Сестричество милосердия как форма социальной деятельности церкви. Опыт сестринского служения прихода храма «Нечаянная Радос
30.03.2022
Гончар К. В.
Сестричество милосердия как форма социальной деятельности церкви. Опыт сестринского служения прихода храма «Нечаянная Радость»
Православные сестричества имеют глубокие исторические корни, являются одной из форм социальной деятельности Церкви. Именно Церковь еще в начале своего существования несла заботу о попечении бедных, сирых и убогих людях. Христианская заповедь о любви к ближнему призывает всех людей к милосердию и благотворительности. Благотворительность Русской Православной Церкви (РПЦ) на протяжении истории носила многоплановый характер: от помощи материальными средствами нищим до помощи деньгами и церковными ценностями государству для ведения войн. Причем, на военные нужды Церковь жертвовала различным властям: и Российским самодержцам и Временному правительству, и Советской власти [1, с. 90]. В дореволюционный период при приходах и общинах создавались православные братства и сестричества, попечительские общества для практического проявления верующими людьми христианских чувств самоотвержения и любви. О деятельности подобных обществ милосердия высказался, в частности, протоиерей П. П. Смирнов-Платонов в 1887 г.: «Как скоро есть неравенство состояний в нравственном и материальном положении людей, с которыми живем, этого достаточно, чтобы сознать и исполнять обязанность христианской любви и помощи. Мы не имеем права употреблять только на себя все, что имеем, совсем забывши о меньших наших братиях – о бедных людях, которым дано меньше благ, чем нам, и больше нужды и страданий…» [2, с. 106-107]
До революции 1917 года из предстоящих войн не делали секрета и, начиная с Крымской войны (1853-1856 гг.), впервые в истории к уходу за ранеными в ходе боевых действий были привлечены сёстры милосердия (из Крестовоздвиженской общины, учреждённой великой княгиней Еленой Павловной). Эти женщины проходили специализированную подготовку для работы, непосредственно в рядах действующей армии. Николай Иванович Пирогов, знаменитый врач, осуществлял руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института. Также, многочисленные представительницы царствующего дома взяли на себя покровительство над многими общинами по уходу за ранеными. Покровительница нашего сестричества, святая княгиня Елисавета Феодоровна, занималась организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний было устройство мастерских для помощи солдатам. Отсюда шли на фронт тюки с продовольствием, обмундированием, медикаментами и подарками для солдат. Великая княгиня отправляла на фронт и походные церкви с иконами. В Москве она устроила госпиталь для раненых, который сама постоянно посещала, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот. Создатели общин ставили перед собой задачи по уходу за больными и ранеными, присмотру, обучению и воспитанию малолетних сирот, родители которых погибли на войне. В конце 19 века общины сестер милосердия стали переходить в «Российское общество Красного Креста». После 1917 года сестринские общины были реорганизованы. Церковь была социально изолирована и ее деятельность запрещена. Но, несмотря на этот труднейший период, Церковь продолжала быть полезной обществу. В оставшихся действующих приходах проводился сбор средств, и служились молебны в особо трудные моменты в истории России после революции, такие как, страшный голод в начале 20-х годов и две тяжелые кровопролитные войны.
В 1993 г. Конституция Российской Федерации определяет отделение религиозных объединений от государства. По Закону о свободе вероисповеданий Церкви возвращается право заниматься благотворительностью, и социальная работа начинает активизироваться. Организована школа сестер милосердия при Марфо-Мариинской обители, появился новый Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. В конце 90-х начинают образовываться сестричества милосердия в православных приходах, как наиболее, на мой взгляд, доступная форма служения и оказания помощи нуждающимся.
Сестричество объединяет верующих людей, в основном женщин, желающих помогать людям ради Христа, т.е. без всякого материального вознаграждения – добровольно. Каждый христианин или человек, считающий себя верующим, должен в своей жизни проявлять веру делами, т.к. без дел милосердия и любви, вера наша мертва. Сам Господь Иисус Христос со своими учениками, на протяжении всех событий Нового Завета показывал, что христианство без милосердия невозможно.
Деятельность Сестричества милосердия может включать в себя разнообразные направления работы: больничное служение, приоритетное для сестричества; помощь бездомным; помощь детям; помощь инвалидам; помощь многодетным; помощь одиноким людям на дому.
