РОЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ИНОЙ КУЛЬТУРЫ
04.01.2024
Ишкина Н.А., Седлярова О.М.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
РОЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ИНОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению использования визуальных средств в обучении иностранному языку как способу воздействия на реципиента с целью формирования положительного отношения к иной культуре. В работе авторы определяют роль визуальных средств обучения в формировании межкультурной компетенции, которая является важным компонентом развития личности и современного мира в целом. Изучаются особенности влияния визуальных образов на восприятие человеком информации. Делается вывод о том, что визуализация позволяет школьникам познакомиться с реалиями иной культуры, а также осознать духовную целостность с представителями других культур в процессе межкультурной коммуникации. Кроме этого, важным критерием отбора визуальных средств является их способность вызывать положительные эмоции у обучающихся, что вызывает интерес к предмету образовательного процесса.
Ключевые слова: визуальные средства обучения, межкультурная компетенция, культура, визуальный образ, восприятие.
В настоящее время межкультурная компетенция является неотъемлемым условием развития и успеха как отдельной личности, так и общества в целом. Одним из компонентов цели обучения иностранному языку в школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, что невозможно без включения школьников в «диалог культур». Задача учителя состоит не только в обучении различным видам речевой деятельности, но и в формировании положительного отношения к иной культуре.
Визуальные средства играют колоссальную роль в современной коммуникации [1, с. 86], в образовательном процессе и, в частности, в обучении иностранному языку [2, 3]. С их помощью происходит знакомство учащихся с реалиями другой страны. Грамотно отобранные визуальные материалы позволяют создать в сознании учеников позитивную картину иного народа. Визуальная культура в настоящее время предоставляет широкие возможности для демонстрации ценностей, персонажей, сюжетов и образов, отражающих культурное многообразие мира [4, с. 24]. Именно поэтому визуализация играет важную роль в формировании позитивного отношения к другим странам и народам, позволяя школьникам познакомиться с их национальными особенностями.
Можно сказать, что визуальные средства обучения симулируют реальность, что ведет к тому, что при изучении иностранных языков у учеников появляется возможность наблюдать и анализировать элементы различных культур. Именно наглядность позволяет ученикам ознакомиться с культурным и историческим наследием страны изучаемого языка. Через фото и видеоматериалы школьники также получают возможность стать частью жизни в этой стране и прочувствовать ее атмосферу [5, с. 110]. Все это в очередной раз доказывает, что визуализация является неотъемлемым компонентом обучения иностранным языкам в школе и во многом влияет на восприятие той или иной культуры глазами российских школьников.
Например, английский дом может выглядеть красиво, элегантно, иметь очень строгие черты, как показано на рисунке 1, слева, а также может органично вписаться в очень живописный пейзаж, в котором дом с каменной облицовкой буквально утопает в цветах и обвит плющом. Именно такие картинки часто описываются в британской художественной литературе (рисунок 1, справа).
Визуальный образ является наиболее емким и теоретически наполненным в процессе взаимодействия знаковым образованием, которое соответствует требованиям современного мира. Он является более информативным, чем слово, поэтому восприятие визуального образа человеком значительно отличается от восприятия слова. Вербальный образ, как знак-символ, говорит нам о типичных свойствах объекта. Что касается визуального образа, он конкретизирует информацию и позволяет оценить свойства и особенности данного объекта. Несомненно, вербальный знак также наделяется различными характеристиками, но его содержательная полнота ограничена. Существует очень известное выражение – «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Оно в очередной раз доказывает, что визуальная информация сильнее влияет на сознание человека, позволяя получить больше информации об объекте. И сам процесс обработки этой информации изменяется. Человек получает знание не от собственного опыта, а наоборот, знание приводит его к личному опыту [6, с. 6].
