РОЛЬ УРОКОВ ОСНОВНОГО ИНСТРУМЕНТА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
11.01.2024
Пунькаева И.К.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
РОЛЬ УРОКОВ ОСНОВНОГО ИНСТРУМЕНТА
В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. Данная тема исследования предусматривает целенаправленное и обоснованное построение педагогического процесса на уроках основного инструмента, где понимание и изучение фортепианной литературы играет важнейшую роль в формировании духовно-нравственных качеств и эстетических идеалов учащихся. Отсюда следует, что познание окружающего мира через музыкальное искусство способствует установлению истинно культурных отношений между людьми, устроению повседневной жизни по законам красоты.
Ключевые слова: нравственные ориентиры, творческий отклик, педагогика сотрудничества, роль педагога, ценность музыкального образования, модель эстетической культуры обучающегося.
Музыкальное искусство играет важнейшую роль в формировании нравственных качеств эстетических идеалов обучающегося. Оно несет в себе огромный познавательный заряд, тем самым, способствуя развитию чувств, эмоций, сознания, помогая в формировании гуманистических взглядов и убеждений.
В наши дни актуализировалась проблема нравственного воспитания подрастающего поколения средствами музыкального искусства с целью развития внутренних качеств личности, формирования потребностей в познании прекрасного и повышения нравственной культуры.
Усиление интереса и внимания к этой проблеме свидетельствует о расширении сфер влияния нравственности. Сегодня нравственность становится неотъемлемой частью любой сферы жизни, выступая одним из критериев ее внутреннего содержания. К сожалению, порой забываются истинные духовно-нравственные ценности. Радует то, что проблема духовно-нравственного воспитания привлекла и привлекает пристальное внимание современных учёных, так как, по сути, речь идёт о настоящем и завтрашнем дне России, ценностных ориентациях нашего общества, а по большому счёту о национальной безопасности страны [1:53-56].
Проблема организации образовательного процесса, как единство обучения, воспитания и развития будущего педагога, достаточна сложна и серьезна. Особый акцент необходимо сделать на выстраивании культурно-личностной стратегии воспитательной работы, которая обеспечивает организованный процесс духовно-нравственного становления личности студента. Поэтому, воспитание нравственно-эстетических качеств личности будущего учителя музыки, его духовное становление в процессе его профессиональной деятельности выходят сегодня на первый план, являясь ценностной установкой, приоритетным направлением в образовательном процессе подготовки специалиста.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания говорится, что воспитание и развитие должны быть интегрированы в основные виды деятельности учащегося: урочную и внеурочную. А интегрированы они могут быть только посредством актуализации и синтеза личностных предметных и общечеловеческих ценностей. Причем базовые ценности должны пронизывать все учебное содержание, всю многоплановую деятельность учащегося. Подготовка учителя музыки – это комплексный процесс, в котором важно не только специальное обучение, но и духовно-нравственное развитие личности будущего учителя, как носителя моральных ценностей [2:35-37].
Мы своей работе исходим из тезиса, что духовно-нравственные смыслы присутствуют во всех предметных областях. Поэтому каждый предмет и, соответственно, каждый урок обладает уникальным и незаменимым духовно-нравственным потенциальном. Обязательным элементом на уроке является обращение к личному эмоциональному, жизненному опыту учащегося, его размышления по изучаемому произведению, включающее в себя характеристику стиля композитора, эпохи, в которой он творил,драматургию и образное содержание данного произведения. Как отмечал советский психолог Л.С. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нем нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции.
Уроки основного инструмента открывают неограниченные возможности для реализации этого потенциала. Задача педагога -собрать эти смыслы в единое целое и направить на развитие духовного мира учащегося. Таким образом, у каждого педагога есть возможность сознательно, осмысленно и ненавязчиво заниматься духовно-нравственным воспитанием и развитием учащегося на близком ему предметном материале. Главная ценность музыкального искусства заключается в способности быть личностно-формирующим фактором в жизни каждого человека.