Такими направлениями социальной деятельности Церкви, как помощь алко– и наркозависимым, и людям, находящихся в местах лишения свободы, занимаются так называемые православные братства или общины, православные центры, работающие под духовным руководством священнослужителей.
Мотивы сестринского служения формируются из Святого Евангелия, как заповедал Иисус Христос: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня». И на вопрос праведников, когда они так поступали, Господь ответил им: «…так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне» [Мф. 25, 35-36, 40].
Деятельность сестричества милосердия сегодня очень важная сфера христианской жизни. Священники прихода, сестры и добровольные помощники окунаются в самые проблемные места в обществе, свидетельствуя о Христе неравнодушием, помощью, заботой и любовью. Практически это означает – жить по-христиански. А дела милосердия – это для любого христианина нормально и естественно. Это состояние души верующего человека. Поэтому и приходят эти деятельные христиане в места, где не хватает человеческого внимания и тепла, где люди ждут духовной помощи и утешения. Сестричество во имя преподобной мученицы Вел. кн. Елисаветы при храме иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" г. Челябинске начало свою деятельность в 2001 году. Сестры милосердия из числа прихожанок на добровольной и безвозмездной основе стали посещать людей, находящихся на лечении в больнице. Сестры с любовью и терпением обходили палаты тяжелых отделений. Кто-то из больных не может сам поесть, и они кормят его из ложечки, не торопясь; кого-то необходимо помыть, потому что он, несчастный, одинок, или дети забыли про него, или навещают редко. Сестрам нетрудно сказать доброе слово, утешить вниманием страждущего человека. Сестры посвящают этим трудам 2-3 часа в неделю, ради Христа, а кто-то может приходить и чаще. Стремясь к таким действиям и поступкам, сестры возрастают в настоящих человеческих христианских чувствах, то есть в любви и милосердии. На сегодня в сестричестве 28 сестер и 25 добровольных помощников. Кроме ухода и помощи больным в больницах, совершаются молебны о недужных. Перед молебном сестры и добровольные помощники обходят палаты, записывают имена на молебен тех, кто не может прийти сам помолиться, и приглашают тех, кто может сам участвовать в молитве. После молебна больные беседуют с батюшкой. А какую радость доставляет людям посещение священником больного в палате. Это большое утешение для человека, желающего быть в храме, но прикованного болезнью к постели. Все эти действия, совершаемые трудами сестер, очень утешают и поддерживают больных людей.
В больницу часто попадают бездомные люди. После лечения, они по-прежнему, оказываются на улице, и сестры начали работу по организации помощи бездомным. Стали выдавать горячее питание и одевать бездомных людей, оказывать доврачебную помощь, старались помочь бездомному решить его социальные проблемы. Есть среди бездомных те, кто пока еще пытаются вернуться к нормальной жизни. Они сами проявляют инициативу по оказанию им социальной помощи. Социальная работа с бездомным начинается с получения ответов на вопросы, касающиеся образа жизни, и заканчивается попыткой устройства человека в государственные приюты или отправкой по месту проживания его ближних. Кроме учреждений здравоохранения, помощи малоимущим и бездомным людям, сестры милосердия и добровольные помощники посещают подопечных в центрах реабилитации бездомных и детские приюты.
Самым важным для сестер является совместная молитва, участие в богослужениях и единение в Церковных Таинствах покаяния и причащения. Сестре милосердия необходимы руководство, поддержка и оценка собственных поступков, намерений и сомнений. Все это сестра добровольно и по свободному выбору вручает своему духовнику. Если сестра не уделяет время молитве, чтению Евангелия, участию в Божественной литургии, в Таинствах Церкви, то силы ее души истощаются.
В заключение хочется привести слова духовника нашего сестричества, протоиерея Михаила Горбунова «Чем больше человек сможет получить от Церкви и верующих помощи, поддержки, сочувствия, тем более возможной станет проповедь Евангелия, которое всех должно привести ко спасению. Это главная цель. Мы не решаем проблему голода, холода, смерти, болезни, одиночества. Мы упражняем сердце в любви. Другого пути нет».
Библиографический список
1. Власова, А. В. Очерки истории церковной благотворительности [Текст] / А. В. Власова, Л. Ф. Бабкина. Ч.I. М., 2007.
