Задать вопрос
Статьи

РОССИЙСКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ МАСС-МЕДИА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

15.01.2023
Бужинская Д.С., Фокина Д.В.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

РОССИЙСКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ МАСС-МЕДИА
ДЛЯ МОЛОДЕЖИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматривается феномен медийно-религиозного дискурса в многообразии его типологических воплощений, выявляются сущностные характеристики явления, его жанровые доминанты и динамика развития в течение последних десятилетий. Проводится обзор наиболее значимых для общественного сознания явлений массовой коммуникации. Особенно внимание уделено духовно-просветительской функциональной значимости православных СМИ. Сравнительно-сопоставительный анализ дискурсивных практик в медиаполе современной России и оценка их роли в духовной жизни общества позволяет авторам выявить динамические процессы в русле активно развивающихся в последние десятилетия медийно-православных форм массовой коммуникации. Актуальность исследования предопределяется активным ростом православного контента в современных российских СМИ при неоднозначности его воздействия на массовую аудиторию и отсутствием системного научного осмысления этой сферы массовой коммуникации.
Ключевые слова: православная журналистика, интернет-СМИ, блогосфера, духовно-просветительская функция массовой коммуникации

Начало XXI века в отечественной массовой коммуникации отмечено активным ростом православного контента в печатной, аудиовизуальной, интернет-коммуникации для массовой аудитории. Динамические процессы развивались с опережением научного теоретического осмысления их причинно-следственных связей. Однако исследовательские работы 2010-2020-х гг. отмечали и деструктивные тенденции (сегментация, секуляризация, радикализация, глянцевость и светскость, преобладание рекреационной функции, отсутствие синтеза духовной и светской подсистем, отсутствие миссионерства в православной колумнистике и блогерстве), и колоссальный духовно-нравственный потенциал православного медиа-дискурса в формировании нравственного здоровья общества и обеспечения его информационной безопасности [1-3].
В результате активной созидательной работы православного медиасообщества к настоящему моменту формы православной массовой коммуникации достигли максимального разнообразия, вышли далеко за рамки традиционных границ журналистики. Сегодня в РФ сложилась многоуровневая система жанров православных масс-медиа, включающая в себя как телевизионную проповедь Патриарха, так и личные блоги известных миссионеров. В нее встроены тематические телеканалы и радиостанции, интернет-форумы, газеты и журналы, мультфильмы.
Функционал православных масс-медиа охватывает весь спектр традиционных задач массовой коммуникации: от информирования до рекреации. Однако специфическими и главенствующими, безусловно, выступают: ориентация на духовное посвящение и миссионерскую деятельность, борьбу с враждебной Церкви идеологией и катехизацию, прививая ее как духовную потребность. Вышедший в 1990 г. закон «О свободе совести и религиозных организациях» предоставил юридическую свободу действий церковным изданиям, и церковные журналисты, ранее представлявшие собой обособленную медийную прослойку, постепенно стали неотъемлемой частью журналистского сообщества России. За последнее двадцатилетие Церковь не только восстановила свою периодическую печать в ее традиционных формах (журнальная и газетная), но и активно осваивает новые виды такой деятельности. Безусловно, церковная периодика по своему тиражу уступает светским СМИ, однако в последнее десятилетие наблюдается тенденция к увеличению числа православных изданий.
В противовес задачам светской периодики (информирование, развлечение, просвещение), одной из главных функций православных СМИ является функция нравственного воспитания. Во вступительном слове на VI фестивале «Вера и слово» (ноябрь 2014 г.) Патриарх Кирилл четко обозначил главную миссию православного журналиста и публициста: «Церковный журналист – это тот, кто проповедует Христа», и указал на главное требование к содержанию материалов такого рода СМИ – «Церковная журналистика должна быть заточена на мысли, на идее, а не просто на перечне событий и фактов». Главной же идеей православных изданий, по мнению редактора журнала «Нескучный сад» Ю. Данилова и главного редактора православного журнала «Фома», председателя синодального информационного отдела В. Лейгоды, должно является миссионерство, т.е. «помощь в построении христианской жизни на уровне повседневной рутины».
