Задать вопрос
Статьи

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИХОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ДЕТЕЙ

06.01.2024
Кочкина Д.Д.
СОРОиК, г. Москва

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЛАНИРОВАНИЯ
ПРИХОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ДЕТЕЙ

Аннотация: В статье автор описывает опыт обучения приходских педагогов использованию в педагогической практике одной из разновидностей ситуационного анализа – SWOT-анализа. Данный тип анализа позволяет определить актуальное состояние собственной приходской деятельности, направленной на детей, и включает в себя два этапа. Первый этап – сбор общей информации, касающейся четырех основных элементов характеристики приходской среды – ее сильных и слабых сторон, внешних угроз/рисков и возможностей. Второй этап предполагает сопоставление этих характеристик приходской работы, анализ соответствия текущей организации работы ее внутренним характеристикам, а также определение необходимости и направления стратегии развития. В статье анализируется обобщенный приходской портрет (в части попечения о детях) и делается вывод о применимости SWOT-анализа как универсального типа анализа по отношению к приходским условиям и его потенциальной возможности стать основой для разработки уникальных планов развития системы попечения о детях конкретных приходов.
Ключевые слова: религиозное воспитание, религиозная социализация, приходское попечение о детях, воскресная школа, приход (церковная община), ситуационный анализ.

