Задать вопрос
Статьи

РОЛЬ ТИФЛОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

29.12.2024
УДК 376.3
Тугулева Г. В., Никифорова Е. А.,
Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

РОЛЬ ТИФЛОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Аннотация. Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения направлена на компенсирующее развитие всех психических процессов и формирование социально-адаптивных, коммуникативных навыков для дальнейшей интеграции в со-временное общество детей с нарушением зрения. В статье рассматривается проблема коррекции нарушений зрения и его развития при помощи современных тифло-технических средств. Описаны современные технические средства, используемые в коррекционно-педагогическом процессе детей с нарушением зрения и раскрыто значение их применения. Отмечено, что использование тифлоприборов при проведении коррекционной работы способствует коррекции зрения, результативно активизирует психические процессы: развиваются тактильные ощущения, слуховое внимание и память, на основе которых формируются мыслительные операции, формируется правильное предметно-пространственное представление, а развитие мелкой моторики активирует связную речь ребенка. Внедрение в практику современных цифровых тифлотехнических средств позволит оптимизировать педагогический процесс, расширить адаптивные и познавательные возможности детей с нарушениями зрения.
Ключевые слова: дошкольный возраст, дети с нарушением зрения, коррекция зрения, развитие зрения, тифлотехнические средства.
THE ROLE OF TYPHLOTECHNICAL TOOLS
IN CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK
WITH VISUALLY IMPAIRED CHILDREN
Abstract: correctional and developmental work with children with visual impairment is aimed at compensating the development of all mental processes and the formation of socially adaptive, communicative skills for further integration into modern society of children with visual impairment. The article deals with the problem of correction of visual impairment and its development with the help of modern typhlotechnical means. Modern technical means used in the correctional pedagogical process of children with visual impairment are described and the significance of their application is revealed. It is noted that the use of typhlopribors during correctional work contributes to the correction of vision, effectively activates mental processes: tactile sensations, auditory attention and memory develop, on the basis of which mental operations are formed, correct objective and spatial representation is formed, and the development of fine motor skills activates the coherent speech of the child. The introduction of modern digital typhlotechnical tools into practice will optimize the pedagogical process; expand the adaptive and cognitive capabilities of children with visual impairments.
Keywords: preschool age, children with visual impairment, correction of vision, development of vision, typhlotechnical mean.

Раскрытие индивидуального образовательного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их необходимыми компетенциями для успешной социализации является одной из актуальных проблем образования и обосновывает реализацию инклюзии на всех ступенях современного образования. В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании» и ФГОС ДО нормативно описана необходимость организации доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и говорится о том, что коррекционная работа должна быть направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ.
В раннем возрасте ведущим психическим процессом выступает зрительное воспри-ятие предметов и явлений. В настоящее время, нарушения зрения различной сложности имеют большое количество детей. Нарушение функций зрения или его отсутствие сказы-вается на точности восприятия окружающего мира, ориентации в пространстве, психиче-ском развитии ребенка. В исследовании И. А. Кувшиновой и А. С Дильмухаметовой от-мечено, что большие затруднения возникают у слепых детей в оценке пространственных признаков: положения, направления, расстояния, величины, формы объектов [1, с. 36].
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения направлена на компенсирующее развитие всех психических процессов и формирование социально-адаптивных, коммуникативных навыков для дальнейшей интеграции в современное об-щество детей с нарушением зрения. Современные исследования тифлопедагогики и де-фектологии показали, что своевременная работа по коррекции нарушений зрения и его развития в дошкольном детстве позволяет: рационально использовать сохранные анали-заторы при замещении функций зрительного анализатора функциями другими анализа-торами с использованием акустических, тактильных, проприоцептивных средств отобра-жения информации; уменьшить ограничение в ориентировке детей в окружающем их пространстве, вызванное полной или частичной утратой зрения (тем самым облегчить ориентировку в быту).