2. Смирнов-Платонов, П. П. Редакционная статья [Текст] / П. П. Смирнов-Платонов // Детская помощь. 1887. №4.
Сестричество милосердия как форма социальной деятельности церкви. Опыт сестринского служения прихода храма «Нечаянная Радость»
Православные сестричества имеют глубокие исторические корни, являются одной из форм социальной деятельности Церкви. Именно Церковь еще в начале своего существования несла заботу о попечении бедных, сирых и убогих людях. Христианская заповедь о любви к ближнему призывает всех людей к милосердию и благотворительности. Благотворительность Русской Православной Церкви (РПЦ) на протяжении истории носила многоплановый характер: от помощи материальными средствами нищим до помощи деньгами и церковными ценностями государству для ведения войн. Причем, на военные нужды Церковь жертвовала различным властям: и Российским самодержцам и Временному правительству, и Советской власти [1, с. 90]. В дореволюционный период при приходах и общинах создавались православные братства и сестричества, попечительские общества для практического проявления верующими людьми христианских чувств самоотвержения и любви. О деятельности подобных обществ милосердия высказался, в частности, протоиерей П. П. Смирнов-Платонов в 1887 г.: «Как скоро есть неравенство состояний в нравственном и материальном положении людей, с которыми живем, этого достаточно, чтобы сознать и исполнять обязанность христианской любви и помощи. Мы не имеем права употреблять только на себя все, что имеем, совсем забывши о меньших наших братиях – о бедных людях, которым дано меньше благ, чем нам, и больше нужды и страданий…» [2, с. 106-107]
До революции 1917 года из предстоящих войн не делали секрета и, начиная с Крымской войны (1853-1856 гг.), впервые в истории к уходу за ранеными в ходе боевых действий были привлечены сёстры милосердия (из Крестовоздвиженской общины, учреждённой великой княгиней Еленой Павловной). Эти женщины проходили специализированную подготовку для работы, непосредственно в рядах действующей армии. Николай Иванович Пирогов, знаменитый врач, осуществлял руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института. Также, многочисленные представительницы царствующего дома взяли на себя покровительство над многими общинами по уходу за ранеными. Покровительница нашего сестричества, святая княгиня Елисавета Феодоровна, занималась организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний было устройство мастерских для помощи солдатам. Отсюда шли на фронт тюки с продовольствием, обмундированием, медикаментами и подарками для солдат. Великая княгиня отправляла на фронт и походные церкви с иконами. В Москве она устроила госпиталь для раненых, который сама постоянно посещала, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот. Создатели общин ставили перед собой задачи по уходу за больными и ранеными, присмотру, обучению и воспитанию малолетних сирот, родители которых погибли на войне. В конце 19 века общины сестер милосердия стали переходить в «Российское общество Красного Креста». После 1917 года сестринские общины были реорганизованы. Церковь была социально изолирована и ее деятельность запрещена. Но, несмотря на этот труднейший период, Церковь продолжала быть полезной обществу. В оставшихся действующих приходах проводился сбор средств, и служились молебны в особо трудные моменты в истории России после революции, такие как, страшный голод в начале 20-х годов и две тяжелые кровопролитные войны.
В 1993 г. Конституция Российской Федерации определяет отделение религиозных объединений от государства. По Закону о свободе вероисповеданий Церкви возвращается право заниматься благотворительностью, и социальная работа начинает активизироваться. Организована школа сестер милосердия при Марфо-Мариинской обители, появился новый Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. В конце 90-х начинают образовываться сестричества милосердия в православных приходах, как наиболее, на мой взгляд, доступная форма служения и оказания помощи нуждающимся.
Сестричество объединяет верующих людей, в основном женщин, желающих помогать людям ради Христа, т.е. без всякого материального вознаграждения – добровольно. Каждый христианин или человек, считающий себя верующим, должен в своей жизни проявлять веру делами, т.к. без дел милосердия и любви, вера наша мертва. Сам Господь Иисус Христос со своими учениками, на протяжении всех событий Нового Завета показывал, что христианство без милосердия невозможно.
Деятельность Сестричества милосердия может включать в себя разнообразные направления работы: больничное служение, приоритетное для сестричества; помощь бездомным; помощь детям; помощь инвалидам; помощь многодетным; помощь одиноким людям на дому.