Грамотно, целенаправленно подобранный репертуар на уроках основного инструмента развивает способность учащегося воспринимать прекрасное, раскрывает перед ним возвышенный образ мыслей, мир высоких чувств, одухотворяет его. Работа над раскрытием содержания музыкального произведения, трактовкой, интерпретацией ведет ученика к эстетическому освоению мира, постижению его с точки зрения целостности, гармонии и полноты, способствуя гармоничному развитию интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности. Творчество выдающихся композиторов, представителей русской композиторской школы П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.П. Бородина и других, являются хрестоматийным примером воспитания будущих учителей музыки, обладающих уникальной способностью передавать художественный образ произведения, имеющих индивидуальный композиторский стиль и творческий потенциал [3:17-21].
В духовно-нравственном воспитании ученика велика роль педагога. Его знания, опыт и творческий потенциал должны совершенствоваться и находиться в постоянном движении. Сила личного примера и желание открыть свой мир для ученика заставляют педагога задуматься, насколько его мир нравственно чист и духовно возвышен, а значит, интересен другим людям.Социальная наполненность общения, рождаемая самой музыкой, позволяет через совместные переживания понять внутренний мир друг друга и откликнуться на него.
Раскрытие художественного содержания музыкального произведения через отражение внутреннего состояния композитора, переживание изображаемого явления воздействуют на чувства и эмоции учащегося и способствуют пробуждению самых теплых душевных струн, проникая в отдаленные уголки человеческой души.
Совместная творческая работа, в которой отражается впечатление от увиденного, услышанного, прочувствованного, позволяет, как будто остановить, увековечить это впечатление, вглядеться в себя, в окружающий мир.
Девизом преподавателя в классе основного инструмента должны звучать слова замечательного пианиста и прекраснейшего педагога Г.Г. Нейгауза: «Достигнуть успехов в работе над художественным образом в классе основного инструмента можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а, следовательно, пианистически. Педагогика, ставящая перед собой такие цели, перестает быть только педагогикой, но становится воспитанием».
Соприкасаясь с прекрасным миром музыкального искусства, учащиеся обретают способность самостоятельно мыслить, чувствовать, сопереживать. У них развиваются интеллектуальные способности и закладываются нравственные ориентиры.
Высокохудожественные произведения педагогического репертуара формируют нравственно-эстетическую культуру учащегося и являются средством всестороннего и целостного роста личности, способствуют совершенствованию нравственных идеалов, воспитанию эстетического отношения к окружающей действительности и развитию внутреннего духовного мира.
Опыт показывает, что знания, не усвоенные личностью, не пережитые, не пропущенные через внутренний духовный мир учащегося, часто оседают мертвым грузом в его памяти. Как сделать так, чтобы полученные культурные знания стали для учащегося ценностным внутренним приобретением?
В первую очередь, педагог должен заботиться не о количестве знаний, получаемых учащимся, а о том ценностном смысле, который через них открывается. Всякое культурное впечатление непременно требует осмысления, иначе оно может затеряться в памяти учащегося, утратить его значение. Важен отклик – и отклик творческий [4:32-36].
Раскрытие художественного содержания музыкального произведения через отражение внутреннего состояния композитора, переживание изображаемого явления воздействуют на чувства и эмоции учащегося и способствуют пробуждению самых теплых душевных струн, проникая в отдаленные уголки человеческой души.
В современной педагогике ученые единодушно говорят о необходимости изучения воспитанности личности, измерения ее уровня. Профессор Л.П. Печко дает обобщенную модель эстетической культуры учащегося. Эта модель включает следующие компоненты:
- развитость основных форм эстетического сознания (чувств, вкусов, идеалов, потребностей);
- общая образованность в сфере культуры, понимание нормативности и уникальности при оценке эстетических объектов;
- степень освоения адекватных эстетических действий творческого диалогического характера, освоения предметно-эстетической деятельности.
Специалист в области общей педагогики, теории воспитания педагогических проблем в области культуры личности М.А. Верб так представляет свою концепцию нравственно-духовной культуры учащегося. Она состоит из 8 основных показателей:
1) понимание сущности прекрасного, искусства, художественного творчества;
2) знание главных фактов истории Отечества и зарубежного искусства;
3) информированность о заметных явлениях современной художественной культуры;
4) эмоциональная отзывчивость к различным сторонам жизни, искусства;
5) умение адекватно оценивать художественное произведение в единстве содержания и формы;
6) умение отличить истинную красоту от мнимой в искусстве, поведении, быту;
7) наличие разносторонних эстетических интересов и потребностей, в том числе индивидуальных предпочтений;
8) развитость тех или иных художественных способностей, участие в художественно-творческой деятельности.