Зрительный образ не только несет в себе определенную информацию, но и влияет на эмоциональное состояние человека, оказывая воздействие на его поведение. В современном мире визуальный образ является не только картинкой, но и средством взаимодействия с человеком, воспринимаемым этот образ.Визуальная коммуникация перестает быть просто пассивным посредником, она выступает в роли непосредственного участника взаимодействия и оказывает значительное манипуляторное влияние на человека. Именно поэтому содержание визуального материала может оказать сильное воздействие на восприятие школьниками других культур и их особенностей [7, с. 35].
Если мы хотим рассказать российским школьникам о многовековой традиции школьного образования, согласно которой многие состоятельные родители отправляли своих детей в закрытые школы-интернаты, то иллюстрация средневекового здания будет намного красноречивее наших слов (рисунок 2).
Рисунок 3 может послужить иллюстрацией современной архитектуры, что представляет собой альтернативное решения устройства английской школы в наши дни.
Визуальный образ используется с целью воздействия на когнитивный или подсознательный и личностно-мотивационный компоненты готовности принимать особенности других народов, их традиции и обычаи.Опираясь на идеи В. Дильтея о том, что понимание человеческих мыслей, выраженных в речи, искусстве, культуре, как и понимание других людей, происходит в сопереживании и взаимодействии, мы понимаем необходимость создавать учебные ситуации, в которых происходит «интуитивное проникновение одной жизни в другую», что позволяет осознать духовную целостность с представителями иных культур [8, с. 30].
Визуальные образы и символы помогают разрушить барьер, связанный с непониманием между людьми с различным культурным опытом. Возможность непосредственного знакомства с различными компонентами иной культуры через наглядные правильно отобранные средства обучения позволяет самостоятельно проникнуться историей, искусством и жизнью других народов, что ведет к формированию позитивного восприятия особенностей и отличий культуры того или иного общества [9, с. 75].
Таким образом, визуализация оказывает значительное влияние на формирование позитивного образа иной культуры в процессе обучения школьников иностранному языку. Она позволяет наглядно познакомиться с культурой страны изучаемого языка, проанализировать ее отличительные особенности. От качества и содержания наглядных средств обучения зависит и адекватность восприятия учениками иных народов. Поэтому так важно подбирать визуальные образы, соответствующие моральным и духовным ценностям, что позволит сформировать должное отношение к иной культуре и ощутить взаимосвязь между представителями родной и чужой культуры.
Библиографический список
1. Седлярова О.М., Соловьева Н.С. Мультимодальность в современной коммуникации (на примере карикатуры, комиксов, интернет-мемов) // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 81-й междунар. технич. конференции. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2023. С. 86.
2. Sedlyarova O.M., Solovieva N.S. Comics as educational tools in teaching English grammar, lexis and communication skills // Society. Integration.Education.Proceedings of the International Scientific conference.Rezekny Academy of Technologies.2021. Vol. 5.Pp. 615-627.
3. Седлярова О.М., Соловьева Н.С. Продукты лингвовизуальной культуры в лингвистических и лингводидактических исследованиях // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 80-й междунар. технич. конференции. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2022. С. 347.
4. Сторожева, С.П., Микиденко Н.Л. Мультипликация как фактор формирования межкультурной компетентности // Идеи и идеалы. 2017.№1 (31). С. 12-24.
5. Аранова, С. В. Культурологическая тенденция визуализации учебной информации в школьном обучении // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. №193. С. 107-115.
6. Казарина, Т.Ю. Современная культура в визуальном пространстве // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. №30. С. 39-48.
7. Габова, М.В. Визуальная культура современного общества (опыт типологии) // Человек. Культура. Образование. 2017. №2 (24). С. 30-40.
8. Дильтей, В. Описательная психология / Пер. с нем. Е.Д. Зайцевой, под ред. Г.Г. Шпета; вступит.ст. А.В. Лызлова. М.: РИПОЛ классик, 2018. 290 с.