Современные православные средства массовой коммуникации стремятся к наибольшему взаимодействию с аудиторией и в этих целях используют наиболее доступные каналы связи – интернет-пространство. Интернет-ресурсы заполоняют пространство коммуникации практически во всех сферах нашей жизни, в том числе и в духовной.
Значимую роль среди существующих на сегодня интернет-ресурсов занимают социальные медиа. Формирование социальных медиа началось в 2005 году, когда эволюция информационно-коммуникационной системы обеспечила колоссальный прирост интернет-пользователей. Ранее, на первом этапе (1997-2005 гг.), Всемирная сеть предлагала пользователю электронные СМИ, общественно-политические издания вертикального типа, где аудитория выступала исключительно как потребитель информации и имела слабую возможность получения обратной связи.
Все большую популярность в интернете обретает и такое явление, как блогосфера, под которой принято понимать объединенные в единую социальную сеть блоги, т.е. сетевые журналы.
Большинство современных СМИ либо существуют в аудиовизуальном виде, либо имеют как печатную, так и онлайн версию. Необходимость иметь аудиовизуальную версию или полностью перейти в информационное пространство Интернета возникла у СМИ в связи с всё более возрастающей ролью опосредованной коммуникации в жизни общества.
К сетевым аудивизуальным СМИ в рамках сетевого пространства на сегодняшний день можно отнести преимущественно онлайн-радиостанции и ютуб-каналы. Сфера православных социальных медиа и блогосферы являются наименее изученными и требует тщательного анализа для выявления эффективности их работы.
Среди визуальных православных интернет-СМИ наиболее выигрышными на данный момент являются те, которые только-только появились в собственном формате и вышли за рамки подачи привычных православных телевизионных каналов. Перспективы развития есть благодаря уникальности каждого из каналов и новым приемам привлечения внимания аудитории, которая ищет понятного и близкого православия, отражающегося в жизни и умещающегося в рамки разговора нецерковного. Ответы на острые, но очень важные вопросы, о которых не говорят с амвона или по телевизору (ограничения цензурой), остаются актуальными и важными, и интернет-платформы визуальных СМК не оставляют их без ответа, выполняя проповедническую функцию.
Практика Youtube-каналов опережает теоретическую базу: несмотря на недостаточную изученность исследователями, эта сфера медийного пространства динамична и перспективна в своем развитии и уникальна тем, что уровень ее свободы слова выше, чем на телеканалах или официальных визуальных информационных платформах РПЦ. Провокационная форма подачи, просторечная лексика, методы наглядного представления понятий и темы, которые не выносятся на обсуждение в традиционных православных СМИ дают понять, что аудитория, для которой актуальны онлайн-СМИ в целом, скорее всего, отдаст предпочтение в большинстве случаев именно Youtube-каналам.
Преимущества православных блогеров состоят в том, что они могут формировать имидж и репутацию РПЦ посредством личного авторитета и бренда, созданного в сети. У блогеров есть возможность прямого общения со своим зрителем посредством прямых эфиров, в которых есть присутствует обратная связь. Блогеры могут воздействовать на политические и моральные взгляды аудитории, поскольку, опять же, все строится на доверии к ним.
Для завоевания доверия также используются художественные приемы текстов, просторечная лексика и юмор, отсылки к личному опыту и аргументированность высказываний. Доверие молодежной аудитории достигается еще и за счет возможности дискуссии со священником, например, на тему ЛГБТ-сообществ, а также отдельных каналов и рубрик, посвященных всецело общению блогера с молодежью.
На сегодняшний день православное блогерство перспективно, подвижно и способно влиять на аудиторию сильнее, чем православные СМК или сообщества в социальных медиа. В случае дальнейшего активного развития РПЦ сможет выйти на новый уровень общения с православной аудиторией и успешно использовать кратчайшие пути для православного просвещения.