Такими направлениями социальной деятельности Церкви, как помощь алко– и наркозависимым, и людям, находящихся в местах лишения свободы, занимаются так называемые православные братства или общины, православные центры, работающие под духовным руководством священнослужителей.
Мотивы сестринского служения формируются из Святого Евангелия, как заповедал Иисус Христос: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня». И на вопрос праведников, когда они так поступали, Господь ответил им: «…так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне» [Мф. 25, 35-36, 40].
Деятельность сестричества милосердия сегодня очень важная сфера христианской жизни. Священники прихода, сестры и добровольные помощники окунаются в самые проблемные места в обществе, свидетельствуя о Христе неравнодушием, помощью, заботой и любовью. Практически это означает – жить по-христиански. А дела милосердия – это для любого христианина нормально и естественно. Это состояние души верующего человека. Поэтому и приходят эти деятельные христиане в места, где не хватает человеческого внимания и тепла, где люди ждут духовной помощи и утешения. Сестричество во имя преподобной мученицы Вел. кн. Елисаветы при храме иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" г. Челябинске начало свою деятельность в 2001 году. Сестры милосердия из числа прихожанок на добровольной и безвозмездной основе стали посещать людей, находящихся на лечении в больнице. Сестры с любовью и терпением обходили палаты тяжелых отделений. Кто-то из больных не может сам поесть, и они кормят его из ложечки, не торопясь; кого-то необходимо помыть, потому что он, несчастный, одинок, или дети забыли про него, или навещают редко. Сестрам нетрудно сказать доброе слово, утешить вниманием страждущего человека. Сестры посвящают этим трудам 2-3 часа в неделю, ради Христа, а кто-то может приходить и чаще. Стремясь к таким действиям и поступкам, сестры возрастают в настоящих человеческих христианских чувствах, то есть в любви и милосердии. На сегодня в сестричестве 28 сестер и 25 добровольных помощников. Кроме ухода и помощи больным в больницах, совершаются молебны о недужных. Перед молебном сестры и добровольные помощники обходят палаты, записывают имена на молебен тех, кто не может прийти сам помолиться, и приглашают тех, кто может сам участвовать в молитве. После молебна больные беседуют с батюшкой. А какую радость доставляет людям посещение священником больного в палате. Это большое утешение для человека, желающего быть в храме, но прикованного болезнью к постели. Все эти действия, совершаемые трудами сестер, очень утешают и поддерживают больных людей.
В больницу часто попадают бездомные люди. После лечения, они по-прежнему, оказываются на улице, и сестры начали работу по организации помощи бездомным. Стали выдавать горячее питание и одевать бездомных людей, оказывать доврачебную помощь, старались помочь бездомному решить его социальные проблемы. Есть среди бездомных те, кто пока еще пытаются вернуться к нормальной жизни. Они сами проявляют инициативу по оказанию им социальной помощи. Социальная работа с бездомным начинается с получения ответов на вопросы, касающиеся образа жизни, и заканчивается попыткой устройства человека в государственные приюты или отправкой по месту проживания его ближних. Кроме учреждений здравоохранения, помощи малоимущим и бездомным людям, сестры милосердия и добровольные помощники посещают подопечных в центрах реабилитации бездомных и детские приюты.
Самым важным для сестер является совместная молитва, участие в богослужениях и единение в Церковных Таинствах покаяния и причащения. Сестре милосердия необходимы руководство, поддержка и оценка собственных поступков, намерений и сомнений. Все это сестра добровольно и по свободному выбору вручает своему духовнику. Если сестра не уделяет время молитве, чтению Евангелия, участию в Божественной литургии, в Таинствах Церкви, то силы ее души истощаются.
В заключение хочется привести слова духовника нашего сестричества, протоиерея Михаила Горбунова «Чем больше человек сможет получить от Церкви и верующих помощи, поддержки, сочувствия, тем более возможной станет проповедь Евангелия, которое всех должно привести ко спасению. Это главная цель. Мы не решаем проблему голода, холода, смерти, болезни, одиночества. Мы упражняем сердце в любви. Другого пути нет».
Библиографический список
1. Власова, А. В. Очерки истории церковной благотворительности [Текст] / А. В. Власова, Л. Ф. Бабкина. Ч.I. М., 2007.
2. Смирнов-Платонов, П. П. Редакционная статья [Текст] / П. П. Смирнов-Платонов // Детская помощь. 1887. №4.