9. Мокиенко, О.П. Визуальные образы-символы как средство развития готовности понимать в межкультурном общении // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №3. С. 73-75.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
РОЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ИНОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению использования визуальных средств в обучении иностранному языку как способу воздействия на реципиента с целью формирования положительного отношения к иной культуре. В работе авторы определяют роль визуальных средств обучения в формировании межкультурной компетенции, которая является важным компонентом развития личности и современного мира в целом. Изучаются особенности влияния визуальных образов на восприятие человеком информации. Делается вывод о том, что визуализация позволяет школьникам познакомиться с реалиями иной культуры, а также осознать духовную целостность с представителями других культур в процессе межкультурной коммуникации. Кроме этого, важным критерием отбора визуальных средств является их способность вызывать положительные эмоции у обучающихся, что вызывает интерес к предмету образовательного процесса.
Ключевые слова: визуальные средства обучения, межкультурная компетенция, культура, визуальный образ, восприятие.
В настоящее время межкультурная компетенция является неотъемлемым условием развития и успеха как отдельной личности, так и общества в целом. Одним из компонентов цели обучения иностранному языку в школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, что невозможно без включения школьников в «диалог культур». Задача учителя состоит не только в обучении различным видам речевой деятельности, но и в формировании положительного отношения к иной культуре.
Визуальные средства играют колоссальную роль в современной коммуникации [1, с. 86], в образовательном процессе и, в частности, в обучении иностранному языку [2, 3]. С их помощью происходит знакомство учащихся с реалиями другой страны. Грамотно отобранные визуальные материалы позволяют создать в сознании учеников позитивную картину иного народа. Визуальная культура в настоящее время предоставляет широкие возможности для демонстрации ценностей, персонажей, сюжетов и образов, отражающих культурное многообразие мира [4, с. 24]. Именно поэтому визуализация играет важную роль в формировании позитивного отношения к другим странам и народам, позволяя школьникам познакомиться с их национальными особенностями.
Можно сказать, что визуальные средства обучения симулируют реальность, что ведет к тому, что при изучении иностранных языков у учеников появляется возможность наблюдать и анализировать элементы различных культур. Именно наглядность позволяет ученикам ознакомиться с культурным и историческим наследием страны изучаемого языка. Через фото и видеоматериалы школьники также получают возможность стать частью жизни в этой стране и прочувствовать ее атмосферу [5, с. 110]. Все это в очередной раз доказывает, что визуализация является неотъемлемым компонентом обучения иностранным языкам в школе и во многом влияет на восприятие той или иной культуры глазами российских школьников.
Например, английский дом может выглядеть красиво, элегантно, иметь очень строгие черты, как показано на рисунке 1, слева, а также может органично вписаться в очень живописный пейзаж, в котором дом с каменной облицовкой буквально утопает в цветах и обвит плющом. Именно такие картинки часто описываются в британской художественной литературе (рисунок 1, справа).
Визуальный образ является наиболее емким и теоретически наполненным в процессе взаимодействия знаковым образованием, которое соответствует требованиям современного мира. Он является более информативным, чем слово, поэтому восприятие визуального образа человеком значительно отличается от восприятия слова. Вербальный образ, как знак-символ, говорит нам о типичных свойствах объекта. Что касается визуального образа, он конкретизирует информацию и позволяет оценить свойства и особенности данного объекта. Несомненно, вербальный знак также наделяется различными характеристиками, но его содержательная полнота ограничена. Существует очень известное выражение – «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Оно в очередной раз доказывает, что визуальная информация сильнее влияет на сознание человека, позволяя получить больше информации об объекте. И сам процесс обработки этой информации изменяется. Человек получает знание не от собственного опыта, а наоборот, знание приводит его к личному опыту [6, с. 6].
