СЕМЬЯ И КОЛЛЕДЖ КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ОРИЕНТАЦИИ НА СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
04.01.2023
Дидрих К.М.
Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования, г. Костанай
Орехова Т.Ф.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
СЕМЬЯ И КОЛЛЕДЖ КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ
ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ОРИЕНТАЦИИ
НА СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
Аннотация. В статье понимается проблема ответственности семьи и педагогов в формировании у учащейся молодежи подросткового возраста ориентации на семейные ценности; анализируются причины аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и делается вывод о том, что именно отсутствие гармонии в семье приводит растущего человека к той критической черте, когда появляются первые мысли о возможном суициде, когда ломается система личных ценностных ориентаций. В этой ситуации значительно возрастает роль семьи и образовательного учреждения в оказании подростках действенной помощи в переживании складывающихся в их жизни сложных ситуаций, возникновение которых зачастую провоцируется неблагоприятной обстановкой в семье подростка. На помощь семье в таких случаях приходят специалисты центров психологического консультирования. Один из таких Центров психологической поддержки и дополнительного образования функционирует в г. Костанае Республики Казахстан, в котором осуществляется консультирование семей, в который растут дети с поведением близким к девиантному, депрессивному или суицидальному; несовершеннолетним и их родителям специалистами оказывается квалифицированная психологическая помощь. Кроме того, Центр курирует учебные заведения всей области, помогая педагогам грамотно выстраивать работу по психологической поддержке обучающихся и их ориентации на семейные ценности.
Ключевые слова: подросток, семья, профилактика аутодеструктивного поведения, психологическая поддержка, стили семенного воспитания.
В современном мире, полном трудностей и соблазнов, сложнее всего приходится подросткам, которые столкнувшись с первыми серьезными преградами в жизни, не всегда могут самостоятельно и верно оценить складывающуюся в их жизни трудную ситуацию, а самое главное – найти из нее выход. Возникающая на этом фоне, цепочка неприятностей и препятствий провоцирует формирование у подростков аутодеструктивного поведения, а способом решения создавшихся проблем, к сожалению, все чаще становятся попытки суицида. Тем не менее, необходимо отметить, что в современном обществе этот болезненный процесс роста молодого поколения «лечится», и основным «оздоровительным» средством могут выступать семейные ценности, поддержка и понимание со стороны самых близких членов семьи, а также забота и понимание педагогов, с которыми ежедневно взаимодействуют студенты.
Говоря о внутренних проблемах восприятия человеком окружающего мира, мы, как правило, проводим параллель с общественными, экономическими, социальными факторами, бытовыми стрессами, а также причинами различного рода, которые негативно отражаются на эмоциональном здоровье человека. При этом мы учитываем, что эти обстоятельства являются ключевыми скорее всего для взрослого поколения, а для незрелой подростковой психики порождающими проблемы основными факторами все же следует считать межличностные отношения, прежде всего в семье, где приоритетными являются взаимоотношения детей и родителей, а также отношения со сверстниками как в образовательной, так и в социальной среде, которые зачастую характеризуются недопониманием. Рассмотрим данный вопрос с позиции ответственности семьи и педагогов колледжа в формировании у учащейся молодежи подросткового возраста ориентации на семейные ценности.
Изучение проблемы аутодеструктивного поведения несовершеннолетних позволяет с уверенностью утверждать, что часто именно отсутствие гармонии в семье приводит человека к той самой критической черте, когда появляются первые мысли о возможном суициде, когда ломается система личных ценностных ориентаций. Для предупреждения таких деформаций при формировании личности подростка родителям необходимо понимать и помнить, что с какой бы легкостью подросток ни находил общего языка с людьми, какой бы уютной ни была его личная зона комфорта, ему очень важно чувствовать свою значимость для семьи и особенно нужность своим родителям. О том, что главную роль в формировании человека играют именно его родители, говорят ученые, психологи, социологи, изучающие данную проблему. Акцент на значимости семейного воспитания растущего человека ставят также писатели. Так, Л.Н. Толстой как сторонник семейного воспитания считал его одним из определяющих факторов становления развивающейся личности и важнейшей обязанностью родителей. Главным условием первоначального семейного воспитания детей, по его мнению, является здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, их постоянное нравственное самоусовершенствование, близость, тесное общение родителей с детьми [Цит. по: 1].
Сложно не согласиться с такой постановкой вопроса, ведь родители – это самое близкое окружение детей, это те люди, доверие к которым закладывается природой, а не приобретается в процессе жизни. Важно, чтобы любовь и взаимопонимание строились на искренних чувствах, не допускающих «декорационного» подхода, потому что у подростков, чувствующих фальшь взрослых в отношениях к ним, искажается восприятие окружающего мира, что порой ведет к самым неожиданным последствиям в изменении их характера.