В ходе исследования автором были выявлены 4 уровня сформированности у учащегося эстетической культуры: высокий, уровень выше среднего, средний и низкий.Уровни сформированности эстетической культуры учащегося являются типичными и позволяют говорить об определенных тенденциях ее развития. Эти тенденции проявляются в последовательном переходе учащегося от более низкого к более высокому уровню культуры. Как показала опытно-экспериментальная практика, планомерная систематическая работа по формированию эстетического воспитания позволяет постоянно повышать уровень сформированности эстетической культуры учащегося и добиваться положительных результатов в данном эксперименте. [5:24-27].
В заключение можно еще раз подчеркнуть, что музыкальное искусство играет важнейшую роль в формировании нравственных качеств, эстетических идеалов учащегося. Оно несет в себе огромный познавательный заряд, тем самым способствуя развитию чувств, эмоций, сознания, помогая формированию гуманистических взглядов и убеждений. Нравственная и эстетическая культура являются главными составляющими духовности личности. Отсюда следует, что познание окружающего мира через культуру и музыкальное искусство способствует установлению истинно культурных отношений между людьми, устроению повседневной жизни по законам красоты. Понимание и изучение культуры, искусства и музыкального наследия – это путь воспитания нравственной, интеллектуальной, гармоничной и гуманной личности, которая во всех сложных жизненных ситуациях сможет повести себя достойно, в нужное время проявить милосердие и человечность, свойственные только личности, истинно образованной, просвещенной и духовно-наполненной.
Библиографический список
1. Алиев, Ю.Б. Настоящая книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
2. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание. М., 1989.
3. Васильева, Н.В. Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки [Текст]: автореф. дис. … канд.пед.наук /Н.В.Васильева. – Магнитогорск, 2007.
4. Верб, М.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема [Текст]: дис. …д-ра пед.наук / М.А.Верб. – СПб, 1997.
5. Клепиков, В.Н. Духовно-нравственные смыслы в современном образовании / В.Н.Клепиков / Школьные технологии. 2013. №4.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
РОЛЬ УРОКОВ ОСНОВНОГО ИНСТРУМЕНТА
В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. Данная тема исследования предусматривает целенаправленное и обоснованное построение педагогического процесса на уроках основного инструмента, где понимание и изучение фортепианной литературы играет важнейшую роль в формировании духовно-нравственных качеств и эстетических идеалов учащихся. Отсюда следует, что познание окружающего мира через музыкальное искусство способствует установлению истинно культурных отношений между людьми, устроению повседневной жизни по законам красоты.
Ключевые слова: нравственные ориентиры, творческий отклик, педагогика сотрудничества, роль педагога, ценность музыкального образования, модель эстетической культуры обучающегося.
Музыкальное искусство играет важнейшую роль в формировании нравственных качеств эстетических идеалов обучающегося. Оно несет в себе огромный познавательный заряд, тем самым, способствуя развитию чувств, эмоций, сознания, помогая в формировании гуманистических взглядов и убеждений.
В наши дни актуализировалась проблема нравственного воспитания подрастающего поколения средствами музыкального искусства с целью развития внутренних качеств личности, формирования потребностей в познании прекрасного и повышения нравственной культуры.
Усиление интереса и внимания к этой проблеме свидетельствует о расширении сфер влияния нравственности. Сегодня нравственность становится неотъемлемой частью любой сферы жизни, выступая одним из критериев ее внутреннего содержания. К сожалению, порой забываются истинные духовно-нравственные ценности. Радует то, что проблема духовно-нравственного воспитания привлекла и привлекает пристальное внимание современных учёных, так как, по сути, речь идёт о настоящем и завтрашнем дне России, ценностных ориентациях нашего общества, а по большому счёту о национальной безопасности страны [1:53-56].