Зрительный образ не только несет в себе определенную информацию, но и влияет на эмоциональное состояние человека, оказывая воздействие на его поведение. В современном мире визуальный образ является не только картинкой, но и средством взаимодействия с человеком, воспринимаемым этот образ.Визуальная коммуникация перестает быть просто пассивным посредником, она выступает в роли непосредственного участника взаимодействия и оказывает значительное манипуляторное влияние на человека. Именно поэтому содержание визуального материала может оказать сильное воздействие на восприятие школьниками других культур и их особенностей [7, с. 35].
Если мы хотим рассказать российским школьникам о многовековой традиции школьного образования, согласно которой многие состоятельные родители отправляли своих детей в закрытые школы-интернаты, то иллюстрация средневекового здания будет намного красноречивее наших слов (рисунок 2).
Рисунок 3 может послужить иллюстрацией современной архитектуры, что представляет собой альтернативное решения устройства английской школы в наши дни.
Визуальный образ используется с целью воздействия на когнитивный или подсознательный и личностно-мотивационный компоненты готовности принимать особенности других народов, их традиции и обычаи.Опираясь на идеи В. Дильтея о том, что понимание человеческих мыслей, выраженных в речи, искусстве, культуре, как и понимание других людей, происходит в сопереживании и взаимодействии, мы понимаем необходимость создавать учебные ситуации, в которых происходит «интуитивное проникновение одной жизни в другую», что позволяет осознать духовную целостность с представителями иных культур [8, с. 30].
Визуальные образы и символы помогают разрушить барьер, связанный с непониманием между людьми с различным культурным опытом. Возможность непосредственного знакомства с различными компонентами иной культуры через наглядные правильно отобранные средства обучения позволяет самостоятельно проникнуться историей, искусством и жизнью других народов, что ведет к формированию позитивного восприятия особенностей и отличий культуры того или иного общества [9, с. 75].
Таким образом, визуализация оказывает значительное влияние на формирование позитивного образа иной культуры в процессе обучения школьников иностранному языку. Она позволяет наглядно познакомиться с культурой страны изучаемого языка, проанализировать ее отличительные особенности. От качества и содержания наглядных средств обучения зависит и адекватность восприятия учениками иных народов. Поэтому так важно подбирать визуальные образы, соответствующие моральным и духовным ценностям, что позволит сформировать должное отношение к иной культуре и ощутить взаимосвязь между представителями родной и чужой культуры.
Библиографический список
1. Седлярова О.М., Соловьева Н.С. Мультимодальность в современной коммуникации (на примере карикатуры, комиксов, интернет-мемов) // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 81-й междунар. технич. конференции. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2023. С. 86.
2. Sedlyarova O.M., Solovieva N.S. Comics as educational tools in teaching English grammar, lexis and communication skills // Society. Integration.Education.Proceedings of the International Scientific conference.Rezekny Academy of Technologies.2021. Vol. 5.Pp. 615-627.
3. Седлярова О.М., Соловьева Н.С. Продукты лингвовизуальной культуры в лингвистических и лингводидактических исследованиях // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 80-й междунар. технич. конференции. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2022. С. 347.
4. Сторожева, С.П., Микиденко Н.Л. Мультипликация как фактор формирования межкультурной компетентности // Идеи и идеалы. 2017.№1 (31). С. 12-24.
5. Аранова, С. В. Культурологическая тенденция визуализации учебной информации в школьном обучении // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. №193. С. 107-115.
6. Казарина, Т.Ю. Современная культура в визуальном пространстве // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. №30. С. 39-48.
7. Габова, М.В. Визуальная культура современного общества (опыт типологии) // Человек. Культура. Образование. 2017. №2 (24). С. 30-40.
8. Дильтей, В. Описательная психология / Пер. с нем. Е.Д. Зайцевой, под ред. Г.Г. Шпета; вступит.ст. А.В. Лызлова. М.: РИПОЛ классик, 2018. 290 с.
9. Мокиенко, О.П. Визуальные образы-символы как средство развития готовности понимать в межкультурном общении // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №3. С. 73-75.