Интересно заметить, что сегодня в обществе бытует ошибочное мнение, согласно которому к суицидальному поведению склонны несовершеннолетние из исключительно неблагополучных семей. Однако суровая реальность говорит об обратном: в 55% случаев – это дети из обеспеченных семей, которые имеют примерное воспитание, хороший уровень знаний, но при этом отличаются неустойчивостью характера, впечатлительностью, эмоциональной нестабильностью. Согласно статистике, кризисные ситуации в семье возникают в первоначальном периоде взросления подростка, то есть в возрасте 12-17 лет, когда у формирующейся личности появляются собственные интересы, нередко идущие вразрез с устоявшимися нормами морали и поведения в обществе. Это период переоценки ценностей: новый круг общения, первая влюбленность, а также чувство самостоятельности и независимости, которые не всегда находят понимание со стороны родителей, и если родители не находят точек соприкосновения с подростком, не учитывают его потребности и мнение, то разлад в семейных отношениях будет усугубляться, и в конце концов станет плодородной почвой для самой тяжелой формы деструктивного поведения подростка с возможной тенденцией к суициду или его попыткам.
Примечательным является тот факт, что нынешнему поколению подростков проще принять поражение, чем пытаться отстаивать свои интересы. Ответственность за все происходящее в жизни ребенка в этот непростой «переходной» возраст, несомненно, лежит на родителях, нежели на детях. Когда подросток мысленно подходит к проблеме, он не видит решения зачастую только потому, что морально не подготовлен к ней. Среди причин, провоцирующих возникновение таких ситуаций, можно назвать различные стили семейного воспитания – от чрезмерной любви и попыток оградить детей от любых жизненных трудностей до полного равнодушия к жизни подростка и отстранения от участия в его судьбе. Однако при любом стиле семейного воспитания главным основанием взаимоотношений родителей и детей должно быть доверие: ребенка к родителям и родителей к ребенку. Причем создавать это доверие родителям необходимо с самого раннего детства детей, невзирая на нехватку времени или отсутствие настроения для этой трудной родительской работы. Необходимо проявлять ненавязчивый интерес к жизни своего ребенка: знать имена друзей, круг общения, предпочтения в еде, одежде, слабые места и заветные мечты, и цели. При этом не жалеть время на ласковые слова и объятия (казалось бы, нет ничего проще следования этим прописным истинам, знакомых каждому с детства). Однако устройство жизни в современных семьях отличается большим разнообразием, что закономерно соответствующим образом отражается на поведении детей.
В настоящее время, согласно исследованиям В.Н. Дружинина [2], принято выделять четыре стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, либеральный, индифферентный. Дадим их краткую характеристику.
Авторитарный стиль семейного воспитания основывается на мнении о том, что ребенок – не самостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные манипуляции, которые эффективно влияют на его развитие и позволяют достичь нужного результата, который, что важно заметить, заведомо известен взрослому: «послушный, исполнительный, удобный ребенок». Ребенок воспринимается как объект воздействия родителей, для которых интересы и мнения ребенка не имеют решающего значения. Авторитарный стиль – это стиль родителей, которые действуют в парадигме педагогики подавления, насилия и принуждения. В результате такого поведения родителей у детей возникает искаженное представление о норме отношений между взрослыми и детьми, а принуждение и подавление способствует формированию у детей таких негативных личностных качеств, как лживость, озлобленность и неприятие самого себя.
Демократический стиль воспитания основывается на признании права ребенка на самостоятельность, активность, творчество, на собственное мнение и возможность ошибки. В семье с демократическим стилем воспитания ребенок – полноправный участник диалога, которого слышат, к которому прислушиваются и ценят его мнение. Неоспоримым приоритетом в воспитании становится счастье ребенка – как сиюминутное (здесь и сейчас), так и будущее. При этом данный стиль воспитания не отрицает авторитета взрослого, однако определяет ряд важных требований к личности родителей и педагогов. В первую очередь, это отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе», поэтому главное в данном стиле воспитания – взаимодоверие.
Либеральный стиль воспитания говорит сам за себя, так как основан на предоставлении ребенку свободы, зачастую неограниченной. Ребенка в либеральной семье всячески балуют, ни в чем не отказывают. В связи с этим возникает закономерный вопрос: а возможно ли воспитание волевого человека без ограничений и запретов? Как правило, ребенок, поведение которого всегда принимается родителями, на проступки которого закрываются глаза, испытывает значительные трудности при вхождении в коллектив (в детском саду, в школе), так как он не понимает, что в жизни людей имеются правила и ограничения, и что этим правилам необходимо следовать. В результате, столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок отвечает непослушанием.
