Задать вопрос
Статьи

СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

10.01.2023
Карлова Ю.В.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Аннотация. Сенсорная комната – терапевтическое пространство с разнообразным оборудованием, которое предоставляет обучающимся с особыми потребностями здоровья индивидуальный сенсорный ввод – помогает этим детям успокоиться и сосредоточиться, чтобы они могли быть лучше подготовлены к обучению и взаимодействию с другими детьми, предоставляя услуги поддержки обучающимся с широким спектром особых потребностей. Комнаты сенсорного развития предлагают большое разнообразие занятий, помогающих задействовать чувства в ходе сенсорной интеграции и терапии. Люди с сенсорными и другими когнитивными и физическими недостатками часто чувствуют себя сильнее, когда контролируют окружающую их среду. Комната сенсорного развития позволяет пользователям использовать любое оборудование, которое им нужно в данный момент. В статье анализируется значимость организации сенсорной комнаты для процесса внедрения инклюзивного образования; раскрыта структура и аспекты наполняемости сенсорной комнаты в ДОО; рассмотрены условия по реализации коррекционно-педагогической работы в сенсорной комнате с детьми с нарушениями развития.
Ключевые слова: сенсорная комната, коррекционная деятельность, развитие детей с ОВЗ, педагог-дефектолог, образовательная среда.

Образовательная среда, которая окружает ребенка с особенностями развития здоровья, оказывает большое влияние на формирование гармонически развитой личности. Важно создать особые условия по установленным требованиям, которые будут содержать новые пространственно-предметные особенности окружения. Значимым показателем включения ребенка с нарушениями развития здоровья в образовательное пространство является создание особой образовательной среды, которая способна адаптироваться под изменяющиеся условия и задачи. Для улучшения или в целом изменения психоэмоционального восприятия ребенка с особенностями здоровья в поддержании и коррекции особую роль играет образовательная среда. С этой целью в образовательных организациях (ДОО, школа, организации дополнительного образования) используются занятия в сенсорной комнате. Сенсорная комната создается для стимуляции сенсорной деятельности и восприятия для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, беспокойства, апатии, тревоги и агрессии. Комната нацелена на активизацию мыслительной деятельности, стабилизацию положительного эмоционального состояния, влияя на возникновение мотивации к деятельности и творческое развитие, а также нормализируя адаптационный период.
Для наиболее гармоничной работы с детьми необходимо проводить коррекционные занятия в специально организованном для психологической работы пространстве. Среда в определённой мере вступает в виртуальное взаимодействие с детьми, а они, в свою очередь, откликаясь, начинают по-новому воспринимать окружающее пространство. Ребенок погружается в окружающий мир, а он обволакивает его, направляя к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие отвлекает от эмоциональных трудностей, вовлекая в интересную увлекательную игру с разными предметами, знакомясь с их текстурой, объемом, цветом, формой. Ощущение безопасности, комфорта, загадочности в положительном ключе влияет на установление спокойных, доверительных отношений между ребёнком с нарушениями здоровья и педагогом-дефектологом [5, с. 27].
В организационную среду, наполняющую сенсорную комнату (или уголок) можно включить:
–    проставленную наполняемость (оформление, оборудование, мебель);
–    конструирование временного режима ребенка в процессе обучения;
–    оформление рабочего место для проведения занятий, игр и упражнений с ребенком с нарушениями;
–    применение технических средств обучения (использование компьютера, образовательной робототехники, конструирования, проектора, интерактивных досок);
–    наличие дидактического и методического материала (предназначенных для конкретной категории детей с нарушениями, в соответствии с ФГОС);
–    специальное коррекционно-развивающее оборудование, тренажеры, игрушки.