Современная практика приходской работы с детьми часто демонстрирует распространение типичной трудности: приходские педагоги (в том числе, руководители приходской педагогической работы – директора воскресных школ, руководители подростковых клубов или центров) не прибегают к ситуационному анализу, который мог бы помочь им составить реальное представление об актуальном состоянии работы в приходе, найти ее проблемные зоны, создать условия для профилактики или решения проблем, соотнести внутренние ресурсы и внешние обстоятельства, выявить направления для позитивного развития деятельности. Описанная трудность связана с отсутствием реальных навыков владения инструментами анализа, а также низкой мотивацией для его использования в практике. Опираясь на полученные в ходе интервьюирования приходских педагогов данные, можно сделать выводы о причинах подобной мотивации; они могут быть связаны с:
– субъективным ощущением того, что ситуация «в полном порядке», все работает достаточно хорошо, нет необходимости форсировать развитие;
– субъективным ощущением того, что ситуация не под контролем, проблем слишком много для того, чтобы их решить;
– нежеланием и/или страхом открыто называть проблемы приходской работы, поскольку нет опыта продуктивной работы с проблемами, недостаточно распространена практика их оглашения с целью поиска решений;
– отсутствием понимания того, зачем в принципе необходимо подвергать анализу собственную педагогическую деятельность, каких результатов можно добиться в результате этого.
В ходе семинара для приходских педагогов Магнитогорской епархии «Практические рекомендации к применению Единого учебно-методического комплекса для приходских занятий с детьми», состоявшегося 7 октября 2023 года в рамках ХI Международной научно-практической конференции «Петровские образовательные чтения. Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего», участникам было предложено распределиться по группам. Группы выделялись на основании реального места служения каждого педагога, то есть количество групп соответствовало количеству приходов по числу его представителей. Группам было предложено проанализировать актуальное состояние собственной приходской деятельности, направленной на детей. Для этого на основе особенностей жизни своего прихода необходимо было выделить:
– сильные стороны (положительные качества прихода, внутренне присущие ему; материальные и нематериальные ресурсы, неотъемлемые качественные признаки приходской системы попечения о детях);
– слабые стороны (недостатки приходской системы попечения о детях, известные педагогам; могут касаться ограниченных ресурсов, недостатка квалификации или опыта специалистов, территориального расположения прихода, отсутствия доступа к ресурсам или методическому обеспечению);
– возможности для развития (внешние по отношению к приходу факторы, которые могут позитивно повлиять на развитие приходской деятельности);
– риски или угрозы (внешние по отношению к приходу факторы, которые могут негативно повлиять на развитие приходской деятельности или поместить всю приходскую деятельность в кризисную ситуацию).
По сути, приходским педагогам был предложен для работы классический для бизнес-среды и области маркетинга аналитический инструмент – SWOT-анализ (S – Strengths, W – Weaknesses, O – Opportunities, T – Threats), метод стратегического планирования, позволяющий выявить внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании. «SWOT-анализ может быть использован для предотвращения кризисных ситуаций, а также для разрешения кризисов. Его можно использовать для планирования, решения проблем, оценки продукции, анализа конкурентов, саморазвития и принятия решений» [3, 70]. Таким образом, SWOT-анализ как классический вид ситуационного анализа позволяет с высокой степенью объективности оценить как свои проблемные точки, так и преимущества с целью продуктивного планирования деятельности, в том числе в кризисных или чрезвычайных обстоятельствах.
На основании презентаций семинарской работы в группах можно составить обобщенное представление о типичных внутренних и внешних характеристиках современных систем приходского попечения о детях.
Среди сильных сторон состояния приходского попечения о детях были названы:
– стабильность состава прихожан, из числа которых выделяются и педагоги, и семьи с детьми, воспитанниками воскресных школ;
– сложившаяся община, прихожане знают и поддерживают друг друга;
– профессиональные качества приходских педагогов (профильное образование – педагогическое/психологическое/богословское; значительный опыт работы с детьми и их семьями в приходах);
– способность и стремление педагогов к творчеству, поиску необычных педагогических и методических решений;
– разнообразие видов и форм деятельности, направленной на детей и членов их семей; устойчивая организационная структура приходской работы с детьми;
– стремление взрослых членов семей получать знания (о вероучении, о воспитании детей) в рамках организуемых для них приходских занятий, а также в рамках свободного общения с педагогами;
– стремление взрослых членов семей к поддержке педагогов в их взаимодействии с детьми (организация и проведение отдельных событий, разовых или постоянных);
– интерес детей к приходской деятельности;
– сложившиеся дружеские отношения среди детей;
– заинтересованность и/или активное участие настоятеля храма в развитии приходской деятельности, направленной на детей и членов их семей;
– поддержка настоятелем приходских педагогов в творческом поиске и профессиональном развитии;
– наличие материальных благ, необходимых для работы с детьми (отдельные помещения для занятий, санузел, технические приспособления – такие как проектор, экран, компьютер и т.д., трапезная – место для приема пищи детьми, музыкальные инструменты, инструменты, необходимые для ведения приходской кружковой деятельности);
– удобное с точки зрения привлечения новых прихожан и разнообразия видов приходской деятельности территориальное расположение прихода (в спальном районе, возле значимых природных или культурных объектов).
Ожидаемо, что полное сочетание всех перечисленных характеристик в границах одного прихода – редкое явление. В целом, оно описывает идеальный портрет приходской работы, направленной на детей. В реальных приходах наблюдается ситуация сочетания данных признаков в большей или меньшей степени. При этом если описание сильных сторон представлено условно «со знаком плюс», то описание слабых сторон будет перечислением тех же признаков, но «со знаком минус», то есть как их отсутствие или недостаток.
Среди слабых сторон актуального состояния приходского попечения о детях были названы:
– низкая профессиональная компетентность приходских педагогов (в области профессионального профильного образования и опыта работы с детьми именно в приходах);
– недостаточная мотивация педагогов для полноценной приходской работы с детьми;