Индифферентный стиль воспитания присущ чаще всего семьям, в которых родители заняты своими делами, устают, выматываются на работе до такой степени, что им становится просто «не до ребенка». Каждый в такой семье – сам по себе, у каждого свои проблемы, у каждого – свой мир. Взрослым «все равно», каким вырастет ребенок, что его волнует сейчас. Как правило, дети очень остро чувствуют свою ненужность, неважность. Безразличие самых близких людей становится основой для становления негативной самооценки ребенка.
Однако при этом в каждом стиле семейного воспитания, по мнению Ю.П. Азарова [3], есть свои положительные черты, которые можно гармонично компоновать и осуществлять на основе этих инвариантов индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных особенностей. При этом главное – не бояться экспериментировать, так как в случае этапной неудачи у родителей всегда есть возможность компенсировать свои ошибки удачными действиями. Однако возможно это только при одном условии: если основой детско-родительских отношений являются доверие и взаимопонимание.
В современном мире быстро развивающихся и меняющихся высоких технологий все чаще подростки оказываются предоставленными самим себе, а родители в силу занятости и быстротечного ритма жизни больше делают акцент на финансовую состоятельность и материальную обеспеченность семьи, позволяя детям самостоятельно вести образ жизни в соответствии со своими представлениями. Сегодня от родителей часто можно слышать различные оправдательные высказывания, типа: «Учителя должны воспитывать!»; «Пойдет учиться и научится, я не учитель!» и т. д. Кончено удобно, когда ребенок самостоятельный и может занять себя, еще лучше, когда есть помощники, на которых можно переложить свои обязанности. Однако такой подход родителей к воспитанию своих детей в корне неправильный, так как воспитание ребенка – это, прежде всего, функция семьи, ибо именно в семье у растущего человека закладываются основы отношения к жизни и к миру во всем многообразии его проявлений, именно в семье ребенок запечатлевает те образы отношений, которые затем воплощает в своей взрослой жизни.
С приходом в жизнь человечества интернета, современных гаджетов, компьютеров и прочих «прелестей» прогресса, у людей не находится времени на собственных детей. При этом все эти информационные «изыски», дают взрослым родителям лживую надежду, что новое «мобильное» поколение сумеет свои достойные интересы в большой «паутине» разных социальных сетей так же легко, как и взрослые, не понимая, что слишком рано отправляют детей в самостоятельную жизнь, где их несформировавшееся сознание, несозревшее мировоззрение и неокрепшую психику подстерегают различные искушения. Предоставляя детям возможность принимать важные решения на основании своего личного усмотрению, они толкают их на путь опасных заблуждений, закономерно приводящим к печальным последствиям.
Впечатлительная подростковая психика неустойчива, и, как правило, способна принять неудачу, едва ли, не за самую страшную трагедию в жизни. В качестве примера можно привести реакцию подростков на «провал» на экзамене, на низкую оценку за успеваемость, если хорошая учеба детей является для родителей значимым показателем социального благополучия их семьи. Таким же фактором может выступать недостойное, по мнению родителей, поведение подростка, «выставляющего» его семью в обществе «не в лучшем свете». Как правило, все эмоциональные переживания в таких случаях подросток пропускает через себя, мысленно проводя параллели с другими семьями, где отношения между взрослыми и детьми строятся на диалоге и взаимопонимании. В результате отсутствия со стороны родителей – самых близких для ребенка людей – понимания, подросток начинает считать себя в своей семье чуть ли не изгоем, замыкается в себе, у него появляются тайны от родителей, утрачивается интерес и доверие к семье и в результате он все больше времени стремится проводить за её пределами.
В большинстве случаев, когда в семье возникает проблема, ребенок подсознательно всегда каким-то образом дает об этом знать: акцентируясь на недостатке любви к нему со стороны родителей, он может болеть, или угрожать родителям самоубийством. Это те самые поведенческие маркеры, на которые недопустимо закрывать глаза. Иногда такое поведение подростков может казаться истеричным или провокационным, но на самом деле – это свидетельство внутреннего протеста ребенка, его крик о помощи. Как известно, даже взрослые люди, впервые оказавшись в плену сложных жизненных вопросов, не сразу понимают, как им следует поступить, поэтому первое, что нужно сделать родителям в такой ситуации – поговорить с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в том, что происходит в его душе; не отмахиваться от его проблем, не делать вид, что их нет.
Мы допускаем, что зачастую родители, учитывая собственный опыт и помня о допущенных в своей жизни ошибках, стараются предупредить возникновение аналогичных ситуаций в жизни своих детей. Стремясь вырастить из своего ребенка идеал, сделать его предметом гордости семьи, они заранее предъявляют ему требования, которые, по их мнению, позволят им получить желаемый воспитательный результат. Как показывает практика, такое «шаблонное» воспитание не есть лучший способ наладить контакт. В первую очередь необходимо дать ребенку понять, что его будут любить со всеми его желаниями и недостатками, любить таким, какой он есть. Однако при возникновении в воспитании детей серьезных психологических проблем родителям целесообразно обратиться к специалистам, не полагаясь только на собственный опыт, который, что важно подчеркнуть, формировался задолго до появления в семье ребенка и соответственно в несколько других социальных условиях.