Проблема организации образовательного процесса, как единство обучения, воспитания и развития будущего педагога, достаточна сложна и серьезна. Особый акцент необходимо сделать на выстраивании культурно-личностной стратегии воспитательной работы, которая обеспечивает организованный процесс духовно-нравственного становления личности студента. Поэтому, воспитание нравственно-эстетических качеств личности будущего учителя музыки, его духовное становление в процессе его профессиональной деятельности выходят сегодня на первый план, являясь ценностной установкой, приоритетным направлением в образовательном процессе подготовки специалиста.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания говорится, что воспитание и развитие должны быть интегрированы в основные виды деятельности учащегося: урочную и внеурочную. А интегрированы они могут быть только посредством актуализации и синтеза личностных предметных и общечеловеческих ценностей. Причем базовые ценности должны пронизывать все учебное содержание, всю многоплановую деятельность учащегося. Подготовка учителя музыки – это комплексный процесс, в котором важно не только специальное обучение, но и духовно-нравственное развитие личности будущего учителя, как носителя моральных ценностей [2:35-37].
Мы своей работе исходим из тезиса, что духовно-нравственные смыслы присутствуют во всех предметных областях. Поэтому каждый предмет и, соответственно, каждый урок обладает уникальным и незаменимым духовно-нравственным потенциальном. Обязательным элементом на уроке является обращение к личному эмоциональному, жизненному опыту учащегося, его размышления по изучаемому произведению, включающее в себя характеристику стиля композитора, эпохи, в которой он творил,драматургию и образное содержание данного произведения. Как отмечал советский психолог Л.С. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нем нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции.
Уроки основного инструмента открывают неограниченные возможности для реализации этого потенциала. Задача педагога -собрать эти смыслы в единое целое и направить на развитие духовного мира учащегося. Таким образом, у каждого педагога есть возможность сознательно, осмысленно и ненавязчиво заниматься духовно-нравственным воспитанием и развитием учащегося на близком ему предметном материале. Главная ценность музыкального искусства заключается в способности быть личностно-формирующим фактором в жизни каждого человека.
Грамотно, целенаправленно подобранный репертуар на уроках основного инструмента развивает способность учащегося воспринимать прекрасное, раскрывает перед ним возвышенный образ мыслей, мир высоких чувств, одухотворяет его. Работа над раскрытием содержания музыкального произведения, трактовкой, интерпретацией ведет ученика к эстетическому освоению мира, постижению его с точки зрения целостности, гармонии и полноты, способствуя гармоничному развитию интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности. Творчество выдающихся композиторов, представителей русской композиторской школы П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.П. Бородина и других, являются хрестоматийным примером воспитания будущих учителей музыки, обладающих уникальной способностью передавать художественный образ произведения, имеющих индивидуальный композиторский стиль и творческий потенциал [3:17-21].
В духовно-нравственном воспитании ученика велика роль педагога. Его знания, опыт и творческий потенциал должны совершенствоваться и находиться в постоянном движении. Сила личного примера и желание открыть свой мир для ученика заставляют педагога задуматься, насколько его мир нравственно чист и духовно возвышен, а значит, интересен другим людям.Социальная наполненность общения, рождаемая самой музыкой, позволяет через совместные переживания понять внутренний мир друг друга и откликнуться на него.
Раскрытие художественного содержания музыкального произведения через отражение внутреннего состояния композитора, переживание изображаемого явления воздействуют на чувства и эмоции учащегося и способствуют пробуждению самых теплых душевных струн, проникая в отдаленные уголки человеческой души.
Совместная творческая работа, в которой отражается впечатление от увиденного, услышанного, прочувствованного, позволяет, как будто остановить, увековечить это впечатление, вглядеться в себя, в окружающий мир.
Девизом преподавателя в классе основного инструмента должны звучать слова замечательного пианиста и прекраснейшего педагога Г.Г. Нейгауза: «Достигнуть успехов в работе над художественным образом в классе основного инструмента можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а, следовательно, пианистически. Педагогика, ставящая перед собой такие цели, перестает быть только педагогикой, но становится воспитанием».
Соприкасаясь с прекрасным миром музыкального искусства, учащиеся обретают способность самостоятельно мыслить, чувствовать, сопереживать. У них развиваются интеллектуальные способности и закладываются нравственные ориентиры.
Высокохудожественные произведения педагогического репертуара формируют нравственно-эстетическую культуру учащегося и являются средством всестороннего и целостного роста личности, способствуют совершенствованию нравственных идеалов, воспитанию эстетического отношения к окружающей действительности и развитию внутреннего духовного мира.