Он-лайн СМИ отличаются достаточным разнообразием, как правило, представляя собой электронную версию печатного издания. Среди них не так много сайтов, нацеленных исключительно на молодежную аудиторию. Однако встречаются образцы высокопрофессиональной работы именно для этой целевой аудитории с оригинальным контентом. Ярким примером многообразия разнонаправленных рубрик выступает молодежный православный онлайн‒журнал «Наследник». Сайт этого журнала является продолжением печатного журнала, издававшегося до 2016 года Московским Новоспасским монастырем. Рубрика «Культура» представляет собой структуру из новостей о культурных мероприятиях в разных частях страны, рецензий и некрологов. Рубрика «Давайте обсудим» включает в себя дискуссионные темы («Прошлые грехи не дают мне покоя. Что делать?», «О вере и спасении»). В ряд к изданиям можно добавить и эстетический журнал о красоте православия (так его позиционируют авторы) «Хлеб жизни», на его сайте мы можем найти информацию об авторских фотопроектах, небольших интервью с интересными и значимыми в православном контексте личностями, фотопутешествия по святым местам, откровенные жизненные истории, рассказы о людях «не от мира сего», обзор актуального искусства, фоторецепты от профессиональных кулинаров.
Подведя итог анализа православных молодежных онлайн-СМИ в целом, отметим: электронные издания находятся в более выгодном и выигрышном состоянии, чем печатные газеты или журналы, поскольку молодежный формат предполагает преимущественно интернет-пространство (он более удобен и имеет возможность отслеживать обратную связь, что позволяет, как было сказано выше, выявить эффективность работы СМИ). Мы выявили наличие изданий для духовенства – к таковым можно отнести «Ахиллу». Большую часть составляют новостные издания, выполняющие отчетную функцию, и лишь единичные СМИ удерживают читательское внимание вне зависимости от актуальности или остроты тем. Если говорить о новостных изданиях, то особенно выигрывают платформы с обратной связью и свободным взаимодействием, не ограниченным жесткой цензурой. Одно из важнейших привилегий онлайн-СМИ в противовес печатным – наличие и возможность обратной связи и вообще возможность осуществления продуктивного диалога между представителями конфессии (священнослужителями или активистами – не играет роли) и вообще структуры РПЦ со своей аудиторией. Обратная связь – лучший способ просвещения, так как молодые люди могут восполнять свои знания именно с помощью СМИ, задавая священникам волнующие их вопросы, ответы на которые во многом становятся основополагающим пониманием собственной веры, православных канонов и Евангелия. Среди явных недостатков – во-первых, малочисленность самих СМИ, отсутствие широкого разнообразия порталов, платформ и онлайн-журналов, способных конкурировать за однородную (молодежную, взрослую, светскую, священническую) аудиторию между собой. Во-вторых, для издания, позиционирующего себя одновременно православным и молодежным, явно недостаточно грубого смешения новостей из «мира православия» ‒ церковной среды и молодежного светского контента, не несущего в себе никаких отсылок к религиозным воззрениям. Молодежные православные электронные СМИ должны взаимодействовать с читателями на уровне своей доступности, открытости к диалогу и бесцензурности (насколько того позволяет концепция и формат), выполняя просветительскую функцию, актуальной в том числе и для опосредованного воцерковления православной молодежи [4].
В ходе исследования нами были выявлены ключевые особенности современных православных интернет-СМИ. Стремясь охватить большую часть аудитории, православные СМИ ориентируются на различные социальные и возрастные слои, способствуя собственной востребованности и у детей, и у молодежи, и у старшего поколения, таким образом, укрепляя возможности максимально широкого диалога, религиозного и светского. Чем шире жанровое разнообразие среди периодических православных изданий, тем выше доверие аудитории к религии как к части современного медийного пространства.  Безусловно, это достигается за счет профессионализма изданий, готовых изучать собственную аудиторию настолько, насколько получится попадать в ее интересы вне рамок православного дискурса, осуществляемого в храме. Православные СМИ, выполняя миссионерско-просветительскую функцию, стремятся к более коротким путям взаимодействия с читателем и преследуют цель с помощью более неформальных каналов связи получить не только доверие и расположение аудитории, сокращая дистанцию, но и максимально близко изложить идеологическую суть конфессии для конкретного сегмента.