Одним из путей оптимизации педагогического процесса для незрячих и слабовидя-щих детей следует считать внедрение в практику разнообразных тифлотехнических средств, с помощью которых могут быть расширены адаптивные и познавательные воз-можности детей в бытовой, образовательной, а в будущем и профессиональной деятель-ности. На современном этапе цифровой трансформации общества ключевым фактором улучшения качества жизни и социальной адаптации лиц с нарушениями зрения, по мне-нию Ю. В. Мелихова, является тифлоинформационная грамотность, которая обеспечивает эффективное участие в общественном информационном обмене [3, с. 205]. Поэтому знакомство детей и широкое применение в специальных дошкольных учреждениях и детских садах, реализующих инклюзивную практику тифлотехнических устройств в коррекционно-педагогическом процессе, является одним из путей восполнения и компенсации недостаточности зрения посредством использования сохранных анализаторов - осязания и слуха детей с нарушениями зрения.
Тифлосредства открывают перспективы для образования и развития адаптивных и познавательных способностей детей с нарушением зрения или его отсутствием, снимают ограничения в развитии предметной и пространственной ориентировки, повышают само-стоятельность. Также технические средства помогают преодолеть трудности, связанные с нехваткой знаний, квалификации, образования, содействуя, таким образом, социальному продвижению личности.
Электронная тифлотехника, помогает слабовидящим избежать изменений в инфор-мационном обмене, устанавливает связь с окружающим миром, позволяет, даже при от-сутствии зрения, получать объективную и достоверную информацию о действительно-сти. Специальные тифлосредства, кроме того, обеспечивают быстрый доступ слабовидя-щих к необходимой информации, дают им возможность самостоятельно создавать и по-лучать информацию в общепринятой форме, что означает приобщение их к информаци-онной культуре.
Тифлотехнические средства расширяют технические возможности педагога при проведении коррекционно-развивающей работы, способствует созданию на занятиях иг-ровой среды с подачей разнообразного материала. Также, по мнению И. А. Кувшиновой, тифлотехнические средства повышают мотивацию детей с нарушениями зрения к труд-ным для них видам деятельности и обеспечивают возможность продуктивной деятельно-сти в условиях группового обучения [1, с. 38].
Начиная с раннего возраста дети с нарушением зрения знакомятся с разнообразны-ми тифлотехническими средствами:
– наглядные тифлосредства помогают ребёнку научиться ориентировке в простран-стве, используя тактильные ощущения и слуховые анализаторы;
– средства обнаружения (индивидуальные тифлоприборы для распознавания пред-метов и объектов);
– средства индикации позволяют ребенку научиться определять верное направ-ление при перемещении на объекте;
– средства информирования необходимы для дальнейшего пользования информа-ционными тактильно-сенсорными терминалами.
В образовательном процессе детей с нарушением зрения педагоги и специалисты, опираясь на значимость амплификации детского развития и компенсаторные функции психических и физиологических процессов, широко используют:
– тактильные пособия со звуковыми комментариями и рельефно-графические кни-ги;
– тактильные информационные карточки с одностороннем теснением по системе Брайля;
– тактильные стенды; рельефно-графические пособия в формате 3D;
– тактильно-звуковые таблички и карты, схемы;
– интерактивные тактильно-звуковые стенды («Цифры», «Азбука», «Времена года», «Время», «Животные», «Растения», «Водный мир» и др.);
– тифлоприборы «Ориентир» и «Светлячок»; тактильные наклейки; тифломаркеры;
– тактильные портреты и изображения художественных произведений в формате 3D;
– обучающие и игровые тактильные наборы (тактильные наборы букв и цифр, маг-нитно-тактильная азбука на русском и английском языках; кубики Брайля, шахматы, электронные брайлевские самоучители в виде мини-планшетов);
– стационарные и портативные цифровые увеличители, индивидуальные лупы;
– программное обеспечение для использования компьютерных технологий в кор-рекции и развитии зрения.
Использование тифлооборудования в дошкольных учреждениях проводится в строгом соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 и соблюдением условий для сбережения здоровья детей: продолжительность занятий не более 10-15 минут в день; расстояние от глаз ребенка до монитора соответствует требованиям СанПиН (0,6-0,7 м); изображение на экранах стабильное, яркое и предельно четкое; после занятия с детьми обязательно проводится гимнастика для глаз.
