Создавайте и храните аудио, видео, фотографии.
снимайте короткие видео своей обычной жизни, чтобы впоследствии улыбнуться и по-доброму вспомнить о прежних временах;
отреставрируйте старые фото из семейного альбома, оцифруйте, обратитесь за услугами специалистов, перевести семейные видео с кассет в более современный формат и хранить их на дисковом накопителе;
привлекайте своих детей к записи видеороликов. Например, им можно дать камеру на семейном празднике или попросить придумать вопросы для присутствующих членов семьи или гостей – снимите на видео эти вопросы-ответы, а позже подарите памятную запись близким;
сделайте аудио или видеозаписи о жизни ваших родителей, бабушек и дедушек, предыдущих поколений;
не доверяйте хранение информации только компьютеру, случается разное, и она может быть утеряна навсегда. Печатайте фотографии, создавайте семейные альбомы, показывайте их детям – чтобы они знали как можно больше о членах своей семьи.
создавайте аудиозаписи с голосом своих детей в разном возрасте;
датируйте открытки, фотографии и детские рисунки;
попробуйте составить родословную своей семьи. Соберите в отдельный альбом старые почтовые письма и телеграммы, памятные записки, открытки, ведь эти вещи хранят в себе различные семейные истории.
2. Храните памятные мелочи и вещи.
старайтесь хранить детские рисунки, аппликации, поделки. Если их слишком много или они очень хрупкие, чтобы сохраниться на долгое время, сделайте их фото, создайте для них отдельный альбом или папку на компьютере;
открытки с поздравлениями тоже хранят добрую память – берегите их и складывайте в отдельную коробочку;
свое особое место должны занимать детские дипломы, грамоты, медали, кубки и награды за спортивные достижения, и даже их дневники, тетради, стихи и сочинения. Лучше отмечать даты, чтобы помнить, к какому периоду относятся те или иные вещи. Собирайте и храните любимые книги, создавайте свою семейную библиотеку;
не выкидывайте семейные письма и записки, заведите для них отдельное место;
сохраняйте различные мелочи, напоминающие о совместных путешествиях – магнитики, билеты, карты туристических маршрутов, морские ракушки, интересные камни;
передавайте подросшим детям бабушкины или свои украшения, элементы декора одежды, книги;
дарите родным и близким памятные подарки, сделанные своими руками, – ведь в них всегда будет храниться частичка вашего сердца.
3.Слушайте рассказы старших родственников и передавайте их детям.
узнайте у своих бабушек и дедушек, родителей об их детстве, юности, расспросите о других родственниках, которых вы не помните или не знаете;
расскажите своим детям историю возникновения фамилии, которую носит ваша семья;
иногда перед сном детям можно рассказывать какие-то веселые или смешные истории из вашего детства или юности;
когда ваши дети будут учиться в школе и проходить историю, попробуйте вместе с ними разобраться, что происходило в вашей семье, с вашими родственниками в то же время, которое дети изучают по программе;
собирайтесь на семейных обедах или ужинах не только своей семьей, но и вместе с другими родственниками. И пусть каждый расскажет какую-нибудь историю о себе или других близких.
4.Создавайте свои семейные традиции.
составьте для себя календарь Дней Рождения и прочих знаменательных дат своей семьи и других родственников, чтобы вовремя поздравлять их с праздниками;
отмечайте дни рождения, годовщины свадьбы, другие важные для вашей семьи даты;
путешествуйте и отдыхайте со своей семьей;
пересматривайте вместе с детьми старые фотоальбомы;
предложите детям посадить на дачном участке свои именные деревья или кустарники и поручите им самостоятельный уход за ними;
напоминайте детям о семейных традициях и о том, как важно их соблюдать;
пусть бабушки и дедушки, когда внуки приезжают в гости, учат их печь пирожки, вязать, шить, варить компоты или варенье, собирать грибы, сажать цветы;
посещайте места, в которых были сделаны фотографии из семейных альбомов, чтобы увидеть, изменились ли они с тех пор;
в свадебную годовщину соберите детей и провезите их по памятным местам – к родильному дому, где они появились на свет, в сквер, где вы любили гулять с коляской, на то место, с которого дети увидели первый в своей жизни праздничный салют и другие;
смастерите семейное дерево – можно собрать его из фотографий, вышить на ткани или нарисовать, и пусть оно хранится в доступном месте;
устраивайте со старшими родственниками семейные просмотры их любимых кинофильмов;
всей семьей навещайте родных, которые не проживают вместе с вами.
Конечно, невозможно воспользоваться каждым из перечисленных способов. Но выполнение хотя бы некоторой части из них уже поможет сохранить памятные семейные традиции. Случается, что могут утеряться какие-то вещи, книги или фотографии, например, при переезде, поделки детей ломаются, рисунки мнутся. Но каждая семья имеет свою большую историю – храните и продолжайте ее. По чаще рассказывайте детям, какие традиции предков живут в вашей семье. И когда-нибудь ваши дети или внуки скажут вам огромное спасибо за то, что знают свою историю, за все воспоминания и памятные вещи, которые вы сохранили и передали им. Чтить традиции предков – не значит, полностью копировать и повторять их жизненные устои; это значит оберегать те ценности народа, которые сохранились после них.
Человек должен строить свою жизнь, опираясь на опыт прошлых поколений. Только зная свою историю, можно успешно развиваться. Тогда не будут сноситься памятники, не станут появляться сомнительные герои, не будут приниматься античеловеческие законы, и только тогда, человек будет испытывать гордость за ту страну, в которой живет.
Библиографический список
1. Блинова Г. П. Русские народные праздники «Теория и история»:учеб.пособие / Г. П. Блинова. М.: Вузовская книга, 2000. 168с.
2. Папкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа. М: Олма- Пресс, 2006. 541с.
3. Сидорова, М. Е. Значение народных традиций и их сохранение в современных календарных обрядах и праздниках / М. Е. Сидорова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 682-684. URL: https://moluch.ru/archive/313/71245/
4. Ломакина Е.А., Зеркина Н.Н. Аксиология - способ познания мира и формирования языковой личности// Язык и языковая личность в эпоху глобализации: когнитивные, аксиологические, сравнительно-сопоставительные характеристики. Актобе; Магнитогорск, 2017. С. 267-294.
5. Зеркина Н.Н. Репрезентация общечеловеческих ценностей в английской фразеологии // Когнитивные исследования языка. 2015. № 22. С. 636-638.
6. Зеркина Н.Н., Ломакина Е.А.Формирование системы общечеловеческих ценностей современных студентов средствами английского языка// Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2015. № 32. С. 46-50.
7. Zerkina N.N., Lomakina E.A., Kostina N.N. Axiological linguistics and foreign language teaching // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 199. С. 254-260.