Опыт показывает, что знания, не усвоенные личностью, не пережитые, не пропущенные через внутренний духовный мир учащегося, часто оседают мертвым грузом в его памяти. Как сделать так, чтобы полученные культурные знания стали для учащегося ценностным внутренним приобретением?
В первую очередь, педагог должен заботиться не о количестве знаний, получаемых учащимся, а о том ценностном смысле, который через них открывается. Всякое культурное впечатление непременно требует осмысления, иначе оно может затеряться в памяти учащегося, утратить его значение. Важен отклик – и отклик творческий [4:32-36].
Раскрытие художественного содержания музыкального произведения через отражение внутреннего состояния композитора, переживание изображаемого явления воздействуют на чувства и эмоции учащегося и способствуют пробуждению самых теплых душевных струн, проникая в отдаленные уголки человеческой души.
В современной педагогике ученые единодушно говорят о необходимости изучения воспитанности личности, измерения ее уровня. Профессор Л.П. Печко дает обобщенную модель эстетической культуры учащегося. Эта модель включает следующие компоненты:
- развитость основных форм эстетического сознания (чувств, вкусов, идеалов, потребностей);
- общая образованность в сфере культуры, понимание нормативности и уникальности при оценке эстетических объектов;
- степень освоения адекватных эстетических действий творческого диалогического характера, освоения предметно-эстетической деятельности.
Специалист в области общей педагогики, теории воспитания педагогических проблем в области культуры личности М.А. Верб так представляет свою концепцию нравственно-духовной культуры учащегося. Она состоит из 8 основных показателей:
1) понимание сущности прекрасного, искусства, художественного творчества;
2) знание главных фактов истории Отечества и зарубежного искусства;
3) информированность о заметных явлениях современной художественной культуры;
4) эмоциональная отзывчивость к различным сторонам жизни, искусства;
5) умение адекватно оценивать художественное произведение в единстве содержания и формы;
6) умение отличить истинную красоту от мнимой в искусстве, поведении, быту;
7) наличие разносторонних эстетических интересов и потребностей, в том числе индивидуальных предпочтений;
8) развитость тех или иных художественных способностей, участие в художественно-творческой деятельности.
В ходе исследования автором были выявлены 4 уровня сформированности у учащегося эстетической культуры: высокий, уровень выше среднего, средний и низкий.Уровни сформированности эстетической культуры учащегося являются типичными и позволяют говорить об определенных тенденциях ее развития. Эти тенденции проявляются в последовательном переходе учащегося от более низкого к более высокому уровню культуры. Как показала опытно-экспериментальная практика, планомерная систематическая работа по формированию эстетического воспитания позволяет постоянно повышать уровень сформированности эстетической культуры учащегося и добиваться положительных результатов в данном эксперименте. [5:24-27].
В заключение можно еще раз подчеркнуть, что музыкальное искусство играет важнейшую роль в формировании нравственных качеств, эстетических идеалов учащегося. Оно несет в себе огромный познавательный заряд, тем самым способствуя развитию чувств, эмоций, сознания, помогая формированию гуманистических взглядов и убеждений. Нравственная и эстетическая культура являются главными составляющими духовности личности. Отсюда следует, что познание окружающего мира через культуру и музыкальное искусство способствует установлению истинно культурных отношений между людьми, устроению повседневной жизни по законам красоты. Понимание и изучение культуры, искусства и музыкального наследия – это путь воспитания нравственной, интеллектуальной, гармоничной и гуманной личности, которая во всех сложных жизненных ситуациях сможет повести себя достойно, в нужное время проявить милосердие и человечность, свойственные только личности, истинно образованной, просвещенной и духовно-наполненной.
Библиографический список
1. Алиев, Ю.Б. Настоящая книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
2. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание. М., 1989.
3. Васильева, Н.В. Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки [Текст]: автореф. дис. … канд.пед.наук /Н.В.Васильева. – Магнитогорск, 2007.
4. Верб, М.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема [Текст]: дис. …д-ра пед.наук / М.А.Верб. – СПб, 1997.
5. Клепиков, В.Н. Духовно-нравственные смыслы в современном образовании / В.Н.Клепиков / Школьные технологии. 2013. №4.