В целях системно-сопоставительного анализа особенностей состояния современных православных СМИ мы проанализировали как печатные издания, так и электронные, выявив их недостатки и преимущества друг перед другом и оценив их с точки зрения подачи, направленной на православную аудиторию.
По тематическим направлениям православные СМИ представляют собой широкое многообразие изданий, ориентированных на разновозрастную, разнополовую и разносоциальную аудиторию. Вот некоторые из направлений православных СМИ: православные детские журналы («Добрыня», «Православная радуга», «Весточка», «Домовята и домовенки», «Божий лучик», «Умка», «Ермолка», «Колокольчик», «Ступени», «Никола», «Саша и Даша», «Купель», «Веселье сердечное»); молодежные православные журналы («Наследник», «Огонек», «Отрок.Ua», «Поколение»), студенческие («Встреча», «Татьянин день»); женские православные журналы («Славянка», «Самарянка», «Мироносица», «Я – матушка»); эстетический журнал о красоте православия («Хлеб жизни»); журналы для родителей о воспитании («Виноград»); научно‒богословские журналы («Традиции и современность», «Православный собеседник» ); журналы о православном искусстве («Нескучный сад», «Православные храмы»);журналы для паломников. Есть и «универсальные» издания, включающие в себя рубрики, посвященные экскурсам в искусство, историю и богословие,  социальным аспектам жизни (например, психологии), бытовым аспектам (например, советам для домохозяек), образованию и воспитанию, а также рубрики, подробно посвященные катехизации и церковному просвещению (например, ответы священника на популярные вопросы прихожан).
В качестве примера такого издания подходит популярный православный журнал «Фома». На главной странице и в подразделах можно найти материалы о духовном просвещении, историческом обзоре на величайшие российские духовные обители и святыни, православной поэзии и духовной литературе, искусстве музыки, живописи, фотографии и скульптуры. Интересна и отдельная рубрика, приглашающая читателя поразмышлять над проблемными вопросами произведений мировой литературы и культовых шедевров кинематогорафа («Почему Катерина бросилась с обрыва?», «Зачем Чичиков покупает мертвые души?», «Почему Тарас Бульба убил своего сына?») и т.п.
В результате системного обзора и анализа нескольких сотен печатных, аудиовизуальных и онлайн-версий православных средств массовой коммуникации мы сделали выводы о типологических, жанровых и тактико-стратегических коммуникативных доминантах современных российских православных масс-медиа.
В ходе исследования мы выяснили, что среди печатных изданий наиболее часто встречаются:
•    жанр интервью со священнослужителем, отвечающий на нужные вопросы с точки зрения православия;
•     жанр толкования евангельских текстов, поясняющий их истинный смысл в контексте актуального времени;
•    жанр интервью с работниками и работницами церкви, формирующий церковный имидж;
•    жанр художественной православной публицистики, несущий в себе некую развлекательную и просветительскую функцию.
Также нам удалось установить специфику жанрового многообразия православных аудиовизуальных СМИ. В ходе исследования мы выяснили, что контент православных радиостанций чаще всего опирается на эти жанры:
•    жанр проповеди;
•    жанр детского литературного художественного чтения;
•    жанр толкования;
•    жанр обзора (культурного, музыкального, кинообзора);
•    жанр жития;
•    жанр виртуального путешествия;
•    жанр бесед со священником.
Анализируя православные Youtube-каналы, мы выявили их характерные черты:
•    наличие полноценной дискуссионной площадки между героями в видеороликах, осуществляемой между представителями РПЦ и духовенством других конфессий, что невозможно в условиях православных телеканалов;
•    уникальность имиджа и поведения ведущего, которые более не встречаются нигде;
•    сужение личных границ между героями видео (привлечения внимания зрителя и попытка завоевать его доверие);
•    использование сниженной просторечной лексики, использованной ради привлечения внимания аудитории и более близкого контакта с молодежным сегментом;
•    наличие провокативных «табуированных» для других визуальных православных СМИ тем, не имеющих однозначного ответа с точки зрения религии и предполагающих размышления зрителя;
•    использование приема популяризации науки (визуализация библейских толкований через наглядные метафоры, театральные приемы и реквизит, конкретизация абстрактного, представление, не имеющее аналога).