В подтверждение представленных выше теоретических рассуждений представляется целесообразным привести пример из опыта работы первого в Казахстане Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Управления образования Костанайской области (далее Центр), который создан в 2019 году с целью оказания несовершеннолетним и их родителям квалифицированной помощи при возникновении в их жизни проблемных ситуаций. В рамках данной помощи специалисты осуществляют так называемое кризисное консультирование (для детей, поведение которых можно оценивать как близкое к девиантному, или депрессивному, или суицидальному). В круглосуточном режиме 24/7 в Центре работает анонимный бесплатный телефон доверия. Кроме того, Центр курирует учебные заведения всей области, помогая грамотно выстраивать на всех уровнях работу по психологической поддержке обучающихся. Как показывает опыт работы Центра, часто и родители, и дети при наличии проблем в детско-родительских отношениях замалчивают происходящее, стесняясь вынести проблему, образно говоря, на суд общественности. Однако главным принципом работы Центра является принцип конфиденциальности оказываемой психологической поддержки, так как задача психолога состоит прежде всего в корректировке сложившейся проблемной ситуации, в сглаживании «острых» углов, а не в обвинении родителей в педагогической некомпетентности.
Положительная динамика результатов совместной работы психологов и семьи наглядно отражается в цифрах. Только за первые полтора года работы Центра на горячую линию телефона доверия за психологической поддержкой обратились 1427 человек из числа жителей Костанайской области. Из них 50% звонков от подростов и детей касались взаимоотношений родителей и детей. Более 400 обратившихся клиентов с режима телефона доверия были переведены в режим очных системных консультаций и коррекционных занятий. Следует особо отметить, что на очные консультации члены семей могут прийти как все вместе, так и по отдельности, обратившись за помощью лично. Из 1003 обращений 603 имели отношение именно к проблемам семейного характера. Эти цифры говорят о том, что выход из запутанных ситуаций есть всегда, достаточно лишь сделать шаг навстречу их разрешению.
Помимо работы психологов, в Центре и на телефоне доверия создаются интересные и эффективные проекты, направленные на улучшение качества работы психологических служб, вовлечение родительской общественности в образовательный процесс: «Семейный клуб», «Мы вместе», «Школа молодого психолога» и многие другие, которые, как показывает практика, востребованы и необходимы сегодняшним семьям. Реализация таких проектов дает возможность родителям и педагогам получить квалифицированную психологическую помощь специалистов, задать нужные друг другу вопросы, провести время вместе, укрепляя детско-родительские отношения в семьях. Таким образом, можно сделать вывод, что, оказывая поддержку таким Центрам психологического консультирования, государство демонстрирует свою заинтересованность в улучшении качества семейного воспитания подрастающего поколения, что, безусловно, приносит свои положительные результаты.
В заключение хотелось бы высказать обращение к родителям: никогда не проходите мимо проблем детей, не бойтесь участвовать в жизни своего ребенка, потому что только родители как никто другой могут заметить и адекватно оценить его самочувствие, перемены в характере, изменения в образе жизни. При этом справедливым будет признать, что проблемы детско-родительских отношений не единственная причина неблагоприятного эмоционального фона в семье, негативно отражающегося на развитии личности ребенка. Можно назвать и множество других сопутствующих факторов, присущих подростковому возрасту и оказывающих на подростков не менее сильное давление: это и неразделенная первая любовь; и переживания, связанные с потерей члена семьи или друга; и горечь от несправедливой обиды; и переживание одиночества и последствий ранней половой жизни, приводящей детей к «роковым» решениям и многое другое.
Однако, несмотря на это, можно с уверенностью утверждать, что даже из самой критической ситуации подросток может выйти достойно и оценить доброе отношение к нему, если в семье его сумеют понять, смогут отнестись к нему как к равному; если он почувствует себя нужным, найдет в себе силы преодолеть эмоциональное напряжение, будет стараться искать верные решения нелегких жизненных вопросов и стремиться самостоятельно их принимать в нашем быстроменяющемся мире, так как человек, как писал в свое время А.С. Макаренко, «не воспитывается по частям, он создается всей длиной влияний, которым … подвергается, поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным. Решающим моментом является действие всей системы средств, гармонически организованных» [4].
Библиографический список
1. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов. 6-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2022. 503 с.
2. Дружинин В.Н. Психология семьи. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 176 с.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: книга для учителя. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1985. 448 с.