Пространство, окружающее ребенка, должно быть образовательно-развивающим, а для ребенка с нарушениями здоровья – коррекционно-адаптированным. Сенсорная комната обеспечивает целенаправленную, систематическую деятельность дефектолога, направленную на всесторонне развитие ребенка. Одним из условий организации процесса коррекционной деятельности является оснащение его специальным оборудованием, например:
Нарушение опорно-двигательного аппарата (специализированные кресла с подлокотниками и удобной спинкой, многофункциональные подъемники, специализированные столы, корректоры осанки, пуфы и маты);
Нарушение зрения (оптические средства (лупы, очки), тактильные панели, азбука Морзе на полотне, специальное оснащение литературой для слабовидящих (тактильные пособия), широкомасштабные визуализированные материалы в цвете);
Нарушение слуха (слуховые аппараты, вибростолы, электроакустическое оборудование);
Необходимо использовать оборудование в работе коррекции, которое позволяет улучшить воздействие на эффективность развития детей с особенностями развития здоровья. Создавая условия для обучения, возможно использование комнаты сенсорного развития, именно она подходит под критерии приоритетного преобразования. В практике педагога-дефектолога современной технологией развития по сенсомоторной деятельности являются занятия, игры и упражнения в сенсорной комнате, где особым образом организовано окружающее пространство для развития, обучения и расслабления. Преимущества подобного уголка заключаются в изолированности, в создании эффекта невмешательства со стороны из-за необычной обстановки, релаксации, ухода от стресса, от внешних раздражителей внешнего мира [1, с. 97].
Вся сенсорная комната делится на несколько блоков, среди которых необходимо выделить следующие:
1. Зона темноты для сенсорного развития.
2. Светлая зона для сенсорного развития.
3. Зона сенсомоторного развития.
4. Зона двигательных тренировок.
5. Зона релаксации.
6. Зона развития пространственных впечатлений.
Методика проведения занятий в сенсорной комнате основана на поэтапном внедрении всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств на основании комплексного подхода, который позволяет решать развивающие и воспитательные задачи. Работа в сенсорной комнате организуется в определенных направлениях, в которые входят:
–    коррекционная работа над эмоционально-волевой сферой (реализуя релаксационные упражнения, которые способствуют снижению тревожности, снятию эмоциональной нагрузки, утомляемости);
–    коррекция и развитие нарушенных функций ребенка (выполнение гимнастик, упражнений, игр, способствующих развитию психических, физических, сенсомоторных навыков) [3, с. 241].
Сенсорная комната является организационной средой, которая состоит из множества различных стимуляторов, воздействующих на органы слуха, зрения, тактильные ощущения и вестибулярные рецепторы. Комната наполнена журчанием, переливами, она магнитит ребенка, отвлекает от негативных эмоций. Ребенок чувствует комфорт и готовность познавать мир через специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, потому как оно многофункционально и воздействует на все органы чувств.
В зависимости от направления решения поставленной задачи по коррекции ЦНС все оборудование подразделяется на два основных функциональных блока:
–    коррекционно-развивающий (диагностические инструменты – литература и пособия, модули (настенные, напольные), зеркала, большие и малые мячи, различные музыкальные инструменты, тренажеры, игрушки, конструкторы и дидактические материалы.
–    релаксационный (наборы кресел-кубов, кресла-мешки, пуфы, палатка, мягкие неполные покрытия, музыкальный фонтан, животный уголок, уголок коллекционера (камни, ракушки, марки, листья), уголок садовода, светооптические приборы, сенсорная тропа для ног, массажные мячики и валики, водные фонтаны, пескотерапия [2, с. 48].
Для проведения коррекционно-педагогической деятельности по стимулирования психомоторного развития детей с нарушениями можно прибегать к тактильно-световой пузырьковой трубе, погружающей ребенка на морское дно в сюжетных играх, к световому мерцающему ковру, напоминающему млечный путь, построить сухой бассейн, наполненный легкими шариками, использовать музыкальные тактильные панели, фиброоптический душ или световой стол для терапии песком.