Аудиовизуальные православные СМИ имеют несколько преимуществ перед традиционными аудиовизуальными СМИ, поскольку:
•    имеют возможность обратной связи, а значит – полноту диалога между представителями РПЦ и православной молодежной аудиторией;
•    более доступны на уровне распространения;
•    имеют менее жесткий уровень цензуры и является более свободным полем.
Наконец, говоря о православных социальных медиа, стоит отметить, что на сегодняшний день именно они являются наиболее новым каналом связи (печатные и электронные периодические издания существовали и раннее, а онлайн-радиостанции и Youtube-каналы являются современной трансформацией традиционных православных аудиовизуальных СМИ, и изучение взаимодействия православной коммуникации между молодежью и представителями конфессий посредством этого канала не до конца разобрана участниками коммуникации, стремящимися к просвещению и сближению, что обнаруживает некоторые затруднения в таком взаимодействии.
В ходе исследования нам удалось выявить характерные особенности взаимодействия духовенства с аудиторией посредством православных социальных медиа:
•    визуальное оформление и иллюстрирование постов и других текстов;
•    использование юмора и мемов;
•    использование просторечной лексики;
•    своевременная злободневность и актуальность тем;
•    наличие обратной связи с подписчиками в комментариях или сообщениях;
•    прямые эфиры как обращение священника ко всем подписчикам в режиме реального времени;
•    просвещение посредством метафорических приемов;
•    отделение от терминологии;
•    проецирование православных установок на события реальной жизни.
Поскольку мы выбрали одни из самых востребованных социальных сетей в мире, православные социальные медиа в данном случае можно рассматривать как один из главных факторов формирования репутации и имиджа РПЦ, образа священнослужителя и понимании основ православия. Возможность воздействовать на аудиторию с помощью вышеперечисленных приемов позволит РПЦ установить более короткие каналы связи с прихожанами и завоевать доверие к священникам, которое так необходимо для наличия прямого диалога.
По итогам нашего исследования можно сделать вывод: наибольшие перспективы развития у православных онлайн-СМИ, СМК и социальных медиа – формат печатных изданий сильно отстает от потребностей читателя, которому все больше необходимо прямое взаимодействие с представителями РПЦ. Посредством социальных медиа на сегодняшний день появилась возможность отслеживать моментальную реакцию аудитории на контент православных онлайн-сообществ, глубину понимания богословских православных основ, отношение к имиджу РПЦ и эффективность взаимодействия церкви и аудитории в сети (все это выражается в комментариях, лайках, репостах, просматриваемости, открытых сообщениях и вопросах к священникам). Youtube-каналы открывают православному зрителю новые, не рассмотренные в традиционных СМИ грани православия (диалог с представителями других религий, конфессий, взглядов и т.д.). Онлайн-СМИ более гибки и способны учитывать особенности восприятия нужного сегмента, устанавливая более эффективный контакт с аудиторией. В силу того, что в печатных СМИ нет интерактивности и нет возможности моментально реагировать на предпочтения аудитории, в этой области наблюдается стагнация. Именно поэтому большинство печатных православных изданий перерабатываются в сайты и социальные медиа (которые имеют наибольшее влияние среди рассмотренных в этой работе видов СМИ).
Библиографический список
1.    Бужинская Д.С. К постановке вопроса о роли медийно-религиозного дискурса в духовной жизни современного российского общества // Петровские образовательные чтения: сборник материалов. Магнитогорск, 2018. С. 295-300.
2.    Бужинская Д.С. Православная журналистика в России // СМИ и общество. Роль журналистики, рекламы и PR в формировании образа России в современных социально-экономических условиях: сборник материалов международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2015. С. 129-136.
3.    Бужинская Д.С. Роль медийно-религиозного дискурса в духовной жизни современного российского общества // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 3. С. 80-85.
4.    Фокина Д.В. Роль православных СМИ в воцерковлении молодежи // Студент и наука (Гуманитарный цикл)-2021: материалы международной студенческой научно-практической конференции. Магнитогорск, 2021. С. 1480-1486.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.