4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4: Лекции о воспитании детей. 538 с.
Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования, г. Костанай
Орехова Т.Ф.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
СЕМЬЯ И КОЛЛЕДЖ КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ
ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ОРИЕНТАЦИИ
НА СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
Аннотация. В статье понимается проблема ответственности семьи и педагогов в формировании у учащейся молодежи подросткового возраста ориентации на семейные ценности; анализируются причины аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и делается вывод о том, что именно отсутствие гармонии в семье приводит растущего человека к той критической черте, когда появляются первые мысли о возможном суициде, когда ломается система личных ценностных ориентаций. В этой ситуации значительно возрастает роль семьи и образовательного учреждения в оказании подростках действенной помощи в переживании складывающихся в их жизни сложных ситуаций, возникновение которых зачастую провоцируется неблагоприятной обстановкой в семье подростка. На помощь семье в таких случаях приходят специалисты центров психологического консультирования. Один из таких Центров психологической поддержки и дополнительного образования функционирует в г. Костанае Республики Казахстан, в котором осуществляется консультирование семей, в который растут дети с поведением близким к девиантному, депрессивному или суицидальному; несовершеннолетним и их родителям специалистами оказывается квалифицированная психологическая помощь. Кроме того, Центр курирует учебные заведения всей области, помогая педагогам грамотно выстраивать работу по психологической поддержке обучающихся и их ориентации на семейные ценности.
Ключевые слова: подросток, семья, профилактика аутодеструктивного поведения, психологическая поддержка, стили семенного воспитания.
В современном мире, полном трудностей и соблазнов, сложнее всего приходится подросткам, которые столкнувшись с первыми серьезными преградами в жизни, не всегда могут самостоятельно и верно оценить складывающуюся в их жизни трудную ситуацию, а самое главное – найти из нее выход. Возникающая на этом фоне, цепочка неприятностей и препятствий провоцирует формирование у подростков аутодеструктивного поведения, а способом решения создавшихся проблем, к сожалению, все чаще становятся попытки суицида. Тем не менее, необходимо отметить, что в современном обществе этот болезненный процесс роста молодого поколения «лечится», и основным «оздоровительным» средством могут выступать семейные ценности, поддержка и понимание со стороны самых близких членов семьи, а также забота и понимание педагогов, с которыми ежедневно взаимодействуют студенты.
Говоря о внутренних проблемах восприятия человеком окружающего мира, мы, как правило, проводим параллель с общественными, экономическими, социальными факторами, бытовыми стрессами, а также причинами различного рода, которые негативно отражаются на эмоциональном здоровье человека. При этом мы учитываем, что эти обстоятельства являются ключевыми скорее всего для взрослого поколения, а для незрелой подростковой психики порождающими проблемы основными факторами все же следует считать межличностные отношения, прежде всего в семье, где приоритетными являются взаимоотношения детей и родителей, а также отношения со сверстниками как в образовательной, так и в социальной среде, которые зачастую характеризуются недопониманием. Рассмотрим данный вопрос с позиции ответственности семьи и педагогов колледжа в формировании у учащейся молодежи подросткового возраста ориентации на семейные ценности.
Изучение проблемы аутодеструктивного поведения несовершеннолетних позволяет с уверенностью утверждать, что часто именно отсутствие гармонии в семье приводит человека к той самой критической черте, когда появляются первые мысли о возможном суициде, когда ломается система личных ценностных ориентаций. Для предупреждения таких деформаций при формировании личности подростка родителям необходимо понимать и помнить, что с какой бы легкостью подросток ни находил общего языка с людьми, какой бы уютной ни была его личная зона комфорта, ему очень важно чувствовать свою значимость для семьи и особенно нужность своим родителям. О том, что главную роль в формировании человека играют именно его родители, говорят ученые, психологи, социологи, изучающие данную проблему. Акцент на значимости семейного воспитания растущего человека ставят также писатели. Так, Л.Н. Толстой как сторонник семейного воспитания считал его одним из определяющих факторов становления развивающейся личности и важнейшей обязанностью родителей. Главным условием первоначального семейного воспитания детей, по его мнению, является здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, их постоянное нравственное самоусовершенствование, близость, тесное общение родителей с детьми [Цит. по: 1].
Сложно не согласиться с такой постановкой вопроса, ведь родители – это самое близкое окружение детей, это те люди, доверие к которым закладывается природой, а не приобретается в процессе жизни. Важно, чтобы любовь и взаимопонимание строились на искренних чувствах, не допускающих «декорационного» подхода, потому что у подростков, чувствующих фальшь взрослых в отношениях к ним, искажается восприятие окружающего мира, что порой ведет к самым неожиданным последствиям в изменении их характера.