В настоящее время в сенсорной комнате можно использовать уголок технического развития, наполняемость которого включает в себя различные технические установки из блока образовательной робототехники. Роботы со светодиодными наконечниками, движущиеся конструкции, элементы для собственного конструирования (lego-блоки), интерактивные доски, коррекционные планшеты, портативные доски для рисования (электронные), переносной проектор и собственноручно программируемые робототехнические устройства [4, с. 368]. Работа дошкольников в группах и правильно выстроенная организация пространственного расположения игры с мини-роботом могут способствовать активизации внимания дошкольников, развитию мышления, воображения, речи, мелкой моторики [6, с. 103].
В сенсорной комнате можно погрузиться в атмосферу космоса, подводного мира, волшебного леса, пустыни. Можно взаимодействовать с зеркальным или магнитным шаром с бесконечным количеством бликов и световых маячков, напоминающих солнечных зайчиков. Особый интерес вызывают у детей тактильные дорожки (трава, камешки, мозаика, незаостренные иголочки и т.д.), по которым необходимо ходить голыми ступнями. Дорожки положительно влияют на рецепторы стопы и развивают координацию движений, мелкую моторику, речевую деятельность, умение воспринимать и передавать ощущения и эмоции в речи.
Для реализации коррекционной деятельности в сенсорной комнате педагогу-дефектологу необходимо соблюдать определенные условия для успешного развития детей с особенностями развития здоровья:
–    корректировать общее психоэмоциональное состояние ребёнка;
–    фиксировать и управлять вниманием ребенка, поддерживать познание, активность и стремление решать поставленные задачи;
–    тонизировать психическую активность сознания за счет стимуляции положительных впечатлений от взаимодействия с предметами;
–    расширять кругозор, пространственные преставления от восприятия всевозможных свойств окружающих предметов, явлений и установок;
–    делать акцент на реализацию зрительно-моторной координации;
–    активизировать функций ЦНС через обогащение адаптационной сенсорной среды;
–    релаксировать для нейтрализации эмоционального и мышечного напряжения, а также создавать двигательную активность;
–    ориентироваться на формирование чувства безопасности и защищенности, понимать то, что педагог является другом, наставником, помощником.
–    развивать позитивное общение детей и их взаимодействия друг с другом.
Таким образом, детям с ОВЗ, нарушениями, независимо от ограничений здоровья, часто свойственны трудности мотивационной, коммуникативной, эмоционально-волевой сферы, что влияет на возникновение повышенной утомляемости, чувствительности, замкнутости, гиперактивности, агрессивности, в связи с чем необходимо использовать комнату сенсорного развития, уголок для формирования функций, как пространство психологической реабилитации, а также коррекции развития и восстановление эмоционального контакта детей с окружающим миром. Комната сенсорного развития для детей с нарушениями в развитии здоровья предлагает оптимальное решение сложных, важных проблем в коррекционной работе дефектолога и выступает как незаменимый помощник всем специалистам.
Библиографический список
1.    Веракса А.И. Практический дефектолог в ДОО: работа с детьми с ОВЗ. 2-е изд., испр. М.: Мозаика-синтез. 2012. 144 с.
2.    Игро-тренинги с использованием сенсорных модулей в детском саду / авт.-сост. М.В. Янчук. Волгоград: Учитель, 2014. 127 с.
3.    Истратова О.Н. Сенсорная комната в практике инклюзивного образования. Изд. 2-е. Ростов на Дону: Феникс, 2008. 565 с.
4.    Карлова Ю.В. Игровая деятельность с использованием конструирования в развитии детей дошкольного возраста // Студент и наука: гуманитарный цикл – 2021: материалы международной студенческой научно-практической конференции. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2021. С. 367-374.
5.    Технологии развивающие и корректирующие в ходе программы развития детей с особенностями в развитии / авт.-сост. Л.В. Годовников. Волгоград: Учитель, 2013.187 с.
6.    Чернобровкин В.А., Карлова Ю.В. Особенности игровой деятельности старших дошкольников с использованием андроидного робототехнического устройства «умная пчела» // Мир детства и образование. сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2020. С. 100-104.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.