– высокая загруженность приходских педагогов за пределами прихода, недостаток времени и/или возможности для качественной подготовки приходских занятий;
– отсутствие методической и технической оснащенности приходских занятий;
– деятельность в приходе в иерархии приоритетов педагога находится далеко не на первом месте;
– отсутствие оплаты труда приходских педагогов;
– «текучка» педагогов;
– отсутствие у родителей (других членов семей детей) времени-возможности-мотивации-понимания необходимости для участия в жизни прихода и организации/проведения приходских активностей, связанных с детьми;
– отношение членов семей детей к приходскому попечению о детях как к кружковой деятельности, малозначимой для них; либо, напротив, родители придают слишком большое значение приходскому религиозному воспитанию в ущерб семейному; в результате – пассивность родителей;
– отсутствие устойчивой организационной структуры приходских занятий и встреч, включающих в себя детей и членов их семьи;
– отсутствие организованной помощи родителям и другим членам семей детей в психологической, педагогической и богословской области (личного наставления в вере);
– незаинтересованность детей в посещении приходских занятий и встреч;
– разновозрастные группы детей, невозможность распределить детей по близким им возрастным группам;
– текучка прихожан и семей с детьми;
– недостаточное или формальное участие священника/настоятеля храма в развитии приходской деятельности, направленной на детей и членов их семей;
– недоступность священника для свободного общения с детьми и членами их семей;
– материальное обеспечение приходской работы (финансовый дефицит, отсутствие достаточного количества помещений для приходских занятий);
– неудачное с точки зрения привлечения новых прихожан, которые потенциально могли бы стать постоянными, расположение прихода (вдали от жилых домов, на территории больницы или кладбища).
Сильные и слабые характеристики современного состояния приходского попечения о детях собираются вокруг основных субъектов этой деятельности: детей, членов их семей (родителей), приходских педагогов, священнослужителей и других прихожан, которые осознанно или неосознанно влияют на процессы религиозного воспитания и социализации детей в приходской общине.
Среди основных угроз (рисков) как внешних факторов, влияющих на развитие системы приходского попечения о детях, были названы:
– выгорание приходских педагогов (в том числе священнослужителей), потеря мотивации и желания продолжать работать, усталость;
– высокая загруженность детей в общеобразовательных школах, дополнительных образовательных учреждениях;
– возрастные изменения у подростков, которым сопутствует кризис в отношениях со взрослыми, кризис веры и нередко выход их приходской общины.
Педагоги – участники семинара в ходе работы выявили, что слабые стороны могут стать внутренним источником для планирования возможностей развития прихода: например, если проблемной областью является низкая мотивация и незаинтересованность родителей в участии в приходской жизни, то приход может запланировать план регулярных встреч для родителей, посвященных темам религиозного воспитания в семье, возрастной психологии, а также поддержке личного наставления в вере родителей. Если сложности были с низкой заинтересованностью в приходских встречах у детей, то можно запланировать внедрение в приходскую работу новых методических программ, ориентированных на новейшие подходы к приходскому попечению о детях (новый «Единый учебно-методический комплекс для приходских занятий с детьми» под общей редакцией иеромонаха Геннадия (Войтишко)). Для решения проблемы отсутствия профессиональной поддержки педагогов можно запланировать проведение регулярных встреч для педагогов в формате педагогических клубов, где можно было бы обсудить сложные педагогические кейсы и совместными коллегиальными усилиями найти их решения. Исходя из наличия проблемы недоступности священника для общения с детьми можно было бы создать условия для неформальных встреч священника с детьми, членами их семей и так далее.
В рамках семинарской работы был реализован первый этап проведения SWOT-анализа: в режиме брейншторминга педагоги собрали общую информацию, касающуюся четырех основных элементов характеристики приходской среды, и выделили ее основные признаки – сильные и слабые стороны, угрозы и возможности. Спецификой проведения этого этапа является его субъективность: «Разделение стратегических факторов на сильные и слабые стороны, угрозы и возможности проводится аналитиком интуитивно, причем у разных специалистов один и тот же фактор может получить разную оценку» [1, 37]. Ведущим семинара, автором данной статьи, было рекомендовано повторить этот этап в условиях прихода без жесткого ограничения времени, продиктованного рамками семинара, и с привлечением всех участников педагогической деятельности (полного состава приходских педагогов, священнослужителей, ответственных за попечение о детях в приходе, представителей членов семей детей).
Второй этап проведения SWOT-анализа предполагает сопоставление сильных и слабых сторон с рисками и возможностями развития приходской работы, соответствия текущей организации работы ее внутренним характеристиками, а также определения необходимости и направления стратегии развития (корректировки или замены имеющихся направлений, дополнения новыми, смены направлений). В ходе семинара на основе обобщенного приходского портрета, полученного в результате учебного ситуационного анализа, были выполнен данный этап работы.
SWOT-анализ как разновидность ситуационного анализа при наличии некоторых ограничений (например, субъективности, неточности, обобщенности данных, актуальности в данный момент времени) обладает рядом преимуществ: он прост в использовании, не требует специальной подготовки участников и значительных временных затрат, универсален, применим по отношению к приходским условиям и может стать основой для разработки уникального плана развития системы попечения о детях конкретного прихода с учетом его условий и традиций.

Библиографический список
1.    Гришина С.В. Преимущества и ограничения SWOT-анализа // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. №5-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-ogranicheniya-swot-analiza (дата обращения: 18.10.2023).
2.    Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения. 2021 // Официальный сайт СОРОиК. [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://pravobraz.ru/osnovy-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detej-i-vzroslyx-v-sisteme-prixodskogo-prosveshheniya/ (дата обращения: 18.10.2023).
3.    ДовганьС. В., Куликова В. В. Ситуационный анализ как инструмент управления // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/situatsionnyy-analiz-kak-instrument-upravleniya (дата обращения: 18.10.2023).
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.