Интересно заметить, что сегодня в обществе бытует ошибочное мнение, согласно которому к суицидальному поведению склонны несовершеннолетние из исключительно неблагополучных семей. Однако суровая реальность говорит об обратном: в 55% случаев – это дети из обеспеченных семей, которые имеют примерное воспитание, хороший уровень знаний, но при этом отличаются неустойчивостью характера, впечатлительностью, эмоциональной нестабильностью. Согласно статистике, кризисные ситуации в семье возникают в первоначальном периоде взросления подростка, то есть в возрасте 12-17 лет, когда у формирующейся личности появляются собственные интересы, нередко идущие вразрез с устоявшимися нормами морали и поведения в обществе. Это период переоценки ценностей: новый круг общения, первая влюбленность, а также чувство самостоятельности и независимости, которые не всегда находят понимание со стороны родителей, и если родители не находят точек соприкосновения с подростком, не учитывают его потребности и мнение, то разлад в семейных отношениях будет усугубляться, и в конце концов станет плодородной почвой для самой тяжелой формы деструктивного поведения подростка с возможной тенденцией к суициду или его попыткам.
Примечательным является тот факт, что нынешнему поколению подростков проще принять поражение, чем пытаться отстаивать свои интересы. Ответственность за все происходящее в жизни ребенка в этот непростой «переходной» возраст, несомненно, лежит на родителях, нежели на детях. Когда подросток мысленно подходит к проблеме, он не видит решения зачастую только потому, что морально не подготовлен к ней. Среди причин, провоцирующих возникновение таких ситуаций, можно назвать различные стили семейного воспитания – от чрезмерной любви и попыток оградить детей от любых жизненных трудностей до полного равнодушия к жизни подростка и отстранения от участия в его судьбе. Однако при любом стиле семейного воспитания главным основанием взаимоотношений родителей и детей должно быть доверие: ребенка к родителям и родителей к ребенку. Причем создавать это доверие родителям необходимо с самого раннего детства детей, невзирая на нехватку времени или отсутствие настроения для этой трудной родительской работы. Необходимо проявлять ненавязчивый интерес к жизни своего ребенка: знать имена друзей, круг общения, предпочтения в еде, одежде, слабые места и заветные мечты, и цели. При этом не жалеть время на ласковые слова и объятия (казалось бы, нет ничего проще следования этим прописным истинам, знакомых каждому с детства). Однако устройство жизни в современных семьях отличается большим разнообразием, что закономерно соответствующим образом отражается на поведении детей.
В настоящее время, согласно исследованиям В.Н. Дружинина [2], принято выделять четыре стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, либеральный, индифферентный. Дадим их краткую характеристику.
Авторитарный стиль семейного воспитания основывается на мнении о том, что ребенок – не самостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные манипуляции, которые эффективно влияют на его развитие и позволяют достичь нужного результата, который, что важно заметить, заведомо известен взрослому: «послушный, исполнительный, удобный ребенок». Ребенок воспринимается как объект воздействия родителей, для которых интересы и мнения ребенка не имеют решающего значения. Авторитарный стиль – это стиль родителей, которые действуют в парадигме педагогики подавления, насилия и принуждения. В результате такого поведения родителей у детей возникает искаженное представление о норме отношений между взрослыми и детьми, а принуждение и подавление способствует формированию у детей таких негативных личностных качеств, как лживость, озлобленность и неприятие самого себя.
Демократический стиль воспитания основывается на признании права ребенка на самостоятельность, активность, творчество, на собственное мнение и возможность ошибки. В семье с демократическим стилем воспитания ребенок – полноправный участник диалога, которого слышат, к которому прислушиваются и ценят его мнение. Неоспоримым приоритетом в воспитании становится счастье ребенка – как сиюминутное (здесь и сейчас), так и будущее. При этом данный стиль воспитания не отрицает авторитета взрослого, однако определяет ряд важных требований к личности родителей и педагогов. В первую очередь, это отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе», поэтому главное в данном стиле воспитания – взаимодоверие.
Либеральный стиль воспитания говорит сам за себя, так как основан на предоставлении ребенку свободы, зачастую неограниченной. Ребенка в либеральной семье всячески балуют, ни в чем не отказывают. В связи с этим возникает закономерный вопрос: а возможно ли воспитание волевого человека без ограничений и запретов? Как правило, ребенок, поведение которого всегда принимается родителями, на проступки которого закрываются глаза, испытывает значительные трудности при вхождении в коллектив (в детском саду, в школе), так как он не понимает, что в жизни людей имеются правила и ограничения, и что этим правилам необходимо следовать. В результате, столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок отвечает непослушанием.