Применение тифлоприборов при проведении коррекционной работы способствует коррекции зрения, результативно активизирует психические процессы: развиваются так-тильные ощущения, которые выступают компенсацией зрительного опыта; формируется правильное предметно-пространственное представление, благодаря которому развивает-ся образное мышление; развивается слуховое внимание и память, на основе которых формируются мыслительные операции; развитие психических процессов и мелкой мото-рики активирует связную речь ребенка.
Благодаря применению тифлотехнических средств в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения происходит преобразование визуальной информации в информацию, доступную посредством слуха и осязания, что способствует развитию у детей зрительно-моторной координации, повышению зритель-ной стимуляции и зрительного внимания, формированию бинокулярного зрения, а также компенсаторное развитие всех познавательных процессов. Тифлотехнические средства в процессе обучения становятся эффективным средством развития ребенка, способствуют формированию у него способности к самостоятельности, самосовершенствованию и са-мореализации.
Необходимо отметить значение применения современных тифлосредств в процессе подготовки детей с нарушением зрения к обучению в школе. Одним из аспектов требова-ний к содержанию и результатам работы дошкольных образовательных учреждений по подготовке воспитанников к обучению в школе является формирование общей и специ-альной готовности к обучению в школе (Л. В. Градусова, Ю. А. Мичурина) [4]. Знаком-ство с окружающим миром посредством интерактивных тактильно-звуковых устройств формирует мотивационную и интеллектуальную готовность к обучению в школе. Разви-тие тактильных ощущений и мелкой моторики способствует развитию умений пользо-ваться знаково-символическими средствами передачи информации, обучению чтению, овладению счетом.
Современным инструментом, обеспечивающим надежный и оперативный обмен информацией с окружающим обществом, являются специализированные компьютерные тифлотехнологии для лиц с нарушениями зрения и способствуют в будущем самостоя-тельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначе-ния (например, MS Word, Internet Explorer и т. д.). В исследовании В. И. Швецова описа-но влияние компьютерных тифлотехнологий на социальною интеграцию лиц с глубоки-ми нарушениями зрения. Данные технологии представлены комплексом аппаратных и программных средств, обеспечивающих звуковое (с помощью программ синтеза речи) и/или рельефно-точечное (путем вывода шрифтом Брайля на специальное устройство, называемое брайлевским дисплеем) представление компьютерной информации [5, с. 154]. По мнению Ю. В.  Мелихова, использование в работе с детьми с нарушением зре-ния новейших цифровых технологий способствует на последующих ступенях образова-ния учащимся получать доступ к различным дидактическим материалам в доступном приемлемом формате, демонстрировать свои образовательные достижения [2, с. 13].
Кроме того, обучение навыкам работы на современных тифлоприборах и устройст-вах в настоящее время становится важным и необходимым средством формирования со-циально-адаптивных и информационно-коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения или его отсутствием для дальнейшей их интеграции в современное общество, преодолевать социально-психологические барьеры в обучении, развивать способности и таланты, приобретать профессиональные компетенции.
Применение в коррекционной работе со слабовидящими тифлотехнических способ-ствует выработке у них коммуникативных навыков, инновационных умений обработки информации и в значительной степени влияет на всестороннее развитие, открывают ши-рокие возможности для улучшения качества образования, его доступности для детей с ОВЗ, позволяет значительно улучшить процесс коррекционного обучения за счет инди-видуализации коррекционно-развивающего процесса.
Список литературы
1. Кувшинова И. А., Дильмухаметова А. С. Перспективные тифлотехнические сред-ства для образования и развития детей и подростков с нарушением зрения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-4. С. 36–40.
2. Мелихов Ю. В. Новые цифровые решения в обучении людей с нарушением зре-ния в современной инклюзивной образовательной среде // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6, № 1. С. 12–18.
3. Мелихов Ю. В. О проблемах и перспективах цифрового образования людей с на-рушением зрения // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-3. С. 204-207.
4. Подготовка ребенка к школе: требование и диагностика / Л. В. Градусова, Ю. А. Мичурина [и др.]. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. ун-т, 2012. 266 с.
5. Швецов В. И. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения : учебн. пособие. Нижний Новгород : Нижегородский гос. у-т им. Н. И. Лобачевского, 2007. 154 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.