Индифферентный стиль воспитания присущ чаще всего семьям, в которых родители заняты своими делами, устают, выматываются на работе до такой степени, что им становится просто «не до ребенка». Каждый в такой семье – сам по себе, у каждого свои проблемы, у каждого – свой мир. Взрослым «все равно», каким вырастет ребенок, что его волнует сейчас. Как правило, дети очень остро чувствуют свою ненужность, неважность. Безразличие самых близких людей становится основой для становления негативной самооценки ребенка.
Однако при этом в каждом стиле семейного воспитания, по мнению Ю.П. Азарова [3], есть свои положительные черты, которые можно гармонично компоновать и осуществлять на основе этих инвариантов индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных особенностей. При этом главное – не бояться экспериментировать, так как в случае этапной неудачи у родителей всегда есть возможность компенсировать свои ошибки удачными действиями. Однако возможно это только при одном условии: если основой детско-родительских отношений являются доверие и взаимопонимание.
В современном мире быстро развивающихся и меняющихся высоких технологий все чаще подростки оказываются предоставленными самим себе, а родители в силу занятости и быстротечного ритма жизни больше делают акцент на финансовую состоятельность и материальную обеспеченность семьи, позволяя детям самостоятельно вести образ жизни в соответствии со своими представлениями. Сегодня от родителей часто можно слышать различные оправдательные высказывания, типа: «Учителя должны воспитывать!»; «Пойдет учиться и научится, я не учитель!» и т. д. Кончено удобно, когда ребенок самостоятельный и может занять себя, еще лучше, когда есть помощники, на которых можно переложить свои обязанности. Однако такой подход родителей к воспитанию своих детей в корне неправильный, так как воспитание ребенка – это, прежде всего, функция семьи, ибо именно в семье у растущего человека закладываются основы отношения к жизни и к миру во всем многообразии его проявлений, именно в семье ребенок запечатлевает те образы отношений, которые затем воплощает в своей взрослой жизни.
С приходом в жизнь человечества интернета, современных гаджетов, компьютеров и прочих «прелестей» прогресса, у людей не находится времени на собственных детей. При этом все эти информационные «изыски», дают взрослым родителям лживую надежду, что новое «мобильное» поколение сумеет свои достойные интересы в большой «паутине» разных социальных сетей так же легко, как и взрослые, не понимая, что слишком рано отправляют детей в самостоятельную жизнь, где их несформировавшееся сознание, несозревшее мировоззрение и неокрепшую психику подстерегают различные искушения. Предоставляя детям возможность принимать важные решения на основании своего личного усмотрению, они толкают их на путь опасных заблуждений, закономерно приводящим к печальным последствиям.
Впечатлительная подростковая психика неустойчива, и, как правило, способна принять неудачу, едва ли, не за самую страшную трагедию в жизни. В качестве примера можно привести реакцию подростков на «провал» на экзамене, на низкую оценку за успеваемость, если хорошая учеба детей является для родителей значимым показателем социального благополучия их семьи. Таким же фактором может выступать недостойное, по мнению родителей, поведение подростка, «выставляющего» его семью в обществе «не в лучшем свете». Как правило, все эмоциональные переживания в таких случаях подросток пропускает через себя, мысленно проводя параллели с другими семьями, где отношения между взрослыми и детьми строятся на диалоге и взаимопонимании. В результате отсутствия со стороны родителей – самых близких для ребенка людей – понимания, подросток начинает считать себя в своей семье чуть ли не изгоем, замыкается в себе, у него появляются тайны от родителей, утрачивается интерес и доверие к семье и в результате он все больше времени стремится проводить за её пределами.
В большинстве случаев, когда в семье возникает проблема, ребенок подсознательно всегда каким-то образом дает об этом знать: акцентируясь на недостатке любви к нему со стороны родителей, он может болеть, или угрожать родителям самоубийством. Это те самые поведенческие маркеры, на которые недопустимо закрывать глаза. Иногда такое поведение подростков может казаться истеричным или провокационным, но на самом деле – это свидетельство внутреннего протеста ребенка, его крик о помощи. Как известно, даже взрослые люди, впервые оказавшись в плену сложных жизненных вопросов, не сразу понимают, как им следует поступить, поэтому первое, что нужно сделать родителям в такой ситуации – поговорить с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в том, что происходит в его душе; не отмахиваться от его проблем, не делать вид, что их нет.
Мы допускаем, что зачастую родители, учитывая собственный опыт и помня о допущенных в своей жизни ошибках, стараются предупредить возникновение аналогичных ситуаций в жизни своих детей. Стремясь вырастить из своего ребенка идеал, сделать его предметом гордости семьи, они заранее предъявляют ему требования, которые, по их мнению, позволят им получить желаемый воспитательный результат. Как показывает практика, такое «шаблонное» воспитание не есть лучший способ наладить контакт. В первую очередь необходимо дать ребенку понять, что его будут любить со всеми его желаниями и недостатками, любить таким, какой он есть. Однако при возникновении в воспитании детей серьезных психологических проблем родителям целесообразно обратиться к специалистам, не полагаясь только на собственный опыт, который, что важно подчеркнуть, формировался задолго до появления в семье ребенка и соответственно в несколько других социальных условиях.
В подтверждение представленных выше теоретических рассуждений представляется целесообразным привести пример из опыта работы первого в Казахстане Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Управления образования Костанайской области (далее Центр), который создан в 2019 году с целью оказания несовершеннолетним и их родителям квалифицированной помощи при возникновении в их жизни проблемных ситуаций. В рамках данной помощи специалисты осуществляют так называемое кризисное консультирование (для детей, поведение которых можно оценивать как близкое к девиантному, или депрессивному, или суицидальному). В круглосуточном режиме 24/7 в Центре работает анонимный бесплатный телефон доверия. Кроме того, Центр курирует учебные заведения всей области, помогая грамотно выстраивать на всех уровнях работу по психологической поддержке обучающихся. Как показывает опыт работы Центра, часто и родители, и дети при наличии проблем в детско-родительских отношениях замалчивают происходящее, стесняясь вынести проблему, образно говоря, на суд общественности. Однако главным принципом работы Центра является принцип конфиденциальности оказываемой психологической поддержки, так как задача психолога состоит прежде всего в корректировке сложившейся проблемной ситуации, в сглаживании «острых» углов, а не в обвинении родителей в педагогической некомпетентности.
Положительная динамика результатов совместной работы психологов и семьи наглядно отражается в цифрах. Только за первые полтора года работы Центра на горячую линию телефона доверия за психологической поддержкой обратились 1427 человек из числа жителей Костанайской области. Из них 50% звонков от подростов и детей касались взаимоотношений родителей и детей. Более 400 обратившихся клиентов с режима телефона доверия были переведены в режим очных системных консультаций и коррекционных занятий. Следует особо отметить, что на очные консультации члены семей могут прийти как все вместе, так и по отдельности, обратившись за помощью лично. Из 1003 обращений 603 имели отношение именно к проблемам семейного характера. Эти цифры говорят о том, что выход из запутанных ситуаций есть всегда, достаточно лишь сделать шаг навстречу их разрешению.
Помимо работы психологов, в Центре и на телефоне доверия создаются интересные и эффективные проекты, направленные на улучшение качества работы психологических служб, вовлечение родительской общественности в образовательный процесс: «Семейный клуб», «Мы вместе», «Школа молодого психолога» и многие другие, которые, как показывает практика, востребованы и необходимы сегодняшним семьям. Реализация таких проектов дает возможность родителям и педагогам получить квалифицированную психологическую помощь специалистов, задать нужные друг другу вопросы, провести время вместе, укрепляя детско-родительские отношения в семьях. Таким образом, можно сделать вывод, что, оказывая поддержку таким Центрам психологического консультирования, государство демонстрирует свою заинтересованность в улучшении качества семейного воспитания подрастающего поколения, что, безусловно, приносит свои положительные результаты.
В заключение хотелось бы высказать обращение к родителям: никогда не проходите мимо проблем детей, не бойтесь участвовать в жизни своего ребенка, потому что только родители как никто другой могут заметить и адекватно оценить его самочувствие, перемены в характере, изменения в образе жизни. При этом справедливым будет признать, что проблемы детско-родительских отношений не единственная причина неблагоприятного эмоционального фона в семье, негативно отражающегося на развитии личности ребенка. Можно назвать и множество других сопутствующих факторов, присущих подростковому возрасту и оказывающих на подростков не менее сильное давление: это и неразделенная первая любовь; и переживания, связанные с потерей члена семьи или друга; и горечь от несправедливой обиды; и переживание одиночества и последствий ранней половой жизни, приводящей детей к «роковым» решениям и многое другое.
Однако, несмотря на это, можно с уверенностью утверждать, что даже из самой критической ситуации подросток может выйти достойно и оценить доброе отношение к нему, если в семье его сумеют понять, смогут отнестись к нему как к равному; если он почувствует себя нужным, найдет в себе силы преодолеть эмоциональное напряжение, будет стараться искать верные решения нелегких жизненных вопросов и стремиться самостоятельно их принимать в нашем быстроменяющемся мире, так как человек, как писал в свое время А.С. Макаренко, «не воспитывается по частям, он создается всей длиной влияний, которым … подвергается, поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным. Решающим моментом является действие всей системы средств, гармонически организованных» [4].
Библиографический список
1. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов. 6-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2022. 503 с.
2. Дружинин В.Н. Психология семьи. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 176 с.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: книга для учителя. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1985. 448 с.
4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4: Лекции о воспитании детей. 538 с.